|
Скачать 0.64 Mb.
|
О здоровье и здоровом образе жизни школьникаSit mens sana in corpŏre sano Да будет в здоровом теле здоровый дух (лат. выражение) Здоровье человека зависит от многих факторов – внутренних и внешних, природных и социальных, космических и планетарных и т.п. Для человека любой из них может является определяющим, но влияние факторов, определяющих уровень общественного здоровья распределяется следующим образом: 1. Наследственность (биологические факторы) - определяет здоровье на 20% 2. Условия внешней среды (природные и социальные) - на 20% 3. Деятельность системы здравоохранения - на 10% 4. Образ жизни человека - на 50% Так или иначе, но наиболее значимым фактором, определяющим здоровье человека, является его образ жизни, т.е. режим труда и отдыха, культура движения, физическая и умственная активность, питание, закаливание, культура отношений и общения, нездоровые привычки и т.п. Образ жизни закладывается с детства, отражает обычаи и традиции семьи, этноса и социума к которым ребенок принадлежит. Образ жизни может способствовать сохранению и развитию здоровья ребенка (в этом случае говорят о ЗДОРОВОМ ОБРАЗА ЖИЗНИ), а может не только провоцировать снижение потенциала здоровья человека, но и быть причиной сокращения генетически предопределенной продолжительности его ЖИЗНИ. ^
Основные направления деятельности педагогов и родителей по поддержанию здоровья учащихся должны быть направлены на:
^ Режим – одно из ведущих условий и фактор сохранения и укрепления здоровья ребенка. Соблюдение режима обеспечивает работоспособность ребенка в течение дня. Работоспособность – способность человека развить максимум энергии и, экономно расходуя её, выполнять работу качественно и эффективно. Работоспособность в значительной мере зависит от особенностей биологического ритма человека. В зависимости от времени суток выделяют так называемых «голубей», «жаворонков» и «сов». Утомление – это совокупность изменений, происходящих в организме в период выполнения работы и приводящих, в конце концов, к невозможности её продолжения. Утомление – защитная функция организма, предохраняющая организм от истощения. Некоторое утомление, усталость полезны для тренировки и повышения функциональных возможностей организма. Состояние утомления характеризуется:
Причины часто проявляющегося утомления у детей:
Составляющие режима школьника дома:
Для того чтобы Ваш ребенок был успешным и здоровым, постарайтесь создать ему благоприятные условия для учебного труда и полноценного отдыха.
P.S. Самостоятельные занятия физкультурой у младшего школьника должны составлять не менее 30-50 минут ежедневно. Наибольший оздоровительный эффект оказывают занятия плаванием и лыжами, так как первые осуществляются в воде, а вторые – на снежной поверхности, что значительно облегчает движения, оказывает закаливающее действие, имеет продолжительный следовой эффект ^ Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие. Аристотель В современном мире человеку угрожает множество опасностей: войны, голод, болезни, загрязнение Среды обитания, истощение источников энергии и т.д. К числу опасностей, подстерегающих здоровье, а иногда и жизнь, относится гиподинамия. Человечество, не знавшее ее в течение долгих тысячелетий, особенно страдает от этой напасти в трех-четырех последних поколениях. Двигательная активность от рождения и до глубокой старости - эликсир жизни. В научной литературе двигательная активность определяется как внутренняя установка и внешне обусловленная система рациональных форм двигательной деятельности (деятельности, существенными моментами которой являются движения, организованные в систему активных мышечно-двигательных действий). Гиподинамия - это ограничение двигательной активности органов и систем человека. Длительное ограничение в движении приводит к ослаблению важнейших функций организма, к различным нарушениям опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения и т.д. Гиподинамия часто сопровождается снижением силы сокращения мышц, объема и массы мышечной ткани и т.д. Недостаточная двигательная активность отражается и на психическом состоянии человека:
Образ жизни современного человека очень изменился в части двигательной активности в сравнении с образом жизни его предков даже в сравнительно недавнем прошлом. Согласно данным академика А.И. Берга, в середине прошлого века из всей энергии, искусственно производимой и потребляемой на земле, 96% приходилось на мускульную силу человека и домашних животных. Лишь 4% вырабатывали паровые машины, водяные колеса, ветряные мельницы и т.д. А сейчас мускульная сила производит только 1% энергии. Жизненным кредо значительной части наших современников является “максимум комфорта, минимум движений”. Такие люди наивно полагают, что, ограждая себя от лишнего шага, они тем самым сберегают свое здоровье. Снижение двигательной активности в среднем и, особенно, в пожилом возрасте способствует снижению уровня обмена веществ и отложению в организме избыточного количества жира, в результате чего люди уже после 35-40 лет начинают полнеть. Это связано с тем, что активность обменных процессов в организме после 25 лет снижается в каждое последующее десятилетие примерно на 7-8 %. Иначе говоря, люди, поощряемые привычкой к сидячему образу жизни, по своей воле спешат навстречу сердечным заболеваниям. Эффективнейшая профилактика большинства заболеваний, укорачивающих наш век - здоровый образ жизни, предполагающий достаточную двигательную активность. Проблему физических нагрузок для укрепления своего здоровья люди решают по-разному. Разные виды спорта, подвижные игры, туристические походы в основном привлекают школьников и студентов. Люди среднего возраста более привержены к недальним походам, охоте, рыболовству, лыжным и велосипедным прогулкам, некоторые делают утреннюю зарядку. Лица пожилого возраста наиболее часто или вовсе перестают заниматься физическими упражнениями, или выполняют очень легкую зарядку. Воздействие гиподинамии не ощутимо, не причиняет боли, подчас даже приятно, потому что вплотную связано с блаженной расслабленностью, покоем, безмятежностью, мышечным сибаритством. Но когда малоподвижность усугубляется перееданием, лекарствами, злоупотреблениями и излишествами, то даже в молодом возрасте резкий упадок физических и психических сил может последовать уже через несколько лет. В данном контексте, движение (в широком смысле этого слова) - это не только активная двигательная функция скелетной мускулатуры, но и оптимальная работа прочих мышечных образований, а также совокупность процессов полноценного метаболизма вплоть до клеточного уровня. Одним из наиболее заметных и часто проявляющихся последствий гиподинамии является нарушение осанки. Осанка - это привычное положение тела человека при стоянии, ходьбе или сидении. Осанка зависит от физиологических изгибов позвоночника и развития мышц туловища. Правильная осанка характеризуется нормальным положением позвоночника с его умеренными естественными изгибами, симметричным расположением плеч и лопаток, вертикальным положением головы, прямыми ногами без уплощения стоп. Правильная осанка обеспечивает оптимальную деятельность опорно-двигательного аппарата, правильное размещение внутренних органов, создаёт благоприятные условия для их функционирования и оптимизирует положение общего центра тяжести тела. Особенно следует подчеркнуть роль правильной осанки в нормальном функционировании спинного мозга, его передних и задних нервных корешков, а через это нормальное функционирование мышечной системы и всех внутренних органов. Осанка влияет и на психоэмоциональный статус ребёнка. Так, например, сутулость через безусловные рефлексы способствует формированию мрачного настроения, развитию «комплекса неудачника». К нарушению осанки приводят, прежде всего, слабое физическое развитие детей и подростков как результат гиподинамии и высокого удельного веса гипокинезии (хроническое, неадекватное уменьшение количества движения и силы мышечных сокращений преимущественно в крупных суставах). Это провоцирует развитие мышечной гипотрофии и ослабление связочно-суставного аппарата. Конечно, неправильная, патологическая осанка развивается также при врождённых дефектах или некоторых формах предрасположенности к изменениям позвоночника. Нарушения осанки проявляются в виде увеличения или уменьшения естественных изгибов позвоночника, появления боковых искривлений, крыловидных лопаток, асимметрии плечевого и тазового пояса. В поддержании правильной осанки важную роль играют мышцы туловища шеи и нижних конечностей. Одним из основных элементов мышечной системы являются мышцы спины. В ней различают поверхностный слой, состоящий из трапециевидной и широчайшей мышц спины трапециевидная мышца, сокращаясь всеми пучками, приближает лопатку к позвоночному столбу; сокращаясь верхним пучком, поднимает лопатку, а нижним - опускает ее. Широчайшая мышца приводит плечо к туловищу и тянет верхнюю конечность назад к серединной линии, вращая ее внутрь. При укрепленной верхней конечности приближает к ней туловище. Эти мышцы связывают туловище с руками. Если их зафиксировать, то они могут натягивать позвоночник. Рис. 1. Поверхностные мышцы спины: а – трапециевидная мышца; б – широчайшая мышца спины ![]() Из глубоких мышц спины наибольшее значение для формирования правильной осанки имеет мышца, выпрямляющая туловище. Это самая мощная и длинная мышца спины. Начинаясь от таза и от остистых отростков нижних поясничных позвонков, она направляется кверху, где делится в поясничной области на три части: подвздошнорёберную мышцу, остистую мышцу и длиннейшую мышцу. Вся мышца, выпрямляющая туловище, при двустороннем сокращении является мощным разгибателем позвоночного столба; удерживает туловище в вертикальном положении. При одностороннем сокращении эта мышца наклоняет позвоночный столб с соответствующую сторону. Верхние ее пучки тянут голову в свою сторону. Частью своих пучков она опускает ребра.
Рис. 2. Глубокие мышцы спины: а - мышца, выпрямляющая туловище Все рефлекторные формы регуляции опорно-двигательной функции позвоночника и всей кинематической цепи «позвоночник-конечности», также как и произвольные функции этой системы, определяют ее прочность и состояние динамического мышечного корсета. Важнейшей системой при этом являются мышцы живота. ^ мышца живота сокращаясь с одной стороны, вращает туловище в противоположную сторону; двустороннее сокращение при укрепленном тазе тянет грудную клетку и сгибает позвоночный столб ^ мышца живота, сокращаясь, с одной стороны вращает туловище в свою сторону. Поперечная мышца живота уплощает стенку живота, сближает нижние отделы грудной клетки. ^ мышца - наклоняют туловище кпереди. Квадратная мышца поясницы - тянет подвздошную кость кверху, а XII ребро книзу; участвует в боковых сгибаниях поясничной части позвоночного столба; при двустороннем сокращении тянет поясничный отдел позвоночного столба назад. Огромную роль играют также мышцы нижних конечностей, большая и малая ягодичные мышцы, подвздошно-поясничные мышцы, широчайшая мышца спины, трапециевидная мышца спины, большая и малая грудные. Именно они отвечают за поддержание позвоночника в вертикальном положении, во многом определяют общую физическую и умственную работоспособность и выносливость человека. Именно недостаток двигательной активности способствует недоразвитию и слабости корсетных мышц в детском возрасте, несформированности устойчивой потребности и привычки занятий оздоровительной физической культурой. Особенно быстро проблемы здоровья, связанные с нарушениями опорно-двигательного аппарата обостряются в период обучения в школе. Физиологические особенности семи- десятилетнего ребёнка таковы, что большую часть активного времени суток для него правильнее, полезнее, а значит и лучше для его здоровья, активно двигаться: лазать, бегать, играть. В школе он большую часть времени проводит сидя за партой, склонившись к книге или тетрадке, и занимается интенсивной умственной работой. Можно уверенно сказать, что это довольно неблагоприятная для физического и психического компонентов здоровья ребёнка ситуация. Наиболее часто у школьников встречаются ортопедические заболевания, как следствие недостатка развития костно-мышечной системы, вызванные, прежде всего, физической пассивностью. Причём, различные виды нарушения осанки занимают ведущее место в ряду так называемых «школьных патологий». Нарушения осанки возникают по многим причинам, а не только в результате неправильного положения позвоночника во время сидения и работы за столом или партой. Это могут быть и наследственная предрасположенность, родовые и послеродовые травмы, патологические изменения структуры костных тканей, неправильное положение тела ребёнка во время сна. Одной из главных причин нарушения осанки является недостаточное развитие мышц спины (поверхностных и глубоких) и живота. Именно поэтому ребёнок не может в течение длительного времени сохранять правильную осанку и начинает сутулиться или склонять туловище в сторону. Но следует помнить, что независимо от причины возникновения нарушений осанки, необходимо постоянно следить за позой ребёнка и уделять значительно больше внимания её коррекции. При письме или чтении у ребенка с недоразвитым мышечным корсетом вместо правильного наклона вперед, с сохранением осанки, спина ребёнка «сгорбливается», туловище замысловато изгибается вправо или влево, напряжённо вытягивается вперед шея. Возникает ощущение гутаперчивости детского тела. А во время выполнения письменных заданий ребенок буквально ложится на поверхность стола, слишком низко наклоняет голову, почти касаясь щекой поверхности тетради или учебника. При этом он не только провоцирует развитие патологических изменений осанки, но и «травмирует» глаз, вызывая развитие близорукости. Отсутствие должного контроля со стороны педагогов и родителей усугубляет состояние здоровья ребёнка, ведет к развитию серьёзных заболеваний позвоночника. При их лечении требуются не только значительные усилия медиков, но и систематическое, грамотное участие со стороны педагогов и родителей. Нельзя забывать, что неправильная осанка портит не только фигуру человека, но и отрицательно влияет на работу сердца, лёгких, желудочно-кишечного тракта, что, в свою очередь, вызывает ухудшение обмена веществ и снижение физической и умственной работоспособности. Обучению школьников основным упражнениям на формирование и закрепление правильной осанки, должны предшествовать основные знания о правильной и неправильной осанке. При объяснении признаков правильной и неправильной осанки необходимо использовать схемы, сопровождая показ подробным комментарием. На рисунке дан вид спереди и сбоку. Обратите внимание, что вертикальная ось тела должна соединять шесть основных точек:
При таком положении тела все части фигуры, особенно позвоночника и стопы, обладают наилучшими возможностями пружинить и амортизировать толчки и сотрясения во время движений: ходьбы, бега, прыжков, а руки – соизмерять физические усилия. Во фронтальной плоскости вид спереди и со спины - в позе правильной осанки все части тела должны устанавливаться так, чтобы симметричные точки правой и левой стороны располагались по горизонтальной линии. Ребенок должен уметь самостоятельно проверять и фиксировать правильную осанку, тем более что это довольно просто и доступно детям уже с начальной школы. Очень важно ознакомить ребенка с основными способами проверки и коррекции осанки, которые легко можно использовать в любой обстановке. Для фиксации правильно осанки достаточно встать спиной к стене, внизу которой нет плинтуса, или у двери с ровной поверхностью или боковой стенки шкафа, прижаться, касаясь шестью основными точками:
Спину выровнять следует так, чтобы в области талии между телом и поверхностью стены оставалось пространство, позволяющее свободно «пройти» лишь вытянутой собственной ладони. Далее в этом положении следует вытянуться вверх, а опустить руки, еще раз, фиксируя правильное положение тела. Затем отойти от стены, стараясь сохранять эту позу. Для такого контроля за осанкой не требуется специальных приспособлений и много времени, и его достаточно часто можно использовать и дома и в школе.
При контроле за осанкой во фронтальной (лицевой) плоскости дома родители могут помочь ребёнку осмотреть себя в зеркало. Важно в положении стоя у стены с поднятыми руками осмотреть все ли части тела расположены симметрично, исправить возможные небольшие наклоны в стороны, обращая внимание ребёнка на запоминание правильного положения тела. Следует скорректировать осанку ребёнка и при осмотре тела со спины. При неправильной осанке можно отметить следующие характерные признаки:
В основе различных изменений осанки лежит нарушение правильного сочетания и выраженности физиологических изгибов позвоночного столба. При этом различают плоскую, круглую, кругло-прогнутую и плоско-прогнутую спину Плоская спина характеризуется сглаженностью всех физиологических изгибов позвоночного столба и уменьшением угла наклона таза. Грудная клетка уплощена, кажется выпяченной вперед, лопатки отстают от грудной клетки, переднезадний размер грудной клетки уменьшается, что, в свою очередь, отрицательно влияют на развитие и положение органов грудной полости и отправление функций органов дыхания.
Рис. 5. Конфигурация позвоночника при различных типах осанки. 1 - нормальная, 2 – плоская, 3 – круглая (сутуловатая), 4 – плоско-прогнутая, 5 - кругло-прогнутая. Верхним треугольником отмечены уровни VII шейного позвонка, средним – положение нижнего угла лопатки, нижним – уровень верхнего края остистого отростка 1 крестцового позвонка. Круглая спина (сутуловатая) представляет собой усиление грудного кифоза и уменьшение поясничного лордоза. Сутулость чаще всего возникает и прогрессирует из-за слабости спинной мускулатуры, быстро утомляющейся при вынужденном длительном сидении и теряющей способность держать спину в выпрямленном положении. При сутулости голова наклонена вперед, плечи сведены, грудная клетка опущена, мышцы передней стенки живота укорочены, мышцы спины растянуты, ноги как бы полусогнуты, лопатки отстают от грудной клетки. Подобные изменения отрицательно сказываются на функции грудной клетки, она становится более плоской, что, в свою очередь, вызывает уменьшение амплитуды дыхательных движений, провоцирует развитие многих заболеваний. При плоско-прогнутой спине усилен поясничный лордоз и уменьшен грудной кифоз При кругло-прогнутой спине одновременно усилены грудной кифоз и поясничный лордоз. Поясничная область принимает несколько седлообразную форму, а таз наклонен кпереди более сильно, чем при других видах осанки. Но даже при значительных отклонениях осанки не следует забывать, что её исправление и коррекция требует не только длительных, но и систематических занятий. Естественно, при более серьёзных ортопедических нарушениях необходимо обратиться к врачу и пройти курс ЛФК. Красивая правильная осанка тренируется с помощью специальных упражнений. Основа этих упражнений – полезные условно-безусловные рефлексы, то есть те которые помогают сохранить правильную осанку при любом положении тела. Если в течение 1-2 недель периодически рекомендовать детям фиксировать осанку у стены, то они очень быстро запоминают правильное положение тела и легко и быстро могут его принимать. Для оценки результата – на сколько хорошо сохраняют дети осанку и как долго могут контролировать свое положение тела – можно предложить сделать несколько незначительных движений. Например, предложите учащимся встать и выровнять осанку. Далее – опустить голову. А теперь обратите внимание детей на то, как быстро сломалась их выправка:
Такое изменение позы тела связано с тем, что опущенное положение головы рефлекторно (так называемый сгибательный шейно-тонический рефлекс) расслабляет те мышцы туловища, которые должны поддерживать тело в заданной позе в вертикальном положении (в данном случае мышцы разгибатели спины). Если отмеченные выше признаки при осмотре ребенка не были отмечены, то это можно оценить как один из показателей нормального состояния опорно-двигательного аппарата в сагиттальной плоскости (в профиль). Когда голова поднята вверх, все тело непроизвольно подтягивается, плечи расправляются (включение разгибательного шейно-тонического рефлекса). Поэтому сохранять осанку с поднятой головой легче. Да по-другому это сделать и невозможно. Отсюда становится понятно, что при воспитании осанки большое внимание уделяется правильной постановке головы. Но следует объяснить ребенку, что этого недостаточно. Для формирования правильной осанки устанавливается и фиксируется вся система скелета в строго определенном порядке. В работе по установке тела в заданной позе принимают участие около трёхсот больших и малых мышц. В поддержании позвоночного столба участвуют около пятисот мышц, а два десятка уравновешивают голову. Чем лучше натренирован «мускульный корсет» тела, тем слаженней работа мышц при поддержании правильной осанки. Предлагаем вашему вниманию различные упражнения для профилактики умственного и физического напряжения, формирования правильной осанки. Потягивание. Упражнения на потягивания очень важны в комплексе оздоровительной физической культуры, потому что они помогают снять напряжение, усталость, гораздо быстрее приободриться. При этом они не требуют большой частоты повторений. Достаточно проделать их по 1-2 раза. Потягивания, как и все вида растяжек, благоприятно влияют на позвоночник в целом, стимулируют процессы роста.
Ходьба до известной степени оживляет и воодушевляет мои мысли. Оставаясь в покое, я почти не могу думать; необходимо, чтобы мое тело находилось в движении, и тогда ум тоже начинает двигаться. ^Ходьба. Если условия в классе, в школе позволяют организовать эти упражнения, то не следует отказываться от них только потому, что они очень напоминают уроки физической культуры. Ходьба – прекрасный способ снять мышечное утомление ног, возникающее при длительном сидении, нормализовать кровообращение в нижних конечностях и малом тазу, улучшить кровообращение головного мозга, восстанавливая тем самым интеллектуальную работоспособность, отрегулировать деятельность кишечника. При этом не следует путать ходьбу как физическое упражнение с традиционным передвижением. Очень полезно во время прогулок в группах продлённого дня выполнять все упражнения с ходьбой. Это помогает очень быстро восстановить работоспособность организма в целом, поднять настроение. Можно рекомендовать родителям некоторые упражнения, связанные с ходьбой для вечерних прогулок.
^ бездействие есть могила здоровья Ж.Тиссо ![]() ![]() ![]() ![]() |