Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени icon

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени





Скачать 96.88 Kb.
Название Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени
Дата 05.05.2013
Размер 96.88 Kb.
Тип Документы
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени.

Говоря о здоровье, мы используем определение, которое предлагает Всемирная организация здравоохранения – "состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней…”.

В настоящее время состояние здоровья детей в нашей стране вызывает серьезную озабоченность общества. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЭД РАМН, в России 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Неблагоприятные экологические условия приводят к ослаблению иммунитета, и, как следствие к увеличению простудных заболеваний, инфекций. В образовательном учреждении, и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столом, у телевизора, компьютера и т.д.). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие. Не менее серьезное влияние на здоровье и развитие ребенка-дошкольника оказывают отклонения в опорно-двигательном аппарате, являющиеся первопричиной многих болезней, которые не поддаются медикаментозному лечению.

^ Основанием для разработки данной проблемы послужили следующие причины:

  • недостаточность оздоровительного эффекта и повышения уровня физической подготовленности, высокой двигательной активности в режиме дня;

  • недостаточная четкость дифференцированного подхода к детям с их индивидуальными особенностями и здоровьем

Цель: выявление тех механизмов и методов, с помощью которых можно организовать физическое воспитание таким образом, чтобы оно обеспечивало ребенку гармоничное развитие, помогало детям использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня, приобщение детей к физической культуре как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры.

Задачи: Оздоровительные задачи:

  • Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

  • Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к различным заболеваниям.

  • Формирование правильной осанки и укрепление всех групп мышц, содействие профилактике плоскостопия.

Образовательные задачи:

  • Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.

  • Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности.

  • Развитие двигательных способностей детей и физических качеств (быстрота, сила, выносливость, гибкость, подвижность в суставах, ловкость, выносливость).

Воспитательные задачи:

  • Воспитание потребности в здоровом образе жизни.

  • Вырабатывать привычку к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх.

  • Воспитывать положительные черты характера.

К концу 2010-2011 уч.года обучения мы достигли следующих результатов:

  • Положительные результаты темпов прироста физических качеств;

  • Скоординированность действий педагога и специалистов в физкультурно -оздоровительной работе с детьми;

  • Повышение активности родителей в совместной работе по укреплению здоровья детей;

Для обеспечения воспитания здорового ребенка работа осуществляется через систему физкультурно-оздоровительной работы, включающей в себя семь взаимосвязанных разделов:

  • Условия.

  • Диагностика

  • Развитие движений

  • Лечебно-профилактическая работа

  • Закаливание

  • Здоровый образ жизни

  • Взаимодействие с родителями

I раздел. Условия

Построение здоровье сберегающего пространства не мыслимо без реализации такого важного принципа – принципа индивидуально-дифференцированного подхода к детям. В группах создаются условия для наиболее полного самовыражения ребенка двигательной деятельности.На занятия подбираются такие пособия, атрибуты, детали оборудования, которые отвечали бы индивидуальным потребностям ребенка. В свою очередь эти потребности обусловливаются состоянием его здоровья, уровнем его физической подготовленности, а также уровнем его двигательной активности.

II раздел. Диагностика

  • Обследования специалистов (ОВФД);

  • Оценка физического развития по центильным шкалам и показатели двигательных навыков ( воспитатель физической культуры);

  • Заболеваемость ( мед.работник);

  • Эмоциональное состояние ребенка ( психолог);

Обработка данных позволяет выделить три группы, для осуществления дифференцированного подхода в процессе развития двигательных умений. I группа-основная (составляют дети с нормальным уровнем физического развития и основных функций организма), с тренирующей психофизической нагрузкой. II группа-подготовительная (дети, имеющие некоторые функциональные отклонения и часто болеющие), с умеренной нагрузкой. III группа-риска с ограниченной психической нагрузкой (эту группу составляют дети, имеющие хронические заболевания и дети после болезни)

III раздел. Развитие движений

При организации физкультурно-оздоровительной работы решается задача существенного повышения функциональных возможностей организма ребенка. Работа проводится в системе, охватывающей все стороны физического воспитания: (развитие двигательной активности, двигательных навыков, психофизических качеств, усвоение общечеловеческих и национально–культурных ценностей).

При разработке содержания двигательного режима учитываются требования:

  • обогащать двигательный опыт детей за счет движений общеразвивающего характера, спортивных упражнений и игр;

  • способствовать развитию произвольности выполнения двигательных действий, уметь определять цель и задачу действия, выбирать способы действия, сочетать их, доводить до определенных результатов;

  • умеренно стимулировать процесс развития двигательных способностей и физических качеств – ловкости, быстроты, силы, гибкости, выносливости, совершенствовать ориентацию в пространстве и времени, чувство равновесия, ритмичности, глазомер;

  • повышать общую работоспособность;

  • формировать у детей потребность в ежедневной двигательной активности и в оздоровительных мероприятиях, повышать мотивацию, побуждать детей сознательно относиться к оздоровительным мероприятиям,

  • содействовать охране и укреплению здоровья детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, формировать правильную осанку, гармоничное телосложение.

  • повышать функциональные возможности детского организма;

Условия реализации двигательного режима:

  • Систематичность занятий физической культурой.

  • Дозирование по числу повторений физических упражнений

  • Постепенность наращивания длительности нагрузок.

  • Разнообразие форм оздоровительной физической культуры.

  • Рациональное сочетание физкультурных и оздоровительных мероприятий.

  • Привлечение родителей к проведению спортивных праздников и семейного досуга.

  • Комплексы занятий состоят из трех частей:

  • В подготовительную часть включаю общеразвивающие и профилактические упражнения, соответствующие нарушениям осанки. Темп выполнения – медленный, умеренный и средний, дозировка – 6-8 повторений.

  • ^ В основную часть входят упражнения из положения лежа на спине, на боку и на животе. В этих положениях легче следить за выпрямленным телом, мышцы не испытывают длительной статической нагрузки, как при держании тела в положении стоя и сидя. Дозировка упражнений зависит от самочувствия, в среднем – 8-16 раз. Все упражнения обязательно исполняются в обе стороны.

  • ^ Заключительная часть строится из упражнений на расслабление (релаксация), выполняемых в исходных положениях лежа на спине, дыхательных и специальных упражнений на ощущение правильной осанки и, конечно же, эмоциональная разгрузка – подвижные игры. В занятиях и в индивидуальной работе вне занятий используются упражнения, позволяющие предотвратить плоскостопие у детей дошкольного возраста, и рекомендуются родителям использовать их в домашних условиях.

IV раздел. Лечебно-профилактическая работа

  • Обеспечить эффективную физкультурно-оздоровительную работу можно только при условии содружества медицины и педагогики. Лечебно – профилактическая работа строится на основе анализа заболеваемости в предыдущие годы, чтобы проследить степень эффективности предпринимаемых профилактических мер, диагностических данных состояния здоровья детей, уровня их физического развития, физической подготовленности. Тесный контакт со специалистами (медсестра, инструктор ЛФК, специалисты ОВФД, и др.) помогает осуществить контроль за формированием двигательных навыков и развитием физических качеств у детей.

  • ^ Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и физиологическое значение – она способствует нормальной деятельности внутренних органов, так как отклонения в осанке отражаются на их функциях Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки или коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли проблемы с повышенной утомляемостью, головными болями и болями в мышцах туловища

  • Стопа – фундамент, опора нашего тела, и любое нарушение развития может отражаться на осанке ребенка. В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Главной причиной его возникновения является слабость мышечно-связочного аппарата стопы. Врожденное плоскостопие встречается редко. Оно чаще развивается у детей ослабленных, плохо развитых физически, перенесших рахит. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, особенно начальных степеней, проходит на фоне хорошо организованного не только двигательного, но и профилактического режима, составленного с учетом характера заболевания ребенка.

V раздел. Закаливание

Главное требование: "не навреди!”. В комплексе закаливающих средств, оберегающих нервную систему детей от перегрузок, особую роль играет правильно организованный дневной сон.

^ Два правила:

  • обеспечить в момент подготовки детей ко сну спокойную обстановку, исключить шумные игры за 30 минут до сна;

  • проветривать спальное помещение перед сном со снижением температуры на 3-5 градусов.

Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того, чтобы она действительно давала эффект, виды деятельности на прогулке меняются в зависимости от предыдущего занятия. Так после занятия, на котором дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижных игр; после физкультурных, музыкальных мероприятий – с наблюдения, спокойных игр и т.д. Важно отметить, что система закаливания ежегодно корректируется медицинскими работниками детского сада в соответствии с результатами и имеющимися условиями.

VI раздел. Здоровый образ жизни

  • Азбука здоровья

  • Разумное закаливание

  • Физическая культура

  • Оптимальные условия для развития движений

  • Оптимальная двигательная активность

Гигиеническая культура- обучение детей уходу за своим телом продолжается в течение всего пребывания детей в детском саду. В младшем возрасте проводится обучение детей сугубо индивидуальное, а основной его метод — диктатный (когда наглядно пооперационно учат действию), применяя игровые приемы.

VII раздел. Взаимодействие с родителями

Процесс физкультурно-оздоровительной совместной работы с семьей включает:

  • Целенаправленную санпросветработу, пропагандирующую общегигиенические правила, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т.д.;

  • Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;

Результаты диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития доводятся до сведения каждого родителя. Отмечаются сильные и слабые стороны развития, намечаются пути оказания помощи (если это необходимо), в укреплении здоровья, физического развития и дальнейшего его совершенствования. Определяется, что буду делать я, а что родители. К разговору с родителями привлекаются медицинские работники детского сада. В педагогическом взаимодействии с родителями используются разнообразные формы р их физических качеств:

  • информация для родителей на стендах, в папках-передвижках; консультации;

  • устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, специалистов по физкультуре;

  • инструктивно-методические занятия по профилактике нарушений осанки, деформации стопы;

  • семинары-практикумы;

  • деловые игры и тренинги;

  • "открытые дни” для родителей с просмотром разнообразных занятий в физкультурном зале и зале ЛФК;

  • закаливающих и лечебных процедур и т.д.;

  • физкультурные досуги и праздники с участием родителей и т. д.;

  • выставки (фотовыставки, поделок, родительских рекомендаций из опыта семейного воспитания и т.д.)






Подготовила: Инструктор по физической культуре Багмут С.А.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени icon А. Г. Жуковец Одной из актуальнейших проблем на современном этапе развития медицинской науки является

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени icon Остеопороз “тихая эпидемия нашего времени”

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени icon Остеохондроз в традиционной китайской медицине. Причины, диагностика, лечение об остеохондрозе болезни

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени icon Пояснительная записка. Основная цель уроков укрепление здоровья детей и совершенствование их физического

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени icon Препараты серии «Коллаген Ультра» награждены медалью Мечникова за вклад в укрепление здоровья нации

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени icon Одной из особенностей нашего времени является доступность разнообразной информации. Большой посещаемостью

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени icon Причины речевых нарушений у детей речевые нарушения у детей серьезная проблема нашего времени

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени icon Л. Ф. Селин (1894-1961), крупнейший писатель нашего времени, реформатор современного литературного

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени icon Часто приходится сталкиваться с мнением, что проблемы со здоровьем и с речью в частности это беда

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени icon Гайморит одна из проблем, которая доставляет людям очень много неприятностей. Самым плачевным финалом

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы