Организация управления информационным ресурсом в муниципальном учреждении здравоохранения icon

Организация управления информационным ресурсом в муниципальном учреждении здравоохранения





Скачать 225.6 Kb.
Название Организация управления информационным ресурсом в муниципальном учреждении здравоохранения
Дата конвертации 11.02.2013
Размер 225.6 Kb.
Тип Документы
Организация управления информационным ресурсом в муниципальном учреждении здравоохранения.


С внедрением медицинской информационной системы “Базовое программное обеспечение для ЛПУ и системы ОМС” для структурных подразделений ЦРБ и сельских ЛПУ Палласовского района открылось ряд возможностей:

  • развивать и систематизировать управленческую деятельность,

  • анализировать учет трудозатрат персонала,

  • обеспечивать комплексный характер оценки объемов и качества медицинской помощи,

  • осуществлять контроль над рациональным использованием ресурсов,

  • анализировать показатели здоровья прикрепленного населения.

Персонифицированный компьютерный учет предоставил возможность не только оценить эффективность использования ресурсов в целом по ЛПУ, но и анализировать затраты на уровне: медработника, пациента, диагноза, профиля койки.

Персонифицированный медико – экономический учет позволяет выйти на реальные показатели потребности населения в объеме и структуре медицинской помощи и адекватно спланировать необходимые для этого ресурсные потребности.

Нам было важно персонифицировать учетную информацию на уровне лечащего врача, так как лечащий врач является основным действующим звеном лечебно-диагностического процесса. Именно лечащий врач обеспечивает поступление средств из страховой компании за пролеченных пациентов. Это в его руках находятся ресурсы ЛПУ, и от его действий зависит насколько качественно будет оказана медицинская помощь. Врач практически управляет использованием ресурсов, движением потоков пациентов и финансов.

Ранее заведующему для получения информации о деятельности врача, лаборанта, физиосестры и т.д. требовалось значительное время на работу с первичной документацией. Компьютерный учет и последующая компьютерная обработка результирующих данных освобождает руководителей от такого труда. Заведующие получают распечатку (в виде таблиц) необходимых данных и по ним проводят оценку и анализ деятельности сотрудников и подразделения.

Источником информации для получения таких данных является учетная (статистическая) документация – талон амбулаторного пациента, направление и результат лабораторного исследования, лист назначений, карта вызова скорой медицинской помощи, статистическая карта выбывшего из стационара и т.д. Эту документацию оформляет (заполняет) медработник и это “ключевой момент”. При последующей оценке работы у медработника не возникает ссылок на предвзятость и субъективизм эксперта, потому что автором этой информации является сам исполнитель.

С внедрением информационной системы (а это 38 автоматизированных рабочих мест) у нас появился новый вид ресурса – информационный. Любой новый ресурс требует новых организационных и управленческих решений. Мы определили два уровня работы с информационным ресурсом: пользовательский, сервисный. Первый из них был отдан в ответственное управление заведующим структурными подразделениями. В обязанности которых входит:

        • принять в эксплуатацию программное обеспечение,

        • организовать бесперебойную работу вверенных ему автоматизированных рабочих мест (АРМ),

  • обеспечить контроль за своевременным, полным и корректным вводом в ЭВМ первичной учетной документации,

  • обеспечить своевременное получение отчетной выходной информации (статистической, финансовой, экспертной),

  • проводить системную оценку и анализ деятельности службы,

  • своевременно принять управленческие решения по результатам анализа.

Задачей второго уровня управления информационным ресурсом является эффективная, бесперебойная и корректная работа информационной системы в целом как в ЦРБ, так и в сельских ЛПУ. Исполнение этих целей было возложено на информационную службу ЦРБ (программиста и двух системных операторов). В их обязанности входит:

  • обеспечение информационного взаимодействия (обмена информацией по локальным сетям) между структурными подразделениями ЦРБ;

  • создание единого информационного пространства для сельских ЛПУ и ЦРБ;

  • поддержка баз данных на обслуживаемое население и нормативно справочной информации в актуальном состоянии;

В целях обеспечения достоверного учета информации и организации процесса по эффективному использованию базового программного обеспечения мы реализовали пять взаимосвязанных технологий:

  1. Разработали алгоритм работы по созданию единого информационного пространства для сельских ЛПУ и ЦРБ.

  2. Прописали регламент работы по актуализации баз данных на обслуживаемое население.

  3. Разработали полномочия и обязанности руководителей структурных подразделений по эксплуатации программного обеспечения.

  4. Утвердили обязанности заместителей главного врача по использованию информационного ресурса.

  5. Внедрили систему индикаторов с помощью которых измеряются и оцениваются результаты труда каждого медработника подразделения и всей службы в целом.




    1. Порядок обеспечения единого информационного пространства.


Программное обеспечение в сельских ЛПУ работает в автономном режиме, в отличии от ЦРБ, где все структурные подразделения работают с единой базой данных и в локальной сети. Нами был разработан регламент информационного обмена позволяющий использовать единую базу данных на обслуживаемое население, как в структурных подразделениях ЦРБ, так и в сельских ЛПУ.

Для этого на центральный сервер ЦРБ из ЛПУ района ежемесячно передается диск с информацией (электронный протокол) об изменениях и дополнениях паспортных сведений на сельских пациентов. Системный оператор ЦРБ объединяет (загружает) эту информацию на сервер и перезаписывает (выгружает) на этот же диск “сводный протокол изменений и дополнений”, произошедших за этот период в центральной базе данных. В сельских ЛПУ (получив диск из ЦРБ) загружают обновленную информацию в ЭВМ и этим действием их база данных становится идентичной, центральной базе данных ЦРБ.

^ Примечание: В этом году мы планируем ввести технологию беспроводного доступа для подключения сельских ЛПУ к серверу ЦРБ.

Кроме протокола изменений и дополнений на обслуживаемое население, сельские ЛПУ передают информацию о пролеченных пациентах, о проведенных им лабораторных исследованиях, медикаментозной терапии, прививках, диспансерных осмотрах, выписанных рецептах. Эта информация используется районными специалистами для проведения экспертизы качества медицинской помощи, формирования сводных статистических отчетов и осуществления взаиморасчетов за оказанную помощь сельским жителям. Кроме того, информация из сельских ЛПУ используется зам. главного врача по экономическим вопросам для сравнительного анализа фактических затрат на лечение с их расчетной стоимостью по тарифам ОМС.


  1. Регламент актуализации базы данных на прикрепленное население.

Система развернута к пациенту, начинается с учета сведений о пациенте (регистр обслуживаемого населения) и пациент – главное действующие лицо в информационной системе.

Актуализация и достоверность сведений о пациенте обеспечивается их идентификацией по индивидуальному медицинскому коду. На этот медицинский код системой интегрируются все виды оказанной пациенту медицинской помощи и это “медицинское досье” служит для создания территориального регистра здоровья населения. Персонифицированный учет медицинской помощи на уровне пациента позволяет воедино увязать все информационные потоки, целостно отражающие деятельность ЛПУ. Из этих конкретных данных формируется сводная информация об использовании ресурсов и качественные показатели работы службы.

Очевидно, что сведения о пациентах должны быть достоверные и актуальные иначе возникнет реальная угроза искажения выходной информации. Очевидно и то, что информация на прикрепленное к медицинскому учреждению население подвержена динамическим изменениям во времени. Пациенты рождаются, умирают, переезжают на другое место жительства, временно убывают (призыв а армию, на учебу, на другое место работы и т.д.) и возвращается. У пациента может измениться место работы, профессия, адрес прописки, фамилия, удостоверение личности, страховая компания, социальный статус. Для того чтобы медицинская информация, при всех допустимых изменениях гражданского статуса пациента, сохранялась целостно на протяжении всей его жизни, системой и присваивается медицинский код.

Примечание: В целях идентификации пациента в региональных базах данных, при передаче информации из ЦРБ на верхний уровень (ТФОМС, комитет по здравоохранению, Фонд социального страхования), в структуру кода включается дополнительная информация – код населенного пункта, по прописке пациента и код учреждения в котором ему была оказана помощь.

Эта информация позволяет объединить персонифицированные базы данных пациентов на региональном уровне, а ЦРБ, по протоколам обмена получить информацию на “своих” пациентов, получивших медицинскую помощь в других учреждениях области.

По медицинскому коду пациент идентифицируется в базе данных однозначно и с100 % достоверностью. Однако при обращении в регистратуру ЛПУ пациент традиционно называет фамилию, адрес, а не свой медицинский код. И даже при предъявлении пациентом паспорта и страхового полиса у регистратора сохраняется риск повторного учета одного и того же пациента в базе данных. Во избежании дублированного учета пациентов в систему встроен автоматизированный контроль. Как он действует, поясним на примере:

Пациентка по фамилии Петрова Н. И. имеющая медицинский код 21156, вышла замуж и стала Сидорова Н. И.. При этом у неё и паспорт и страховой полис заменены, на новую фамилию. При её обращении в ЛПУ, с обновленными документами, регистратор в базе данных Сидорову Н. И. не обнаружит и по “умолчанию” будет учитывать (вводить) информацию на Сидорову Н. И. как пациента ранее не обращавшегося в поликлинику. При вводе информации ЭВМ проведет сравнительный анализ по ключевым реквизитам: дата, месяц, год рождения; имя; отчество; место рождения, и подтвердит, что Петрова Н. И. и Сидорова Н. И. одно и то же лицо. Регистратору на монитор будет выведено сообщение о 100 % совпадении данных (дня, месяца и года рождения; имени и отчества; адреса места рождения) на вновь вводимого пациента. Регистратор, сохранив медицинский код 21156, внесет изменения (обновление) данных гражданского статуса пациентки.

Регистратору ЭВМ так же запрещает ввод следующей информации: серии и номера документа удостоверяющего личность, серии и номера полиса, СНИЛС, если они существуют в базе данных и принадлежат другому пациенту.

Учитывая специфику сельского здравоохранения (отдаленный доступ и автономный режим работы с базами данных) дублированный учет пациента все же неизбежен. По той причине, что в течение рабочего дня пациент (вновь прибывший в район обслуживания), первично может обратиться за медицинской помощью в сельское ЛПУ (где ему в участковой больнице будет присвоен медицинский код), а затем будет направлен в ЦРБ (для консультации или госпитализации). При обращении пациента в ЦРБ, он будет вторично учтён системой и ему присвоится другой медицинский код.

Эту дублированную информацию (о том, что в базе данных один и тот же пациент имеет два медицинских кода), отследит ЭВМ на уровне системного оператора. При объединении, базы данных из сельского ЛПУ на центральный сервер ЦРБ, ЭВМ выдаст на монитор сообщение: “в базе данных дважды учтен один и тот же пациент (дубль)”. Системный оператор проведет удаление медицинского кода, присвоенного пациенту в ЦРБ (как созданного позднее), сохранив первичный (ранее созданный по времени в сельском ЛПУ). При этом медико – экономическая информация об оказанной медицинской помощи и в ЦРБ и в сельском ЛПУ будет интегрирована на первичный медицинский код пациента, т.е. информация на пациента будет целостной.

Основную работу по актуализации баз данных прикрепленного населения, проводит участковая служба. Согласно приказов Минздравсоцразвития от 04.08.2006 г. № 584 “О порядке организации медицинского обслуживания населения по участковому принципу” и от 21.06.2006 г. № 460 “Об организации деятельности медицинской сестры участковой” – обязанность по поддержанию в актуальном состоянии электронной базы данных на обслуживаемое население, возложена на участковую службу. Во исполнении этих приказов в функциональные обязанности медработников участковой службы были включены следующие правила по актуализации баз данных. Ежемесячно медсестра участковая выверяет (получает) сведения:

  • у представителя страховой компании - о вновь выданных пациентам страховых полисах, о полисах срок действия которых истек по причине смены места работы пациентом или выбытия пациента в другой регион;

  • об умерших пациентах - по врачебным медицинским свидетельствам о смерти (учетная форма № 106/у - 98);

  • о вновь родившихся пациентах - по медицинским свидетельствам о рождении (учетная форма № 103/у - 98);

  • о социальном статусе пациента (установлена или снята инвалидность) - по отрывному талону “Направление на медико-социальную экспертизу” (учетная форма № 88/у - 06);

  • о выходе пациентов на пенсию и гражданах получавших право на получение набора социальных услуг - по электронной базе данных районного отдела Пенсионного фонда.




    1. Обязанности руководителей структурных подразделений по эксплуатации программного обеспечения.


Руководители структурных подразделений (заведующие лабораторией, флюорографией, отделения диагностических услуг, службы скорой медицинской помощи, поликлиник)принимая в эксплуатацию автоматизированные рабочие места (АРМ) принимают к исполнению следующие обязательства:

  • осуществлять ежедневный контроль за своевременным поступлением учетной документации (талонов амбулаторного пациента, статкарт выбывшего из стационара, направлений и результатов лабораторных исследований и т.д.) на рабочий стол оператора ЭВМ;

  • осуществлять ежемесячный анализ статистических, финансовых и экономических показателей деятельности службы для принятия управленческих решений по исправлению недочетов;

  • готовить ежеквартальный отчет о деятельности структурного подразделения по 12 – 18 показателям по следующей схеме: показатель текущего периода; показатель сравниваемого периода; уровень отклонения; анализ причин ухудшения; план действий;

      • готовить резерв операторов ЭВМ, из числа работников своего подразделения (для оперативной замены работающих на период их отпуска, болезни или увольнения);

      • обеспечить личный контроль над бесперебойной работой ЭВМ и программного обеспечения.




    1. Обязанности заместителей главного врача по использованию информационного ресурса.


На заместителей главного врача была возложена обязанность по проведению системной оценки деятельности городского и сельского здравоохранения в целом. Заведующие структурными подразделениями ЦРБ и руководители сельских ЛПУ готовят для заместителей утвержденный перечень выходных документов. Выходные документы (таблицы базового программного обеспечения) – это инструмент позволяющий заместителям главного врача профессионально выполнить свои должностные инструкции и функциональные обязанности. Оценку деятельности структурных подразделений заместители проводят по схеме (показатель текущего периода, показатель сравниваемого периода, уровень отклонения, причины отклонения). По результатам оценки заместители главного врача готовят управленческое решение (проект приказа) для устранения выявленных недостатков. В качестве примера приведем перечень программ и утвержденный перечень таблиц, для заместителя главного врача по экономическим вопросам.


Программа “Поликлиника”.

Таблица № 3. “Распределение и учет числа посещений по целям обслуживания”.


В компьютерной распечатке указаны: Ф.И.О. и специальность врача, число посещений; удельный вес посещений по целям и месту обслуживания.

Зам. главного врача по экономическим вопросам анализирует:

  • % исполнения муниципального заказа в целом по поликлинике (объемные показатели);

  • % исполнения муниципального заказа по каждому врачу;

  • сумму заработанных средств за посещения в целом по поликлинике (финансовые показатели)

  • сумму заработанных средств по каждому врачу.

Персонифицированная информация о доле трудового и финансового участия за отчетный месяц, доводится до каждого врача. При невыполнении объемных и финансовых показателей муниципального заказа принимаются меры административного или финансового регулирования.


Таблица № 24. “Персонифицированный учет нагрузки (% исполнения врачом функции должности)”.


В распечатке выводится список врачей: Ф.И.О. и специальность врача; время, отработанное по табелю; план числа посещений; фактическое число посещений; % исполнения функции должности.

Эта информация для заместителя главного врача по экономическим вопросам служит:

  • для корректирования численности должностей в поликлинике и обоснованности штатного расписания;

  • для оплаты труда за совместительство (совмещение) должностей не согласно поданного заявления, а за фактически выполненную работу.

Поясним на примере. Хирург, работающий на ставку, написал заявление с просьбой предоставить ему совместительство на 0,5ставки по урологии, то есть обязался выполнять объем работ на 1,5 должности (на 150 %). По итогам работы за месяц фактическое число посещений к этому врачу (по обоим занимаемым должностям) составило 120 %. Следовательно и оплата его труда составит не 1,5 оклада, а 1,2 оклада, то есть согласно выполненного объема работ.


Программа “Стационар”.


Таблица № 2. “Основные показатели использования коечного фонда”.


За отчетный период по каждому отделению и профилю койки выводятся показатели: средняя длительность лечения, оборот койки, число дней работы койки, летальность, план муниципального заказа (в койко-днях) и факт его исполнения (в койко-днях и %).

При невыполнении плана койко-дней по муниципальному заказу экономистом готовится информация, на какие суммы отделением была упущена возможность эти средства заработать. Общеизвестно, что показатели плановой госпитализации обеспечивают врачи амбулаторно – поликлинического звена. Поэтому, при невыполнении отделением муниципального заказа, для принятия управленческих решений на уровень главного врача приглашаются: заведующий поликлиникой, начмед, зам. главного врача по клинико – экспертной работе. Коллегиально анализируются показатели амбулаторно – поликлинический службы: уровень профильной заболеваемости, показатели диспансерного наблюдения, показатели обращаемости, и заболеваемости с временной утратой трудоспособности. По итогам анализа принимаются соответствующие управленческие решения

Таблица № 11. “Стандарты длительности лечения”.


Программой формируется список на тех пациентов, период лечения которых превысил стандартные значения по длительности лечения. Превышение сроков длительности лечения выводится в абсолютных значениях (койко-днях) и процентах. Так как страховая компания не осуществляет выплат за койко-дни сверх нормативного периода лечения то, экономист просчитывает перерасход (убытки) отделения, а начмед и заведующий отделением проводят анализ причин и готовят управленческое решение.


Таблица № 22. “Ведомость учета работы врачей - ординаторов”.


За отчетный период по Ф.И.О. врача выводится информация: число пролеченных этим врачом пациентов, средняя длительность лечения пациентов (стандартная, фактическая, уровень отклонения), число койко-дней (план по муниципальному заказу, фактическое исполнение, % исполнения), число пациентов имеющих внутрибольничные переводы и переводы в другое ЛПУ, число пациентов с летальны исходом.

Эта информация позволяет экономисту и руководству больницы персонифицировано оценить достоинства и недостатки ординатора и по объему выполненных работ, и по сумме заработанных им средств, и по качеству оказанной медицинской помощи.


Таблица № 6. “Ведомость учета врачей оперблока”.

Персонифицированная информация на врачей отделений хирургического профиля - число проведенных операций, перечень операций (наименование), число плановых и экстренных операций, число случаев постоперационных осложнений, постоперационная летальность, показатель хирургической активности. Экономист использует эту информацию для начисления врачам премиальных доплат, согласно их доли трудового участия в оперативной хирургии.


Программы “Флюорография”, “Физиотерапия”, “Лаборатория”,

Диагностические услуги”.


Оценку деятельности параклинических подразделений: флюорографического кабинета, кабинета лучевой диагностики, клинико–диагностической лаборатории, физиотерапевтической службы и отделения диагностических услуг, экономист проводит отдельно по каждой службе. Руководитель каждой параклинической службы ежемесячно представляет зам. главного врача по экономическим вопросам три выходные таблицы: № 2, № 5, № 6.


Таблица № 2. “Финансовый отчет параклинической службы”.


В таблице представлена информация: Ф.И.О. и должность исполнителя, наименование и число оказанных им услуг, сумма заработанных средств.

Для каждой параклинической службы экономист доводит план муниципального заказа в объемных и финансовых показателях, для последующей их оценки. Персонифицированные сведения о сумме заработанных средств, используется для начисления премиальных выплат при выполнении нормативных показателей.


Таблица № 5. “Расчет нагрузки персонала параклинической службы”.


В таблице выводится список исполнителей с указанием: наименования и количества оказанных услуг, отработанного времени по табелю, план нагрузки в условных единицах, фактическое исполнение плана, % исполнения.

Информация используется экономической службой:

  • для расчета численности должностей и обоснованности штатного расписания службы;

  • для оплаты труда исполнителей за совместительство (совмещение), не согласно поданного заявления, а за фактически выполненный объем работы.



Таблица № 6. “Стоимость заказа оказанных услуг для подразделений ЦРБ”.


В таблице выводится информация по подразделениям ЦРБ, по направлениям которых, пациенты получили параклинические услуги. Указывается: наименование отделения, Ф.И.О. пациентов (которым были оказаны параклинические услуги), перечень этих услуг, их количество и стоимость.

При расчете муниципального заказа в каждый койко-день, (в каждое посещение) экономистом закладываются объемные и финансовые нормативы на параклинические услуги. Эти плановые (нормативные) показатели доводятся до заведующих отделениями и заведующих поликлиниками.

Экономистом контролируются объем потребленных отделением (поликлиникой) услуг и общая стоимость этих услуг. Эти фактические показатели потребления сопоставляются с плановыми цифрами. При превышении плановых показателей заведующим дается рекомендация: усилить контроль за объемом назначаемых параклинических услуг.


Программа “Учет медикаментов”.


Программа по учету медикаментов функционирует в службе скорой медицинской помощи, в стоматологической поликлинике и в стационарах (дневном, круглосуточном).

В данном примере представлен порядок работы экономической службы с выходной документацией по учету медикаментов в стационаре круглосуточного пребывания.


Таблица № 8. “Накопительная ведомость лекарственных средств”.


В таблице выводится информация о накопившихся (хранящихся) в отделении медикаментах по: наименованию лекарственных средств, количеству, стоимости. Экономистом контролируется, чтобы запас медикаментов в отделении не превышал их месячной потребности. При превышении этого норматива принимается решение о перераспределении (передаче) излишне накопившихся лекарств, в другие отделения.


Таблица № 9. “Сводная ведомость расхода лекарственных средств”.


В таблице выводится информация о расходе лекарственных средств отделением по: наименованию медикаментов, количеству, стоимости; с указанием выполненного отделением числа койко-дней. Так как в стоимость каждого койко-дня включается (нормируется) стоимость медикаментозной терапии, то экономистом просчитывается уровень отклонения (в рублях) фактического расхода лекарств от нормативного. При превышении норматива расхода медикаментов заведующим отделениями рекомендуется усилить контроль за назначением медикаментозной терапии.


Таблица № 10. “Сравнительный анализ стоимости лекарственных средств в разрезе поставщиков”.


В таблице за отчетный период выводится информация: наименование медикаментов; количество; минимальная цена приобретения (с указанием реквизитов поставщика лекарственных средств), максимальная цена приобретения (с указанием реквизитов поставщика лекарственных средств); сумма перерасхода (убытка) в связи с завышенной ценой приобретения.

При выявлении таких случаев, приобретения лекарственных средств (приносящих убытки), проводится служебное расследование.


Таблица № 12 (В1). “Стоимость лекарственных средств за пролеченных пациентов в стационаре”.


Финансовая экспертиза расхода лекарственных средств осуществляется по нормативу на: койко-день, нозологию или профиль койки.

За отчетный период по отделению выводится: Ф.И.О. пациента, число проведенных им койко-дней, диагноз, перечень назначенных ему медикаментов, их количество, стоимость; Ф.И.О. лечащего врача.

Списочный состав пациентов может выводится в целом по отделению (т.е. на всех выбывших пациентов), но экономисту программно отберутся только те пациенты у которых был превышен, финансовый норматив за медикаментозную терапию. По этим пациентам зам. главного врача по клинико – экспертной работе и начмед проведут экспертизу, оценят каждый случай превышения финансового норматива медикаментозной терапии и обеспечат принятие управленческого решения.


Программа “Скорая медицинская помощь”.


Заместитель главного врача по экономическим вопросам анализирует информацию для выяснения причин нерационального использования ресурсов службой скорой медицинской помощи (СМП):

  • Повторные выезды СМП к одному и тому же пациенту (возможно из-за неадекватной терапии, низкого качества диагностики и т.д.) – по таблице № 17 “Экспертиза кратности (повторности) вызовов к пациенту”;

  • Доставка пациента в приёмный покой без последующей его госпитализации (очевидно, что состояние пациента не требовало стационарного лечения) – по таблице № 7 “Структура обслуженных вызовов”;

  • Необоснованные перевозки персонала и пациентов – по таблице № 19 “Статистический учет и анализ перевозок”;

  • Обслуженные вызовы в «часы работы поликлиники» к пациентам с хроническими заболеваниями (для возмещения части расходов за такие вызовы поликлиникой службе СМП) – по таблице № 2 “Сообщение во взрослую поликлинику о вызовах в часы работы поликлиники”;

  • Безрезультатные и не обоснованные вызовы – по таблице № 6 “Анализ причин не обслуженных вызовов”;

  • Загруженность бригад СМП (расчет обоснованности штатного расписания службы) – по таблице № 25 “Персонифицированный расчет нагрузки персонала СМП”;

  • Расход бензина (сравнивая километраж, указанный в «Карте вызова СМП» с данными «Путевого листка» водителя автомобиля) – по таблице № 25 “Персонифицированный расчет нагрузки персонала СМП”;

  • Стоимость медикаментозной терапии – по таблице № 12 “Стоимость лекарственных средств за обслуженных пациентов службой СМП”. Из программы “Учет медикаментов в СМП”.

  • По таблице № 18 “Статистический анализ числа вызовов по врачебным участкам” заместитель главного врача по экономике выявляет случаи превышения норматива числа вызовов на врачебный участок. Согласно, Программы Государственных гарантий по оказанию гражданам бесплатной медицинской помощи число выездов СМП к жителям терапевтического участка (1700 человек) не должно превышать 48 в месяц. В случае превышения такого норматива проводится экспертное расследование. Если по результатам экспертизы будет установлено, что сверхнормативные вызовы произошли в следствии: низкого качества диспансерного наблюдения, несвоевременной плановой госпитализации пациента и т.д., то поликлинике придется восстановить часть расходов службе СМП.


Программа “Счета за пролеченных пациентов”.


Базовыми документами для формирования персонифицированных “счетов – реестров” за пролеченных пациентов являются: талон амбулаторного пациента (ТАП) и статистическая карта выбывшего из стационара. Мы потребовали от врачей радикальным образом пересмотреть свое отношение к их оформлению. Потому что и ТАП и статкарта являются еще и финансовыми документами. Именно они выполняют функцию платежного поручения от врача в страховую компанию. Не корректно, или не своевременно оформленный врачом финансовый документ оплате не подлежит. Для предотвращения и снижения числа случаев отказа в оплате, мы до отправки в страховую компанию “счетов – реестров” проводим автоматизированный контроль. Сведения на пациентов не прошедших экспертный контроль немедленно доводятся до заведующих подразделениями, для уточнения, корректировки и исправления. Окончательная информация по каждому случаю, не включенному в “счета – реестры” или исключенному из оплаты страховой компанией, доводится до сведения главного врача. На уровне главного врача устанавливаются причины отказа в оплате, определяется сумма финансового ущерба, и принимаются меры управленческого и административного регулирования.

Следует отметить, что при профессиональном использовании информационного ресурса медперсоналу становится очевидным тот факт, что их действия прозрачны для руководства ЦРБ. При этом руководство целенаправленных действий по выявлению ошибок и недочетов не ведет. Эту работу исполняет программное обеспечение, причем объективно и оперативно.

Используя медицинскую терминологию можно сказать, что базовое программное обеспечение работает как диагностический центр. По системно исследуя деятельность медработника, информационная система выставляет диагноз – “здоров”, при условии, что процесс лечения, оформления документации, исполнение объемных и финансовых показателей и т.д., соответствуют нормативным требованиям. При отклонении от нормативных требований, системой выставляется диагноз - “не здоров”, с конкретным указанием причин и Ф.И.О. исполнителя. Заместители главного врача по этим “диагнозам не здоровья” выписывают рецепт, в виде управленческого решения, в целях получения положительного терапевтического эффекта.

Системный управленческий учет оставляет для исполнителя один выход – своевременно и качественно выполнять свои профессиональные и функциональные обязанности.



    1. Индикаторы по оценке результатов деятельности учреждения и качества медицинской помощи.


Индикатор – количественный показатель, отражающий структуру, процесс и результат оказанной медицинской помощи. Мы утвердили индикаторы для амбулаторной, стационарной помощи и параклинических служб. В качестве примера приводим перечень индикаторов для врача - терапевта участкового. Этот перечень можно разделить на три группы.

^ Первая группа – нормативно-финансовые показатели по видам помощи. Они утверждаются ежегодно Программой Госгарантий по оказанию бесплатной медицинской помощи из расчета на одного человека в год: число вызовов СМП – 0,318 (стоимость вызова - 1213,3 руб.), число посещений – 9,1 (стоимость посещения – 133,3 руб.), количество койко-дней – 2,8 (стоимость койко-дня – 758,9 руб.).

Нормативные показатели и в объемах потребления услуг и в финансовых показателях рассчитываются для каждого врачебного участка исходя из численности прикрепленного населения. Ежемесячно осуществляется оценка (% исполнения) финансовых и объемных нормативов по каждому врачебному участку.

^ Вторая группа индикаторов – показатели профилактической работы. К ним относятся вакцинопрофилактика, флюороосмотры, профилактические осмотры различных групп населения, диспансерное наблюдение, дополнительная иммунизация. Это плановые показатели, отражающие процесс охвата. Они индивидуальны для каждого участка, планируются на число обслуживаемого населения и обязательны в исполнении.

^ Третья группа индикаторов - отражает процесс и результат оказанной помощи. К ним относятся:

  • Показатели и структура заболеваемости (болезненности) населения;

  • Показатели и структура заболеваемости пациентов диспансерной группы;

  • Показатели и структура заболеваемости с временной утратой трудоспособности;

  • Показатели и структура смертности;

  • Показатели первичного выхода на инвалидность;

  • Удельный вес посещений с профилактической целью;

  • Удельный вес выявленной патологии при проведении профосмотров (в том числе заболеваний, выявленных на поздних стадиях);

  • Соблюдение кратности осмотров пациентов, состоящих на диспансерном учете, узкими специалистами;

  • Удельный вес пациентов не своевременно взятых на диспансерный учет;

  • Удельный вес случаев не обоснованной госпитализации;

  • Удельный вес случаев госпитализации пациентов с «дефектами догоспитального этапа»;

  • Число вызовов СМП к пациентам своего участка, состоящим на диспансерном учете;

  • Показатель исполнения функции врачебной должности.


В качестве индикаторов по оценке стационарной помощи были избраны:

        • Уровни исполнения (плана койко-дней, оборота койки, средней занятости койки, уровня госпитализации);

        • Анализ и оценка случаев:

  • внутрибольничных переводов;

  • отклонения от стандарта длительности лечения;

  • повторной госпитализации пациента (в том числе по одному и тому же диагнозу);

  • расхождения диагнозов при летальных исходах;

  • не профильной госпитализации пациентов (т.е. диагноз госпитализации не соответствует профилю койки);

  • расхождения диагнозов: «Скорая помощь-Стационар», «Поликлиника-Стационар»;

  • госпитализации пациентов с «дефектами направления»;

  • послеоперационных осложнений;

  • послеоперационной летальности;

  • нарушения стандарта длительности пребывания до(пост)операционного периода;

  • внутрибольничной инфекции;

  • положительных бактериологических результатов исследований (смывов) с объектов внешней среды.

        • Оценка персонифицированной нагрузки врачей-ординаторов;

        • Оценка соответствия объема и кратности применения параклинических исследований стандарту, при лечении соответствующих заболеваний;

 Контроль над исполнением финансового норматива медикаментозной терапии на койко-день, профиль койки и диагноз;

 Случаи использования медикаментов, не включенных в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств;

 Случаи отклонения от лекарственного формуляра по: курсовой дозе, перечню лекарственных препаратов, стоимости.


Системный анализ причин ухудшения показателей, оперативное выявление и устранение недостатков в работе, являются эффективной мерой по управлению и контролю над рациональным использованием ресурсов в ЦРБ. Полученные с помощью Базового программного обеспечения индикаторы, оценивающие качество медицинской помощи и показатели здоровья населения используются нами для дифференцированного подхода к оплате труда медперсонала Палласовской ЦРБ.


Главный врач

МУЗ «Палласовская ЦРБ», Волгоградской области

Маметов Джамиль Асанович ___________________


Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Организация управления информационным ресурсом в муниципальном учреждении здравоохранения icon Положение о порядке предоставления платных медицинских и иных услуг в Муниципальном учреждении здравоохранения

Организация управления информационным ресурсом в муниципальном учреждении здравоохранения icon Анализ мероприятий, направленных на совершенствование оказания медицинской помощи больным с сосудистыми

Организация управления информационным ресурсом в муниципальном учреждении здравоохранения icon Целевая программа по содержанию заблудившихся, подкинутых и других детей, оставшихся без попечения

Организация управления информационным ресурсом в муниципальном учреждении здравоохранения icon Перечень жизненно-необходимых и важнейших лекарственных препаратов, необходимых для оказания стационарной

Организация управления информационным ресурсом в муниципальном учреждении здравоохранения icon Положение о порядке предоставления платных медицинских услуг в Муниципальном бюджетном учреждении

Организация управления информационным ресурсом в муниципальном учреждении здравоохранения icon Развитие физической культуры и спорта в муниципальном оздоровительном образовательном учреждении

Организация управления информационным ресурсом в муниципальном учреждении здравоохранения icon Программа обучения населения оказанию пер­вой помощи пострадавшим на месте происшествия (далее Программа)

Организация управления информационным ресурсом в муниципальном учреждении здравоохранения icon Приказ управления здравоохранения Гродненского областного исполнительного комитета 05. 04. 2011 №223
Мероприятий управления здравоохранения Гродненского областного исполнительного комитета по выполнению...
Организация управления информационным ресурсом в муниципальном учреждении здравоохранения icon Муниципальное образование город Дзержинский Московской области глава города постановление
Пгд, Положением о порядке предоставления платных медицинских услуг в муниципальном учреждении «Дзержинская...
Организация управления информационным ресурсом в муниципальном учреждении здравоохранения icon Методические рекомендации Организация трансфузиологической помощи в лечебно-профилактическом учреждении

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина