Ксения Валерьевна Сыроквашина icon

Ксения Валерьевна Сыроквашина





Скачать 388.68 Kb.
Название Ксения Валерьевна Сыроквашина
Дата конвертации 30.03.2013
Размер 388.68 Kb.
Тип Документы
Судебно – медицинская экспертиза

Ксения Валерьевна Сыроквашина


Особая область судебной психологии – судебно-психологическая экспертиза


Проведение судебно-психологической экспертизы:

  • Обвиняемых, подозреваемых

  • Свидетелей

  • Потерпевших

  • По делам о самоубийстве

  • Экспертиза в гражданском процессе



Организационно-правовые основы СПЭ


Основание назначения СПЭ

Юридическими основаниями производства судебно-психологической экспертизы являются постановление лица, производящего дознание, следователя, прокурора или судьи либо определение суда ( судьи). Иные письменные документы или устные распоряжения не могут служить основаниями производства экспертизы.


Права и обязанности эксперта

Эксперт-психолог имеет право ( ст. 57 УПК):

  • Знакомиться с материалами дела, относящимися в предмету экспертизы

  • Ходатайствовать о предоставление дополнительных материалов необходимых для дачи заключения, либо привлечении к производству экспертизы других экспертов.

  • Участвовать с разрешением следователя, прокурора и суда в процессуальных действиях и задавать вопросы, относящиеся к предмету судебной экспертизы

  • Давать заключение в пределах своей компетенции в том числе по вопросам, хотя и не поставленным в постановлении о назначении СЭ, но имеющим отношение к предмету экспертного исследования.

  • Приносить жалобы на действия ( бездействие) и решения, следователя, прокурора и суда, ограничивающие его права.

  • Отказаться от дачи заключения по вопросам, выходящим за пределы специальных знаний, а также в случае, если предоставленные материалы недостаточны. Отказ от дачи заключения должен быть представлен письменно с указанием мотивов отказа.



Эксперт не в праве:

  • Без ведома следователя и суда вести переговоры с участниками процесса по вопросам, связанным со СЭ

  • Самостоятельно собирать материалы для Э

  • Проводить без ведома следователя, суда исследования , могущие повлечь полное или частичное уничтожение объектов либо их изменение

  • Давать заведомо ложное заключение

  • Разглашать данные предварительного расследования, ставшие ему известными связи с участием в уголовном деле в качестве эксперта

  • Уклоняться от явки по вызовам следователя, прокурора или в суд.



Ответственность эксперта

  • За дачу заведомо ложного заключения эксперт несет ответственность в соответствии со ст.307 УК РФ

  • За разглашение данных предварительного расследования эксперта несет ответственность в соответствии со ст.310 УК РФ



^

Виды КСППЭ (Комплексы судебной психолого-психиатрической экспертизы)


  • По месту и условиям проведения: амбулаторно , в зале судебного заседания, стационарно (в среднем проводится в течении 30 дней). Как правило экспертиза свидетелей и потерпевших проводится амбулаторно. Львиная доля экспертиз, если смотреть по стране, проводятся амбулаторно.

  • По процессуальному положению подэкспертного лица: ( подозреваемый, обвиняемый, подсудимый), потерпевший, свидетель.

  • По предмету экспертизы



Предметные виды судебно-психологической экспертизы в уголовном процессе



  1. Экспертиза индивидуально-психологических особенностей (личности) обвиняемого(подсудимого) и их влияния на его поведение во время совершения инкриминируемых ему деяний. Все виды экспертизы строятся на базе на правового поля, в котором существует конкретный эксперт в конкретной стране.

  2. Экспертиза аффекта у обвиняемого ( подсудимого) в момент совершения инкриминируемых ему деяний.

  3. Экспертиза способности несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого) с отставанием в психическом развитии не связанном с психическими расстройством, в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими. «Возрастная невменяемость» -степень зрелости тоже влияет на способность человека регулировать свои действия, и подросток может быть на столько не развит и не зрел , то его можно сравнивать с больным. Т.е. подчеркивается особый статус подросткового возраста.

  4. Экспертиза способности свидетеля или потерпевшего правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания. Поводом такой экспертизы является возраст или психическое состояние свидетеля или потерпевшего лица.

  5. Экспертиза способности потерпевшей по делу об изнасиловании понимать характер и значение совершаемых с нею действий или оказывать сопротивление виновному.

  6. Экспертиза психического состояния лица, окончившего жизнь самоубийством.


Профессиональная деятельность судебного эксперта-психолога

прямая со стрелкой 5

прямая со стрелкой 6прямая со стрелкой 7процесс 9

объект

предмет


прямая со стрелкой 12прямая со стрелкой 13прямая со стрелкой 14

право


психология

Смежные дисциплины

^ Объект - психическая деятельность подэкспертного лица в юридической значимой ситуации.

Предмет
-закономерности и особенности протекания структуры психических процессов, имеющие юр значение и влекущие правовые последствия.

^ Специальные познания – это психологические теоретические и методологические знания о закономерностях и особенностях протекания и структуры психической деятельности человека, имеющих юридическое значение, полученные в результате специальной профессиональной подготовки и внедренные в практику судебной экспертизы, которые используются при расследовании преступлений и рассмотрении уголовных дел в суде в целях содействия установлению истины по делу по основания и в порядке, определенном уголовном-процессуальным кодексом.


Экспертные понятия



  • Способность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими ( вменяемость).

  • Аффект ( сильное душевное волнение). Аффект как экспертное понятие не равно аффект как психологическое понятие.

