Министра образования и науки Андрея Фурсенко icon

Министра образования и науки Андрея Фурсенко





Скачать 402.11 Kb.
Название Министра образования и науки Андрея Фурсенко
Дата конвертации 13.02.2013
Размер 402.11 Kb.
Тип Документы
Филиалы сыграют в «чёрный ящик»/
Гудок,
09.07.2009,
Ирина Заверняева


Рособразование сократит число иногородних представительств вузов В новом учебном году Рособразование планирует закрыть около 200 филиалов подведомственных ему вузов, а также объединить подразделения учебных заведений, находящихся в одном населённом пункте.

В ведении Рособразования в настоящее время находятся 345 вузов и 1177 филиалов, где учатся 4,6 млн студентов, из них 2,1 млн – за счёт государства. По мнению министра образования и науки Андрея Фурсенко, даже по самым мягким оценкам, сегодня не соответствуют требованиям более 10% вузов и их филиалов.

Заместитель руководителя Рособразования Евгений Бутко сообщил, что в 2008 году ведомство уже закрыло 36, а в 2009-м – 50 филиалов вузов.

Как пояснил «Гудку» ответственный секретарь рабочей группы по реформированию образования Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Михаил Лукьянчук, необходимость в такой «чистке» назрела давно.

«Образование, которое получают студенты в филиалах вузов, во многих случаях фиктивно, – говорит он. – Если филиал не отвечает предъявляемым к качеству образования требованиям, а вместо знаний даёт студентам лишь дипломы, его исчезновение из образовательного поля вполне логично. Кроме того, в этом и в следующем году нас ждёт резкое сокращение численности абитуриентов. И головные вузы могут не набрать студентов, не говоря уж о филиалах».

По мнению эксперта, многие филиалы похожи на «чёрный ящик», и зачастую, подавая документы в приёмную комиссию, абитуриент не всегда представляет, на что он потратит пять лет своей жизни.

По мнению ректора Института проблем образовательной политики «Эврика» Александра Адамского, «квоту» на ликвидацию некачественных филиалов можно даже расширить, но действовать в сложившейся ситуации надо очень чётко и избирательно, чтобы борьба за качество не превратилась в «охоту на ведьм».

«Я знаю очень хорошие филиалы, которые могут дать фору многим головным вузам – по организации практики, развитию инновационных технологий и проектной деятельности, – рассказал он «Гудку». – Другое дело, что абитуриенты и родители зачастую плохо информированы. Решение данной проблемы я вижу в публикации Рособразованием «серых» списков филиалов, в которых не всё благополучно».

Михаил Лукьянчук пояснил также, что, закрывая филиалы, чиновники вовсе не собираются выставлять студентов на улицу посреди учебного года. «В очередь «на выбывание» поставлены те филиалы, где дела с набором студентов обстоят и так не лучшим образом, – пояснил он. – Это не одномоментный процесс, тем, кто уже учится, будет дана возможность закончить образование или перевестись в другое учебное заведение».


Рособразование признало заслуги Алтайского технического университета по организации проживания студентов/
Regnum,
10.07.2009,
08:40


Сегодня, 10 июля, в конференц-зале Рособразования состоится торжественная церемония награждения победителей Всероссийского конкурса на лучшее студенческое общежитие. В этом году в конкурсе приняли участие 124 из 345 вузов, подведомственных Рособразованию.

Определены следующие победители конкурса: первое место завоевал Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, на втором месте Московский государственный университет печати и замкнул тройку победителей Северо-Кавказский государственный технический университет. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM Новости в пресс-службе Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи, в одной из 15 дополнительных номинаций Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова признан победителем как "Лучшая организация доступа студентов к информационным системам общего пользования в условиях общежития (студгородка)".

Кроме того, Алтайский государственный университет будет награжден грамотой "За участие во Всероссийском конкурсе на лучшее студенческое общежитие".


Доступность высшего образования в Чувашии: обзор/
Regnum,
10.07.2009,
13:38


В вузах идёт горячая пора. Получив сертификаты о сдаче ЕГЭ, выпускники школ рванули в высшие учебные заведения. Сейчас залы, где расположились приёмные комиссии, напоминают вокзал, передаёт корреспондент ИА REGNUM Новости. По данным Минобразования Чувашии, в 2009 году 22 вуза готовы принять 12.741 студента, из них 3.680 - на бюджетной основе. План приема на коммерческой основе - 9.061 человек. В целом в вузах наблюдается незначительное снижение бюджетных мест. В основном урезаются места на тех специальностях, чьими специалистами рынок труда уже переполнен - на юридическом и экономическом факультетах.

В этом году зачисление абитуриентов в государственные вузы будет проходить в несколько этапов. Вначале появится полный пофамильный перечень экзаменовавшихся с выделением списка лиц, рекомендованных к зачислению. После этого у абитуриентов есть семь дней на принятие решения - куда отнести подлинники документов. Если же после зачисления студентов из первого списка всё же останутся вакантные места, дальнейшее зачисление производится из списка лиц, следующих ниже в полном пофамильном перечне. Такая форма зачисления более удобна и абитуриентам, и для работы приёмной комиссии. Абитуриент может чётко сориентироваться, каковы его шансы зачисления на тот или иной факультет, что особенно важно, если документы были поданы на несколько специальностей (или вузов) одновременно.

Ответственные секретари приёмных комиссий вузов рассказали корреспонденту ИА REGNUM Новости о количестве бюджетных мест, стоимости обучения и абитуриентском конкурсе.

Количество бюджетных мест в Чувашском государственном университете им. И.Н. Ульянова (ЧГУ) - 1.372 (по дневной форме, с филиалами). В сравнении с прошлым годом количество бюджетных мест снизилось на 43 (в прошлом году было 1.415). Впрочем, Сергей Чучкалов, заместитель ответственного секретаря приемной комиссии ЧГУ, заметил, что доступность высшего образования по бюджетным местам сейчас выше, чем было в "стабильных 80-х". В том числе и за счет появления новых специальностей. Так, в этом году ЧГУ проводит набор на две новые специальности - "Туризм" и "Экономика и управление на предприятии". На 7 июля количество поданных заявлений на 70 специальностей ЧГУ - 6.986.

Самая популярная специальность у абитуриентов этого года на сегодняшний день "Государственное и муниципальное управление" - 351 заявление на 20 бюджетных мест. Рекордсмен прошлого года - специальность "Бухгалтерский учёт, анализ и аудит" с конкурсом 16,2 человека на место. "Композиция" и "Музыковедение" пока остаются вне спроса абитуриентов. По словам Чучкалова, в течение прошедшего учебного года цены снижались дважды - в целом, для первокурсников-очников они упали на 20%. Что касается старшекурсников, то для них цены за обучение останутся на прежнем уровне, тогда как в связи с инфляционными процессами в других вузах республики они выросли примерно на 10-15%, говорит он. Тем не менее, с учётом всех снижений, ЧГУ остается одним из самых дорогих вузов Чувашии. И если по ряду специальностей ("Математика", "География", "Сестринское дело") обучение стоит 36 тыс. рублей в год, то обучение по специальностям "Промышленное и гражданское строительство" и "Стоматология" встанет в 72 тыс. рублей и 76 тыс. рублей соответственно (в прошлом году - 90 тыс. рублей и 95 тыс. рублей соответственно).

Чувашская государственная сельскохозяйственная академия в этом году выделила 330 бюджетных мест на очном и 145 - на заочном отделениях. Из них 35 бюджетных мест - по новой специальности "Агрономия" (бакалавриат). По сравнению с прошлым годом, произошло небольшое снижение бюджетных (около 40) мест. По данным на 6 июля, на шесть факультетов сельхозакадемии подано 1.536 заявок. Активней всего заявки в академию подают на специальность "Менеджмент", невостребованными остаются бакалавриаты агрономии и агроинженерии (заочно).

План приема на коммерческой основе - 220 (очно) и 170 мест (заочно). В сельхозакадемии учёба на некоторых факультетах подорожала на 10%. Самой дорогой в академии является специализация "Бухгалтерский учет, анализ и аудит в банках и других финансово-кредитных учреждениях", стоимость в год- 39 тыс. рублей (очно). В два раза дешевле студенту обойдётся учёба по специальностям "Агрономия", "Зоотехния", "Ветеринария" - 17.800 рублей (очно).

Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева (ЧГПУ) в этом году подготовил 650 бюджетных мест на очном (и за последние несколько лет она почти не изменилась - сокращение на 10 мест), а также 280 мест на заочном (здесь произошло сокращение около 100 мест по сравнению с прошлым годом). Еще на 1 июля количество поданных заявок доходило до 1.500.

Как и в ЧГУ, активно подают заявки на специальность "Государственное и муниципальное управление". По статистике прошлого года, на нее был рекордный для Чебоксар конкурс - 144,3 человека на место. Наименьшей популярностью пользуются "Родной язык и литература, иностранный язык" и "Технология швейных изделий". По словам Александра Китаева, ответственного секретаря приёмной комиссии педвуза, "видимо, девочек пугают вступительный экзамен по иностранному языку или физике".

По сравнению с прошлым годом, в ЧГПУ произошло увеличение стоимости обучения на 10%. В минимальную сумму обойдется обучение на специальности "Социальная педагогика и психология" и "Дошкольная педагогика и психология" - 33.300 рублей в год. Самая дорогая специальность - "Теория и методика преподавания иностранных языков и культур" - 45.700 рублей.

Филиал Волго-Вятской академии государственной службы в г.Чебоксары бюджетных мест не имеет. Очные отделения каждой из трех специальностей академии: "Государственное и муниципальное управление", "Финансы и кредит" и "Менеджмент организации" готовы принять по 50 человек на коммерческой основе. Еще 50 человек смогут получить образование по новой специальности "Маркетинг", введённой в учебную программу с нового учебного года. Как пояснила ответственный секретарь приёмной комиссии Алевтина Ефимова, несмотря на высокую потребность предприятий различных форм собственности в специалистах-маркетологах, ранее в Чувашии активной подготовки специалистов подобного профиля не велось, так что теперь у абитуриентов появился шанс приобрести востребованную профессию. По сравнению с прошлым годом, стоимость обучения поднялась на 5%. Цена вопроса обучения здесь одинакова на любой специальности - 18 тыс. рублей за семестр.

Количество бюджетных мест на очном, очно-заочном и заочном отделениях Чебоксарского политехнического института (филиала Московского государственного открытого университета) - 240. План приема по договорам - 815 человек. Стоимость обучения на очном отделении - 33- 35 тыс. рублей, на вечернем - 21 тыс. рублей, на заочном - 15-22 тыс. рублей в зависимости от специальности.

В этом году Филиал Российского государственного социального университета в г.Чебоксары располагает 58 бюджетными местами на очном отделении и 72 на заочном, кроме того, имеются 15 мест по специальности "Экология" по очно-заочной форме обучения. План приёма на коммерческой основе - 497 человек. Популярна - "Юриспруденция", в аутсайдерах "Социальная работа". Стоимость обучения здесь дифференцируется в зависимости от гражданства абитуриента. Гражданину РФ обучаться гораздо дешевле, чем абитуриенту из СНГ, и тем более иностранным гражданам. Разница в стоимости в зависимости от специальности составляет от 5 тыс. до 10 тыс. рублей. Дешевле всего обучение на специальности "Экология" - 21 тыс. рублей. Самыми дорогими специальностями являются "Юриспруденция" и "Финансы и кредит" - 28 тыс. рублей.

План приема по договорам в Чувашском филиале Московского гуманитарно-экономического института - 600 человек. В связи с ростом инфляции и на основании калькуляции стоимости обучения в предстоящем семестре обучение в филиале МГЭИ - 15 тыс. рублей полной формы обучения, 16 тыс. рублей - сокращенной, 9 тыс. рублей - заочной вне зависимости от специальности.

В Региональном институте психологии и гуманитарных наук обучение студентов производится на контрактной основе. Стоимость очного обучения на первом курсе по всем трём специальностям ("Психология", "Реклама" и "Экономика и управление на предприятии") - 35 тыс. рублей в год, заочного - 29 тыс. рублей.

На договорной основе осуществляется обучение и в Чебоксарском кооперативном институте (филиале Российского университета кооперации). Стоимость очного обучения - в среднем 48 тыс. рублей, заочного - от 27 тыс. рублей.

В 27 тыс. - 29 тыс. рублей обойдётся учёба в Чебоксарском филиале Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова.

Стоимость обучения в Чебоксарском филиале Академии права и управления, по сравнению с прошлым годом, повысилась на 20%. Учёба на очном отделении будет стоить 34.500 рублей в год, на заочном - 24 тыс. рублей.

В Филиале Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета в г.Чебоксары бюджетные места в единичном количестве, а стоимость коммерческого обучения ниже: колеблется между 12.900 рублей ("Управление качеством") до 18.200 рублей ("Экономика и управление на предприятии туризма и гостиничного хозяйства") за семестр. Заочное обучение обойдется в 10.800 рублей.

На очном отделении Чебоксарского института экономики и менеджмента (филиала Санкт-Петербургского государственного политехнического университета) имеются 120, а на заочном - 360 коммерческих мест. Обучение стоит 18.500 рублей в семестр на любой специальности. Рост стоимости обучения в сравнении с прошлым годом составил 14%.

В Чувашии 22 вуза, в том числе 14 государственных. По данным Чувашстата, в 2007-2008 учебном году в вузах Чувашии обучались 72 тыс. студентов, чуть менее половины - в трёх главных государственных: более 20 тыс. - в Чувашском госуниверситете, более 8 тыс. - в педуниверситете, 4.5 тыс. - в сельхозакадемии. В 2008-2009 учебном году общая численность студентов вузов достигла 75,4 тыс., из них очников 34, 1 тыс. человек, подготовка ведётся по 146 специальностям и направлениям. В 14 государственных вузах обучаются 68,9 тыс. студентов, причём чуть более половины - 32,4 тыс. - очно. В восьми негосударственных вузах высшее образование получают 6,6 тыс. человек, очно - 1,7 тыс. человек.


НОВОСТИ/
1 канал,
13.07.2009,
15:00


ВЕДУЩИЙ: Кто-то в Россию, а кто-то из России. Каждый год к нам приезжают на учебу 25 тысяч иностранных студентов и 30 тысяч наших уезжают образовываться за границу. В мировом обмене это всего каких-то 1,5 процента. Цифры, впрочем, не учитывают выпускников, пытающихся сразу из российской средней попасть в какую-нибудь зарубежную высшую школу. А таких немало. Крупнейшие турагентства разрабатывают даже специальные образовательные программы. Но нынешнее российское 11-летнее образование, к примеру, западным вузам кажется недостаточным. Они предлагают сначала окончить колледж, подтянуть язык, а уж потом университеты.

Уильям МАККАЙВИР, директор посреднической компании (Великобритания): Если студент заканчивает 11 класс, он не готов сразу для поступления в университет, потому что наша система состоит из 13 лет образования перед университетом, у вас - 11. Так что вот придется доучиться еще один год, либо в колледже, либо в частном пансионе.

ВЕДУЩИЙ: Совсем другие программы для студентов. Можно, к примеру, параллельно получить сразу два диплома.

Репортаж Антона Чечулинского.

КОРР.: Уехать учиться за границу можно как на месяц, так и на 6 лет. Платно или бесплатно - за счет государства. Престижнее всего выиграть стипендию президента России. По этой программе за рубеж ежегодно отправляются 60 аспирантов и 40 студентов.

Место учебы выбирают стипендиаты. Это их право. Но есть и обязанность - получив диплом вернуться на Родину. Счастливчиков отбирают по результатам всероссийского открытого конкурса. Об условиях можно узнать через Интернет. Главные требования - хорошая зачетная книжка, знание языка, а также письмо из зарубежного вуза, который согласен обучать студента.

Можно учиться за границей и на так называемой эквивалентной безвалютной основе, говоря проще - по обмену между вузами. Есть специальные программы в рамках международных договоров. Обучение и проживание оплачивает принимающая сторона. Она же предоставляет стипендию. Но количество студентов ограничено - претендентов отбирают российские вузы, а утверждают федеральные чиновники.

Виктор ПЕТРЕНКО, советник Федерального агентства по образованию: Соглашений с зарубежными странам довольно-таки много - их порядка 100 с различными государствами мира. Оно осуществляется в настоящее время где-то с 30 примерно странами Европы, Ближнего Востока.

КОРР.: Вузы между собой могут договориться и без государства. Особо тесно с российскими университетами сотрудничают французские - некоторые участники программ получают сразу два диплома.

- Сейчас протрем пыль.

КОРР.: Свои два диплома Павел Штерляев получил самостоятельно. Вот финский - магистра. Университет города Лаппеенранта. Павел отучился там 2 года, фактически параллельно с петербургским вузом, в котором появлялся только во время сессии. Зарубежный вариант привлек его еще на третьем курсе.

Павел ШТЕРЛЯЕВ: Они просто принимают твои оценки в университете. То есть тебе нужно просто отучиться 4 года в российском университете - и все. И посто подать документы, то есть выписка твоих оценок, знание английского - чаще всего сертификат TOEFLE. И, собственно, письмо мотивации, почему ты это хочешь, что тебе интересно.

КОРР.: Павел не остался работать в Финляндии, вернулся. Но друзей в Петербурге не застал. Один сейчас учится в Лионе, другой - в Барселоне, третий собирается в Милан. Каждый нашел вариант по карману.

В Финляндии и Швеции образование можно получить бесплатно. Но чтобы взяли в вуз, нужно подтвердить, что денег на проживание хватит. Германия и Франция - оплата минимальная. Бакалавриат стоит в районе сорока тысяч рублей. Но хлеб и крыша над головой опять же за счет студента. Дороже всего в Великобритании и США: 1-2 миллиона рублей будет стоить три или четыре курса учебы. Но выбирая свои университеты важно помнить, что в России котируются далеко не все зарубежные дипломы. Некоторые предприятия воспринимают их лишь как свидетельства о знании иностранного языка.


Президент СПбГУ надеется, что "Петербургский диалог" предложит пути выхода из кризиса/
^ РИА "Новости",
13.07.2009,
16:43


Президент Санкт-Петербургского государственного университета Людмила Вербицкая надеется, что участники российско-германского форума "Петербургский диалог-2009", который откроется в Мюнхене 14 июля, предложат конкретные пути выхода из кризиса.

"Это девятый по счету форум. Каждый из форумов старался быть актуальным и обсуждались те важные вопросы, которые предыдущие восемь лет переживал мир и наши две страны. Тема этого форума - "Выходы из кризиса глазами гражданских обществ России и Германии". Конкретные обсуждения этой проблемы, может быть, и подскажут какие есть пути и выходы из кризиса, тем более, что очень разными людьми в разных странах по разному оцениваются сроки выходы, глубина падения и дальнейшие процессы.

Безусловно, мы очень надеемся на то, что будут предложены конкретные предложения по выходу из кризиса", - рассказала в интервью РИА Новости Вербицкая, которая является заместителем председателя российского координационного комитета форума.

По ее словам, за годы существования форма его формат практически не менялся. "Открытием форума в первый день обычно был так называемый подиум. В этом году мы решили эту форму изменить. Раньше были два-три человека и модератор, в этот раз мы пришли к выводу, что с российской и германской стороны должны быть по одному человеку с докладом на основную тему", - сказала Вербицкая.

Она уточнила, что таким человеком с нашей стороны будет директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, а с немецкой стороны - председатель учрежденной федеральным правительством экспертной группы "Новая финансовая архитектура" Отмар Иссинг.

"Каждый из них изложит свои предложения и взгляды на то, как можно выйти из кризиса. Эти доклады будут основой для обсуждения вопросов и свободной дискуссии. Мы очень надеемся, что такое деловое обсуждении главной проблемы определит разные взгляды и подходы к ее решению", - сказала Вербицкая.

Она напомнила, что в рамках форума созданы восемь рабочих групп и не исключила, что их число может бы изменено. "Может быть, какие-то секции могут быть объединены. Бывают вопросы, например, такие как выход из кризиса, которые решают все вместе. Может быть, если жизнь подскажет, мы организуем какую-то дополнительную секцию, а может быть и объединим усилия. Мы ждем мюнхенскую встречу и я надеюсь, что почерпнем там что-то новое", - отметила Вербицкая.

По ее мнению, форум не только является дискуссионной площадкой, здесь принимаются решения, имеющие практическую сторону.

"Эти годы показали большую результативность работы - и практическую, и в плане возможности обсуждения общих вопросов.

Например, в течение нескольких лет была актуальна проблема будущего общеобразовательной системы - Болонский процесс. У нас немецкая система образования - Петербургский университет, который в 1724 году начал свою работу, перенес к себе немецкую систему. Первые годы у нас было 17 профессоров из Германии, которые в 1725 году учили 9 студентов. Только в 1747 году Ломоносов прочел курс лекций по физике по-русски. Именно поэтому наши образовательные системы очень близки, и очень многое в становлении Болонской системы в мире зависело от решений наших двух стран", - рассказала президент университета.

Вербицкая подчеркнула необходимость проведения диалога.

"Эти годы показали, что форум очень нужен и что такой формат очень актуален. На форуме присутствуют самые разные люди - губернаторы и руководители земель, руководители вузов и научных учреждений, общественные деятели и члены Государственной думы, общественной палаты. Очень важно, что доверие друг к другу возросло настолько, что поднимаются и обсуждаются самые острые вопросы. Важно то, что за эти восемь лет мы стали как-то лучше понимать друг друга и то недоверие, которые было в первые годы, оно постепенно исчезает. Мы не боимся острых дискуссий и от них не уходят наши лидеры", - отметила Вербицкая.

Подчеркивая актуальность форума, она отметила, что по подобию "Петербургского диалога" может быть организовано еще несколько форумов.

"Сейчас возникает Российско-корейский диалог. В нашем диалоге с Германией петербургский университет - ведущий вуз, база проведения диалога, а в Германии нет такого университета, который был бы такой базой. Диалог с Кореей как раз строится таким образом, что петербургский университет и один из ведущих университетов Кореи будут двумя базовыми точками, которые все будут организовывать. Этот диалог начинает работать, корейская делегация уже была у нас, а наша делегация в ближайшее время планирует посетить Корею. Ожидается, что в конце сентября пройдет какая-то первая встреча. Очень может быть, что подобный диалог будет организован не только с Кореей, но и с другими странами", - отметила президент.

Российско-германский форум "Петербургский диалог" был создан по инициативе Владимира Путина и Герхарда Шредера, первая встреча прошла в Петербурге в 2001 году. Основная цель форума - углубление взаимопонимания между Россией и Германией, дальнейшее развитие двустороннего сотрудничества во всех сферах, преодоление предрассудков во взаимном восприятии и, таким образом, дополнительное стимулирование связей между двумя странами.


Горячий прием/
^ Российская газета,
14.07.2009,
Ирина Ивойлова


В Рособразовании открыта "горячая линия" по вопросам поступления в вузы. Корреспондент "РГ" вместе с сотрудниками ведомства принимал звонки.      Телефон "наготове" с 9 утра. "Думаю, основные звонки пойдут часов с 12", - предупреждает Сергей Игнатьев, начальник отдела учреждений высшего профобразования и федеральных университетов. Но ждать долго не пришлось. Через десять минут - первый вопрос.

     - Это "горячая линия"? Мой сын Андрей Безуглов поступает в ГУУ, пришли подавать документы, а вуз закрыт - там идет ^ ЕГЭ. Что нам делать?      - Вторая волна ЕГЭ действительно проводится в вузах, в это время туда посторонним вход воспрещен. Мы будем просить вузы продлить время приема документов, приемная комиссия потом поработает подольше. ЕГЭ будет проводиться еще два дня - 15 и 17 июля. Придется потерпеть.

     Мне Сергей Игнатьев поясняет: в сложной ситуации не только родители и абитуриенты, но и сотрудники вузов, они ведь тоже не могут попасть на рабочие места. Может, в следующем году что-то изменится, но нынче уже ничего не сделать. Регионы сами решали, на чьей базе проводить ЕГЭ и почти все выбрали вузы.

     Телефон снова трещит.

     - Это мама абитуриента из Ижевска. У нас не приняли документы в университет, говорят - "вы опоздали", а срок-то окончания приема 25 июля!       Выясняется, что речь идет о специальности "физическая культура", где проводятся дополнительные профессиональные испытания. На такие специальности, как и на многие творческие, документы не принимают с 6 июля.

     - А нам-то что делать? - настаивает родительница несостоявшегося физкультурника.

     - Попробуйте подать документы туда, где еще идет прием.

      Главное в таких ситуациях сохранять спокойствие и дать полный ответ. Увы, это не всегда возможно. Вот, к примеру, многих интересует: какие олимпиады зачитывают конкретные вузы. "А мы не можем сказать, - замечают в Рособразовании. - Перечень олимпиад определен, их 120. Ученые советы вузов должны решить, результаты каких олимпиад вуз будет учитывать, и передать нам сведения. Но мы их пока не получили. МГУ, допустим, берет олимпиады только первого уровня, их 20, МИРЭА - все три уровня".

     Нас прерывает звонок.

     - Здравствуйте, это Барнаул. Из приемной комиссии беспокоят. Скажите, как быть, если на специальность, где выделено 25 мест, подано 50 заявлений от льготников, имеющих право на внеконкурсный прием?

     - Вуз должен провести среди них конкурс и решить, сколько мест может отдать для такой категории.

     После того как Сергей Владимирович кладет трубку, спрашиваю: "А вдруг льготники побегут в суд и будут доказывать, что нарушено их право на внеконкурсный прием?" Он тяжело вздыхает: "А что делать? У этих ребят, как правило, очень средненькие результаты. А кто-то сильный, кто хочет и может учиться, не попадет. Ну, допустим, всех льготников взяли, а они первую же сессию не сдадут. И что? Специальность закрывать?" Оказывается, вузов, столкнувшихся с такой проблемой, не так уж и мало. Правда, в основном, это гуманитарные учебные заведения. У технарей льготников мало.

     - "Горячая линия"? Меня зовут Артем. Могу я сразу поступать на две специальности в вузе?

     - Поступать - да, но учиться бесплатно разрешается только по одной. Вторая - за ваш счет.

      - Извините, Сергей Владимирович, можно? - в кабинет заглядывает сотрудница отдела. У нас как раз минута затишья.

     - Что у вас?

     - Вот запрос о подлинности диплома Мордовского госуниверситета и копия спорного документа.

     Игнатьев внимательно разглядывает черно-белую бумагу и ответ из вуза.       - Да, диплом у меня вызывает сомнение, бланк, похоже, подлинный, но заполнен неграмотно и ответ на запрос дал не ректорат, а деканат... Надо сделать запрос на имя ректора.

      В последнее время работодатели все чаще интересуются подлинностью дипломов соискателей и часто обращаются в Рособразование, так что к таким расследованиям тут привыкли.

     И снова звонит телефон.

     - Санкт-Петербург на проводе. У моего сына просят нотариально заверить копии свидетельства ЕГЭ. А это большие деньги, он поступает сразу в пять вузов.

     - Какой вуз?.. Сейчас я позвоню ректору.

     Через десять минут все встало на свои места - ректор категорически запретил приемной комиссии самоуправство - копии, естественно, заверять не надо. Но у многих в эту горячую пору свой маленький бизнес: рядом с приемной комиссией - вывеска "нотариус", абитуриенты бегают туда-сюда, и кто-то в вузе получает свои комиссионные... Нас снова прерывает звонок.      - Казахстан беспокоит. Инна Ивановна Терентьева. Мы с мужем родом из России, где остались все родственники, и дочка хочет учиться в Оренбурге. Но платить за учебу мы не можем. Ее возьмут на бюджетное отделение?

     -Да, она имеет право поступать на бюджетные места в вузы, которые имеют госаккредитацию. По Закону "О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом", лица, которые состояли в гражданстве СССР, а потом получили гражданство других государств, входивших в состав СССР, или стали лицами без гражданства, разрешено поступать в вузы на бюджетные места. Это же касается их потомков по восходящей линии.

     - Даже если у потомков нет гражданства СССР или России?

     - Совершенно верно. Но для поступления, как вы понимаете, требуется сдавать ЕГЭ на русском языке. Успеете во "вторую волну"?

     - Даже не знаем... Но все равно спасибо, если что - приедем на следующий год. Или вы к нам - в гости.

     На часах час дня. К обеду мы успели принять шесть звонков. "Это немного, - замечает Сергей Владимирович, - самые горячие деньки будут в начале августа, когда начнется зачисление". Многие абитуриенты сдавали документы в 10-15 вузов, и их фамилии могут быть в списках на поступление во всех этих учреждениях. А выбрать-то надо одно! Причем, успеть к 3 августа, принести или отправить по почте подлинники документов. Вот и начнется беготня, и, думаю, претензии к почте. В такой суматохе некоторые вузы могут остаться без абитуриентов. Продлить набор возможно, но с разрешения учредителя. В начале августа узнаем, как закончится приемная кампания 2009 года.


Министр образования и науки Северной Осетии В.Созанов: "В Северной Осетии 49 школ стали победителями всероссийского конкурса в рамках нацпроекта "Образование"/
Интерфакс,
14.07.2009,
12:49


- Валерий Гаврилович, отразился ли кризис на сфере образования Северной Осетии? Пришлось ли сокращать финансирование каких-либо проектов в условиях повсеместных пересмотров региональных бюджетов?

- Прежде всего, хочу отметить, что еще в прошлом году Северная Осетия в числе 31 субъекта Российской Федерации стала победителем в конкурсе регионов, реализующих комплексные проекты модернизации образования. В рамках проекта, несмотря на сложную экономическую ситуацию, правительство республики выделило дополнительные финансовые средства, что позволило с 1 января 2009 года ввести в систему общего образования республики новые финансовые механизмы - нормативное подушевое финансирование и новую систему оплаты труда. Это, в свою очередь, позволило повысить доходы педагогических работников - в 2009 году рост заработной платы учителей по отношению к 2008 году составил 17,5%.

Увы, финансовый кризис не мог не сказаться на системе образования Северной Осетии. Финансирование части проектов и программ, а также расходов, связанных с командировками, предоставлением услуг связи, транспорта, услуг по содержанию имущества пришлось сокращать. Однако такие социально значимые статьи расходов, как заработная плата, стипендии, питание обучающихся остаются в приоритете и финансируются в полном объеме.

Главой республики Таймуразом Мамсуровым и региональным правительством делается все возможное, чтобы нынешний кризис как можно меньше отразился на благосостоянии работников образования и системе образования в целом.

- Каковы результаты единого государственного экзамена в Северной Осетии?  - В мае-июне 2009 года единый государственный экзамен на территории Северной Осетии прошел организованно. Экзамены проводились по 13 общеобразовательным предметам. Всего в ЕГЭ по различным предметам приняли участие более 5 тыс. учащихся. Результаты, полученные участниками ЕГЭ в 2009 году, в среднем в 2 раза выше, чем в 2008 году. Этому в значительной степени способствовала проведенная в республике большая подготовительная работа, в том числе тренировочные экзамены по всем предметам.

- Насколько оснастилась материально-техническая база школ в связи с реализацией нацпроекта "Образование"? Обогатилось ли образование Северной Осетии благодаря мероприятиям в рамках нацпроекта?

- Безусловно. Благодаря нацпроекту "Образование" в школы республики поступило 203 типовых комплекта учебного и учебно-наглядного оборудования, 51 интерактивный аппаратный комплекс на сумму более 64 млн рублей.

Сегодня 58 автобусов подвозят детей из отдаленных сел в школы, тогда как до реализации нацпроекта ученики добирались до школы самостоятельно в любое время года. Стоимость всего "школьного" автобусного парка в рамках нацпроекта составляет более 39 млн рублей.

В течение трех лет 19 школ-победителей конкурса образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, ежегодно получали государственную поддержку в размере по 1 млн рублей на развитие инновационной деятельности. Восемь школ становились такими победителями дважды. На эти средства учебными заведениями закуплены компьютеры, интерактивные доски, учебные и лингафонные кабинеты.

Убежден: все новое оборудование, поступившее в школы в рамках нацпроекта, работает на достижение нового качества образования. В школах с современным оборудованием менее остро стоит проблема мотивации обучающихся. Расширились возможности применения современных образовательных технологий.

- Какова оснащенность школ Северной Осетии интернетом?

- В рамках реализации нацпроекта "Образование" в период с ноября 2006 по декабрь 2007 года все общеобразовательные школы Северной Осетии были подключены и обеспечены доступом к сети интернет.

В течение первых двух лет финансирование доступа общеобразовательных учреждений к интернету осуществлялось из средств федерального бюджета. По истечении этого срока перешли на финансирование из средств республиканского бюджета. Министерством образования и науки Северной Осетии заключен государственный контракт на оказание услуг по доступу образовательных учреждений к сети интернет с ОАО "ЮТК", который успешно выполняется, начиная с ноября 2008 г. Сумма контракта составляет 5,985 млн руб. В соответствии с этим соглашением, школам обеспечивается круглосуточный безлимитный доступ к сети со скоростью 256 Кбит/с., что вдвое превышает ранее обеспечиваемую скорость.

Школы достаточно интенсивно пользуются возможностями интернета - средний объем потребляемого трафика за первое полугодие 2009 г. составил 4 Гб в месяц на одну школу.

Школы отдаленных районов республики также обеспечены доступом к сети интернет. Часть из них, - в высокогорных селениях Верхний Згид, Мацута, Махческ, Дзинага, Стур-Дигора, Даргавс, Кобань, Эзми, Тарское, Комсомольское и поселок Тельмана, с которыми нет устойчивой телефонной связи, - подключены к интернету через малые наземные станции спутниковой связи.

- Образование сегодня уже сложно представить без самых современных технологий. Насколько удается внедрять в образовательный процесс инновационные технологии?

- Действительно, сегодня во всех образовательных учреждениях республики, как в сельских, так и в городских, активно внедряются и развиваются современные образовательные технологии.

Особенно широкое распространение получили информационно-коммуникационные образовательные технологии. Это стало возможным благодаря тому, что все школы получили доступ к образовательным ресурсам интернета и в рамках комплексного проекта модернизации образования обеспечены компьютерной техникой и мультимедийной продукцией.

Флагманами здесь являются 49 школ, ставшие победителями всероссийского конкурсного отбора в рамках приоритетного национального проекта "Образование". Эти общеобразовательные учреждения изначально являются лидерами региональной системы образования и первыми за счет средств государственной поддержки смогли приобрести оборудование.

- Обеспечение пожарной безопасности в образовательных учреждениях сейчас на особом контроле общественности… - Министерством вопросам пожарной безопасности в образовательных учреждениях уделяется особое внимание. В 2008 году была принята соответствующая республиканская целевая программа "Безопасность образовательного учреждения на 2008-2010 годы". Совместно со всеми заинтересованными ведомствами осуществляется комплекс организационно-практических мероприятий по данному вопросу.

В частности, регулярно проводятся теоретические и практические занятия по действиям персонала и учащихся в случае возникновения пожара; имеются в наличии планы и схемы эвакуации в случае ЧС, запасные выходы приведены в соответствие с предъявляемыми требованиями. Образовательные учреждения полностью оснащены первичными средствами пожаротушения, планируются и проводятся пожарно-профилактические операции, месячники пожарной безопасности, организуются показы фильмов с противопожарной тематикой и ряд других мероприятий.

Согласно заключенным в 2007-2008 гг. соглашениям Рособразования с правительством Северной Осетии о поставках охранно-пожарного оборудования, в 2007 году для образовательных учреждений республики было поставлено 7 комплектов автоматической пожарной сигнализации на сумму 1,8 млн рублей, а в 2008 году - уже 55 таких комплектов на 12,8 млн рублей. В 2009 году мы ожидаем еще 22 комплекта охранно-пожарного оборудования и 26 комплектов видеонаблюдения. Министерством образования и науки республики уже переданы 20 комплектов пожарного оборудования в районы для оснащения ими муниципальных образовательных учреждений.

В целом же на 2008-2009 учебный год из республиканского бюджета на мероприятия по обеспечению безопасности муниципальных образовательных учреждений республики выделены 24 млн 185 тысяч рублей (для сравнения в 2007-2008 гг. - 18 млн рублей).

- Указом главы республики Таймураза Мамсурова 2009 год объявлен Годом основоположника осетинской литературы Коста Хетагурова. Он обещает пройти масштабно, в том числе за пределами республики. Министерство образования задействовано в плане мероприятий по проведению Года Коста?

- Безусловно, 150-летие со дня рождения Коста Хетагурова, которое мы отметим в октябре этого года, - это знаковая дата для Осетии. Год Коста Хетагурова широко отмечается в республике, и министерство образования и науки принимает самое активное участие в этих мероприятиях. Через познание творчества Коста Хетагурова педагоги и воспитатели приобщают молодое поколение Осетии к высоким духовно-нравственным ценностям, которые выражал в своих произведениях поэт. Любовь к Родине, к своему народу, уважение к другим народам, умение служить людям добром - вот основные качества, которые стараются привить учителя детям при проведении мероприятий связанных с юбилеем Коста.

Проведены научно-практические и педагогические конференции, общественно-массовые мероприятия, семинары и круглые столы, творческие конкурсы, посвященные году Коста Хетагурова. В феврале и апреле текущего года прошли конкурсы "Республиканская интеллектуальная игра "Зондабит?-Къостайы ф?донт?" и "Республиканский конкурс "Мастер осетинского художественного слова", в которых приняли участие учащиеся общеобразовательных учреждений республики.

Так, в апреле нынешнего года министерством проведена научно-практическая конференция на тему "Осетинский язык и осетинская литература в поликультурной образовательной модели". В ней приняли участие представители школ районов и города Владикавказ, а также представители Северо-Осетинского государственного университета, Северо-Осетинского государственного педагогического института.

В мае состоялся республиканский конкурс "Учитель осетинской словесности (урок по творчеству Коста Хетагурова)", по итогам которого были определены лучшие учителя осетинского языка и литературы.

В рамках августовского педагогического совещания мы планируем проведение круглого стола - "Роль осетинского языка в воспитании и образовании подрастающего поколения".

Осенью в республике будет проведен цикл научно-практических конференций и других мероприятий, приуроченных к юбилею великого поэта, с участием ведущих ученых, педагогов, с приглашением представителей национально-культурных обществ. Основной целью этих мероприятий является продолжение изучения творческого наследия Коста Хетагурова, духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, единение народов, проживающих в Осетии.

Одним словом, каждое образовательное учреждение примет самое активное участие в праздновании Года Коста Хетагурова.


"КРАСНОЯРСКИЙ РАБОЧИЙ" (КРАСНОЯРСК) 14 ИЮЛЯ//Писателю Валентину Распутину присвоено звание почётного профессора Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева/
Медиасеть: "Вся Россия" - Новости регионов,
14.07.2009,
Эдуард Русаков


^ ВАЛЕНТИН РАСПУТИН: "В ЭТОЙ МАНТИИ ПОЙДУ И В ПРЕЗИДЕНТЫ!.."

"...Вот и не стало Матёры - царствие ей небесное... Даже приблизительно не угадать, где ж, на какой линии она, христовенькая, стояла, обетовала, куда она залегла... Всё - поминай как звали..."

Эти слова из знаменитой повести "Прощание с Матёрой" не раз вспоминались во время встречи с замечательным русским писателем, последним нашим классиком Валентином Григорьевичем Распутиным, которая состоялась на днях в актовом зале педагогического университета.

Город на Енисее стал последним пунктом в его путешествии, во время которого писатель простился с рекой Ангарой, поклонился любимым местам, в том числе и ушедшему под воду родному селу Усть-Уда. Там в далёком 1937 году появился на свет мальчик Валя Распутин, которому было суждено воспеть и оплакать новую Атлантиду - старую русскую деревню. С Красноярском связаны первые журналистские и литературные шаги писателя, сюда он приехал после окончания историко-филологического факультета Иркутского университета, здесь работал в краевой молодёжной газете и выпустил первую книгу рассказов "Человек с этого света".

Уже в ту давнюю пору юный автор романтических очерков вынашивал планы своих будущих книг и резко выделялся на фоне легкомысленных ровесников своей мощной сосредоточенностью на главном, своей верностью и упорством в достижении цели. Делом всей его жизни стала защита родной земли, Байкала и Ангары, отстаивание прав русского народа, борьба с временщиками-хищниками всех мастей. Душу и совесть читателей всколыхнула первая его повесть "Деньги для Марии", реквиемом по уходящей России стало "Прощание с Матёрой", тревожным набатом в дни перестройки прозвучала повесть "Пожар". В последние годы писатель стал реже радовать нас новыми произведениями, после злободневной и вызвавшей острые споры повести "Дочь Ивана, мать Ивана" Распутин, казалось, ушёл в тень. Но верные читатели его не забыли. Об этом свидетельствовал и тот интерес, с которым встретили его красноярцы.

А началась эта встреча с торжественной церемонии присуждения Валентину Распутину звания почётного профессора Красноярского педуниверситета с вручением ему соответствующего диплома и золотого знака. Писатель, конечно, и так не обижен наградами - два ордена Ленина, Золотая Звезда Героя Социалистического Труда, орден Трудового Красного Знамени и Знак Почёта, Государственная премия и премия Александра Солженицына, звание почётного гражданина города Иркутска. И вот теперь, "учитывая воспитательное значение творчества писателя и его влияние на молодое поколение" (как сказано в решении учёного совета педуниверситета), он стал ещё и почётным профессором. Кстати, до него этого звания были удостоены Виктор Петрович Астафьев и Анатолий Иванович Чмыхало.

Валентин Григорьевич был явно смущён, когда ему вручали диплом, золотой знак и надевали на него мантию и шапочку почётного профессора.

- Конечно, для меня это большая честь, - сказал он и тут же скрасил шуткой своё смущение: - Я привык так - если что-то дают, на всякий случай беру. Тем более что ваш университет я очень хорошо знаю.

Пошутил он и по поводу своего непарадного вида - ведь писатель только что вернулся из поездки по Ангаре: - Уж извините, что я не очень подходяще одет для такого события. Если бы моя бабушка видела, каким растрёпой пришёл я сюда, она бы сказала: "Размахня!" Не знаю, есть ли в ваших словарях это слово...

А дальше разговор пошёл о серьёзном, о главном, о том, что в наши дни волнует не только писателя Валентина Распутина, но и многих простых россиян.

О ПРОБЛЕМАХ ОБРАЗОВАНИЯ - В последнее время у нас тяжёлое положение с образованием, особенно это касается русского языка и литературы. У меня большая переписка с учителями, так они просто воют - как трудно стало преподавать, как мешают все эти нововведения.

И это ЕГЭ навязали нам против нашей воли... А может быть, вы считаете, что так и должно быть? - Распутин пристально глянул на аудиторию, но никто из присутствующих ему не возразил. - Я получаю огромное число писем, и все недовольны. Мне кажется, кто-то хочет уничтожить наше образование! Ведь в Америке и других странах уже отказались от ЕГЭ... А наш министр образования - по нему не видно, что он сам в этом заинтересован, он как бы лишь выполняет то, что ему поручено, и я думаю, так оно и есть. "Будет сделано! Будет сделано! Будет сделано!" И всё... Ему привели примеры нелепых ответов из ЕГЭ на вопросы, касающиеся Великой Отечественной войны, а он - будто и не знает. Боюсь, что если и дальше так пойдёт, мы дойдём до точки. Правда, всё зависит от нас, от людей...

Можно ведь и ^ ЕГЭ исполнять, но при этом продолжать учить детей как надо. А большой отсев после ЕГЭ - это тоже специально делается, не нужны они, те, кого отсеяли, даже в чернорабочие не нужны.

Это не просто глупость, это делается сознательно, - продолжал писатель. - Так же, как несколько лет назад с подачи Сороса стали учить двенадцати- и тринадцатилетних девочек прерывать беременность. Это же не способ защиты - это способ окунуть детей в это дело... Потом Сорос от нас отступился, но уже из местных бюджетов в Иркутской области продолжают всё это... И мне приходят десятки писем - помогите спасти наших детей!


Вузы РФ начинают подготовку специалистов по правам человека/
^ Деловая газета Взгляд - vz.ru,
19.07.2009,
10:40


Соответствующее соглашение о сотрудничестве подписано между Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека, Московским государственным институтом международных отношений (МГИМО), Российским университетом дружбы народов (РУДН) и Российским государственным гуманитарным университетом (РГГУ), сообщила служба новостей ООН.

Соглашение предусматривает создание первой в России магистерской программы со специализацией по правам человека. Программа обучения основана на международных стандартах образования в области прав человек. В ней учтен опыт Европейской магистерской программы, реализуемой Венецианским консорциумом ведущих европейских вузов.

Обучение начнется в 2009/2010 учебном году в рамках действующих магистратур вузов-партнеров. В МГИМО программа будет реализована на базе Института европейского права, говорится в сообщении, сообщает «Интерфакс».


Магистры защитят людей/
Труд,
22.07.2009,
Ирина Зотова


При поддержке ООН три московских вуза - МГИМО, РУДН и РГГУ - будут выпускать правозащитников. Готовить их будут два года на базе магистратуры вузов. Поступить на эту специальность сможет любой юрист-бакалавр.

   По соглашению о сотрудничестве, подписанному между названными учебными заведениями и управлением Верховного комиссара ООН по правам человека, создана первая в России магистерская программа по подготовке омбудсменов - специалистов по правам человека. Она основана на международных стандартах образования. В ней учтен опыт Европейской магистерской программы, которую реализует Венецианский консорциум ведущих европейских вузов.

Омбудсмен -это фактически узкоспециализированный юрист, который в совершенстве знает российские и международные нормы защиты прав человека. Планируется, что их обучение начнется в 2009/2010-м учебном году в рамках действующих магистратур вузов-партнеров.

В МГИМО программа будет действовать на базе Института европейского права, в РГГУ же - на факультете истории, политологии и права. "Да, действительно, мы ведем набор претендентов в магистратуру по специальности "политология", программа "уполномоченный по правам человека", - говорит Дмитрий Соколов, пресс-секретарь РГГУ. - Мы принимаем ребят, окончивших бакалавриат или специалитет. В нашем вузе на этом направлении есть четыре бюджетных места, у наших коллег РУДН и МГИМО, насколько я знаю, тоже по четыре".

Занятия будут проходить шесть дней в неделю, студенты станут посещать предметы в каждом из трех вузов. В РГГУ будут делать упор на политологические дисциплины, а в РУДН и МГИМО - на юридические. Курс рассчитан на два года, после его прохождения РГГУ планирует помогать выпускникам в устройстве на работу. "Мы надеемся, - рассказывает Дмитрий Соколов, - что наши коллеги из ООН тоже будут принимать участие в трудоустройстве выпускников, ведь ребята планируют проходить практику на базе ООН". Он считает, что 12 специалистов на страну - не такое большое количество и проблем с поиском места работы возникнуть не должно. Сейчас есть различные фонды и некоммерческие организации, которые занимаются правами человека. Поступающие проходят испытания по иностранному языку и политологии, среди них есть выпускники как РГГУ, так и других вузов, есть ребята из различных регионов России.

Минус миллион Количество безработных в России снизилось на 1 млн. человек, сообщил вице-премьер Игорь Шувалов. Он приводит уточненные данные Росстата на май: согласно этим цифрам число безработных сократилось с 7,5 до 6,5 млн.

человек. При этом, по данным Росстата, предприятия продолжают увольнять людей почти с такой же скоростью, как и в начале года.

Но радоваться рано, убеждены большинство экономистов, это сезонное падение безработицы: в 2007 году количество безработных летом тоже резко сократилось - с 5,3-5,4 млн. человек в начале года до 4,3 млн. в летние месяцы. "Осенью, когда отпуска закончатся, мы увидим переток скрытой безработицы в открытую, тогда нагрузка на бюджет, из которого выплачиваются пособия, резко увеличится", - объяснил глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.


Соболева: к 2015 году РФ потребуется до 500 тысяч "нано-специалистов"/
^ РИА "Новости",
20.07.2009,
19:07


Госкорпорация «Роснано» собирается потратить на нанотехнологическое образование порядка 9 миллиардов  рублей до 2015 года. О значении нанотехнологий для развития России рассказывает директор департамента  образовательных программ «Роснано» Елена Соболева.

- Елена Николаевна, какие задачи ставит госкорпорация перед собой по развитию образования?

- Наша образовательная деятельность нацелена на создание кадрового потенциала наноиндустрии, что сейчас означает развитие дополнительного профобразования, переподготовку кадров для сотрудников компаний, софинансируемых корпорацией.

Именно в области нанотехнологий у России есть серьезные шансы на прорыв, учитывая наш интеллектуальный ресурс, сохранившиеся научные школы и активную политику государства.

Однако осуществить этот прорыв без решения проблемы кадров, обладающих специальными «нанотехнологическими» компетенциями, невозможно. Можно поддержать научные идеи, довести до технологических решений, закупить оборудование, но необходимо вовремя позаботиться о том, чтобы появились  квалифицированные рабочие, способные работать на новых станках, инженеры-конструкторы и технологи, готовые сопровождать и развивать производство.

Вообще, подготовка кадров для нанотехнологий в стране уже осуществляется. Открыто две нано-специальности, в некоторых вузах создаются магистерские программы, реализуются соответствующие федеральные целевые программы. Многое делается. И все это является зоной ответственности Минобрнауки РФ и Рособразования.

Мы же нацелены на решение своих задач. Во-первых, это переподготовка кадров проектных компаний, создаваемых при поддержке корпорации – от управленцев до техников. Во-вторых, мы как самый крупный и активный в своей области работодатель должны сформулировать требования рынка труда к выпускникам. Иными словами, разработать профстандарт.

- Больше всего сил и средств пойдет на дополнительное образование кадров из бизнеса?

- Да, здесь мы будем двигаться, ориентируясь на потребности поддержанных «Роснано» компаний, которых уже около двух десятков, а к концу года их число удвоится. И в ближайшие годы усилия будут сконцентрированы именно на нуждах этих бизнес-структур. Но результаты наших проектов будут также полезны и наноиндустрии в целом. Каковы будут ее кадровые потребности – вопрос серьезного изучения.

Только что мы провели предварительную оценку по кадрам для наноиндустрии. Выяснилось, что в 2015 году в ней будет занято 450-500 тысяч человек; возможно, потребуется меньше, если производительность труда приблизится к европейской. Поэтому, работая со своими компаниями, мы нацеливаемся на весь рынок труда, каким бы он ни сформировался.

Чтобы справиться с этой задачей, мы планируем постоянно проводить мониторинг потребности в конкретных специалистах. Например, сейчас мы выявили список компетенций инженеров-технологов для оптоэлектроники, для двух компаний, поддержанных корпорацией. От них потребуется владение методиками газофазной эпитаксии, знания зонной структуры полупроводниковых соединений А3В5 и другие. Конечно, инженеры-оптоэлектронщики должны хорошо знать строение и основные свойства полупроводниковых материалов, но для выполнения своих непосредственных задач на данных предприятиях они должны также обладать особыми квалификациями, а, значит, пройти специальную переподготовку.

Таким образом, речь идет о множестве краткосрочных программ, направленных на нужды конкретных компаний. Международный опыт показывает, что дополнительное образование – это лучший способ быстро и эффективно подготовить кадры для наноиндустрии.

- Когда можно ждать первых реальных шагов в этом направлении?

- Конкурсы по отбору лучших программ, отвечающих потребностям наших компаний, мы объявим в ближайшее время. Всего к 2015 году рассчитываем поддержать разработку более 100 программ. Участвовать и выигрывать конкурсы смогут все – от МГУ до корпоративных университетов и средних специальных учебных заведений, если они обладают необходимым потенциалом. Главное, чтобы программы отвечали современным требованиям: инновационное содержание, ориентированное на запрос, модульная структура, интерактивный формат.

После объявления конкурса программы-заявки, соответствующие техзаданиям, будут оценивать эксперты, а отбирать – конкурсная комиссия. В случае принятия к финансированию программы пройдут апробацию на пилотных группах, состоящих из сотрудников наших компаний. Если программа оказывается эффективной, мы просим разработать к ней учебно-методическое обеспечение, а затем сертифицируем ее и размещаем в электронном реестре, в открытом доступе. Так о ней узнают другие работодатели, а также вузы и техникумы, желающие участвовать в ее реализации. К 2015 году должен появиться целый банк таких программ. Для их распространения мы будем готовить тьюторов, которые смогут перенести успешный опыт в регионы, ближе к бизнесу.


Российские школьники завоевали третье место на Международной олимпиаде по математике/
^ РИА "Новости",
22.07.2009,
20:19


Российские школьники заняли третье место на 50-ой Международной математической олимпиаде, которая проходила с 9 по 22 июля в германском городе Бремен, уступив лишь командам Китая и Японии, сообщил РИА Новости в среду по телефону представитель немецкого оргкомитета олимпиады Харальд Вагнер.

По медалям российская команда обошла японцев: российские школьники завоевали пять золотых и одну серебряную награду, а японские - пять золотых и одну бронзовую.

Лучший результат показала китайская команда, получившая шесть золотых медалей.

Команда организаторов олимпиады поднялась с 20-го места в 2008 году на почетное 9-е.

Всего, как подчеркнул Вагнер, в юбилейной олимпиаде приняло участие 565 учащихся старших классов школ (в том числе 59 девочек) из 104 стран мира. Они заработали 49 золотых, 98 серебряных и 135 бронзовых медалей.

Международная математическая Олимпиада (ММО) является с 1959 года самым значительным ежегодным событием для увлекающихся этой точной наукой школьников.

Регламент первых ММО предусматривал включение в команду до восьми школьников. Затем, в 1982 году, было решено уменьшить представительство каждой страны до четырех, но уже на следующий год число членов команды было вновь увеличено до шести школьников. Эта норма сохраняется до сих пор.

Участниками олимпиады могут быть учащиеся школ в возрасте до 20 лет (на день второго тура олимпиады), не обучавшиеся в вузах. Других ограничений, в том числе на количество выступлений на ММО, нет.

Каждая страна-участница может направить в "задачный комитет" олимпиады, формируемый страной-организатором, до шести задач. Из присланных задач комитет затем выбирает около тридцати лучших, а уже из этого сокращенного списка задач после их предварительного анализа и поиска альтернативных решений международное жюри формирует задания олимпиады, включающие в себя шесть задач (по три задачи на каждый из двух предусмотренных туров: простой, средней и сложной).

В состав жюри входят по одному представителю от стран-участниц во главе с председателем, назначаемым страной-организатором. Жюри утверждает версии заданий на официальных языках олимпиады и переводы на национальные языки участников.

Следующая ММО пройдет в июле 2010 года в столице Казахстана - Астане.

Команда школьников этой страны на нынешней олимпиаде заняла 27-е место. Как сообщила в среду пресс-служба министерства образования и науки РФ, российская сборная в настоящее время принимает участие в 41-ой Международной олимпиаде по химии, которая проходит в Кембридже (Великобритания).

Еще одна команда школьников из России примет участие в 21-ой Международной олимпиаде по информатике, которая состоится с 8 по 14 августа в городе Пловдив (Болгария).

Все победители Международных олимпиад школьников выдвинуты на присуждение премии президента РФ для поддержки талантливой молодежи.


Внебюджетное финансирование создания ядерного университета на базе МИФИ на 2009-2017гг. составляет 3,5 млрд руб./
РБК,
22.07.2009,
12:37:49


Внебюджетное финансирование программы создания ядерного университета на базе МИФИ на 2009-2017гг. составляет 3,5 млрд руб. Об этом говорится в распоряжении правительства РФ от 13 июля 2009г. N915-р, согласно которому утверждена программа создания и развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ" на 2009-2017гг. В сообщении пресс-службы правительства указывается, что осуществлять контроль над реализацией данной программы будет Министерство образования и науки (Минобрнауки) РФ.

      Программа разработана в соответствии с указом президента РФ от 7 октября 2008г. N1448 "О реализации пилотного проекта по созданию национальных исследовательских университетов".

      Ассигнования федерального бюджета на финансовое обеспечение мероприятий программы в 2009г. составляют 200 млн руб., в 2010-2013гг. - по 400 млн руб. ежегодно по разделу "Образование" классификации расходов бюджетов РФ. Общий объем финансирования программы за счет бюджета составит 1,8 млрд руб. При этом указанные объемы финансового обеспечения выделяются дополнительно к текущему бюджетному финансированию деятельности университета, объем которого в 2009г. составляет 1,658 млрд руб.

      Внебюджетное финансовое обеспечение мероприятий программы осуществляется за счет средств Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и в 2009г. составляет 300 млн руб., в 2010-2017гг. - по 400 млн руб. ежегодно. Общий объем финансирования программы за счет внебюджетных средств составит 3,5 млрд руб.

      Как отмечается в сообщении, целью создания университета является кадровое и научно-инновационное обеспечение атомной отрасли и других высокотехнологичных отраслей по профильным специальностям университета на основе системной модернизации многоуровневого профессионального образования, обеспечения интеграции науки, образования и производства.

      Кроме того, одной из основных задач университета является обеспечение социально-экономического развития регионов, на территории которых расположены градообразующие предприятия "Росатома" и образовательные учреждения университета (12 субъектов РФ и 9 закрытых административно-территориальных образований, входящих в состав 5 из 12 субъектов РФ и оказывающих значительное влияние на их развитие).

      Реализация программы предусматривает четыре этапа. Первый этап предполагает создание университета и изменение его типа на автономное образовательное учреждение (2009-2011гг.); второй этап - развитие университета (2012-2015гг.); третий этап - завоевание университетом лидирующих позиций в российском образовательном пространстве и укрепление позиций в мировом образовательном пространстве (2016-2017гг.).

      Все мероприятия программы сгруппированы по четырем направлениям. Первое направление предполагает кадровое обеспечение атомной отрасли и других высокотехнологичных отраслей. Второе направление предполагает научно-инновационное развитие университета, которое осуществляется по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники и по критическим технологиям РФ и в соответствии со стратегией развития науки и инноваций в РФ на период до 2015г., утвержденной межведомственной комиссией по научно-инновационной политике 4 февраля 2006г. Третье направление предполагает формирование единого образовательного пространства университета. Четвертое направление предполагает управление реализацией программы.


Татария разработала комплексную программу развития наноиндустрии на 2009-2013 гг с общим о E/
Прайм-ТАСС,
23.07.2009,
15:19


Татария разработала комплексную программу развития наноиндустрии на 2009-2013 гг с общим объемом финансирования 95,4 млрд руб, сообщил в четверг журналистам первый заместитель премьер-министра республики Борис Павлов в рамках совместного заседания республиканской межведомственной комиссии по взаимодействию с федеральными органами государственной власти Российской Федерации по реализации проектов и программ Республики Татарстан и межведомственной рабочей группы по финансированию проектов наноиндустрии в республике.

Как ранее сообщал ПРАЙМ-ТАСС, в марте стоимость программы 2009-2013 гг оценивалась в 143 млрд руб.

По словам Б.Павлова, в ноябре проект комплексной программы развития наноиндустрии республики на 2009-2013 гг предполагается внести на рассмотрение и утверждение правительства Татарии. Решение о разработке программы было принято в апреле 2009 г в соответствии с соглашением, заключенным между республикой и госкорпорацией «Роснано». Б. Павлов рассказал, что в рамках программы сегодня в республике разработано 138 проектов в сфере наноиндустрии. Для их реализации потребуется более 95 млрд руб. «Это сопоставимо с объемом, который существует в целом по России, -заявил первый заместитель премьер-министра Татарии.

Около 50 проц всех нанопроектов в республике представлены ведущими научно-образовательными центрами республики /в том числе более 20 проектов - Казанским государственным технологическим университетом, 17 проектов - казанским госуниверситетом, 15 проектов - казанским государственным техническим университетом/. «Главными задачами является работа над качеством проектов, а также поиск потенциальных заказчиков, которые заинтересуются их разработкой и внедрением.

Источниками финансирования проектов определены как сами предприятия, так и бюджет Российской Федерации /прежде всего, ГК «Роснанотех»/, - отметил Б.Павлов.

Заместитель генерального директора ГК «Роснанотех» Андрей Свинаренко, принимающий участие в заседании республиканской межведомственной комиссии, сообщил журналистам, что к 2015 г объем продаж российской наноиндустрии должен составить 900 млрд руб. Для этого, прежде всего, необходимо развивать рынок наноиндустрии, а также готовить специалистов, которые и будут реализовывать проекты наноиндустрии. А. Свинаренко подчеркнул, что «сегодня надо бороться с пассивностью ряда руководителей, которые не видят перспектив внедрения нанотехнологий, не заинтересованы в изменении технологии уже существующего производства. Кроме того, необходимо стимулировать спрос на продукцию наноиндустрии».

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Министра образования и науки Андрея Фурсенко icon Информационно-методический материал в помощь педагогическим работникам Под редакцией доктора философских

Министра образования и науки Андрея Фурсенко icon Учебная программа послевузовского профессионального образования История и философия науки
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министра образования и науки Андрея Фурсенко icon Управление образования и науки

Министра образования и науки Андрея Фурсенко icon Программа сдачи вступительного экзамена по специальности 03. 02. 11 паразитология Программа послевузовского
Федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы...
Министра образования и науки Андрея Фурсенко icon Пояснительная записка основная образовательная программа начального общего образования муниципального
Крымский район разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного...
Министра образования и науки Андрея Фурсенко icon Профсоюз работников народного образования и науки РФ

Министра образования и науки Андрея Фурсенко icon Департамент образования, науки и молодежной политики воронежской области

Министра образования и науки Андрея Фурсенко icon Методические укзкния ф со пгу 18. 2/05 Министерство образования и науки Республики Казахстан

Министра образования и науки Андрея Фурсенко icon Профсоюз работников народного образования и науки РФ волгоградская областная организация

Министра образования и науки Андрея Фурсенко icon Приказ вступает в силу со дня его подписания. Министр образования и науки

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина