№1. Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения. Единая госу-дарственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и её основные задачи icon

№1. Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения. Единая госу-дарственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и её основные задачи





Скачать 120.79 Kb.
Название №1. Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения. Единая госу-дарственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и её основные задачи
Дата 18.05.2013
Размер 120.79 Kb.
Тип Документы
Тематика обучения неработающего населения
в области безопасности жизнедеятельности


Содержание тем занятий


Тема №1. Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения. Единая госу-дарственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и её основные задачи.


Законодательство Российской Федерации в области гражданской обороны. Права и обязанности граждан в области гражданской обороны. Предназначение и задачи, структура гражданской обороны. РСЧС и её основные задачи. Структура и функционирование РСЧС.


Тема №2. Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий. Основные способы защиты населения при ведении военных действий или вследствие этих действий


Опасности военного характера и присущие им особенности. Поражающие факторы ядерного, химического, бакте-риологического оружия. Зажигательное оружие, воздействие на людей, технику, сооружения. Обычные средства нападения, высокоточное оружие. Вторичные факторы поражения.
Оповещение. Действия населения при оповещении о чрезвычайных ситуациях и об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Эвакуация и рассредоточение. Защита населения путем эвакуации. Принципы и способы эвакуации. Эвакуационные органы. Порядок проведения эвакуации.
Организация инженерной защиты населения. Классификация защитных сооружений. Убежища и их основные эле-менты. Укрытия простейшего типа и их устройство. Порядок заполнения защитных сооружений и пребывания в них.
Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Гражданские фильтрующие противогазы. Их назначение, устройство и подбор.

- Детские фильтрующие противогазы.

Их назначение, устройство и порядок применения.

Условия приме-нения дополнительных патронов к фильтрующим противогазам.

Камеры защитные детские, их назначение, устройство и по-рядок применения.

Назначение и устройство респираторов, правила пользования ими.

Простейшие средства защиты органов дыхания, их защитные свойства, порядок изготовления и пользования.
Средства индивидуальной защиты кожи. Их назначение и классификация.
Медицинские средства индивидуальной защиты.

Содержание, назначение и порядок применения.


Тема №3. Действия населения в условиях радиоактивного загрязнения.



Источники облучения населения при радиоактивном загрязнении в случае взрыва ядерного боеприпаса. Понятие о дозе облучения, мощности дозы и уровнях загрязнения различных объектов и единицы их измерения. Степени лучевой бо-лезни. Защита от ионизирующих излучений. Понятие о режимах радиационной защиты. Защита продуктов питания и воды от загрязнения в домашних условиях.
Санитарная обработка людей. Частичная санитарная обработка, ее назначение и порядок проведения. Полная сани-тарная обработка, ее назначение и порядок проведения.
Повышение защитных свойств помещений от проникновения радиоактивных веществ. Защита продуктов питания и воды от заражения радиоактивными веществами.
Организация защиты животных от радиоактивных загрязнений.


^ Тема №4. Действия населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера.


Понятия об опасном природном явлении, стихийном бедствии и источниках чрезвычайных ситуаций природного характера. Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера.
Стихийные бедствия метеорологического характера (ураганы, бури, смерчи, метели, мороз и др.). Причины их воз-никновения и последствия. Действия при оповещении о стихийных бедствиях метеорологического характера, во время их возникновения и после окончания.
Стихийные бедствия гидрологического характера (наводнения, паводки, цунами и др.). Причины их возникновения и последствия. Действия при оповещении о стихийных бедствиях гидрологического характера, во время их возникновения и после окончания.
Природные пожары (лесные и торфяные). Причины их возникновения и последствия. Предупреждение лесных и торфяных пожаров. Привлечение населения к борьбе с лесными пожарами. Действия при возникновении лесных и торфяных пожаров.
Массовые инфекционные заболевания людей, сельскохозяйственных животных и растений. Основные пути передачи инфекции и их характеристика. Противоэпидемические и санитарно-гигиенические мероприятия в очаге бактериального заражения.
Организация и проведение режимных и карантинных мероприятий.

