Рекомендации для родителей детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата icon

Рекомендации для родителей детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата





Скачать 171.5 Kb.
Название Рекомендации для родителей детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата
Дата 05.05.2013
Размер 171.5 Kb.
Тип Документы
Рекомендации для родителей детей, имеющих нарушения

опорно-двигательного аппарата


Рекомендации


Профилактика сколиоза предусматривает соблюдение правильной осанки. При длительном сидении необходимо соблюдать следующие правила:

1. сиди неподвижно не дольше 20 минут;

2. старайся вставать как можно чаще. Минимальная продолжительность такого "перерыва" - 10 секунд

3. сидя, как можно чаще меняй положение ног: ступни вперед, назад, поставь их рядом, потом, наоборот, разведи и.т.д.

4. старайся сидеть "правильно": сядь на край стула, чтобы колени были согнуты точно под прямым углом, идеально выпрями спину и, если можно, сними часть нагрузки с позвоночника, положив прямые локти на подлокотники;

5. периодически делай специальные компенсаторные упражнения:

повисни и подтяни колени к груди. Сделай упражнение максимальное число раз прими на полу стойку на коленях и вытянутых руках. Старайся максимально выгнуть спину вверх, и потом как можно сильнее прогнуть ее вниз.

Утренняя гимнастика, оздоровительная тренировка, активный отдых - необходимый каждому человеку двигательный минимум и складывается он из ходьбы, бега, гимнастики и плавания. Помимо упражнений общеукрепляющего, оздоровительного характера, есть и немало специальных, например, для укрепления мышц брюшного пресса, груди, улучшения осанки... Эти упражнения позволяют в какой-то степени исправлять недостатки фигуры, позволяют лучше владеть своим телом. Успех будет зависеть от продолжительности и регулярности занятий. Правильная осанка делает нас не только более привлекательными, но и во многом способствует нормальному функционированию всех органов и систем организма, является профилактикой сколиоза. Наиболее частой причиной возникновения нарушений осанки является либо слабость мышц туловища, либо неравномерность их развития. Постоянное ношение малыша на одной руке, попытка слишком рано сажать, ставить на ножки или учить ходить ребенка, слишком мягкая и провисающая постель, ведение ребенка во время прогулок за одну и ту же руку, не соответствующая росту ребенка мебель, одежда, неправильное сидение за столом, чтение и рисование в постели, ношение портфеля в одной и той же руке, езда детей на велосипеде для взрослых под рамой, привычка стоять с опорой на одну ногу, продолжительная болезнь (рахит) или частые заболевания, ослабляющие организм, неудовлетворительный общий режим ребенка (пассивный отдых, отсутствие прогулок, недостаточный двигательный режим), Неполноценное питание. Недостаток в пище витаминов, минеральных солей отрицательно отражается на состоянии скелета и мышц ребенка и предрасполагает к развитию плохой осанки и многое другое способствуют формированию неправильной позы и осанки.

Профилактика и лечение сколиоза должны быть комплексными и включать:

1. Сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине;

2. Правильная и точная коррекция обуви:

о устранение функционального укорочения конечности, возникающее за счет нарушений

осанки в области таза, и выравнивающая уровень подвздошных костей; о компенсирующая дефекты стопы (плоскостопие, косолапость);

3. Организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна. бодрствования, питания и т.д.);

4. Постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями при сколиозе спортом, туризмом, плаванием ;

5. Отказ от таких вредных: привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения (за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д.);

6. Контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей и др.;

7. Плавание, лечебное плавание.


Плоскостопие

На формирование неправильной осанки большое влияние оказыва­ет состояние нижних конечностей, в частности плоскостопие. Под плоскостопием понимают деформацию, сопровождающуюся уплоще­нием сводов стопы





Форма стопы

1. Полая. 2. Нормальная. 3. Уплощенная. 4. Плоская

Нередко плоская стопа усугубляет течение сколиотической болезни.

Плоская стопа встречается у детей чрезвычайно часто (в 15—23% случаев), поэтому для предупреждения развития плоскостопия важно своевременно выявить эту деформацию и принять профилактические меры.

Плоская стопа характеризуется опусканием ее продольного или по­перечного свода, а в дальнейшем появляются тягостные симптомы: быстрая утомляемость и боли при ходьбе и стоянии.

Детская стопа по сравнению со взрослой коротка, широка, а в пя­точной области сужена. Пальцы расходятся, в то время как у взрослых они плотно прилегают друг к другу. У детей на подошве сильно развита подкожная клетчатка, заполняющая своды стопы, что нередко приво­дит к диагностическим ошибкам. Объем движений детской стопы больше взрослой, вследствие большей эластичности мышечно-связочного аппарата. Поэтому детская стопа менее приспособлена к статичес­ким нагрузкам: прыжкам, соскокам с высоких снарядов, быстро утом­ляется и легко подвергается деформации. При нагрузке своды стопы несколько уплощаются, но по окончании ее тотчас же с помощью ак­тивного сокращения мышц возвращаются в исходное положение. Дли­тельная и чрезмерная нагрузка ведет к переутомлению мышц и к стой­кому опущению сводов.

Основной причиной развития плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода, но причиной плоскостопия может стать и тесная обувь, особенно с узким носком или высоким каблуком, толстой подошвой, так как они лишают стопу ее естественной гибкости. При ходьбе на высоких каблуках происходит перераспределение нагрузки: с пятки нагрузка перемещается на область поперечного свода, который не выдерживает не свойственной ему перегрузки, и начинается формирование попе­речного плоскостопия. Известную роль при этом играет также мышеч­ная недостаточность — ослабление мышцы, отводящей большой палец, межкостных мышц и др.

Поэтому в основе профилактики плоскостопия лежит, во-первых, укрепление мышц, сохраняющих свод; во-вторых, ношение рациональ­ной обуви и, в-третьих, ограничение нагрузки на нижние конечности.

В осуществлении первой задачи ведущая роль принадлежит физичес­ким упражнениям. Программы по физической культуре детских садов и общеобразовательных школ в достаточной мере насыщены упражнени­ями, укрепляющими опорно-двигательный аппарат нижних конечнос­тей (ходьба, бег, прыжки, приседания, плавание, подвижные игры и др.), что, несомненно, способствует повышению выносливости нижних конечностей. И все же использование 2—3 специальных упражнений в начале, середине и в конце физкультурных занятий дома необходимо. Следует также обращать внимание на правильную осанку, на параллель­ную постановку стоп при стойках и ходьбе. Рекомендуем воспользо­ваться комплексом упражнений, предлагаемых И.Д. Ловейко.


^ Примерный комплекс упражнений для профилактики и лечения начальных форм

плоскостопия

1. И. п. — сидя на гимнастической скамейке (или стуле), правую ногу — вперед. Поворот стопы внутрь с оттягиванием носка. Повторить 10 раз каждой ногой.

2. То же стоя.

3. И. п. — стоя на наружных сводах стоп. Подняться на носки вернуться в и. п. (6—8 раз).

4. И. п. — стоя на наружных сводах стоп. Полуприсед (6—8 раз). .

5. И. п. — стоя, руки на поясе. Ходьба на наружных сводах стоп (30— 60 с).

6. И. п. — стоя с сомкнутыми носками, руки на поясе. Поднять пальцы ног кверху — вернуться в и. п. (10—15 раз).

7. И. п. — стоя, носки вместе, пятки врозь. Подняться на носки — вернуться в и. п. (10 раз).

8. И. п. — стоя, ноги врозь, стопы параллельны, руки в стороны. Присед на всей ступне — вернуться в и. п. (6—8 раз).

9. И. п. — стоя, правая (левая) нога перед носком левой (правой) ноги (след в след). Подняться на носки — вернуться в и. п. (8—10 раз).

10. И. п. — стоя на носках, руки на поясе (стопы параллельны). Покачиваться в голеностопных суставах, поднимаясь на носки и опускаясь на пятки (8—10 раз).

11. И. п. — стоя на носках. Повернуть пятки наружу — вернуться в и. п. (8—10 раз).

12. И. п. — стоя, стопы параллельны на расстоянии ладони. Сгибая пальцы, поднимать внутренний край стопы(8-10раз).

13. И. п. — стоя. Стопы повернуть внутрь, подняться на носки, медленно согнуть ноги в коленях, медленно выпрямить ноги в коленях — вернуться в и. п. (6—8 раз).

14. И. п. — стоя на четвереньках. Передвижение небольшими шагами вперед (34—40 с). То же прыжками «зайчиком».

15. И. п. — стоя на 1-й рейке гимнастической стенки с хватом за рейку на высоте плеч. Захватывая рейку пальцами и поворачивая стопы внутрь, лазанье вверх.

16. Ходьба в полуприседе (30—40 с).

17. И. п. — стоя. Поднять левую (правую) ногу — разгибание и сгибание стопы (оттянуть носок вниз, носок на себя). Упражнение выполняется в быстром темпе. Повторить 10— 12 раз каждой ногой.

18. И. п. — то же. Поднять левую (правую) ногу — поворот стопы наружу, поворот стопы внутрь. Повторить 4—6 раз.

19. И. п. — тоже. Круговые движения стопой.

20. И. п. — стоя (под каждой стопой теннисный мяч). Подкатывание мяча пальцами ног к пятке, не поднимая ее.

21. И. п. — стоя. На пол положить две булавы, головки их почти соприкасаются, а основания направлены наружу; захватить пальцами каждой ноги шейку булавы и приподнять ее, не отрывая основания от пола.

124

22. И. п. — стоя на рейке гимнастической скамейки поперек, руки в стороны. Упражнение в равновесии.

23. Ходьба на носках в полуприседе, носки внутрь.

24. Лазанье по гимнастической стенке (середина стоп на одной ич реек), захват руками на уровне груди.

25. Ходьба по медицинболам.

26. Ходьба гусиным шагом.

27. Ходьба на носках по наклонной плоскости вверх спиной вперед. Гимнастическая скамейка устанавливается на гимнастическую стенку

Подуглом 10—15°.

28. Ходьба на носках по наклонной плоскости вниз.

29. Ходьба (30—40 с), захватив пальцами ног карандаш или палочку.


^ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ


Круглая спина

Круглая спина характеризуется уменьшением изгибов шейного и особенно поясничного отделов и увеличением изгиба грудного отдела позвоночника. При круглой спине связки и мышцы спины растянуты, а грудные мышцы укорочены, что не обеспечивает максимального разгибания позвоночника. Вследствие этого уменьшается глубина вдоха и экскурсия грудной клетки. Укороченные мышцы брюшной стенки плохо растягиваются и затрудняют экскурсию диафрагмы, а это снижает жизненную емкость легких. Неполноценная экскурсия грудной клетки и связанное с этим поверхностное дыхание приводят к уменьшению присасывающей силы грудной клетки и затрудняют работу сердца.

Для устранения этого дефекта осанки необходимо постоянно следить за тем, чтобы грудная клетка была приподнята, плечи несколько отведены назад и голова не опускалась, а также укреплять мышцы спины, прежде всего за счет развития силовой выносливости.

В комплекс корригирующей гимнастики следует включать упражнения на укрепление мышц спины, растяжение грудных мышц, напряженные выгибания в грудной части позвоночника. При крыловидных лопатках и сведенных кпереди плечевых суставах полезны круговые движения руками назад, отведение их назад, сгибание рук к плечам, за голову и др. При отвислом животе рекомендуется выполнять физические упражнения для укрепления мышц брюшного пресса в исходном положении лежа на спине

^
Упражнения для коррекции «круглой спины»

  1. И.п. – стойка ноги врозь, руки к плечам. На вдохе прогнуться, чтобы лопатки касались друг друга. На выдохе – и.п., спину округлить.

  2. И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны. Соединить кисти за спиной: правая рука сверху, левая рука снизу. То же: левая рука сверху – правая снизу.

  3. И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны. Присед руки через стороны вверх - вдох, вернуться в и.п. – выдох.

  4. И.п. – сед, руки за голову. Отведение головы назад, оказывая сопротивление руками – вдох, и.п. – выдох.

  5. И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Руки вверх – вдох, и.п. – выдох.

  6. И.п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки за голову. Поднять таз – выдох, и.п. – вдох.

  7. И.п. – лежа на животе, руки вдоль туловища. Поднять голову и плечи – выдох, и.п. – вдох.

  8. И.п. – то же, руки вперед. Отвести назад согнутую ногу, взять одноименной рукой за стопу и подтянуть ее к голове, поднимая одновременно голову и плечи – выдох, и.п. – вдох. То же с другой ноги.

  9. И.п. – то же. Двумя руками взяться за стопы ног и подтянуть их к голове – выдох, и.п. – вдох. «Корзиночка».

  10. Вис на перекладине или гимнастической стенке в течение 5-7 секунд. Дыхание свободное.

Дети с таким дефектом осанки могут заниматься любым видом спорта. Особенно полезны занятия плаванием.

Кругловогнутая (седлообразная) спина

Для кругловогнутой спины характерно увеличение грудного кифоза и дополнительно к этому увеличение поясничного лордоза. Угол наклона таза увеличен, он как бы отставлен назад. Коррекция такого дефекта осанки затруднена, поскольку необходимо одновременно уменьшить грудной кифоз и поясничный лордоз, а также угол наклона таза. Положение осложняется еще и тем, что при исправлении грудного кифоза некоторые из упражнений на укрепление мышц спины и растяжение мышц передней поверхности бедер могут увеличивать поясничный лордоз. Для коррекции седлообразной спины необходимо:

1. Уменьшить грудной кифоз.

2. Уменьшить угол наклона таза.

С этой целью нужно:

  • растянуть мышцы передней поверхности бедер;

  • растянуть мышцы поясницы;

  • укрепить прямую мышцу живота.

Для того чтобы уменьшить грудной кифоз, применима методика по исправлению дефекта круглой спины.
^

Упражнения для растягивания мышц передней поверхности бедра


  1. И.п. – стоя боком к любой опоре, держась за нее рукой. Махи согнутой или прямой ногой вперед и назад, не прогибаясь в пояснице. Дыхание свободное.

  2. И.п. – выпад правой. Пружинящий присед с наклоном к впередистоящей ноге. Поменять положение ног.

  3. И.п. – упор присев. Поочередное отведение ног назад. Дыхание свободное.

  4. И.п. – лежа на животе. Поочередное сгибание ног, стараясь коснуться ягодиц.

  5. И.п. – лежа на животе. Согнуть ноги, захватить их за стопы и прижать к ягодицам. Дыхание свободное.
^

Упражнения для растягивания мышц поясницы


  1. И.п. – сидя на стуле. Наклониться вперед, коснуться грудью коленей – выдох, вернуться в и.п. – вдох.

  2. И.п. – сидя на стуле, ноги широко, руки на пояс. Наклон вперед, как можно ниже – выдох, и.п. – вдох.

  3. И.п. – сидя на полу, валик под коленями. Пружинящие наклоны вперед, стараясь коснуться лбом коленей – выдох, и.п. – вдох.

  4. И.п. – сидя на полу, одна нога отведена назад и согнута в колене. Наклон к прямой ноге – выдох, и.п. – вдох. То же, поменяв положение ног.

  5. И.п. – лежа на спине. Поднимание прямых ног до касания носками пола за головой – выдох, и.п. - вдох. Упражнение «Плуг».
^

Упражнения для укрепления прямой мышцы живота


  1. И.п. – упор сидя сзади. «Ножницы» ногами, дыхание свободное.

  2. И.п. – упор сидя сзади. «Велосипед» ногами, дыхание свободное.

  3. И.п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленях, стопы закреплены. Сесть, обхватив руками колени – выдох, и.п. – вдох.

  4. И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Упражнение «Плуг».

  5. И.п. – вис. Вис согнув ноги – выдох, и.п. – вдох. Темп медленный.

  6. И.п. – вис. Вис углом – выдох, и.п. – вдох.

Плоская спина

Плоская спина характеризуется уменьшением всех физиологических изгибов позвоночника, особенно в поясничной области. Вследствие этого снижена рессорная функция позвоночника, что отрицательно сказывается на состоянии спинного и головного мозга при беге, прыжках и других передвижениях. Грудная клетка уплощенная, узкая, мышцы спины ослаблены, лопатки, чаще всего отстоят от позвоночника. Основной причиной уплощения спины является недостаточный угол наклона таза. Лечение плоской спины должно заключаться в придании тазу нормального угла наклона и укреплении всех мышц туловища. Необходимо повысить функциональную способность мышц спины, особенно поясницы, и передней поверхности бедер.
^

Упражнения для укрепления мышц спины


  1. И.п. – стойка, ноги врозь, руки на пояс. 3 пружинящих наклона назад – выдох, и.п. – вдох.

  2. И.п. – стойка, ноги врозь, руки на пояс. Наклон назад с касанием пяток.

  3. И.п. – стоя на правой ноге, левую ногу захватить за ступню и, сгибая ее в колене, отвести назад-вверх – выдох, и.п. – вдох. То же, стоя на левой ноге.

  4. И.п. – стоя на коленях, руки на пояс. Наклон назад прогнувшись – выдох, и.п. – вдох.

  5. И.п. – упор стоя на коленях. «Кошка злится» – выдох, «кошка радуется» – вдох.

  6. И.п. – упор стоя на коленях. Прогнувшись в пояснице, поочередное отведение левой (правой) назад. Дыхание свободное.

  7. И.п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленях. Поднять таз – выдох, и.п. – вдох.

  8. И.п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленях. Поднять таз и выполнять приставной шаг влево и вправо. Дыхание свободное.

  9. И.п. – лежа на животе. Упражнение «корзиночка» (раскачиваться вперед и назад). Дыхание свободное.


Плосковогнутая спина

Плосковогнутая спина является вариантом плоской спины, характеризуется уменьшением грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе. При этом дефекте осанки таз сильно наклонен вперед и смещен кзади, сильно выпячены кзади ягодицы, мышцы живота ослаблены, грудной и шейный отделы позвоночника уплощены. В комплексе корригирующей гимнастики целесообразно включать следующие упражнения: в положении лежа на спине попеременное поднимание согнутых ног, выполняя велосипедные движения; поднимание и опускание туловища из положения лежа на спине.


Асимметричная осанка

Асимметричная осанка характеризуется асимметрией между правой и левой половинами туловища. Вместе с этим, на рентгенограмме отклонений от нормы не наблюдается. Это отклонение нестойкое и может быть исправлено самим ребенком. При асимметричной осанке достаточный корригирующий эффект достигается при применении симметричных упражнений, которые обеспечивают равномерное развитие силы мышц спины. Выработке симметричного положения пояса верхних конечностей помогают физические упражнения с гимнастической палкой, броски мяча, а также упражнения с самокоррекцией положения перед зеркалом.

Симметричные упражнения

  1. И.п. – лежа на животе, руки в стороны. Одновременно приподнять руки, голову и грудь, прогнуться. Удержать положение в течение 3-5 секунд, вернуться в и.п.

  2. И.п. – лежа на животе, руки вперед. Отвести руки через стороны назад, приподнимая голову, плечи и грудь – вдох, и.п. – выдох.

  3. И.п. – лежа на животе, руки вдоль туловища. «Рыбка». Удержание 3-5-7 секунд.

  4. И.п. – лежа на животе, руки вперед. «Лодочка». Удержание 3-5-7 секунд.

  5. И.п. – лежа на спине. Перейти из положения лежа в положение сидя, и обратно.

  6. И.п. – лежа на спине. 1 – угол ногами 45 градусов; 2 – развести ноги в стороны; 3 – угол ногами 45 градусов; 4 – и.п. Ноги прямые.

  7. И.п. – лежа на спине, руки за голову. 1 – согнуть ноги в коленных и тазобедренных суставах; 2 –ноги вперед; 3 – то же, что 1; 4 – и.п.

  8. И.п. – упор лежа. 1 – упор лежа на бедрах; 2 – упор согнувшись.

Общеразвивающие упражнения с мячом в парах

  1. И.п. – встать друг перед другом, стойка ноги врозь с наклоном. Катание мяча по полу друг другу.

  2. И.п. – встать спиной друг к другу, стойка ноги врозь с наклоном. Катание мяча по полу друг другу между ногами.

  3. И.п. – сидя на полу лицом друг к другу, ноги согнуты в коленях. Разгибая ноги, толкать мяч стопами к партнеру.

  4. И.п. – лежа на спине. 1-й садится, бросает мяч двумя руками партнеру и ложится. Партнер переходит в положение сидя, ловит мяч, ложится на спину, приподнимается и бросает мяч.

  5. И.п. – лежа на спине, головой друг к другу. 1-й зажимает мяч между стоп, поднимает его ногами через голову и передает партнеру. Партнер берет мяч в руки, садится с наклоном вперед, вкладывает мяч между стоп и повторяет движение.

  6. И.п. – стоя друг перед другом, в стойке ноги врозь. Держа мяч внизу, бросить мяч вперед-вверх, партнер ловит мяч и, в свою очередь, возвращает мяч.

  7. И.п. – сидя на полу ноги врозь. Перебрасывание мяча друг другу из-за головы.

  8. И.п. – стоя спиной к партнеру, стойка ноги врозь. Бросок мяча назад между ног, партнер ловит мяч и, в свою очередь возвращает мяч.

  9. И.п. – сидя спиной к партнеру, мяч между стопами. Лечь на спину с одновременным подниманием ног и броском мяча назад.

Общеразвивающие упражнения с гимнастической палкой

  1. И.п. – лежа на спине, палка вверху. Махом рук палку вперед, согнуть ноги, провести их над палкой, выпрямив опустить, палка на полу. То же, в обратном направлении.

  2. И.п. – лежа на спине, палка вверху. Махом рук сесть, палку вперед.

  3. И.п. – лежа на животе, палка на грудь. Прогнуться, палку вверх. Удержать положение в течение 3-5-7 секунд. То же, палку за голову.

  4. И.п. – лежа на спине, ноги врозь, палка за головой. Перейти в положение сидя «по-турецки», лечь в и.п.

  5. И.п. – сидя «по-турецки», палка вверху. Вытяжение вверх в течение 3-5-7 секунд.

  6. И.п. – о.с., палка внизу. Полуприсед, палку вперед – встать в и.п. Дыхание произвольное. То же, палку вверх, за голову.

  7. И.п. – о.с., палка на лопатках. Наклон прогнувшись, палку вверх, выпрямиться в и.п. Дыхание произвольное.


^ СКОЛИОТИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ


Под сколиозом понимается деформация позвоночника, характеризующаяся его боковым искривлением. Чисто боковое искривление позвоночника отмечается только на самых ранних стадиях заболевания. По мере его прогрессирования и увеличения степени деформации позвоночника во фронтальной плоскости, происходит искривление его и в сагиттальной плоскости (кифосколиоз, лордосколиоз), а также скручивание (торсия) вокруг вертикальной оси. Такая сложная многоосевая деформация позвоночника неизбежно приводит к изменению формы ребер и грудной клетки в целом (реберный горб) и нарушению нормального взаиморасположения органов грудной клетки, а также к весьма тяжким функциональным нарушениям со стороны внутренних органов и систем организма (М.Д. Ловейко, 1982; М.Д. Рипа и соавт., 1988).

Таким образом, сколиотическая болезнь – это не локальное искривление позвоночника, а общее тяжелое заболевание, вовлекающее в патологический процесс все наиболее важные системы и органы человеческого организма.

По мере прогрессирования заболевания появляются отчетливые и достоверные признаки структурных изменений, которые говорят о формирующейся асимметрии туловища, а именно: неодинаковый уровень надплечий (на стороне искривления надплечье выше); неодинаковая длина надплечий и ключиц (на стороне искривления надплечье и ключица более короткие); асимметричное расположение лопаток (на стороне искривления лопатка выше); асимметрия треугольников талии (на стороне искривления треугольник глубже и выражен более отчетливо). На выпуклой стороне искривления появляется мышечный валик – четко очерченный и расположенный паравертебрально. Появление такого валика свидетельствует о третьем искривлении позвоночника, свойственном сколиотической болезни, которое возникает вследствие торсии позвонков.

Лечение сколиотической болезни – весьма сложный и не всегда успешный процесс, требующий максимальных усилий и от медицинского персонала, и от самого больного для достижения благоприятных результатов. Оно бывает успешным только при комплексном использовании ортопедических средств и гигиенических мер. Важное место в комплексном лечении сколиотической болезни занимает лечебная физкультура. Физические упражнения оказывают стабилизирующее влияние на позвоночник, укрепляя мышцы туловища, позволяют добиться корригирующего воздействия на деформацию, улучшить осанку, функцию внешнего дыхания, дают общеукрепляющий эффект.

ЛФК показана на всех этапах развития сколиоза, но большие результаты она дает при начальных ее формах. При сколиозах противопоказаны физические упражнения, увеличивающие гибкость позвоночника и приводящие к его перерастяжению. Комплекс средств ЛФК, применяемых в режиме снижения статической нагрузки на позвоночник, включает: корригирующую лечебную гимнастику, упражнения в воде, массаж, коррекцию положением, элементы спорта.

Корригирующие упражнения по форме выполнения делятся на симметричные, асимметричные, деторсионные (С.Н. Попов, 1988). Выполнять их следует в тех исходных положениях, когда позвоночник максимально разгружен от статической нагрузки, главным образом лежа на спине, лежа на животе, стоя на четвереньках. Симметричные упражнения можно выполнять при сколиозах различной этиологии, формы и степени выраженности. При их выполнении мышцы обоих половин тела сокращаются неравномерно. Чтобы максимально приблизить позвоночник к прямой линии, более ослабленные и растянутые мышцы должны сокращаться больше, а укороченные – меньше.

Асимметричные упражнения необходимо подбирать индивидуально, чтобы тренировать только ослабленные и растянутые мышцы спины, сокращение которых приводит к уплощению сколиотической дуги. Противопоказанием к применению является прогрессирование сколиоза.

Асимметричные упражнения

  1. Стоя перед зеркалом принять правильную осанку. Поднять плечо с поворотом его кнутри на стороне вогнутости грудного сколиоза.

  2. Стоя перед зеркалом, опустить плечо и повернуть его кнаружи на стороне грудного сколиоза.

  3. Ходьба по гимнастической скамейке с мешочком на голове, с отведением ноги со стороны поясничного сколиоза.

  4. То же с полуприседанием на ноге со стороны поясничного сколиоза.

  5. Лежа на животе. Руки вверх хватом за рейку гимнастической лестницы. Приподнять прямые ноги и отвести их в сторону поясничного сколиоза.

  6. Из упора стоя на коленях, поднять руку со стороны вогнутости грудного сколиоза и отвести ногу назад на стороне вогнутости поясничного сколиоза.

  7. Упор стоя на коленях. Руку со стороны вогнутости грудного сколиоза вытянуть вперед, выполнять пружинистые движения в противоположную сторону.

  8. Стоя, рука со стороны грудного сколиоза поднята вверх. Наклоны в противоположную сторону.


Коррекция положением осуществляется легким растяжением мышц на вогнутой стороне искривления путем укладки на валик.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рекомендации для родителей детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата icon Список детей имеющих отклонения в формировании опорно-двигательного аппарата

Рекомендации для родителей детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата icon Положение о группе для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата Общие положения

Рекомендации для родителей детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата icon Программа по дисциплине дпп. Ф 9 «Психология детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата»

Рекомендации для родителей детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата icon Основные показания для лечения заболевания опорно-двигательного аппарата

Рекомендации для родителей детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата icon Восстановление суставов при врожденной и приобретенной патологии опорно-двигательного аппарата у

Рекомендации для родителей детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата icon Темы Основы идеологии белорусского государства 2 часа > Опухоли цнс и опорно-двигательного аппарата

Рекомендации для родителей детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата icon Профилактика опорно-двигательного аппарата

Рекомендации для родителей детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата icon −Заболевания опорно-двигательного аппарата

Рекомендации для родителей детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата icon Заболевания опорно-двигательного аппарата

Рекомендации для родителей детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата icon +Заболевания опорно-двигательного аппарата

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы