Управление образования и науки icon

Управление образования и науки





Скачать 162.72 Kb.
Название Управление образования и науки
Дата 23.03.2013
Размер 162.72 Kb.
Тип Документы
Управление образования и науки

Донецкой областной государственной администрации

Горловкая общеобразовательная санаторная школа-интернат I-II ступеней для детей с заболеваниями сердечно-сосудисой системы




Анализ

лечебной и реабилитационно-

коррекционной работы

санаторной школы

за 2008-2009 уч.г.

Сендецкая Е.В., директор школы


Горловка-2009


ГАРМОНИЯ РАЗВИТИЯ - ГАРМОНИЯ ЖИЗНИ

Восстановление и укрепление здоровья детей, общеобразовательная подготовка, оказание им квалифицированной медико-педагогической помощи является главной целью общеобразовательной санаторной школы-интерната I-II ступеней для детей с заболеваниями сердечно - сосудистой системы, функционирующей как санаторная с 1977 года.

Сегодня проблема сохранения физического и психологического здоровья ребёнка, способствование её гармоничной личностной и социальной адаптации – основная задача работы педагогического коллектива школы. Школа-интернат – это особенный тип учебного заведения. Это не просто школа, это родной дом, где обучаются, оздоровляются, живут дети, которым необходимо особое внимание, умелый подход. Души детей ранимы, физическое состояние слабое, поэтому все педагогические приёмы должны лечить ребёнка, придавать ему силы. Учителя и воспитатели учреждения всегда пытаются выполнять два главных обязательства педагога:

^ Первый – заботится о хорошем настроении учеников.

Второй
– способствовать хорошему настроению учеников.

Комплектование санаторной школы-интерната осуществляется Управлением образования и науки Донецкой областной государственной администрации. В школу зачисляются дети в возрасте от 6 лет (первые классы) до 15 лет на основании путевки управления образования и науки Донецкой областной государственной администрации в соответствии с решением областной психолого - медико-педагогической комиссии и выводами областного кардиоревматолога. Продолжительность пребывания детей в санаторной школе-интернате определяется Положением об общеобразовательной школе-интернате и общеобразовательной санаторной школе-интернате, а также решением психолого - медико-педагогической комиссии и показаниями состояния здоровья ребенка

Лечебно - реабилитационный процесс в учреждении - это процесс индивидуального развития больного ребенка, организованный на основе оптимального соединения учебно-воспитательного и лечебно-оздоровительного процессов. Он предусматривает интегрированный взгляд на развитие детей: физическое, интеллектуальное, моральное и осуществляется целостно через обучение, лечение, оздоровление и воспитание.

Лечебно - оздоровительная работа в школе осуществляется в трех направлениях:

- лечение и реабилитация основного кардиологического заболевания;

- терапия общих отклонений в состоянии здоровья;

- лечение основного и сопутствующего заболеваний, требующих медикаментозного лечения ;

- физиотерапия, специальная лечебная физкультура.

В 2008-2009 уч.г. лечебно-реабилитационная работа в школе строилась с учетом:
- мониторинга оздоровительной функции, который состоял из :
* анализа состояния здоровья детей по результатам углубленных

медицинских осмотров;
* диагностики индивидуальных особенностей и

возможностей;
- организации реабилитационно - оздоровительной работы;
- психолого-педагогической, научно-теоретической и медицинской

подготовки педагогических кадров.

Медицинское сопровождение воспитанников учреждения осуществляют: научный руководитель - кандидат медицинских наук, областной кардиоревматолог Челпан Людмила Леонидовна, городские специалисты территориального медицинского объединения «Семья и здоровье», медицинский персонал щколы-интерната.



  1. Мониторинг оздоровительной функции

1.1.Анализ состояния здоровья детей

Вводный мониторинг оздоровительной функции, учитывая проведенную осеннюю диспансеризацию учащихся, определил структуру детской патологии по нозологическим формам.

^ Структура детской патологии по нозологическим формам:

Всего учащихся - 208.

Патология сердечно-сосудистой системы - 208 (диаграмма № 1 )

Диаграмма № 1

Контингент учащихся по группам кардиологических заболеваний



Сравнительный анализ статистических данных контингента детей нашего учреждения с сердечно-сосудистой патологией за 2007-2008 уч.г., 2008-2009 уч.г. показал, что среди заболеваний сердечно-сосудистой системы наибольший удельный вес составили следующие заболевания:- на первом месте - диспластическая кардиопатия, пролапс митрального клапана, аномалия развития хорд;

- на втором- хронический тонзиллит.

Наблюдается уменьшение количества детей с вегето - сосудистыми дисфункциями, количество детей с врожденным пороком сердца – на прежнем уровне.

В ходе проведения мониторинга медико-педагогическим коллективом школы-интерната определялись факторы, оказывающие влияние на рост сердечно-сосудистой патологии среди детей школьного возраста нашего контингента.

Степень функционирования органов и их систем зависит от уровня физического развития детей, морально-психологического развития, наличия резервных возможностей организма ребенка.

Анализируя физическое состояние здоровья воспитанников школы за 2008-2009 уч.г. можно увидеть, что увеличивается количество детей с уровнем развития ниже среднего. И как следствие - на фоне основного заболевания проявляются сопутствующие. ( диаграмма2 ).


Диаграмма 2





И как следствие - на фоне основного заболевания проявляются сопутствующие.).

^ Контингент учащихся по группам кардиологических заболеваний


Диаграмма № 3


Сопутствующие заболевания



Отмечается рост сопутствующих заболеваний во всех нозологических группах. Необходимо учесть экологическое неблагополучие региона, с чем можно связать рост заболеваний органов дыхания, эндокринной патологии, где наибольший удельный вес, по-прежнему, занимает диффузный зоб I ст.

Этот фактор напрямую связан с успешностью обучения и воспитания.

По результатам осенней диспансеризации врачами-педиатрами школы было рекомендовано совместно с педагогическим коллективом продолжить проведение профилактических мероприятий по снижению заболеваний ОДА и глазных болезней.

Создание благоприятного психологического климата в каждом ученическом коллективе играет большую роль в формировании психического здоровья учащихся.

Наши дети эмоционально стабильны, умеют выражать свои эмоции, инициативны, однако отдельные учащиеся вызывают тревогу. По результатам вводного мониторинга оздоровительной системы среди сопутствующих заболеваний 19 % воспитанников с неврологической патологией.

Поэтому с первых дней пребывания ребенка в нашей школе педагоги и медицинский персонал учреждения стараются, чтобы он попал в атмосферу доброжелательности и доверия. Диагностика морально-психологического развития школьников позволяет выявить положительную динамику психологического здоровья воспитанников ( диаграмма 4).

Диаграмма 4




* Из диаграммы №4 видно, что у учащихся 1-4-х классов мотивация учебной деятельности, уровень познавательной активности значительно выше, чем у учащихся среднего звена. Они открыты, восприимчивы, доверчивы, поэтому именно в этом возрасте велика роль авторитета и личного примера учителя.

* С 6-го класса значительно падают мотивация учебной деятельности и уровень познавательной активности. На это существуют объективные причины. Подростковый возраст характеризуется возрастными особенностями: пересмотром позиций, сменой авторитета, выработкой собственного мнения и склонностью к вредным привычкам ( табакокурению, алкоголю). И здесь роль педагога возрастает в усилении превентивного воспитания, стремлении максимально дать необходимые знания.

* У восьмиклассников школы наблюдается рост мотивации учебной деятельности, уровня познавательной активности, т. к. учащиеся осознают важность предстоящего самостоятельного выбора дальнейшего жизненного пути и социализации.

^ 1. 2. Диагностики индивидуальных особенностей и возможностей

На основе мониторингового исследования физических данных, нравственно-психологических проблем учащихся, анализа углубленного медицинского осмотра создаются индивидуальные карточки личностного развития (карточка №1). В них определяются направления лечебно-коррекционной работы, уровни учебных и физических нагрузок, составляются рекомендации по преодолению психологических проблем и социальной дезадаптации школьников.

Карточка №1



Результаты анализа состояния здоровья детей психологической диагностики, проводимой в начале учебного года, дали возможность воспитателям правильно выбрать формы, методы воспитания, своевременно предполагая эмоциональную разгрузку, смену видов деятельности на самоподготовках с учетом порога утомления.

3.,Организация реабилитационно-оздоровительной работы


4 .психолого-педагогическая, научно-теоретическая и медицинская

подготовка педагогических кадров



Все усилия медико-педагогического коллектива были направлены на создание в школе оздоровительной среды на основе компетентесно-ориентированного подхода.

Достаточная материальная, научно-методическая и кадровая база дает возможность медико-педагогическому коллективу учреждения в полном объеме проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Медицинский персонал школы, входящий в штат учреждения, своевременно выявляет простудные заболевания и осуществляет медикаментозное лечение, витаминотерапию, лечение с использованием физиотерапевтического кабинета (фото №1).



Дважды в год в школе проводятся углубленные медицинские осмотры с привлечением специалистов территориального медицинского объединения «Семья и здоровье»,: лор– врача, невролога, хирурга, ортопеда, окулиста, эндокринолога, гинеколога.

Медицинское сопровождение воспитанников учреждения осуществляет научный руководитель – кандидат медицинских наук, областной кардиоревматолог Челпан Людмила Леонидовна (фото №2, №3).






осмотр воспитанников школы областным кардиоревматологом Челпан Л. Л.

Лечебно – восстановительная работа предусматривает лечение и реабилитация основного заболевания, терапию общих отклонений требующего медикаментозного лечения, физиотерапии, специальной лечебной гимнастики, использование медицинской аппаратуры. Медикаментозное лечение основного и сопутствующих заболеваний для воспитанников интерната проводится в течение всего учебного года, противорецидивное лечение - дважды в год (осенью и весной). Ежегодно УОН в ноябре месяце выделятся средства для вакцинации учащихся против гриппа, которая дает возможность детскому организму противостоять респираторным заболеваниям. Как следствие, в этом учебном году в школе в зимний период посещаемость составляла 89% и не было необходимости в проведении карантина и приостановлении учебного процесса.

Физиотерапия – один из главных методов лечения детей. Для этого оборудовано целое физиотерапевтическое отделение, медицинская аппаратура которого обновилась с 2001 г. на 34%.

В физиотерапевтическом комплексе предусмотрены кабинки для проведения ингаляций, лечебного электрофореза, светолечения, УВЧ, терапии, дарсенвализации и ультрозвуковой терапии. Особенно дети любят проведение ингаляций, при которых используются лекарственные средства: для лечения обострений заболеваний антисептики, антибиотики, фитонциды, травы и физиотерапевтические средства. Такими методами физиотерапевтического лечения как ингаляции и тубус кварц охватываются 100 % детей. Хорошо оснащенный физиотерапевтический кабинет позволил пройти детям профилактическое лечение и лечение с острыми заболеваниями 6317 процедур (9739 ед.)

Воспитанники с удовольствием посещают трижды в неделю занятия ЛФК. За последние два года благодаря средствам областного бюджета удалось установить в залах ЛФК тренажеры ( фото №4).

Стоимость медицинского обеспечения воспитанников школы увеличилось с 2007 г с 55 грн. на ребенка в год до 100 грн в 2009 г.на ребенка в год.

Оздоровление воспитанников интерната в течение года проводилось в санаторно-оздоровительном центре социальной реабилитации «Изумрудный город» г. Святогорья, по индивидуальным санаторно-курортным путевкам в различных уголках Украины (санаториях Крыма, Мариуполя, Трускавца).

В летний период дети имели возможность побывать на берегу Черного моря в оздоровительном центре «Парус» г. Евпатория Национального космического центра (фото №5).

Фото №5



^ Оздоровительные мероприятия (таблица №2)



Мероприятия


Оздоровление детей








1.

Лечебная физкультура


100%

2.

Физиотерапевтические процедуры


95%

3.

Медикаментозное лечение


100%

4.

Противорецидивное лечение

100%

5.

Фитолечение


98%

6.

Оздоровительные центры

«Изумрудный город»

(март, декабрь)

48%

7.

Санатории

Крыма, Мариуполя, Трускавца

10%


К, сожалению «дефицит» врачей-педиатров и совмещение врачами-педиатрами основного места работы с работой в школе-интернате отразился на результативности лечебно-реабилитационной работы ( частично отсутствовал контроль со стороны врача-педиатра по выполнению медицинских рекомендаций, контроль по проведению занятий ЛФК, сложно было проанализировать последствия влияния на ребенка комплекса лечебно-педагогических мероприятий).

Ежегодно в апреле проводится заседание областной медико-педагогической комиссии (с привлечением областных специалистов-медиков, представителя управления образования и науки) по рассмотрению вопроса выписки оздоровленных детей (фото №6).


Фото №6



^ Члены областной медико-педагогической комиссии


Известно, что здоровье – высшая ценность не только отдельного человека, но и достояние всего государства. Истина известная, но, к сожалению, она не стала убеждением, как в поведении каждого человека, так и на государственном уровне.

Здоровье человека зависит от многих факторов. Исследования ученых указали на то, что на 10% здоровье зависит от возможностей медицины, на 20% – от наследственности, на 20%, от состояния окружающей среды, и на 50% -от образа жизни.

Поэтому наш педагогический коллектив считает, что каждый урок, каждая самоподготовка должны рассматриваться с позиции сохранения здоровья учащихся.

Коллеги внедряют инновационные педагогические, здоровьесберегающие технологии. Активные и проблемные формы обучения и воспитания. Игра и соревнование позволяют снять напряжение у детей, повысить заинтересованность, а значит и результативность урока или самоподготовки.

Педагоги школы руководствуются также результатами психологической диагностики в учебной деятельности, при подготовке и проведении внеклассных, воспитательных мероприятий. Формы, методы, приемы работы с детьми выбираются с учетом уровня развития познавательных процессов учащихся школы.

С целью снижения сопутствующих, а, следовательно, и основных кардиологических заболеваний, улучшения показателей физического развития наших детей педагоги школы учитывают в работе данные, указанные в листке здоровья школьников, проводят разъяснительную работу с родителями о необходимости проведения профилактических прививок. Педагогами были разработаны и собраны рекомендации по предупреждению сколиоза грудного отдела позвоночника, глазной патологии, заболеваний органов Утренняя гимнастика, динамические перемены, спортивные часы, прогулки на свежем воздухе обеспечивают необходимую двигательную активность детей в течение дня. Недостаток двигательной активности – одна из причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников. Фото №7




Исходя из результатов мониторинга оздоровительной функции большинство педагогов практикуют пальчиковую гимнастику (фото №9),

гимнастику для глаз, дыхательные упражнения (фото №8) релаксацию, упражнения для кистей рук и опорно-двигательного аппарата.

фото №8



фото №9



Учителя школы в рамках международного проекта «ХОУП» использовали технологии, наиболее позитивно влияющие на здоровье школьников, по школьной программе превентивного образования « Полезные привычки» для учащихся начальной школы.


Медико-педагогический коллектив принимает активное участие в разных формах методической работы на городском и областном уровнях (фото №10);


Фото №10




- педагогами создается методический комплекс по всем предметам, а именно:

разработки уроков, воспитательных мероприятий, дидактического материала; проводятся предметные недели, тематические педагогические советы, творческие отчеты педагогов, методические разработки печатаются в педагогической прессе.

- на основе самооценки и аналитических выводов были определены задания научно-методического обеспечения исследовательской работы, которые были представлены на областных конкурсах „Найкращий працівник року в галузі освіти” и Всеукраинской научно- краеведческой конференции и стали лауреатами:

  • Изотова Л.Н. , воспитатель высшей квалификационной категории, “ Індивідуальне здоров’я , його формування , збереження та зміцнення в умовах школи-інтернату” ( 2005 г).

  • Камолова А.П., воспитатель высшей квалификационной категории, “Шляхи і засоби формування національних і загальнолюдських цінностей учнів в умовах школи-інтернату” ( 2007 г.)

  • Горошовенко Л.Ф., воспитатель первой квалификационной категории, “Пошук коренів Горлівського козацтва” ( 2007 г.)

  • Андибор В.А., зам. директора по УВР, “Организация здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса в условиях санаторной школы-интерната» (2008 г.)

  • Творческая работа директора школы «Управление здоровьесберегающим пространством в школе» представлена в Донецкий институт последипломного образования для участия в областной конференции (апрель 2009 г.)


Содержанием образовательного процесса в школе есть жизнь детей, в каком они взрослеют, развиваются и формируются как личность. Все аспекты учебной деятельности подчиняются основной цели – саморазвитию детей. Школа обеспечивает условия для того, чтобы каждый ребёнок находил простор для развития своих возможностей, мог в полном объёме проявить свою индивидуальность. В школе работают различные кружки: хоровой, музыкальный «Учусь игре на гитаре», спортивный, декоративно-прикладного и изобразительный искусства. Оборудованы комнаты отдыха, психологической разгрузки, комнаты для просмотра передач, работает спортивный зал.

Объединение усилий медико-педагогической и родительской общественности дают возможность формирования у всех участников учебно-воспитательного процесса ценностного отношения к здоровому образу жизни через привлечение родителей к проведению традиционных Дней здоровья, спортивных мероприятий. В школьном парламенте активно действует центр «Быть здоровым-это модно», который пропагандирует здоровый образ жизни.

Для здоровья необходимы 4 условия: допустимые физические нагрузки, полноценное питание, закаливание, умение организовывать отдых. Поэтому весь коллектив школы работает над созданием соответствующих условий обучения, воспитания и оздоровления. Вечно зеленые насаждения на территории, чистота, тишина во всех помещениях и соблюдение режима труда, отдыха и оздоровительных процедур способствуют высокой работоспособности учащихся.

Человек является частью природы , поэтому в его жизни все должно быть ритмично: сон, гигиенические процедуры, физические упражнения, питание, Режим дня предусматривает утреннюю гимнастику, полноценное пятиразовое питание, которое круглый год включает полный спектр витаминов. В рационе питания: свежие овощи, фрукты, соковые перемены. За питанием строго следят врачи-педиатры, диетическая сестра.

Выполнение режима -залог успешного выздоровления.

Взаимосвязь медицинского обслуживания, организации правильного рационального 5-ти разового и диетического питания, четкого соблюдения режима дня, обеспечение двигательной активности активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы.( фото №11, 12).

фото №11




Фото №12





Итоговый мониторинг оздоровительной системы, сравнительный анализ углубленных медицинских осмотров за отчетный период дают возможность увидеть положительные тенденции в результатах лечебно-реабилитационного процесса (диаграмма № 6).

Диаграмма № 6


Результативность лечебно-реабилитационного процесса




- значительное улучшение состояния здоровья воспитанников уменьшение количества нарушений опорно-двигательного аппарата на 10 случаев как следствие проведения профилактических мероприятий по снижению данной группы заболеваний;

- своевременное выявление простудных заболеваний и лечение их в условиях школы с использованием физиотерапевтического кабинета;

- внедрение здоровьесберегающих технологий в практику работы; рост профессиональной компетенции педагогов школы

- создание системы мониторинга состояния здоровья и жизненных приоритетов.

Как недостатки можно отметить:

- статистические перегрузки во время учебного процесса,

- не укомплектованность школы старшим медицинским персоналом,

- недостаточное овладение отдельными педагогами методикой лечебной педагогики.

Только лишь при условии совместного стремления медико-педагогического коллектива, учащихся, родителей, социума можно достигнуть максимальных результатов. Мы уверены, что реализуем все наши планы и мечты, поскольку девиз нашей работы «Октава» Нарбекова

Мы-единство.

Мы – сила.

Мы –энергия .

Мы- уверенность.

Мы – творчество.

Мы- здоровье.

Мы – победа!!!







Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Управление образования и науки icon Управление образования и молодежной политики муниципального образования – Шиловский муниципальный

Управление образования и науки icon Модели и алгоритмы периоперационной лучевой визуализации желчевыводящих протоков у больных калькулезным

Управление образования и науки icon Магнитно-резонансная томография в комплексной диагностике острых патологических переломов позвонков

Управление образования и науки icon Исследование, моделирование и рациональный выбор реабилитационных психопрофилактических мероприятий

Управление образования и науки icon Учебная программа послевузовского профессионального образования История и философия науки
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Управление образования и науки icon Городское управление образования г. Полысаево

Управление образования и науки icon Анализ, моделирование и алгоритмизация диагностики урогенитального хламидиоза у женщин с нарушением
Специальность 05. 13. 01 – Системный анализ, управление и обработка информации (медицинские науки)
Управление образования и науки icon Анализ и моделирование параметров иммунной системы как прогностического фактора при заболеваниях

Управление образования и науки icon Управление образования администрации Старооскольского городского округа

Управление образования и науки icon Программа сдачи вступительного экзамена по специальности 03. 02. 11 паразитология Программа послевузовского
Федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы