|
Скачать 239.55 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный педагогический университет» УТВЕРЖДЕНА Советом факультета ИФМИП ________________/Е.Ю. Булыгина/ «___» _________________ 2011 г. Обсуждена на заседании кафедры специальной психологии ИФМИП Протокол № __ от «__» _________ 2011 г. ________________ /А.Ф. Повещенко/ ПРОГРАММА по дисциплине ДПП.Ф.4.9 «Психология детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата» Специальность:050716.65 Специальная психология Специализация: Практическая психология и консультирование Квалификация: Специальный психолог Составитель: ст.преподаватель каферды специальной психологии О.А. Кожемякина Новосибирск 2011 ^ ДПП.Ф.4.9 Психология детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата Причины нарушений опорно-двигательного аппарата в детском возрасте. Нозологические формы. Детский церебральный паралич (ДЦП). Дифференциация детей в зависимости от двигательных возможностей и возможностей усвоения учебного материала. Особенности формирования высших корковых функций. Двигательные, речевые, интеллектуальные нарушения. Пространственные нарушения. Особенности личностного и социального развития при ДЦП. Особенности психолого-педагогического обследования. Организация и содержание психолого-педагогического и медицинского сопровождения детей на протяжении дошкольного возраста. Специальные образовательные потребности детей с ДЦП. Специфика формирования школьных навыков. Вопросы социальной адаптации и профориентации. Психологическая помощь семьям, воспитывающим ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. ^ Цель – изучение психологических особенностей лиц, страдающих различными формами ДЦП. Задачи: 1. Изучение причин нарушений опорно-двигательного аппарата в детском возрасте; 2. Оценка психики человека, имеющего двигательное нарушение, с позиций целостного подхода в качестве основы для оптимальной диагностической и коррекционной практики; 3. Овладение методами психологической коррекции психики детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата и их семьям. ^ Студенты должны иметь представление об основных видах нарушений функций опорно-двигательного аппарата, механизме их развития и условиях успешной коррекции, а также профилактике нарушений функционирования личности. Хорошо знать и учитывать особенности детей и подростков с нарушением функций опорно-двигательного аппарата в разработке системы психологической помощи. ^ Дневное отделение
^
^ Разделы дисциплины и виды занятий Дневное отделение
^
Содержание разделов дисциплины
^ Для студентов дневного отделения
^ Рекомендуемая литература. А) Основная литература:
^
^ Краткие конспекты лекций предлагаются в электронном (формат Power Point) и «бумажном» вариантах. Для демонстрации лекций используются аудитории, оснащенные медиа-проектором, экраном и компьютером (202, 302 ауд.). Лаборатория специальной психологии и психофизиологии (318 ауд.). Компьютеры со специальными программами. Для подготовки к занятиям студенты пользуются ресурсами научной библиотеки ГОУ ВПО «НГПУ», в том числе имеющимися в читальном зале № 3. ^ В процессе изучения дисциплины студенты готовят сообщения на практические занятия, а так же 1-2 реферата для защиты. Примерный перечень тем рефератов 1. Модели организации психолого – педагогической помощи детям и подросткам с ДЦП за рубежом. 2. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. 3. Направления и приёмы развития навыков самообслуживания у детей с церебральным параличом. 4. Сенсорное воспитание детей с ДЦП. 5. Формирование изобразительной деятельности при ДЦП. 6. Содержание коррекционно – педагогической работы по формированию первоначальных навыков чтения, письма и счёта у детей с ДЦП. 7. Типы специализированных учреждений в системе лечебно- педагогической помощи детям с церебральным параличом. 8. Нарушение личностного развития детей с ДЦП. 9. Социально – бытовая реабилитация детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. 10. Кондуктивное воспитание при ДЦП. Формы промежуточной аттестации При оценке теоретических знаний и практических умений студентов на зачете и экзамене учитывается их участие в работе на семинарских, практических занятиях, выполнение ими контрольных и самостоятельных работ, тестовых заданий, а также итоги самостоятельной работы студента. Зачёт проводится в виде теста. Преподаватель имеет право поставить зачёт без опроса тем студентам, которые показали высокую успеваемость в текущем семестре по дисциплине и активно участвовали в семинарских, практических и других видах занятий. Экзамен проводится по билетам. Качественной подготовкой, оцениваемой на «отлично» является: - полное знание всего учебного материала по курсу, выражающееся в строгом соответствии излагаемого студентом материалу учебника, лекций и семинарских занятий; - свободное оперирование материалом, выражающееся в выходе за пределы тематики конкретного вопроса с целью оптимально широкого освещения вопроса; - демонстрация знаний дополнительного материала; - чёткие правильные ответы на дополнительные вопросы, задаваемые экзаменатором с целью выяснить объём знаний студента. Хорошей подготовкой, оцениваемой на «хорошо» является: - в целом знание всего учебного материала по курсу, выражающееся в недостаточно строгом соответствии излагаемого студентом материалу учебника, лекций и семинарских занятий. - чёткие, правильные ответы на дополнительные вопросы, задаваемые экзаменатором с целью выяснить объём знаний студента. Удовлетворительной подготовкой, оцениваемой на «удовлетворительно» является: - недостаточно полное знание всего учебного материала по курсу, выражающееся в общем соответствии излагаемого студентом материалу учебника, лекций и семинарских занятий; - нечёткие ответы или отсутствие ответа на дополнительные вопросы, задаваемые экзаменатором с целью выяснить объём знаний студента. Неудовлетворительной подготовкой, оцениваемой «неудовлетворительно» является: - недостаточное знание всего учебного материала по курсу, выражающееся в слишком общем соответствии либо отсутствии соответствия излагаемого студентом материалу учебника, лекций и семинарских занятий. - отсутствие подготовки к экзамену или отказ студента от экзамена. Пример тестовых заданий для зачета 1. Дайте определение ДЦП. 2.Что относится к насильственным движениям: а) атаксия; б) гипотония; в) гиперкинезы; г) спастичность. 3. ^ а) симметричный шейный тонический рефлекс; б) асимметричный шейный тонический рефлекс; в) лабиринтный тонический рефлекс. 4. ^ а) нарушением слуха; б) нарушением познавательной деятельности; в) нарушением хватательной функции; г) нарушением тактильного восприятия. 5. Нарушение пространственного анализа и синтеза ведёт за собой нарушения понимания слов: а) зелёный; б) вкусный; в) левый; г) верхний. 6. В каком возрасте у детей с ДЦП самые низкие показатели по вербальным заданиям? а) младший школьный; б) средний школьный; в) старший школьный. 7. На 6–8 месяце жизни ребёнок с ДЦП: а) Бурно использует жесты в общении; б) Бурно использует жесты и мимику в общении; в) редко использует жесты; г) не пользуется жестами, но слабо пользуется мимикой. 8.Укажите правильную последовательность этапов формирования предметно-практической деятельности: а) этап результативных действий; б) этап преддействия; в) этап функциональных действий г) этап соотносящих действий. 9. Что такое стереогноз? а) восприятие, которое направлено на создание образа предмета; б) узнавание предмета на ощупь; в) согласованность движений руки и глаза. ^ . Какие группы детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, выделяет Шипицина. 12. По Лебединскому, экстрапирамидная недостаточность – это: а) малая способность выработки двигательных формул, высших автоматизмов, гиподинамичность б) замедленная динамика моторного развития, в основе которой – неугасание некоторых рефлексов, свойственных раннему возрасту в) недостаточность пирамидной системы, нарушение мышечного тонуса г) бедность мимики, жестов, защитных автоматических движений. 13.^ : а) двойная гемиплигия; б) спастическая диплегия; в) гемипаретическая форма; г) гиперкинетическая форма. Зона поражения: а) тотальное поражение большое полушарий головного мозга; б) поражение пирамидных путей головного мозга; в) подкорковых отделов головного мозга; г) двустороннее поражение двигательных нейронов центральных отделов головного мозга. 14. К пренатальным факторам, которые могут вызвать ДЦП, относятся: а) травмы черепа б) отклонения в ходе беременности в) асфиксия в родах г) родовые травмы. 15. Кто первый чётко сформулировал классификацию ДЦП: а) Семёнова б) Литтль в) Фрейд г) Лебединский. 16.При какой форме ДЦП наблюдается поражение односторонней руки и ноги: а) атонически-астатическая б) спастическая диплегия в) гиперкинетическая г) гемипаретическая. 17. Какая форма ДЦП является самой тяжёлой: а) смешанная б) двойная гемиплегия в) атонически-астатическая г) спастическая диплегия. 18. При какой форме ДЦП поражается лобно-мосто-мозжечковый путь: а) двойная гемиплегия б) атонически-астатическая в) гиперкинетическая г) спастическая. 19. При какой форме ДЦП наблюдается тетрапарез: а) атонически-астатическая б) двойная гемиплегия в) спастическая диплегия г) гиперкинетическая. 20. Особенностью двигательных нарушений при ДЦП, является то, что они: а) нерезко выражены б) существуют с самого рождения в) не связаны с формой и тяжестью заболевания. ^ . Развитию манипулятивной деятельности, формированию чтения и письма, препятствует: а) нарушение зрительного восприятия б) нарушение зрительно-моторной координации в) двигательные нарушения г) ничто не препятствует. 23.Что такое дисметрия? а) нарушение координации между дыханием, голосообразованием и артикуляции; б) меняющийся характер мышечного тонуса; в) дрожание кончика языка; г) несоразмерность, неточность произвольных артикуляционных движений. 24. Если ребёнок с ДЦП не дорисовывает в рисунке некоторые части тела у человека, то это говорит о: а) апраксии; б) нарушении схемы тела; в) нарушении стереогноза; г) косоглазии. 25. Какая форма дизартрии наблюдается при двойной гемиплегии: а) гиперкинетическая б) спастико-ригидная в) атактическая г) спастико - паретическая. Список вопросов для подготовки к экзамену 1. Цели, задачи психологии лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата 2. Причины нарушений опорно-двигательного аппарата в детском возрасте. 3. Нозологические формы. 4. Детский церебральный паралич (ДЦП). 5. Структура двигательного дефекта при ДЦП 6. Дифференциация детей в зависимости от двигательных возможностей и возможностей усвоения учебного материала. 7. Особенности формирования высших корковых функций. 8. Двигательные нарушения при ДЦП 9. Речевые, нарушения при ДЦП 10. Интеллектуальные нарушения при ДЦП 11. Пространственные нарушения при ДЦП 13. Особенности личностного и социального развития при ДЦП. 14. Особенности психолого-педагогического обследования. 15. Организация и содержание психолого-педагогического и медицинского сопровождения детей на протяжении дошкольного возраста. 16. Специальные образовательные потребности детей с ДЦП. 17. Специфика формирования школьных навыков. 18. Вопросы социальной адаптации. 19. Профориентация. 20. Психологическая помощь семьям, воспитывающим ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 21. Модели организации психолого- педагогической помощи детям и подросткам с ДЦП за рубежом. 22. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. 23. Направления и приёмы развития навыков самообслуживания у детей с церебральным параличом. 24. Сенсорное воспитание детей с ДЦП. 25. Формирование изобразительной деятельности при ДЦП. 26. Содержание коррекционно-педагогической работы по формированию первоначальных навыков чтения, письма и счёта у детей с ДЦП. 27. Типы специализированных учреждений в системе лечебно- педагогической помощи детям с церебральным параличом. 28. Нарушение личностного развития детей с ДЦП. 29. Социально – бытовая реабилитация детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. 30. Кондуктивное воспитание при ДЦП. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины Методические рекомендации преподавателям Данный курс предполагает работу преподавателя в следующих режимах: монолог, диалог. В процессе изучения курса преподаватель использует инновационные подходы к организации обучения, которые можно выразить в конкретных примерах: - В начале лекции преподаватель дает задание, по которому студент должен в конце лекции представить план только что прочитанной преподавателем лекции; - Провести краткую словарную работу по прочитанной лекции (профессиональный лексикон): - в процесс чтения лекции включаются 1 или 2 студента, заранее подготовленные к теме лекции с мини лекциями, с актуализацией какого-либо (заранее заданного) вопроса изучаемой проблемы. - Можно дать презентации студентов по 5-7 минут по заданной проблеме в ходе лекционного или семинарского занятий по фактам в ближайшем или отдаленном окружении. Не рекомендуется директивная форма выдачи занятий – допускается право выбора студентами тем для рефератов, докладов, творческих работ и т.п. ^ Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов Основными задачами самостоятельной работы являются: - закрепление и углубление знаний и умений студентов, полученных в ходе плановых учебных занятий; - формирование навыков рефлексивной деятельности студентов; - объективное оценивание собственных учебных достижений; - формирование умений студентов мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; - подготовка студентов к предстоящим занятиям, зачёту, конференциям, защите в последующем курсовых и выпускных квалификационных работ; - формирование культуры умственного труда, умения работать с учебной, методической и научной литературой, с информационными ресурсами, а также развитие самостоятельности в поиске и приобретении знаний и умений; - использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности; - формирование навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности. Самостоятельная работа должна носить систематический и непрерывный характер. Предлагаемое содержание и организация самостоятельной работы ориентированы на формирования навыков самостоятельной деятельности в ходе выполнения студентами различных типов и видов самостоятельных работ, построенных с учётом внутрипредметных и межпредметных связей изучаемого материала: - самостоятельные работы по образцу, требующие переноса известного способа решения в непосредственно аналогичную или отдалённо аналогичную межпредметную ситуацию; - домашняя учебная работа. Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий. Предусматривается также самостоятельная работа под руководством преподавателя в часы, определённые расписанием: разработка рефератов, программ профессионального становления студентов и других творческих заданий в соответствии с учебной программой. На аудиторных занятиях преподавателю необходимо создать мотивацию для успешного включения студентов в разработку авторских программ, дать четкие инструкции по поводу организации самостоятельной работы студентов на различных этапах, познакомить студентов с рациональными способами организации деятельности. |