|
Скачать 1.7 Mb.
|
Использование инновационной методики слуховой восстановительной стимуляции для реабилитации лиц с нарушениями слуха. §1. Анатомическое и физиологическое строение органа слуха. 3 1.1. Анатомическое строение органа слуха 5 1.2. Физиологическое строение органа слуха. 8 §2. Методы исследования слуха. 21 §3. Понятия «глухота» и «тугоухость». Типы тугоухости. 38 §4. Методы восстановления слуха 43 §5. Электростимуляция 52 §6. Слухопротезирование 54 §7 Выращивание клеток слухового анализатора из стволовых клеток 66 §8 Значение слухового восприятия и его развития. 69 §9 Характеристика психического развития глухих и слабослышащих детей младшего и дошкольного возраста. 70 §10 Слухоречевая реабилитация 79 10.1 Классические методы обучения глухих 81 10.2 Моносенсорный подход. Метод LRS («Listening - Reading - Speaking» («Слушание - Чтение - Говорение»)) 83 10.4 Целостный метод развития слуха и речи 86 10.5 Развитие слуха и мышления по Л. Грамматико 87 10.6 Адаптивный метод развития слуха по Норману Эрберу 88 10.6 Теория моторного восприятия 89 10.7 Полисенсорный метод 91 10.8 Метод Э. И. Леонгард 93 10.9 Билингвистический метод 98 Зайцева Г.Л. Диалог с Л.С. Выготским о проблемах современной сурдопедагогики // Дефектология.– 1998. – № 2 101 10.9 Верботональная методика 102 10.9 Кохлеарная имплантация 110 10.10 Игра как один из методов развития слуховосприятия глухих и слабослышащих детей 117 10.11 Развитие слуховосприятия у слабослышащих и глухих детей в специальных образовательных учреждениях (по Т. К. Королевской) 123 Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н. Развитие слухового воприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида: Пособие для учителя: В 2 ч.: - М., 2005. 123 Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н. Развитие слухового воприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида: Пособие для учителя: В 2 ч.: - М., 2005. 124 Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н. Развитие слухового воприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида: Пособие для учителя: В 2 ч.: - М., 2005. 126 Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н. Развитие слухового воприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида: Пособие для учителя: В 2 ч.: - М., 2005. 128 Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н. Развитие слухового воприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида: Пособие для учителя: В 2 ч.: - М., 2005. 131 Выводы 134 Список использованной литературы 137 32.Коноплева А.Н., Лещинская Т.Л. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: Монография. – Мн.: НИО, 2003. – 232 с. (Фрагменты) 140 34.Королевская Т.К. Стаценко В.Я. Развитие слухового восприятия глухих учащихся 3 класса: Дидактические материалы: Учебное пособие. – М., 2005. 140 35.Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н. Развитие слухового воприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида: Пособие для учителя: В 2 ч.: - М., 2005. 140 Новое расположение плана Использование инновационной методики слуховой восстановительной стимуляции для реабилитации лиц с нарушениями слуха Глава 1
7.1 Классические методы обучения глухих 7.2 Метод Э. И. Леонгард 7.3 Билингвистический метод 7.4 Верботональная методика 7.5 Кохлеарная имплантация ***дополнительные методы: 7.6 Моносенсорный подход. Метод LRS («Listening - Reading - Speaking» («Слушание - Чтение - Говорение»)) 7.7 Целостный метод развития слуха и речи 7.8 Развитие слуха и мышления по Л. Грамматико 7.9 Адаптивный метод развития слуха по Норману Эрберу 7.10 Теория моторного восприятия 7.11 Полисенсорный метод
9.1 Электростимуляция 9.2 Выращивание клеток слухового анализатора из стволовых клеток Выводы Список использованной литературы а Глава 1 ^ Акустические сигналы, распространяющиеся во внешней среде, воспринимаются мозгом человека в результате ряда преобразований, производимых на различных уровнях слуховой системы. Слуховой анализатор представляет собой единую целостно функционирующую систему, состоящую из трех отделов: а) периферического, или рецепторного; б) среднего, или проводникового; в) центрального, или коркового. Характерно, что входной акустический сигнал вначале разлагается на некоторые спектрально-временные компоненты, которые затем кодируются в виде многоканальных импульсных последовательностей, и такая регистрация, получаемая на уровне волокон слухового нерва, затем используется в дальнейшей расшифровке сигналов высшими центрами слуховой системы в процессе восприятия.1 Орган слуха имеет сложное строение и выполняет функции анализатора звуков. Проводниковый отдел состоит из нервных волокон и клеток, промежуточных нервных центров в головном мозгу и стволовой части головного мозга. Функция этого отдела - проведение нервного возбуждения от рецептора к корковому концу анализатора. Центральный, или корковый, отдел является высшим отделом анализатора. Здесь происходит анализ и синтез раздражений, поступающих из периферического отдела слуховой системы. В слуховой системе различаются звукопроводящий и звуковоспринимающий аппараты, имеющие определенные функциональные назначения. Звукопроводящий аппарат проводит звуковые колебания к рецепторным клеткам и состоит из наружного и среднего уха, лабиринтных окон внутреннего уха и его жидкостных сред. Звуковоспринимающий аппарат трансформирует звуковую энергию в нервное возбуждение и передает его в центральный отдел анализатора. Он включает в себя волосковые клетки уха, слуховой нерв, нейронные образования и центры слуха в височной доле мозга. ^ Орган слуха состоит из следующих отделов:1
По функциональному назначению слуховой анализатор подразделяется на следующие части - периферическую, проводниковую (или проводящую) и корковую (центральную). Периферической частью слухового анализатора являются нервно- чувствительные образования кортиева органа, которые находятся во внутреннем ухе. Средняя часть слухового анализатора представляет собой проводящие нервные пути, соединяющие периферическую часть с центральной, и состоит га четырех отрезков или нейронов. 1 нейрон (периферический) проводящего слухового тракта образуется двуполостными клетками спирального нервного узла в улитке, которые соединены с волосковьтмi1 клетками кортиева органа. Периферическая часть проводящих путей представлена слуховым нервом, который образуется соединением кохлеарной и вестибулярной ветвей. Слуховой нерв проходит через внутренний слуховой проход в полость черепа и проникает в основание мозга. Ствол нерва состоит из 17 000 отдельных нервных волокон, объединенных в один слуховой тракт толщиной 1 - 10 микрон, по которому идет поток нервных слуховых импульсов в корковый отдел слухового анализатора - центральную нервную систему. Слуховой нерв, выйдя из внутреннего слухового прохода, входит через мостомозжечковый угол в продолговатый мозг, где его ствол делится на восходящую и заднюю ветви. Эти ветви заканчиваются в слуховых ядрах продолговатого мозга, которые и служат границей между I и II нейронами. На уровне этих ядер сформирован другой ряд ядерных образований - трапецевидное тело, верхняя олива, - осуществляющих связь слуховых путей с ядрами лицевого и глазодвигательного нервов (рефлекторные сокращения мускулатуры лица, век, ушной раковины и движения глаз при интенсивных слуховых раздражениях). Часть нервных волокон слухового тракта проходит от слуховых ядер продолговатого мозга по той же стороне, но большая их часть образует перекрест и переходит на противоположную сторону в другую половину коры головного мозга. После перекреста эти нервные волокна доходят до один, служащих границей между II и III нейронами. дальнейший ход проводящих слуховых нервных путей пролегает через заднее четверохолмие и внутреннее коленчатое тело. Наконец, волокна IV (центрального) нейрона слухового тракта проходят через внутреннюю капсулу до височной доли коры головного мозга. Особенно важное значение в восприятии звуковых раздражений имеют поперечные височные извилины, так называемые извилины Гешля.1 |