Ф76 Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии: Учеб пособие для учащихся пед уч-ся по спец. №03. 08 «Дошк воспитание» -м.: Просвещ
Скачать
3.44 Mb.
Название
Ф76 Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии: Учеб пособие для учащихся пед уч-ся по спец. №03. 08 «Дошк воспитание» -м.: Просвещ
Количество страниц
17
Дата
25.02.2013
Размер
3.44 Mb.
Тип
Документы
Содержание
Введение в логопедию
Краткие сведения о развитии речи ребенка
Произносительная сторона речи
Мелодика речи
Логическое ударение
Система фонем
Артикуляционные признаки звуков речи
Согласные звуки
Гласные звуки
Взаимосвязь звуков русского языка
Вопросы и задания
Нарушения речи и их коррекция
Первый уровень.
Второй уровень
Третий уровень.
Обследование звукопроизношения
Собака ест мясо.
Лампа упала со стола. Лида и Лена гуляли на улице.
Вопросы и задания
Исправление нарушений звукопроизношения
Подготовительный этап
Первый способ - по подражанию
Автоматизация звука
Дифференциация звуков
Функциональная дислалия
Механическая дислалия
Характеристика звуков с, с', з, з', ц и их артикуляция
Исправление звуков с, с', з, з', ц при различных видах нарушений
Автоматизация звука.
Исправление произношения звука с
Сима и Сеня весело смеялись. У Севы в сетях семь сельдей. Степан сеял семена свеклы.
Зои заболели зубы. Запонка закатилась за вазу. Лиза забыла у Зои зонт
У Зины зимой зябнут ноги. По земле ползет змея. Зина везет зелень козе
Боец целится в цель. Танин отец
Сигматизмы шипящих звуков
Ш – согласный, ротовой, глухой, щелевой, переднеязычный, твердый Ж
Постановка звука
Жаба жила в луже. Жук жужжит жжж. У Жени жили живые ужи. У Жанны на ужин желе.
Товарищи вытащили щуку и леща. Петя, тащи клещи, вытащим гвоздь.
Характеристика звуков л, л' и их артикуляция
Исправление звуков л, л' при различных видах нарушений
Отсутствие звуков л, л'
Замена звуков л, л' другими звуками (параламбдацизмы)
Замена звука л звуком у.
Замена звука л звуком ы.
Замена звука л звуком в.
Замена звука л звуком г. В
Характеристика звуков р, р' и их артикуляция
Исправление звуков р, р' при различных видах нарушений
Отсутствие звуков р, р'
Выработка р проторного
Звук р' После автоматизации р, используя прием подражания, добиваются правильного произнесения р'. Длительный, раскатистый р
Боковое произношение звука р.
Носовое произношение звука р
Замена звука р звуком
Замена звука
Замена звука р звуком в.
Исправление звуков к, к', г, г', х, х при различных видах нарушений
Отсутствие звуков к, к', г, г', х, х'
Постановка звука.
Автоматизация звука.
Никита ел кислый кизиловый кисель. Киму купили кеды и кепку. В кино показывали, как кит плыл в океане.
Галя гонит гусей на луга, а гуси гогочут: га-га-га. Инга читала газету в вагоне. Гуля прогоняла голубей с газона. Гога купил в м
Хата стояла на холме. Харитон несет охапку хвороста. У собаки лохматый хвост. Петух и хохлатка ходили между лопухами.
Лиса — хитрая хищница. Около дома росли лопухи. Мама купила духи. Петухи забрели в подсолнухи. Над вареньем летали мухи
Постановка звуков.
Подготовительный этап.
Временные задержки развития речи
Нарушения речи при снижении слуха
Нарушения голоса
Работа воспитателя с родителями
Первый комплекс
Загнать мяч в ворота
Методические указания.
Наказать непослушный язык
Сделать язык широким
Кто дальше загонит мяч?
Цель. Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами. Краткое описание.
Второй комплекс
Наказать непослушный язык
Приклей конфетку
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку). Краткое описание.
Вкусное варенье
Краткое описание.
Методические указания.
Краткое описание.
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка. Кратк
Методические указания.
Третий комплекс
Наказать непослушный язык
Вкусное варенье
Пароход гудит
Краткое описание.
Методические указания.
Краткое описание.
Беззвучно пощелкивать кончиком языка
Краткое описание.
Четвертый комплекс
Чьи зубы чище?
Цель. Отрабатывать движения языка вверх и его подвижность. Краткое описание.
Методические указания.
Пощелкать кончиком языка
Краткое описание.
Взаимосвязь в работе воспитателя и логопеда
Формирование звукопроизношения
Исправление звукопроизношения
1. Подготовительный этап
2. Этап появления звука
3. Этап усвоения звука (правильное произношение звука в речи)
Занятие на тему «Овощи»
Профилактика нарушений речи у детей
Обследование речи детей
Материал для обследования
Л` — лев, лиса, лист, лейка, лимон, хлеб, пальто, павлин, апельсин, цыпленок, телефон, вафли, туфли, бинокль. Р
J в конце и начале слога: J
Проведение обследования
Оформление результатов обследования
Работа по результатам обследования
Артикуляционная гимнастика
Средняя часть языка
Задняя часть языка
Боковые края языка
Нижняя челюсть
Мягкое нёбо
Комплексы упражнений
Второй комплекс.
Третий комплекс.
Четвертый комплекс.
Указания к проведению артикуляционной гимнастики
Усвоение детьми фонетической системы родного языка
Третий вопрос
Во второй младшей группе
В средней группе
В старшей группе
Развитию речевого дыхания
Развитие силы и высоты голоса
Работ а, направленная на развитие подвижности и дифференцированности движений органов артикуляцио.нного аппарата
Умение изменять интонацию и темп речи
Первая младшая группа
Этапы работы над звуками
Ознакомление детей с органами артикуляционного аппарата
Во второй младшей группе
В средней группе
В старшей группе
В подготовительной к школе группе
Уточнение произношения изолированного звука или вызывание его по подражанию
Воспитание правильного, четкого произношения звука в словах (в самостоятельном проговаривании и отраженном повторении за воспита
Воспитание правильного, четкого произношения звука во фразовой речи
Итоговые занятия
Дифференциация звуков
Дифференциация звуков в словах
Дифференциация звуков во фразовой речи
Планирование работы по формированию правильного произношения
Фронтальная работа
Работу подгруппами
Индивидуальная работа
Формирование у детей правильного произношения
Грамматический строй.
Обследование речи детей
Развитие слухового внимания
Подготовительная работа
Игра «Солнце или дождик?»
Методические указания.
Цель. Добиваться от детей длительного ротового выдоха.Игра «Чей одуванчик раньше улетит?» Крат кое описание
Методические указания.
Цель. Учить детей говорить громко. Предшествующая работа
Подготовительная работа
Методические указания.
Цель. Учить детей определять игрушку по звукоподражанию. Предшествующая работа
Игра «Угадай, кто кричит»
Методические указания.
Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Предшествующая работа
Подготовительная работа.
Развитие речевого дыхания
Подготовительная р а б от а.
Методические указания.
Развитие высоты голоса
Подготовительная работа
Рассказ «Кто как кричит?»
Методические указания.
Цель. Учить детей соотносить характер своих действий со звучанием тамбурина. Предшествующая работа.
Подготовительная работа.
Методические указания.
Формирование правильного звукопроизношения
Подготовительная работа
Методические указания.
Развитие речевого дыхания
Подготовительная работа
Методические указания.
Развитие слухового внимания
Подготовительная работа.
Методические указания.
Подготовительная работа.
Игра «Дует ветер»
Формирование правильного звукопроизношения
Методические указания.
Вторая младшая группа
Грамматический строй.
Обследование речи детей
Движения нижней челюсти
Движения губ.
Движения языка.
Подготовка артикуляционного аппарата
3акрепление произношения звука
Ознакомление детей с основными органами артикуляционного аппарата
Краткое описание
Методические указания.
Тема. Развитие длительного целенаправленного ротового выдоха. Цель.
Подготовительная работа.
Игра «Чей пароход лучше гудит?»
Методические указания.
Звук и. Описание правильной артикуляции
I этап работы
Предшествующая работа
Игра «Кто умеет улыбаться?»
Методические указания.
II этап работы
Предшествующая работа
Игра «Лошадки»
Методические указания.
Предшествующая работа.
Игра «Покажи и назови»
Методические указания.
Цель. Учить детей на слух различать низкий, средний и высокий голос. Предшествующая работа.
Игра «Угадай, кто сказал»
Методические указания.
Звук ф. Описание правильной артикуляции
I этап работы
Предшествующая работа
Упражнение «Построим забор»
Методические указания.
II этап работы
Предшествующая работа
Игра «Пузырь»
Методические указания.
Тема. Воспитание четкого произношения звука ф в словах, развитие фонематического слуха. Цель.
Предшествующая работа
Методические указания.
Подготовительная работа
Методические указания.
Средняя группа
Грамматический строй.
Обследование речи детей
Цель — тренировка артикуляционного аппарата. 2.Уточнение произношения данного звука. Цель
Ознакомление детей с основными органами артикуляционного аппарата
Краткое описание
Развитие речевого дыхания
Упражнение «Ныряльщики»
Звук т. Описание правильной артикуляции
I этап работы
Предшествующая работа
Подготовительная работа.
II этап работы
Игра «Поезд»
Методические указания.
III этап работы
Подготовительная работа
Методические указания.
Звук д. Описание правильной артикуляции
I этап работы
Предшествующая работа.
Игра «Лошадки»
Методические указания.
II этап работы
Краткое описание
Методические указания.
Тема. Воспитание правильного четкого произношения звука д во фразовой речи. Воспитание речевого дыхания. Цель.
Предшествующая работа
Дятел дерево долбит
Методические указания.
Цель. Учить детей на слух определять темп речи и выполнять движения в соответствующем темпе. Предшествующая работа
Подготовительная работа
Методические указания.
I этап работы
Предшествующая работа
Упражнение «Прятки»
Методические указания.
II этап работы
Предшествующая работа.
Рассказ «Кто как кричит?»
Методические указания.
Тема. Воспитание четкого произношения звука к во фразовой речи и умения менять темп речи. Цель.
Предшествующая работа
Стихи и рассказы для закрепления произношения звука к
Развитие силы голоса
Подготовительная работа
Методические указания.
Звук ы. Описание правильной артикуляции
II этап работы
Предшествующая работ а.
Игра «Пароход»
Методические указания.
III этап работы
Предшествующая работа
Игра «Лото»
Методические указания.
Цель. Учить детей делать вдох носом, а выдох ртом. Предшествующая работа
Игра «Кто лучше надует игрушку?»
Методические указания.
II этап работы
Предшествующая работа
Упражнение «Насос»
III этап работы
Предшествующая работа
IV этап работы
Предшествующая работа
Методические указания.
II этап работы
Игра «Угадай, что свистит»
Тема. Воспитание четкого, правильного произношения звука с' в словах. Цель.
IV этап работы
Методические указания.
Стихи, потешки, загадки, скороговорки для закрепления произношения звуков с. с'
II этап работы
III этап работы
Методические указания.
Тема. Воспитание правильного произношения звука з в речи и четкой дикции. Цель
Методические указания.
Цель. Учить детей по изменению голоса определять персонаж. Предшествующая работа
Краткое описание
Методические указания.
Игра «Угадай, какой комар звенит»
Методические указания.
III этап работы
Методические указания.
IV этап работы
Игра «Подарки кукле Зине»
Методические указания.
II этап работы
Методические указания.
Методические указания.
Предшествующая работа
Игра «Что кому?»
Методические указания.
Стихи, потешки, загадки, скороговорки для закрепления произношения звука ц
Старшая группа
Грамматический строй.
Обследование речи детей
Ознакомление с основными органами и движениями артикуляционного аппарата
Предшествующая работа
Краткое описание
Методические указания.
Звук j . Описание правильной артикуляции
Подготовительная работа
Краткое описание
Методические указания.
Тема. Уточнение произношения звука j в сочетании с гласным а. Цель.
Игра «Ослик потерялся»
Методические указания.
Тема. Уточнение произношения слов со звуком j в сочетании с гласным а. Цель
Краткое описание
Подготовительная работа
Краткое описание
III этап работы
Методические указания.
Вот так, гость
Звук j в начале слога в сочетании с гласным э
Игра «Эхо»
Краткое описание
Методические указания.
Звук j в начале слога перед гласным о
Методические указания.
II этап работы
Предшествующая работа.
Игра «Лес шумит»
Игра «Шар лопнули
Методические указания.
Игра «Угадай, что в руке»
Тем а. Воспитание правильного, четкого произношения звука ш в речи, работа над голосом. Цель.
Предшествующая работа
Игра «Тишина»
Методические указания.
Стихи, потешки, скорогворки для закрепления произношения звука ш
Находчивая Маша
Тема. Уточнение произношения имеющегося звука ж или вызывание его по подражанию. Развитие речевого дыхания, силы голоса. Цель.
Предшествующая работа.
Игра «Пчелки собирают мед»
Игра «Мухи в паутине»
Методические указания.
III этап работы
Игра «Кому что нужно?»
IV этап работы
Предшествующая работа
Ох, тяжело!
Игра «Жуки»
Стихи, потешки, загадки, скороговрки для закрепления произношения звука ж
Песенка пчелы
Тема. Уточнение произношения имеющегося звука ч или вызывание его по подражанию. Цель.
Игра «Поезд»
Упражнение «Кузнечики»
Методические указания
Краткое описание
Методические указания.
Тема. Воспитание правильного произношения звука ч во фразовой речи. Цель.
Предшествующая работа
Краткое описание
Методические указания.
Стихи, потешки, загадки, считалочки для закрепления произношения звука ч
Тема. Уточнение произношения имеющегося звука щ или вызывание его по подражанию. Цель
Методические указания.
III этап работы
Методические указания.
IV этап работы
Предшествующая работа
Методические указания.
Тема. Уточнение произношения имеющегося звука л или вызывание его по подражанию. Цель
Методические указания.
Упражнение « Пароход»
III этап работы
Игра «Что я видел?»
Методические указания.
Тема. Воспитание правильного произношения звука л в речи. Цель
Игра «Лошадки»
Чисто умыта
Игра «Пила»
Методические указания.
Тема. Уточнение произношения имеющегося звука л' или вызывание его по подражанию. Воспитание фонематического слуха. Цель.
Игра «Угадай, на какой балалайке играем»
Ill этап работы
Краткое описание
IV этап работы
Игра «Ответь на вопросы»
Методические указания.
Стихи, потешки, загадки, скороговорки для закрепления произношения звуков л и л'
II этап работы
Предшествующая работа
Упражнение «Тигр рычит»
Методические указания.
Игра «Буря»
Методические указания.
Ill этап работы
Методические указания.
IV этап работы
Подготовительная работа
Методические указания.
II этап работы
Игра «Угадай, на какой трубе играем»
Методические указания.
Тема. Воспитание правильного, четкого произношения звука р' в словах. Цель
Игра «Соблюдай порядок»
Методические указания.
Тема. Воспитание правильного, четкого произношения звука р во фразовой речи. Цель
Наведем порядок
Методические указания.
Серый крот
Подготовительная к школе группа
Грамматический строй.
Обследование речи детей
1. Выделение слов из предложения и составление предложений из отдельных слов
2. Развитие умения делить слова на части и составлять из частей слова
3. Развитие навыков звукового (фонематического) анализа слов.
I этап — дифференциация изолированных звуков.
II этап — дифференциация зуков в словах.
Дифференциация твердых и мягких согласных звуков
Подготовительная работа
Игра «Найди место своей картинке»
Методические указания.
III этап работы
Методические указания.
Картинки и символы для автоматизации звуков и обследования речи
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина
База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo
,
dekanat
, ansya, kenam
обратиться к администрации
|
правообладателям
|
пользователям
Новые материалы
опубликовать
Документы