|
Скачать 483.77 Kb.
|
МОУ « Дятловская средняя общеобразовательная школа» Вышневолоцкий район Тверская область «Утверждаю» директор школы _______ Л.В.Герасимова пр. № ___ от __________ Внеурочная деятельность Направление: спортивно-оздоровительное Программа спортивной секции «Оздоровительные игры для детей младшего школьного возраста» Программа составлена учителем физической культуры МОУ «Дятловская СОШ» Грищенко С.А. 2011 Пояснительная записка Программа «Оздоровительные игры для детей младшего школьного возраста» ориентирована на осознание сущности физического совершенства как важнейшей составляющее человеческой культуры, обеспечивающей освоение детьми данных им от природы возможностей укрепления здоровья. Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Только здоровый ребенок может успешно учиться. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением каждого участника учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. Данная программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и способствуют обеспечению сохранения физического здоровья учащихся, а также дает основу для самоорганизации здорового образа жизни. Методической основой разработки данной программы является трех - компонентная модель здоровья – единство психического, физического и нравственного в человеке. Программа является комплексной. Структура программы:
Программа предназначена для реализации в школе. Рассчитана для детей младшего школьного возраста - 6,5-10 лет, Объем: 99 часов. (3 часа в неделю). Цель программы: Укрепление здоровья, профилактика функциональных отклонений. Воздействие целенаправленными эмоциональными, физическими нагрузками на организм ребенка при его же активной помощи. Задачи: 1. Профилактика и коррекция нарушений в состоянии здоровья детей. 2. Формирование осознанного отношения к здоровью как условию полноценной жизни 3. Повышение физиологической активности систем организма, ослабленных болезнью, содействие оптимизации умственной и физической работоспособности в режиме учебной деятельности. 4. Повышение физической подготовленности и развитие основных физических качеств: силы, выносливости быстроты, координации, и гибкости. 5. Совершенствование прикладных жизненно важных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями из подвижных игр. .Основной принцип построения программы: При подборе игры учитывается возраст детей, состояние здоровья, степень физической подготовки детей. Направления: - игры при нарушении осанки; - игры при плоскостопии; - игры при ослаблении организма (частые простудные заболевания, заболевания органов дыхания); - игры при мышечной гипотонии, вегетососудистой дистонии. Методической основой разработки данной программы является трех-компонентная модель здоровья - единство психического, физического и нравственного в человеке. Методами оценки эффективности данной программы являются: - медицинский мониторинг здоровья учащихся; -социологическое изучение установок учащихся на здоровый образ жизни; - текущий контроль/ ^ *
*На 2-4 классы программа будет разрабатываться по мере введения ФГОС Содержательная линия. ^ Изучение культуры здоровья на ступени начального общего образования направлено на решение следующих задач:
Предметно-информационная составляющая образованности:
Деятельно-коммуникативная составляющая образованности:
Ценностно-ориентационная составляющая образования:
^ Игры
9. «Почтальон». Один из играющих (поочередно) назначается почтальоном. У него сумка с карточками (письмами), на которых написаны номера (1-20). На полу вдоль стены чертятся две линии, между которыми 1-2 м.- За линиями пишутся «номера домов»: с одной стороны четные, с другой -нечетные, у которых выстраиваются дети, сохраняя правильную осанку. Почтальон идет мимо линии неторопливым шагом, вынимает из сумки очередную- карточку (письмо) и отдает ее ребенку, стоящему у соответствующей! цифры (дома) со словами: «Вам письмо». Принимающий письмо должен сказать: «Спасибо» и подчеркнуто принять стойку «смирно». Выигрывает тот, кто всю игру сохраняет хорошую осанку и не ошибся при вручении письма. ^ Дети сидят или стоят. Из картона или из фанеры вырезают кольцо диаметром 15 см, шириной ободка - 3—4 см. К кольцу привязывают шнурок, второй конец шнурка привязывают к палочке, длиной примерно 30 см. Играющие поочередно ловят кольцо на палочку.] Каждый играющий имеет право сделать подряд три попытки, и считать сколько раз ему удалось поймать кольцо. Затем он передает палочку кольцом следующему играющему. Палочка с кольцом переходит из рук <�руки до тех пор, пока кто-нибудь из детей не наберет условное количество попаданий (очков). Выигравшие в 2-3 играх дети соревнуются между собой.]
^ Дети сидят на скамейке. По просьбе воспитателя ребенок должен пройти по ребристой доске и взять с находящегося в двух метрах от конца ребристой доски стула игрушку, передать воспитателю. Это украшение поочередно проделывают все дети. Воспитатель контролирует осанку, походку, носовое дыхание, смыкание губ.
^ Воспитатель делит детей на 3-4 группы по 5 человек. Каждая группа имеет свое «гнездышко» (скамейка, большой/ обруч или нарисованный на земле круг). Дети изображают птичек, сидящих в гнездышке. При словах воспитателя: «Полетели» - «птички» вылетают из гнезда». Дети прыгают на носках, взмахивая руками - «крыльями». «Птички ищут «корм», приседают, касаясь руками пола и наклонив голову. По заданию воспитателя: «Домой, птички», прыгая на носках, возвращаются в гнездышки. ^ Игра проводится сидя. Игроки располагаются по кругу. Дети перебрасывают друг другу мяч по очереди (воспитатель стоит за кругом), а затем кидают его инструктору. Это «погрузка арбузов на поезд». Затем дети производят круговые движения руками, произносится-: чу-чу-чу...». Поезд движется, через 2-3 минуты поезд останавливается -..Дети говорят : « Ш ш ш…».После этого начинается выгрузка арбузов – те же движения, что и при погрузке.. При произношении звука « Ш ш ш « губы складываются в трубочку . ^ Упр.1.Ходьба. Встать прямо, голову не опускать, ноги вместе, плечи опущены и отведены назад, грудная клетка развернута. Проверить осанку перед зеркалом. Ходить обычно, затем на носках, на пятках по комнате. Следить за осанкой. Продолжительность ходьбы 40-60 сек. Ведущий говорит стихи, направляя ими играющих на нужные движения : « Мы проверили осанку и свели лопатки. Мы походим на носках. Мы идем на пятках. Мы идем как все ребята, и как Мишка косолапый» Упр. 2. «Куры». Дети стоят, наклонившись пониже, свободно свесив руки - «крылья» и опустив голову. Поизносят: «тах-тах-тах», одновременно похлапывая себя коленям - выдох, выпрямляясь, поднимают руки к плечам - вдох. Повто-3-5 раз. «Бормочут куры по ночам. Бьют крыльями "тах-тах" (выдох),поднимем руки мы к плечам (вдох). Потом опустим - итах"». Упр. 3. «Самолет». Дети стоят. Развести руки в стороны ладонями к верху. Поднять голову вверх - вдох. Сделать поворот в сторону, произнося: «ж-ж-ж...» - выдох. Встать прямо, опустить руки - пауза. Повторить 2-4 раза в каждую сторону, правил крылья самолет: приготовился в полет. Я направо погляжу, жу-'жу-жу. • Я налево погляжу - жу-жу-жу». ^ Дети стоят. Скользят руками вдоль туловища, наклоняются поочередно вправо, влево. Наклоняясь - вдох, выдох с произнесением звука «с-с-с>..», выпрямляясь - вдох. Повторить 4-6 раз. «Это очень просто - покачай насос ты. Направо, налево. Руками скользя, назад и вперед, расклоняться нельзя. Это очень просто. Покачай насос ты». ^ Дети стоят. Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки - вдох (У медведя дом большой). Присесть, обхватить руками колени, опустить голову - выдох с произнесением звука « ш-ш-ш...» (У зайки дом маленький). Ходьба по залу: «Мишка наш пошел домой, да и крошка-зайка». Повторить 4-6 раз. «У медведя дом большой, а у зайки - маленький. Мишка наш пошел домой, да и крошка заинька». ^ Дети стоят, руки опущены, ноги слегка расставлены. Повернуть голову налево - вдох. Голова вправо - выдох (губы трубочкой). Голова прямо - вдох носом, опустить голову, подбородком касаясь груди - вновь сделать спокойный, слегка углубленный выдох. Голова прямо - вдох носом. Поднять лицо кверху и снова подуть через губы, сложенные трубочкой. Повторить 2-3 раза. «Подуем на плечо, подуем на другое. Мое солнце горячо пекло дневной порой. Подуем на живот, как трубка станет рот. Ну а теперь на облака. И остановимся пока. Потом повторим все опять: раз, два, три, четыре, пять». ^ Дети стоят, ноги на ширине плеч, руки опущены. Махом перевести руки в сторону, влево, назад, вправо. Махом руки снова перевести через перед влево со звуком «Зу-зу-зу...». Воспитатель читает стихи, а дети повторяют вместе с ним слоги: «зу-зу», делая упражнение. Стихотворение читается 3-4 раза. «Косарь идет косить жнивье. Зу-зу-зу-зу-зузу. Идем со мной косить вдвоем. Зу-зу-зу-зу-зу-зу. Замах направо, а потом налево мы махнем. И так мы справимся с жнивьем, зу-зу, зу-зу вдвоем». ^ Дети стоят по кругу. Воспитатель читает им стихи. «Каждый бутончик склоняется направо, налево, вперед, назад. От ветра, от зноя бутончики эти спрятались живо в цветочном букете». По команде воспитателя дети ритмично под чтение стихов поворачивают головы («бутончики») направо, налево, наклоняют вперед, отводят назад, чередуя вдох и выдох. При чтении последней строки стиха дети поднимают руки вверх, склоняя кисти над головой: «бутончики» спрятались. Все упражнение повторяется 6-8 раз. Упр. 9. «Еж». Дети ложатся на спину (на ковре), руки прямые, вытянутые за голову. В этом положении по команде воспитателя дети делают глубокий вдох через нос. При чтении: «Вот свернулся еж в клубок, потому что он продрог» Дети руками обхватывают согнутые ноги к груди, делая полный глубокий выдох. При чтении стиха: «Лучик ежика коснулся, ежик сладко потянулся» - дети принимают исходное положение и потягиваются, как ежик, становятся большими, вырастают, а затем расслабляются, делая спокойный вдох выдох через нос. Все упражнения повторить 4-6 раз. Упр. 10. «Трубач». Дети стоят или сидят. Кисти стопы как бы удерживают трубу, поднося | «трубу» ко рту дети произносят: «Тру-тру-тру, бу-бу-бу! Подудим в свою трубу». Упр. 11. «Жук». Дети сидят, скрестив руки на груди, опустив голову. Ритмично сжимать обеими руками грудную клетку, произнося: «Ж-ж-ж...» - выдох. Развести руки| в стороны, расправив плечи, головы держать прямо - выдох. Повторить упражнение 4-5 раз. «Жу, - сказал крылатый жук. Посижу и потужу».
Упр. 1. Встать прямо, головы не опускать, плечи немного опустить! несколько отвести назад. Сначала глубоко подышать, делать длинный вдох, будто хочешь сдуть с одуванчиков пух. Затем сделать глубокий вдох носом: «Подуй одуванчик, как дует этот мальчик. Подуй сильнее и станешь здоровее». Упр. 2. Дети стоят, руки на поясе. По команде воспитателя ходят, как цапли, высоко поднимая ноги. Продолжительность занятия 10-20 сек. «До чего трава высока. То крапива, то осока. Поднимай выше ноги, коль идешь не по дороге». Упр. 3. Посмотрите, как мальчики играют - пилят дрова. Встать попарно лицом друг другу, взяться за руки, ноги слегка расставить, правая рука впереди. В каждой паре партнер должен сгибать вначале правую руку, левую выпрямлять, затем наоборот - левую сгибать, а правую выпрямлять! Движения делать ритмично, произнося «ж-ж-ж...». Повторить 6-8 раз. Упр. 4. Воспитатель: «Наколем дров. Видите, как Чиполлино замахнулся. И мы с вами постараемся». Соедините руки внизу вместе в замок, ноги расставьте на ширину плеч. Поднимите руки вверх и с наклоном опустите быстро вниз, одновременно произнося "Ух-х-х...". Повторите 4-6 раз». «Раз дрова, два дрова, раскололся ствол едва. Бух - дрова, Бах -ва. Вот уже полена два». Упр. 5. Дети стоят руки опущены. Воспитатель обращается к ним «Сейчас будем играть в игру "Бабочка, Журавль, Лягушка"». Ходите ровным! шагом по комнате, а когда я скажу "Бабочка", разведите руки в стороны взмахивайте ими, как бабочка крыльями. Видите, как это делаю я?» Дети выполняют упражнение и поют: «Почему я высоко, далеко над домами, за рекой, над рекой. До чего же мне легко (да легко!) быть воздушной такой (я такой!)». «А если я скажу "Журавль", - говорит воспитатель, остановитесь и стойте на одной ноге (руки на поясе). Скажу "Лягушка" - присядьте на корточки, коснитесь руками пола». Упражнение повторить 4-6 раз. Упр. 6. Воспитатель продолжает: «Вы знаете как каркает ворона? И машет крыльями, когда прогоняет воробышка? Разведите руки в стороны пошире, скажите «кар...» и опустите руки. Звук « р » тяните как можно дольше. Опуская руки, немного согните ноги. Повторить 4-6 раз. Упр. 7. «Теперь покатаемся на лыжах, как это делает Буратино, предлагает воспитатель. - Делайте большие скользящие шаги и маховые движения руками, как будто мы катаемся на лыжах». Следить за тем, чтобы дети не делали резких движений и выпадов, чтобы шаг был плавным, скользящим, темп движения средний. Через 15-20 шагов можно и «с горки» покататься, взмахнуть обеими руками, присесть, наклоняясь слегка вперед и опуская маховым движением руки вниз и назад. Продолжить упражнение 50-60 сек. Упр. 8. «А теперь, ребята, поможем Мальвине размести дорожки от снега. Взмахнем вправо обеими руками, затем влево». Дети ходят, делая маховые движения обеими руками перед собой, вправо, влево, с поворотами туловища в ту же сторону (кисти слегка сжаты в кулаке). Продолжать упражнение 10-20 сек. Упр. 9. Дети стоят, ступни параллельны, слегка расставлены. «Мороз становится сильнее - согреемся». Воспитатель командует: «Разведите руки широко в стороны ладонями вперед и крепко обхватите себя руками за плечи, при этом скажите: "Ух-х-х.,."» (нужно следить за тем, чтобы ребенок обхватывал грудную клетку при выдохе, попеременно кладя сверху то левую, то правую руку). Повторить 4-6 раз. «Обхвачу себя руками очень крепко, очень сильно. И потопаю ногами... Согревайся, Чиполлино».
^ Ставятся рядом две скамьи или два ряда стульев (на один стул меньше, чем играющих). Можно также начертить на земле большой круг и на нем пометить цифрами места играющих. Оставшийся без места по жребию называется морем. Он и ведет игру. Каждый из играющих принимает название какой-либо рыбы или морского животного. Водящий ходит около играющих, плавно взмахивая руками, приговаривая: «Море волнуется, море волнуется». Вдруг он останавливается и называет какую- нибудь рыбу. Игрок назвавшийся этим именем, следует за ним, подражая ей движениям и приговаривая «море волнуется». Как только входящий скажет «На море буря!» - все кружатся на месте. Конечно, «море» всегда обеспечит себе место. Оставшийся без места игрок становится «морем». Игра возобновляется, тогда каждый может взять себе другое название.
Вариант1
Вариант 2.
^ и. п. - встать лицом в круг, руки с веревкой внизу. По команде», воспитателя руки с веревкой поднять вверх, правую (левую) ногу отставить на носок назад (вдох), вернуться в и. п.; и. п. - то же. Перебирая руками веревку, передавать ее вправо (влево) по кругу (по 2 р. в каждую сторону);
' и. п. - то же. Опустить веревку вниз до уровня бедер. По команд воспитателя перешагнуть веревку поочередно правой и левой ногой, встать (руки с веревкой сзади). Так же по команде перешагнуть, правой и левой ногой назад (4-6 раз); ' и. п. - встать лицом в круг, руки внизу. По команде воспитателя присесть, колени в стороны, руки с веревкой вперед, вверх (вдох) вернуться в и. п. - выдох (4-6 раз); • и. п. - то же. Веревка на полу. Встать на веревку, руки на поясе ,6 прыжков на обеих ногах вправо, 6 влево (2-4 раза). Воспитатель отмечает детей, сделавших упражнение четко и красиво.
в своем кругу и стараются правой ногой сдвинуть своего противника с места. Проигрывает тот, кто не устоял и правой ногой коснулся пола.
«зайчик в норке сидит, крепко, крепко он спит. Зайчик прыг! Зайчик прыг Зайчик прыг!». «Зайчик» поднимает голову, кладет руки на колени и прыгав 2-3 минуты вокруг круга, стучит зубами, показывая, как заяц ест морковку Затем подскакивает к 3-4 детям на выбор, и те тоже остановятся «зайчика, ми». Дети в кругу поют: «Вот лисичка бежит. Зайку съесть норовит. Зайчик в лес под кусток, от лисы наутек». Выбегает из-за куста лиса, ловит зайцев и отводит в свою «нору» за круг. Пойманные делаются «лисами». Игра продолжается. 51. Игры зимой.
^ Упр. 1. Дети перед зеркалом принимают правильную осанку контролируется смыкание губ) и идут простым шагом с изменением темпа (20-30 сек.), повторяя за воспитателем: «В путь пойдем мы не забудем про осанку». Упр. 2. Дети встают в круг и в такт стихам дуют на облака* них руками - «прогоняют» их. Затем изображают дождик: по/: руки вверх, потом расслабляют мышцы рук, «бросают» одну руку плеча, затем до пояса и вниз, потом другую руку - так же. Дыхание: вольно: «Дождик, дождик, кап-кап-кап... Мы так умеем тоже, I облака, ветру мы поможем». Упр. 3. Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки прямые. Хг ни перед собой, над головой с поворотом туловища - справа повторять упражнение в той же последовательности (4-6 раз) с г ем при хлопке: «Хлоп-хлоп, комарика хлоп-хлоп, а то сядет Не хлопнем комара, справа хлопнем комара». Упр. 4. И. п. - стоя. Воспитатель внятно читает стихи, а упражнения: поднимают руки вверх (вдох), затем сгибают их в локтях и кисти сжав в кулак с силой опускают вниз (выдох). Повторить 3-4 раза: « Вот веселый трубочист. Он трубы чистит, чистит. Руки ходят верх и в! сжаты кисти». Упр. 5. Ходьба простым шагом под ритмичные стихи. За друга за руки, дети переходят на бег с постепенным замедление/ Воспитатель регулирует темп ходьбы и бега. Ходьба с высоким подниманием носок оттянут, руки на поясе. Продолжительность 10-20 сек Змейка! Вьется, вьется. Эй, кто с нами не смеется? Это ручеек что зародился в мае. Так ребята друг за другом мчатся, мчатся кругом, и петлю, и змею кружат, и не падают, и друг друга радуют» Упр. 6. Ходьба простым шагом с постепенным замедлением воспитатель контролирует правильность осанки. Дыхательные звуком выдоха: «ш-ш-ш» (3-6 раз). Продолжительность 30 сек. ^ По гимнастической скамейке, воспитатель обеспечивает страховку, а дети сначала проходят по скамейке, а затем и пробегают по ней. То же самое с мешочком на голове. Следует сл< вильной осанкой и смыканием губ. ^ «Догони меня» - говорит воспитатель на противоположной стороне площадки. Дети стараются поймать и собираются вокруг воспитателя, он говорит: «Убегайте» разбегаются по всей площадке, уворачиваются, когда воспитатель Указанию воспитателя дети садятся на стулья отдыхать.
^ Упр. 1. Дети перед зеркалом принимают правильную осанку, идут простым шагом на носках, на пятках. Упр. 2. Голова прямо, пятки вместе, носки врозь, в руках за плечами гимнастическая палка - «багаж». Ходить, не опуская головы, на носках. Дети повторяют за воспитателем: «Да, багаж на этаж». Продолжать 10-15 сек. «Мы легко несем багаж, да, багаж! С этажа на этаж». Упр. 3. Дети стоят прямо. В руках за плечами гимнастическая палка («багаж»). По команде воспитателя дети переводят палку из-за плеч через голову вперед и наклоняются, доставая палкой пол. При наклонах с выдохом скандировать: «Багаж, саквояж, ж-ж». Повторить 5 раз. Упр. 4. Дети стоят прямо, руки опущены. Повороты туловища с одновременным отведением руки и поворотом головы в ту же сторону. Повторить 5-10 раз. Упр. 5. Приседания, колени разведены, руки касаются пола. Во время приседаний скандировать стихами: «Вот нальем, постираем». Повторить 5-10 раз. Упр. 6. Дети стоят, ноги расставлены на ширину плеч. Движение рук и корпуса вперед-назад (полунаклоны) с произнесением за воспитателем «Тах-тах-тах-пах-пах-пах». Повторить 5-10 раз. «Мы белье стираем чисто тах-тах-тах! Таз на стул поставим быстро, пах-пах-пах». Упр. 7. Дети стоят, ноги на ширине плеч, слегка наклонится вперед, пояс верхних конечностей и руки расслаблены. Делать маховые движения руками с поворотом туловища направо и налево, ритмично произносить: «А теперь все сполоснем. Буль-буль-буль. Будет чистое белье. Буль-буль-буль». Упр. 8. Дети стоят, руки согнуты в локтях перед собой, кисти сжаты в кулачки. Движениями имитируют отжимание белья, ритмично приговаривая: «Мы теперь белье все выжмем. Раз-раз-раз. И светлей оно и чище. В таз-в таз-в таз» Повторить 10-16 раз. Упр. 9. Дети стоят. Ноги на ширине плеч. Наклониться и быстро выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, подтянуться. «Наклонимся мы к тазу с бельем. Простыню мы развернем, развернем. И встряхнем ее легко. Да легко. И развесим высоко. Высоко». Повторить 5-10 раз. Упр. 10. Дети стоят на гимнастической скамейке, руки на поясе, плечи слегка отведены назад. Ходьба по скамейке с поочередным опусканием ноги с вытянутым носком за скамейку (другая при этом не сгибается). «Пойдем по мостику гуськом. Ногу в речку окунем». Упр. 11. Ходьба по скамейке боком с приставлением ноги. Руки вытянуты в стороны ладонями вверх. «А потом пойдем мы боком. И еще разок с подскоком». Упр. 12. Бросить мяч о пол и поймать его одной, двумя руками. Перебрасывание мяча друг другу. Продолжительность 30-60 сек. «Девочки и мальчики! Поиграем в мячики? Постучим мячом о пол. Мячик наш в прискок пошел». Упр. 13. Обычная ходьба, ходьба на носках, руки на поясе. На пятке руки за головой, обычная ходьба. Дыхательные упражнения. Продолжительность 20 сек. «Мы уходим на носках. Мы идем на пятках. Мы проверили осанку и свели лопатки». Экологи борются за сохранение природы, основы нашего существования на планете. Почему бы не сказать, что существует «экология детства»? Почему бы не сохранить наследие традиционной педагогики? Те удивительные развивающие игры, в которые играли наши родители, дедушки? Ведь игра - воспитатель. В игре развиваются все необходимые для дальнейшей жизни человека качества, то от чего зависит судьба ребенка его умение общаться с другими людьми, успешность в учебе, качества, необходимые в семье. Игра - прекрасное средство развития. Каждая игра развивает целый спектр разнообразных способностей. Ребенок периодически участвует в разных играх. Игры повторяются, он начинает видеть свой рост, как он постепенно начал совершенствоваться. И вот тогда происходит самое главное, что дает ему игра. Он начинает любить самосовершенствование, стремится стать лучше. И если мы любим своих детей, если мы хотим, чтобы они выросли достойными гражданами, достигающими успеха в человеческом обществе тогда нам остается только одно - научить ребенка играть. нагрузки мышц снижают тонус нервной и эндокринной систем. При гипокинезии главный удар, наносимый мышечной системе организма, - это удар по главным регуляторам - механизмам, с которыми мышечная система тесно связана. Уменьшение импульса от мышц способствует астенизации коры большого мозга, что оказывает отрицательное влияние на функции органов кровообращения, дыхания и другие функции организма. Положительные эмоции, которые возникают во время игр, благоприятно сказываются на состоянии здоровья ребенка: отвлекают ребенка от болезни, способствует улучшению деятельности ЦНС, внутренних органов нормализации взаимоотношений между отдельными системами организма. Плоскостопие, как и нарушение осанки, чаще встречается у слабых физически плохо развитых детей. Нередко нагрузка при ходьбе, а чаще при длительном беге для сводов стоп таких детей оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы перенапрягаются, растягиваются, теряют пружинистые свойства. Своды стоп (продольной и поперечной) расплющиваются, опускаются, и возникает плоскостопие: продольное, поперечное, поперечно-продольное. Стопа является опорой фундамента тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы влияет не только на ее функцию, но и меняет положение таза, позвоночника. В задачи проведения упражнений игрового характера и подвижных игр входит укрепление связочно-мышечного аппарата голени и стопы, воспитание навыка правильной ходьбы (не разводя носков). Рекомендуется игра с ходьбой на наружных и внутренних краях стоп, на носках, со сгибанием пальцев ног, захватывание пальцами ног различных предметов, приседание в положении «носки внутрь» (пятки разведены). Игры проводятся без обуви. При выраженном плоскостопии исключить прыжки и спрыгивание с высоты. Нарушение осанки - частый спутник многих хронических заболеваний у детей как проявление их общей функциональной слабости, гипотонического состояния мышц и связочного аппарата. Дефекты осанки отрицательно сказываются на деятельности сердца, желудка, печени и почек. Основой профилактики и коррекции нарушения осанки, особенно начальных степеней, является общая тренировка организма ослабленного ребенка. Она должна проходить на фоне хорошо организованного лечебно-двигательного режима. Задачами подвижных игр должны быть общее укрепление ослабленных детей, их опорно-двигательного аппарата, усиление мышечного корсета позвоночника, улучшение функции дыхания, сердечнососудистой системы. Рекомендуются игры, укрепляющие мышцы спины, пояса, верхних конечностей, живота. В процессе проведения подвижных игр нужно добиваться тренировки навыков в удержании головы и туловища в правильном положении, правильной ходьбы и выполнения других основных элементарных движений. В играх должны быть использованы разнообразные исходные положения, в том числе и положения лежа, стоя на четвереньках. Упражнения должны выполняться в среднем и медленном темпе. Приобретение правильной осанки - длительный процесс, поэтому ребенку приходится многократно объяснять и показывать, что такое правильная осанка. И заботиться о ней рекомендуется с раннего возраста, тем более у длительно болеющих детей. Величина допускаемой нагрузки в играх определяется уровнем здоровья, сопутствующими или основными заболеваниями, на фоне которых отмечается то или иное нарушение осанки. Период выздоровления после перенесенных инфекционных заболеваний У детей после перенесенных инфекций могут длительное время оставаться нарушения ЦНС и явлений общей астении (истощение, ослабление), быть снижен эмоциональный тонус. В первые две недели у этих детей определяется неустойчивость, слабость, вялость, быстрая утомляемость при приготовлении уроков. Отмечаются неустойчивость настроения в поведении, раздражительность. На фоне щадящего режима дня правильно подобранные игры принесут этим детям радость, помогут обрести уверенность в себе, улучшат общее состояние ребенка, его психическое здоровье. И.П. Павлов указывал на то, что бодрое, жизнерадостное настроение способствует более правильному дыханию, кровообращению, пищеварению и восстановительным процессам в организме человека. Нарушение качества движений при хронизации некоторых сердечно-сосудистых, бронхолегочных, нервных, эндокринных болезней В процессе всех болезней вовлекается нервная система, а также вегетативная. При различных заболеваниях, особенно при их хронизации, нарушается общий саногенез организма человека. В ряде случаев возможны спазмы и недостаточное кровоснабжение мозга. Возможно, этим объясняется нередко наблюдаемые нами у ослабленных длительными или частыми заболеваниями детей нарушения характера движений: неловкость при осуществлении целенаправленных движений, неумение быстро и четко выполнить движение, некрасивая походка и осанка. Поэтому необходимо учитывать возможные изменения качества движений при хронизации заболеваний у детей. Для них нужно рекомендовать игры, которые наряду с общим укреплением организма способствуют тренировке вестибулярного аппарата, улучшению координации движений, равновесия, ориентировке на месте в пространстве, красивой походке, формированию достойной осанки. Вегетососудистая дистония гипертонического типа При этом заболевании разработаны игры, используя которые можно было бы реализовать следующие задачи: тренировка основных нервных процессов (их уравновешивание, повышение силы, подвижности), укрепление тормозных реакций, что особенно важно развивать у детей, тренировка вестибулярного аппарата, развитие равновесия, координации движений в крупных и мелких мышцах. Разрабатываемая методика подвижных игр преследовала и цели общей тренировки, укрепления детского организма, улучшения функций сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, снижения заболеваний, развития морально-волевых качеств, характера детей. При подборе игр для ослабленных детей необходимо учитывать некоторые физиологические особенности организма ребенка. Например, у детей отмечается легкая возбудимость сердечно-сосудистых и дыхательных центров. Деятельность детского сердца лишь постепенно приспосабливается к требованиям окружающей среды. Вследствие возрастных особенностей регулирующей функции коры большого мозга у детей, особенно в раннем возрасте в школе, при иногда отмечающейся возрастной недостаточности клапанного аппарата сердца даже небольшие мышечные усилия могут вызвать учащенное сердцебиение, нарушение правильного ритма работы сердца, отдышку. Низкий уровень АД при умственной мышечной деятельности не всегда может обеспечить достаточное передвижение крови. Эти особенности функции сердечно-сосудистой системы детского организма должны учитываться при подборе оптимальной нагрузки в подвижных играх, тем более для ослабленных детей. Возрастные особенности дыхательного аппарата Меньший объем грудной клетки, относительная слабость дыхательной мускулатуры, учащенное дыхание при мышечной работе сказывается в неэкономном обеспечении организма кислородом за счет увеличения в основном частоты, а не глубины дыхания. В связи с этим для развития мышц группы грудной клетки, воспитания навыка ритмичного, полного дыхания необходимы игры и упражнения, улучшающие координационные механизмы дыхания, укрепляющие дыхательную мускулатуру. Стимулировать двигательную активность детей целесообразно игрушками, предметами: проводить игры с мячами, шарами, обручами, поощрять детей словами, показом, принимая во внимание индивидуальные умения и моторное развитие детей. Необходимо учитывать, какие движения следует повторить, какие ввести дополнительно, чтобы помочь ребенку скорее научиться правильно ходить, бегать, бросать мяч. В игре нужно использовать различные движения для рук, ног, туловища. Полезно использовать музыку, пение. Каждая подвижная игра должна способствовать не только совершенствованию определенных условий движения, но и воспитанию моральных качеств маленького гражданина. Проведение подвижных игр с ослабленными детьми требует соблюдения строгого медицинского и педагогического контроля за их состоянием. Внимание детей младшего школьного возраста крайне неустойчиво, поэтому продолжительность одной игры можно увеличивать с 5 минут до 10-15 минут. Необходимо учитывать, что следующие подряд друг за другом игры, требующие длительного сосредоточения внимания, утомляют ребенка, поэтому игры следует комбинировать и сочетать таким образом, чтобы они оказывали на организм разностороннее воздействие. Перед началом занятий для согласованности действий участников игры необходимо в понятной и доступной форме разъяснить детям сюжет игры, роль в ней каждого. Для детей младшего школьного возраста с целью наглядности взрослый должен проиграть некоторые роли сам. При проведении игр нужно соблюдать некоторые гигиенические правила. Перед занятием дети должны высморкаться, чтобы носовое дыхание было свободным, нужно обращать внимание на аккуратность в одежде. Перед занятием необходимо проветрить зал и во время занятий обеспечить хорошее проветривание помещения. На занятии подвижными играми с детьми младшего школьного возраста необходимо особое внимание обращать на страховку ребенка при выполнении им упражнений и в других случаях при наличии риска падения, ушиба, корригировать положение головы, туловища, конечностей для обеспечения формирования правильной осанки, ограничить упражнения с разными провисами, раскручиванием на руках, веревках и т.д., так как они дают большую нагрузку на суставы, связки, мышцы рук, пояса верхних конечностей, могут приводить к сужению грудной клетки и сутулости. Нельзя позволять ребенку спрыгивать с высоты. Необходимо учитывать реакцию организма детей на игру. Это важно так как игры труднее дозировать, чем физические упражнения. Помимо чисто физической нагрузки, подвижные игры несут и эмоциональную нагрузку причем дети по-разному реагируют на эту психофизическую нагрузку в игре. Поэтому важно учитывать проявление утомления по ряду признаков.
Снижение нагрузки
Методические ошибки, наиболее часто встречающиеся при проведении подвижных игр
Понятийный словарь Анализатор - сложная анатомо-физиологическая система восприятия, анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма. Различают зрительный, слуховой, вкусовой, обонятельный, кожный и двигательный. Повреждение любого из отделов анализатора приводит к нарушениям процессов ВИД и обуславливает аномальное протекание психофизического развития. ^ - повышенная утомляемость, истощенность, ослабление или утрата способности к физическому или психическому напряжению. Может появиться при недостаточном питании, витаминной недостаточности, в дебюте сосудистых, органических и эндокринных заболеваний, а также в период реконвалесценций после перенесенных инфекций, интоксикаций, травм. Близорукость - миопия, нарушение зрения, вследствие которого страдающие им лица плохо видят отдельные предметы. При близорукости нарушена рефракция глаза, поэтому лучи света фокусируются не на сетчатке (как в норме), а впереди нее. Бронхит - диффузное острое воспалительное заболевание трахеобронхиального дерева. Гипокинезия - снижение двигательной активности. ^ (ринит) - воспаление слизистой оболочки носа. Пневмония - острое или хроническое заболевание, характеризуется воспалением паренхимы (ткани) легкого. Возникают вследствие воздействия на легочную ткань различных бактерий. ^ - вазомоторное нарушение функционального характера, сопровождающееся дискоординированными реакциями в различных участках сосудистой системы. Возникновению способствуют хронические интоксикации, переутомление, длительные и значительные нарушения режима, гиподинамия, эмоциональное напряжение, наследственная предрасположенность. Проявляется гипотоническим и гипертоническим состоянием. Оборудование: шары, тряпичная кукла, кольцо, палочки, мячи, палки гимнастические, мячи резиновые, ребристая доска, коврики гимнастические, гимнастические скамейки, футбольный мяч, обручи, набивные мячи,, скакалки, гимнастическая стенка Используемая литература
13. Программа для учащихся специальной группы общеобразовательных учреждений – «Дрофа», 2004. |