|
Скачать 102.69 Kb.
|
Содержание
Не имеют такого праваII. Порядок организации деятельности врачебной комиссии (ВК) медицинской организации III. В настоящее время подготовка врачей специалистов |
Правовое обеспечение деятельности учреждений здравоохранения при выполнении работ по экспертизе временной нетрудоспособности В соответствии с полномочиями, возложенными на Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, определенными Положением о Федеральной службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 323, Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 декабря 2006 г. N 900 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за порядком производства медицинской экспертизы», контроль за порядком производства медицинской экспертизы включает в себя и контроль за порядком производства экспертизы временной нетрудоспособности, проводимой в связи с болезнью, увечьем, беременностью, родами, уходом за больным членом семьи, протезированием, санаторно-курортным лечением и в иных случаях. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 августа 2007г. №514 утвержден Порядок выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности. В соответствии с данным приказом контроль за соблюдением установленного порядка выдачи листков нетрудоспособности также осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития совместно с Фондом социального страхования Российской Федерации. Порядок определяет круг лиц, которые имеют право выдачи листка нетрудоспособности. В пределах Орловской области к таковым относятся:
^ медицинские работники: учреждений скорой медицинской помощи; учреждений переливания крови; приемных отделений больничных учреждений; бальнеологических лечебниц и грязелечебниц; учреждений здравоохранения особого типа (центров медицинской профилактики, медицины катастроф, бюро судебно-медицинской экспертизы); учреждений здравоохранения по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. В 2009г. было проведено 12 плановых совместных проверок учреждений здравоохранения области. Основные виды нарушений, выявленных в ходе данных проверок: - отсутствие лицензии в обособленно расположенных структурных подразделениях учреждений здравоохранения; - нарушение порядка организации и деятельности врачебной комиссии медицинской организации; - отсутствие специальной подготовки по вопросам ЭВН в объеме 72 часов у некоторых заместителей главных врачей или у руководителей структурных подразделений, которыми проводится ЭВН; - отсутствие специальной подготовки по «Организации здравоохранения и общественному здоровью» у заместителей главных врачей, врачей оргметодотделов; - нарушения ведения медицинской документации. I. Согласно Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 22 января 2007г. N 30 «Экспертиза временной нетрудоспособности» входит в перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности. Следовательно, требования, предъявляемые к порядку проведения ЭВН, ничем не отличаются от всех других видов медицинской деятельности. В соответствии со ст. 17 Федерального закона РФ от 08.08.2001г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию. Содержание документа, подтверждающего наличие лицензии, регламентировано требованиями ст. 10 указанного закона. Так, в лицензии среди всего прочего указываются: наименование лицензирующего органа; полное и сокращенное наименование и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности; лицензируемый вид деятельности с указанием выполняемых работ и оказываемых услуг при осуществлении видов деятельности; срок действия лицензии; номер лицензии; дата принятия решения о предоставлении лицензии. В том случае, когда лицензия выдана частному лицу, которое зарегистрировано как индивидуальный предприниматель, в ней указывается фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя. Обращаем внимание на тот факт, что место нахождения ЮЛ (место жительства индивидуального предпринимателя) и адрес (адреса) мест осуществления лицензируемого вида деятельности могут быть различными. В соответствии с Положением о лицензировании медицинской деятельности в число лицензионных требований и условий включены: наличие необходимого помещения, оборудования, подготовленного специалиста. При направлении заявления в лицензирующий орган лицензиату необходимо самому решить вопрос о том, в каких условиях, кем, на каком оборудовании и по какому адресу будет осуществляться тот или иной вид работ и услуг. Многие ФАП и врачебные амбулатории не имеют лицензии на осуществление ЭВН. Кроме того, на некоторых из них лицензии имеются только на вид работ по «Сестринскому делу», а фактически работу осуществляют фельдшера. Обращаем внимание лицензиатов на то, что в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 августа 2007г. N 514 медицинские сестры не имеют права выдачи листков нетрудоспособности. Встречаются также случаи, когда врачами узких специальностей выдаются или продлеваются листки нетрудоспособности, а в учреждении имеется лицензия по ЭВН только при оказании первичной медико-санитарной помощи. При оказании же специализированной медицинской помощи этот вид работ в лицензии отсутствует. Таким образом, при подготовке к лицензированию руководителем учреждения заранее предполагалось, что врачи узких специальностей будут оказывать только консультативную помощь. Поэтому при подготовке в учреждении приказов, регламентирующих деятельность по ЭВН, просим руководителей учреждений обратить особое внимание на все нюансы с тем, чтобы данные нарушения как можно быстрее были устранены. ^ утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 сентября 2008г. N 513н. Кто как ни руководитель учреждения лучше всего должен знать структуру учреждения и те вопросы, которые должны решаться в рамках деятельности ВК. Однако нередко встречаются такие нарушения, когда за работу подкомиссии по ЭВН отвечает специалист, не имеющий подготовки по «ЭВН», а ответственным за проведение контроля качества оказания медицинской помощи бывает назначен специалист, не имеющий подготовки по «Организации контроля качества медицинской помощи» (удостоверение или свидетельство о краткосрочном повышении квалификации в объеме 72 часов). Не соблюдается график работы ВК, регламентированный приказом (не реже 1 раза в неделю), отсутствуют планы-графики работы ВК. Положения о работе ВК зачастую бывают просто переписаны из приказа N 513н. В единичных случаях в Положение бывают введены такие функции, как, например, осуществление медицинского отбора больных, направляемых на долечивание (реабилитацию) непосредственно после стационарного лечения, анализ заболеваемости внутрибольничными инфекциями, и участие в проведении анализа причин заболеваемости матерей и новорожденных внутрибольничными инфекциями, которые не могут рассматриваться в тех учреждениях, которые оказывают амбулаторно-поликлиническую помощь. А принятие решения о назначении лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, не входит в функции ВК стационарного учреждения. Отчеты о работе ВК зачастую содержат лишь информацию о проведении ЭВН. Остальные разделы работы ВК вообще в ежеквартальных отчетах не звучат. Обращаем также внимание руководителей учреждений здравоохранения на то, что в функции ВК входит участие в рассмотрении обращений граждан по вопросам медико-социальной помощи, организации и качества лечебно-диагностических (профилактических, реабилитационных) мероприятий, лекарственного обеспечения. В соответствии с письмом Росздравнадзора информация о лицах, в чью компетенцию входит решение вопросов, указанных в обращениях граждан, а также о том, какие именно вопросы входят в компетенцию ВК и руководителя учреждения здравоохранения должна быть представлена на информационных стендах учреждения здравоохранения. Вопросы, поставленные в обращениях, должны решаться вначале внутри учреждения, а не на уровне Департамента, Министерства или Росздравнадзора. ^ осуществляется в соответствии с требованиями: - Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 апреля 2009г. N 210н «О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации» - Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 9 декабря 2008г. № 705н «Об утверждении порядка совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников» - Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009г. N 415н «Об утверждении квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» - Письма Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 16-4/10/2-1797 от 19 марта 2009г. В соответствии с требованиями приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009г. N 415н «Об утверждении квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» должности заместителя главного врача, руководителя структурного подразделения (медицинской статистики, организационно- методического), врача-методиста; врача-статистика могут занимать лица, имеющие высшее профессиональное образование по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Стоматология», а также послевузовское профессиональное образование (интернатура или (и) ординатура по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье») или дополнительное образование (профессиональная переподготовка по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье»). Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 705н от 09.12.2008г. «Об утверждении порядка совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников», профессиональная переподготовка для выполнения нового вида профессиональной деятельности осуществляется на основании установленных квалификационных требований к конкретным должностям. Слушателям, освоившим образовательную программу профессиональной переподготовки и успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаётся диплом о профессиональной переподготовке государственного образца. В письме Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 16-4/10/2-1797 от 19 марта 2009г. указано, что наряду с документами о дополнительном профессиональном образовании государственного образца выдаётся (подтверждается) сертификат специалиста, предусмотренный статьей 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в качестве документа, подтверждающего право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации. Специалист, отвечающий за организацию работы по ЭВН должен иметь удостоверение или свидетельство о краткосрочном повышении квалификации в объеме 72 часов по «ЭВН». Ответственный за проведение в учреждении контроля качества оказания медицинской помощи специалист, должен иметь удостоверение или свидетельство о краткосрочном повышении квалификации в объеме 72 часов по «Организации контроля качества медицинской помощи». При получении дипломов о профессиональной переподготовке по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» просим обратить внимание на приложения к диплому, чтобы не стало неожиданностью то, что иногда в приложении указано не 72, а 56 часов по вопросам ЭВН. В данном случае, представляя в лицензирующий орган такие документы, соискатель лицензии (лицензиат) не сможет рассчитывать на получение лицензии по данному виду деятельности. А при проведении поверок данное нарушение будет расценено как грубое, которое влечет за собой административную ответственность. В 2010г. Управлением Росздравнадзора по Орловской области на основании поручения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития продолжена работа по контролю порядка производства экспертизы временной нетрудоспособности. Кроме вышеуказанных в 2010г. были выявлены также нарушения Приказа Фонда социального страхования РФ и Минздрава РФ от 29 января 2004г. № 18/29 «Об утверждении Инструкции о порядке обеспечения бланками листков нетрудоспособности, их учета и хранения» (с изменениями от 23.07.2004г.) Просим обратить особое внимание руководителей на составление приказов о назначении ответственных в учреждении лиц за учет и хранение бланков листков нетрудоспособности, а также за ведение учетно-отчетной документации, утвержденной данным приказом. По состоянию на 15 июня 2010г. проведены проверки 14 учреждений здравоохранения, в 8 из которых были выявлены различные нарушения. В адрес руководителей учреждений здравоохранения Управлением Росздравнадзора по Орловской области было выдано 8 предписаний, в 5 случаях материалы были направлены в Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области для принятия административных мер и в территориальное отделение Фонда социального страхования РФ. Июнь 2010г. |