^ Тема №5. Действия населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного характера.


Понятия об аварии и катастрофе. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их характери-стика.
Радиационно-опасные объекты. Аварии с выбросом радиоактивных веществ. Последствия радиационных аварий.

Виды радиационного воздействия на людей и животных. Действия населения при оповещении об аварии с выбросом радио-активных веществ: при нахождении в доме; при движении по зараженной местности. Соблюдение специального режима по-ведения при проживании на местности с повышенным радиационным фоном.

Правила поведения и питания в зонах радиоак-тивного загрязнения. Йодная профилактика, необходимость и порядок ее проведения. Особенности санитарной обработки.
Химически опасные объекты.

Характеристика наиболее распространенных аварийно химически опасных веществ.

Действия населения при оповещении об аварии на химически опасном объекте: при выходе из зоны заражения и при отсутствии возможности эвакуации. Неотложная помощь при поражении АХОВ.
Транспортные аварии. Аварии на железнодорожном транспорте, их основные причины. Правила безопасного пове-дения при пользовании железнодорожным транспортом. Действия пассажиров при крушении поезда и при пожаре в поезде.
Аварии на воздушном транспорте, их основные причины. Основные и аварийные запасные выходы, используемые для экстренной эвакуации' из самолета. Действия авиапассажиров в случае аварии: при взлете и посадке; при декомпрессии (разгерметизации салона); при пожаре в самолете; при вынужденной посадке самолета на воду. Индивидуальные и групповые спасательные средства.
Аварии на водном транспорте, их основные причины и последствия. Правила поведения пассажиров при нахождении в спасательном плавательном средстве. Правила пользования индивидуальными спасательными средствами.
Аварии на общественном транспорте (автобус, троллейбус, трамвай, метро), их причины и последствия. Действия пассажиров автобуса, троллейбуса, трамвая при аварийной ситуации (столкновении, перевороте, опрокидывании); при пожаре; при падении транспорта в воду.

Действие пассажиров метрополитена при пожаре в вагоне поезда, при аварийной остановке в туннеле.


^ Тема №6. Требования пожарной безопасности, предъявляемые к зданиям и помещениям.

Первичные средства пожаротушения. Действия населения в случае возникновения пожара
Пожарная опасность в жилых и общественных зданиях. Понятие пожарной опасности. Общие сведения о возник-новении и развитии пожаров в жилых и общественных зданиях. Опасные факторы пожаров.
Правила пожарной безопасности в жилых и общественных зданиях, садоводствах. Противопожарные профилакти-ческие мероприятия в доме (квартире). Правила противопожарной безопасности при обращении с электронагревательными приборами.
Действия населения при обнаружении задымления и возгорания. Первичные средства пожаротушения и правила пользования ими. Особенности проведения эвакуации людей из жилых и общественных зданий, в том числе и при сильном задымлении.
Ответственность за нарушения требований пожарной безопасности.


^ Тема №7. Действия населения при угрозе и совершении террористических актов.


Терроризм. Основные принципы борьбы с терроризмом.

Виды террористических актов, их общие и отличительные черты. Правила и порядок поведения населения при угрозе или совершении террористического акта. Признаки, указывающие на возможность наличия взрывного устройства, действия при обнаружении предметов, похожих на взрывное устройство. Действия при получении по телефону сообщения об угрозе террористического характера. Действия при захвате в заложники и при освобождении.
Методы преодоления паники и панических настроений.


^ Тема №8. Оказание первой медицинской помощи.

Основы ухода за больными
Основные правила оказания первой медицинской помощи в неотложных ситуациях. Правила и техника проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.
Первая помощь при кровотечениях и ранениях. Способы остановки кровотечения. Виды повязок. Правила и приемы наложения повязок на раны.
Первая помощь при переломах. Приемы и способы иммобилизации с применением табельных и подручных средств. Способы и правила транспортировки и переноски пострадавших.
Первая помощь при ушибах, вывихах, химических и термических ожогах, отравлениях, обморожениях, обмороке, поражении электрическим током, тепловом и солнечном ударах.
Правила оказания помощи утопающему.
Основы ухода за больными.
Возможный состав домашней медицинской аптечки.


Методические рекомендации по проведению занятий
в УКП ГОЧС муниципальных образований по темам
"Примерной тематики обучения неработающего населения в области безопасности жизнедеятельности"



Тема №1. Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения. Единая государ-ственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и её основные задачи.


Занятие по данной теме следует начинать с этапов становления гражданской обороны в нашей стране. При этом необходимо раскрыть роль МПВО во время Великой Отечественной войны (особенно в Ленинграде).
После ознакомления слушателей с предназначением и задачами гражданской обороны (ГО) необходимо раскрыть структуру ГО и значение ее совершенствования на современном этапе ее развития.
В ходе проведения занятий необходимо использовать фрагменты телефильмов, а также предоставить возможность поделиться своими впечатлениями о МПВО и ее роли в области защиты населения и территорий в ходе ВОВ жителям бло-кадного Ленинграда (если такие слушатели присутствуют на занятиях).
В ходе беседы по данной теме необходимо подчеркнуть, что обязательность обучения всех категорий населения диктуется общегосударственными задачами гражданской обороны.
Довести до обучаемых основное содержание Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвы-чайных ситуаций природного и техногенного характера" и цель его принятия. Обязанности и права граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Рассказать обучаемым историю РСЧС и показать необходимость её создания. Ознакомить обучаемых с основными задачами РСЧС, раскрыв структуру Санкт-Петербургской территориальной подсистемы и режимы её функционирования.
Сообщить контактные телефоны для обращения в чрезвычайных ситуациях.
В заключение занятия показать видеофильм "Гражданская оборона".
Литература (Приложение № 4): п.п. 1, 3, 7, 16


Тема №2. Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий. Основные способы защиты населения при ведении военных действий или вследствие этих действий.


Перед рассмотрением понятия оружия массового поражения (ОМП) необходимо кратко остановиться на истории его создания. Затем следует рассмотреть определение ядерного оружия и раскрыть его поражающие факторы, более подробно останавливаясь на защите населения от ударной волны, светового излучения и ионизирующих излучений ядерного взрыва.

Раскрывая вопросы, связанные с химическим и биологическим оружием, руководитель занятий напоминает о принятых международных договоренностях и документах в области запрещения разработки, производства и распространения этих видов ОМП. Кроме того, руководитель занятия доводит информацию о том, что в нашей стране построено 5 заводов, осущест-вляющих уничтожение химического оружия, однако, мировые запасы химического и биологического оружия велики и пред-ставляют серьезную опасность для населения.
Затем руководитель занятия рассказывает о порядке действий населения при применении химического и биологи-ческого оружия.
В заключение занятия показать видеофильм "Ядерное оружие".
Литература (Приложение № 4): п.п. 1, 7, 13, 14, 15, 16, 23, 24, 25.


Тема №3. Действия населения в условиях радиоактивного загрязнения.



Руководитель занятия в ходе беседы со слушателями раскрывает особенности радиоактивного загрязнения при ава-рии на АЭС, останавливаясь на особенностях поведения и питания в условиях радиоактивного загрязнения. При этом необ-ходимо остановиться на исследованиях аварии на Чернобыльской АЭС. Действия населения в условиях радиоактивного за-грязнения обучаемые изучают при просмотре видеофильма ("Действия населения в зоне РЗ", "Невидимая опасность").

Руководитель занятия особое внимание обращает на организацию и проведение работ по ликвидации радиоактивного загрязнения жилых помещений.
Литература (Приложение № 4): п.п. 1, 7, 13, 14, 15, 16, 22, 23, 24, 25, 26.


^ Тема №4. Действия населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера (на-воднения, бури, ураганы, лесные и торфяные пожары).


Дать характеристику природным чрезвычайным ситуациям, характерным для Санкт-Петербурга. На карте района (города) показать зоны возможных затоплений при наводнениях, а также места расположения спасательных служб, сборных эвакопунктов на территории района (муниципального образования). Отрабатывая с обучаемыми практические действия на-селения при оповещении о стихийных бедствиях, во время и после их возникновения, целесообразно пользоваться схемами-алгоритмами №№ 15-33 из учебника (Приложение № 4 п.п.7) для населения и соответствующими плакатами (к-т № 2)
Литература (Приложение № 4): п.п. 1, 3, 7, 16, 22, 24.


Тема №5. Действия населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного характера.



Руководитель занятия напоминает обучаемым, что на территории города (района) имеются химически опасные объекты и указывает их место расположения, какие аварийно химически опасные вещества (АХОВ) используются.

Ознакомив с краткой характеристикой хлора и аммиака, руководитель занятия указывает на особенности действия этих АХОВ на организм человека, признаки поражения и порядок оказания медицинской помощи, защиту от их воздействия.

Необходимо особо остановиться на особенностях подготовки помещения от попадания в него АХОВ.
Руководитель занятия в ходе беседы напоминает слушателям сигналы оповещения в чрезвычайных ситуациях с возможным воздействием радиоактивных веществ и АХОВ.
В помещении УКП ГОЧС слушатели проводят практические работы по защите помещения от проникновения ра-диоактивной пыли и АХОВ.
При проведении занятия необходимо обратить внимание на случаи загрязнения помещений ртутью, указав на особую опасность паров ртути для человека.

При этом до слушателей необходимо довести способы сбора ртути и проведения демеркуризации, т.е. ликвидации ртутных загрязнений.
После объяснения руководителем порядка проведения специальной обработки помещения обучаемые выполняют практические работы по ликвидации радиоактивного и химического загрязнения.
В заключение занятия осуществляется просмотр видеофильмов: "Радиация: линия защиты", "Действия населения в зоне РЗ", "Действие населения при химически опасных авариях", "Ртутное загрязнение"
Литература (Приложение № 4): п.п. 1, 3, 6, 7, 10, 11, 12, 13, 16, 18, 19, 23, 26


Тема №6. Требования пожарной безопасности, предъявляемые к зданиям и помещениям.


Первичные средства пожаротушения. Действия населения в случае возникновения пожара.
Руководитель занятия доводит до обучаемых статистику пожаров по Санкт-Петербургу и району (за последние 1-2 года), особо останавливаясь на причинах пожаров (неосторожное обращение с огнем, курение, детские шалости, плохое со-стояние электропроводки, неисправности электроприборов и т.п.) и их последствиях.
Необходимо отметить также, о влиянии состояния чердаков, подвалов и лестничных клеток на противопожарное состояние здания. Напомнить обучаемым противопожарные мероприятия при эксплуатации бытовых газовых баллонов (особенно в загородных домах) и при пользовании керосиновыми лампами. Кроме того, напомнить виды административного воздействия, применяемые к нарушителям противопожарного режима.
Необходимо довести до слушателей краткие сведения о горении и способах его прекращения, действиях жильцов дома при обнаружении возгорания и порядке вызова пожарной команды по телефону "01". Кроме того, необходимо рас-смотреть следующие вопросы:
о необходимых действиях по предупреждению пожаров;
о действии после прибытия подразделений Противопожарной службы Санкт-Петербурга;
о порядке использования пожарного оборудования и инвентаря.
При проведении занятия обратить внимание слушателей на то, что если в помещении пожар, то окна не открываются, а если пожар в соседнем помещении, то герметизируются двери влажной тканью и через открытое окно сообщается прохожим информация о пожаре в здании.
Практически отрабатывается вопрос поведения людей в задымленном помещении и в здании.
Рассматриваются способы тушения пожара с помощью подручных средств: покрывала из плотной ткани, половика, коврика и т.п., а также воды и песка и т.п..
В заключение занятия целесообразно организовать просмотр видеофильмов: "Пожар в высотном доме, квартире и общественном здании", "Лесной пожар".
Литература (Приложение № 4): п.п. 1, 2, 3, 4, 7, 20, 21, 22.


^ Тема №7. Действия населения при угрозе и совершении террористических актов.


Данное занятие рекомендуется проводить в виде беседы. До обучаемых доводится понятие терроризма. Обсуждаются наиболее крупные теракты, которые имели место в мире и России. Особенно подробно необходимо остановиться на действиях населения при угрозе и совершении теракта методом взятия в заложники".
В заключение занятия показать телефильм "Стрельба и взрывы в городе".
Литература (Приложение № 4): п.п. 1, 3, 7, 8, 24.


^ Тема №8. Оказание первой медицинской помощи.

Основы ухода за больными.
На данном практическом занятии должны быть использованы пакеты перевязочные медицинские (ППМ), бинты узкие и широкие, салфетки, жгуты для остановки кровотечения, носилки санитарные, подручные средства (косынки, ремень брючный, дощечки и фанера для шин), а также плакаты по теме занятий.
Кратко напомнив о воздействии ионизирующих излучений и АХОВ на организм человека, руководитель занятия рассказывает и показывает способы защиты от них (цистамин, йодистый калий, 5-% спиртовой раствор йода, антидоты: тарен, амилнитрит и т.п.).
Затем руководитель занятия, рассмотрев виды кровотечений, показывает различные способы их остановки с приме-нением табельных и подручных средств. Разбив группу по 2-3 человека, проводит практические занятия по остановке крово-течения.
Рассмотрев виды переломов, руководитель занятия указывает на их внешние признаки, объясняет правила обращения с травмированными конечностями. Практически отрабатываются приемы иммобилизации конечностей с помощью подручных средств.
Особое внимание необходимо уделить практической отработке вопросов оказания первой медицинской помощи при ожогах, поражении электротоком и несчастных случаях на воде. Важно, чтобы обучаемые правильно проводили реа-нимационные мероприятия (непрямой массаж сердца и искусственное дыхание) на манекенах.
Отрабатывая со слушателями практические действия по оказанию первой медицинской помощи пострадавшему, целесообразно пользоваться схемами-алгоритмами №№ 78-90 (приложение № 4, п.п. 7) и плакатами "Первая медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях"
В заключение занятия необходимо напомнить обучаемым состав домашней аптечки, обратив внимание на срок годности лекарств. Рекомендуется организовать просмотр видеофильмов "Между жизнью и смертью", "Первая помощь при кровотечениях", "Первая помощь при ожогах", "Дисмургия", "Ожоги у детей", "Инородное тело" (по выбору руководителя занятия).
Литература (Приложение № 4): п.п. 1, 3, 7, 9, 10, 11, 13, 16.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

№1. Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения. Единая госу-дарственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и её основные задачи icon Учебно-наглядный комплекс: стенд наглядной аги­тации по истории чс и го, федеральный закон «О защите
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (рсчс), ее структура...
№1. Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения. Единая госу-дарственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и её основные задачи icon №1: Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения от опасностей, возникающих

№1. Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения. Единая госу-дарственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и её основные задачи icon 3. Первая помощь при отравлении грибами стр. Единая государственная система предупреждения и ликвидации

№1. Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения. Единая госу-дарственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и её основные задачи icon Отдел го,чс и пб администрации дигорского района. Мероприятия, проводимые администрацией Дигорского
Мероприятия, проводимые администрацией Дигорского района Республики Северная Осетия Алания, по защите...
№1. Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения. Единая госу-дарственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и её основные задачи icon «Система профилактических мер и здоровье населения России»

№1. Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения. Единая госу-дарственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и её основные задачи icon Единая система конструкторской документации. Виды изделий
Гост 102-68 Единая система конструкторской документации. Виды и комплектность
№1. Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения. Единая госу-дарственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и её основные задачи icon "Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий, при чрезвычайных

№1. Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения. Единая госу-дарственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и её основные задачи icon 2. опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий, при чрезвычайных

№1. Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения. Единая госу-дарственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и её основные задачи icon Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий, при чрезвычайных

№1. Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения. Единая госу-дарственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и её основные задачи icon Программа вступительного испытания (собеседование/устный экзамен) по дисциплине «Биология»
Биология как наука. Биология как система наук и часть целостного научного знания. Система и классификация...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы