|
Скачать 222.03 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ “ ![]() Проректор по учебной работе ВолГМУ профессор В.Б.Мандриков ________________________________ “_____”____________________2007 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Общая иммунология Для специальности: «Стоматология» Факультет: стоматологический Кафедра: иммунологии и аллергологии Курс – II Семестр – III Форма обучения - очная Лекции - 6 часов (III семестр) Практические занятия - 10 часов (III семестр) Самостоятельная работа - 8 часов Всего часов - 24 Зачет – II курс III семестр Волгоград, 2007 год. Рабочая программа составлена на основании: Программы по микробиологии, вирусологии, иммунологии для лечебных, медико-профильных и педиатрических факультетов РГМУ (утверждена ГОУ ВУНМЦ 2000). . Индекс: Составитель: Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры иммунологии и аллергологии ________________ 200_ г., протокол №____ от «____»____________ 200_ г. Зав. кафедрой иммунологии и аллергологии д.м.н., Б.Ю.Гумилевский Рабочая Программа утверждена на УМК ________________2006 г., протокол №____ от «____»____________ 200_ г. Председатель УМК профессор С.В. Дмитриенко ^ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА . 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.
- дать студентам полное и стройное представление об иммунологии как предмете в целом, сформировать представление о иммунной системе как одной из важных систем организма человека; - рассмотреть основополагающие разделы общей и частной иммунологии, необходимые для понимания патологии иммунной системы; - ознакомить с основными методами оценки иммунного статуса человека, выявлением иммунных нарушений и диагностике аллергий - дать современные представления о причинах развития и патогенезе болезней иммунной системы; По окончании изучения дисциплины студент должен знать: - главные исторические этапы развития иммунологии и аллергологии, предмет и задачи дисциплины, связь с другими медико-биологическими и медицинскими дисциплинами; - основные понятия, используемые в иммунологии и аллергологии; - структурно-функциональные особенности иммунной системы человека; - развитие и функциональные свойства основных клеточных элементов иммунной системы (Т- и В-лимфоциты, NK-клетки, дендритные клетки, макрофаги, тучные клетки и др.), их роль в реакциях врожденного и адаптивного иммунитета; - основные гуморальные факторы иммунной системы (антитела, комплемент, цитокины, хемокины и др.), их роль в реакциях врожденного и адаптивного иммунитета; - общие закономерности иммунопатогенеза наиболее распространенных заболеваний человека; студент должен уметь: - использовать приобретенные знания по общей иммунологии при изучении других медико-биологических и медицинских дисциплин; - правильно интерпретировать и применять основные понятия иммунологии при изучении медико-биологической и медицинской литературы и при совместной работе с медицинскими специалистами; - проводить серологическую диагностику инфекционных болезней. Использовать основные реакции иммунитета для обнаружения антител в сыворотке больных при диагностике инфекционных болезней; ^ : Применения правил безопасной лабораторной работы с биологическими материалами (кровью, биологическими жидкостями и т. д.). Оценки иммунного статуса человека и интерпретации данных иммунологического обследования человека по тестам 1 и 2 уровней иммунного статуса. Умения оценить иммунологический компонент в патогенезе различных заболеваний человека. Интерпретации результатов реакций агглютинации, РСК, преципитации, иммунофлюоресценции, ИФА. ^
^ Программа обучения по дисциплине «Общая иммунология» для студентов стоматологического факультета включает в себя теоретическую (лекционный курс) и практическую подготовку (практические занятия). Обучение проводится в течение одного семестра и включает в себя 3 лекции (6 часов в III семестре), 10 часов аудиторной практической подготовки и 8 часов внеаудиторной самостоятельной работы (всего 24 часа). Текущий контроль знаний студентов на занятиях осуществляется с помощью тестового контроля и устного опроса. Итоговый контроль включает в себя итоговое занятие в конце семестра и состоит из оценки выработанных студентами во время цикла занятий практических навыков и тестового контроля теоретических знаний ^ 2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы:
^
