|
Скачать 1.26 Mb.
|
Урок 1 Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях Учебные вопросы: 1. Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях 2. Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи Цели: познакомить учащихся с основными понятиями и определениями Гражданской обороны; рассказать о задачах, стоящих перед Гражданской обороной, ознакомить учащихся с организацией системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Учебно-наглядный комплекс: стенд наглядной агитации по истории ЧС и ГО, федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Ход урока 1. Организационный момент. П. Проверка домашнего задания. III. Изучение новой темы. Изучение первого вопроса. Учитель перечисляет основные природные явления, опасные для человека: • ураганы, смерчи, снежные заносы, обвалы составляют 20 % от общего количества стихийных бедствий природного характера за год; • пожары - до 70 %; • паводки, наводнения - до 40 %; • оползни, извержения вулканов - до 18 %; • землетрясения, засухи - до 15 %. К опасным явлениям техногенного характера относятся загрязнение почвы тяжелыми металлами, загрязнение атмосферы выбросами СДЯВ, связанные с ними кислотные дожди. Все эти неблагоприятные факторы требуют оперативных мер по их ликвидации и защите населения. 1. Определение понятия «ликвидация чрезвычайных ситуаций». Учащиеся записывают определение в тетради: ^ - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для низ опасных факторов. Изучение второго вопроса. Учащиеся записывают основные понятия: ^ - это система мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие них. Цели и задачи гражданской обороны - обеспечение национальной безопасности и сохранение обороноспособности страны. 2. Рассказ об истории создания и организации структуры Гражданской обороны в РФ. Учитель. Из краткой истории Гражданской обороны: первоначально система ГО в нашей стране создавалась как система защиты населения и объектов народного хозяйства от ударов с воздуха. В 1932 году Совет Народных Комиссаров СССР утвердил Положение о противовоздушной обороне страны (МПВО). В ее задачи входило предупреждение населения о нападении, оповещение, маскировка населенных пунктов, ликвидация последствий нападения, подготовка бомбоубежищ, организация первой медицинской помощи пострадавшим. Подготовка кадров МПВО проводилась на специальных курсах. В годы Великой Отечественной войны система ПВО существенно помогла в защите населения и объектов народного хозяйства от последствий налетов фашистской авиации. В 40-50-е годы появилось новое оружие - ядерное - и новые носители - ракеты, что потребовало совершенствование системы защиты. В июле 1961 года МПВО была преобразована в Гражданскую оборону (ГО). Она стала составной частью оборонных мероприятий от оружия массового поражения (ОМП), а также для спасательных работ при различных катастрофах. Подобные организации создаются и в других странах. Гражданская оборона в СССР была организована на всей территории страны, и общее руководство осуществлялось Советом Министров СССР. Таким образом, с момента своего появления ГО являлась частью системы общегосударственных оборонных мероприятий. Организуется ГО подобно РСЧС по территориально-производственному принципу, планирование всех мероприятий проводится как по линии органов власти, так и через ведомства и учреждения. В мирное время силы ГО участвуют в оказании помощи населению при различных ЧС и вступают в военное положение после объявления войны или специального указа Президента России. Руководство ГО в стране осуществляет Правительство, а на территории объектов народного хозяйства и в субъектах Федерации - соответствующие руководители. Знакомство с деятельностью Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (из положений федерального закона «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера». «Статья 4. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Основными задачами Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются: • разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; • осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях; • обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; • сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; • подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях; • прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций; • создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; • осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; • ликвидация чрезвычайных ситуаций; • осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций; • реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в ликвидации; • международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.» После принятия в 1994 году федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» главная роль в ликвидации подобных явлений была возложена на МЧС, откуда и пошло название Единой системы РСЧС. В ее задачи входит: • проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; • формирование и внедрение правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС; • проведение мероприятий по защите населения и территорий; • оповещение и информирование населения о ЧС; • ликвидация ЧС; • создание и обеспечение готовности сил и средств РСЧС; • выполнение мероприятий ГО и др. Далее ученики записывают пять структурных уровней системы РСЧС: • федеральный; • региональный (ЮФО); • территориальный; • местный; • объектовый. На каждом уровне проходит работа РСЧС с применением своих сил и средств, систем связи и оповещения, своими органами управления. ^ военное время, в мирные дни? - Какие существуют сигналы оповещения Гражданской обороны и каков порядок действия по ним? - Какова структура Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций? - Назовите задачи, решаемые этой системы. - Каковы задачи и действия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в конкретном учреждении (например в вашей школе)? Домашнее задание: начертить схему управления Гражданской обороны в стране включая субъекты РФ и объекты народного хозяйства. Урок 2 ^ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Цель: познакомить учащихся с особенностями организации в общеобразовательных учреждениях системы ГО. Учебно-наглядный комплекс: приказ директора образовательного учреждения об организации гражданской обороны в конкретном заведении образования, плакат «Наша гражданская оборона». Ход урока ^ Алгоритм поведения участников образовательного процесса при угрозе ЧС. Учитель опрашивает учащихся, оценивает их ответы. Вопросы: - Какова основная задача Гражданской обороны страны? - Какие функции выполняет Гражданская оборона РФ в военное время, в мирные дни? - Какие существуют сигналы оповещения Гражданской обороны и каков порядок действия по ним? - Какова структура Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций? - Назовите задачи, решаемые этой системы. ^ 1. Ознакомление с приказом начальника ГО образовательного учреждения как основного распорядительного акта по организации и ведению ГО в школе. Учитель. Приказ на организацию и ведение гражданской обороны издается на каждый календарный год. Схема этого документа и его краткое содержание включают следующие разделы: 1 часть. На основе чего организуется ГО в школе? Главные задачи ГО и назначение руководящего состава и структур ГО. 2 часть. Как выполняются задачи ГО? Организация защиты (инженерная, радиационная и химическая, обеспечение СИЗ, эвакуация). Управление, связь и взаимодействие. Вопросы к учащимся: - Когда и кто- издает приказ по организации ГО в школе? (Ежегодно во всех образовательных учреждениях издается приказ директора учреждения — начальника гражданской обороны данного объекта.) - Что представляет собой схема этого документа? Учитель. Рассмотрим некоторые детали приказа. 2. Краткая характеристика образовательного учреждения. МОУ средняя школа расположена в городе________________ района__________________области на улице_________________, дом___. Школа размещена в 2-этажном здании, имеется подвальное помещение вместимостью на 300 чел. Электроснабжение производится от городских сетей, отопление помещений производится от автономной котельной школы. Территория школьного двора составляет 1,1 га, в т. ч. с твердым покрытием 0,1 га. В непосредственной близости проходит дорожная магистраль (улица ._______, связывающая городские районы. Постоянный состав школы_____человек, (учителя, преподаватели, технические работники). Ученики____________человек. 3. Оценка возможной обстановки после применения оружия массового поражения. При применении противником оружия массового поражения школа окажется в зоне сильнейших разрушений. Большая часть несущих конструкций здания и коммунально-энергетических сетей будет разрушена. Подвальное помещение сохранится, но будет завалено. На магистральной улице и подъездах к школе образуются сильные завалы. Пожарная обстановка будет характеризоваться зоной возможного поражения пожаром. Система управления, связи и оповещения в результате разрушения подземных и воздушных линий будет нарушена. 4. Оценка возможной обстановки при применении противником обычных средств поражения и действиях диверсионно-разведывательных групп. В результате применения противником обычных средств поражения и действий диверсионно-разведывательных групп возможны следующие экстремальные ситуации: - разрушение здания школы и повреждение системы электроснабжения; Характеристику общеобразовательного учреждения учитель представляет на конкретном материале данной школы (гимназии, лицея). - вывод из строя котельной, подстанции электроснабжения; - поджоги складских помещений; - заражение и распространение особо опасных инфекционных заболеваний. В связи с образованием очага ядерного поражения, сильной степенью разрушения здания школы, коммунально-энергетических систем, возникновением очага пожара, наличием высоких уровней радиации, массовых потерь постоянного состава и учащихся на длительное время нарушается учебный процесс, требуется организация и проведение спасательных и других неотложных работ силами и средствами взаимодействующих районов. Ввод формирований в очаг поражения по условиям радиационной обстановки возможен только через 12 часов. Во втором разделе приказа говорится о мероприятиях, необходимых для перевода учреждения с мирного положения на военное. Это светомаскировка, выдача СИЗ, эвакуация учащихся, связь с другими органами и т. д. IV. ^ - Для чего, на ваш взгляд, необходимо создание организационно-распорядительных документов по ГО в образовательном учреждении? Домашнее задание: знать основные положения организационно-распорядительных документов по ГО в образовательном учреждении. Урок 3 ^ Цель: подвести итоги усвоения знаний по предыдущей теме, познакомить учащихся с основными понятиями о воинской обязанности. Ход урока ^ 1. Б е с е д а на тему «Военная служба - особый вид деятельности человека». Учитель. Изучение данного раздела курса ОБЖ осуществляется с целью формирования у вас внутренней готовности к особому виду государственной службы - службе в Вооруженных Силах Российской Федерации. Усвоение данного раздела будет способствовать более быстрой адаптации вас, будущих воинов, к условиям армейской (флотской) среды. Кроме того, в мою задачу входит обеспечение вас достаточными правовыми знаниями в области воинской службы, о своих правах и обязанностях как воина Вооруженных сил и об ответственности за нарушения воинских законов и уставов. В процессе изучения раздела вы познакомитесь с сущностью и содержанием воинской деятельности, с основными задачами Вооруженных Сил Российской Федерации, предназначением видов и родов войск, уясните роль военной службы в гражданском, нравственном, профессиональном и физическом становлении личности. Надеюсь, что изучение данного раздела позволит вам проникнуться чувством уважения к Вооруженным Силам РФ. Обращаю ваше внимание на тот факт, что изучение раздела определено законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 10). В самом широком смысле слово «деятельность» означает разносторонний процесс создания человеком условий для своего существования и развития. Какие основные виды деятельности человека вы знаете? {Основными видами деятельности человека являются труд, учение, игра.) На протяжении своей жизни человек занимается различными видами деятельности, в том числе и воинской. При этом важно подчеркнуть, что издревле мужчине на роду написано быть не только кормильцем семьи, тружеником, созидателем, но и воином. Он в случае необходимости должен уметь постоять и за свою семью, и за свою честь и достоинство, и за свою страну. Как вы думаете, целесообразно ли рассмотрение вопроса о назначении и составе Вооруженных Сил РФ на всех уровнях на современном этапе? 100 V Действительно, несмотря на смягчение международной обстановки, война как способ разрешения спорных вопросов остается распространенным явлением. Актуальность этой темы обостряется террористическими действиями агрессивных мировых сил. Подкрепите этот тезис конкретными фактами, событиями в мире. Для чего созданы Вооруженные Силы Российской Федерации? (Для защиты населения от возможного вооруженного нападения, обеспечения суверенитета страны и неприкосновенности ее границ.) Какие основные задачи стоят перед Вооруженными Силами в различных условиях внутренней и международной обстановки? (Отдельные формирования Вооруженных Сил могут привлекаться для ликвидации вооруженных конфликтов, которые угрожают жизненно важным интересам страны и могут быть использованы как повод для вмешательства других государств в ее внутренние дела. Задачей войск и сил, привлекаемых для локализации и пресечения таких конфликтов, является скорейшая нормализация обстановки и разъединение противоборствующих сторон, а также защита стратегически важных объектов.) Военная служба, как и любая деятельность, потенциально опасна. Прохождение военной службы сопряжено с воздействием на военнослужащих опасных и вредных факторов, обусловленных спецификой рода войск, физико-географическими условиями дислокации части, особенностями воинского коллектива. К сожалению, существуют еще негативные явления в воинских коллективах (землячество, «дедовщина»). Каковы причины их проявления? Армия - часть общества. И естественно, социально-бытовые процессы, в ней протекающие, связаны с теми, что происходят в стране; она также страдает теми же пороками, которые имеются в обществе. В связи с этим особо важным является уже со школьной скамьи готовить себя к военной службе как одному из наиболее опасных видов деятельности. При этом готовить себя надо прежде всего морально, психически и физически. Роль военной службы в гражданском, нравственном, профессиональном и физическом становлении личности неоспорима. Ведь военная служба - это не только выполнение каждым воином своего конституционного долга. Служба в армии и на флоте еще и школа воспитания, становления личности. Каждый за время службы приобретает много полезного в профессиональном и личном плане, закаляется духовно и физически. Еще А. В. Суворов говорил, что армия должна быть школой нации. (Уместно прочитать письма солдат срочной службы, бывших выпускников школы, которых, возможно, помнят учащиеся, с положительными отзывами о службе в рядах Вооруженных Сил.) Военная служба в первую очередь способствует формированию воина-гражданина, воина-патриота, преданного и умелого вооруженного защитника Отечества. На это направлен весь уклад воинской жизни. Понимание воином собственной роли и ответственности при защите Родины проявляется в его активном и добросовестном ратном труде, в готовности и способности преодолевать любые трудности и тяготы военной службы. Военная служба - эффективное средство нравственного воспитания. Как проявляются нравственные отношения в условиях военной службы? {Нравственность проявляется во всех сферах жизнедеятельности человека: в его отношении к Родине, воинскому долгу, товарищам по службе, даже к самому себе.) Военная служба способствует воспитанию у воинов войскового товарищества. Еще Н. В. Гоголь полтора века назад словами Тараса Бульбы сказал: «Нет уз святее товарищества». В армии и на флоте молодой человек учится владеть современной боевой техникой и оружием. Это требует хорошей эмоциональной подготовки, специальных знаний. Зачастую за время службы солдат (матрос) овладевает профессией, которая помогает ему трудоустроиться в гражданской жизни, занять в ней достойное место. Немало воинов после службы поступают в высшие учебные заведения, профиль которых был предопределен военной специальностью. Причем уволенные в запас военнослужащие пользуются преимущественным правом при поступлении в высшие учебные заведения, а рекомендация командира дает право внеконкурсного зачисления при условии получения ими положительных оценок на экзаменах. Армия формирует у молодого человека качества, которые определяют всю его последующую жизнь. Известный писатель Валентин Пикуль юнгой начал службу на флоте в годы Великой Отечественной войны. Будучи уже зрелым человеком, он с благодарностью и теплотой вспоминал, что флот дал ему профессию, а главное - воспитал как солдата, гражданина и человека. По мнению писателя, это было самое счастливое время в его жизни. Он остался благодарен службе за истинно мужские качества, которые она сформировала в нем. 2. Составление конспекта основных положений темы. Учитель предлагает ученикам записать основные составляющие воинской обязанности: • воинский учёт; • обязательная подготовка к военной службе; • призыв на военную службу; • прохождение военной службы; • пребывание в запасе; • призыв на военные сборы и их прохождение. Основополагающим документом для военнообязанных является Федеральный закон «Об обороне», принятый 31 мая 1996 года. Документ, содержащий формы, порядок исполнения и другие особенности военной службы, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» 1998 года. ^ Учитель. Что включает в себя понятие «структуры и содержания воинской деятельности»? (Воинская деятельность - это процесс выполнения людьми задач воинской службы, изучения боевой техники и оружия, несения боевого дежурства, ведения боевых действий.) Какой личный вывод вы сделали, нужно ли изучение содержания материала раздела «Военная служба» каждому гражданину? Домашнее задание: письменно ответить на вопрос: что включает в себя воинская обязанность? Урок 4 ^ Цель: познакомить учащихся с правилами, целями и порядком организации воинского учёта. Ход урока ^ Учитель проводит опрос учащихся по усвоению знаний о составных частях воинской обязанности. Вопросы: - Какие качества формирует армия у молодого человека? -Какие основные компоненты составляют воинскую обязанность? - Какая связь существует между изучением материала о военной службе и выполнением долга в ходе антитеррористической операции в Чечне? ^ 1.Объяснение учителя.- Учитель. Воинский учёт - это составная часть воинской обязанности граждан. В России такому учёту подлежат все лица мужского пола, достигшие призывного возраста, а также все военнообязанные. Учитываются все эти граждане по месту своего жительства. Есть некоторые исключения, когда граждане освобождаются от воинского учёта. К таким исключениям относятся граждане: • освобождённые на основании Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»; • проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу; • отбывающие наказание в виде лишения свободы; • женщины, не имеющие военно-учётной специальности; • проживающие постоянно за границей. Целями воинского учёта являются: • определение возможностей государства по обеспечению Вооружённых Сил страны личным составом; • определение количественного и качественного состава призывных ресурсов; • обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности. Существует два вида воинского учёта: общий и специальный. Для постановки на воинский учёт необходимо собрать множество различных документов, о которых расскажут работники военных комиссариатов. Военкоматы входят в состав Вооружённых Сил РФ, их деятельностью руководит Генштаб. Поэтому, входя в здание военкомата, вы переступаете порог своеобразного воинского подразделения. Именно это подразделение и отвечает за выполнение основных целей воинского учёта. А для более полного ознакомления с призывниками необходимо множество различных документов. 2. Сообщение учащихся о комплекте документов и опыте первоначальной постановки граждан на учет. Учитель. Среди учащихся нашего класса уже есть молодые люди допризывного возраста, которые находятся на начальной стадии - они собирали документы для первоначальной постановки граждан на воинский учёт. Попросим их поделиться ценным опытом сбора документов, общением с представителями райвоенкомата. Далее учащиеся, заранее подготовленные и предупреждённые о выступлении, рассказывают о первоначальной постановке на воинский учёт. ^ Учитель подводит итоги, уделяя особое внимание важности момента первоначальной постановки на воинский учет для юношей допризывного возраста, их взрослению и повышению ответственности перед обществом и Родиной за свои дела. Домашнее задание: опросить своих родственников и сделать сообщение «Воинский учёт двадцать лет назад». Урок 5 ^ Цель: познакомить учащихся с обязанностями по постановке на воинский учёт, особенностями медицинского освидетельствования для допризывников. Ход урока I. Организационный момент. ^ Учащиеся зачитывают или пересказывают сообщения на тему «Воинский учёт 20 лет назад». В комментировании учитель проводит связывающие наших предков и нас общую обязанность по защите Отчизны и готовность исполнения воинского долга, оценивает сообщения учащихся. ^ 1.Вступительное слово. Учитель. Для военнослужащих существует много различных указаний и инструкций, но первая, с которой они встречаются, -это обязанности по воинскому учёту. Ознакомьтесь самостоятельно с этими обязанностями на с. 57 учебника. 2. Работа по учебнику. Задание: кратко, обобщенно запишите обязанности граждан по воинскому учету. В дальнейшем, при изучении темы «Особенности военной службы», этот вопрос будет изучаться более подробно. 3.Объяснение учителя. Учитель переходит к освещению вопросов медицинского освидетельствования при первоначальной постановке на учёт. Учитель. Проводят это освидетельствование врачи-специалисты, среди которых: хирург, терапевт, невропатолог, психиатр, окулист, оториноларинголог, стоматолог. Если есть необходимость, то к осмотру привлекаются врачи более узких специальностей. Общий состав медкомиссии утверждается главой местной администрации по представлению военного комиссара. Каждый врач-специалист даёт своё заключение о годности к военной службе по определённым категориям. Если гражданин признаётся годным или ограниченно годным, ему присваивается показатель предназначения для прохождения военной службы. В случае необходимости гражданин на основании решения комиссии может быть направлен в медицинское учреждение для уточнения диагноза заболевания или лечения. Если для прохождения лечения или уточнения диагноза заболевания требуется более трёх месяцев, то комиссия выносит заключение о временной негодности к военной службе на срок от 6 до 12 месяцев. После прохождения обследования или лечения гражданин проходит повторное освидетельствование. Если такое обследование или лечение укладывается в сроки призыва (например, с 1 октября по 31 декабря), то заключение о временной негодности не выносится, то есть врач-специалист выносит решение о явке на призывную комиссию в указанные сроки. Возможно также решение комиссии о направлении гражданина для обучения военно-учётной специальности, или направление для профессионального обучения в военно-учебные заведения Министерства обороны РФ. После всех мероприятий председатель комиссии знакомит гражданина с решением комиссии и разъясняет его обязанности по воинскому учёту. ^ Учитель. Каковы обязанности граждан по воинскому учету предусматривает законодательство? Каковы особенности медицинского освидетельствования допризывников? Домашнее задание: 1. Дайте определение воинского учета и расскажите, как он организуется. 2. Перечислите обязанности граждан по воинскому учету. 3. Какой состав имеет комиссия по постановке граждан на воинский учет? 4. Какие задачи возложены на комиссию по постановке граждан на воинский учет? Урок 6 ^ ГРАЖДАН ПРИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ПОСТАНОВКЕ НА ВОИНСКИЙ УЧЁТ Цель: познакомить учащихся с целями и видами профессионально-психологического отбора граждан при первоначальной постановке на воинский учёт. Ход урока ^ 1. Проверка домашнего задания. Учащиеся рассказывают об известных видах заболеваний, являющихся причиной для освобождения от военной службы. 2. Профессиональная консультация специалиста. Учитель приглашает медицинских сотрудников, работника военкомата, которым учащиеся могут задать интересующие их вопросы, получить нужную консультацию. ^ Учитель предлагает провести с учащимися тест профессионально-психологического отбора граждан при первоначальной постановке на воинский учёт при помощи вопросников, применяемых при собеседовании в военных комиссариатах. В частности, инструкция обследуемого по Е. А. Климову. Учитель. Вам предлагается, не задумываясь, ответить на 20 пар вопросов. Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнить любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, то что бы вы предпочли? Если работа, предложенная в вопросе скорее нравится, чем не нравится, следует поставить в соответствующей клетке знак «плюс» (+). Если определённо нравится - два плюса (++), а если очень нравится - три плюса (+++). Если скорее не нравится, чем нравится - один минус (-), если определённо не нравится - два минуса (—), а если очень не нравится - три минуса (-------). Отвечать нужно на каждый вопрос без пропусков и каждый раз проставлять плюсы и минусы в обоих вариантах ответа. После того как вы ответите на все вопросы, вам следует подсчитать общее количество плюсов и минусов в каждой вертикальной колонке и записать результаты ваших подсчётов. Затем определите разность количества плюсов и минусов и запишите её. Итак, предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?
И так далее из книги «Военно-профессиональная ориентация учащихся 10-11 классов».- М.: издательстэо «Дрофа», 2003, с. 142-148. ^ Учитель. Какие трудности испытали при выполнении теста? Итоги обследования будут проанализированы, обработаны и доведены до вашего сведения на следующем уроке. Домашнее задание: познакомить родителей с методикой диагностики по Е. А. Климову. Урок 7 ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ подготовка граждан к военной службе. Ход урока ^ Опрос учащихся: 1. Дайте определение воинского учета и расскажите, как он организуется. 2. Перечислите обязанности граждан по воинскому учету. 3. Какой состав имеет комиссия по постановке граждан на воинский учет? 4. Какие задачи возложены на комиссию по постановке граждан на воинский учет? Учитель оценивает ответы на вопросы. III. Изучение новой темы. 1. Ознакомление с положениями Федерального закона РФ «О воинской обязанности и военной службе». Учитель. Исходя из статей этого Закона, обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает различные действия, изложенные в данном законе. Изучите их в учебнике на с. 58. Учащиеся самостоятельно работают по учебнику, по окончании выполнения задания отвечают на вопросы. 2. Беседа но итогам самостоятельной работы. Вопросы: - На сколько периодов делится подготовка граждан к военной службе? (Делится на два периода. Первый период - для граждан допризывного возраста, второй период, соответственно, - для граждан призывного возрастав) Учитель (дополняет). Здесь важно разобраться, что допризывный возраст- это возраст до первоначальной постановки на воинский учёт (на воинский учёт становятся граждане в период с 1 января по 31 марта в год, когда им исполняется 17 лет). - Какой возраст считается призывным? (Призывным возрастом считается 18-летний, если гражданин мужского пола прошёл медицинскую комиссию, поставлен на воинский учёт, но к службе в рядах Вооружённых Сил не успел приступить.) - Почему для вас наиболее важен первый период подготовки к военной службе? (Для нас - нынешних учеников - наиболее важен первый период, потому что направлен на достижение общеобразовательного уровня, необходимого для дальнейшего прохождения военной службы. В этот период необходимо воспитывать в себе психические и физические качества, умение работать в малых группах, способности руководить и подчиняться. Зная о предстоящей военной службе, необходимо искать в себе индивидуальные наклонности и предрасположенности к определённой военной профессии.) - Как следует готовить себя к военной службе? (Для этого надо больше читать книг о военной службе, смотреть кинофильмы и телепередачи военной направленности, задумываться о своём будущем, готовиться к нему, мысленно прокручивать возможные ситуации, связанные с будущей службой. Кроме того, эта подготовка выражается в ответственном отношении к учёбе, заботе о своём здоровье, отказе от вредных привычек, изучении истории Родины и своего родного края. Идти служить в ряды Вооружённых Сил надо осознанно, зная, что и от кого ты будешь защищать) -Что характерно для второго периода подготовки к военной службе? (Во втором периоде подготовки целесообразно более детально познакомиться с основами военной службы и по призыву, и по контракту, с особенностями прохождения медицинского освидетельствования, более детально готовиться к выбранной военной специальности. Готовиться к будущей военной специальности можно самостоятельно и по направлению военкоматов в специальных учебных заведениях РОСТО (Российская организация спортивно-технических обществе) IV. Итог урока. Учитель. Сегодня вы познакомились с мероприятиями, входящими в содержание обязательной подготовки граждан к военной службе, вы рассуждали о качествах, которые необходимо формировать в себе для того, чтобы быть готовым служить Отчизне, вносить свою лепту в развитие Российской Армии. И все качества эти, прежде всего, связаны с понятиями патриотизма, человечности, миролюбия, товарищества. Живем мы с вами На земле людей - Смеемся солнцу, Добрых ждем дождей. Детей растим И собираем в путь, Благословляя: Человеком будь! Ищите в юности начала добрых дел, И корни зла ищите тоже в детстве... ^ Домашнее задание: ответить на вопрос: в чём состоит обязательная подготовка к военной службе старшеклассников? Урок 8 ^ Цель: продолжить знакомство с воинскими специальностями и добровольной подготовкой граждан к военной службе. Ход урока ^ В чём состоит обязательная подготовка к военной службе старшеклассников? ^ 1. Рассказ о воинских должностях и требуемых морально-психологических качествах к ним. Учитель продолжает знакомить с военными специальностями. ^ Деятельность связистов сопряжена со значительными физическими и эмоциональными нагрузками, происходит в определённом темпе, задаваемом противником. Для связистов важны: острый слух, зрение, развитая память, разборчивая дикция и почерк, хорошее знание русского языка, подвижность кистей и пальцев рук, развитое чувство ритма и выносливость нервной системы. С этой целью необходимо увлечение конструированием радиоаппаратуры, увлечение физикой, радиоспортом, музыкальные наклонности. ^ В современной армии огромное разнообразие техники и соответствующих должностей, но есть в них и определённые сходные черты и качества, необходимые для всех. Это: умение водить технику в любое время суток и года, в любые погодные условия, в боевой обстановке, при этом соблюдая правила движения, проводить техобслуживание техники, ремонт и регулировку и др. Каждый водитель должен быть физически сильным, закалённым и выносливым, обладать высокой нервно-психической устойчивостью, различными видами памяти, реакцией и координацией движения, сохранением работоспособности, нормальным цветоощущением. Для овладения водительскими специальностями необходимо уже сейчас заниматься техническими дисциплинами, каким-либо ручным ремеслом, изучением автомобиля, сельхозтехники, увлекаться видами спорта, развивающими физическую выносливость, точность координации движения (лыжи, коньки, спортивное ориентирование и др.). Воинские должности специального назначения, технические воинские должности, прочие воинские должности рассматриваются учителем в том же порядке или в виде домашнего задания. 2.Объяснение понятия «добровольной подготовки граждан к военной службе». Учитель. Добровольная подготовка граждан к военной службе предусматривает: занятия военно-прикладными видами спорта, обучение по дополнительным образовательным программам, а также по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах ВУЗов. Для старшеклассников ближе всего первое — занятия военно-прикладными видами спорта в общественных объединениях, спортивных клубах и секциях. Это такие виды спорта, как автомодельный, вертолётный, вводно-моторный, гребля, мотоциклетный и др. Граждане, имеющие первый спортивный разряд или звание, имеют преимущества при поступлении в учебные заведения военного профиля, а также право выбора вида и рода войск Вооружённых Сил РФ. Второй путь добровольной подготовки к военной службе предполагает обучение в специальных учебных заведениях: суворовских, нахимовских, кадетских корпусах и училищах. Поступление в них ограничено возрастным цензом, социальным статусом и другими факторами и происходит только по направлению военных комиссариатов. |