Тема. Перечень изучаемых вопросов icon

Тема. Перечень изучаемых вопросов





Скачать 261.03 Kb.
Название Тема. Перечень изучаемых вопросов
Дата 30.06.2013
Размер 261.03 Kb.
Тип Документы

п/п

Тема.

Перечень изучаемых вопросов.

Учебные пособия.

Умения и навыки.

Глоссарий.

Материал по контролю.



1.



Введение.


- Анатомия и физиология - науки, изучающие организм человека. История их развития.

- Значение изучения анатомо-физиологических особенностей детей для педагогов.



См. ниже список литературы.





анатомия,

физиология,

гигиена


Раздаточный материал.



2.



Основы учения

о клетке и развитии организма.



- Клеточное строение организма. Клетка –

структурно-функциональная единица животных и растительных организмов. Структура и химический состав живых клеток, их функции. Наследственный аппарат клетки. Структура ДНК. Синтез белка в клетке.

- Краткая характеристика различных видов тканей. Орган, система органов, аппарат. Основные закономерности

организма как целого.

- Развитие организма человека. Оплодотворение. Развитие эмбриона и плода.

- Возрастная периодизация, характеристика возрастных периодов. Общие закономерности онтогенеза.

- Генетическая и социальная программа индивидуального развития человека. Соотношение генетических и средовых факторов на разных этапах онтогенеза.

- Понятие о периодах и критических этапах роста и

развития человека. Возрастные изменения показателей физиологического развития (рост, масса тела, окружность грудной клетки, окружность головы, пропорции тела). Акселерация и ретардация.





См. ниже список литературы

(соответств.

раздел.)


Градация эмбриональ–

ного и плодного периодов развития организма (по схемам,

таблицам, муляжам)


клетка, ткань,

орган, система органов, зигота,

онтогенез,

имплантация, оплодотворение,

сперматозоид, яйцеклетка, эмбрион, плод, возраст, рост, развитие.



Раздаточный материал (карточки).

Тестовый контроль.




п/п

Тема.

Перечень изучаемых вопросов.

Учебные пособия.

Умения и навыки.

Глоссарий.

Материал по контролю.



3.



Опорно-двигательный аппарат.


- Значение скелета и скелетных мышц. Химический состав

и строение плоских и трубчатых костей. Строение суставов.

- Строение скелета туловища, головы и конечностей.

- Развитие скелета человека: перепончатая, хрящевая,

костные стадии. Скелет новорожденного ребенка.

Рост и развитие мозгового и лицевого черепа, грудной

клетки, позвоночника, таза и конечностей. Изгибы позвоночника, их образование, сроки фиксации.

- Строение скелетных мышц. Основные группы мышц, их значение. Механизм мышечного сокращения и

расслабления. Свойства скелетных мышц. Динамическая и статическая работа мышц, мышечный тонус и условие его поддержания. Мышечное утомление.

- Рост и развитие мышц в постэмбриональный период. Развитие и усложнение координации движений.

Образование двигательных навыков у детей. Развитие с возрастом основных качеств: силы, выносливости,

скорости.

- Осанка. Признаки правильной и неправильной осанки.

- Профилактика нарушений осанки. Значение для

нормального формирования осанки у ребенка.

- Правильное положение его на руках у взрослого, за столом,

в кровати, при выполнении физических упражнений,

трудовой деятельности, играх и т.д. Обучение правильной позе при сидении.

Плоскостопие, его причины и меры предупреждения.



См. ниже список литературы

(соответств. раздел.)


знание

строения скелета человека, его

возрастных особенностей развития,

знание основных

групп скелетных мышц

человека и

их функций.

Схема

строения

сустава.

Таблица по

отделам костно – мышечного скелета.


скелет, сустав, скелетная мускулатура, сокращение и расслабление, мышечный

тонус,

синергисты, антагонисты, двигательные навыки, осанка, конституция.



Тестовый контроль.




п/п

Тема.

Перечень изучаемых вопросов.

Учебные пособия.

Умения и навыки.

Глоссарий.

Материал по контролю.



4.



Кровь. Сердечно-сосудистая система.




- Значение сердечно-сосудистой системы. Кровь. Состав и свойства крови. Гомеостаз, его значение для организма, механизмы поддержания.

- Плазма крови, ее состав и свойства. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты,

тромбоциты, их функции. Гемоглобин его

соединения. Понятие об иммунитете, его значение.

Клеточный и гуморальный иммунитет, их механизмы.

- Особенности состава и свойства крови у детей

разного возраста. Возрастные изменения кроветворной функции.

- Группы крови и резус-фактор, механизмы их

наследования. Переливание крови.

- Лимфа, ее состав и свойства.

- Кровообращение. Система кровообращения. Строение и работа сердца. Большой и малый круги кровообращения.

Цикл сердечной деятельности. Систолический и минутный объем крови.

- Возрастные изменения частоты и силы сердечных сокращений, систолического и минутного объемов крови.

- Движение крови по сосудам. Виды сосудов. Давление

крови и скорость движения в разных отделах кровеносной системы. Давление и скорость движения крови у детей

разного возраста.

- Регуляция деятельности сердечно-сосудистой системы. Рефлекторные реакции сердечно - сосудистой системы у детей разного возраста. Тренинг сердца.





См. ниже список литературы

(соответств. раздел.)


Схема

строения

кругов кровообра –

щения.

Схема

строения сердца.

Решение

задач с группами

крови и

резус – фактором. Генетические задачи.



кровь, лимфа, гомеостаз,

сосуды,

группы крови, резус – фактор, крово – и лимфообраще -

ние, сердечный

цикл, систола,

диастола.



Тестовый контроль.

Раздаточный материал.




п/п

Тема.

Перечень изучаемых вопросов.

Учебные пособия.

Умения и навыки.

Глоссарий.

Материал по контролю.



5.



Органы дыхания.



- Значение дыхания. Строение органов дыхания.

- Обмен газов между организмом и окружающей воздушной средой и его значение.

- Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Этапы газообмена.

- Дыхательные движения. Механизм вдоха и выдоха.

Жизненная емкость легких. Глубина и частота дыхательных движений в покое и при физической нагрузке у

тренированных и нетренированных людей.

- Регуляция дыхания. Правильное и неправильное дыхание.

- Развитие органов дыхания у детей. Половые отличия

типов дыхания, его частоты и глубины. Возрастные

изменения частоты, глубины дыхания, жизненной емкости легких, минутного объема вентиляции. Дыхательная гимнастика.

- Голосовой аппарат и речь. Воздухоносные пути и речевой тракт, их строение, возрастные особенности. Резонаторы. Значение органов полости рта при артикуляции.

Образование речевых звуков. Дыхание при речи.

- Гигиена органов дыхания и голосового аппарата.




См. ниже список литературы

(соответств. раздел.)



Строение органов дыхания.

Схема строения речевого аппарата.

Газообмен в легких и в тканях (табл.)

Оценка

ЖЕЛ при нагрузке

и в покое


дыхательные движения, жизненная

ёмкость легких, газообмен,

речь,

микроклимат,

воздушная

среда.



Тестовый контроль.



6.



Органы выделения


- Общая схема строения мочевыделительной системы.

Состав мочи. Механизмы ее образования. Этапы мочеобразования. Регуляция мочеобразования и мочевыделения.

- Возрастные особенности и функции мочевыделительной системы.

- Гигиена органов мочевыделительной системы.



См. ниже список литературы

(соответств.

раздел.)


Состав первичной и вторичной мочи. Строение нефрона.

мочевыделение, мочеобразова -

ние, нефрон,

первичная и вторичная моча, капсула Шаумлянского – Баумане.


Тестовый контроль. Раздаточный материал.




п/п

Тема.

Перечень изучаемых вопросов.

Учебные пособия.

Умения и навыки.

Глоссарий.

Материал по контролю.



7.



Органы пищеварения.



- Значение пищеварения. Органы пищеварительной

системы. Общая схема строения.

- Полость рта. Слюнные железы. Зубы молочные,

постоянные, их рост и развитие. Гигиена ротовой полости.

- Методы изучения функций органов пищеварения. Пищеварение в желудке и кишечнике.

- Моторная функция пищеварительного тракта. Защитные рефлексы. Всасывание. Роль печени и поджелудочной

железы в процессах пищеварения. Защитная функция

печени.

- Возрастные особенности строения и функции пищеварительной системы, их развитие у детей.

- Гигиенические требования к уходу за полостью

рта и зубов. Средства ухода.

- Гигиенические требования к вскармливанию

детей разных возрастных групп.

- Естественное вскармливание детей 1 – го года жизни, преимущества грудного вскармливания. Питание детей

старше 1 – года и организованных детей. Санитарно – гигиенические требования к доставке, приёму, качеству, условиям хранения и реализации пищевых продуктов в

ДОУ.

Санитарный режим пищеблока, личная гигиена персонала.




См. ниже список литературы

(соответств.

раздел.)


Схема прохождения пищевого комка по

ЖКТ.

Отделы

ЖКТ.

Состав пищеварит. соков.

Процесс пищеварения и всасывания (табл.)

Формиров.

гигиенич. навыков

ухода за полостью

рта у детей.



Пищеваритель -

ный тракт, сфинктеры, нейрогумораль –

ный механизм, пищеварение, всасывание, пищеваритель –

ные соки,

пищевые рефлек -сы,

перистальтика, ферменты, брыжейка.


Тестовый контроль. Раздаточный материал.




п/п

Тема.

Перечень изучаемых вопросов.

Учебные пособия.

Умения и навыки.

Глоссарий

Материал по контролю.



8.



Обмен веществ и энергии.


- Понятие об обмене веществ. Основные этапы

обмена веществ. Заменимые и незаменимые

белки. Их значение для организма. Азотистый

баланс. Общая схема белков.

- Обмен жиров. Их значение для организма.

Общая схема обмена жиров. Регуляция жирового обмена.

- Обмен углеводов, их значение. Общая схема

обмена углеводов. Содержание сахара в крови и механизмы его регулирования.

- Водно-солевой обмен. Минеральные вещества и

их значение. Особенности обмена в детском

возрасте.

- Витамины, их значение для роста и развития. Понятие гипер-, гипо- и авитаминоза.

- Энергетическая сторона обмена веществ. Физиологиче –

ские основы питания. Основные

пищевые продукты. Калорийность пищи. Качественный

состав пищевого рациона. Значение разнообразия пищи. Физиологические основы режима питания.



См. ниже список литературы

(соответств.

раздел.)


Схема обмена веществ (углевод.,

жировой, белковый, водно - минеральный)

Умение

составить

рацион

питания для

детей разных возрастных

групп,

Решение

задач по составлению рациона, с заданным калоражем.



пластический и энергетический обмен,

водно – солевой обмен,

витамины, рацион, каллораж, диетическое питание, гормоны.


Тестовый контроль. Раздаточный материал.




п/п

Тема.

Перечень изучаемых вопросов.

Учебные пособия.

Умения и навыки.

Глоссарий.

Материал по контролю.



9.



Кожа.


- Значение и строение кожи человека. Роль кожи в регуляции теплоотдачи. Способности кожи к

проведению, излучению и испарению.

- Значение и строение производных кожи: железы

/сальные, потовые, молочные/, волосы, ногти.

- Особенности строения и функций кожи у детей.

Сосудистые реакции кожи и процессы потоотделения у

детей. Гигиена кожи. Значение. Средства ухода. Уход за

кожей новорожденных и детей 1 –го года жизни.

Подмывание детей, гигиеническая ванна, уход за ногтями

и волосами.

- Гигиена носа и ушей. Формирование гигиенических навыков ухода за телом.



См. ниже список литературы

(соответств.

раздел.)


Схема строения

кожи человека.

Формирование навыков ухода у детей.


дерма, эпидермис, теплорегуляция, теплообмен, меланин, дериваты кожи.


Раздаточный материал. Тестовый контроль.



10.



Железы внутренней секреции.


- Железы внутренней секреции и их значение.

Гормоны. Понятие о гипо- и гиперфункции желез

внутренней секреции.

- Функции эндокринных желез. Гормоны, их

действия. Гипофиз. Эпифиз. Щитовидная железа. Паращитовидные железы. Вилочковая железа.

Надпочечники.

- Железы смешанной секреции: поджелудочная

железа и половые. Гормоны, их функции.

- Экзокринные железы: сальные, потовые, слюнные,

молочные. Их функции.

- Гипоталамо-гипофизарная система. Корреляционная

деятельность желез внутренней секреции и

центральной нервной системы.

- Нейрогуморальный механизм регуляции функций организма. Возрастные особенности.


См. ниже список литературы

(соответств.

раздел.)


Таблица по эндокринной системе (гормон, функции).

Строение и функции желез, процессов нейрогуморал. регуляция,

знание

процессов выведения гормонов в

кровь.



эндокринные, экзокринные железы,

железы

внутренней секреции,

выводные

протоки,

гормоны, гуморальная регуляция, гипофункция, гиперфункция.



Тестовый контроль.




п/п

Тема.

Перечень изучаемых вопросов.

Учебные пособия.

Умения и навыки.

Глоссарий.

Материал по контролю.



11.



Нервная система.


Нервная система.



- Значение нервной системы. Определяющая роль нервной системы в морфологическом развитии организма и в осуществлении его взаимосвязи и взаимодействия с

внешней средой.

- Общий план строения нервной системы. Нейрон основная структурная единица нервной системы, его строение и функции.

Афферентные, эффектные и промежуточные

нейроны. Нейроглия и ее значение.

- Возбудимость и возбуждение. Электрические

явления при возбуждении. Мембранный потенциал покоя и потенциал действия. Волна возбуждения и ее компоненты. Ритмический характер возбуждения в естественных условиях. Механизмы проведения возбуждения по

нервному волокну. Свойства нервных волокон: скорость проведения, двухстороннее и изолированное проведение, “неутомляемость” нервных волокон.

- Связь между нейронами. Синапсы, строение и механизм передачи возбуждения в них.

- Рефлекс как основной акт нервной деятельности. Общая схема рефлекторной дуги. Понятие о нервном центре. Свойства нервных центров.

- Торможение в центральной нервной системе, его виды, значение и механизмы.

- Координация функций в организме. Иррадиация,

индукция. Принцип обратной связи. Доминанта

Ухтомского А.А.

- Структура и функциональное значение различных

отделов центральной нервной системы.


- Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг,

строение и функции различных отделов головного мозга. Ретикулярная формация и лимбическая система мозга.

- Кора больших полушарий головного мозга. Современ –

ные представления о локализации функций в коре

головного мозга. Особенности правого и левого

полушарий. Взаимодействие коры и подкорковых

структур.

- Вегетативная нервная система, ее строение и функции.

- Развитие нервной системы. Развитие нейрона,

формирование дендритов и аксонов. Изменение функциональных свойств нервных волокон в связи с их миелинизацией. Возрастные особенности рефлекторной деятельности. Протекание иррадиации у детей.

Становление торможения и его значение в развитии

ребенка. Изменение с возрастом функций различных

отделов мозга. Развитие коры больших полушарий, возрастные особенности электрической реакции коры. Доминирующие ритмы в первые годы жизни. Возрастные особенности корково – подкорковых структур.

- Гигиена нервной системы. Патология нервной системы

у детей: утомление, хроническое утомление,

переутомление. Режим дня и нарушения режима дня. Профилактика переутомления.



См. ниже список литературы

(соответств.

раздел.)


Строение нейрона (схема).

Схема сегмента спинного мозга. Схема

рефлекторной дуги (соматической и вегетативной)

схема строения синапса.

Строение стволовых и нестволовых структур мозга, коры больших полушарий и их функций (табл.)


Таблица по интеграции полушарий.

Таблица по гигиене нервной системы.


нейрон,

дендрит,

аксон,

потенциал,

синапс,

рефлекс, рефлекторная

дуга,

нервный центр, миелин, соматическая и вегетативная нервные

системы, возбудимость, проводимость, торможение, стволовые и нестволовые структуры головного мозга.



Раздаточный материал. Тестовый контроль.

Работа с таблицами.




п/п

Тема.

Перечень изучаемых вопросов.

Учебные пособия.

Умения и навыки.

Глоссарий.

Материал по контролю.



12.



Сенсорные системы/ анализаторы/.



- Сенсорные системы, их значение. Методы

изучения сенсорных систем. Структурная организация сенсорных систем. Классификация и общие свойства рецепторных образований.

- Кожная сенсорная система. Виды кожной

чувствительности. Пороги раздражения и

пространственного различия. Явление адаптации. Развитие кожного анализатора.

- Обонятельная и вкусовая сенсорные системы. Их

биологическое значение. Анализ обонятельных и вкусовых раздражителей. Чувствительность обонятельного и

вкусового анализаторов.

Особенности реакций детей на обонятельные и вкусовые раздражители.

- Слуховая сенсорная система. Строение органа

слуха. Механизмы передачи и восприятия звука. Чувствительность слухового анализатора.

Возрастные особенности органа слуха.

- Внутренняя сенсорная система. Статокинетический

аппарат, его значение. Двигательный анализатор и

его функции. Вестибулярный аппарат.

- Зрительная сенсорная система. Строение глаза. Рост и развитие глаза после рождения. Светопреломляющий

аппарат глаза и его возрастные особенности. Аккомодация хрусталика, ее значение. Острота зрения, возрастные особенности. Дальнозоркость и близорукость у детей. Функциональное различие палочек и колбочек

Теория цветного зрения. Возрастные изменения световой и цветовой чувствительности зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Развитие пространственного зрения. Косоглазие.

- Гигиена слуха и зрения. Правила организации

занятий, требующих напряжения зрения и слуха, распределение нагрузки на анализаторы в течении дня. Естественное и искусственное освещение,

работа в наушниках. Роль педагога в профилактике расстройств остроты зрения и слуха у детей в ДОУ

и в школах.



См. ниже список литературы

(соответств.

раздел.)


Строение анализатора

в общем. Строение зрительного, слухового, вестибуляр -ного,

вкусового, обонятель –

ного и тактильного анализаторов

(схемы)

Структуры, в которых расположены рецепторы

этих анализаторов. Знание гигиенических требований.



сенсорные системы, анализатор, рецептор,

порог

восприятия, адаптация,

специфичность, костно – перепончатый лабиринт, “кортиев” орган, вестибулярный аппарат,

координация, равновесие, аккомодация, миопия, гиперметрия, бинокулярное зрение


Тестовый контроль. Раздаточный материал (работа с карточками).




п/п

Тема.

Перечень изучаемых вопросов.

Учебные пособия.

Умения и навыки.

Глоссарий.

Материал по контролю.



13.



Высшая

нервная деятельность.


Высшая

нервная деятельность.



- Роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в создании

учения о высшей нервной деятельности.

- Характеристика безусловных и условных рефлексов.

Методы изучения условно – рефлекторной деятельности. Условия образования условных рефлексов. Виды

условных рефлексов. Механизм замыкания условных

связей и структуры, участвующие в этом процессе. Образование и длительное сохранение условных связей

- основа обучения. Механизмы краткосрочной и долговременной памяти.

- Торможение в коре головного мозга. Безусловное

торможение (запредельное, индукционное) и

условное торможение (угасание, дифференцированное, запаздывающее, условный тормоз).

- Сон, его значение. Фазы сна. Продолжительность сна

детей разного возраста, физиологическое обоснование.

- Две сигнальные системы, сигналы речевые и

непосредственные. Слово как раздражитель.

- Речевые центры коры больших полушарий мозга

/центры Брока и Вернике/. Двухсигнальный характер

высшей нервной деятельности человека. Анализ и

синтез речевых сигналов как основа процесса мышления.

- Психофизиологические основы индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности человека.

Учение И.П. Павлова об основных типах ВНД.

- Понятие о темпераменте, виды темпераментов.

- Интегральная деятельность мозга - основа целостной деятельности организма. Функциональная система как интегральное образование мозга. Структура

функциональной системы. Учение АнохинаП.К.

Поведение как результат интегральной функции мозга.

Роль мотиваций и эмоций в поведенческих реакциях.

- Возрастные особенности высшей нервной деятельно –

сти у детей. Онтогенез высшей нервной деятельности.

Первые условные рефлексы у детей. Особенности

условных рефлексов в первые месяцы жизни. Ориентировочные и подражательные рефлексы.

Образование условных рефлексов на комплексные раздражители.

- Значение речевых раздражителей в развитии

высшей нервной деятельности. Возрастное развитие торможения в коре головного мозга.

- Стереотипы, их значение для формирования

двигательных и поведенческих навыков.

Физиологические механизмы образования навыков и привычек. Динамический стереотип. Образование динамического стереотипа в процессе воспитания

и обучения детей. Переделка стереотипов. Переучивание. Значение образования прочных условных рефлексов на

время для правильной организации режима дня.

Особенности построения режима с учетом возраста и индивидуальных особенностей ребенка.

- Морфофункциональная основа развития психических

функций: внимания, восприятия, памяти. Особенности

движения и взаимодействия корковых процессов

у детей разного возраста. Возрастные особенности

обобщения и различия раздражителей.

- Развитие речи. Значение подражательного рефлекса

в процессе образования речевых звуков и их комбинаций.

- Этапы развития речи: подготовительный и этап

активной речи. Формирование правильного произношения

отдельных звуков, слов и их речевых сочетаний.

Развитие словарного состава речи, ее грамматического

строя. Речевые обобщения и их значение в развитии

мышления. Роль окружающих в формировании речи

детей. Нарушение речи, их причины и профилактика.

- Возрастные особенности эмоциональных реакций.



См. ниже список литературы

(соответств.

раздел.)


Схема образования условного рефлекса.

Таблица (сравнит.) по условным и безусловным рефлексам.

Таблица по видам торможения.

Таблица по периодам сна и продолжитель – ности сна.

Схема мозга с локализацией речевых центров.

Классификация типов ВНД по процессам с характерис –

тикой и возр. особеннос –

тями.

Схема поведенческо –

го акта по Анохину.


Способность диагности -ровать и анализиро –

вать психологич. развитие и состояние ребенка, умение организовать учебную и игровую деятельность детей.

Обзорная таблица по основным видам психических процессов.

Схема развития

речи.


условный и безусловный рефлексы, сигнальные системы,

речь,

мотивации и эмоции, темперамент,

типы высшей нервной деятельности, мышление,

память, динамический стереотип, психические функции, поведение



Тестовый контроль. Раздаточный материал.



Технологическая карта прохождения индивидуального

образовательного маршрута


по учебной дисциплине:


«Возрастная анатомия, физиология и гигиена»


по специализации:

050702 “Организаторы воспитательной деятельности”

050704 “Дошкольное образование”

050303 “Иностранный язык”

050711 “Социальная педагогика ”

с доп. подготовкой в психологии.


Преподаватель Зуева С.А.




Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Тема. Перечень изучаемых вопросов icon А, темы, занятия, перечень изучаемых вопросов

Тема. Перечень изучаемых вопросов icon Перечень практических навыков, изучаемых студентами 3 курса лечебного факультета в рамках дисциплины

Тема. Перечень изучаемых вопросов icon Перечень вопросов

Тема. Перечень изучаемых вопросов icon Перечень вопросов

Тема. Перечень изучаемых вопросов icon Перечень экзаменационных вопросов

Тема. Перечень изучаемых вопросов icon Примерный перечень вопросов

Тема. Перечень изучаемых вопросов icon Перечень контрольных вопросов

Тема. Перечень изучаемых вопросов icon Перечень экзаменационных вопросов

Тема. Перечень изучаемых вопросов icon Перечень вопросов викторин ы

Тема. Перечень изучаемых вопросов icon Перечень вопросов по сурдопедагогике

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы