№ п/п
|
Тема.
|
Перечень изучаемых вопросов.
|
Учебные пособия.
|
Умения и навыки.
|
Глоссарий.
|
Материал по контролю.
|
1.
|
Введение.
|
- Анатомия и физиология - науки, изучающие организм человека. История их развития.
- Значение изучения анатомо-физиологических особенностей детей для педагогов.
|
См. ниже список литературы.
|
|
анатомия,
физиология,
гигиена
|
Раздаточный материал.
|
2.
|
Основы учения
о клетке и развитии организма.
|
- Клеточное строение организма. Клетка –
структурно-функциональная единица животных и растительных организмов. Структура и химический состав живых клеток, их функции. Наследственный аппарат клетки. Структура ДНК. Синтез белка в клетке.
- Краткая характеристика различных видов тканей. Орган, система органов, аппарат. Основные закономерности
организма как целого.
- Развитие организма человека. Оплодотворение. Развитие эмбриона и плода.
- Возрастная периодизация, характеристика возрастных периодов. Общие закономерности онтогенеза.
- Генетическая и социальная программа индивидуального развития человека. Соотношение генетических и средовых факторов на разных этапах онтогенеза.
- Понятие о периодах и критических этапах роста и
развития человека. Возрастные изменения показателей физиологического развития (рост, масса тела, окружность грудной клетки, окружность головы, пропорции тела). Акселерация и ретардация.
|
См. ниже список литературы
(соответств.
раздел.)
|
Градация эмбриональ–
ного и плодного периодов развития организма (по схемам,
таблицам, муляжам)
|
клетка, ткань,
орган, система органов, зигота,
онтогенез,
имплантация, оплодотворение,
сперматозоид, яйцеклетка, эмбрион, плод, возраст, рост, развитие.
|
Раздаточный материал (карточки).
Тестовый контроль.
|
№ п/п
|
Тема.
|
Перечень изучаемых вопросов.
|
Учебные пособия.
|
Умения и навыки.
|
Глоссарий.
|
Материал по контролю.
|
3.
|
Опорно-двигательный аппарат.
|
- Значение скелета и скелетных мышц. Химический состав
и строение плоских и трубчатых костей. Строение суставов.
- Строение скелета туловища, головы и конечностей.
- Развитие скелета человека: перепончатая, хрящевая,
костные стадии. Скелет новорожденного ребенка.
Рост и развитие мозгового и лицевого черепа, грудной
клетки, позвоночника, таза и конечностей. Изгибы позвоночника, их образование, сроки фиксации.
- Строение скелетных мышц. Основные группы мышц, их значение. Механизм мышечного сокращения и
расслабления. Свойства скелетных мышц. Динамическая и статическая работа мышц, мышечный тонус и условие его поддержания. Мышечное утомление.
- Рост и развитие мышц в постэмбриональный период. Развитие и усложнение координации движений.
Образование двигательных навыков у детей. Развитие с возрастом основных качеств: силы, выносливости,
скорости.
- Осанка. Признаки правильной и неправильной осанки.
- Профилактика нарушений осанки. Значение для
нормального формирования осанки у ребенка.
- Правильное положение его на руках у взрослого, за столом,
в кровати, при выполнении физических упражнений,
трудовой деятельности, играх и т.д. Обучение правильной позе при сидении.
Плоскостопие, его причины и меры предупреждения.
|
См. ниже список литературы
(соответств. раздел.)
|
знание
строения скелета человека, его
возрастных особенностей развития,
знание основных
групп скелетных мышц
человека и
их функций.
Схема
строения
сустава.
Таблица по
отделам костно – мышечного скелета.
|
скелет, сустав, скелетная мускулатура, сокращение и расслабление, мышечный
тонус,
синергисты, антагонисты, двигательные навыки, осанка, конституция.
|
Тестовый контроль.
|
№ п/п
|
Тема.
|
Перечень изучаемых вопросов.
|
Учебные пособия.
|
Умения и навыки.
|
Глоссарий.
|
Материал по контролю.
|
4.
|
Кровь. Сердечно-сосудистая система.
|
- Значение сердечно-сосудистой системы. Кровь. Состав и свойства крови. Гомеостаз, его значение для организма, механизмы поддержания.
- Плазма крови, ее состав и свойства. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты,
тромбоциты, их функции. Гемоглобин его
соединения. Понятие об иммунитете, его значение.
Клеточный и гуморальный иммунитет, их механизмы.
- Особенности состава и свойства крови у детей
разного возраста. Возрастные изменения кроветворной функции.
- Группы крови и резус-фактор, механизмы их
наследования. Переливание крови.
- Лимфа, ее состав и свойства.
- Кровообращение. Система кровообращения. Строение и работа сердца. Большой и малый круги кровообращения.
Цикл сердечной деятельности. Систолический и минутный объем крови.
- Возрастные изменения частоты и силы сердечных сокращений, систолического и минутного объемов крови.
- Движение крови по сосудам. Виды сосудов. Давление
крови и скорость движения в разных отделах кровеносной системы. Давление и скорость движения крови у детей
разного возраста.
- Регуляция деятельности сердечно-сосудистой системы. Рефлекторные реакции сердечно - сосудистой системы у детей разного возраста. Тренинг сердца.
|
См. ниже список литературы
(соответств. раздел.)
|
Схема
строения
кругов кровообра –
щения.
Схема
строения сердца.
Решение
задач с группами
крови и
резус – фактором. Генетические задачи.
|
кровь, лимфа, гомеостаз,
сосуды,
группы крови, резус – фактор, крово – и лимфообраще -
ние, сердечный
цикл, систола,
диастола.
|
Тестовый контроль.
Раздаточный материал.
|
№ п/п
|
Тема.
|
Перечень изучаемых вопросов.
|
Учебные пособия.
|
Умения и навыки.
|
Глоссарий.
|
Материал по контролю.
|
5.
|
Органы дыхания.
|
- Значение дыхания. Строение органов дыхания.
- Обмен газов между организмом и окружающей воздушной средой и его значение.
- Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Этапы газообмена.
- Дыхательные движения. Механизм вдоха и выдоха.
Жизненная емкость легких. Глубина и частота дыхательных движений в покое и при физической нагрузке у
тренированных и нетренированных людей.
- Регуляция дыхания. Правильное и неправильное дыхание.
- Развитие органов дыхания у детей. Половые отличия
типов дыхания, его частоты и глубины. Возрастные
изменения частоты, глубины дыхания, жизненной емкости легких, минутного объема вентиляции. Дыхательная гимнастика.
- Голосовой аппарат и речь. Воздухоносные пути и речевой тракт, их строение, возрастные особенности. Резонаторы. Значение органов полости рта при артикуляции.
Образование речевых звуков. Дыхание при речи.
- Гигиена органов дыхания и голосового аппарата.
|
См. ниже список литературы
(соответств. раздел.)
|
Строение органов дыхания.
Схема строения речевого аппарата.
Газообмен в легких и в тканях (табл.)
Оценка
ЖЕЛ при нагрузке
и в покое
|
дыхательные движения, жизненная
ёмкость легких, газообмен,
речь,
микроклимат,
воздушная
среда.
|
Тестовый контроль.
|
6.
|
Органы выделения
|
- Общая схема строения мочевыделительной системы.
Состав мочи. Механизмы ее образования. Этапы мочеобразования. Регуляция мочеобразования и мочевыделения.
- Возрастные особенности и функции мочевыделительной системы.
- Гигиена органов мочевыделительной системы.
|
См. ниже список литературы
(соответств.
раздел.)
|
Состав первичной и вторичной мочи. Строение нефрона.
|
мочевыделение, мочеобразова -
ние, нефрон,
первичная и вторичная моча, капсула Шаумлянского – Баумане.
|
Тестовый контроль. Раздаточный материал.
|
№ п/п
|
Тема.
|
Перечень изучаемых вопросов.
|
Учебные пособия.
|
Умения и навыки.
|
Глоссарий.
|
Материал по контролю.
|
7.
|
Органы пищеварения.
|
- Значение пищеварения. Органы пищеварительной
системы. Общая схема строения.
- Полость рта. Слюнные железы. Зубы молочные,
постоянные, их рост и развитие. Гигиена ротовой полости.
- Методы изучения функций органов пищеварения. Пищеварение в желудке и кишечнике.
- Моторная функция пищеварительного тракта. Защитные рефлексы. Всасывание. Роль печени и поджелудочной
железы в процессах пищеварения. Защитная функция
печени.
- Возрастные особенности строения и функции пищеварительной системы, их развитие у детей.
- Гигиенические требования к уходу за полостью
рта и зубов. Средства ухода.
- Гигиенические требования к вскармливанию
детей разных возрастных групп.
- Естественное вскармливание детей 1 – го года жизни, преимущества грудного вскармливания. Питание детей
старше 1 – года и организованных детей. Санитарно – гигиенические требования к доставке, приёму, качеству, условиям хранения и реализации пищевых продуктов в
ДОУ.
Санитарный режим пищеблока, личная гигиена персонала.
|
См. ниже список литературы
(соответств.
раздел.)
|
Схема прохождения пищевого комка по
ЖКТ.
Отделы
ЖКТ.
Состав пищеварит. соков.
Процесс пищеварения и всасывания (табл.)
Формиров.
гигиенич. навыков
ухода за полостью
рта у детей.
|
Пищеваритель -
ный тракт, сфинктеры, нейрогумораль –
ный механизм, пищеварение, всасывание, пищеваритель –
ные соки,
пищевые рефлек -сы,
перистальтика, ферменты, брыжейка.
|
Тестовый контроль. Раздаточный материал.
|
№ п/п
|
Тема.
|
Перечень изучаемых вопросов.
|
Учебные пособия.
|
Умения и навыки.
|
Глоссарий
|
Материал по контролю.
|
8.
|
Обмен веществ и энергии.
|
- Понятие об обмене веществ. Основные этапы
обмена веществ. Заменимые и незаменимые
белки. Их значение для организма. Азотистый
баланс. Общая схема белков.
- Обмен жиров. Их значение для организма.
Общая схема обмена жиров. Регуляция жирового обмена.
- Обмен углеводов, их значение. Общая схема
обмена углеводов. Содержание сахара в крови и механизмы его регулирования.
- Водно-солевой обмен. Минеральные вещества и
их значение. Особенности обмена в детском
возрасте.
- Витамины, их значение для роста и развития. Понятие гипер-, гипо- и авитаминоза.
- Энергетическая сторона обмена веществ. Физиологиче –
ские основы питания. Основные
пищевые продукты. Калорийность пищи. Качественный
состав пищевого рациона. Значение разнообразия пищи. Физиологические основы режима питания.
|
См. ниже список литературы
(соответств.
раздел.)
|
Схема обмена веществ (углевод.,
жировой, белковый, водно - минеральный)
Умение
составить
рацион
питания для
детей разных возрастных
групп,
Решение
задач по составлению рациона, с заданным калоражем.
|
пластический и энергетический обмен,
водно – солевой обмен,
витамины, рацион, каллораж, диетическое питание, гормоны.
|
Тестовый контроль. Раздаточный материал.
|
№ п/п
|
Тема.
|
Перечень изучаемых вопросов.
|
Учебные пособия.
|
Умения и навыки.
|
Глоссарий.
|
Материал по контролю.
|
9.
|
Кожа.
|
- Значение и строение кожи человека. Роль кожи в регуляции теплоотдачи. Способности кожи к
проведению, излучению и испарению.
- Значение и строение производных кожи: железы
/сальные, потовые, молочные/, волосы, ногти.
- Особенности строения и функций кожи у детей.
Сосудистые реакции кожи и процессы потоотделения у
детей. Гигиена кожи. Значение. Средства ухода. Уход за
кожей новорожденных и детей 1 –го года жизни.
Подмывание детей, гигиеническая ванна, уход за ногтями
и волосами.
- Гигиена носа и ушей. Формирование гигиенических навыков ухода за телом.
|
См. ниже список литературы
(соответств.
раздел.)
|
Схема строения
кожи человека.
Формирование навыков ухода у детей.
|
дерма, эпидермис, теплорегуляция, теплообмен, меланин, дериваты кожи.
|
Раздаточный материал. Тестовый контроль.
|
10.
|
Железы внутренней секреции.
|
- Железы внутренней секреции и их значение.
Гормоны. Понятие о гипо- и гиперфункции желез
внутренней секреции.
- Функции эндокринных желез. Гормоны, их
действия. Гипофиз. Эпифиз. Щитовидная железа. Паращитовидные железы. Вилочковая железа.
Надпочечники.
- Железы смешанной секреции: поджелудочная
железа и половые. Гормоны, их функции.
- Экзокринные железы: сальные, потовые, слюнные,
молочные. Их функции.
- Гипоталамо-гипофизарная система. Корреляционная
деятельность желез внутренней секреции и
центральной нервной системы.
- Нейрогуморальный механизм регуляции функций организма. Возрастные особенности.
|
См. ниже список литературы
(соответств.
раздел.)
|
Таблица по эндокринной системе (гормон, функции).
Строение и функции желез, процессов нейрогуморал. регуляция,
знание
процессов выведения гормонов в
кровь.
|
эндокринные, экзокринные железы,
железы
внутренней секреции,
выводные
протоки,
гормоны, гуморальная регуляция, гипофункция, гиперфункция.
|
Тестовый контроль.
|
№ п/п
|
Тема.
|
Перечень изучаемых вопросов.
|
Учебные пособия.
|
Умения и навыки.
|
Глоссарий.
|
Материал по контролю.
|
11.
|
Нервная система.
Нервная система.
|
- Значение нервной системы. Определяющая роль нервной системы в морфологическом развитии организма и в осуществлении его взаимосвязи и взаимодействия с
внешней средой.
- Общий план строения нервной системы. Нейрон основная структурная единица нервной системы, его строение и функции.
Афферентные, эффектные и промежуточные
нейроны. Нейроглия и ее значение.
- Возбудимость и возбуждение. Электрические
явления при возбуждении. Мембранный потенциал покоя и потенциал действия. Волна возбуждения и ее компоненты. Ритмический характер возбуждения в естественных условиях. Механизмы проведения возбуждения по
нервному волокну. Свойства нервных волокон: скорость проведения, двухстороннее и изолированное проведение, “неутомляемость” нервных волокон.
- Связь между нейронами. Синапсы, строение и механизм передачи возбуждения в них.
- Рефлекс как основной акт нервной деятельности. Общая схема рефлекторной дуги. Понятие о нервном центре. Свойства нервных центров.
- Торможение в центральной нервной системе, его виды, значение и механизмы.
- Координация функций в организме. Иррадиация,
индукция. Принцип обратной связи. Доминанта
Ухтомского А.А.
- Структура и функциональное значение различных
отделов центральной нервной системы.
- Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг,
строение и функции различных отделов головного мозга. Ретикулярная формация и лимбическая система мозга.
- Кора больших полушарий головного мозга. Современ –
ные представления о локализации функций в коре
головного мозга. Особенности правого и левого
полушарий. Взаимодействие коры и подкорковых
структур.
- Вегетативная нервная система, ее строение и функции.
- Развитие нервной системы. Развитие нейрона,
формирование дендритов и аксонов. Изменение функциональных свойств нервных волокон в связи с их миелинизацией. Возрастные особенности рефлекторной деятельности. Протекание иррадиации у детей.
Становление торможения и его значение в развитии
ребенка. Изменение с возрастом функций различных
отделов мозга. Развитие коры больших полушарий, возрастные особенности электрической реакции коры. Доминирующие ритмы в первые годы жизни. Возрастные особенности корково – подкорковых структур.
- Гигиена нервной системы. Патология нервной системы
у детей: утомление, хроническое утомление,
переутомление. Режим дня и нарушения режима дня. Профилактика переутомления.
|
См. ниже список литературы
(соответств.
раздел.)
|
Строение нейрона (схема).
Схема сегмента спинного мозга. Схема
рефлекторной дуги (соматической и вегетативной)
схема строения синапса.
Строение стволовых и нестволовых структур мозга, коры больших полушарий и их функций (табл.)
Таблица по интеграции полушарий.
Таблица по гигиене нервной системы.
|
нейрон,
дендрит,
аксон,
потенциал,
синапс,
рефлекс, рефлекторная
дуга,
нервный центр, миелин, соматическая и вегетативная нервные
системы, возбудимость, проводимость, торможение, стволовые и нестволовые структуры головного мозга.
|
Раздаточный материал. Тестовый контроль.
Работа с таблицами.
|
№ п/п
|
Тема.
|
Перечень изучаемых вопросов.
|
Учебные пособия.
|
Умения и навыки.
|
Глоссарий.
|
Материал по контролю.
|
12.
|
Сенсорные системы/ анализаторы/.
|
- Сенсорные системы, их значение. Методы
изучения сенсорных систем. Структурная организация сенсорных систем. Классификация и общие свойства рецепторных образований.
- Кожная сенсорная система. Виды кожной
чувствительности. Пороги раздражения и
пространственного различия. Явление адаптации. Развитие кожного анализатора.
- Обонятельная и вкусовая сенсорные системы. Их
биологическое значение. Анализ обонятельных и вкусовых раздражителей. Чувствительность обонятельного и
вкусового анализаторов.
Особенности реакций детей на обонятельные и вкусовые раздражители.
- Слуховая сенсорная система. Строение органа
слуха. Механизмы передачи и восприятия звука. Чувствительность слухового анализатора.
Возрастные особенности органа слуха.
- Внутренняя сенсорная система. Статокинетический
аппарат, его значение. Двигательный анализатор и
его функции. Вестибулярный аппарат.
- Зрительная сенсорная система. Строение глаза. Рост и развитие глаза после рождения. Светопреломляющий
аппарат глаза и его возрастные особенности. Аккомодация хрусталика, ее значение. Острота зрения, возрастные особенности. Дальнозоркость и близорукость у детей. Функциональное различие палочек и колбочек
Теория цветного зрения. Возрастные изменения световой и цветовой чувствительности зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Развитие пространственного зрения. Косоглазие.
- Гигиена слуха и зрения. Правила организации
занятий, требующих напряжения зрения и слуха, распределение нагрузки на анализаторы в течении дня. Естественное и искусственное освещение,
работа в наушниках. Роль педагога в профилактике расстройств остроты зрения и слуха у детей в ДОУ
и в школах.
|
См. ниже список литературы
(соответств.
раздел.)
|
Строение анализатора
в общем. Строение зрительного, слухового, вестибуляр -ного,
вкусового, обонятель –
ного и тактильного анализаторов
(схемы)
Структуры, в которых расположены рецепторы
этих анализаторов. Знание гигиенических требований.
|
сенсорные системы, анализатор, рецептор,
порог
восприятия, адаптация,
специфичность, костно – перепончатый лабиринт, “кортиев” орган, вестибулярный аппарат,
координация, равновесие, аккомодация, миопия, гиперметрия, бинокулярное зрение
|
Тестовый контроль. Раздаточный материал (работа с карточками).
|
№ п/п
|
Тема.
|
Перечень изучаемых вопросов.
|
Учебные пособия.
|
Умения и навыки.
|
Глоссарий.
|
Материал по контролю.
|
13.
|
Высшая
нервная деятельность.
Высшая
нервная деятельность.
|
- Роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в создании
учения о высшей нервной деятельности.
- Характеристика безусловных и условных рефлексов.
Методы изучения условно – рефлекторной деятельности. Условия образования условных рефлексов. Виды
условных рефлексов. Механизм замыкания условных
связей и структуры, участвующие в этом процессе. Образование и длительное сохранение условных связей
- основа обучения. Механизмы краткосрочной и долговременной памяти.
- Торможение в коре головного мозга. Безусловное
торможение (запредельное, индукционное) и
условное торможение (угасание, дифференцированное, запаздывающее, условный тормоз).
- Сон, его значение. Фазы сна. Продолжительность сна
детей разного возраста, физиологическое обоснование.
- Две сигнальные системы, сигналы речевые и
непосредственные. Слово как раздражитель.
- Речевые центры коры больших полушарий мозга
/центры Брока и Вернике/. Двухсигнальный характер
высшей нервной деятельности человека. Анализ и
синтез речевых сигналов как основа процесса мышления.
- Психофизиологические основы индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности человека.
Учение И.П. Павлова об основных типах ВНД.
- Понятие о темпераменте, виды темпераментов.
- Интегральная деятельность мозга - основа целостной деятельности организма. Функциональная система как интегральное образование мозга. Структура
функциональной системы. Учение АнохинаП.К.
Поведение как результат интегральной функции мозга.
Роль мотиваций и эмоций в поведенческих реакциях.
- Возрастные особенности высшей нервной деятельно –
сти у детей. Онтогенез высшей нервной деятельности.
Первые условные рефлексы у детей. Особенности
условных рефлексов в первые месяцы жизни. Ориентировочные и подражательные рефлексы.
Образование условных рефлексов на комплексные раздражители.
- Значение речевых раздражителей в развитии
высшей нервной деятельности. Возрастное развитие торможения в коре головного мозга.
- Стереотипы, их значение для формирования
двигательных и поведенческих навыков.
Физиологические механизмы образования навыков и привычек. Динамический стереотип. Образование динамического стереотипа в процессе воспитания
и обучения детей. Переделка стереотипов. Переучивание. Значение образования прочных условных рефлексов на
время для правильной организации режима дня.
Особенности построения режима с учетом возраста и индивидуальных особенностей ребенка.
- Морфофункциональная основа развития психических
функций: внимания, восприятия, памяти. Особенности
движения и взаимодействия корковых процессов
у детей разного возраста. Возрастные особенности
обобщения и различия раздражителей.
- Развитие речи. Значение подражательного рефлекса
в процессе образования речевых звуков и их комбинаций.
- Этапы развития речи: подготовительный и этап
активной речи. Формирование правильного произношения
отдельных звуков, слов и их речевых сочетаний.
Развитие словарного состава речи, ее грамматического
строя. Речевые обобщения и их значение в развитии
мышления. Роль окружающих в формировании речи
детей. Нарушение речи, их причины и профилактика.
- Возрастные особенности эмоциональных реакций.
|
См. ниже список литературы
(соответств.
раздел.)
|
Схема образования условного рефлекса.
Таблица (сравнит.) по условным и безусловным рефлексам.
Таблица по видам торможения.
Таблица по периодам сна и продолжитель – ности сна.
Схема мозга с локализацией речевых центров.
Классификация типов ВНД по процессам с характерис –
тикой и возр. особеннос –
тями.
Схема поведенческо –
го акта по Анохину.
Способность диагности -ровать и анализиро –
вать психологич. развитие и состояние ребенка, умение организовать учебную и игровую деятельность детей.
Обзорная таблица по основным видам психических процессов.
Схема развития
речи.
|
условный и безусловный рефлексы, сигнальные системы,
речь,
мотивации и эмоции, темперамент,
типы высшей нервной деятельности, мышление,
память, динамический стереотип, психические функции, поведение
|
Тестовый контроль. Раздаточный материал.
|
Технологическая карта прохождения индивидуального
образовательного маршрута
по учебной дисциплине:
«Возрастная анатомия, физиология и гигиена»
по специализации:
050702 “Организаторы воспитательной деятельности”
050704 “Дошкольное образование”
050303 “Иностранный язык”
050711 “Социальная педагогика ”
с доп. подготовкой в психологии.
Преподаватель Зуева С.А.
|