Методические разработки для преподавателей 3 курс 5 семестр методические разработки утверждены на методическом icon

Методические разработки для преподавателей 3 курс 5 семестр методические разработки утверждены на методическом





Скачать 446.3 Kb.
Название Методические разработки для преподавателей 3 курс 5 семестр методические разработки утверждены на методическом
Дата 11.02.2013
Размер 446.3 Kb.
Тип Методические разработки
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКЙЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ

УНИВЕРСИ­ТЕТ»




Кафедра ортопедической стоматологии




МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

3 КУРС 5 СЕМЕСТР


Методические разработки утверждены на методическом

совещании кафедры ортопедической стоматологии


Зав.кафедрой ортопедической

стоматологии, д.м.н., профессор______________С.А.Наумович


Минск БГМУ 2010

УТВЕРЖДАЮ


зав. кафедрой, д.м.н., профессор

_____________ С.А. Наумович

Протокол заседания кафедры №1

от «____»_________ 20___г.
^

Тематический план практических занятий

по ортопедической стоматологии для студентов 3 курса 5 семестра



1. Медицинская этика и деонтология в клинике ортопедической стоматологии. Подготовка полости рта к протезированию. Методы обезболивания при препарировании зубов.

2. Дефекты твердых тканей коронки зуба. Вкладки. Методы изготовления вкладок.

3. Металлические штампованные коронки. Клинико-лабораторные этапы изготовления.

4. Пластмассовые коронки. Клинико-лабораторные этапы изготовления.

5. Комбинированные коронки, клинико-лабораторные этапы изготовления.

6. Цельнолитые (ЦЛ), металлоакриловые (МА), металлокерамические (МК), безметалловые коронки. Клинико-лабораторные этапы изготовления.

7. Восстановительные штифтовые конструкции.

8. Частичные дефекты зубных рядов.

9. Ортопедическое лечение частичного отсутствия зубов.

10. Клинико-лабораторные этапы изготовления штампованно-паяных мостовидных протезов.

11. Препарирование зубов, получение оттисков при изготовлении мостовидных протезов (штампованно-паяных, цельнолитых, комбинированных).

12. Определение и методы фиксации центральной окклюзии при изготовлении мостовидных протезов.

13. Проверка конструкций, окончательное изготовление, наложение и фиксация мостовидных протезов.

14. Цельнолитые, металлоакриловые (МА), металлокерамические (МК) мостовидные протезы, клинико-лабораторные этапы изготовления.

15. Диф. зачет. Тестовый контроль.


Лекции – 10 (14 ч.)

Практические занятия - 75 ч

Количество часов 89

Количество недель - 15.


^ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПО 10-БАЛЬНОЙ ШКАЛЕ


10 баллов – десять:

- систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы, а также по основным вопросам, выходящим за ее пределы;

- точное использование научной терминологии (в том числе на иностранном языке), стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы;

- безупречное владение инструментарием учебной дисциплины, умение его эффективно использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач;

- выраженная способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации;

- полное и глубокое усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;

- умение ориентироваться в теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им критическую оценку, использовать научные достижения других дисциплин;

- творческая самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, активное участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.


^ 9 баллов – девять:

- систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы;

- точное использование научной терминологии (в том числе на иностранном языке), стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы;

- владение инструментарием учебной дисциплины, умение его эффективно использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач;

- способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации в рамках учебной программы;

- полное усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;

- умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им критическую оценку;

- самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, творческое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.


^ 8 баллов – восемь:

- систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы;

- использование научной терминологии (в том числе на иностранном языке), лингвистически и логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;

- владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач;

- способность самостоятельно решать сложные проблемы в рамках учебной программы;

- усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;

- умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им критическую оценку;

- самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.


^ 7 баллов, семь:

- систематизированные и полные знания по всем разделам учебной программы;

- использование научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;

- владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в решении учебных и профессиональных задач;

- свободное владение типовыми решениями в рамках учебной программы;

- усвоение основной и необходимой дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;

- умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им сравнительную оценку;

- самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.


^ 6 баллов – шесть

- достаточно полные и систематизированные знания в объеме учебной программы;

- использование необходимой научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;

- владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в решении учебных и профессиональных задач;

- способность самостоятельно применять типовые решения в рамках учебной программы;

- усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;

- умение ориентироваться в базовых теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им сравнительную оценку;

- активная самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, периодическое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.


^ 5 баллов – пять:

- достаточные знания в объеме учебной программы;

- использование научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать выводы;

- владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в решении учебных и профессиональных задач;

- способность самостоятельно применять типовые решения в рамках учебной программы;

- усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;

- умение ориентироваться в базовых теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им сравнительную оценку;

- самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.


^ 4 балла – четыре, ЗАЧТЕНО:

- достаточный объем знаний в рамках образовательного стандарта;

- усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;

- использование научной терминологии, стилистическое и логическое изложение ответа на вопросы, умение делать выводы без существенных ошибок;

- владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в решении стандартных (типовых) задач;

- умение под руководством преподавателя решать стандартные (типовые) задачи;

- умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им оценку;

- работа под руководством преподавателя на практических, лабораторных занятиях, допустимый уровень культуры исполнения заданий.


^ 3 балла – три, НЕЗАЧТЕНО:

- недостаточно полный объем знаний в рамках образовательного стандарта;

- знание части основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;

- использование научной терминологии, изложение ответа на вопрос с существенными лингвистическими и логическими ошибками;

- слабое владение инструментарием учебной дисциплины, некомпетентность в решении стандартных (типовых) задач;

- неумение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях изучаемой дисциплине;

- пассивность на практических, лабораторных занятиях, низкий уровень культуры исполнения заданий.

Уровень недостаточный для текущей и итоговой аттестации, допускается повторная текущая аттестация при соответствующей самостоятельной работе студента.


^ 2 балла – два, НЕЗАЧТЕНО:

- фрагментарные знания в рамках образовательного стандарта;

- знания отдельных литературных источников, рекомендованных учебной программой дисциплины;

- неумение использовать научную терминологию дисциплины наличие в ответе грубых стилистических и логических ошибок;

- пассивность на практических, лабораторных занятиях, низкий уровень культуры исполнения заданий.

Уровень недостаточный для текущей и итоговой аттестации, допускается повторная текущая аттестация при значительной самостоятельной работе студента.


^ 1 балл – один, НЕЗАЧТЕНО:

- отсутствие приращения знаний и компетентности в рамках образовательного стандарта или отказ от ответа;

- использование запрещенный (несанкционированных) материалов и методов.

Студент повторно не аттестуется и представляется к отчислению из высшего учебного заведения.


^ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ


№№

п/п

Этапы практического занятия

Наглядные пособия

^ Время в мин.


1.

Организация занятия и инст­руктаж преподавателем сту­дентов

Методические разработки.

10

2.

Проверка исходного уровня знаний студентов

Вопросы для контроля, рентге­нограммы, истории болезни, таблицы.

45

3.

Подготовка к самостоятельной ку­рации пациентов

Контрольные вопросы, R-граммы, гипсовые модели, ис­тории болезни.

15

4.

Самостоятельная курация пациентов

Тематические пациенты, R-граммы, тетрадь назначе­ний, карта ежедневного учета.

125

5.

Контроль результатов усвое­ния темы.




20

6.

Задание на дом.

Методические разработки.

10



Применение: занятия проводятся в ортопедическом кабинете.

Общая продолжительность занятий – 5 академических часов.


ЛИТЕРАТУРА

Основная


  1. Лекционный материал. С.А.Наумович

2. Гаврилов Е.И.,Щербаков А.С. Ортопедическая стоматология. - М. - 1984, 544 с.

3. Дойников А.И., Синицин В.Д. Зуботехническое материаловеде ние, М. - 1986. 208 с.

4.Л.С. Величко, О.И. Иванова, О.И. Цвирко Психологическая подготовка пациентов в клинике ортопедической стоматологии Учебно- методическое пособие. Мн.: БГМУ-2004г.

5. Л.С. Величко, Л.В. Белодед, С.В. Ивашенко Принципы лечения вертикальных зубоальвеолярных деформаций у взрослых Учебно- методическое пособие. Мн.: БГМУ-2004г.

6. Жулев Е.Н. Материаловедение в ортопедической стоматологии – ГИИ. – Н.Новгород, 1997.-24 экз.

7.Копейкин В.Н., Демнер Л.М. Зубопротезная техника. М.1985, - 400 с.

8.Копейкин В.Н. Ортопедическая стоматология. М.1988. - 511 с.

9.Копейкин В.Н., Бушан М.Г., Воронов А.И. и др. Руководство по ор­топедической стоматологии. М., 1993. 495 с.

10.Курляндский В.Ю. Ортопедическая стоматология. М.1977. 415с.

11.Курляндский В.Ю. Руководство к практическим занятиям по ортопедической стоматологии. – М,1973 –320 экз.

12.Наумович С.А., Коцюра Ю.И., Гунько И.И. и др. Штифтовые конст­рукции Метод.рекомендации.. Мн. МГМИ, 1998. - 17 с.

13.Наумович С.А., Гунько И.И., Горбачев А.Н., Клинические особенно­сти протезирования металлокерамическими конструкциями: Метод. екомендации. Мн., МГМИ, 1999. - 30 с.

14.Наумович С.А. Круглик Ю.Н., Гунько И.И., Безопасные режимы препарирования зубов: Метод. Рекомендации. Мн.МГМИ. 1998. - 18с.

15. Наумович С.А. и др. Реставрация металлокерамических протезов Учебно- методическое пособие. Мн.: БГМУ-2005.г.

16. Наумович С.А. и др. Правила эксплуатации и техническое обслуживание стоматологических установок Учебно- методическое пособие. Мн.: БГМУ-2005.г.

17 Наумович С.А. и др. Протезирование частичной вторичной адентии съёмными пластиночными протезами Учебно- методическое пособие. Мн.: БГМУ-2005.г.

18. Наумович С.А. и др. Непосредственное протезирование в ортопедической стоматологии Учебно- методическое пособие. Мн.: БГМУ-2005.г.

19. Наумович С.А. и др. Препарирование зубов под современные виды ортопедических конструкций Учебно- методическое пособие. Мн.: БГМУ-2005.г.

20. Наумович С.А. и др. Ортопедические методы лечения болезней мышечного и височно-нижнечелюстного суставного комплекса Учебно- методическое пособие. Мн.: БГМУ-2005.г.

21. Наумович С.А. и др. Бюгельные протезы (основные конструктивные элементы)Учебно- методическое пособие. Мн.: БГМУ-2005.г.

22. Наумович С.А. и др. Бюгельные протезы (клинико-лабораторные этапы)Учебно- методическое пособие. Мн.: БГМУ-2005.г.

23. Наумович С.А. и др. Применение лазерной сварки в ортопедической стоматологии Учебно- методическое пособие. Мн.: БГМУ-2005.г.

24. Наумович С.А. и др. Телескопические коронки Учебно- методическое пособие. Мн.: БГМУ-2005.г.

25. Наумович С.А. и др. Методика определения центральной окклюзии (при дефектах зубных рядов) и центрального соотношения челюстей (при полной потере зубов). Ошибки Учебно- методическое пособие. Мн.: БГМУ-2005.г.

26. Щербаков А.С., Гаврилов Е.И., Трезубов В.Н., Жулев Е.Н. Ортопеди­ческая стоматология. Санкт-Петербург. 1998. - 565 с.


Дополнительная

1. Аболмасов Н.Г., Аболмасов Н.Н., Быков В.А., Аль-Хаким А. Ортопедическая стоматология. М. М.Едпресс-информ, 2002

2. Большаков Г.В. Подготовка зубов к пломбированию и проте­зиро

ванию. 1983

3. Боровский Е.В. и др. Стоматология. 1987

4. Боянов Б.И. и др. Микропротезирование. София. 1962

5.

  1. Бушан М.Г. и др.Справочник стоматолога-орто­педа.Кишинев,1988.

  2. Бушан М.Г., Каламкаров Х.А. Осложнения при зубном проте­зировании и их профилактика.Кишинев.1983

  3. Копейкин В.Н. Ошибки в ортопедической стоматологии.1986

8. Курляндский В.Ю. Руководство к практическим занятиям по ортопедической стоматологии.1973

9. Наумович С.А., Гунько А.И., Круглик Ю.И. Клинические особенности протезирования металлокерамическими конст­рукциями. 1999г.

10. Наумович С.А., Крушевский А.Е. Биомеханика системы зуб-периодонт. –Мн, 2000

11. Пан­чоха В.Н. и др. Восстановление коронок зубов вкладка

ми. Атлас. Ташкент, 1981.

12. Полонейчик Н.Н. Абразивные материалы и вращающиеся инструменты, применяемые в стоматологии. – Мн, 1997

Полонейчик Н.Н. Конструктирование искусственных зубных рядов при протезировании больных с полной потерей зубов. – Мн., 1996

13. Полонейчик Н.Н. Оттискные материалы, применяемые в стоматологии. – Мн., 1998.

ЗАНЯТИЕ 1


Тема: Медицинская этика и деонтология в клинике ортопедической стоматологии. Подготовка полости рта к протезированию. Методы обезболивания при препарировании зубов.

^ Цели занятия: изучить основные вопросы медицинской этики и деонтологии в клинике ортопедической стоматологии; изучить мероприятия подготовки полости рта к протезированию; научиться выбору и применению методики обезболивания при препарировании твердых тканей зубов.


^ ВОПРОСЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ УСВОЕНИЯ ТЕМЫ:

  1. Медицинская этика и деонтология.

  2. Подготовка полости рта к протезированию.

  3. Основные методы обезболивания, применяемые в ортопедической стоматологии при препарировании зубов.


^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Составляющие медицинской этики. Этические проблемы в стоматологии и методы их решения.

2. Подготовка полости рта к протезированию.

3. Характеры реакции, наблюдаемые в ответ на препарирование зубов. Объяснить необходимость медикаментозной подготовки пациентов перед препарированием зубов.

4. Методы обезболивания при препарировании зубов.

5. Методы инъекционной анестезии и показания к их применению в зависимости от количества и топографии зубов, подлежащих препарированию?

6. Возможные осложнения при препарировании зубов и их профилактика.


^ СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

1. Пациент испытывает страх, волнение перед предстоящим препарированием зубов. Какими способами можно снять это напряжение?

2. Предстоит одновременно (в одно посещение) препарирование витальных зубов 16,14, 25,27 под металлические коронки. Какой вид анестезии показан в этих условиях?


3. Предстоит препарирование зубов 13,12,26. Пациент страдает эпилепсией. В анамнезе выявлена непереносимость к местным анестетикам. Какой вид обезболивания показан пациенту?


4. При препарировании зубов 31,32,33 инфильтрационное обезболивание 2% р-ром новокаина оказалось неэффективным. Ваше решение?


5. С целью уменьшения болевой чувствительности при препарировании витальных зубов нижней челюсти карборундовой шлифовальной головкой врач использовал аппарат ЭЛОЗ-1, электроды которого были подсоединены в соотвествии с инструкцией. При препарирования зубов лечебный эффект не был достигнут. Укажите места расположения электродов и возможные причины неэффективности обезболивания.


6. При препарировании депульпированного зуба у пациента появилась ответная реакция в виде беспокойного поведения, жалоб на вибрацию инструмента. Какие меры примете для устранения этих явлений?


ЛИТЕРАТУРА


1. Лекционный материал.

2. Гаврилов Е.И., Щербаков А.С. Ортопедическая стоматология. 1984.

3. Боровский Е.В. и др. Стоматология. 1987, стр. 30-40

4. Бушан М.Г., Каламкаров Х.А. Осложнения при зубном протезировании. Кишинев, 1983.

5. Большаков Г.В. Подготовка зубов к пломбированию и протезированию. М., 1983, стр. 19-26.

6. Грицук С.Ф. Анестезия в стоматологии. М., 1998.

7. Столяренко П.Ю., Федяев И.М., Кравченко В.В. Местная анестезия в стоматологии. Выбор препаратов. Осложнения. Профилактика. Самара. 1998.

8. Леус П.А., Горегляд А.А., и др. «Заболевания зубов и полости рта»1998г. Минск.

ЗАНЯТИЕ 2


Тема: Дефекты твердых тканей коронки зуба. Вкладки. Методы изготовления вкладок.


^ Цель занятия: научить студентов выявлять степень поражения и повреждения коронковых частей зубов, определять показания к изготовлению вкладок, научить формировать полости под вкладку и методам изготовления вкладок.


^ ВОПРОСЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ УСВОЕНИЯ ТЕМЫ:


1. Причины, приводящие к возникновению дефектов коронковых частей зубов.

2. Топографические особенности дефектов коронковой части зуба.

3. Конструкции протезов для восстановления дефектов коронковой части.

4. Классификация дефектов коронок зубов по Блэку и Курляндскому.

5. Анатомические особенности строения твердых тканей и пульпы коронок зубов (зоны безопасности).

6. Основные принципы формирования полостей под вкладки в зависимости от распределения сил жевательной нагрузки.

7. Методы и последовательность изготовления вкладки.


^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ УРОВНЯ ЗНАНИЙ


1. Заболевания, приводящие к нарушению анатомической формы, структуры и цвета твердых тканей зуба.

2. Методы обследования пациентов с дефектами коронковой части зуба.

3. Ортопедические конструкции для лечения дефектов твердых тканей зубов.

4. Выбор конструкции протеза при ортопедическом лечении дефектов твердых тканей коронки зуба.

5. Международная классификация вкладок.Показания для применения вкладок.

6. Основные принципы подготовки полости под вкладки.

7. Методы изготовления вкладок. Материалы для их изготовления.

8. Ошибки и осложнения при протезировании дефектов зубов вкладками.


Ситуационные задачи


1. Пациентка А., 46 лет, рабочая цеха гальванопластики обратилась в клинику с жалобами на “изнашивание” эмали зубов. Объективно: поверхность эмали зубов: 12,11,21,22 матовая, в участках ее отсутствия дентин коричневого цвета, режущие края зубов истерты. Прикус ортогнатический. Остальные зубы интактны. Укажите причинный фактор «изнашивания” эмали. Сформируйте диагноз.


2. Пациенту Д. полгода назад проведено терапевтическое лечение зуба 45

по поводу пульпита. Жалобы на задержание пищи, неприятные ноющие боли в десне. При осмотре зуба 45 отмечается : пломба из амальгамы, восстанавливающая сочетанное поражение окклюзионной и двух апроксимальных поверхностей. Контактные пункты в области зуба 45 отсутствуют, межзубной десневой сосочек гиперемирован, отечен. Дайте оценку клинической ситуации.

Какие методы исследования необходимо провести данному пациенту.


3. При формировании плоского дна в полости 5 класса в зубе 21, проводимого под инфильтрационной анестезией, произведено вскрытие пульпарной камеры.

Укажите причину врачебной ошибки?

Назовите методы профилактики данного осложнения.


4. У пациента в зубе 46 имеется полость 1 класса по Блэку с индексом разрушения окклюзионной поверхности равным 0,3. После удаления размягченного дентина и создания параллельности стенок отмечаются болезненное зондирование дна полости и неприятные ощущения при давлении тупым инструментом на дно полости.

Укажите топографию дефекта.

Как рассчитать ИРОПЗ?

Какие осложнения могут возникнуть при изготовлении вкладки данному пациенту и какова профилактика подобного осложнения?

3. У пациента В. после удаления размягченного дентина в полости 1 класса по Блэку в зубе 16 отмечены истонченные стенки.

Назовите меры профилактики откола истонченной стенки полости.


5. После моделирования вкладки прямым способом врачу не удалось извлечь композицию вкладки из полости.

Какой материал применяется при моделировании вкладки прямым методом.

Назовите причины врачебных ошибок.

Ваши действия по исправлению ошибок.


6. При припасовке вкладки, изготовленной косвенным методом, произошел отлом стенки зуба. Дайте объяснение причинам возникшего осложнения. Определите дальнейший план лечения.


ЛИТЕРАТУРА

1. Лекционный материал.

2. Гаврилов Е.И. и др. Ортопедическая стоматология. 1984, 54-63, 92.

3. Боровский Е.В. и др. Стоматология. 1987, 18-26, 309-310.

4. Курляндский В.Ю. Ортопедическая стоматология. 1988. стр. 121-129, стр 130-140

5. Копейкин В.Н. Подготовка зубов к пломбированию и протезированию. М., 1983.

6. Гаврилов Е.И., Щербаков А.С. Ортопедическая стоматология. М., 1984, стр. 93-106.

7. Копейкин В.Н. Ошибки в ортопедической стоматологии. М., 1998, стр. 68-79, стр. 80-87

8. Абакаров С.Н. Современные конструкции несъемных зубных протезов. М.,1994. С.6-10, 21-27

9. Жулев Е.Н. Несъемные протезы. Ниж.Новгород. 1995. С. 128-160.

10. Лекционный материал.

11. Копейкин В.Н. Ортопедическая стоматология. М., 1988, с. 140-142

12. Гаврилов Е.И., Щербаков А.С. Ортопедическая стоматология. 1984, с. 106-109.

13. Копейкин В.Н., Демпер Л.М. Зубопротезная техника. М., 1985, с. 81-90

14. Курляндский В.Ю. Руководство к практическим занятиям по ортопедической стоматологии. М., 1973, с. 110-128.

ЗАНЯТИЕ 3


Тема Металлические штампованные коронки. Клинико-лабораторные этапы изготовления.


^ Цель занятия: изучить показания к применению металлических штампованных коронок, научить правилам препарирования твердых тканей зубов при изготовлении металлических коронок. Научить студентов методике получения оттисков, припасовки одиночных коронок, правилам и последовательности фиксации коронок.


^ ВОПРОСЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ УСВОЕНИЯ ТЕМЫ

1. Показания и противопоказания к изготовлению металлических штампованных коронок.

2. Зоны безопасности по Аболмасову, Клюеву. Принципы и этапы препарирования зуба под металлическую штампованную коронку.

3. Методика получения слепков и оценка их качества.

4. Технология изготовления металлической коронки, методы штамповки.

5. Правила припасовки металлической коронки.

6. Правила и последовательность фиксации коронки.


^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Показания и противопоказания к изготовлению металлических штампованных коронок.

2. Последовательность препарирования зубов под металлическую штампованную коронку. Оценка препарирования зубов.

3. Подбор оттискной ложки и последовательность получения оттисков с верхней и нижней челюсти. Оценка качества оттисков.

4. Требования, предъявляемые к металлической коронке.

5. Клинико-лабораторные этапы изготовления металлической штампованной коронки.

6. Материалы, инструментарий и оборудование, применяемые для изготовления металлических штампованных коронок.

7. Этапы припасовки металлической коронки.

8. Правила и последовательность фиксации металлических коронок.

9. Ошибки и осложнения при протезировании металлической штампованной коронки.


Ситуационные задачи


1. Пациент К. обратился с жалобами на нарушение целостности коронки зуба 2.7.

Объективно: прикус ортогнатический, имеются все зубы, они интактны кроме зуба 2.7, у которого имеется кариозный дефект с разрушением части вестибулярной и оральной поверхности и с дистальной стороны. Зуб изменен в цвете. Полость не пломбирована. Зондирование полости безболезненно. Перкуссия болезненна. Зуб устойчив. Соотношение коронки и корня 1:2.

1. Какова тактика врача-ортопеда?

2. Каковы противопоказания к покрытию зуба искусственной коронкой у пациента в данный момент.

3. Каковы показания к применению искусственной коронки у данного пациента.

4. Какие существуют искусственные коронки по конструкции?

5. Какую искусственную коронку предпочтительнее изготовить данному пациенту?


2. Пациент жалуется на плохую фиксацию пломб на зубах 36,37. При осмотре полости рта: на жевательной поверхности зубов 36,37 большие пломбы (ИРОПЗ 0,6), стенки коронковой части зуба тонкие. Перкуссия и зондирование безболезненны. Вкладками форму зуба восстановить нельзя. У пациента заболевание сердечно-сосудистой системы.

Ваш диагноз?

Ваш план лечения и методы обезболивания при препарировании зубов?


3. Пациенту неделю назад были изготовлены штампованные металлические коронки на жевательные зубы 36,37,46,47. Жалобы на отсутствие контакта на фронтальных зубах и резкие боли в зубах 36,37,46,47 при накусывании.

Ваш диагноз?

Ваша тактика при ведении больного?


4. После препарирования зуба под металлическую штампованную коронку при осмотре: выявлено - выраженный экватор с оральной стороны, жевательная поверхность зуба гладкая.

Какие ошибки допущены при препарировании зуба?

Ваша тактика?


5. После препарирования зуба под металлическую коронку зуб выведен из окклюзии, по жевательной поверхности сошлифован так, что зуб укорочен на 1/3 высоты коронки зуба и медиальная поверхность препарировали под углом 70°. Какие допущены ошибки и осложнения при препарировании зуба? Ваша тактика?


6. При осмотре металлической коронки на зубе 44 обнаружена складка на жевательной поверхности. Ваши действия?

7. После препарирования зуба под металлическую коронку образовался десневой уступ у шейки зуба. Ваша тактика?


ЛИТЕРАТУРА

1. Лекционный материал.

2. Гаврилов Е.И.Щербаков А.С. Ортопедическая стоматология. 1984

3. Курляндский В.Ю. Ортопедическая стоматология. 1977

4. Курляндский В.Ю. Руководство к практическим занятиям. 1973

5. Копейкин В.Н. Зубопротезная техника. 1986

6. Дойников А.И., Синицин В.Д. Зуботехническое материаловедение. 1985

7. Копейкин В.Н. Ошибки в ортопедической стоматологии. М., 1998

8. Бушан М.Г., Каламкаров Х.А. Осложнения при зубном протезировании и их профилактика.

9. Курляндский В.Ю. Практикум по ортопедической стоматологии.

10. Щербаков А.С., Гаврилов Е.И., Трезубов В.Н., Жулев Е.Н. Ортопеди­ческая стоматология. Санкт-Петербург. 1998. - 565 с.

11. Абалмасов Н.Г., Абалмасов Н.Н., Быков В.А., Аль-Хаким А. Ортопедическая стоматология. М. М.Едпресс-информ, 2002.

12. Наумович С.А. Круглик Ю.Н., Гунько И.И. Безопасные режимы препарирования зубов: Метод. Рекомендации. Мн.МГМИ. 1998. - 18с.


Дополнительная литература

1. Большаков Г.В. Подготовка зубов к пломбированию и протезированию. 1983

2. Васильев В.Г. Влияние препарирования зубов на ткани пародонта и сроки ортопедического лечения. Иркутск, 1988

3. Воробьев Ю.И. Рентгенография зубов и челюстей. 1984

4. Бекельман А.И. Зубопротезная техника. 1970

5. Евдокимов А.И. Руководство по ортопедической стоматологии. 1974

6. Посталаки И.И. Искусственные зубные коронки. 1985

7. Жулев Е.Н. Материаловедение в ортопедической стоматологии. Н.Новгород 1997

ЗАНЯТИЕ 4


Тема: Пластмассовые коронки. Клинико-лабораторные этапы изготовления.


^ Цель занятия: изучить показания к применению пластмассовых коронок и клинико-лабораторные этапы их изготовления. Научить студентов правильному выбору инструментов и оборудование, необходимых для изготовления пластмассовой коронки.


Вопросы необходимые для усвоения темы


1. Пластмассовые коронки, показания и противопоказания к их применению.

2. Особенности препарирования зуба под пластмассовую коронку.

3. Клинико-лабораторные этапы изготовления пластмассовой коронки.


Контрольные вопросы


1. Показания и противопоказания к изготовлению пластмассовой коронки.

2. Характеристика материалов применяемых для изготовления пластмассовых коронок.

3. Методики препарирования зубов под пластмассовую коронку.

4. Клинико-лабораторные этапы изготовления пластмассовой коронки.

5. Показания к изготовлению коронки из самотвердеющей пластмассы, последовательность изготовления.

6. Методика припасовки и фиксация пластмассовой коронки.

7. Ошибки и осложнения при протезировании пластмассовой коронкой.


Ситуационные задачи


1. Пациент обратился с жалобами на эстетический недостаток. Объективно: на зубах 11,21,22 пластмассовые коронки, резко выступающие по отношению к рядом стоящим зубам. В чем ошибки, ваш план лечения?


2. При припасовке искусственной коронки из пластмассы на зуб 12 обнаружено завышение прикуса при центральной окклюзии. Какова Ваша тактика?


3. При осмотре пластмассовой коронки обнаружено ее несоответствие анатомической форме зуба. Какова тактика врача?


4. Припасована пластмассовая коронка на зуб 22, цвет коронки при этом совпадает с цветом естественных зубов. Во время фиксации обнаружилось расхождение в цвете. Тактика врача в данной ситуации?


5. Пациентка обратилась с жалобами на некрасивую форму центральных верхних резцов. При осмотре: коронки центральных резцов верхней челюсти имеют отверткообразную форму с полулунной вырезкой по режущему краю.

Ваш диагноз? План лечения.


Литература

1. Лекционный материал.

2. Гаврилов Е.И.Щербаков А.С. Ортопедическая стоматология. 1984

3. Курляндский В.Ю. Ортопедическая стоматология. 1977

4. Копейкин В.Н. Ортопедическая стоматология. 1986

5. Жулев Е.Н.Несъемные протезы. 1995.- с. 208-214, 238-239

7. Дойников А.И., Синицын В.Д. Зуботехническое материаловедение. 1985

8. Копейкин В.Н. Ошибки в ортопедической стоматологии. М., 1998

9. Бушан М.Г., Каламкаров Х.А. Осложнения при зубном протезировании и их профилактика.

10. Аболмасов Н.Г., Аболмасов Н.Н., Быков В.А., Аль-Хаким А. Ортопедическая стоматология. М. М.Едпресс-информ, 2002.

11. Щербаков А.С., Гаврилов Е.И., Трезубов В.Н., Жулев Е.Н. Ортопеди­ческая стоматология. Санкт-Петербург. 1998. - 565 с.


Дополнительная

1. Евдокимов А.И. Руководство по ортопедической стоматологии. 1974

2. Большаков Т.В. Подготовка зубов к пломбированию и протезированию 1985

ЗАНЯТИЕ 5


Тема: Комбинированные коронки, клинико-лабораторные этапы изготовления.


^ Цель занятия: научить студентов методам изготовления комбинированных коронок. Изучить клинико-лабораторные этапы изготовления комбинированных коронок.


Вопросы для усвоения темы

1. Правила и последовательность препарирования зубов.

2. Зоны безопасности по Аболмасову, Клюеву.

3. Подготовка полости рта к протезированию.


Контрольные вопросы.

1. Показания и противопоказания к изготовлению комбинированных коронок.

2. Разновидности искусственных коронок.

3. Требования, предъявляемые к опорным зубам под комбинированные коронки.

3. Клинико-лабораторные этапы изготовления комбинированной коронки по Белкину.

4. Клинико-лабораторные этапы изготовления комбинированных коронок по Бородюку, Величко.

5. Ошибки и возможные осложнения при протезировании комбинированными коронками.


Ситуационные задачи

1. Пациент обратился с жалобами на эстетический недостаток от цвета искусственной коронки зуба 21, изготовленной 2,5 года ранее, изменение в цвете определил в течение последнего полугода. При осмотре: зуб 21 покрыт комбинированной коронкой с облицовкой. В придесневой части коронки определяется серо-синее потемнение пластмассовой облицовки, на всех зубах наблюдается гиперемия десны с цианотичным оттенком, мягкие и твердые зубные отложения.

Ваша тактика.

2. Пациент обратился в клинику с жалобами на отлом облицовки в комбинированной коронке, изготовленной около 6 месяцев ранее.

Объективно: на зубе 12 коронка со следами пластмассовой облицовки. Пришеечный ободок металла шириной до 0,5 мм разорван, определяются истонченные края, отогнутые в стороны. В чем ошибка проведенного лечения? Ваш план лечения.

3. Пациент жалуется на нарушение анатомической формы зуба 13. Отмечается выраженное психоэмоциональное возбуждение пациента, периодические непроизвольные сокращения мимических и жевательных мышц при разговоре. Со слов больного искусственная коронка на зуб 13 была изготовлена 5 месяцев назад по поводу острой травмы. При осмотре полости рта на зубе 13 коронка по Белкину с дефектом режущего края и сколом облицовки. Культя зуба 13 сохранена на ½ - 2/3 высоты анатомической коронки, в промежутке между режущим краем и коронкой определяется толстый слой фиксирующего материала. Перкуссия зуба безболезненна. Предложите план лечения. Какой вид протеза показан?

Литература

1. Лекционный материал.

2. Жулев Е.Н. Несъемные протезы: Теория, клиника, лабораторная техника. Н.Новгород, 1995

3. Щербаков А.С., Гаврилов Е.И., Трезубов В.Н., Жулев Е.Н. Ортопеди­ческая стоматология. Санкт-Петербург. 1998. - 565 с.

4. Аболмасов Н.Г., Аболмасов Н.Н., Быков В.А., Аль-Хаким А. Ортопедическая стоматология. М, 2002

5. Копейкин В.Н. Зубопротезная техника.

6. Дойников А.И., Синицын В.Д. Зуботехническое материаловедение. 1986.


ЗАНЯТИЕ 6


Тема: Цельнолитые (ЦЛ), металлоакриловые (МА), металлокерамические (МК), безметалловые коронки. Клинико-лабораторные этапы изготовления.


^ Цель занятия: Изучить клинико-лабораторные этапы изготовления цельнолитых, МА, МК и безметалловых коронок. Разобрать инструменты и оборудование, применяемые при их изготовлении.

Вопросы необходимые для усвоения темы

1. Анатомическая форма зубов, окклюзия и артикуляция.

2. Условия безопасного препарирования зубов.

3. Инструментарий, необходимый для препарирования зубов.

4. Методы обезболивания.

5. Материалы, применяемые для изготовления ЦЛ, МА, МК и безметалловых коронок.


Контрольные вопросы

  1. Цельнолитые, МА, МК, безметалловые коронки и их характеристика.

  2. Принципы и условия препарирования под ЦЛ, МА, МК и безметалловые коронки.

  3. Способы ретракции десны и получение оттисков, требования к оттискам.

  4. Проверка конструкции каркасов ЦЛ, МА, МК коронок. Припасовка безметалловых коронок.

  5. Проверка конструкции цельнолитых, МА и МК коронок.

  6. Фиксация цельнолитых, МА, МК и безметалловых коронок.

  7. Клинико-лабораторные этапы изготовления ЦЛ, МА, МК и безметалловых коронок.


Ситуационные задачи


1. Во время припасовки цельнолитых коронок 17 и 27 перед фиксацией выявлено отсутствие плотных контактов с зубами 16, 26 и зубами-антагонистами. Назовите возможные причины произошедшего и определите дальнейшие действия врача.


2. На этапе проверки конструкции МА коронок 11 и 21 выявлены просвечивающиеся через слой пластмассы элементы металлического каркаса. Назовите возможные причины и способы их устранения.


3. При проверке конструкции МК коронки 35 произошел скол части керамической облицовки с обнажением металлического каркаса. Назовите возможные причины произошедшего и определите дальнейшие действия врача.


Литература

1. Лекционный материал.

2. Наумович С.А. и др. Ортопедическая стоматология. Лечение несъемными протезами: учеб. пособие. Минск. БГМУ, 2009, с.139.

3. Курляндский В.Ю. Ортопедическая стоматология. М., 1976, с. 370.

4. Шербаков А.С., Трезубов В.Н., Гаврилов Е.И., Жулев Е.Н. Ортопедическая стоматология. С.Петербург. 1994, с. 541.

5. Копейкин В.Н. Руководство по ортопедической стоматологии. М., 1993, с. 493.

6. Крыштаб С.И. Ортопедическая стоматология. Киев: Высшая школа, 1986, с. 439.

7. Каламкаров Х.А. Металлокерамические несъемные протезы. М., 1996. 175 с.

8. Жулев Е.Н. Несъемные протезы. Н.Новгород, 1995, с. 234-255.

ЗАНЯТИЕ 7


Тема: Восстановительные штифтовые конструкции.


Цель занятия: научить студентов определять показания к выбору штифтовых конструкций при лечении дефектов твердых тканей зуба.


Вопросы, необходимые для усвоения темы

1. Этиология разрушения коронки зуба.

2. Разновидность штифтовых конструкций применяемых при лечении патологии твердых тканей зуба.

3. Требования предъявляемые к состоянию корня зуба и окружающим его тканям.

4. Показания и противопоказания к применению штифтовых конструкций в зависимости от клинического состояния зуба.


Контрольные вопросы

1. Что такое штифт. Требования, предъявляемые к штифтам. Классификация восстановительных штифтовых конструкций.

2. Диагностика и методы обследования пациентов с дефектами коронок зубов. Какие дефекты коронок зубов называем полными.

3. Штифтовые зубы, их разновидность, показания и противопоказания к применению.

4. Конструкционные особенности штифтовых зубов, и клинико-лабораторные этапы их изготовления.

5. Культевые штифтовые конструкции, их разновидность, показания и противопоказания к применению.

6. Конструкционные особенности и клинико-лабораторные этапы изготовления культевых штифтовых конструкций. Клиническая классификация корневых штифтов.

7. Особенности подготовки над- и поддесневой части зуба для разных видов штифтовых конструкций. Правила распломбировки канала корня под штифт, возможные осложнения и их профилактика.

8. Сравнительная характеристика штифтовых зубов и культевых штифтовых конструкций, их преимущества и недостатки.


Ситуационные задачи

1. Пациент Т. 31 года, обратился с жалобами на отлом коронковой части зуба 12. Зуб ранее лечен по поводу осложненного кариеса. На R-грамме канал запломбирован неплотно на 2/3 длины, вокруг верхушки корня имеется разряжение костной ткани диаметром 1мм. Прикус прямой. Остатки коронковой части зуба выступают над десной на 1-2 мм. Ваша тактика? Какую ортопедическую конструкцию можно применять в данном случае?

2. Пациент Б., 19 лет, обратился с жалобами на острую болезненность в области зуба 21 после травмы. Отмечается подвижность отдельного фрагмента коронки зуба (пломба и подлежащие под ней твердые ткани зуба), остальная часть коронки неподвижна. На R-грамме виден перелом части коронки и оральной стенки корня на 1-2 мм выше шейки зуба. ЭОД 20 мА, канал корня не запломбирован, прикус ортогнатический. Каковы противопоказания к применению штифтовых зубов у данного больного (относительные и абсолютные)?

3. Пациент С. 25 лет, педагог по профессии, обратилась с жалобами на эстетический дефект, обусловленный отломом коронковой части зуба 12 c просьбой односеансного устранения возникшего дефекта. Объективно: коронковая часть зуба 12 полностью отсутствует, корень зуба 12 располагается на уровне десны, устойчив. Прикус ортогнатический. Рентгенологические исследования показали наличие пломбировочного материала на всем протяжении канала и отсутствие патологических изменений периапикальных тканей.

Какие возможности имеются для односеансного изготовления врачом-стоматологом конструкции протеза? Назовите эти протезы. Какие материалы можно использовать для таких протезов? Оцените прогноз лечения данными конструкциями протезов.

4. Пациентка Г., 60 лет, обратилась по поводу затрудненного пережевывания пищи в связи с отсутствием зубов. Объективно: конфигурация лица изменена за счет снижения межальвеолярной высоты. В полости рта отмечается лишь наличие корней зубов 13 и 23. Остальные зубы отсутствуют. Корни зубов имеют подвижность I-II степени, выстоят на 1 мм над уровнем десны. Со слов пациентки указанные зубы ранее были лечены по поводу периодонтита. Ваша тактика. Обоснуйте показания к сохранению или удалению корней зубов.

5.При осмотре пациента Д. установлено, что зуб 21 восстановлен простым штифтовым зубом. Коронковая часть неплотно прилегает к десневому краю, при зондировании твердые ткани корня придесневой части размягчены. Определите диагноз. Укажите возможные причины развития патологического состояния со стороны твердых тканей корня.

Возможно ли изготовление культевой штифтовой вкладки на зуб 21, если после удаления размягченных тканей, корень будет располагаться на 1 мм выше уровня десны?

6. При припасовке культевой вкладки на зуб 12 произошел раскол корня. Укажите возможные причины возникшего осложнения. Тактика врача.

7. Пациент О., на этапе изготовления культевой штифтовой конструкции на зуб 22, после распломбировки канала корня на 2/3 его длины, проведена моделировка вкладки воском “Лавакс”. После извлечения восковой композиции из канала корня установлено, что длина штифта составляет 1/3 длины канала корня. Укажите возможные причины данной ошибки и варианты ее устранения.


Литература

1. Лекционный материал.

2. Арутюнов С.Д. Стоматология. 1997. № 3. С. 51–54.

3. Гаврилов Е.И., Щербаков А.С. Ортопедическая стоматология. 1984.

4. Боровский Е.В. и др. Стоматология. 1987, с. 333-336.

5. Копейкин В.Н., Демнер Л.М. Зубопротезная техника. 1985, 156-165

6. Жуков Е.Н. Несъемные протезы. 1995, с.288-294.

7. Копейкин В.Н. Ортопедическая стоматология. М., 1988, 157-158.

ЗАНЯТИЕ 8


Тема: Частичные дефекты зубных рядов.


Цель занятия: научить студентов методике обследования больных с частичными дефектами зубных рядов, постановке диагноза.


Вопросы необходимые для усвоения темы

1. Понятие об окклюзии, артикуляции и прикусе.

2. Причины ведущие к появлению дефектов коронковой части зубов.

3. Особенности обследования пациентов при поражении твердых тканей зубов.

4. Особенности обследования пациентов при частичных дефектах зубных рядов.


Контрольные вопросы

1. Этиология и патогенез частичного отсутствия зубов.

2. Методы обследования пациентов с частичным отсутствием зубов.

3. Клинические симптомы частичного отсутствия зубов.

4. Классификация дефектов зубных рядов (по Кеннеди, Гаврилову).

5. Вторичные деформации зубных рядов, патогенез, клиника.

6. Изменения в височно-нижнечелюстном суставе при отсутствии зубов.


Ситуационные задачи


1. Пациент С., 24 года, жалобы на эстетический недостаток и затрудненное откусывание пищи. При осмотре установлено, что пациент практически здоров. Зубы 11,21,22 удалены в результате травмы 30 дней назад. Остальные зубы интактны, устойчивы.

Прикус ортогнатический, слизистая бледно-розовая. На R-грамме зуба 12 канал заполнен пломбировочным материалом до верхушки корня. Патологических изменений в периапикальных тканях нет. Дать классификацию по Кеннеди и Гаврилову.


2. Пациент Х., 38 лет, обратился в клинику с жалобами на наличие множественных дефектов зубных рядов. ранее не протезировался. Зубы 17,15,14,11,25,26 утрачены вследствие осложненного кариеса. Остальные зубы интактны, устойчивы

Прикус ортогнатический. Дать классификацию дефектов по Кеннеди и Гаврилову.


3. Пациент Р., 65 лет, обратился с жалобами на затрудненное пережевывание пищи вследствие поломки частичного съемного пластиночного протеза верхней челюсти. Ранее неоднократно протезировался, последнее протезирование 7 лет назад. На верхней челюсти сохранен зуб 23, на нижней челюсти зубы 33,34, остальные отсутствуют.

Дать классификацию по Кеннеди и Гаврилову.


Литература

1. Лекционный материал.

2. Гаврилов Е.И.,Щербаков А.С. Ортопедическая стоматология. 1984.

3. Курляндский В.Ю. Ортопедическая стоматология. М.

4. Копейкин В.Н. Ортопедическая стоматология. М., 1988, 157-158.


ЗАНЯТИЕ 9


Тема: Ортопедическое лечение частичного отсутствия зубов (вторичной адентии).


Цель занятия: научить студентов приемам выбора и обоснованию конструкций зубных протезов.

Вопросы для усвоения темы

1. Причины, ведущие к появлению дефектов зубных рядов.

2. Методы обследования пациента в клинике ортопедической стоматологии.

3. Деформация зубных рядов, причины.

4. Подготовка полости рта к протезированию при дефектах зубного ряда.

5.Показания и противопоказания к протезированию мостовидными протезами.


Контрольные вопросы

1. Виды зубных протезов, применяемых для лечения частичной адентии.

2. Одонтопародонтограмма, ее заполнение

3.Клинико-биологические основы протезирования мостовидными протезами. Выносливость и резервные силы периодонта.

4. Показания и противопоказания к несъемному протезированию в зависимости от топографии и характера дефекта

5. Выбор опорных зубов и их оценка.

6. Подготовка полости рта к изготовлению мостовидных протезов.


Ситуационные задачи


1. Пациент К., 32 лет, обратился с жалобами на боли и подвижность зубов 21,26, являющихся опорой мостовидного протеза. При опросе установлено, что пациент соматически здоров. Зубы 23,24 потерял в результате травмы. Семь лет назад ему был изготовлен мостовидный протез с опорой на зубы 22,25, которые через 4 года расшатались и были удалены, изготовлен мостовидный протез на зубы 21,26. Через 2 года он почувствовал небольшую подвижность переднего зуба, которая постоянно увеличивалась.

Прикус ортогнатический с глубоким резцовым перекрытием. На нижней челюсти и правой стороне верхней челюсти присутствуют все зубы, их анатомическая форма не нарушена, признаков воспаления периодонта не определяется. Слизистая в области зубов 21,26 гиперемирована и отечна. Мостовидный протез подвижен вместе с опорными зубами. На R-грамме в области зуба 21 отмечается резорбция костной ткани дунки на 3/4 ее длины и расширение периодонтальной щели на остальном протяжении. В области зуба 26 резорбция костной ткани на 1/2 длины лунки и расширение периодонтальной щели. Причина подвижности зубов? План лечения.


2. Пациент Б., 36 лет, обратился в клинику с жалобами на косметический дефект вследствие потери зуба 11, удаленного 1 месяц назад по поводу обострения осложненного кариеса и неэффективности консервативной терапии. Объективно: зуб 12 - коронковая часть изменена в цвете, зуб устойчив, перкуссия безболезненна, на R-грамме изменений в периодонте нет, канал корня запломбирован до верхушки. Зуб 21 интактный, перкуссия безболезненна, зуб устойчив. Слизистая оболочка альвеолярного отростка в области удаленного 11 физиологической окраски, альвеолярный отросток округлой формы, вершина его расположена на уровне шеек зубов 21,12. Ваш диагноз. Назначить план лечения.


3. Пациент К., 23 лет, обратился по поводу косметического дефекта, невозможность откусывания пищи. Потерю передних зубов связывает с профессиональной травмой (хоккеист). Объективно: зубы 12,11,21,22 – отсутствуют, остальные зубы: устойчивы, интактны.

Диагноз? Какие дополнительные методы обследования показаны? План лечения.


4. Пациент А., 27 лет, жалобы на отсутствие жевательных зубов на нижней челюсти, затрудненное пережевывание пищи. Зубы 35,36 удалены 3 года назад в результате осложненного кариеса, зуб 34 - обширная пломба на дистальной поверхности, подвижность I степени, зуб 37 восстановлен пломбой (ИРОПЗ = 0,3), перкуссия слабо болезненна, остальные зубы устойчивы, интактны. Какие дополнительные методы исследования можно применять для диагностики выбора правильного метода лечения? Предварительный план лечения.


Литература


1. Лекционный материал.

2. Курляндский В.Ю. Ортопедическая стоматология

3. Щербаков А.С., Гаврилов Е.И., Трезубов В.Н., Жулев Е.Н. Ортопеди­ческая стоматология. Санкт-Петербург. 1998. - 565 с.

4. Копейкин В.Н., Демпер Л.Н. Зубопротезная техника. М., 1985.

ЗАНЯТИЕ 10


Тема: Клинико-лабораторные этапы изготовления штампованно-паяных мостовидных протезов.


Цель занятия: Изучить клинико-лабораторные этапы изготовления штампованно-паяных мостовидных протезов, инструменты и оборудование, применяемые при их изготовлении.


^ Вопросы необходимые для проведения занятия


  1. Клинико-лабораторные этапы изготовления металлической штампованной коронки.

  2. Показания и противопоказания к изготовлению мостовидных протезов.

  3. Сплавы металлов, применяемых для изготовления штампованно-паяных мостовидных протезов

  4. Вспомогательные материалы, применяемые для изготовления штампованно-паяных мостовидных протезов

  5. Оборудование и инструменты, применяемые при изготовлении мостовидных протезов.

  6. Методы соединения деталей мостовидных протезов.


Контрольные вопросы


  1. Общая характеристика штампованно-паяных мостовидных протезов. Показания, противопоказания, конструктивные элементы.

  2. Клинические этапы изготовления штампованно-паяных мостовидных протезов.

  3. Лабораторные этапы изготовления штампованно-паяных мостовидных протезов.

  4. Особенности препарирования твердых тканей опорных зубов при изготовлении штампованно-паяных мостовидных протезов. Снятие оттисков.

  5. Припасовка штампованных металлических коронок на опорные зубы мостовидного протеза. Методика снятия оттиска для изготовления промежуточной части.

  6. Моделирование промежуточной части мостовидного протеза, замена воска на металл, спайка опорных коронок и промежуточной части.


^ Ситуационные задачи


1. Пациент А., 52 лет обратился в клинику с жалобами на отсутствие зубов 25, 26, 34, 35, 36 и связанное с этим нарушение жевания.

Поставьте диагноз. Какой тип промежуточной части мостовидного протеза будет использоваться в области отсутствующих зубов в случае изготовления штампованно-паяных протезов?


2. Пациент К., 47 лет, обратился в клинику с жалобами на боли под промежуточной частью мостовидного протеза. Из анамнеза: 2 месяца назад пациенту был изготовлен штампованно-паяный мостовидный протез на верхнюю челюсть с опорой на зубы 23, 24, 28. При осмотре полости рта выявлено: цельнолитая промежуточная часть мостовидного протеза плотно прилежит к гребню альвеолярного отростка в области отсутствующих зубов 26, 27, десна отечна, гипертрофирована, болезненна при пальпации.

Укажите возможную причину жалоб пациента, какие дополнительные методы исследования необходимо провести? Ваша тактика по устранению осложнений.


3. Пациенту Л., 63 лет после обследования и согласования составлен план лечения, предполагающий изготовление штампованно-паяных мостовидных протезов на верхнюю челюсть с опорой на зубы 17, 14 и на нижнюю челюсть с опорой на зубы 33, 35, 38. Все оставшиеся зубы интактные.

Поставьте диагноз. Расскажите последовательность клинико-лабораторных этапов.


4. Укажите, какие оттискные материалы могут использоваться на каждом из клинико-лабораторных этапов изготовления штампованно-паяных мостовидных протезов?


Тема УИРС


1. Виды промежуточной части штампованно-паяных мостовидных протезов. Обоснование использования, материалы и методика изготовления.

2. Методы соединения различных элементов в мостовидных протезах.


Литература


1. Лекционный материал.

2. Гаврилов Е.И., Щербаков А.С. Ортопедическая стоматология. 1984.

3. Курляндский В.Ю. Ортопедическая стоматология.

4. Копейкин В.Н., Демнер Л.Н. Зубопротезная техника. М., 1985.

5. Бушан С.Г.Осложнения при зубном протезировании.

ЗАНЯТИЕ 11


Тема: Препарирование зубов, получение оттисков при изготовлении мостовидных протезов (штампованно-паяных, цельнолитых, комбинированных).


^ Цель занятия: научить студентов особенностям препарирования твердых тканей зубов при замещении дефектов зубных рядов мостовидными протезами и методике снятия оттисков при изготовлении различных типов мостовидных протезов.


^ Вопросы необходимые для проведения занятия


  1. Оттискные материалы, классификация, показания к применению.

  2. Подбор оттискных ложек. Виды оттисков, методы получения различных типов оттисков и критерии оценки их качества.

  3. Понятие об окклюзии, артикуляции и прикусе.

  4. Абразивный инструментарий, классификация, показания к применению

  5. Последовательность клинико-лабораторных этапов изготовления мостовидных протезов.



Контрольные вопросы


  1. Препарирование твердых тканей опорных зубов при изготовлении штампованно-паяных мостовидных протезов.

  2. Препарирование твердых тканей опорных зубов при изготовлении цельнолитых мостовидных протезов.

  3. Препарирование твердых тканей опорных зубов при изготовлении комбинированных (металлокерамических и металлоакриловых) мостовидных протезов.

  4. Обоснование выбора оттискного материала при изготовлении мостовидных протезов.

  5. Методика получения оттисков и критерии оценки их качества при изготовлении различных типов мостовидного протеза.


^ Ситуационные задачи


1. Пациентка 25 лет, обратилась с жалобами на нарушение эстетики фронтальных зубов верхней челюсти. Объективно: зубы 12, 11, 21, 22 с обширными пломбами с нарушением краевого прилегания, изменены в цвете. Перкуссия зуба 12 – болезненная, в проекции верхушки его корня определяется свищ. Рентгенологическое исследование показало: зубы 11, 21 - депульпированы, каналы запломбированы плотно на всем протяжении до верхушки, периапикальных изменений нет, корневой канал зуба 12 запломбирован на 1/3, в области верхушки корня определяется очаг деструкции костной ткани с нечеткими контурами, зуб 22 – ранее не подвергался эндодонтическому лечению, периапикальных изменений нет.

Поставьте диагноз. Составьте план лечения. Какие штифтовые конструкции показано изготовить на опорные зубы?

2. Пациенту 40 лет, по согласованию с врачом было рекомендовано восстановить дефект зубного ряда, возникший после удаления зубов 35 и 36, металлокерамическим мостовидным протезом с опорой на зубы 34, 37.

Укажите объем препарирования твердых тканей опорных зубов. Какие оттиски и какими оттискными материалами нужно снимать с верхнего и нижнего зубных рядов?


3. Пациентке 36 лет врачом- стоматологом было проведено препарирование опорных зубов 44 и 47 для изготовления металлоакрилового мостовидного протеза, замещающего дефект зубного ряда в результате отсутствия зубов 45 и 46. При контрольном осмотре установлено: в зубах 44 и 47 визуально определяются нависающие края на вестибулярной поверхности, зуб 44 препарирован с циркулярным уступом, зуб 47 – без уступа. Оси культей зубов 44 и 47 значительно дивергируют, при смыкании зубов в положении центральной окклюзии отмечается разобщение с зубами-антагонистами на 0,7-0,9 мм.

Оцените качество препарирования опорных зубов. Какие недостатки препарирования необходимо устранить? Какой оттиск и каким материалом нужно снимать после исправления ошибок?


4. Пациентка 36 лет, обратилась в клинику с жалобами на отсутствие зубов 12 и 14. Объективно: зубы 15 и 13 – интактны, перкуссия безболезненна, зуб 11 – фотокомпозитная пломба на дистальной поверхности.

Поставьте диагноз. Какие дополнительные методы исследования необходимо провести? Составьте план лечения. Определите величину препарирования твердых тканей опорных зубов в зависимости от вида мостовидного протеза.


Тема УИРС


1. Оттискные материалы, применяемые при изготовлении мостовидных протезов. Свойства, обоснование выбора.

2. Особенности препарирования твердых тканей зубов при применении различных конструкций мостовидных протезов.

3. Методы получения оттисков при изготовлении различных типов мостовидных протезов.


Литература


  1. Лекционный материал.

  2. Аболмасов Н.Г., Аболмасов Н.Н., Бычков В.А., Аль-Хаким А.. Ортопедическая стоматология. 2002.

  3. Гаврилов Е.И., Щербаков А.С. Ортопедическая стоматология. 1984.

  4. Курляндский В.Ю. Ортопедическая стоматология.

  5. Копейкин В.Н., Демнер Л.Н. Зубопротезная техника. М., 1985.

  6. Бушан С.Г.Осложнения при зубном протезировании.

  7. Курляндский В.Ю. Методы исследования в ортопедической стоматологии. стр. 11-47.

ЗАНЯТИЕ 12


Тема: Определение и методы фиксации центральной окклюзии при изготовлении мостовидных протезов.


^ Цель занятия: научить студентов определять центральную окклюзию и фиксировать ее различными методами при протезировании частичного отсутствия зубов мостовидными протезами.


Вопросы необходимые для проведения занятия


  1. Биомеханика нижней челюсти.

  2. Понятие об окклюзии, артикуляции и прикусе.

  3. Виды окклюзии, признаки центральной окклюзии.

  4. Клинические симптомы частичного отсутствия зубов.

  5. Классификация дефектов зубных рядов (по Кеннеди, Гаврилову).


Контрольные вопросы


  1. Признаки центральной окклюзии при интактных зубных рядах и ортогнатическом прикусе.

  2. Варианты дефектов зубных рядов, различающиеся методами определения и фиксации центральной окклюзии в зависимости от количества и расположения зубов-антагонистов.

  3. Методика определения центральной окклюзии, основные ее ориентиры.

  4. Методы фиксации центральной окклюзии.

  5. Материалы, необходимые для фиксации центральной окклюзии при частичной потере зубов. Оттискные материалы для регистрации окклюзии.

  6. Ошибки при определении центральной окклюзии и методы их устранения.


^ Ситуационные задачи


1. Пациент Е., 34 года обратился в клинику с жалобами на затрудненное пережевывание пищи в результате отсутствия боковых зубов на верхней и нижней челюстях. Из анамнеза выявлено, зубы 16,25,26,36,35,45,46 удалены в результате осложнений кариеса в течение последних 7-ми лет. Ранее не протезировался. Прикус ортогнатический. Зубы 15, 24, 34, 44, 47 интактны, перкуссия безболезненная, подвижность в пределах физиологической нормы. Зубы 27, 37, 17 имеют пломбы из амальгамы по 2 классу Блека, устойчивы, перкуссия зубов безболезненна.

Поставьте диагноз. Предложите возможные варианты ортопедического лечения и методы фиксации челюстей в положении центральной окклюзии.


2. Пациент К., 25 лет, обратился в клинику с жалобами на косметический дефект. Из анамнеза выявлено: 2 месяца назад был удален зуб 12 после длительного неэффективного лечения по причине обострения хронического апикального периодонтита. Зуб 11 - интактный, в цвете не изменен, устойчив, перкуссия безболезненная. Зуб 13 - на дистальной поверхности зуба имеется пломба, зуб устойчив, перкуссия безболезненная.

Поставьте диагноз. Составьте план ортопедического лечения. Укажите методы фиксации центральной окклюзии.


3. Пациентка А., 52 лет обратилась в клинику с жалобами на отсутствие зубов на верхней и нижней челюстях. В полости рта сохранены зубы 14, 21, 27, 33, 34, 48.

Поставьте диагноз по классификации Кеннеди. Показано ли изготовление мостовидного протеза на верхнюю челюсть? Какие дополнительные методы исследования необходимо провести для составления плана лечения? Каким способом необходимо фиксировать центральную окклюзию в данной клинической ситуации?


4. Пациент Б., 37 лет. Жалобы на отсутствие жевательных зубов 15, 16, 17, 18 на верхней челюсти, затрудненное пережевывание пищи и одностороннее жевание. Объективно: зуб 14 устойчив, имеется пломба на апроксимальной поверхности, перкуссия безболезненная.

Поставьте диагноз. Составьте план лечения. Будет ли у данного пациента наблюдаться снижение высоты нижнего отдела лица? Укажите возможные варианты фиксации центральной окклюзии?


5. Пациентка Л., 48 лет. На этапе припасовки каркаса металлокерамического мостовидного протеза с опорой на зубы 13, 15, 18 в артикуляторе определяется отсутствие фисурно-бугоркового контакта на зубах верхней и нижней челюсти слева, контакт на фронтальных зубах «встык». Укажите возможные ошибки на предыдущих клинических и лабораторных этапах, приведшие к неправильному положению гипсовых моделей в артикуляторе. Ваша тактика по исправлению ошибок.


Тема УИРС


1. Артикуляция, окклюзия, виды окклюзии. Норма прикуса в центральной окклюзии.

2. Методы определения центральной окклюзии при частичном дефекте зубных рядов.

3. Возможные ошибки и осложнения при определении центральной окклюзии при протезировании мостовидными протезами.


Литература


1. Лекционный материал.

2. Аболмасов Н.Г., Аболмасов Н.Н., Бычков В.А., Аль-Хаким А.. Ортопедическая стоматология. 2002.

2. Гаврилов Е.И., Щербаков А.С. Ортопедическая стоматология.

3. Курляндский В.Ю. Ортопедическая стоматология.

4. Бушан М.Г., Каламкаров Х.А. Осложнения при зубном протезировании и их профилактика. 1983.

ЗАНЯТИЕ 13


Тема: Проверка конструкций, окончательное изготовление, наложение и фиксация мостовидных протезов.


^ Цель занятия: научить студентов оценивать качество изготовления мостовидных протезов, правильно проводить их припасовку и фиксацию в полости рта.


Вопросы, изученные ранее и необходимые для проведения занятия


1. Последовательность клинико-лабораторных этапов изготовления мостовидного протеза.

2. Основные и вспомогательные материалы, применяемые для изготовления мостовидных протезов.

3. Оборудование и инструменты, применяемые при изготовлении мостовидных протезов.

4. Анатомическая форма коронок зубов.


Контрольные вопросы


  1. Критерии оценки качества изготовления мостовидного протеза.

  2. Этапы проверки конструкции мостовидного протеза.

  3. Виды промежуточной части мостовидного протеза и требования, предъявляемые к ней.

  4. Ошибки, допускаемые при изготовлении мостовидных протезов и методы их устранения.

  5. Правила фиксации мостовидного протеза.


Ситуационные задачи

1. При наложении протеза на опорные зубы, повышается прикус на промежуточной части протеза в центральной окклюзии. Возможные причины и ваши дальнейшие действия?

2. При припасовке встречных протезов тела их соединяют встык. Возможные осложнения и ваши дальнейшие действия?

3. При припасовке готового протеза выявилось, что дистальная коронка плотно не охватывает шейку зуба. Причины, тактика врача.

4. При припасовке мостовидного протеза в боковом отделе промежуточная часть касается слизистой альвеолярного отростка. Возможные причины и осложнения и ваши дальнейшие действия?

5. При припасовке мостовидного протеза выявлено, что промежуточная часть не контактируется антагонистами. Ваши действия?


Литература

1. Лекционный материал.

2. Наумович С.А. и др. Ортопедическая стоматология. Лечение несъемными протезами: учеб. пособие. Минск. БГМУ, 2009, с.139.

3. Гаврилов Е.И., Щербаков А.С. Ортопедическая стоматология.

4. Бушан М.Г., Каламкаров Х.А. Осложнения при зубном протезировании и их

профилактика. Кишинев, 1980

5. Копейкин В.Н. Ортопедическая стоматология.

ЗАНЯТИЕ 14

Тема: Цельнолитые, металлоакриловые (МА), металлокерамические (МК) протезы, клинико-лабораторные этапы изготовления.

Цель: Изучить клинико-лабораторные этапы изготовления цельнолитых, МА и МК мостовидных протезов. Изучить инструменты и оборудование, применяемые при их изготовлении.

Вопросы необходимые для усвоения темы

  1. Окклюзия и артикуляция.

  2. Клинико-лабораторные этапы изготовления цельнолитых, МА и МК коронок.

  3. Основные и вспомогательные материалы, применяемые для изготовления мостовидных протезов.

  4. Оборудование и инструменты, применяемые при изготовлении мостовидных протезов.


Контрольные вопросы

  1. Клинико-лабораторные этапы изготовления цельнолитых, МА и МК мостовидных протезов.

  2. Проверка конструкции каркаса цельнолитых, МА и МК протезов. Определение цвета облицовок.

  3. Проверка конструкции цельнолитых, МА и МК протезов.

  4. Фиксация протеза (временная и постоянная).

  5. Ошибки допускаемые при изготовлении мостовидного протеза и методы их устранения.

  6. Рекомендации пациенту, тактика врача при повреждениях цельнолитых, МА и МК протезов.

Ситуационные задачи

1. При наложении цельнолитого мостовидного протеза на опорные зубы, повышается прикус на промежуточной части протеза в центральной окклюзии. Возможные причины и ваши дальнейшие действия?

2. При припасовке встречных протезов тела их соединяют встык. Возможные осложнения и ваши дальнейшие действия?

3. При припасовке МА мостовидного протеза в боковом отделе промежуточная часть касается слизистой альвеолярного отростка. Возможные причины и осложнения. Ваши дальнейшие действия?

4. При припасовке МК мостовидного протеза выявлено, что промежуточная часть не контактируется антагонистами. Ваши действия?

5. При проверке конструкции МК мостовидного протеза произошел скол части керамической облицовки с обнажением металлического каркаса. Назовите возможные причины произошедшего и определите дальнейшие действия врача.


Литература:

  1. Лекционный материал.

  2. Наумович С.А. и др. Ортопедическая стоматология. Лечение несъемными протезами: учеб. пособие. Минск. БГМУ, 2009, с.139.

  3. Каламкаров Х.А. Металлокерамические несъемные протезы.-М., 1984.-120с.

  4. Каламкаров Х.А. Ортопедическое лечение с применением металлокерамических протезов.- М., 1996.-175 с.

  5. Копейкин В.Н. Руководство по ортопедической стоматологии. М., 1993 -493 с.

  6. Крыштаб С.И. Ортопедическая стоматология. Киев .Высшая школа, 1986 -439 с.

  7. Курляндский В.Ю. Ортопедическая стоматология. М., 1976- 370 с.

  8. Щербаков А.С., Трезубов В.Н., Гаврилов Е.И., Жулев Е.Н. Ортопедическая стоматология. С-Петербург, 1994.-541 с.



ЗАНЯТИЕ 15.

Дифференцированный зачет. Тестовый контроль.


Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Методические разработки для преподавателей 3 курс 5 семестр методические разработки утверждены на методическом icon Методические разработки для преподавателей 5 курс 9 семестр методические разработки утверждены на
Методы обследования ортодонтических пациентов. Постановка диагноза, определение плана и задач ортодонтического...
Методические разработки для преподавателей 3 курс 5 семестр методические разработки утверждены на методическом icon Методические разработки для преподавателей 4 курс 7 семестр методические разработки утверждены на
Особенности клинического обследования пациентов при полном отсутствии зубов. Определение морфологических...
Методические разработки для преподавателей 3 курс 5 семестр методические разработки утверждены на методическом icon Методические разработки для практических занятий со студентами 4-го курса 7 семестра методические

Методические разработки для преподавателей 3 курс 5 семестр методические разработки утверждены на методическом icon Методические разработки для практических занятий со студентами 3-го курса 5 семестра методические

Методические разработки для преподавателей 3 курс 5 семестр методические разработки утверждены на методическом icon Методические разработки для практических занятий со студентами 5-го курса 9 семестра методические

Методические разработки для преподавателей 3 курс 5 семестр методические разработки утверждены на методическом icon Методические разработки для практических занятий со студентами 5-го курса 9 семестра методические

Методические разработки для преподавателей 3 курс 5 семестр методические разработки утверждены на методическом icon Методические разработки для практических занятий со студентами 5-го курса 10 семестра методические

Методические разработки для преподавателей 3 курс 5 семестр методические разработки утверждены на методическом icon Методические разработки для практических занятий со студентами 3-го курса 5 семестра методические

Методические разработки для преподавателей 3 курс 5 семестр методические разработки утверждены на методическом icon Методические разработки для практических занятий со студентами 5-го курса 9 семестра методические
Методические разработки для практических занятий со студентами 5-го курса 9 семестра
Методические разработки для преподавателей 3 курс 5 семестр методические разработки утверждены на методическом icon Методические разработки для практических занятий со студентами 3-го курса 5 семестра методические
Методические разработки для практических занятий со студентами 3-го курса 5 семестра
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы