|
Скачать 126.87 Kb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение «Казанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения и социального развития Российской федерации «У Т В Е Р Ж Д А Ю» Председатель ЦКМС, Проректор по учебно-методической работе, доцент Ф.Г.Биккинеев _________________________________ «________»__________________2012 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По дисциплине: ОБЩАЯ ИММУНОЛОГИЯ для специальности СТОМАТОЛОГИЯ, 060105 факультет СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ Кафедра ^ Курс III Семестр 6 Лекции 4 часа Зачет 6 семестр Практические занятия 10 часов Самостоятельная работа 8 часов Всего 22 часа 2012 год Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 040400 «стоматология» в соответствии с учебным планом и на основании типовой программы по дисциплине, утвержденной «__» ______ 1997 года. Разработчики программы: Заведующий кафедрой клинической иммунологии и аллергологии, профессор _____________ Цибулькина В.Н. Доцент кафедры клинической иммунологии и аллергологии ______________ Васильева А.А. Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры клинической иммунологии и аллергологии _____________________________________________ Заведующий кафедрой ______________ Цибулькина В.Н. Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании предметно-методической комиссии по терапевтическим дисциплинам _____________________________ Председатель предметно-методической комиссии по терапевтическим дисциплинам _______________ Ослопов В.Н. ^ ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Современная иммунология, как самостоятельная научная отрасль, занимает одно из центральных мест среди медико-биологических дисциплин. ^ «Общая иммунология» – формирование представления студентов об универсальности иммунологических механизмов, протекающих как при физиологических, так и при патологических процессах. ^ Главной задачей курса общей иммунологии является формирование современных представлений о механизмах функционирования иммунной системы. Дать полное и стройное об иммунологии как предмете в целом, сформировать представление об иммунной системе как одной из важнейших систем в организме. Рассмотреть основополагающие разделы общей иммунологии. Дать современные представления о причинах развития и патогенезе иммунологических нарушений при аллергических и других болезнях иммунной системы. ^ Студент должен знать: 1. Характеристику факторов неспецифической резистентности. 2. Методы оценки факторов неспецифической резистентности. 3. Классификацию органов иммунной системы, их строение. 4. Морфологические, фенотипические, функциональные особенности иммунокомпетентных клеток. 5. Определение антигенов и их свойства.
12. Виды вакцин.
Студент должен уметь:
^ 1. Биология. 2. Гистология. 3. Микробиология. 4. Биохимия. 5. Физиология. ^ «ОБЩАЯ ИММУНОЛОГИЯ» 1.Введение. Предмет и задачи иммунологии. Исторические этапы развития иммунологии. Ученые – лауреаты Нобелевской премии в области иммунологии. Новые направления иммунологии. ^ Иммунная система как совокупность органов, тканей и клеток, осуществляющих иммунологические функции. Иммунитет как биологическое явление. Центральные и периферические органы иммунной системы. Современная схема иммуногенеза. Лимфоцит – центральная клетка иммунной системы. Т- и В-лимфоциты, их характеристика, методы идентификации. Субпопуляции лимфоцитов. Естественные киллеры. К- клетки. Роль макрофагов в иммунном ответе. Характеристика и генез макрофагов, маркеры, рецепторы. Разнообразие функциональных свойств макрофагов. 3.Антигены. Определение и характеристика вещества как антигена. Понятие чужеродности, антигенности, иммуногенности, специфичности антигена. Характеристика молекул с антигенными свойствами. Эпитопы антигена. Гаптены. Классификация антигенов. Изоантигены гистосовместимости человека. Искусственные антигены, их типы, химическая природа, применение. Антигены бактерий, вирусов. Аллергены.
Определение. Клеточные основы антителогенеза. Пути дифференцировки В-лимфоцитов. Антителообразующие клетки. Динамика антителогенеза в иммунном ответе. Иммуноглобулиновая природа антител. Строение молекулы иммуноглобулина. Легкие и тяжелые цепи. Вариабельные и константные области. Фрагменты молекулы иммуноглобулина. Классы и субклассы иммуноглобулинов. Разнообразие иммуноглобулинов: изотипы, аллотипы, идиотипы. Идиотип – антиидиотипическое взаимодействие. Эффекторные функции иммуноглобулинов. Моноклональные антитела. Иммунологические феномены, основанные на взаимодействии антиген-антитело: агглютинация, преципитация, лизис, нейтрализация и др.
Общая организация и функционирование иммунной системы слизистых (ИСС). Индуктивные участки ИСС. В-клетки как предшественники IgA – продуцирующих плазматических клеток ИСС. Эффекторные учаски ИСС. Функции IgA.
Основные определения и понятия. Преципитация, количественная оценка преципитации; иммунодиффузия по Ухтерлони, иммунодиффузия по Манчини, иммуноэлектрофорез. Агглютинация, гемагглютинация, пассивная гемагглютинация, коагглютинация, торможение агглютинации. Антиглобулиновая проба Кумбса. Активация комплемента. Классический путь активации комплемента. Альтернативный путь активации комплемента. Регуляция активации комплемента. Биологическое значение активации комплемента. РСК.
Гуморальный иммунный ответ. Клеточный иммунный ответ. Регуляция иммунного ответа. Роль генетических факторов. Иммунологическая толерантность. Механизмы регулирования иммунного ответа в ИСС. 8. ^ Врожденный иммунитет. Барьеры против инфекций. Клеточные факторы: полиморфноядерные лейкоциты, макрофагальная система. Фагоцитоз. Стадии. Кислородзависимый и кислороднезависимый механизмы киллинга бактерий. Естественные киллеры. Гуморальные факторы: бактерицидные компоненты секретов, альтернативный путь активации комплемента, острая воспалительная реакция, опосредованная активацией комплемента. Роль белков острой фазы. Интерфероны. ^ Приобретенный иммунитет. Антитоксический иммунитет. Антимикробный иммунитет (внеклеточно паразитирующие возбудители Грам- и Грам+). Защита от инфекций, основанная на клеточном иммунитете (внутриклеточно паразитирующие возбудители). Иммунитет к вирусным инфекциям. Иммунитет к паразитарным инфекциям. Иммунитет, приобретаемый пассивно. Вакцинация. ^ 2.1.1. Лекции по общей иммунологии (4 часа)
2.1.2. Практические занятия по общей иммунологии (10 часов)
Темы рефератов, эссе:
Антигены эритроцитов
^ а) основная литература: 1. Хаитов Р.М., Игнатьева Г.А., Сидорович И.Г. Иммунология. Норма и патология. Учебник.-3-е изд., перраб и доп.-М.:ОАО «Издательство «Медицина», 2010.-752 с. (учебник для студентов мед.вузов) б) дополнительная литература:
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы: 1. www.medscape.com 2. http://immunology.org/ 3. http://pathmicro.med.sc.edu/book/immunol-sta.htm 4. http://humbio.ru/humbio/immunology 5. www.pulmonology.ru Учебно-методическая литература 1. Факторы естественной резистентности. А.А.Васильева.-Казань.- 2001 2. ИгЕ-опосредованные реакции. Васильева А.А., Хакимова Р.Ф. – Казань. – 2004. 3.6.Перечень наглядных пособий, используемых в процессе обучения 3.6.1.Перечень таблиц: ^
Органы и клетки иммунной системы:
Интерлейкины:
Антигены:
Антитела:
Взаимодействие антиген-антитело:
Реакции гиперчувствительности:
Противоопухолевый иммунитет:
Диагностика аллергических заболеваний: 1. ИФА- «сэндвич» метод (2 шт). ^ 1. Морфология органов иммунной системы.
^
|