^ Задачи и история развития иммунологии. Иммунология как наука о способах и механизмах защиты от генетически чужеродных веществ с целью подержания гомеостаза организма. Возникновение и становление иммунологии как науки, этапы формирования иммунологии. Роль отечественных н зарубежных ученых в развитии иммунологии. Основные направления современной иммунологии. Роль иммунологии в развитии медицины и биологии, ее связь с другими науками. Современное определение понятия "иммунитет". Роль иммунной системы в организме человека. Иммунная система как совокупность органов, тканей и клеток, осуществляющих иммунологические функции. Центральные органы иммунной системы: костный мозг, вилочковая железа. Периферические органы иммунной системы: селезенка, лимфатические узлы и фолликулы. Особенности лимфоидных скоплений, ассоциированных со слизистыми оболочками в кишечнике, легких, мочеполовой системе, коже и т.д. Возрастные особенности иммунной системы. Современная схема иммуногенеза. Онтогенез и филогенез иммунной системы. Представление о стволовой (родоначальной) кроветворной клетке. 1а. Самостоятельное освоение каждым студентом правил техники безопасности в иммунологической лаборатории. Знакомство с организацией и режимом работы иммунологической лаборатории. ^ Антигены. Определение. Понятие чужеродности, антигенности, иммуногенности, специфичности антигена. Характеристика молекул с антигенными свойствами (белки, полисахариды, липополисахариды и др.). Полные и неполные антигены. Гаптены. Структура макромолекулы антигена. Антигенные детерминанты (эпитопы). Иммунохимическая специфичность антигенов. Тимусзависимые и тимуснезависимые антигены. Многообразие антигенов. Аутоантигены. Аллергены, определение и характеристика. Изоантигены человека: система антигенов эритроцитов, лимфоцитов, гранулоцитов, тромбоцитов. Антигены гистосовместимости человека и животных. Эмбриоспецифические антигены человека. Условия усиления иммуногенности антигенов как проблема вакцинных технологий. Адьюванты, их природа и характеристика. Синтетические вакцины. Главный комплекс гистосовместимости, антигены гистосовместнмости I и II классов. Процессинг антигена в макроорганизме. Неспецифические факторы защиты организма человека. Фагоцитоз (работы И.И. Мечникова). Фагоцитирующие клетки и их классификация. Макрофага, полиморфноядерные лейкоциты. Механизм и фазы фагоцитоза. Завершенный и незавершенный фагоцитоз. NK-клетки. Цитотоксическое (киллерное) действие лимфоцитов. Специфические механизмы защиты. Антитела. Определение. Физико-химические, биологические свойства н функции. Иммуноглобулины. Основные классы, их структурные и функциональные особенности, биологическая роль. Структура активных центров иммуноглобулинов и их основная функция. Механизм взаимодействия антитела с антигеном. Иммунный комплекс. Авидность и аффинность антител. Антигенное строение иммуноглобулинов: изотипические, аллотипические. идиотипические детерминанты. Патологические иммуноглобулины. Полные и неполные антитела. Аутоантитела. Понятие о моноклональных антителах. 2а. Самостоятельная работа каждого студента по изучению состояния врожденного иммунитета. Оценка активности фагоцитирующих клеток – подсчет фагоцитирующих клеток, определение показателей ФП, ФЧ, ИЗФ. Учет и оценка реакции агглютинации с кардиолипиновым антигеном. Тема 3. Реакции иммунитета: агглютинации, реакция связывания комплемента, преципитации, иммунофлюоресценции, иммуноферментного анализа и др. – 2,5 часа. Понятия агглютинации и преципитации. Общие представления о системе комплемента. Состав, химическая природа, локализация в организме, основные функции. Механизмы и принципы постановки реакций иммунитета. Реакция связывания комплемента, оценка результатов, дагностическая значимость, область применения. Современные методы, основанные на взаимодействии антиген-антитело: иммунофлюоресцентный, радиоиммунный, иммуноферментный; принципы их постановки, области применения, диагностическая значимость. 3а. Самостоятельная работа каждого студента по оценке и интерпретация моделей качественного и количественного иммуноферментного анализа. Изучение и интерпретация фотографий иммунофлюоресцентного анализа. ^ Иммунный статус организма и методы оценки его состояния. Факторы, влияющие на иммунный статус (социальные, экологические, химические, физические и др.) Иммунодефецитные состояния. Вакцинация: понятие, виды, способы получения вакцин. Современная классификация вакцин. Адъюванты. Аутовакцины, вакцинотерапия. Принцип и механизм действия вакцин. Эффективность вакцинации и осложнения. Требования к вакцинам. Итоговое тестирование ^
^ 3.1. Рекомендуемая литература: Основная литература:
Дополнительная литература:
Иммуногенетика инфекционных заболеваний, М., 1985
^ к лекциям и практическим занятиям:
^ для практических занятий: 3.3.1. Модель для оценки фагоцитоза ( мазок крови с объектами фагоцитоза) 3.3.2. Демонстрационный набор для проведения латекс-агглютинации – определение антител к кардиолипиновому антигену.. 3.3.3. Модель твердофазного иммуноферментного анализа – определение концентрации общего IgE в сыворотке крови 3.3.4. Модель радиальной иммунодиффузии в геле по Манчини.
^ (прилагаются): 3.5.1. Методические рекомендации для преподавателей. 3.5.2. Методические рекомендации для студентов. ^ (Прилагаются) 3.7. Перечень практических навыков студентов СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО факультета по дисциплине: Студент должен уметь: - использовать приобретенные знания по общей иммунологии при изучении других медико-биологических и медицинских дисциплин; - правильно интерпретировать и применять основные понятия иммунологии при изучении медико-биологической и медицинской литературы и при совместной работе с медицинскими специалистами; - проводить серологическую диагностику инфекционных болезней. Использовать основные реакции иммунитета для обнаружения антител в сыворотке больных при диагностике инфекционных болезней; ^
^
^ 1. Место иммунологии в современной медицине. Роль иммунологии в подготовке врачей-клиницистов. 2. Основные этапы развития иммунологии. Работы отечественных ученых. 3. Роль И.И. Мечникова в формировании учения об иммунитете. Неспецифические факторы зашиты организма. 7. Комплемент, его структура, функции, пути активации, роль в иммунитете. 8. Интерфероны, природа. Способы получения и применения. 9. Видовой (наследственный) иммунитет. 10. Понятие об иммунитете. Виды иммунитета. 11. Структура и функции иммунной системы. Кооперация иммунокомпетентных клеток. 12.Иммунокомнетентные клетки. Т- и В-лимфоциты,. макрофаги их кооперация. 13.Иммуноглобулины. структура и функции. 14. Классы иммуноглобулинов, их характеристика. 15. Антигены: определение, основные свойства. Антигены бактериальной клетки. 16. Антителообразованне: первичный и вторичный ответ. 17. Иммунологическая память. Иммунологическая толерантность. 18. Теории иммунитета. 19. Особенности противовирусного, противогрибкового, противоопухолевого, трансплантационного иммунитета. 20. Реакция агглютинации. Компоненты, механизм, способы постановки. Применение. 21. Реакция Кумбса. Механизм. Компоненты. Применение. 22. Реакция пассивной гемагглютипации. Компоненты. Применение. 23. Реакция коагглютинации. Механизм, компоненты. Применение. 24. Реакция торможения гемагглютинации. Механизм. Компоненты. Применение. 25. Реакция преципитации. Механизм. Компоненты. Способы постановки. Применение. 26. Реакция связывания комплемента. Механизм. Компоненты. Применение. 27. Реакция нейтрализации токсина антитоксином. Механизм. Способы постановки, применение. 28. Реакция иммунофлюоресценции. Механизм, компоненты, применение. 29. Иммуноферментный анализ, иммуноблоттинг. Механизм, компоненты, применение. 30. Серологические реакции, используемые для диагностики вирусных инфекции. 31.Диагностикумы. Получение, применение. 32.Моноклональные антитела. Получение, применение. 33. Методы приготовления и применения агглютинирующих, адсорбированных сывороток. ^ Протокол согласования рабочей программы по общей и клинической иммунологии с аллергологией для специальности стоматология с другими дисциплинами специальности на 2007-2008 уч. Год
^
^ №____ от «____»_________________200__г. Слушали: О внесении дополнений и изменений в Рабочую программу учебной дисциплины «Общая иммунология» для студентов стоматологического факультета на 2007-2008 учебный год. Постановили: Внести в Рабочую программу учебной дисциплины следующие дополнения: В связи с недостаточным количеством дней практических занятий, большим объемом материала и важностью тем следующие темы выносятся на самостоятельное обучение: иммунология репродукции, иммунный статус, его оценка, основы иммунотерапии, иммунопрофилактики. В III семестре на 4-е занятие выносится итоговый контроль знаний студентов. Зав. кафедрой иммунологии и аллергологии, д.м.н. Б. Ю. Гумилевский Внесенные изменения “УТВЕРЖДАЮ” Декан стоматологического факультета, профессор С.В. Дмитриенко “_____”_________________ 200 г. |