|
Скачать 428.52 Kb.
|
ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОЙ И ПОДРОСТКОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИОсобенности беседы в психотерапииУстановление контакта с пациентом — один из важнейших этапов работы психотерапевта. Поздоровавшись с пациентом, следует спросить, как его зовут, и представиться. Важно запоминать (и не путать!) имена пациентов. “Помните, что имя человека — это самый сладостный и самый важный для него звук в любом языке”. Отметьте для себя, как пациент входит, на каком расстоянии от Вас садится (это его “личная дистанция” по отношению к Вам, которая может укорачиваться и удлиняться в ходе терапии). В процессе психотерапии важное значение имеет “подстройка” к тону, громкости и, конечно, темпу речи (отражающему скорость протекания ассоциативных процессов пациента). Целесообразно бывает вычленить специфические особенности речи (жаргонизмы, профессиональные обороты, неологизмы) и уяснить для себя их значение. Например, если подросток заявляет: “Вчера завалили мы на хазу (в квартиру) и колес наглотались”, ясно, что речь идет отнюдь не о велосипедных колесах, а скорее всего о таблетках психотропного препарата. В процессе беседы можно “возвращать” пациенту отдельные “особенные” слова и фразы — этим подкрепляется восприятие психотерапевта как внимательного и “понимающего” слушателя. Но перегружать свою речь “жаргонизмами”, особенно в беседе с асоциальными подростками, не стоит: принадлежа к иной субкультуре, психотерапевт вряд ли постигнет все “тонкости” постоянно меняющегося “блатного жаргона”, а разговор на ломаном либо устаревшем жаргоне настораживает подобных лиц. Ни в коем случае не следует “копировать” патологические особенности речи пациентов (заикание, дефекты звукопроизношения), навязчивые движения: многие из этих людей имеют психотравмирующий опыт “передразнивания” их окружающими и именно в этом ключе воспринимают подобную “подстройку”. Клиническая беседа обычно начинается с так называемого “открытого вопроса” (например: “Что привело Вас/тебя сюда?”) — этим мы избегаем преждевременного установления рамок беседы. Но у детей ответом на подобный вопрос может быть удивленный взгляд, пожимание плечами. Только ребенок побойчее скажет что-нибудь типа: “Моя мама привела меня сюда, чтобы Вы со мной поговорили!”. В детском возрасте невербальный компонент общения преобладает над вербальным. Лучшими способами “подстройки” к ребенку будут совместная игра, рисование (особенно полезны проективные рисуночные тесты). В случаях “недобровольного” обращения (под давлением родителей и других членов семьи, администрации, в ситуации судебной психолого-психиатрической экспертизы и т. п.) можно столкнуться с негативным отношением к беседе, особенно у подростков. “Беспроигрышных” способов установления контакта в этих случаях не существует. Часто помогает такой прием: в ответ на реплику подростка: “У Вас и так все обо мне написано!” можно ответить: “Да, кое-что мне сообщили, но мне хотелось бы услышать об этом непосредственно от тебя” (или от “Вас”, так как некоторые старшие подростки предпочитают такой стиль обращения, как бы подчеркивающий их “взрослость”). В отличие от следователя для психотерапевта важны не столько “протокольные подробности”, сколько характерная для пациента манера рассказывать. Даже заведомая ложь пациента может быть полезна для выявления его личностных особенностей. Нецелесообразно уличать пациента во лжи, противоречиях, непоследовательности, пытаться “с ходу” изменить его убеждения, какими бы странными они нам ни казались. В отношении же бредовых идей следует помнить пословицу, гласящую, что “и 100 мудрецов не переубедят безумного”. Продолжительность первой (диагностической) беседы составляет в среднем 40—50 мин (Г. Каплан, Б. Сэдок, 1991). Для психотерапевта важно четко структурировать свое рабочее время: ведь затянувшаяся до 3 – 4 часов клиническая беседа с одним словоохотливым пациентом приведет к срыву всего графика работы и бесцельному ожиданию остальных пациентов, которые могут уйти с чувством обиды и разочарования. Поэтому за 5 – 10 мин до окончания консультации можно сказать пациенту: “К сожалению, время нашей сегодняшней беседы подходит к концу. Но, может быть, у Вас остались ко мне вопросы?” или “Проблема, затронутая в ходе нашей беседы, очень сложна. Для того чтобы полностью в ней разобраться, нам потребуется еще одна или несколько встреч”. После этого можно согласовать с пациентом время и место следующей консультации или сеанса. Однако в ходе беседы недопустим и педантизм, при котором “соблюдение расписания” становится самоцелью. При нестандартных ситуациях (особенно при “кризисных состояниях” с наличием суицидальных намерений и т. п.) особенно важно дать пациенту закончить свой рассказ, проявить заинтересованность в его проблеме и наметить хотя бы начальные пути выхода из кризиса. Глубина “проникновения в прошлое” зависит от того, сколько времени имеется в распоряжении психотерапевта, сколько планируется встреч. Если предполагается долговременная работа, то, как правило, необходим детальный анализ прошлого; при разовых консультациях и кратковременной психотерапии большее внимание обычно уделяется ситуации “здесь и теперь”. Первая беседа с пациентом обычно позволяет составить лишь предварительное заключение о его проблемах — “терапевтическую гипотезу”. В ходе второй и последующих бесед происходит получение дополнительной информации о пациенте и тем самым уточнение “гипотезы”. Последняя не должна “зашоривать” мышление психотерапевта. На любом этапе психотерапии нужно иметь мужество отказаться от “гипотезы”, если она противоречит реальности. В противном случае следует признать, что мы работаем не с пациентом, а с “проекцией” на него наших собственных проблем. В начале второй беседы полезно узнать у пациента, что он (она) думает о первой встрече, о его (ее) реакции на эту встречу. Можно также сказать: “Часто после того, как человек уходит от врача (психолога), он припоминает еще целый ряд проблем, которые ему хотелось бы обсудить. Есть ли у Вас подобные проблемы?” Разговаривая с родственниками пациента, следует руководствоваться тремя важными правилами (Г. Каплан, Б. Сэдок, 1991): • психотерапевт должен лично увидеться с пациентом (“заочная” психотерапия недопустима); • психотерапевт в ходе работы с пациентом должен общаться с членами его семьи, лишь получив на то его согласие; • психотерапевт обязан соблюдать конфиденциальность беседы, не обманывать доверие пациента ни прямо, ни косвенно. Единственным исключением из третьего правила могут быть случаи, когда существует опасность для жизни ^ Пациента или кого-либо еще. Если психотерапевт не может добиться от пациента разрешения раскрыть его Суицидальные намерения или одержимость манией убийства, если больной при этом отказывается от госпитализации, необходимо поставить об этом в известность его семью и настаивать на госпитализации. ^ Особенности игровой психотерапииИгровая психотерапия — психотерапевтический метод, основанный на принципах динамики психического развития и направленный на облегчение эмоционального стресса у маленьких детей с помощью разнообразных выразительных и дающих пищу воображению игровых материалов. Давно признано, что игра занимает значительную часть жизни ребенка. Еще в XVIII в. Жан-Жак Руссо очень верно подметил: чтобы узнать и понять ребенка, необходимо понаблюдать за его игрой. В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, для ребенка естественная среда общения — это игровая деятельность. Игровая терапия, безусловно, представляет собой трудную психотерапевтическую работу, облеченную в форму игры. Поскольку дети и думают, и ведут себя иначе, чем взрослые, методы работы с ними должны учитывать эту разницу. Не многие дети с готовностью соглашаются, что “имеют проблемы” (даже если их родители сходят с ума от мучающих детей ночных кошмаров, страхов или от агрессивного поведения своих любимых чад). Обращение к детскому психотерапевту, как правило, — инициатива взрослых (родителей, педагогов и т. д.). Но в его кабинете даже те немногие из детей, которые с самого начала могут признаться в своих страхах и несчастьях, в большинстве случаев не могут вести дискуссию о своих проблемах с кем-то из незнакомых взрослых. Благожелательный, но неопытный психотерапевт, который задаст ребенку типичный “открытый вопрос”, предназначенный для взрослых (“Скажи мне, что тебя привело сюда?”), должен приготовиться к удивленному взгляду, пожатию плечами или, в лучшем случае, к ответу: “Моя мама сказала, что Вы хотите поговорить со мной!” Со стороны ребенка это будет вполне искренний ответ. Если даже взрослым бывает трудно искать помощи и обсуждать свои серьезные эмоциональные проблемы с психотерапевтом, представьте, насколько тяжело это для детей!.. К счастью, выручают методы игровой психотерапии, которые отвлекают ребенка, дают начальную “приманку” для вовлечения его в лечебную игру и поддерживают привлекательность этой игры в течение всего лечебного процесса. Наблюдение за игрой ребенка и участие в ней позволяет понять, как он познает мир. Для ребенка игра — серьезное, полное смысла занятие, которое способствует его физическому, психическому и социальному развитию. В относительно безопасной ситуации игры, в состоянии раскованности ребенок позволяет себе опробовать различные способы поведения. Помимо этого, игра предоставляет в распоряжение ребенка символы, которые заменяют ему слова. Жизненный опыт ребенка гораздо больше того, что он способен выразить словами, поэтому он использует игру, чтобы выразить и ассимилировать свои переживания. Игра для ребенка — это также одна из форм “самотерапии”, благодаря которой могут быть отреагированы различные конфликты и неурядицы. ^ Игра начала применяться в детской психотерапии приблизительно с начала 20-х годов XX в. психотерапевтами психоаналитического направления (Анной Фрейд, Мелани Клейн и Герминой Хаг-Гельмут). Психоаналитики обнаружили, что дети не могут описывать свое беспокойство словами, как это с успехов делают взрослые. Детей в отличие от взрослых, как правило, не интересует исследование собственного прошлого, обсуждение ранних стадий развития; “не работает” у них и один из основных методов ортодоксального психоанализа — так называемый метод свободных словесных ассоциаций. Вместо него детские психоаналитик! стали использовать наблюдение за игрой ребенка и использование детских рисунков (А. Фрейд, 1997). Из психоанализа пришли такие важные методики исследования психической сферы ребенка, как тесты “Дом — Дерево — Человек”, “Рисунок семьи” и т. д. (Упражнение 2.) Второе крупное направление в развитии игровой психотерапии возникло в 30-х годах с появлением работы Дэвида Леви, в которой развивались идеи “терапии отреагирования” —структурированной игровой терапии для работы с детьми, пережившими какое-либо психотравмирующее событие. Леви основывал свой подход на убеждении в том, что игра предоставляет детям возможности отреагирования психических травм. Курс игровой психотерапии, по Леви, включает 3 этапа; 1-й этап — установление контакта — свободная игра ребенка, его знакомство с игровой комнатой и психотерапевтом; 2-й этап — введение в игру ребенка какой-либо ситуации, напоминающей психотравмирующее событие (с помощью специально подобранных игрушек). В процессе разыгрывания психотравмирующей ситуации ребенок управляет игрой и тем самым сменяет пассивную роль пострадавшего на активную, деятельную роль; 3-й этап — продолжение свободной игры ребенка. Леви рекомендует директивный принцип, в соответствии с которым инициатива в игровых ситуациях принадлежит врачу-психотерапевту. Важна тщательная техническая и методическая подготовка сеансов игровой психотерапии. Заранее составляется план ролевой игры с учетом возраста и особенностей психоэмоционального состояния ее участников, а также конечной цели психотерапии, перед игрой распределяются роли среди детей и т. д. Третье значительное направление в игровой психотерапии появилось в 30-х годах благодаря исследованиям Джесси Тафт и Фредерика Аллена. Это игровая терапия отношений, основное внимание в которой уделяется лечебной силе эмоциональных отношений между терапевтом и пациентом. Аллен и Тафт подчеркивали необходимость отношения к ребенку как с личности. Развивая эти принципы, Вирджиния Экслайн разработала систему недирективной игровой психотерапии у детей. Экслайн рассматривала игру как средств максимального самовыражения ребенка, позволяющее малышу полностью раскрыть свои эмоции при невмешательстве взрослых в процесс его игровой активности. Изучая эмоциональные и поведенческие реакции ребенка в различных игровых ситуациях, психотерапевт старается понять его личностные особенности. Вместе с тем он вводит и определенные ограничения, если игровая активность ребенка выходит за рамки допустимого. Роль психотерапевта в процессе недирективной игре вой психотерапии сводится к следующему: • наблюдение за процессом игры ребенка (Как играет, как подходит к игровому материалу, что выбирает, чего избегает? Каков основной стиль его поведения? Трудно ли ему переключиться? Хорошо или плохо организован его поведение? Каков основной сюжет игры?); • анализ содержания игры (Проигрываются ли темы одиночества? агрессии? воспоминания? Много ли “несчастных случаев” происходит в ходе игры?); • оценка навыков общения ребенка (Чувствуется л контакт с ребенком, пока он занят игрой? Оказываете ли ребенок вовлеченным в игру или он не в состоянии во что-нибудь вовлечься?). Иногда бывает полезным обратить внимание ребенка на сам процесс игры и установить с ним контакт по ходу игры. Если в игре повторяются одни и те же ситуации, можно задавать вопросы, касающиеся реально жизни ребенка (“А дома ты любишь расставлять все г своим местам?”). Можно привлечь внимание ребенка эмоциям, которые владеют им по ходу игры (“Мне кажется, что эта кукла-папа очень недовольна своим сыном”). Виолет Оклендер советует “возвращать ситуации к ребенку и событиям его жизни” (“А ты когда-нибудь дрался, как эти два солдатика?”). Психотерапевту не следует прерывать течения игры лучше дождаться естественной паузы, чтобы задать все вопросы или вмешаться с комментариями. В настоящее время многие зарубежные психотерапевты используют комбинированный подход, сочетая в процессе игровой психотерапии принципы психодинамической, недирективной психотерапии (клиент-центрированной в понимании Карла Роджерса и Вирджинии Экслайн) и “терапии отреагирования”, нередко в сочетании с медикаментозным лечением. По мнению Нэнси Уэбб, “комбинацию нескольких видов лечения следует в большинстве случаев рассматривать как лучшую программу, соответствующую сегодняшнему дню”. ^ Игровая психотерапия предполагает решение целого ряда терапевтических и вспомогательных задач: • помогает в установлении диагноза; • способствует налаживанию контакта между психотерапевтом и ребенком-пациентом; • дает средства для работы с механизмами психологической защиты ребенка, играющими важную роль в развитии эмоциональных и поведенческих расстройств; • стимулирует словесное выражение чувств; • помогает ребенку выразить неосознаваемые внутренние конфликты и тем самым уменьшить эмоциональное напряжение; • расширяет круг интересов ребенка. В настоящее время игровая психотерапия нашла широкое применение не только в стационарной и амбулаторной психотерапевтической практике, но и в системе преподавания, а также в больницах общего профиля. Игровая психотерапия оказалась эффективной при решении самых разнообразных детских проблем. В частности, она рекомендуется при невротических и соматоформных расстройствах у детей; для улучшения эмоционального состояния детей после развода родителей; для снижения тревоги у госпитализированных детей; для облегчения состояния при психосоматических заболеваниях (бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, неспецифический язвенный колит, нейродермит и т. д.); для ослабления агрессивности в поведении; для улучшения успеваемости Детей с затруднениями в обучении; для коррекции эмоционального состояния детей, подвергшихся насилию или живущих в условиях психической напряженности (“заброшенные” дети), и т. д. ^ Игрушки и материалы, необходимые для игровой психотерапии, можно сгруппировать в три больших класса (Г. Лэндрет, 1994): 1. Игрушки из реальной жизни: кукольное семейство, кукольный домик, детская посуда, машины “медицинский набор” и т. п. 2. Игрушки, помогающие отреагировать агрессию, страх: игрушечные солдатики, оружие, маски волка, бандита, чудовища и т. д. 3. Средства для творческого самовыражения: пластилин или глина, краски, карандаши, фломастеры, конструкторы, детская мозаика и т. д. Психотерапия в детском и подростковом возрасте может проводиться в форме индивидуальных, групповых и бифокальных (предполагающих совместную работу детских и родительских групп) игровых занятий, органично включающих различные варианты психотерапевтического тренинга (тренинг разрешения проблем, тренинг коммуникативных навыков), может сочетаться с детскими вариантами нервно-мышечной релаксации и аутогенной тренировки, элементами гипносуггестии.) ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ^ Цель групповой психотерапии состоит в восстановлении психического единства личности посредством нормализации ее межличностных отношений. Основная терапевтическая задача метода связана с эмоциональным отреагированием конфликтных ситуаций в группе и ослаблением угрожающих образов в сознании посредств” их условного изображения в игре. ^ Считается (А.И. Захаров, 1979, 1982, 1995), что групповая психотерапия особенно показана при характерологических нарушениях, возникших или обострившихся при длительном течении невроза, обусловливающих проблемы в межличностных отношениях и препятствующих выздоровлению в процессе индивидуальной психотерапии. К данным нарушениям относятся: неадекватный (не соответствующий ситуации) уровень притязаний; эгоцентризм; неустойчивость самооценки; излишняя застенчивость, скованность и неуверенность в общении; тревожно-мнительные черты характера; фобические реакции и т. д. Проведение групповой психотерапии затруднительно в следующих ситуациях: при негативном отношении к данному виду лечения самого ребенка (подростка) или его родителей; при наличии у ребенка (подростка) выраженных расторможенности и агрессивности; при включении в группу ребенка со сниженным уровнем интеллектуального развития (хотя вполне оправданным и целесообразным является создание однородных психотерапевтических групп из детей со специфическими задержками развития и легкой степенью умственной отсталости). Клинико-психологические критерии формирования детско-подростковой группы, по А. И. Захарову, следующие:
^ В клиническом отношении совместимы дети и подростки с логоневрозом, неврастенией, неврозом навязчивых состояний. Несовместимы между собой больные с истерическим неврозом, так как группа из них практически неуправляема ввиду эмоциональной расторможенности и амбициозности ее членов. Больные с тиками вне зависимости от механизма из происхождения и выраженности оказывают неблагоприятное индуцирующее действие на остальных детей, по этому лучше заниматься с ними в отдельной группе. В группе не должны преобладать пациенты с тяжелым течением невроза, массивными органическими наслоениями и повышенной активностью. Желательно включить в группу нескольких высоко курабельных больных, создающих благоприятный психотерапевтический климат в группе. Основные нормативы, которыми целесообразно руководствоваться при проведении групповой психотерапии у детей и подростков, изложены в таблице 1. Табл. 1. Нормативы групповой психотерапии у детей и подростков
Процесс групповой динамики в психотерапии состоит из ряда последовательных фаз. В первой фазе — ориентации группы — происходит эмоциональное объединение детей и появление у них однородных устремлений. В этой фазе возможно возникновение критического периода в жизни группы — ее эмоционального расторможения. Во второй фазе — дифференциации группы — оформляются статусные различия, симпатии и антипатии детей. В этой фазе также возможно появление критического периода, обусловленного проявлениями “борьбы” за лидерство в группе. В третьей фазе — интеграции группы — отмечается стабилизация ее структуры, сплочение детей и развитие коллективных отношений. ^ Приводимый примерный сценарий состоит из 10 групповых занятий. Упражнения рассчитаны на детей и подростков различного возраста (приблизительно от 8 до 14—15 лет). Предложенная структура групповых занятий не должна быть совершенно неизменной. Перефразируя слова Устава Петра I, можно призвать начинающих психотерапевтов не держаться сценария, “яко слепой стены”. Психотерапевт должен чутко улавливать эмоциональное состояние группы, не допускать “натянутых пауз” между упражнениями, проводить занятия на высоком эмоциональном подъеме, что позволяет добиться положительной клинической динамики и способствует личностному росту участников группы. Началу групповой психотерапии предшествует индивидуальная консультация каждого ребенка и членов его семьи (желательно обоих родителей) у детского психотерапевта, а также тщательный осмотр педиатра и детского невропатолога. Детская групповая психотерапия должна проводиться в достаточно просторном помещении, где дети с различной степенью активности могли бы безопасно передвигаться. Пол не должен быть скользким; целесообразно иметь специальное покрытие, чтобы ребенок при необходимости мог расположиться на полу. В помещении |; не должно быть никаких потенциально опасных предметов. Комната должна быть светлой и уютной, с регулируемой яркостью освещения. Стены и необходимая мебель должны быть теплых, успокаивающих тонов — светло-коричневые, зеленые и др. ЗАНЯТИЕ 1 Цель занятия: знакомство с методом работы группы, объединение детей, обеспечение сотрудничества детей и родителей, создание высокого эмоционального подъема. 1. Беседа с родителями. Объясняются цели и задачи терапии, выясняются индивидуальные проблемы, ставится серьезный акцент на необходимость тесного сотрудничества с детьми. Предлагается при появлении вопросов подходить к терапевту без приглашения. Согласно рекомендациям Ю. С. Шевченко и В. П. Добриденя (1998), “мишень” выступления психотерапевта, - стоящего перед собравшимися вокруг него детьми и родителями, — анозогнозия и пассивность ребенка в отношении лечения, осознание значения терапевтического альянса. Приводим образец такого выступления: “Никто не хочет быть больным, никто не хочет болеть, иногда даже признаться в том, что болен. Одни чувствуют свое состояние, свою болезнь как помеху в жизни, другие же не замечают, что больны, но это заметно для окружающих, для родителей, которые знают, что в будущем страхи, заикание, вредные привычки, плохое поведение сделают их ребенка несчастным. И родителям становится иногда больно и обидно за то, что у них такой ребенок. Родители начинают чувствовать себя виноватыми в том, что недоглядели, недодумали, упрекать себя в том, что они — “плохие родители” и жалеть своего ребенка. Дети же не совсем понимают эти чувства, однако невольно начинают пользоваться привилегиями больного. И в семье начинает расти “тиран” иле неприспособленный “неженка”. Но это в семье, а вне семьи? В школе, на улице, в компании чужие недостатки не вызывают у окружающих чувства вины, и отношение их к детям с недостатками такое же, как и ко всем остальным. А ведь эти дети привыкли к другому обращению, к иным формам общения. У них свои модели поведения — домашние, и в определенный момент возникает конфликтная ситуация: внешняя — драки и ссоры и внутренняя — обида, зависимость, плохое настроение, плохой сон, ночное недержание мочи, раздражительность, повышенная слезливость, заикание, страх темноты... Крайне трудно понять, отследить, в чем причина этих детских проблем. Нередко бывает так, что в семье привыкают к такому поведению и считают, что у ребенка “такой уж характер”. А ребенок стоит на пороге сложного заболевания, именуемого неврозом. Оно страшно тем, что ничего не болит, нет конкретных физических жалоб. А невроз, как тот червь в наливном яблоке, спит, дремлет, не проявляет себя, а потом просыпается и начинает грызть изнутри. Внешне яблоко наливное, красное, румяное, а внутри? Червь этот имеет название — “лень”, “капризность”, “трусость”. Наша цель и задача — не допустить, чтобы болезнь питалась нами, пусть это не больно, пусть этого кто-то не замечает. Надо поверить своим папам и мамам, что нужно лечиться и своим лечением и выздоровлением сделать себя и своих родителей счастливыми. Но для этого мы должны знать своих внутренних врагов в лицо!” 2. На доступном уровне детям объясняется роль эмоциональных нарушений в происхождении невротических проявлений. Предлагается при активном участии детей решить большинство проблем. 3. Взаимное знакомство. Детям предлагается назвать свои имя и фамилию, затем: а) Построиться по алфавиту имен, фамилий; по росту, по цвету волос. Это упражнение можно применять в течение всего группового процесса, особенно когда группа выходит из-под контроля вследствие психоэмоционального возбуждения. б) В кругу бросают мяч или любой предмет. Ведущий называет существительное и бросает мяч, а поймавший должен дать определение существительному или описать его действие (например: птица — летит, фонарик — светит). 4. Разминочные игры. Игра “Жмурки”. С завязанными глазами необходимо поймать участника группы и назвать его имя. При этом разрушаются межличностные барьеры и на высоком эмоциональном подъеме детей происходит сплочение в группы. Игра “Хип-хоп”. Если ведущий говорит “хип”, нужно назвать имя соседа слева, если “хоп” — справа. Тот, кто ошибся, становится ведущим. Игра “Лишний стул” (модификация игры без проигравших). Участники игры ходят по внешнему кругу. Одного стула не хватает. По хлопку ведущего нужно успеть сесть на стул. Затем с каждым витком игры убирается один стул, но выбывающих игроков нет, так как можно садиться на колени и т. п. В конце концов остается “куча мала” на одном стуле (следить за техникой безопасности!) Игра “Нож и масло”. Группа сбивается в “кучу”, ведущий пытается “разрезать” ее на части. Игра “Плот”. Группа плывет на корабле. Вдруг — кораблекрушение. Всем надо разместиться на маленьком плоту (коврик или квадратик, нарисованный мелом на полу).Эти упражнения направлены на повышение сплоченности группы. 5. Ролевые игры-шутки (“Сборы в школу”, “Обед”, “Домашние уроки”). Ведущий выбирает предметы для совершения какого-либо действия, назначая на их роль всех членов группы, и разыгрывает выбранную миниатюру. 6. Построение скульптурных групп на заданные темы. 7. Упражнения на вербальную и невербальную коммуникацию. а) Ситуация: машина обрызгала прохожего, шофер вышел из машины извиниться. (Тренировка адекватных коммуникаций.) б) Передача воображаемого предмета. Необходимо принять этот предмет, угадать его и передать по кругу (или предложить свой). 8. В ходе первого занятия вырабатывается кодекс группы. Может быть предложена следующая модель: • каждый член группы подчиняется ее законам; • все неприятное и злое оставь за дверью, но если принес с собой, то обсуди со всеми; • если кому-то больно, не делай еще больнее; • помогай другу в тяжелых ситуациях, старайся понять того, кто рядом; • не теряй чувства юмора; • не выноси за пределы группы происходящее в ней; • не опаздывай; • не бойся ошибок, не ссорься, не дерись, не злословь. 9. Далее используется вариант нервно-мышечной релаксации с элементами гетеросуггестии: “Я могу, я готов, я способен”. (G. S. Еverly, R. Rоsеnfeld, 1981), модифицированный для применения в детско-подростко-вом возрасте (см. Упражнение 1). Домашнее задание: • сделать рисунок семьи — см. Упражнение 2; • написать самоотчет о состоянии (что было трудного во время занятий, как себя чувствовал дома). ЗАНЯТИЕ 2 Цель занятия: стимуляция личной активности ребенка в разных жизненных ситуациях. Знакомство с вербальными и невербальными техниками общения. 1. Разминка. а) Дети, держась за руки, по команде создают круг, квадрат, треугольник, восьмерку. б) “Путаница”: дети, стоя в кругу, держат руки перед собой. Затем по команде беспорядочно сплетаются пальцами, получается “путаница”. Группа должна сама себя распутать. 2. Этюд “Ларингит”. Ребенок заболел ларингитом, не может говорить, но ему необходимо выполнить ряд действий (сходить в аптеку, магазин и т. д.), используя невербальные техники общения. Ведущий распределяет роли. 3. Упражнение “Лабиринт”. Его проводят парами. (Необходимо, используя доверие и эмпатию, молча провести “слепого” (с завязанными глазами) через лабиринт мебели. 4. Функциональная тренировка поведения. а) Уговорить товарища сделать нелепое действие (постричься наголо, приходить на занятия в валенках, ходить с серьгой в носу и т. д.). Он должен аргументировать свой отказ. Тренировка умения сказать “нет” очень важна для застенчивых детей и подростков, так как пассивная подчиняемость нередко делает их объектами манипуляции со стороны более активных напористых сверстников а даже жертвами насилия со стороны асоциальных элементов. В группе подростков можно проиграть ситуацию отказа со стороны девушки парню-“приставале”, отказа от употребления спиртных напитков в компании и т. п. б) Все опоздавшие участники группы по очереди объясняют причину своего опоздания, не оправдываясь. 5. Упражнение на снятие напряжения от предыдущего занятия. а) Поочередно по кругу, хлопая в ладоши, “сыграть” мелодию (“В траве сидел кузнечик”, “Подмосковные вечера” и др.). Каждый член группы делает только один 1 хлопок. б) “Погонять” хлопки по кругу. Каждый участник поочередно по кругу делает хлопки в ладоши. Ведущий задает темп и ритм. 6. По кругу каждый предлагает одно предложение, чтобы получилась “страшная” (“веселая”, “фантастическая”) история. Затем получившуюся историю разыгрывают в ролях. 7. Релаксация с переходом к гипносуггестии с индивидуальными и общими внушениями, ориентированными на самораскрытие и веру в силу и свободу своей личности. Домашнее задание: • нарисовать “несуществующее” животное и дать ему несуществующее название; • написать короткий рассказ на 2—3 минуты к 4-му занятию; • составить самоотчет. ЗАНЯТИЕ 3 Цель занятия: дальнейшее обучение навыкам общения. Развитие потребности в самонаблюдении. Стимуляция воображения. 1. Разминка со стульями. а) Участники ходят по внешнему кругу. Одного стула не хватает. По хлопку надо успеть сесть на стул. Затем убирается один стул. Так продолжается до тех пор, пока не останется один игрок. б) Половина группы сидит на стульях, а сзади стоят партнеры. Один стул пустой. Ведущий стоит за пустым стулом и глазами, мимикой предлагает сидящим в кругу пересесть на свободный стул. Стоящий сзади должен удержать сидящего, не давая ему перебежать на свободный стул. Данное упражнение хорошо тренирует сосредоточение и концентрацию внимания. 2. “Путаница”. Ведущий выходит за дверь, а дети сами запутываются. Ведущий должен их распутать. 3. Упражнение на невербальное общение: поздороваться, глядя в глаза друг другу; аналогично попрощаться. Это упражнение рекомендуется проводить в начале и в конце каждого последующего занятия. 4. Разбор и анализ “несуществующих” животных. Группе объясняется символическое значение этого теста, что помогает более полно отрефлексировать свое самосознание. 5. Упражнение на воображение. а) Дается любой предмет. Каждый по кругу должен представить себе, что это может быть (например, палка, ружье, копье и т. д.). б) Члены группы делятся на две части и дарят друг другу воображаемый подарок. Необходимо принять его и, не прибегая к услугам речи, поблагодарить. в) Следует мысленно задумать предмет и пантомимически показать его. Группа должна отгадать, что задумано. 6. Вживание в образ. Разбиться по парам и представить себя в образах: причал—корабль; мячик—стенка; червяк—рыбка; белье—веревка и т. д. Провести по парам диалоги между ними. 7. Каждый по кругу называет подлежащее, связанное по смыслу с предыдущим. Последний составляет рассказ. Затем по кругу пантомимически изображают эти слова, причем последующий отражает действия всех предыдущих. 8. Упражнение на самоанализ. Закончить по кругу в группе из трех человек предложения: “Раньше я был...”; “На самом деле я ...”; “Скоро я ...” 9. После достижения состояния релаксации (по Джекобсону—Эверли) проводится медитация на приятных визуальных образах, в конце — гетеросуггестия: “я свободный”, “я сильный”. Домашнее задание: • сделать рисунки на темы; а) каким я себя вижу; б) каким меня видят окружающие; в) каким я хочу себя видеть. • написать самоотчет. ЗАНЯТИЕ 4 Цель занятия: приобретение знаний о своих эмоциональных реакциях и способах их отреагирования. 1. Разминка. а) Хождение над пропастью. Необходимо представить, что надо пройти по уступам скалы, под которой бесконечная пропасть. Группа наблюдает и оценивает, кто смог реально вжиться в образ. б) “Восковая свеча”. Ребенок с закрытыми глазами падает в кругу на руки участников группы, которые передают падающего друг другу. При этом производится проверка доверия, эмпатии и эмоциональной близости. 2. Беседа об эмоциональных реакциях, их роли в нашей жизни, о способах отреагирования отрицательных эмоций. 3. Игра “Кис-мяу”. Ведущий тот, кто лучше прошел вдоль пропасти. Ведущий становится спиной к группе, а психотерапевт, поочередно указывая на участников, спрашивает: “Кис?” Ведущий отвечает “Брысь” или “Мяу”. Тем, на кого выпало “мяу”, присваиваются цвета. Каждому цвету дается задание. Например: красному — полаять, стоя на коленях; оранжевому — передать информацию через стекло; желтому — изобразить эмоцию; зеленому — сделать комплимент, абстрагируясь от внешности; голубому — установить невербальный контакт с участниками группы; фиолетовому — проявить агрессию к члену группы и т. д. Игра позволяет максимально задействовать несколько психотерапевтических техник. 4. Разбор рисунков (домашнего задания) некоторых членов группы. 5. Зачитать подготовленные рассказы (домашнее задание). Самые интересные рассказы можно проиграть в ролях. 6. Упражнение “Просьба”. Подойдя к членам группы (по очереди или по парам), глядя в глаза друг другу, попросить дать какую-либо вещь, используя оборот: “Ну, пожалуйста...” 7. Самоанализ в группах по 2—3 человека. По кругу закончить фразу: “Я никогда не...”; “Я хочу, но, наверное, не смогу...”; “Если я действительно захочу...”. 8. “Медитация”. Перед началом предлагается расслабиться самостоятельно. В конце занятия психотерапевт делает внушения, ориентированные на самораскрытие личности. Домашнее задание: • написать “письмо к инопланетянину” (будет конкурс). Письмо должно содержать как можно больше информации о вашей личности, чтобы из миллионов жителей Земли инопланетянин нашел именно вас. Организовать к 5-му занятию чаепитие. ЗАНЯТИЕ 5 Цель занятия: углубление знания о своих и чужих эмоциональных реакциях. 1.Разминка. а) Погонять хлопки по кругу. б) “Японская машинка” (упражнение на развитие активного внимания). Сидя в кругу, рассчитаться по порядку от нуля (ведущий). Ведущий хлопает ладонями по коленям, затем”, щелкая пальцами правой руки, называет свой номер, щелкая пальцами левой руки, включаем любого участника группы (например: 0-3). Третий номер, продолжая ритмично хлопать вместе с ведущим включает следующего участника группы. И так до полного вовлечения всех участников группы. 2. Используя ту или иную эмоцию: а) рассказать четверостишие (например, “В лесу родилась елочка...”); б) в парах провести диалог: “Чижик-пыжик, где ты был?” Примеры эмоциональных пар: радость — печаль удивление — страх, осуждение — злорадство, восторг — ненависть, любопытство — безразличие... 3. Разыгрывание ранее написанных рассказов. 4. Этюд “Сиамские близнецы”. Два человека срослись боками (можно привязать их друг к другу бинтами). Свободны только головы, и можно лишь глазами корректировать действия другого. Например, рука одного держит ложку, другого — хлеб. Разыгрывается этюд “Город сиамских близнецов”. Нужно пригласить в госте друзей, угостить их. Действия должны быть реальными а не воображаемыми. 5. Конкурс писем к инопланетянину с их анализом поздравлением победителя. 6. “Снежный ком”. Ведущий говорит: “Если бы я поехал в Африку...” Следующий повторяет фразу, завершив ее. По кругу составляется рассказ и разыгрывается в образах. 7. Группа делится на две команды. Необходимо передать сложную информацию через стекло. Победителя награждают. 8. Глубокая релаксация, по мере достижения которой дети сосредоточиваются на спонтанно возникающих зрительных (слуховых, кинестетических) образах. Домашнее задание: • написать брачное объявление (или объявление для приема на работу). Задание ориентировано на рефлексию и формирование “образа достижения”. ЗАНЯТИЕ 6 Цели занятия: создание фрустрационной напряженности для более глубокого сплочения членов группы и смещение агрессивности на терапевта. Тренировка навыков общения. 1. Разминка. а) Побросать мяч по кругу, используя определения и действия существительного. б) “Зеркало”. Группа разбивается на пары. Один отражает, второй совершает действие (умывается, ест, причесывается). Делать медленно. 2. Беседа, направленная на создание эмоционального напряжения: “Если вы хотите чего-то достичь, надо работать активнее. Это не самоотчеты, а отписки для бабушки. У вас нет никакой взаимопомощи, каждый сам за себя. Вы невнимательно слушаете друг друга. Когда говорят о других, вы думаете о себе. Сегодня вам дается шанс. Для того чтобы случилось чудо, надо работать в первую очередь над собой. Иначе ничего не будет и вы будете прозябать в серости. Итак, сегодня ваш шанс.” Иногда используется прием “живая статуя”. Психотерапевт “замирает”, превращаясь в “статую”. Только самостоятельная игра, включающая всех детей — членов группы, способна “оживить” эту “статую”. 3. а) Игра. “Вам прислали 100 рублей, что хотите, то берите, черный-белый не берите, “да” и “нет” не говорите”. Затем ведущий задает вопросы, пытаясь поймать участников группы. За неправильный ответ забираются фанты, которые потом разыгрываются с использованием различных психотерапевтических техник. б) “Садовник” — то же самое. Игра помогает расширить набор применяемых психотерапевтических техник и снять с участников ответственность за выбор. Дети распределяют между собой названия цветов (например. Роза, Фиалка, Ландыш, Незабудка, Колокольчик и даже... Кактус). Ведущий: Я садовником родился, не на шутку рассердился. Все цветы мне надоели, кроме... Фиалки!.. Фиалка: Ой! Ведущий: Что с тобой? Фиалка: Влюблена... Ведущий: В кого? Фиалка: В Ландыш. Ландыш: Ой!.. И так далее по кругу (пауза между вопросом и ответом на него задается самими участниками, но не превышает десяти секунд). Игра направлена на развитие активного внимания; при ошибочном ответе (называние отсутствующего в игре, выбывшего или своего собственного цветка), а также при затягивании паузы участник выбывает из игры. 4. а) “Фотограф”. Ведущий запоминает расположение группы и выходит за дверь. Группа проводит три изменения в своей композиции. Ведущий должен восстановить композицию. б) “Скульптура”. Ребенок “лепит” из одного или более человек скульптуру. После этого скульптура “оживает”. 5. Упражнение на внимание. а) Применяют таблицу Шульте — методику, используемую для исследования объема внимания. Она состоит из таблицы, на которой в беспорядке расположены цифры от 1 до 25. Дети отыскивают числа по порядку. Занятие проводят дважды в прямом и обратном направлении. б) Группа становится в полукруг, ведущий — спиной к группе. Члены группы, меняясь местами, изменяя тональность голоса, задают вопросы. Ведущий должен ответить, обращаясь по имени. 6. Упражнение на общение. а) В кассе нет билетов. Нужно попытаться купить билет у администратора. б) Нужно отговориться от контролера в автобусе и т. д. 7. Разыгрывание некоторых рассказов из домашнего задания. 8. Мышечная релаксация по Джекобсону—Эверли, в ходе которой можно представить себя в образе океана, неба, гор. В конце психотерапевтом дается общее позитивное внушение: “Вы изменились, вы стали свободнее...” Домашнее задание: • описать 15 своих личностных качеств, отвечая на вопрос: “Кто я?”, и составить самоотчет. ЗАНЯТИЕ 7 Цель занятия: анализ личностных проблем каждого члена группы. 1. Разминка — проводится в одной из техник по желанию участников группы. 2. Пантомима: “Я люблю”, “Я не люблю”. Члены группы показывают, остальные угадывают. 3. Тайным голосованием выбираются один или два лидера группы. Лидер становится зеркалом. К нему по очереди подходят участники группы и говорят: “Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи”. Зеркало отвечает: “Ты прекрасен, спору нет, но тебе не хватает... (я желаю тебе..., мне хотелось бы, чтобы ты...)”. В конце упражнения всем членам группы дается положительная обратная связь. 4. Анализ 15 качеств личности. Проводится самостоятельно. Предлагается выбрать 5 самых характерных качеств, составляющих ядро личности. 5. Составляется рассказ в группе, который потом проигрывается. 6. Участник группы как можно серьезнее рассказывает стихотворение. Группа удивляется после каждой строфы: “Вот это да!”, “Ничего себе!”, и т. д. — это прекрасная функциональная тренировка для преодоления “школьных” фобий (страхов). Домашнее задание: • составить самоотчет; • дома самостоятельно один раз в день проводить мышечную релаксацию по Джекобсону—Эверли с целевым внушением в конце; • принести фломастеры и бумагу. ЗАНЯТИЕ 8 Цель занятия: анализ личностных проблем каждого участника группы. Введение: “У каждого из вас есть проблемы, сложности, трудности. Многие из них вы решили в группе, некоторые еще не решены. Сегодня хотелось бы узнать трудные случаи из вашей жизни или из жизни ваших друзей. И мы вместе подумаем, как найти выход из этих ситуаций” 1. Разминка. Двигательная техника по выбору группы. 2. Невербальная коммуникация “Испорченный телефон”, “Разговор через стекло”, “Передача предмета”. 3. Вербальная дискуссия по любой проблеме, выбранной группой. 4. Ролевые игры: “Позднее возвращение”, “Неприятный разговор с родителями”, “Сборы на дискотеку”. 5. Совместное рисование без слов. Сначала рисуют одним фломастером парами, затем всей группой по 1— 2 штриха на общем рисунке. Проводится анализ и интерпретация рисунка. 6. Медитация со свечой на фоне глубокой релаксации. Надо подумать о своей проблеме, при этом попытаться взглянуть на нее по-иному. Домашнее задание: • самоотчет (как я изменился за это время, каким я вижу себя теперь); • написать своему другу письмо о себе через 5 лет (анонимно). В конце указать, можно ли зачитать его на группе; • к 9-му занятию пригласить родителей. ЗАНЯТИЕ 9 Цель занятия: демонстрация родителям структуры неконструктивных взаимоотношений с детьми; достижение более высоких степеней эмоционального контакта и самосознания. Первая часть занятия проводится вместе с детьми. 1. Зачитываются анонимно отдельные самоотчеты детей, письма. Родителям предлагается обменяться мнениями. Проводится небольшая обучающая дискуссия, в которую включается психотерапевт. 2. Вместе с родителями проводится психотехника “Передача предмета — узнавание”. Комментируется вовлеченность взрослых в занятие. 3. Построение “скульптур” из членов группы, их узнавание. Анализ спонтанного поведения взрослых и комментарии. 4. Ролевые игры (“Приготовление уроков”, “Опять двойка” и т. д.). Дискуссия о взаимных коммуникациях взрослых и детей. 5. Разбор результатов анализа семейных взаимоотношений (по Э. Г. Эйдемиллеру и В. В. Юстицкому, 1990) и рисунков семьи. Проводится беседа о типах воспитания, даются рекомендации по оптимизации взаимоотношений с детьми. Ответы на вопросы родителей. Домашнее задание: • принести чашки, печенье, свечи. ЗАНЯТИЕ 10 Цель занятия: подведение итогов работы группы. Ориентация группы на преодоление жизненных трудностей в настоящем и будущем. 1. Последнее занятие проводится в затемненной комнате при свечах, что стимулирует откровенность и укрепляет чувство безопасности каждого члена группы. Накрывается “сладкий” стол, зачитываются самоотчеты (задание 8) и письма к друзьям (можно анонимно). Затем проводится свободная беседа о прошедших занятиях, рассказываются интересные истории, фантазии на тему “Летние каникулы”. На высоте доверия и взаимопонимания предлагается устроиться для медитации. n2. "Медитация. После достижения релаксации проводится позитивная суггестия: “Вы ждали от наших занятий чего-то необычного, чуда, и оно случилось... Психотерапевт помог раскрыть в вас то, чего вы не замечали в себе. Подобно Волшебнику Изумрудного города, он помог открыть то хорошее, что есть в каждом из вас. И сейчас вы понимаете, что, взглянув на мир другими глазами, вы сами изменились и будете дальше познавать себя... Вы смелее среднего человека вашего возраста. Вспомните, как свободно вы вели себя в группе, со взрослыми... Вы умнее — это видно по вашим самоотчетам... Вы благороднее, потому что, придя в группу, вы страдали, а страдания облагораживают... Вы добрее, так как работали в группе не только на себя, но и в интересах других... У вас сильная воля, это видно по вашей активности. Вы стремились достичь цели... А сейчас мысленно проследите с первого дня все наши встречи, затем представьте себя в ближайшем будущем. Какими вы себя представляете, что изменилось? А затем снова медленно возвращайтесь сюда и открывайте глаза”. 3. Прощание. Упражнение 1. ^ Приведенный вариант нервно-мышечной релаксации по Э. Джекобсону (Е. Jacobson, 1976; J. Everly, R. Rosenfe 1981) модифицирован для использования у детей и подростков” И. М. Желдаком и С. А. Игумновым (1997). Основная разница в процессе мышечной релаксации у детей и взрослых заключается в том, что дети порой быстро , достигают расслабления всех мышц тела. Психотерапевт дол следить за реакциями ребенка и быть готовым к тому, чтобы закончить вводную часть простым внушением полного расслабления. Некоторым детям бывает необходимо подробно разъяснить работу отдельных мышечных групп; другие будут испытывать скуку, что может помешать восприятию дальнейших внушений. Обучение мышечной релаксации необходимо проводит позе, благоприятствующей расслаблению. Одно из наиболее удобных положений — сидя в мягком кресле с подголовниками и подлокотниками, на которые дети кладут расслабленные руки (усадив детей в такие “авиационные” кресла, можно дать в группе атмосферу “подготовки к воздушному путешествию” и т. п.). Наиболее доступной для занятий в любой ситуации является так называемая “поза кучера”. Чтобы принять ее, нужно сесть на стул прямо, распрямить спину, а затем расслабить мышцы. Голова опущена на грудь, глаза закрыты, ноги еле расставлены и согнуты под тупым углом, руки лежат на коленях, не касаясь друг друга, локти немного округлены — поза, характерная для извозчика, дремлющего в ожидании седока. Для детей не лишним будет рассказать об основных группах мышц (мышцах бедер, живота, плеч, шеи, лица), наглядно показать работу мышц-антагонистов (сгибателей-разгибателей). Это облегчит усвоение методики. Ниже приводится текст, используемый в процессе работы с детьми. В процессе работы проводится обращение в 1-м лице, что усиливает суггестивный эффект. “...Сейчас ты готов к тому, чтобы расслабиться для достижения состояния полного отдыха. Откинься, пожалуйста, назад в кресле (или приляг на кушетку) и устройся очень, очень удобно. Закрой, пожалуйста, глаза. (Для маленьких дет можно применять формулу: “Во время нашей работы твои глаза закроются на маленькие, невидимые замочки и будут закрыты до тех пор, пока я не скажу тебе открыть их, при этом можно слегка прикоснуться к векам ребенка.) Сначала обрати, пожалуйста, свое внимание на дыхание. Почувствуй, как струя свежего воздуха входит через ноздри и поступает дальше в легкие, как твои грудь и живот расширяются на вдохе и опадают на выдохе. Сосредоточься на дыхании (здесь дайте паузу около 30 секунд). Я всегда буду подробно описывать упражнение на расслабление до того, как ты приступишь к его выполнению. Поэтому не начинай упражнение, пока я не скажу: “Готов? Начали”. ...Начнем с груди. По моему сигналу, но не раньше, сделай глубокий вдох. Постарайся как бы вдохнуть весь воздух, находящийся вокруг тебя. Делаем это сейчас. Готов? Начали. Сделай глубокий вдох... глубже, глубже, задержка... и расслабься. Просто выдохни весь воздух из легких и возобнови обычное дыхание. Заметил ли ты напряжение в области груди на вдохе и расслабление на выдохе? (Повторяем упражнение.) Смог ли ты в этот раз почувствовать напряжение? А расслабление? Постарайся сосредоточиться на этом различии, когда мы будем выполнять следующие упражнения. (После каждого упражнения выдерживается пауза 5—10 секунд.) ...Теперь поставь, пожалуйста, обе стопы всей поверхностью на пол. Чтобы выполнить упражнение, оставь носки на полу и в то же время приподними обе пятки как можно выше. Готов? Начали. Подними обе пятки очень, очень высоко. Подержи так... Расслабь. Просто дай им мягко опуститься на пол. При расслаблении ты, может быть, почувствуешь тепло и приятное покалывание. (Повторяем упражнение.) Икроножные мышцы становятся теплыми, мягкими, расслабленными. ...Теперь подними, пожалуйста, оба носка очень, очень высоко, оставляя пятки на полу. Готов? Начали. Подними носки очень высоко... еще выше. Подержи так и расслабь ноги. Следующая группа мышц, на которой мы будем сосредоточиваться, — это мышцы бедра. Упражнение простое. По моему сигналу вытяни, пожалуйста, ноги прямо перед собой. Не забывай держать икры свободными, не напрягай их. Давай сделаем сейчас это упражнение. Готов? Начали. Выпрями обе ноги перед собой. Очень прямо. Еще прямее. Подержи так и расслабь. Просто дай ногам мягко опуститься на пол. Ощущал ли ты напряжение в верхней части бедер?.. Повторим это упражнение. Чтобы проработать противоположную группу мышц, представь себе, что ты находишься на пляже и зарываешься пятками в теплый сухой песок. Готов? Начали. Зарой свои пятки в песочек. С большим усилием. Сильнее. Еще сильнее и расслабься. Прочувствуй расслабление в верхних частях ног. Сосредоточься на этом ощущении. (Пауза — около 20 секунд.) ... Сейчас переходим к рукам. Сожми, пожалуйста, обе руки одновременно в кулаки. Сожми кисти рук в кулаки как можно крепче. Готов? Начали. Представь, что ты сжимаешь ” кулаке все свои болезни, трудности, невзгоды. Еще крепче сожми кулаки — и раздави свои болезни! Теперь расслабь руки. Чувствуешь приятное тепло, покалывание, пульсацию в кистях рук?.. Это отличное упражнение для тех, кто много пишет в школе. Теперь давай повторим. (Повторяем 1 раз.), Расслабься. Чтобы проработать противоположные мышцы просто растопырь пальцы как можно шире... еще шире. Подержи и расслабь. Теперь давай повторим это упражнение. Готов? Начали. (Повторяем упражнение 2 раза.) Сосредоточься на чувстве приятного тепла и покалывания в кистях рук. Такое ощущение возникает, когда приходишь домой с мороза, после игры в снежки и кладешь руки на теплую батарею или печку. (Выдерживаем паузу около 20 секунд.). ... Теперь давай поработаем с плечами. Мы храним массу напряжения и стресса в плечах. Недаром говорят, что наши беды и тревоги “давят на плечи”. Представь, что ты пытаешься коснуться верхушками плеч мочек ушей. Давай сделаем это упражнение. Готов? Начали, Потяни плечи вверх. Очень высоко. Еще выше, выше. Подержи так и расслабь. Сосредоточься на чувстве тепла и приятной тяжести в плечах. Одновременно расслабились мышцы шеи, затылка... (Повторяем упражнение 2 раза, затем — пауза около 20 секунд.) | ... Давай перейдем теперь к лицу. Мы начнем со рта. Сначала улыбнись так широко, как только можно. Улыбка “доя ушей”. Готов? Начали. Очень широкая улыбка. Еще шире. Да. Подержи так — и расслабься. (Повторяем 2 раза.) Теперь сожми губы, как бы пытаясь поцеловать кого-то. Готов? Начали. Собери губы вместе. Сожми их очень крепко... Еще крепче. Подержи так — и расслабь. (Повторяем 1 раз) А сейчас перейдем к глазам. Как мы договорились, ты все время держишь глаза закрытыми, но теперь зажмурь их еще крепче.; Представь, что ты моешь голову и пытаешься не дать брызгам шампуня попасть в глаза. Готов? Начали. Зажмурь глаза. очень крепко... Еще крепче... И — расслабь. (Повторяем 2 paза.) Это упражнение очень полезно при утомлении глаз, вызванном школьными уроками, чтением, помогает улучшить зрение при близорукости. Последнее упражнение заключается просто в поднимании бровей. Помни о том, что глаза остаются закрытыми, а ты поднимаешь брови как можно выше, будто сильно-пресильно чему- j то удивился. Готов? Начали. Подними брови высоко... Еще выше. Подержи так — и расслабь. (Повторяем 1 раз.) Теперь прочувствуй полное расслабление твоего лица. (Пауза 15 секунд.) ' Теперь снова направь свое внимание на дыхание, почувствуй, как с каждым вдохом (психотерапевт говорит синхронно с вдохами пациента) приятная свежесть, прохлада... вливаются через твои ноздри, дыхательные пути в легкие, принося с собой бодрость, энергию, здоровье... Грудная клетка расширяется, расправляется... А с каждым выдохом (эта частями, синхронно с выдохами пациента)... живот опускается... теплая воздушная струя выходит... через дыхательные пути, ноздри... ты можешь представить ее как облачко пара, которое отделяется от тебя, унося все болезни, тревоги, и тает, растворяется... Остается только чувство уверенности, приятного покоя... ... А сейчас зафиксируем внимание на внутренних органах. Спокойно проглоти слюну и проследи, как теплая волна проходит в глубине твоей шеи, груди,... живота (с 5-секундными паузами)... В верхней части живота появилось приятное тепло, и это тепло, подобно кругам от камня, брошенного в воду, расходится по всему животу, по всему телу... Живот прогрет приятным глубинным теплом. ... Теперь ты расслабил основные мышцы своего тела. Для того чтобы убедиться в том, что они расслаблены, я вернусь назад и перечислю мышцы, которые мы перед этим напрягали и расслабляли. Когда я буду называть их, дай им расслабиться еще сильнее” (Вновь кратко называем основные группы мышц, предлагая ребенку представить, как будто волна сильного тепла охватывает их, на этом фоне произносим формулу внушения.) Упражнение 2. ^ Данная методика представляет собой процедуру, отражающую восприятие ребенком своего места в семье, его отношения к семье в целом и к отдельным его членам (Р. Ф. Беляускайте, 1987). Для исследования необходимы: лист белой бумаги, набор цветных карандашей, резинка, Инструкция, даваемая ребенку: “Нарисуй, пожалуйста, свою семью”. Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово “семья”, так как этим искажается сама суть исследования. Время выполнения задания не ограничивается. В процессе выполнения задания (если оно проводится в кабинете психотерапевта) следует отмечать: последовательность рисования; паузы более 15 секунд; стирание деталей; спонтанные комментарии ребенка; эмоциональные реакции и их связь с изображаемым. После выполнения задания в процессе беседы следует дать ребенку следующие вопросы: Скажи, кто тут нарисован? Где они находятся? Что они делают? Кто это занятие придумал? Им весело или скучно? Почему? Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему? Кто из них самый несчастный? Почему? Интерпретация рисунка условно подразделяется на 3 части: • анализ структуры рисунка; • интерпретация особенностей графической презентации членов семьи; • анализ процесса рисования. Как правило, ребенок, испытывающий эмоциональный комфорт в семье, рисует полную семью. Искажение реального состава семьи заслуживает пристального внимания, так как за этим почти всегда стоит эмоциональный конфликт, недовольство семейной ситуацией. Крайние варианты представляют собой рисунки, на которых: • вообще не изображены люди; • изображены только не связанные с семьей люди. За такими реакциями чаще всего кроются: • травматические переживания, связанные с семьей; • чувство отверженности, покинутости; • аутизм; • высокий уровень тревожности; • плохой контакт с исследуемым ребенком. Чаще приходится сталкиваться с менее выраженными отступлениями от реального состава семьи: 1. Уменьшение состава семьи. Дети “забывают” нарисовать| тех членов семьи, которые для них менее эмоционально привлекательны, с которыми сложились конфликтные отношения. Не рисуя их, ребенок как бы “разряжает” неприемлемую эмоциональную атмосферу семьи, избегает связанных с ними негативных реакций. Наиболее часто в рисунке отсутствуют братья и сестры, что связано с ситуацией “сиблингового соперничества”. Ребенок, таким образом, в символической ситуации “монополизирует” недостающие любовь и внимание родителей. 2. Иногда вместо реальных членов семьи ребенок рисует; маленьких зверушек. Всегда следует выяснить, с кем ребенок их отождествляет (чаще всего так рисуются братья и сестры, чье влияние в семье ребенок стремится уменьшить.) 3. Случаи, когда ребенок не рисует себя или, наоборот, вместо семьи изображает только себя, свидетельствуют об отсутствии чувства общности в семье. 4. Увеличение состава семьи связано с неудовлетворенными в семье психологическими потребностями ребенка (часто встречается в рисунках единственных в семье детей). 5. Рисование дополнительно к родителям (или вместо них) не связанных с семьей взрослых указывает на поиск ребенком человека, способного удовлетворить его потребность в близких эмоциональных контактах. Расположение членов семьи на рисунке указывает на психологические особенности взаимоотношений в семье: 1. Индикаторы психологического благополучия в семье — сплоченность членов семьи, рисование их с соединенными руками, объединенность в общей деятельности; 2. Показатели низкого уровня эмоциональных связей — разобщенность членов семьи, их удаленность друг от друга. Группировка членов семьи в рисунке иногда помогает выделить психологические микроструктуры семьи, коалиции. Индивидуальные особенности каждой нарисованной фигуры свидетельствуют об отношении ребенка к. конкретным членам семьи. Хорошие эмоциональные отношения с человеком сопровождаются позитивной концентрацией внимания на его рисовании, что в результате отражается в большем количестве деталей тела, декорировании, использовании разных цветов. Наоборот, негативное отношение к человеку ведет к явной схематичности его изображения. О восприятии ребенком значимости членов семьи можно судить на основе сравнения величины фигур, поскольку для ребенка (как и в архаическом искусстве Египта и Вавилона) величина фигуры выступает средством выражения значимости. |