|
Скачать 61.05 Kb.
|
Содержание
Ход урока.Повторение домашнего задания. Изучение нового материала. Нарушения опорно-двигательного аппарата |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 г. Маркса. ![]() ![]() Подготовила: учитель ОЗОЖ МОУ – СОШ № 6 Винидиктова Е. В. Цели: познакомить учащихся с основными неинфекционными заболеваниями; причинами, способствующими их появлению, сформировать убеждение в необходимости соблюдения норм ЗОЖ для профилактики неинфекционных заболеваний, сохранения и укрепления своего здоровья; закрепить знания по теме «Профилактика инфекционных заболеваний». Оборудование: таблицы: «Профилактика инфекционных заболеваний», «Инфекции дыхательных путей», «Кишечные инфекции», «Профилактика искривления позвоночника», «Профилактика плоскостопия», карточки, учебники. ^
Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами продолжим изучение тем медицинского блока и познакомимся с неинфекционными заболеваниями. Чтобы лучше разобраться в новой теме, давайте вспомним все, что знаем об инфекционных заболеваниях.
«Я услышал шум дождя». Утром я встал в хорошем настроении (все встают). Увидел яркое солнце (все поднимают руки к солнцу и потягиваются). И вдруг я услышал шум дождя (все начинают стучать по ногам по очереди то левой, то правой рукой). Дождь становился все сильнее (чаще стучим), и вдруг пошел град (стучим по ногам, постепенно опускаясь вниз до стоп и поднимаясь обратно). Постепенно дождь стал стихать (реже стучим по ногам), подул ветер (поднимаем руки вверх, и начинаем качаться), и выглянуло солнце (поднимаем руки вверх, тянемся к солнцу, разводим их в стороны и опускаем вниз).
Сегодня на уроке мы познакомимся с основными группами неинфекционных заболеваний и рассмотрим более подробно одну из них. Классификация неинфекционных заболеваний.
А) инфаркт, б) врожденные пороки сердца, в) анемия, г) гемофилия.
А) стоматит, б) гастрит, в) гельминтозы. 6. Болезни эндокринной системы. А) сахарный диабет, б) ожирение. 7. Кожные болезни. А) лишай, 8. Нарушение высшей нервной деятельности. 9. Болезни органов слуха и зрения. 10. Нарушение опорно-двигательного аппарата. Из анализа причин смертности в России за период 1997 – 2002 года прослеживается тенденция увеличения факторов риска смертности населения от неинфекционных заболеваний, которые составили 83 % от общего числа болезней, в том числе болезни системы кровообращения – 53 %, злокачественные новообразования – 16 %, травмы и отравления – 14 %. Ученые отмечают, что многие факторы риска смерти от неинфекционных заболеваний связаны с образом жизни человека (снижение двигательной активности, нерациональное питание, стрессовые ситуации, курение, употребление алкоголя и наркотиков.) По данным статистики, курение отнимает в среднем 8,3 года жизни. Употребление алкоголя – 10 лет, нерациональное питание – 6 – 10 лет, слабая двигательная активность – 6 – 8 лет, стрессовые ситуации – 10 лет. В настоящее время в мире наблюдается «омоложение» неинфекционных заболеваний. Касаются эти болезни и детей школьного возраста. Данные медицинских осмотров школьников в России свидетельствуют, что к моменту окончания школы каждый четвертый имеет патологию сердечно – сосудистой системы, каждый третий – близорукость, нарушение осанки. В нашей школе тоже есть своя статистика. По итогам 2003 – 2004 учебного года в нашей школе из 698 человек нарушение осанки у 31 человека, сколиоз у 18 человек, плоскостопие у 3 человек, нарушения зрения у 15 человек, ожирение у 7 человек, сахарный диабет у 1 человека, анемия у 1 человека. Больше всего заболеваний связанных с нарушением осанки и искривлением позвоночника. О них мы и поговорим. ^
Одно из заболеваний – нарушение осанки. Осанка – это привычное положение тела человека, во время ходьбы, стояния, сидения, работы. Причины нарушения осанки: неправильный режим дня, различные заболевания, плохая физическая подготовка. Если мы неправильно сидим, нарушение осанки может перейти в искривление позвоночника. Искривление позвоночника бывают трех видов: боковое – сколиоз, спереди – лордоз, сзади – кифоз. Сколиоз (боковое искривление позвоночника) может быть врожденным (неправильное развитие позвоночника) и приобретенным (образуется в 5 – 15 лет). ![]() Позвоночник взрослого человека имеет небольшие изгибы кпереди и кзади. Они образуются постепенно, по мере роста организма, особенно после того, как ребенок научится стоять и ходить. Их не считают искривлениями и называют физиологическими. В отличии от них при искривлении позвоночника кпереди и кзади нормальный для данной области лордоз или кифоз резко увеличивается либо на месте физиологического лордоза возникает кифоз и наоборот. Сколиоз же при любой степени и в любой части позвоночника относится к искривлениям. Неправильная поза детей во время учебных занятий ведет к неравномерному распределению нагрузки на позвоночник и на мышцы спины, что утомляет и ослабляет их. Слабость мышц спины, плохая осанка, выступающая осанка являются предвестниками сколиоза. В дальнейшем возникают изменения связок позвоночника и формы самих позвонков, образуется стойкое боковое искривление позвоночника. Сколиоз может быть также следствием перенесенного в детстве рахита. Профилактика сколиоза значительно эффективнее лечения. Профилактика: ровная жесткая постель, небольшие подушки, правильное освещение рабочего места, правильное сидение за столом, пребывание на свежем воздухе, подвижные игры, физкультурные упражнения, массаж, полноценное питание, специальная гимнастика, режим труда и отдыха. Лечение: специальные гимнастические упражнения, исправляющие форму позвоночника. Кифоз бывает дугообразный (круглая спина) и угловатый. Причина – врожденная слабость мышц спины, перенесенный рахит, длительное согнутое положение туловища. Профилактика: формирование правильной осанки, правильный режим дня, подвижные игры, гимнастика. Правильное освещение рабочего места. Лечение: выполнение корригирующей гимнастики, физиотерапевтические процедуры.
Упражнения для формирования правильной осанки.
|