
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
|
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Зав. кафедрой ______________ Декан факультета _____________
___________________________ _____________________________
«___»_______________20 г. «___»_______________20 г.
^
По дисциплине (модулю) «ЗУБОПРОТЕЗИРОВАНИЕ (ПРОСТОЕ ПРОТЕЗИРОВАНИЕ)»
По направлению подготовки 060201 - стоматология
Курс П, Ш
Вид промежуточной аттестации - зачет (У1 семестр)
Кафедра ортопедической стоматологии
Трудоемкость дисциплины 222 ч./6,5 зач. ед.
Архангельск, 2012г.
1. Цель и задачи освоения дисциплины (модуля)
Цель – подготовка врача-стоматолога, владеющего глубокими знаниями и умениями в области профилактики, диагностики, ортопедических методов лечения заболеваний зубочелюстной системы; способного обоснованно выбирать конструкцию зубного протеза и материалы для его изготовления; оказывать амбулаторную стоматологическую ортопедическую помощь при патологии твердых тканей зубов и дефектах зубных рядов
Задачи:
ознакомить студентов с принципами организации и работы клиники ортопедической стоматологии и зуботехнической лаборатории;
формирование у студентов навыков организации мероприятий по охране труда и технике безопасности, санитарно-противоэпидемических мероприятий при работе в кабинете ортопедической стоматологии, при работе с различными материалами, применяемыми в ортопедической стоматологии;
изучение основной профессиональной терминологии в области ортопедической стоматологии;
обучение студентов особенностям обследования пациентов с дефектами твердых тканей зубов и зубных рядов с ведением медицинской документации;
обучение студентов основам диагностики и планирования ортопедического лечения;
приобретение студентами навыков работы с основным стоматологическим оборудованием, инструментарием, материалами;
обучение студентов методикам проведения клинических и лабораторных этапов изготовления несъемных и съемных конструкций зубных протезов.
ознакомление студентов с возможными осложнениями при ортопедическом лечении несъемными и съемными зубными протезами и методами их устранения и профилактики;
формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций;
привитие студентам навыков изучения научной литературы, подготовки рефератов, презентаций по современным проблемам простого зубного протезирования;
обеспечение условий для активизации познавательной деятельности студентов, стимулирование самостоятельной работы по освоению содержания модуля и формированию необходимых компетенций.
^
Учебный модуль «Зубопротезирование (простое протезирование)», являясь частью основной профессиональной образовательной программы дисциплины «Стоматология», относится к циклу профессиональных дисциплин, цели и задачи изучения которого соотносятся с общими целями образовательного стандарта высшего профессионального медицинского образования по направлению подготовки 060201 – Стоматология.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки (специальности) 060201 Стоматология, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.01.2011г. № 16.
Учебная программа модуля «Зубопротезирование (простое протезирование)» предназначена для базисной подготовки врача-стоматолога к самостоятельной работе в клинике и ориентирована на обучение студентов к интегрированному подходу в оказании стоматологической помощи.
Преподавание модуля «Зубопротезирование (простое протезирование)» ставит своей конечной целью усвоение студентами теоретических знаний и практических умений и навыков, необходимых для работы в последующих курсах обучения по направлению подготовки (специальности) 060201 – Стоматология: «Протезирование зубных рядов (сложное зубопротезирование)», «Протезирование при полном отсутствии зубов», «Гнатология и функциональная диагностика ВНЧС», «Ортопедическое лечение больных с челюстно-лицевой патологией».
^
Результаты освоения основной образовательной программы определяются приобретаемыми выпускником компетенциями – его способностью применять знания, умения и личностные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.
^
Коды формируемых компетенций
|
Компетенции
|
ОК-№
|
^
|
ОК - 1
|
способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности
|
ОК – 2
|
способность и готовность к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию
|
ОК - 3
|
способность и готовность к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знать историко-медицинскую терминологию
|
ОК – 4
|
способность и готовность использовать медицинскую терминологию, научно-медицинскую и парамедицинскую информацию
|
ОК – 5
|
способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности
|
ОК - 6
|
способность и готовность формирования новых личностных качеств: критически относиться к себе, к своим стереотипам и привычкам, обладать гибким мышлением, способность сотрудничать и вести диалог, критически оценивать информацию, анализировать и синтезировать, быть нравственно ответственным за порученное дело, способность к творческой адаптации в реальной обстановке
|
ОК – 7
|
способность и готовность к работе с оригинальной литературой по специальности, к письменной и устной коммуникации на государственном и иностранном языках, к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания; способностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, восприятию инноваций, к критическому восприятию информации
|
ОК – 8
|
способность и готовность к аргументации, ведению дискуссии, к социальному взаимодействию с обществом, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; к толерантности, уважению и принятию другого
|
ОК – 9
|
способность и готовность к кооперации с коллегами и работе в коллективе, к организации работы исполнителей, к принятию оптимальных управленческих решений
|
ОК – 10
|
способность и готовность к обучению пациентов правилам медицинского поведения путем использования различных форм и методов обучения, современных информационно-образовательных технологий
|
ОК – 11
|
способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдения правила врачебной этики и деонтологии, законов и нормативных правовых актов по работе с конфиденциальной информацией
|
ОК – 12
|
способность и готовность грамотно использовать в профессиональной деятельности компьютерную технику, медико-техническую аппаратуру, готовностью применять современные информационные технологии для решения профессиональных задач
|
ПК -№
|
Профессиональные компетенции
|
ПК – 1
|
способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, пациентами
|
ПК - 3
|
способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности
|
ПК – 4
|
способность и готовность анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность
|
ПК – 7
|
способность и готовность применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений медицинских организаций
|
ПК – 9
|
способность и готовность к работе с медико-технической аппаратурой, компьютерной техникой, к получению информации из различных источников, к работе с информацией в глобальных компьютерных сетях; применения возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач
|
ПК - 17
|
способность и готовность к формированию мотивации отдельных лиц, семей и общества в целом по поддержанию стоматологического и общего здоровья
|
ПК - 18
|
способность и готовность к проведению стоматологических профессиональных процедур
|
ПК - 19
|
способность и готовность к сбору и записи полного медицинского анамнеза пациента, включая данные состояния полости рта
|
ПК - 23
|
способность и готовность поставить диагноз с учетом Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ)
|
ПК - 24
|
способность и готовность к проведению диагностики типичных стоматологических заболеваний твердых и мягких тканей полости рта, зубочелюстно-лицевых аномалий у пациентов всех возрастов
|
ПК - 29
|
способность и готовность к проведению премедикации, инфильтрационной и проводниковой анестезии в полости рта, назначению медикаментозной терапии до, во время и после стоматологического вмешательства
|
ПК - 36
|
способность и готовность к проведению несложного ортопедического лечения заболеваний полости рта у пациентов различного возраста
|
ПК – 45
|
способность и готовность управлять средним и младшим медицинским персоналом для обеспечения эффективности лечебного процесса
|
ПК – 48
|
способность и готовность оформлять текущую документацию, составить этапность диспансерного наблюдения, оценивать качество и эффективность диспансеризации; реализовывать госпитализацию в экстренном порядке; использовать формы и методы профилактики стоматологических заболеваний
|
ПК - 49
|
способность и готовность к обучению пациентов правилам медицинского поведения; обучения пациентов гигиене полости рта
|
ПК – 50
|
способность и готовность изучать научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования
|
ПК - 51
|
способность и готовность к освоению современных теоретических и экспериментальных методов исследования в медицине
|
ПК - 52
|
способность и готовность к участию в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований
|
^
Знать:
основы и принципы организации работы клиники ортопедической стоматологии, оборудование и оснащение, инструменты и материалы ортопедического отделения (кабинета) стоматологических лечебно-профилактических учреждений; санитарно-гигиенические нормы, основные правила техники безопасности и эргономики;
теоретические основы строения, состояния и функционирования зубочелюстной системы при патологии твердых тканей зубов и зубных рядов; биомеханику зубочелюстной системы и законы артикуляции;
схему обследования стоматологического больного, инструментальные и аппаратурные методы обследования пациентов в клинике ортопедической стоматологии, рентгенологические методы исследования;
этапы диагностического процесса (предварительный, окончательный диагноз), основную специальную терминологию, правила заполнения истории болезни;
классификации дефектов зубных рядов, изменения в зубочелюстной системе, обусловленные дефектами твердых тканей зубов и зубных рядов, диагностику, врачебную тактику и методы лечения;
этиологию, патогенез, клинику и диагностику основных стоматологических заболеваний, подлежащих ортопедическому лечению, их осложнения, взаимосвязь с общими заболеваниями;
основные принципы планирования подготовки полости рта к протезированию;
методы обследования, диагностики и ортопедического лечения пациентов с патологией твердых тканей зубов и зубных рядов несъемными конструкциями зубных протезов;
методы обследования, диагностики и ортопедического лечения пациентов с дефектами зубных рядов съемными конструкциями зубных протезов;
основы клинического материаловедения;
последовательность клинико-лабораторных этапов изготовления
съёмных и несъёмных ортопедических конструкций;
методы изготовления непрямых реставраций (вкладок), искусственных коронок на все группы зубов, штифтовых конструкций, мостовидных протезов, частичных съемных зубных протезов;
методы моделирования искусственных коронок, мостовидных протезов, частичных съемных протезов;
причины осложнений в ортопедической практике и способы их предупреждения;
основы профилактической медицины, направленной на укрепление здоровья населения;
правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности.
Уметь:
самостоятельно собрать полный медицинский анамнез и провести обследование пациента, определять показания к использованию дополнительных методов исследования (рентгенологических),
анализировать результаты обследования пациентов и поставить предварительный диагноз, планировать объем дополнительных исследования для уточнения диагноза; формулировать окончательный диагноз (основной и сопутствующий);
планировать ортопедическое лечение и проведение клинических этапов изготовления различных конструкций несъемных и съемных зубных протезов;
оформлять документы первичного больного, заполнять историю болезни;
работать со стоматологическим оборудованием, аппаратурой, инструментами, материалами;
препарировать зубы под все виды искусственных коронок;
формировать полости под вкладки различного типа (инлей, онлей, оверлей, пинлей), изготавливать вкладки прямым методом;
подготавливать корни зубов под штифтовые «культевые» конструкции, изготавливать культевые штифтовые вкладки прямым методом;
получать анатомические оттиски (однофазные, двухфазные) всеми видами оттискных материалов;
изготавливать гипсовые модели челюстей, восковые базисы с окклюзионными валиками;
определять центральное соотношение при частичном отсутствии зубов;
контролировать качество технического исполнения коронок, мостовидных протезов, частичных съемных пластиночных и бюгельных протезов; провести коррекцию зубных протезов в полости рта;выявлять, устранять и предпринять меры профилактики осложнений при пользовании несъемными и съемными конструкциями зубных протезов.
Владеть навыками:
работы со стоматологическим оборудованием (стоматологическими установками, инструментами, наконечниками, режущими и абразивными инструментами) с соблюдением эргономических принципов, техники безопасности, санитарно-эпидемиологического режима;
клинического стоматологического обследования пациентов с патологией твердых тканей зубов и дефектов зубных рядов;
«чтения» различных видов рентгенограмм;
интерпретации результатов основных и дополнительных методов стоматологического обследования пациентов различного возраста с патологией твердых тканей зубов и дефектов зубных рядов;
алгоритма постановки развернутого клинического диагноза пациентам;
планирования ортопедического лечения пациентов с дефектами твердых тканей зубов и зубных рядов с использованием различных конструкций несъемных и съемных зубных протезов;
ведения утвержденных форм учетной и отчетной медицинской документации;
выполнения клинических этапов ортопедического лечения основных стоматологических заболеваний:
- одонтопрепарирования под различные виды искусственных коронок, мостовид-
ных протезов;
- получения оттисков различными оттискными материалами для изготовления
съемных и несъемных конструкций протезов;
- припасовки искусственных коронок;
- определения центрального соотношения челюстей;
- проверки конструкции несъемных и съемных зубных протезов;
- фиксации несъемных мостовидных протезов;
- припасовки и наложения съемных конструкций;
- коррекции и починки протезов.
выявления, устранения и профилактики возможных осложнений при пользовании несъемными и съемными зубными протезами;
выполнения основных врачебных и диагностических мероприятий по оказанию первой врачебной помощи пострадавшим при необложных и угрожающих жизни состояниях.
^
|
^
модуля
|
Всего часов
|
Семестр
|
1.
|
Организация ортопедической стоматоло-гической помощи. Структура стоматоло-гической поликлиники. Организация работы отделения ортопедической стоматологии. Методы обследования пациентов в клинике ортопедической стоматологии
|
6 ауд.
(лек. - 2 ч.,
пр.з. – 4 ч.)
3 сам.раб.
Всего: 9ч.
|
1У
|
2.
|
Патология твердых тканей зубов. Методы обследования пациентов с дефектами твердых тканей зубов. Диагностика. Методы ортопедического лечения пациентов с дефектами твердых тканей зубов.
|
58 ауд.
(лек. -6 ч.,
пр.з. 52 ч.)
31 сам.раб.
Всего: 89ч.
|
1У, У
|
3.
|
Частичное отсутствие зубов. Методы обследования пациентов с частичным отсутствием зубов. Диагностика. Методы ортопедического лечения пациентов с дефектами зубных рядов несъемными конструкциями зубных протезов.
|
44 ауд.
(лек. – 10ч.,
пр.з. - 34ч.)
24 сам.раб.
Всего: 68ч
|
У
|
4.
|
Частичное отсутствие зубов. Методы обследования пациентов с частичным отсутствием зубов. Диагностика. Методы ортопедического лечения пациентов с дефектами зубных рядов съемными конструкциями зубных протезов.
|
36 ауд.
(л.- 6ч.,
пр. з.–30 ч.)
20 сам.раб.
Всего: 56ч.
|
У1
|
|
Общая трудоемкость (час.)
|
222
(144 ауд.,
78 сам.раб.)
|
|
^
Вид учебной работы
|
Всего часов
|
Семестр
|
1У
|
У
|
У1
|
Аудиторные занятия (всего)
|
144
|
48
|
60
|
36
|
В том числе:
|
|
|
|
|
Лекции (Л)
|
24
|
8
|
10
|
6
|
Практические занятия (ПЗ)
|
120
|
40
|
50
|
30
|
Самостоятельная работа (всего)
|
78
|
26
|
32
|
20
|
Общая трудоемкость (час.)
|
222
|
84
|
92
|
56
|
|