Логопедическая коррекция у детей с дцп. Формирование жизненно важных физиологических функций icon

Логопедическая коррекция у детей с дцп. Формирование жизненно важных физиологических функций





Скачать 37.25 Kb.
Название Логопедическая коррекция у детей с дцп. Формирование жизненно важных физиологических функций
Дата 05.05.2013
Размер 37.25 Kb.
Тип Документы
Логопедическая коррекция у детей с ДЦП. Формирование жизненно важных физиологических функций.

Козуб Людмила Викторовна, логопед-дефектолог, высшая категория, аспирант, г. Оренбург. Частный логопедический кабинет.

Детские церебральные параличи (ДЦП) — это группа непрогрессирующих нарушений статических и двигательных функций, психического и речевого развития (нейромоторных дисфункций), возникающих вследствие поражения центральной нервной системы (ЦНС) на ранних этапах (5).

По классификации, предложенной К. А. Семеновой и соавторами (1973), выделяют шесть основных форм ДЦП:

  • спастическая диплегия;

  • двойная гемиплегия;

  • гемиплегия;

  • гиперкинетическая форма;

  • атонически-астатическая форма;

  • смешанная форма [5].

Для данной группы детей характерны различные логопедические проблемы. В своей статья мы бы хотели остановиться на тяжелой степени ДЦП и уделить внимание развитию жизненно важных процессов: дыхания, глотания, сосания, жевания. Формированием данных процессов занимается логопед – дефектолог, владеющий методикой работы с данной группой детей, специально подготовленный в области логопедического массажа.

^ Первый этап логопедической коррекции по формированию жизненно важных функций:

Основные задачи данного этапа работы:

  1. нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата

работа направлена на изменение физиологии глотания, стимуляции мышц участвующих в глотании и запуск глотательного рефлекса; активизация процесса сосания; работа по смыканию рта (приведение нижней челюсти); собственно массаж языка, тренировка вкусовых рецепторов.

Средства: массаж, точечный массаж, упражнения на формирование новых действий, преодоление патологических рефлексов, использование искусственной локальной гипо- и гипертермии, пассивная артикуляционная гимнастика.

  1. формирование носового дыхания, увеличение силы и продолжительности выдоха.

Средства: стимуляция мышц участвующих в работе, тренировочные упражнения.

^ Вспомогательные средства: использование вестибулярных пластинок.

  1. нормализация моторной активности рук. Тренировка хватательного рефлекса, манипулятивных движений, опорность предплечья.

Средства: массаж плеча, предплечья, кисти и пальцев рук. Специальные упражнения, упражнения, формирующие правильные манипуляции. Точечный массаж.

^ Вспомогательные средства: мешочки с песком, щетки, прищепки, логопедические зонды, предметы с неострой колющей поверхностью, игрушки, материалы с измененной текстурной структурой. Предметы различной формой.

  1. развитие зрительной фиксации и прослеживания

Занятия, реализовывающие данные задачи, продолжаются от 1 часа до 1,5. Ребенок лежит на специальном массажном столе. После занятия ребенка высаживают на 30 минут. Курс 15 занятий, ежедневно.

Результаты данного этапа, полученные опытным путем (возможны индивидуальные особенности):

- самостоятельное глотание

- носовое дыхание

- смыкание рта (самостоятельное удержание нижней челюсти приведенной к верхней)

- сосание соски

- захватывание и удержание предмета в руке

- слежение за игрушкой, слежение за взрослым

Таким образом, данная коррекционная система позволяет сформировать жизненно важные функции у детей тяжелой степени с ДЦП, в работе положительная динамика отмечена у всей группы детей.

Список литературы:

  1. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период) Монография./ Е.Ф. Архипова.–М.: Просвещение, 1989.–80с.(5 п.л.)

  2. Архипова Е.Ф. Предречевое развитие и особенности его нарушений в ранней стадии детского церебрального паралича /К.А.Семенова.- Мед. реабилитация и соц. адаптация больных детским церебральным параличом / Е.Ф. Архипова.– Т.: Медицина, 1979.–12 с.(0,8п.л)

  3. Архипова Е.Ф. Медицинские рекомендации по коррекционно-логопедической работе с детьми, стирающими церебральным параличом, на ранней стадии болезни /К.А. Семенова.-Мед. реабилитация и соц. адаптация больных детским церебральным параличом / Е.Ф. Архипова, К.А. Семенова.–Т.: Медицина, 1979.–14 с.(0,9п.л)

  4. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж / Книга 1. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. Часть 2 / Е.Ф. Архипова.–М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003.–8с.(0,5 п.л.)

  5. Бадалян Л.О., Журба Л.Т. – Руководство по неврологии детского возраста. // М.: Просвещение, 1980.-425с.

  6. Эйдинова М.Б., Правдина-Винарская Е.Н.-Детские церебральные параличи и их преодоления. // М.: Просвещение, 1969.-173с.

  7. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В.-Нарушение речи у детей с церебральным параличом. //М.: Просвещение, 1985.-192с.

  8. Семенова К.А., Степанченко О.В., Виноградова Л.И.- Использование искусственной локальной гипотермии для коррекции двигательных и речевых нарушений при детском церебральном параличе. (Методические рекомендации)  //М.: 1989.-12с.
  9. Фадина Г.В. Специальная дошкольная педагогика: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических факультетов / Г. В. Фадина. — Балашов: Николаев, 2004. — 80 с.


Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Логопедическая коррекция у детей с дцп. Формирование жизненно важных физиологических функций icon 2. Общие принципы оказания первой помощи на борту судна
Восстановление жизненно важных функций: искусственное дыхание и непрямой массаж сердца
Логопедическая коррекция у детей с дцп. Формирование жизненно важных физиологических функций icon Программа по развитию социально-важных навыков у детей с дцп и анализ результатов исследования заключение
Он представлен такими направлениями, как медицинская, социальная, психологическая и профессиональная...
Логопедическая коррекция у детей с дцп. Формирование жизненно важных физиологических функций icon Это комплекс лечебных мероприятий, направленный на оживление, т е. восстановление жизненно важных

Логопедическая коррекция у детей с дцп. Формирование жизненно важных физиологических функций icon К обоснованию сочетанного применения витамина d и остальных 12 витаминов, необходимых для образования

Логопедическая коррекция у детей с дцп. Формирование жизненно важных физиологических функций icon Рабочая программа дисциплины логопедическая работа при дцп направление подготовки

Логопедическая коррекция у детей с дцп. Формирование жизненно важных физиологических функций icon Солнечный удар у детей, симптомы Солнечный удар у детей
В результате происходят значительные изменения в обмене веществ, что приводит к дефициту кислорода...
Логопедическая коррекция у детей с дцп. Формирование жизненно важных физиологических функций icon Формирование деятельности корково-подкорковых структур головного мозга у детей, механизмы развития

Логопедическая коррекция у детей с дцп. Формирование жизненно важных физиологических функций icon Восстановление функции всех жизненно важных систем и органов

Логопедическая коррекция у детей с дцп. Формирование жизненно важных физиологических функций icon А: восстановление функции всех жизненно важных систем и органов

Логопедическая коррекция у детей с дцп. Формирование жизненно важных физиологических функций icon Задачи лечебно-педагогической работы 5 Особенности работы 6 Методика лфк при дцп 7 Вспомогательные

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы