|
Скачать 37.25 Kb.
|
Содержание
Первый этап логопедической коррекции по формированию жизненно важных функцийВспомогательные средства Вспомогательные средства |
Логопедическая коррекция у детей с ДЦП. Формирование жизненно важных физиологических функций. Козуб Людмила Викторовна, логопед-дефектолог, высшая категория, аспирант, г. Оренбург. Частный логопедический кабинет. Детские церебральные параличи (ДЦП) — это группа непрогрессирующих нарушений статических и двигательных функций, психического и речевого развития (нейромоторных дисфункций), возникающих вследствие поражения центральной нервной системы (ЦНС) на ранних этапах (5). По классификации, предложенной К. А. Семеновой и соавторами (1973), выделяют шесть основных форм ДЦП:
Для данной группы детей характерны различные логопедические проблемы. В своей статья мы бы хотели остановиться на тяжелой степени ДЦП и уделить внимание развитию жизненно важных процессов: дыхания, глотания, сосания, жевания. Формированием данных процессов занимается логопед – дефектолог, владеющий методикой работы с данной группой детей, специально подготовленный в области логопедического массажа. ^ Основные задачи данного этапа работы:
работа направлена на изменение физиологии глотания, стимуляции мышц участвующих в глотании и запуск глотательного рефлекса; активизация процесса сосания; работа по смыканию рта (приведение нижней челюсти); собственно массаж языка, тренировка вкусовых рецепторов. Средства: массаж, точечный массаж, упражнения на формирование новых действий, преодоление патологических рефлексов, использование искусственной локальной гипо- и гипертермии, пассивная артикуляционная гимнастика.
Средства: стимуляция мышц участвующих в работе, тренировочные упражнения. ^ : использование вестибулярных пластинок.
Средства: массаж плеча, предплечья, кисти и пальцев рук. Специальные упражнения, упражнения, формирующие правильные манипуляции. Точечный массаж. ^ : мешочки с песком, щетки, прищепки, логопедические зонды, предметы с неострой колющей поверхностью, игрушки, материалы с измененной текстурной структурой. Предметы различной формой.
Занятия, реализовывающие данные задачи, продолжаются от 1 часа до 1,5. Ребенок лежит на специальном массажном столе. После занятия ребенка высаживают на 30 минут. Курс 15 занятий, ежедневно. Результаты данного этапа, полученные опытным путем (возможны индивидуальные особенности): - самостоятельное глотание - носовое дыхание - смыкание рта (самостоятельное удержание нижней челюсти приведенной к верхней) - сосание соски - захватывание и удержание предмета в руке - слежение за игрушкой, слежение за взрослым Таким образом, данная коррекционная система позволяет сформировать жизненно важные функции у детей тяжелой степени с ДЦП, в работе положительная динамика отмечена у всей группы детей. Список литературы:
|