|
Скачать 0.54 Mb.
|
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ ЛОГОПЕДИИ УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе _________________С.Г. Дембицкий "_____"__________________20___ г. Рабочая программа дисциплины ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПРИ ДЦП Направление подготовки 050700 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ Профиль подготовки Логопедия Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная, очно-заочная, заочная
Москва 2012 Составитель: Антипова Жанна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра логопедии НОУ ВПО МПСУ. Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен тематический план изучения дисциплины, задания для самостоятельной работы, тесты, темы рефератов, приводятся вопросы для подготовки к зачету. Рецензент: Лямина И.П., кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедры логопедии НОУ ВПО МПСУ. ^ Цель: ознакомление студентов с современными тенденциями изучения детского церебрального паралича, последовательное изложение закономерностей психофизического развития детей с ДЦП, формирование у студентов-логопедов представления о системе лечебно-педагогических мероприятий, реализуемых в условиях учреждений специального типа. Курс «Логопедическая работа при ДЦП» относится к циклу дисциплин предметной подготовки. Он направлен на усвоение знаний и представлений об одной из сложных форм патологии – детском церебральном параличе, а также практических умений и навыков по коррекции расстройств речи при ДЦП. ^ Дисциплина «Логопедическая работа при ДЦП» относится к дисциплинам вариативной части профессионального цикла. Теоретической базой курса являются знания и умения, полученные при прослушивании курсов лекций по предметам: «Логопедия», «Невропатология», «Клиника интеллектуальных нарушений», «Специальная психология», «Специальная педагогика», «Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи», «Психолингвистика». Курс «Логопедическая работа при ДЦП» является основой для дальнейшего изучения следующих дисциплин: «Логопедия», «Логопедические технологии», «Методики обучения». ^ В результате освоения дисциплины «Логопедическая работа при ДЦП» у студентов формируются следующие компетенции: - способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1); - способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способность к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП-1); - способность анализировать социально-значимые процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОП-2); - способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1) (компетенция формируется частично); - готовностью к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-4); - способностью организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5); - способностью к анализу результатов медико-психолого- педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6); - способностью осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (ПК-7); - готовностью к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-8); - готовностью к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9); - способностью использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК-12); - способность осуществлять работу по популяризации дефектологисеских знаний среди населения (ПК-14). По результатам изучения дисциплины «Логопедическая работа при ДЦП» студенты должны: - иметь представление о современных тенденциях изучения детского церебрального паралича; о закономерностях психофизического развития детей с ДЦП; о системе лечебно-педагогических мероприятий, реализуемых в условиях учреждений специального типа; об анализе и определении первичных речевых и вторичных неречевых проявлений в структуре дефекта при ДЦП; - знать определение понятия детский церебральный паралич, аспекты изучения ДЦП, причины и механизмы возникновения ДЦП с позиций клинической физиологии и психолингвистики; структуру речевых нарушений при ДЦП, основные методики коррекции при ДЦП и дизартрии; - уметь проводить психолого-педагогическое и логопедическое обследование детей с разными формами ДЦП, разного возраста; определять специфику и направления коррекционно-логопедической работы при различных формах ДЦП; планировать и проводить коррекционно-воспитательную и логопедическую работы. ^
Заочная форма обучения (срок обучения - 5 лет)
^
Заочная форма обучения (срок обучения – 3 года)
Очно-заочная форма обучения (срок обучения – 3,5 года)
Тема 1. Этиопатогенез детского церебрального паралича. Значение термина «детский церебральный паралич». Типология нарушений нервной системы, имеющих место при ДЦП. Структурно-функциональная организация двигательных функций и нейрофизиологические механизмы ДЦП. ДЦП как результат повреждения головного мозга. Пренатальные, натальные и постнатальные факторы риска повреждения нервной системы. ^ Общая характеристика ДЦП. Структура двигательного дефекта при ДЦП. Нарушения мышечного тонуса (спастичность, ригидность, гипотония, дистония). Парезы и параличи. Патологическая активность позотонических рефлексов. Насильственные движения (гиперкинезы, тремор). Координаторные расстройства (атаксия). Нарушения кинестезий. Клинические формы церебрального паралича. Классификация К.А.Семеновой. Спастическая диплегия. Двойная гемиплегия. Гиперкинетическая форма. Атонически-астатическая форма. Гемипаретическая форма. Влияние двигательных, сенсорных и речевых расстройств на характер психических нарушений. Особенности двигательных, психических и речевых расстройств при различных формах ДЦП. Нарушение познавательной деятельности. Несформированность высших корковых функций: пространственных представлений, стереогноза, схемы тела, зрительного и кинестетического гнозиса, праксиса. Нарушение эмоционально-волевой сферы и личности. ^ Характеристика речевых нарушений при ДЦП. Структура речевого дефекта при дизартрии. Нарушения тонуса мышц артикуляционного аппарата. Спастический паралич как основной патогенетический механизм псевдобульбарной дизартрии. Уровень органического поражения мозга. Клинические признаки спастического паралича, избирательность поражения произвольных движений. Структура речевого дефекта при псевдобульбарной дизартрии. Особенности нарушения звукопроизносительной и интонационной стороны речи, голоса и речевого дыхания. Вялый паралич как основной патогенетический механизм бульбарной дизартрии. Уровень органического поражения мозга. Клинические признаки вялого паралича. Тотальное поражение движений (произвольных и непроизвольных). Характеристика нарушений звукопроизносительной и интонационной сторон речи в зависимости от уровня поражения мышц периферического речевого аппарата. Утрата самостоятельности гласных звуков. Особенности нарушения произношения согласных звуков. Подкорковая дизартрия. Функции базальных ядер в организации движений. Особенности звукопроизносительной стороны речи, их связь с дистонией мышц речевого аппарата. Значение тонических спазмов и гиперкинезов в механизме артикуляторных, голосовых и дыхательных нарушений. Механизмы нарушения плавности речи при подкорковой дизартрии. Связь речевых нарушений при данной форме дизартрии с эмоциональным состоянием. Корковая дизартрия. Дискуссионные вопросы выделения её признаков. Характер нарушения устной речи при корковой дизартрии. Мозжечковая дизартрия. Функции мозжечка в регуляции мышечного тонуса и равновесия. Связь мозжечка с другими структурами мозга. Особенности нарушения мышечного тонуса, двигательных рефлексов. Понятие о лобном синдроме. Характер нарушений произносительной стороны речи. Обследование детей с ДЦП. ^ Логопедическая работа и её зависимость от форм ДЦП. Содержание коррекционно-логопедических мероприятий: стабилизация позы ребенка, использовние различных видов массажа, дыхательной и артикуляционной гимнастики, развитие голоса, артикуляционного праксиса, звукопроизношения. Формирование лексико-грамматических представлений у детей с ДЦП. Логопедическая работа при осложненных формах дизартрии. ^ Основные направления коррекционно-педагогической работы при ДЦП. Система поэтапной медицинской и педагогической реабилитации детей с ДЦП. Физическое воспитание детей с ДЦП. Формирование навыков самообслуживания и социально-бытовой ориентации. Сенсорное воспитание детей с ДЦП. Формирование изобразительной деятельности и конструирования. Подготовка к школе детей с ДЦП. ^ Внутрисемейная и социальная адаптация детей с ДЦП. Стадии приспособления семьи к ребенку-инвалиду. Типы неправильного воспитания. Основные направления в работе с семьей, имеющей ребенка с ДЦП: гармонизация семейных взаимоотношений; установление правильных детско-родительских отношений; помощь в адекватной оценке возможностей ребенка; помощь в решении личных проблем, связанных с появлением аномального ребенка; обучение элементарным методам коррекции; помощь в выборе профессии. Неблагополучные семьи. ^ При прохождении дисциплины «Логопедическая работа при ДЦП» рекомендуется использование инновационных форм учебной работы, активных и интерактивных форм проведения занятий, разбор конкретных ситуаций в сочетании с внеаудиторной работой. Курс рассчитан на лекционные, практические, лабораторные и интерактивные занятия. Предусмотрены встречи с представителями психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК), дошкольных и школьных образовательных учреждений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, научных организаций. Рекомендуется просмотр видео фильмов. Отдельные вопросы курса выносятся для индивидуальной самостоятельной работы. По окончанию курса студенты сдают зачет и контрольную работу. Внутрисеместровая аттестация проводится в виде тестирования. ^
^
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. ^ Самостоятельная работа как вид учебного труда выполняется студентами без непосредственного участия преподавателя, но организуется и управляется им. Самостоятельная работа студентов – это выполнение теоретических и практических заданий студентами по усвоению изучаемой дисциплины «Логопедическая работа при ДЦП». Самостоятельная работа студентов - будущих учителей-логопедов осуществляется в соответствии с объемом и структурой, предусмотренными учебными планами и графиками текущего контроля. Самостоятельная работа студентов предполагает выполнение следующих видов работ: конспектирование, реферирование научной литературы, решение тестовых заданий, выполнение контрольной работы, подготовка к семинарским и практическим занятиям. Изучение и анализ литературных источников является обязательным видом самостоятельной работы студентов. Изучение литературы по избранной теме имеет своей задачей проследить характер постановки и решения определенной проблемы различными авторами, аргументацию их выводов и обобщений, провести анализ и систематизировать полученный материал на основе собственного осмысления с целью выяснения современного состояния вопроса. Проработка отобранного материала обязательно должна идти с одновременным ведением записей прочитанного и своих замечаний. Запись может иметь как форму конспекта, так и выписок, а также картотеку положений, тезисов, идей, методик, что в дальнейшем облегчит классификацию и систематизацию полученного материала. Такого рода записи являются лучшим способом накопления и первичной обработки материал, одной из обязательных форм организации умственного труда. ^ Контрольная работа выполняется студентами всех форм обучения в течение семестра и представляется преподавателю на проверку. Контрольная работа состоит из нескольких блоков заданий. 1 блок. Изучение и конспектирование основной и дополнительной литературы по проблеме дизартрии. Студент должен представить на проверку не менее 5 конспектов, выполненных рукописно или в тетради для лекций, или в отдельной тетради. 2 блок. Подготовка реферата по выбранной студентом теме. Все темы рефератов распределяются между студентами группы. Реферат на одну тему могут писать не более двух студентов группы. ^ . Выполнение практических заданий для самостоятельной работы студентов. Практические задания должны быть оформлены в отдельную папку, которая проверяется преподавателем и возвращается студенту. 5 блок. Практическое обследование одного ребенка с ДЦП. Заполнение речевой карты. В связи с тем, что не всегда у студентов есть возможность самостоятельно обследовать ребенка с ДЦП, разрешается на зачете представить ксерокопии медико-психолого-педагогических документов на ребенка с ДЦП и сделать их подробный анализ. ^ Практические задания выполняется студентами очного и очно-заочного отделений на практических занятиях под руководством преподавателя. Студенты заочной формы обучения выполняют практические задания самостоятельно в течение семестра и представляется преподавателю на проверку при сдаче контрольной работы. Выполнение всех практических заданий является необходимым условием допуска студентов к зачету. Каждое практическое задание оформляется отдельно. Все задания систематизируются по темам в отдельной папке, которую студенты предъявляют преподавателю на проверку во время контрольной работы перед зачетом. Данная папка является личными учебно-методическими наработками студента и после проверки остается у него.
2. Составить таблицу «Структура дефекта при дизартрии».
3. Заполнить таблицу «Клинические формы церебрального паралича».
4.Заполнить таблицу «Структура двигательного дефекта при ДЦП».
5.Заполнить таблицу «Виды двигательных нарушений при ДЦП».
Тестовые задания по дисциплине «Логопедическая работа при ДЦП». Студенты выполняют тестирования во время текущего контроля.
1. Повреждение мозга в раннем онтогенезе. 2. Тяжелое заболевание нервной системы. 3. Врожденная патология нервной системы.
1. Заболевание нервной системы. 2. Врожденная патология опорно-двигательного аппарата. 3. Приобретенное заболевание и повреждение опорно-двигательного аппарата.
1. Ригидность. 2. Спастичность. 3. Гипотония.
1. Нарушение координации движений. 2. Нарушения произвольных движений. 3. Нарушение целенаправленных (произвольных) движений, при котором исполнительные механизмы движения сохранны.
1. Нарушение координации движений. 2. Нарушения произвольных движений. 3. Снижение мышечного тонуса.
1. Мышечная дистония. 2. Мышечная гипертония. 3. Мышечная гипотония.
1. Мышечная дистония. 2. Мышечная гипертония. 3. Мышечная гипотония.
1. Мышечная дистония. 2. Мышечная гипертония. 3. Мышечная гипотония.
1. Насильственные движения. 2. Содружественные движения. 3. Негибкость, «оцепенелость».
1. Дисфория. 2. Нистагм. 3. Дисфагия.
1. Гиперкинезы. 2. Асинегрии. 3. Дисфункции.
1. Контрактура. 2. Нистагм. 3. Цианоз.
1. Нистагм. 2. Контрактура. 3. Диплегия.
1. Неустойчивость (тонуса мышц, настроения и пр.) 2. Слабость, вялость. Связано с низким тонусом мышц. 3. Негибкость, «оцепенелость». Связано с высоким тонусом мышц.
1. Е.М.Мастюкова. 2. К.А.Семенова. 3. Л.О.Бадалян.
1. Спастическая диплегия. 2. Гиперкинетическая форма. 3. Двойная гемиплегия.
1. Спастическая диплегия. 2. Гиперкинетическая форма. 3. Гемипаретическая форма.
1. Спастическая диплегия. 2. Гиперкинетическая форма. 3. Гемипаретическая форма.
1. Спастическая диплегия. 2. Гиперкинетическая форма. 3. Двойная гемиплегия.
1. Атонически-астатическая форма. 2. Гиперкинетическая форма. 3. Гемипаретическая форма.
1. Спастическая диплегия. 2. Гиперкинетическая форма. 3. Атонически-астатическая форма.
1. Нарушение речи при ДЦП. 2. Нарушение звукопроизношения, обусловленное нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. 3. Нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией мышц речевого аппарата.
1. органического поражения центральной нервной системы. 2. органическим поражением речевых зон коры головного мозга. 3. родовой травмы.
1. нарушение звукопроизношения. 2. нарушения звукопроизносительной стороны речи, просодики, речевого дыхания, голоса и артикуляционной моторики. 3. нарушение разборчивости речи, её смазанность.
1. Нарушение тонуса артикуляционной мускулатуры. 2. Нарушение дыхания. 3. Девиация.
1. Фрустрация. 2. Нарушение подвижности артикуляционных мышц. 3. Нарушения голоса.
1. Недостаточность кинестетических ощущений в артикуляционном аппарате. 2. Нарушения просодики. 3. Отсутствие шепота.
1. Агнозия. 2. Наличие насильственных движений в артикуляционной мускулатуре. 3. Атаксия.
1. Наличие синкинезий. 2. Апатия. 3. Вегетативные расстройства.
1. Нарушение связной речи. 2. Специфические нарушения звукопроизношения. 3. Наличие патологических рефлексов орального автоматизма.
1. Степень понятности речи для окружающих. 2. Синдромологический подход. 3. Локализация мозгового поражения.
1. Степень понятности речи для окружающих. 2. Синдромологический подход. 3. Локализация мозгового поражения.
1. Степень понятности речи для окружающих. 2. Синдромологический подход. 3. Локализация мозгового поражения.
1. Л.А.Данилова, М.В.Ипполитова. 2. М.Ф.Фомичева, Т.В.Волосовец. 3. Р.Е.Левина, Г.В.Чиркина.
1. С.Н.Шаховская, Р.И.Лалаева. 2. Г.А.Каше, Т.Б.Филичева. 3. Е.М. Мастюкова, Е.Ф.Архипова.
1. Коррекция фонетической стороны речи. 2. Развитие словаря, грамматического строя, связной речи. 3. Развитие общения.
1. Коррекция фонетической стороны речи. 2. Развитие словаря, грамматического строя, связной речи. 3. Развитие общения.
1. Коррекция фонетической стороны речи. 2. Развитие словаря, грамматического строя, связной речи. 3. Развитие общения.
1. Коррекция фонетической стороны речи. 2. Развитие словаря, грамматического строя, связной речи. 3. Развитие общения.
1. Коррекция фонетической стороны речи. 2. Развитие словаря, грамматического строя, связной речи. 3. Развитие общения.
1. Коррекция фонетической стороны речи. 2. Развитие словаря, грамматического строя, связной речи. 3. Развитие общения.
1. Коррекция фонетической стороны речи. 2. Развитие словаря, грамматического строя, связной речи. 3. Развитие общения.
1. Коррекция фонетической стороны речи. 2. Развитие словаря, грамматического строя, связной речи. 3. Развитие общения. Тематика рефератов по дисциплине «Логопедическая работа при ДЦП».
Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету по дисциплине «Логопедическая работа при ДЦП».
^ 1. Е.Ф.Архипова Стертая дизартрия у детей. – М., 2006. 2. Л.И.Белякова, Н.Н.Волоскова. Дизартрия. – М., 2009. 3. Е.Н.Винарская. Дизартрия. – М., 2005. 4. Е.А.Дьякова. Логопедический массаж. – М., 2005. 5. М.В.Ермолаева. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. – М., 2007. 6. Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург, 2003. 7. Логопедия / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. – М., 1998. 8. Логопедия: методические традиции и новаторство / Под ред. С.Н.Шаховской, Т.В.Волосовец. – М., 2003. 9. Л.В.Лопатина. Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами. – СПб., 2004. 10. И.Ю.Левченко, О.Г.Приходько. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М., 2001. 11. Методы обследования нарушений речи у детей / под ред. Г.В.Чиркиной. – М., 2002. Дополнительная литература. 1. Е.Ф.Архипова. Методы коррекции речевого и психического развития детей с церебральным параличем в раннем возрасте: Книга для логопеда, воспитателя, родителей. – М., 1997. 2. Г.В.Дедюхина, Л.Д.Могучая, Т.А.Яньшина. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличем. – М., 1999. 3. М.В.Ипполитова, Е.М.Мастюкова. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. – М., 1985. 4. Р.И.Лалаева. Методика психолингвистического изучения нарушений речи. – СПб., 2006. 5. Л.В.Лопатина, Н.В.Серебрякова. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии). – СПб., 2001. 6. О.Г.Приходько, Т.Ю.Моисеенко. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни. – М., 2004. 7. И.А.Скворцов. Развитие нервной системы у детей в норме и патологии. – М., 2003. 8. А.В.Тюрин. Профессиональная ориентация инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы. Методическое пособие. – М., 1999. 9 Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М., 2000. 10. Л.М.Шипицына, И.И.Мамайчук. Детский церебральный паралич. – СПб., 2001. 11. Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л.С.Волковой, В.И. Селиверстова. – М., 1997. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы Во время самостоятельной работы студентам можно рекомендовать пользоваться материалами следующих сайтов: www.logolife.ru; cvetsakura.ru/logopedies/; www.openclass.ru; www.boltun-spb.ru; www. logoped.ru; logoportal.ru; www.ilogoped.ru ^ Лекционная аудитория (оборудованная видеопроекционным оборудованием для презентаций, средствами звуковоспроизведения, экраном, и имеющая выход в Интернет), помещение для проведения семинарских и практических занятий (оборудованное учебной мебелью), библиотека (имеющая рабочие места для студентов, оснащенная компьютерами с доступом к базам данных и Интернет). Для проведения практических занятий необходимы зеркало, салфетки, вата, дезинфицирующий раствор, наборы картинок и дидактического материала для обследования детей с речевыми нарушениями. |