|
Скачать 176.12 Kb.
|
Материалы предоставлены интернет - проектом www.diplomrus.ru® Авторское выполнение научных работ любой сложности – грамотно и в срок Содержание ВВЕДЕНИЕ...5 ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 1.1. Анатомо-физиологические особенности формирования детской стопы и причины, вызывающие плоскостопие у детей...9 1.2. Средства и методы профилактики и лечения плоскостопия в дошкольном возрасте...25 1.3. Использование биомеханической и электростимуляции в оздоровительной практике...29 ^ 2.1. Методы исследования ...39 2.2. Характеристика методов исследования...40 2.3. Организация исследования...46 ^ 3.1. Определение режима воздействия и методики использования электростимуляции для укрепления мышц стопы у детей 5-7 лет...48 3.2. Методика использования биомеханической стимуляции для укрепления связочно-мышечного аппарата стопы у детей 5-7 лет...58 3.3 Экспериментальная проверка эффективности использования биомеханической стимуляции для профилактики и коррекции плоскостопия у детей 5-7 лет...61 ^ 4.1. Специальные упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия у детей 5-7 лет...77 4.2. Лечебный массаж. Техника массажа ног...81 ^ ГОЛЕНИ...85 ^ ВЫВОДЫ...104 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ...106 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...108 ПРИЛОЖЕНИЯ...121 ^ ДОУ - детское образовательное учреждение ЭМС - электромиостимулятор ЭСТ- электромиостимуляция БМ-стимуляция - биомеханическая стимуляция МТ - мышечный тонус. ТН - тонус напряжения. ТП - тонус покоя. мкН- микроньютон ФР - физическое развитие. ФП - физическая подготовленность. ФС - физическое состояние организма. ЦНС - центральная нервная система ЧСС - частота сердечных сокращений И.П. - исходное положение ЛФК - лечебная физкультура ЛГ - лечебная гимнастика Ст. пл. - степень плоскостопия ОРУ - общеразвивающие упражнения СУ - специальные упражнения ВВЕДЕНИЕ Актуальность работы. Проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста является одной из актуальных в системе воспитания и образования. Изменение социально-экономических условий, усложнение образовательных программ, снижение двигательной активности приводит к росту числа детей с различными нарушениями в состоянии здоровья. В связи с этим возрастает значение организации работ профилактической и коррекционной направленности непосредственно в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), где ребенок находится практически ежедневно, следовательно, имеется возможность своевременных и регулярных воздействий (С.Б.Шарамонова, А.И. Федоров, 1999) Однако, в настоящее время система реабилитации детей в условиях ДОУ практически не сформирована. (Р,Б. Стеркина, Ю.В. Коркина, 1997). В процессе организации работы профилактической и коррекционной направленности особое внимание следует уделять профилактике и коррекции нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата. (Р,Б. Стеркина, Ю.В. Коркина, 1997). Наиболее распространенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста являются нарушения осанки и плоскостопие По данным ряда авторов от 24,2 до 67,3% детей дошкольного возраста имеют уплощение сводов стопы и плоскостопие (Т.Е. Тхилаева, 1988; П.В. Смирнова, B.C. Воеводина, В.И. Гиряев, О.В. Шелованова, 1993; Г.А. Шорина,1994). Для предупреждения развития плоскостопия чрезвычайно важно именно в раннем детском возрасте выявить деформацию стопы и принять профилактические меры, тем более что стопа особенно интенсивно формируется в первые три года жизни (Е.И. Янклевич, 1956; Л.В. Старковская, 1994; СБ. Шарамонова,1999; В.К. Велитченко, 2000; И.С. Красикова, 2000; О.В. Козырева,2003 и др.). Изменение формы стопы вызывает не только снижение ее функциональных возможностей, но и изменяет положение голеностопного, коленного, тазобедренного суставов и позвоночника. Это отрицательно влияет на функцию последнего, ухудшая осанку и общее состояние ребенка (В.Л. Старковская, 1994, О.В. Козырева, 2003). Стопа удерживается в определенном положении с сохранением определенной формы за счет развитой системы связок и мышц, и только при перерастяжении связок и ослаблении функций мышц, регулирующих распределение тяжести, начинается деформация стоп. Систематическая тренировка мышц нижних конечностей - одно из основных мероприятий для предупреждения плоскостопия. Известно, что физические упражнения оказывают благотворное влияние на функцию и морфологию всех органов и систем организма и способствуют укреплению опорно-двигательного аппарата (П.Ф.Лесгафт,1951; В.К. Велитченко, 2000; А.А. Очерет, 2000; Н.А. Белая, 2001; О.В. Козырева, 2003 и др.). Но зачастую, лечебная физическая культура не приносит желаемых результатов. У детей с ярко выраженным плоскостопием за курс лечебной гимнастики происходят незначительные улучшения в состоянии свода стопы. Специальные физические упражнения не всегда в достаточной степени воздействуют на наиболее важные мышечные группы. Наряду с регулярными физическими упражнениями для профилактики и лечения плоскостопия необходимы новые, наиболее эффективные средства тренировки силы мышц стопы и голени. Обладают тренировочным стимулирующим эффектом и вспомогательные гигиенические средства, направленно влияющие на различные органы и системы организма, эффективность которых обеспечивается различными механическими, электрическими и другими устройствами. Уже в течение многих десятков лет электростимуляция и вибромассаж применяются в физиотерапии, обеспечивая процесс восстановления нервно-мышечного аппарата при различных травмах и заболеваниях. Вводя мышцы в искусственный колебательный режим работы с помощью специальных устройств для биомеханической стимуляции, можно вызвать широкий спектр физиологических реакций организма, благотворно влияющих на его деятельность. В частности, установлено, что в этих случаях эффективность развития суставной подвижности, силы мышц, а также восстановление двигательной активности после некоторых заболеваний и травм по времени во много раз короче, чем при использовании традиционных методов физической культуры (В.Г. Киселев, И.М. Борисов, В.Т. Назаров, 1982; В.Т. Назаров, 1986) Разработанная в 1970-х годах ЯМ. Коцем методика электростимуляционной тренировки мышц стоп дает хороший эффект лечения спортивного плоскостопия. За последние годы микротоковая терапия стала широко использоваться в медицине, спорте и косметологии. По эффективности процедуры электромиостимуляции сравнимы с интенсивными спортивными занятиями и даже превосходят их, поскольку за единицу времени можно достигнуть большего количества нагрузочных сокращений мышц. Однако вопрос воздействия электростимуляции и БМ-стимуляции на детский организм, и, в частности, тренировка силы мышц стопы у детей этими методами в литературе освещен недостаточно. Это побудило нас к изучению данного вопроса и на основе полученных данных разработке программы по использованию ЭСТ и БМ-стимуляции для профилактики и лечения плоскостопия у детей 5-7 лет. Гипотеза. При постановке исследования предполагалось, что включение в коррекционно-оздоровительную программу биомеханической и электростимуляции позволит повысить эффективность коррекционно-профилактической работы в дошкольных учреждениях. Объект исследования — опорно-двигательный аппарат детей 5-7 лет, имеющих уплощение сводов стоп и плоскостопие различной степени, Предмет исследования — комплексная методика профилактики и коррекции плоскостопия с использованием биомеханической и электростимуляции. Цель исследования Научное обоснование и экспериментальная проверка эффективности применения ЭСТ и БМ-стимуляции для укрепления сводов стопы и коррекции плоскостопия у детей 5-7 лет. В связи с этим на разрешение были поставлены следующие задачи: 1. Изучить методики определения плоскостопия, выбрать наиболее доступные и информативные для детей 5-7 лет. 2. Определить оптимальный режим ЭСТ (время воздействия и время расслабления) и разработать методику использования электростимуляции для коррекции плоскостопия у детей 5-7 лет. 3. Оценить эффективность использования БМ-стимуляции для профилактики и коррекции плоскостопия. 4. Изучить эффективность комплексного воздействия ЭСТ и БМ-стимуляции на мышечно-связочный аппарат стопы с целью коррекции плоскостопия, а также определить место их применения в учебно-оздоровительном процессе. Научная новизна работы заключается в том, что: 1. Впервые определены временные, частотные параметры и режимы применения электростимуляции и БМ-стимуляции с целью профилактики и коррекции плоскостопия у детей 5-7 лет. 2. Впервые изучена эффективность использования БМ-стимуляции для профилактики и коррекции плоскостопия у детей 5-7 лет. 3. Разработана программа использования стимуляционно корригирующих средств в годовом цикле оздоровительно-профилактической работы дошкольных учреждений. 4. На основании экспериментальных данных определена степень эффективности разработанной программы. Теоретическое значение работы состоит в том, что в процессе комплексных исследований впервые научно обоснованы теоретические аспекты использования БМ-стимуляции для профилактики плоскостопия у детей и их место в режиме дня. Практическая значимость исследований состоит в следующем: - полученные экспериментальные данные о состоянии опорно-двигательного аппарата детей 5-7 лет в динамике коррекционных нагрузок могут быть использованы для выбора наиболее оптимальных временных параметров корригирующих нагрузок. - разработанный комплекс исследовательских методик позволяет осуществлять эффективный врачебно-педагогический контроль за функциональным состоянием и работоспособностью мышечно-суставного аппарата стопы детей 5-7 лет. - разработанные практические рекомендации дают возможность обеспечивать более целенаправленное использование стимуляционных средств в дошкольных учреждениях. Основные положения, выносимые на защиту: - разработанная методика электростимуляции мышц стопы и голени у детей старшего дошкольного возраста, позволяющая значительно увеличить силу мышц стопы и голени; - биомеханическая стимуляция мышц стопы и голени является более эффективным средством коррекции плоскостопия у детей 5-7 лет, относительно комплекса традиционно используемых мероприятий (лечебная гимнастика, массаж и гидромассаж); - комплексная программа с использованием стимуляционных средств, которая обеспечивает форсирование работы по коррекции плоскостопия. Апробация и внедрение результатов исследования Материалы диссертации обсуждались и получили положительную оценку у специалистов на заседаниях кафедр гигиены, экологии и спортсооружений; лечебной физкультуры массажа и физической реабилитации; кафедры спортивной медицины Российской университета физической культуры (2002-2005 год), на форуме молодых специалистов (г. Истра, 2003). Объем и структура диссертации. Материал диссертации изложен на 128 страницах машинописного текста и состоит из введения, пяти глав, обсуждения полученных результатов, выводов, практических рекомендаций, приложений и списка литературы, который содержит 147 источников. В тексте диссертации 15 таблиц, рисунки и фотографии. ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 1.1. Анатомо-физиологические особенности формирования детской стопы и причины, вызывающие плоскостопие у детей. Стопа является одним из наиболее активных звеньев, обеспечивающих опору и передвижение человека. (П.В. Смирнова, B.C. Воеводина, В.И. Гиряев, О.В. Шелованова, 1993). Мнение многих авторов (P.P. Вреден, 1925, В.Н. Мошков, 1949; В.Н. Бехтерева, 1950; И.С. Истомина, 1989; И.С. Красикова, 2002; СЕ. Никитин, Т.В. Гришин, 2002 и др.) таково, что своды способствуют уменьшению сотрясений, дают возможность легко приспосабливаться к неровностям почвы, что делает походку более плавной. Являясь рессорным аппаратом, она предохраняет от сотрясений череп, позвоночник и внутренние органы. Сохраняет равновесие при малейших колебаниях тела, сообщает ему движения при ходьбе. Стопа осуществляет опорную, рессорную и локомоторную функции. Благодаря выполнению указанных специфических функций, в строении стопы имеются существенные отличия, обусловленные, прежде всего, вертикальным положением туловища, ведь стопа несет на себе всю тяжесть человеческого тела (М.Р. Сапин, Г.Л. Билич, 1989). Пальцы стопы относительно короткие и менее подвижные; плюсна относительно мощная и прочная. Кости стопы располагаются в разных плоскостях и образуют продольные и поперечные своды, развивающиеся в результате прямохождения человека. Существуют различные точки зрения о строении стопы, о ее формах и силах, играющих главную роль в сохранении сводов. A Lorenz (1883) в анатомическом строении стоп различает два свода -наружный и внутренний, причем наружный свод является опорным, а внутренний - амортизирующим толчки при ходьбе и беге. R. Fick'a (1911) рассматривает стопу, как систему пяти рядом идущих дуг — пяти плюсневых костей. Спереди они образуют поперечный свод, сзади все эти пять дуг сходятся через предплюсну к пяточной кости Большинство же авторов считает, что костно-мышечный аппарат стопы образует два свода: поперечный и продольный. Продольный свод имеет две части - медиальную и латеральную (И.М Чижин, 1927; Hohmann G.,1939; М.О. Фридланд, 1944; Г.Н. Александров, 1955; Иваницкий М.Ф., 2003 и др.). Медиальная часть продольного свода образована пяточной, таранной, ладьевидной, тремя клиновидными и первыми тремя плюсневыми костями. Вершиной внутренней арки является ладьевидная кость, отстоящая от пола при нагрузке стопы не 15-18 мм. Внутренняя арка эластична. При опоре стопы с нагрузкой внутренняя арка, как рессора, слегка понижается, что достигается ее удлинением, так как при нагрузке стопы головка плюсневой кости удаляется от пяточного бугра. С прекращением нагрузки кривизна внутренней арки восстанавливается (М.Ф.Егоров, А.П. Чернов, 2000; М.Ф. Иваницкий, 2003). Латеральная часть — пяточной, кубовидной и 4-й и 5-й плюсневыми костями. Вершина наружной арки, кубовидная кость, приподнята на 3-5 мм, т.е. удалена от пола меньше, чем вершина внутренней арки. Первая носит название рессорной, а вторая - опорной части продольного свода стопы (М.Ф.Егоров, А.П. Чернов, 2000; М.Ф. Иваницкий, 2003). Поперечный свод, идущий главным образом через клиновидные и кубовидные кости, а также основания плюсневых костей, часто бывает хорошо выражен и в области головок плюсневых костей. Опорными поверхностями передней арки служат головки первой и пятой плюсневых костей. При ходьбе босиком передняя арка удерживает в конце каждого шага с того момента, когда пятка отрывается от почвы, всю тяжесть тела; кривизна передней арки при такой нагрузке уплощается. Оседание передней арки стопы проявляется болезненной омозоленностью под головками второй, третьей или четвертой плюсневых костей (М.Ф.Егоров, А.П. Чернов, 2000; М.Ф. Иваницкий, 2003). Значение сводов заключается в том, что они увеличивают сопротивляемость стопы человека к тем деформациям, которые являются следствием больших нагрузок. Свод стопы защищает от давления мышцы, сосуды и нервы подошвенной поверхности. Он действует как пружина, смягчая сотрясения и толчки тела во время ходьбы (СИ. Гальперин, 1965). Н.И. Байков, Б.Ф. Басов (1934), М.О. Фридланд, (1944), Х.Х. Хамзин, (1972) в своих исследованиях пришли к выводу, что всю тяжесть тела на себе несет наружный свод. Внутренний же свод является рессорным приспособлением, уменьшая сотрясения тела во время передвижения (ходьба, бег, прыжки) и придает походке человека уверенность и мягкость. В образовании сводов стопы важную роль играет не только оптимальное взаиморасположение костей предплюсны, плюсны и фаланг пальцев, но также состояние связочного аппарата и согласованная работа мышц стопы и голени. М.Ф. Иваницкий (2003) считает, что большую роль в удержании сводов стопы играют пассивные затяжки - связки. Еще опытами Германа Майера (1886) доказано, что главным носителем тяжести тела на стопе является связочный аппарат, и только при перерастяжении связок и ослаблении их функций, а также функций мышц, регулирующих распределение тяжести, начинается деформация стоп. Продольный свод скрепляется короткой подошвенной связкой, идущей горизонтально от ладьевидной к пяточной кости, и мелкими связками, соединяющими рядом расположенные кости. Второй, основной связкой, обеспечивающей опорную функцию стопы служит длинная подошвенная связка, идущая от пяточной к плюсневым костям (М.О. Фридланд, 1944; М.Ф. Иваницкий, 2003). Связки и фасция стопы — это пассивные силы, скрепляющие свод стопы. К активной же силе поддерживающей свод, относятся мышцы стопы, идущие как в продольном (мышцы сгибатели пальцев), так и в поперечном направлении (длинная малоберцовая мышца, поперечная головка приводящей мышцы большого пальца и др.). Задняя болынеберцовая и передняя болыпеберцовая составляют главную силу, обеспечивающую своду стопы его нормальную высоту. Они проходят по внутренней стороне голени и прикрепляются к вершине внутреннего свода, именно к ладьевидной кости Длинная малоберцовая мышца проходит по наружной стороне голени, затем по подошвенной поверхности поперек всего свода, вплоть до его медиального края. Вместе с передней болыпеберцовой мышцей она образует сухожильно-мышечную петлю, укрепляющую поперечный свод стопы. Последняя функция (поддерживание, подвешивание свода) у длинного малоберцового мускула выражена хорошо, однако лишь тогда, когда его пронирующая тяга уравновешивается тягой антагонистов — супинаторов (М.О. Фридланд, 1944). Длинный сгибатель большого пальца стопы является наиболее сильной мышцей среди всех глубоких мышц задней поверхности голени. Она играет важную роль в удержании медиальной части ее продольного свода (М.О. Фридланд, 1944; М.Ф. Иваницкий, 2003). Таким образом, конструкция стопы в виде сводчатой арки у живого человека поддерживается благодаря форме костей, прочности связок и тонусу мышц (М.Р. Сапин, Г.Л. Билич, 1989). Благодаря лучам рентгена доказано, что, когда человек стоит, свод стопы у него выражен лучше, чем при положении сидя. Следовательно, мышечная сила оказывает решающее влияние на сохранение формы и положение стопы (СМ. Сенаторова, 1972) Свод стопы ребенка отличается от свода стопы взрослого, но не в такой степени, чтобы можно было противопоставлять их друг другу. У ребенка, в результате иного распределения нагрузки, имеются свои анатомические и функциональные особенности (СМ. Сенаторова, 1972; И.С. Красикова, 2002). Костный аппарат стопы в первые годы жизни ребенка имеет во многом еще хрящевую структуру, связки более эластичны и растяжимы, мышцы недостаточно сильны и выносливы (И.С. Красикова, 2002). Кости детей содержат относительно больше органических веществ и меньше неорганических, чем у взрослых. С возрастом химический состав костей изменяется, значительно увеличивается количество солей кальция, фосфора, магния и других элементов и меняется соотношение между ними (СИ. Гальперин, 1965). С изменением строения и химического состава костей изменяются и их физические свойства. У детей они более эластичны и менее ломки, чем у взрослых. Строение трубчатых костей к 7 годам сходно с взрослым человеком (А.И. Кабанов, А.П. Чабовская,1975) Стопа ребенка более короткая, в пяточной области сужена. Пальцы расходятся, тогда, как у взрослого плотно налегают друг на друга. На подошве сильно развита подкожно-жировая клетчатка, заполняющая внутренний свод стопы. Объем движений детской стопы больше вследствие большей эластичности связочно-мышечного аппарата. ( М.О. Фридланд, 1944; В.П. Бехтерева, 1948; Е.И. Янкелевич, 1956; СБ. Шарамонова, А.И. Федоров, 1999; И.Д. Ловейко, 1982; В.К. Велитченко, 2000; И.С Красикова, 2002; О.В. Козырева ,2003 и др.). У детей, особенно новорожденных, отмечается большая подвижность в стороны тыльной поверхности стопы, у взрослых же большая подвижность в сторону подошвенной поверхности (О.В. Козырева ,2003). Стопа ребенка, особенно первого года жизни, имеет более выраженное супинаторное положение. При ходьбе дети часто ставят стопу не на всю подошвенную поверхность, а на ее наружный край. С возрастом происходит некоторая пронация стопы и опускание медиальной части ее продольного свода (М.Ф. Иваницкий, 1985; И.Д. Ловейко, 1982; О.В. Козырева, 2003). У детей 3-8 лет амплитуда движений во всех суставах увеличивается, одновременно ускоряется процесс коллагенизации суставных капсул и связок. Формирование суставных поверхностей, капсул и связок завершается, в основном, в возрасте 13-16 лет (М.П. Сапин, В.И. Сивоглазов, 1997). Сводчатость стопы также повышается с возрастом. Наибольшей скорости развития она достигает в период от 11 до 12 лет у девочек и от 7 до 8 - у мальчиков (Н.С. Шумейко, 1967). Следовательно, суставно-связочный аппарат стоп у детей дошкольного и младшего школьного возраста еще не сформирован, суставы в сравнении с суставами взрослых более подвижны, а связки, укрепляющие своды стопы, менее прочны и более эластичны. Вследствие этого, объем движений детской стопы больше, чем у взрослых, поэтому детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам (М.О. Фридланд, 1944; G.Hohmann, 1952; Е.И. Янкелевич, 1956; И.С. Красикова, 2000; СВ. Шеренда, 2000; О.В. Козырева, 2003 и др.). С этим связано то обстоятельство, что колебания свода у детей выражены резче, чем у взрослых. Под влиянием нагрузки детская стопа распластывается почти в два раза больше, чем стопа взрослого (М.И. Куслик, 1931), но по окончании тотчас же с помощью активного сокращения мышц возвращаются в исходное положение (Н.А. Герасимов, К.Н. Кочев, 1929; В.Н. Бехтерева, 1950; Л.К. Семенова, 1958). С возрастом изменяется и химический состав мышц. По сравнению с новорожденным, у ребенка 2-3 лет мышечные волокна в два раза толще, расположены плотнее. Увеличивается число миофибрилл, а доля саркоплазмы в клетках скелетной мускулатуры уменьшается. Увеличивается объем внутримышечной и соединительной ткани. (СИ. Гальперин, 1965; Т.В. Панасюк, 1998) Данные исследований Н.А. Герасимовой, и К.Н. Кочева (1929), B.C. Шаргородского (1968) и др. показали, что у детей в возрасте до 3-х лет низкий свод стопы следует рассматривать как нормальное явление, т.к. это является следствием незаконченного развития свода. И,С. Красикова (2002) считает, что у детей ясельного возраста стопы только кажутся плоскими. На самом деле выемку свода заполняет мягкая жировая подушечка, которая увеличивает площадь опоры стоп. Своды стопы формируются в связи с ходьбой в первые годы жизни (Т.В. Панасюк, 1998) А.П. Сорокин, 1986, считает, что почти все дети от рождения и до четырех лет имеют плоскую стопу. Он объясняет это слабостью мышц, обеспечивающих сводчатость стопы. Неокрепшие мышцы не в состоянии удерживать свод стопы при воздействии на него массы тела и поэтому отпечатки ног свидетельствуют о плоскостопии. О.В. Козырева (2003), в свою очередь, утверждает, что последними исследованиями ученых доказана несостоятельность утверждения, о том что человек рождается плоскостопым и лишь в последствии формируются своды стопы. В результате исследования сводов стопы у эмбрионов плодов и детей грудного и раннего возраста были сделаны следующие выводы: - Признаки формирования сводчатости стопы выявляются у эмбрионов в 9-10 недель; - значительное увеличение угла свода стопы происходит в 17-20 недель; - величина свода стопы у плода превышает подобные значения у детей грудного и раннего возраста. Преобладание повышенного тонуса мышц сгибателей у плодов до рождения играет определенную роль в значительной выраженности сводов стопы на этом этапе развития; - у детей раннего возраста несформированный мягкий свод стопы симулирует плоскостопие при плантографии. Заполнение подсводного пространства жировой клетчаткой увеличивает площадь опоры |