  • ^ Индивидуально-психологические особенности и их существенное влияние на поведение (личность).



Психологи-эксперт Психолог-специалист ( ст.80 УПК)

  • Письменное заключение

  • Проведение исследования

  • Формулировка выводов обязательна

  • Экспертиза как доказательство

  • Письменное заключение

  • Исследование объекта не проводится

  • Формулировка выводов необязательна

  • Содействие в обнаружении доказательств

Психологи-консультант (Васильев В.Л. Мамайчук И. И., Смирнов В.П.)

  • Участие психолога в качестве консультанта носит внепроцессуальный характер

  • Возможно для получения следователем информации справочного характера ( данные о типичных особенностях восприятия, памяти и мышления детей определенного возраста или людей преклонных лет, о характерном влиянии на психических состояний возникших вследствие алкогольного или наркотического опьянения, стресса, сильного страха, дефицита времени и др.

  • Консультации могут быть даны и по конкретным уголовным делам (психолог может задать направление изучение личности обвиняемого в зависимости от вида совершенного им преступления, подсказать возможные источники информации о человеке, дать рекомендации по установлению с ним психологического контакта)

Лекция 2.



1 Основной принцип патопсихологического исследования – системный качественный анализ.

Он направлен не на измерение отдельных процессов, а на исследование чел, совершающего реальную деятельность.


Психодиагностика в СПЭ:

- методологические принципы системно структурный подход, включает в себя:

1 уровневый анализ поведения.

2 взаимодействие личности и ситуации.

синдром -личность -ситуация, любая из этих составляющих оказывает свое влияние. Для судебных органов существует три основные показателя: вменяемость, ограниченная вменяемость, невменяемость. При невменяемости самое важное это синдром,

при ограниченной вменяемости смотрят и на синдром и на личность и на ситуацию, при вменяемости рассматривают личность и ситуацию.

3 единство сознания и деятельности,

4 развитие

- планирование психодиагностического исследования:

1 задача

Это не что - то одно, их несколько

2 предмет

Зависит от того какие задачи стоят перед экспертом.

3 методы: валидность и надежность


Экспериментально – психологическое исследование в экспертной практике.

Задачи экспериментально-психологического исследования:

1 Дифференциальная диагностика

Структура нарушения психической деятельности

2 степень выраженности психических процессов

Установочное поведение


Дифференциальная диагностика и наиболее часто встречающиеся патопсихологические симптомокомплексы в СПЭ.

- патопсихологический симптомокомплекс у больных шизофренией

- патопсихологический симптомокомплекс при органическом психическом расстройстве

- патопсихологический симптомокомплекс при расстройствах личности


Проблема установки у подэкспертных лиц. Виды симуляции.

- симуляция

- аггравация

- метасимуляция, когда пациент пережил какой-то психопатический опыт, и сейчас демаснтрирует его

- сюрсимуляция, когда пациент страдающий одним расстройством симулирует другое психическое расстройство.

- диссимуляция

^

Методы СПЭ


Анализ ответов испытуемого при исследовании мыслительных процессов (Сулиманская Е.И. 2005)

Параметры анализа:

1 уровень обобщения – отражение степени интеграции предыдущего опыта, умение оперировать различными понятиями разной степени абстрактности (от конкретно -ситуативных до усложненных и символичных)

2 качество признака – отражение стандартности и частоты употребления признаков ( от наглядных и поверхностных до слабых и латентных)

3 эмоциональная окрашенность – отражение личностного отношения к происходящему, наличие проекции собственных переживаний, оценка эмоциональной нагруженности ответа ( от субъективно окрашенных до выхолощенных)


^ По процедуре исследования выделяют биографические методы, наблюдение, диалоговые методы, объективные тесты, стандартизированные самоотчеты, проективные и полупроективные техники, анализ продуктов творчества.

^ По объекту психодиагностики выделяют методы, направленные на исследование индивидуально – психологических особенностей, отдельных психических функций, психических состояний, интеллекта, самосознания, ценностной сферы, эмоционально – волевой сферы и процессов саморегуляции.


Наиболее часто используемые методики в СПЭ:

Для памяти: 10 слов, пиктограмма, пересказ рассказа

Для мышления: классификация, исключение предметов, сравнение понятий

Для исследования личностных особенностей: ММРI; опросник Кеттелла; тест Розенцвейга ( предлагаются картинки с ситуациями, на кот как в комиксах над рис надпись, на одном есть надпись, а над другой нет, и испытуемый должен заполнить пустое место, они вызывают чувство фрустрации, методика направлен на оценку реагирования испытуемого на чувство фрустрации); тест руки Вагнера ( Проективный тест, самый точный для исследования агрессивности. Там изображена рука в разном положении, и человек должен сказать, что делает эта рука. Всего 10 карточек, одна пустая, кот дается последней.); рисунок человека ( интерпретируется исходя из беседы по рис, методика предельных смыслов, чел просят придумать три желания); метод незаконченных предложений; тест Роршаха


^ Особое значение в судебной экспертизе имеет метод психологического ретроспективного анализа уголовного дела и приобщенных к нему материалов, являющийся разновидностью герменевтического метода исследования текстов.


Основы экспертного понимания текста ( Сафуанов Ф.С.)

- выделение опорных точек ( данные о развитии подэкспертного; о его индивидуально – психологических особенностях; о состоянии, психическом и эмоциональном, в криминальной ситуации; об осознании ситуации и регуляции своего поведения в ней; о развитии ситуации; о взаимодействии личности и ситуации).

Выделение лакун – того, чего в тексте нет или что допускает неоднозначное толкование; требуется заполнение лакун с помощью беседы, наблюдения, запроса дополнительных материалов

- использование специальных познаний при работе с текстом – смысловое понимание зависит от задачи исследования и предмета исследования. При анализе используются « оценки», а сам эксперт выступает в роли «измерительного прибора». Специальные познания эксперта – как профессиональная модель мира.


Этапы психодиагностического исследования в КСППЭ (Сафуанов Ф.С.)

- уяснение фабулы дела

- психологический анализ индивидуально – психологических особенностей подэкспертного по материалам дела.

- психологический ретроспективный анализ динамики психического состояния и деятельности подэкспертного по материалам дела.

- проведение беседы и ЭПИ

Беседу по делу не рекомендуют проводить в самом начале, только если сам испытуемый актуализирует эту тему, и то не всегда следует ее поддержать, лучше в конце.

- сопоставленный анализ данных дела и ЭПИ

- анализ взаимодействия личности подэкспертного с юридически значимой ситуации

- составление заключения КСППЭ с формулировкой экспертных выводов (= ответы на вопросы суда)


^

Лекция № 3


Структура заключения по ЭПИ

  1. Общее введение особенности поведения испытуемого в исследовании и в беседе, понимание экспертизы, психологические аспекты ВКБ, актуальные установки, планы на будущее, жалобы.

    1. Здесь описываем все, о чем говорит испытуемый, как он относится к себе, ситуации, отношение к случившемуся, ситуации правонарушения (если это СМЭ), планы на будущее – как оно видится, чего чел ждет, вообще что ждет в будущем, есть ли вообще жалобы на здоровье, психическое здоровье и общие жалобы, связанные со своими особенностями. Также указываются особенности поведения в ситуации исследования, эмоциональный фон, отношение к исследованию.

  2. Особенности деятельности испытуемого в экспериментальной ситуации, понимание и усвоение инструкций, особенности выполнения заданий, реакции на успех и неуспех, на корригирующие замечания, помощь, темп деятельности, можно отразить и особенности умственной работоспособности и внимания.

  3. Данные об уровне развития различных сторон памяти, об особенностях и нарушениях мнестических процессов (опосредованное, непосредственное и смысловое запоминание).

    1. Для криминальных заключений – память решающая составляющая. Иногда даже выносится как отдельный пункт заключения.

  4. Данные об особенностях ассоциативных процессов.

    1. Это касается опосредования. Ассоциативный тест – основная методика.

  5. Данные об уровне развития интеллекта, об операциональных, динамических, мотивационных нарушениях процесса обобщения и абстрагирования, о расстройствах логики и особенностях других сторон мыслительной деятельности. Иногда нужно подчеркнуть темп мыслительной деятельности (особенно, если он ускорен или замедлен – мания, депрессия).

    1. Для нормы – испытуемый использует стандартные признаки, опирается на существенные, адекватные, эмоционально – насыщенные категории. Нарушений мышления не выявлено, сохранно. Необходимо актуализировать сохранные стороны исследуемого, если таковые существуют.

  6. Данные об особенностях личности, эмоционально – волевой сферы, смыслового восприятия самосознания и т.п.

  7. Резюмирующая часть, обобщение экспериментальных данных об особенностях и нарушениях познавательной деятельности и личностной сферы и результатов наблюдения при исследовании.

    1. Важно выделить главные нарушения и расставить акценты. Выявить первичные и вторичные симптомы.



Заключение эксперта (ст. 204 УПК)

  • Дата, место и время проведения СЭ

  • Основания производства СЭ

  • Лицо, назначившее СЭ

  • Сведения об экспертном учреждении и эксперте

  • Сведения о предупреждении эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного заключения

  • Вопросы, поставленные перед экспертом

  • Объекты и материал СЭ (наш объект – обследуемый чел)

  • Содержание и результаты исследований с указанием примененных методик

  • Выводы по поставленным вопросам и их обоснование

Интегративные выводы – бывают состояния и личности, когда более адекватно совместить ответы экспертов (психиатра, психолога, сексолог и т.д.). Подлинная комплексность – это интеграция экспертов. Как правило, ответы даются последовательно всеми экспертами.


Этика при проведении СПЭ – условия работы эксперта – психолога
^

Существует разница не только в работе патопсихологов и экспертов, но и в их этике. Это обусловлено рядом причин:


  1. Условие недобровольности. Судебный эксперт- психолог (СЭП) взаимодействует не с пациентами, которые нуждаются в психологической помощи и подвергаются исследованию добровольно, исходя из личной заинтересованности, а осуществляет исследование испытуемых, либо преступивших закон, либо ставших жертвами противоправных действий.

    1. Это характеристика не только ЭС. Существует очень большая разница между СЭ и клиническим исследованием.

    2. При любых обстоятельствах при проведении СЭ необходимо установить контакт, нельзя требовать полной открытости исследуемого.

  2. ^ Неравенство между исследуемым и СЭП. СЭП в силу своего процессуально положения обладает большой властью над испытуемым – от его выводов часто зависит дальнейшая судьба подэкспертного лица. Например, для обвиняемых – квалификация статей уголовного кодекса (с разными мерами и сроками наказания), назначение наказания с учетом смягчающих обстоятельств и т.д.

  3. ^ Деятельность СЭП, выступающего в касчестве СЭ, регулируется законодательством. Он несет уголовную ответственность за опеделенные действия, нарушающие уголовно – процессуальную регламентацию его деятельности, обладает совокупностью обязанностей и прав.



^ Этика при проведении СПЭ (из Сафуанова)

Этические принципы Этика научного

деятельности СЭП исследования





  1. Профессиональная компетентность




  1. Личностный подход Уважение прав

личности подэкспертного


Уважение чести и достоинства

подэкспертного

  1. Независимость От судебно – следственных

органов

От другого участника процесса

От коллег

От себя

  1. Конфиденциальность



СЭП должны проходить аттестацию 1 раз в 5 лет для подтверждения квалификации.

СЭП не должен унижать исследуемого, скатываться до оскорблений.

СЭП – очень сильное выгорание. Они склонны оценивать больных как более серьезных, чем это есть объективно.


^

Предметные виды судебно – психологической экспертизы

Комплексная судебная психолого – психиатрическая экспертиза индивидуально – психологических особенностей и ограниченной вменяемости обвиняемого.




До 2005 года – не было «………ограниченной вменяемости обвиняемого».

Принципиально – ограниченная вменяемость – больше регулировали психиатры, сейчас это становится более интегративно, чтобы и психологи принимали участие в установке данного диагноза. По идее, о вменяемости могут говорить только врачи, она не в компетенции психологов. Психологи все же участвуют в этом. Но сам психолог не решает, это вопрос комплексного подхода. Главное, что психологи начали принимать участие в оценке вменяемости. Раньше для психолога была открыта только личности в определенном аспекте.


Оценка личности в экспертизе.

Для юриста – личность не относится к личным внутренним индивидуальным характеристикам, а то, как работает, где, какова национальность, где зарегистрирован и т.д.

  • Как самостоятельный предмет в судебной психологии личность была выделена М. М. Коченовым. Это первый предмет СЭ.

  • Психологическое исследование личности необходимо практически во всех видах экспертизы.

  • Дискуссионность границ компетенции психолога при оценке влияния индивидуально – психологических особенностей на способность осознанного руководства своими действиями. В переводе на юр. диагноз – это вменяемость.

Соотнесение СПЭ индивидуально – психологических особенностей и норм права


Экспертиза индивидуально – психологических особенностей обвиняемого


Учет при назначении наказания Определение ограничения

с целью его индивидуализации способности к осознанному

(ст. 60 УК РФ) руководству своими действиями

(ст. 22 УК РФ)


В ст. 22 речь идет о вменяемости, о псих расстройстве. Поэтому нужна интеграция для диагностики псих расстройства. Само расстройство носит пограничный характер. Здесь и психиатры, и психологи должны сказать свое слово. Каждый из экспертов при таком заключении обосновывает свою позицию. Психиатр указывает, как расстройство влияет. Психолог описывает влияние через личностные характеристики, особенности и обосновывает неполноту способности к руководству. Эти заключения традиционно идут друг за другом. Чаще всего здесь бывает интеграция: и психиатр, и психолог пишут одно заключение.


Ограничение способности к осознанию и руководству своими действиями (интеллектуальный и волевой критерий)

Говорим о мотивации, осознании и регуляции. Не любая личностная особенность ограничивает регуляцию.


  1. Мотивация

    1. Принятие решения в виде сужения выбора возможных целей

    2. Ограничение выбора промежуточных целей

    3. Затруднения при необходимости изменения уже реализуемого действия

На каждом из этапов возможно ограничение осознания.


  1. Осознание (целостная оценка деятельности)

    1. Способность к целостной оценке ситуации

    2. Оценка промежуточных целей

    3. Прогноз своих действий

    4. Оценка последствий




  1. Регуляция

    1. Ресурсы свободы выбора (внешние и внутренние) – насколько выбор диктуется условиями или это свободный выбор

    2. Способность к переходу на более высокий уровень личностной регуляции действий (самый высокий – смысловой, социально – нормативный – эффективен для регуляции)

На каждом из этапов могут быть проблемы с регуляцией. Внутренние и внешние ресурсы могут взаимодействовать. Личный опыт иногда делает неэффективным поведение чела в сложных ситуациях, если личность развивалась в дефицитарных условиях.


Этот диагноз чаще всего получают пограничные психические расстройства (психопатии) и выраженные расстройства с преморбидными плюсами. Данный диагноз у нас практически не ставится, чаще на Западе.


В СЭ личность описывается в целом, интегрируя все используемые методики.


Вопросы к психологу – эксперту

  1. Каковы индивидуально – психологические особенности (ИПО) обвиняемого (подсудимого)?

  2. Оказали ли индивидуально – психологические особенности подсудимого существенное влияние на его поведение во время совершения инкриминируемого ему деяния?



Существенное влияние ИПО:

  • Существенное влияние ИПО обвиняемого на его криминальное поведение квалифицируется в тех случаях, когда они ограничивают его способность к смысовой оценке и волевому контролю своих противоправных поступков, т.е. способность в полной мере осознать значение своих действий или осуществлять их произвольную регуляцию и контроль в момент совершения деяний

  • С юр т зр, признание такого влияния существенным, т.е ограничивающим произвольность поведения, его подконтрольность и осознанность, может выступать как обстоятельство смягчающее ответственность.



Понятие «мотива»

  1. В психологии

  1. Как побуждение к действию

  2. Осознанная и опредемеченная потребность (Леонтьев)

  3. Установка и помысел

  4. Потребность и влечения, побуждения и склонности



В уголовном праве

  1. Входит в состав преступления, элемент субъективной стороны преступления

  2. Обусловленные определенными потребностями, осознанные внутренние побуждения к достижению конкретного общественного опасного результата, вызывающего у лица решимость совершить преступление



Ошибки при формулировке вопросов, задаваемых психологу в суде

  • Вместо обобщенного термина «ИПО» следователи и судьи используют более узкие понятия, отражающие лишь отдельные стороны или уровни личности чела – например, такие как «черты личности», «характер», «тип высшей деятельности», «темперамент».

    • Психолог сам решает, какие ИПО он описывает, и как он будет это обосновывать перед судом.

  • Какие ИПО обвиняемого способствовали совершению преступления?

    • «Способствовали» - это объясняет, но не имеет юр последствий.

  • Каковы мотивы инкриминируемого обвиняемому преступления?

    • Мотивы раскрывают юристы, а не психологи


^



Лекция № 4


Клинический случай № 1

Девушка, 16 лет. Обвиняется в убийстве 8 мес ребенка.

Анамнез: воспитывалась в семье «среднего неблагополучия». В физическом развитии отличалась от сверстников – крупная, акселирированная. Подвергалась внутрисемейному сексуальному насилию. По времени этот факт совпадает с началом ее девиантности – алкоголизировалась, бросила учебу. Особенно плохих характеристик и сведений о ней не было. Родственники говорят о вспыльчивости, раздражительности, агрессивности. Ранняя беременность была конфликтной для ее самой – вначале решает оставить ребенка, затем расстается с отцом ребенка, к концу беременности сживается с мыслью о родах. После родов – гневливое настроение, раздражительность. Отношения к ребенку – амбивалентные.

В день убийства встречалась с друзьями, пригласила друзей домой, выпивали. Она переписывалась с молодым челом (не отцом ребенка), узнает, что он не приедет, настроение резко меняется, ругается с гостями. Ребенок плакал в кроватке, она подходит к нему и наносит удар. В аффективном состоянии пробивает ногами стенку, затем подходит к ребенку и еще наносит несколько ударов. Пыталась оживить ребенка. После тщетных попыток нанесла себе самопорезы. В таком состоянии застает ее сестра. Вызываются правоохранительные органы.

^ Описание личностных особенностей (из заключения)

У подэкспертной выявлены признаки дисгармонии личностных особенностей в виде сочетания сензитивности, обидчивости, фиксации на негативном плане событий, чувствительности к отношению к себе со стороны окружающих с опасением негативной оценки, тенденции ожидать разрешение ситуации от других людей, легкости возникновения тревожных реакций с возбудимостью, эмоциональной нестабильностью, агрессивными тенденциями, раздражительностью, недоучетом имеющихся проблем, недостаточным контролем своих действий. Отмечается слабая развитость мотивационно – смысловой сферы, узость круга интересов, малодифференцированность самооценки.

Было выставлен диагноз психиатром – расстройство личности, а также 1 стадия зависимости от алкоголя. Признана временно невменяемой.

Возбудимость, эмоциональная неустойчивость, агрессивные тенденции, раздражительность, недостаточный контроль своих действий.


Клинический случай № 2

Девушка, 16 лет. Обвиняется в убийстве другой женщины.

Заключение

У испытуемой на фоне социальной и педагогической запущенности выявляются такие индивидуально – психологические особенности поэкспертной, как слабая сформированность мотивационной и смысловой сферы, поверхностность суждений и установок, слабая дифференцированность самооценки, ориентация на мнение ближайшего окружения в сочетании с некоторой эмоциональной неустойчивостью, склонность к внешнеобвиняющим реакциям защитного характера, фиксация на негативной стороне происходящего. ВТО же время указанные особенности не являются выраженными и не оказали существенного влияния на способность к сознательному руководству своими действиями во время совершения преступлениями. В ситуации правонарушения она могла в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими.

Признана вменяемой.


Клинический случай № 3

Девушка, 15 лет. Обвиняется в избиении другой девочки.


Значение констатации аффекта (ст. 107 и ст. 113)

  • Констатация наличия аффекта

  • Значительное смягчение наказания (до 3х лет)



Эмоции в психологии

  • Э связана с влечением и возникает при рассогласованности желаемой ситуации с действительной (психоанализ)

  • Э – реакция на стимул (бихевиоризм)

Аффект в психологии

А – сильная, бурная, но относительно кратковременная эмоциональная реакция на внешний стимул, который полностью захватывает психику чела (ярость, гнев, ужас и т.д.)

Аффект в судебной психологии

А (внезапно возникшее сильное душевное волнение)

  • Возникает в ответ на психотравмирующее воздействие, на фрустрирующую (не простые потребности) ситуацию

  • Развивает субъективно внезапно и имеет трехфазную структуру динамику

    • Чел ощущает как волну, которая куда-то несет

    • Крайне интенсивное переживание, нет такого, чтобы успокоился и дальше что-то совершаешь

  • На высоте развития резко ограничивает способность к осознанно – волевой регуляции поведения

А:

  1. Физиологический

  2. Кумулятивный

  3. Эмоциональные состояния и реакции, оказывающие существенное влияние на сознание и поведение

    1. Эмоциональное возбуждение

    2. Эмоциональное напряжение



Классический физиологический аффект

Стремительно и бурно протекающая эмоциональная реакция взрывного характера, сопровождающаяся резкими, но не психотическими (как при патологичсеком аффекте) изменениями псих деятельности.

Состоит из 3 очерченных фаз:

    1. Основные признаки первой фазы: обычно наступает у обвиняемого на противоправные действия потерпевшего ощущение «субъективной безвыходности» из сложившейся ситуации, а также «субъективная внезапность» и «субъективная неожиданность» наступления аффективного взрыва.

    2. Фаза аффективного взрыва, характеризуется 2 основными признаками:

      1. Частичным сужением сознания (фрагментарность восприятия, доминирование значимых переживаний)

      2. Нарушения регуляции деятельности (снижение контроля, утрата опосредованности действий, вплоть до двигательных стереотипий)

    3. Поскольку аффективный взрыв – бурная энергетическая разрядка, он может сопровождаться внешними проявлениями в моторике, речи, вегетатике, и закономерно приводит к основному признаку третьей, пост аффективной фазы – психической и физической астении.



Кумулятивный аффект

Отличается от классического, только первой фазой. Первая фаза растянута по времени (от нескольких дней до месяцев и даже лет), в течение которого развивается более или менее длительная психотравмирующая ситуация, протрагированная психогения, обуславливающая кумуляцию, накопление эмоционального напряжения у обвиняемого.

Долгая травмирующая ситуация, а потом «последняя капля» как пусковой момент.


Выраженное эмоциональное напряжение, оказывающее существенное влияние на сознание и поведение

  • Не имеет взрывного характера, развивается более плавно, чем аффект

  • Однако, на высоте развития сопровождается ограничением возможности осознанно регулировать свои действия



Клинический случай № 4

Молодой мужчина, кавказец. Обвиняется в убийстве мужчины.

1я экспертиза выявила аффект, 2я – нет. Назначена 3я экспертиза.

У испытуемого выявляются такие индивидуально – психологические особенности, как некоторая эмоциональная неустойчивость, ранимость и чувствительность к замечаниям извне, зависимость от средовых воздействий, стремление соответствовать социальным нормам.
^

Лекция № 5


Судебно – медицинская экспертиза несовершеннолетних

Ч. 3 Ст. 20 УК РФ – регулирует ответственность несовершеннолетних:

  • Полная уголовная ответственность – с 16 лет

  • С 14 лет – наступает частичная ответственность за наиболее тяжкие преступления (не только насилие и убийства, но и кражи и грабежи)

К подростку применяется особое отношение – ограничен возрастом, а также

  • Наличие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством

  • В силу отставания фиксируются ограничения способности к осознанному и волевому руководству своими действиями

  • То он освобождается от уголовной ответственности

К подросткам применяются другие меры, нежели наказание: воспитательная работа и т.д. за рубежом – принудительная психотерапия.

Законодательная проблема – если у подростка зафиксировано псих расстройство, то эта мера к нему не моет быть применена. Если есть псих расстройство, то развитие идет по качественно другому пути. Если зафиксировано расстройство то будет применена ограниченная вменяемость, и подросток подлежит уголовной ответственности.

Психолог может говорить только о соответствии паспортного возраста возрастным периодам, а не психологическому возрасту (в психологии есть периодизации, периоды, нет конкретных возрастных рамок).

Этапы проведения экспертизы несовершеннолетнего обвиняемого

Экспертиза всегда комплексная – психолого - психиатрическая

  1. Определение психиатром наличия или отсутствия псих расстройства 

  2. В случае отсутствия псих расстройства психолог диагностирует, имеется ли отставание в псих развитии, не связанное с псих расстройством (личностная незрелость) 

  3. В случае выявления отставания в псих развитии, не связанного с псих расстройством, психолог определяет степень его влияния на способность к осознанной и волевой регуляции в ситуации деликта (правонарушение)

Вопросы, задаваемые эксперту

  • Выявляется ли у НЛ обвиняемого отставания в псих развитии, не связанные с спих расстройством, и если есть, то в чем оно выражается?

  • В случае, если у обвиняемого выявляется отставание в псих развитии, не связанное с псих расстройством, мог ли оознавать опасность своих действий?



Понятие «отставание в псих расстройстве, не связанное с психическим расстройством»

  • Не умственная отсталость (УО имеет другие характеристики – патологическое состояние, тотальное

  • Не задержка псих развития

  • Не задержка развития интеллектуальной или эмоционально – волевой сфер

  • Личностная незрелость

Варианты личностной незрелости:

  • Естественная возрастная

  • Обусловленная непатологическими факторами – социальная депривация, особенности восприятия, длительные соматические заболевания

Проявления личностной незрелости

  • Недостаточная развитость мотивационно - смысловой сферы

  • Слабая сформированность самосознания

  • Поверхностность суждений и установок

  • Несамостоятельность, подверженность влиянию либо внутренних, непосредственных побуждений, либо влияния других людей

  • При преобладании непосредственных ситуативно – обусловленных форм поведения, при которых реализация незрелых мотивов облегчается слабой вовлеченностью или отсутствием опосредующих звеньев, а также недостаточностью отдаленного прогноза последствий своего поведения

Основные типы правонарушений

  • Преобладание игровой мотивации поведения при совершении правонарушений с нарушением прогноза возможных последствий своих поступков и их адекватной оценки;

  • Некритичное подражание действиям референтной подростковой группы, которая у внушаемых и конформных подростков может выражаться в имитации образцов поведения членов референтной группы или непосредственном подчинении указаниям авторитетных для них людей без достаточного прогноза результатов, а у эмоционально – неустойчивых несовершеннолетних, склонных к дезорганизации при фрустрирующих воздействиях, - в совершении правонарушения под воздействия прямых угроз членов асоциальной подростковой группы. (Большинство этих подростков признается полностью вменяемыми);

  • Недостаточная опосредованность действий с импульсивностью поступков, с нарушением процесса принятия решения – при столкновении личностно незрелых подростков со сложными ситуациями, предъявляющими повышенные требования их психическим возможностям. (Позвонить в школу и сказать, что она заминирована).



^ Основные ошибки при формулировке вопросов

  • Соответствует ли паспортный (биологический, хронологический) возраст психическому развитию подэкспертного?

  • Какому паспортному возрасту соответствует психическое развитие подэксперного?



^ Комплексная судебная психолого – психиатрическая экспертиза способности потерпевших понимать характер и значение совершаемых действия или оказывать им сопротивление

Значение

Беспомощное состояние – квалифицирующий признак состава преступления по ч. 1 ст. 131 и ч. 1 ст. 132

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 22.04.1992 «О судебной практике по делам об изнасиловании»

Беспомощное состояние потерпевшей определяется как «неспособность понимать характер и значение совершаемых с нею преступных действий или оказывать сопротивление виновному»


Различаем:

  1. Способность понимать характер и значение действий виновного

  2. Способность оказывать сопротивление

Квалификация 1 или 2, или 1+ 2 приведет к квалификации беспомощного состояния

И потерпевший, и виновный – это личность.


Механизмы виктимизации

(Печерникова Т. П., Морозова Н. Б.)

  • В ситуациях бесконфликтного взаимодействия наиболее значимым становится внушаемость, подчиняемость, низкая критичность. В такой ситуации нет сопротивления, борьбы жертвы.

  • В условиях конфликтно – стрессового взаимодействия механизмами виктимизации становятся аффективная дезорганизация психической деятельности, а также выбор неэффективных стратегий поведения в условиях оценки ситуации как безвыходной. В такой ситуации есть борьба, неподчиняемость жертвы, либо неспособность жертвы выбрать правильную стратегию (впадение в ступор и т.д.)

  • При смешанной ситуации могут быть задействованы все перечисленные механизмы виктимизации.



Компоненты сохранной способности потерпевших к пониманию характера и значения совершаемых с ними действий (Коченов М. М.)

  • Жизненный опыт потерпевшего, включающей, прежде всего, осведомленность в области сексуальных отношений, регуляции половой жизни (самый сложный возраст в осведомленности – до пубертата и начало пубертата – около 11 – 15 лет)

  • Осознание уже на ранних стадиях развития криминальной ситуации сексуальную направленность действий преступника;

  • Адекватная морально – этическая, нравственная оценка происходящих событий, сформированность способности к пониманию социального значения совершаемых с нею действий.



Концепция уровня понимания ситуации (Метелица Ю. Л.)

  1. Понимание внешней стороны юридически значимых событий (времени, места происшедшего, внешности преступника, последовательности его действий и т.п.) – обстоятельства, имеющие значение для дела

  2. Понимание внутреннего содержания этих событий (понимание биологического значения половых отношений, основанное на информированности в вопросах пола) – характер действий

  3. Понимание их социального значения (способность осмыслить моральное, нравственно значение преступления, его последствия для чести и достоинства и т.п.) – значение действий

Факторы, влияющие на сохранность способности оказывать сопротивление

  • Уровень психического развития подэкспертной (ого) (может включать в себя и интеллектуальное развитие, а также и уровень личностного развития)

  • Эмоциональное состояние потерпевшего в криминальной ситуации



Психосексуальное развитие и способность к пониманию характера и значения сексуальных действий

  1. Потерпевшие малолетнего возраста с нормативным развитием на этапе полового самосознания (от 1 до 7 лет, иногда до 8 – 10 лет) не могут понимать характер и значение совершаемых сексуальных действий. Нет четкого понимания различий пола, нет базовых представлений о сексуальной жизни.

  2. ^ На этапе становления полоролевых поведенческих стереотипов (7 – 14 лет) понимание характера и значения сексуальных действий ограничено, возможно понимание характера, но не понимание или понимание не в полной мере значения. Последствия, значения действий еще не понятны.

  3. В полной мере способность к пониманию характера и значения сексуальных действий формируется на этапе психосексуальных ориентаций (14 – 18 лет), в этом возрастном периоде в зависимости от развитости мотивационно – смысловой сферы потерпевшие могут понимать значение сексуальных действий с точки зрения социальной оценки, моральной стороны и т.д.

Соотношение понимания характера и значения и способности оказывать сопротивление

  • Неспособность понимать характер и значение = неспособность оказывать сопротивление

  • Однако в практике судебно-психологической экспертизы встречаются случаи, когда подэкспертная при сохранности ее способности к полноценному пониманию сущности действий насильника, тем не менее, оказывается неспособной к оказанию сопротивления, к целенаправленному поведению с сохранением самоконтроля и прогноза

  • Нарушение способности потерпевшей оказывать сопротивление зависят, прежде всего, от структуры ее индивидуально – психологических особенностей

  • Также в некоторых случаях имеет место значение эмоциональное и психическое состояние потерпевшей


Комплексная судебная психолого – психиатрическая экспертиза способности свидетелей и потерпевших правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания




^ Чаще всего данная экспертиза применяется в отношении детей и подростков

Значение

Необходимость оценки возможности учета показаний свидетеля или потерпевшего в качестве доказательства по уголовному делу.

Основной принцип оценок способности давать показания

Принципиальная способность воспринимать обстоятельства и давать показания оценивается в контексте конкретной ситуации для определения…..актуальной способности воспринимать обстоятельства и давать показания


Предмет СПЭ (Коченов М. М.)

  • Определение способности правильно воспринимать и воспроизводить отдельные факты или внешнюю сторону событий в пределах чувственного отражения действительности (например, время, место преступления, внешность преступника, последовательность его действий и действий других участников событий и т.д.)

  • Установление способности правильно воспринимать внутреннее содержание событий или действий (способности к осмысленному восприятию и пониманию) и в последующем их воспроизводить

  • Показания о внешней фактической стороне событий уже являются полноценными доказательствами по делу.



Вопросы к экспертам

  1. Мог ли подэкспертный правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела и давать о них показания?

  2. Обнаруживается ли у подэкспертного повышенная внушаемость?

  3. Обнаруживается ли у подэкспертного повышенная склонность к фантазированию?

Повышенная внушаемость и фантазирование должны оцениваться экспертами не только как имеющиеся в наличии, а именно в конкретной ситуации, имеет ли значение для кокнретных показаний в конкретном деле.


Основные факторы, определяющие способность детей и подростков давать показания

  1. Возрастной фактор – возрастные особенности интеллектуально – мнестической деятельности, которые могут оказать влияние на способность к переработке и удержанию инфо. (в основном речь идет о формировании функции как память, кратковременная память и непосредственное запоминание формируются раньше, опосредованное запоминание и долговременная память – позже).

  2. Личностный – индивидуально – психологические особенности, которые в определенной ситуации могут оказать влияние на способность давать показания.

  3. Ситуационный – конкретные обстоятельства дела, а также условия, в которых происходит дача показаний.

  4. Может быть, и клинический фактор.



Юридически значимые ситуации в КСППЭ способности давать показания

  • Предкриминальная (что происходило конкретно до, могут быть оценены обстоятельства, если криминальная ситуации не была внезапной)

  • Криминальная

  • Посткриминальная

  • Судебно – следственная (когда даются показания. Является субъективно – сложной, особенно для потерпевших)

Задачи психолога – эксперта СПЭ способности давать показания

  • Изучение познавательной сферы

  • Исследование индивидуальных, возрастных особенностей психического развития

  • Изучение индивидуально – психологических особенностей, способных повлиять на удержание и хранение и переработку инфо

  • Анализ условий восприятия криминальной ситуации с учетом значимости и сложности событий

  • Анализ динамики состояния субъекта в период восприятия ситуации и судебно – следственных действий

Оценка субъективной стороны восприятия (Морозова М. В.)

  • Уровень развития и особенности органов чувств (анализаторов) у подэкспертного - достаточна ли абсолютная чувствительность зрительного, слухового анализаторов для возможности правильно воспринимать интересующие суд и следствие обстоятельства.

  • ^ Уровень психического развития подэкспертного - учет естественного для конкретного возраста периода уровня интеллектуального и личностного развития.

  • ^ Психическое состояние подэкспертного - возможность возникновения кратковременных состояний (страх, растерянность), с частичным сужением сознание и нарушением произвольной регуляции поведения, а также фрагментарностью и искажением восприятии, что может привести либо к неспособности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, либо (при слабой выраженности частичного сужения сознания) – к способности воспринимать только внешнюю сторону событий.

Оценка способности давать показания (Морозова М.В.)

  • Уровень психического развития подэкспертногонапример, при большом промежутке между криминальной ситуацией и допросом ребенка экспертное выявление нарушений долговременной памяти может служить основанием для заключения о неспособности такого ребенка давать правильные показания, даже при условии, что он был способен правильно воспринимать внешнюю сторону имеющих значение для дела обстоятельств.

  • ^ Индивидуально – психологические особенности подэкспертного – (например, повышенная внушаемость, повышенная склонность к фантазированию) – сами по себе ответы на вопросы о наличии у подэкспертных признаков повышенной внушаемости и фантазирования не имеют важного значения, но они имеют смысл только в тех условиях, когда у испытуемого не только обнаружились эти особенности, но и выясняется, что они оказали влияние на его способность давать показания об обстоятельствах правонарушения в конкретных условиях следственной и судебной ситуации

Ошибки при формулировке вопросов

  • Можно ли доверять показаниям подэкспертного?

  • Склонен ли подэкспертный ко лжи?

  • Какие индивидуально – психологические особенности подэкспертного оказали влияние на изменение показаний в ходе следствия?



Судебно – психологическая экспертиза психического лица, окончившего жизнь самоубийством

Самый сложный и самый нетипичный вид ППЭ


Значение

  • Квалификация ст. 110 – «доведение до самоубийства».

  • П. «б» ст. 63 УК РФ – «наступление тяжких последствий в результате совершения преступления».

Сам факт суицида должен быть доказан следствием. Косвенные признаки психического и психологического состояния не могут служить доказательством самоубийства.

Предмет

Психическое состояние подэкспертного, предшествовавшее самоубийству.

Вопросы к экспертам

  • В каком психическом состоянии находился подэкспертный в период, предшествовавший самоубийству?

  • Существует ли причинно – следственная связь между действиями обвиняемого и психическим состоянием потерпевшего в период, предшествовавший самоубийству?

Психическое состояние самоубийцы оценивается только по материалам, которые были представлены эксперту.

Экспертное исследование психического состояния суицидента

  • Определение индивидуально – психологических особенностей, определение черт личности и характера (исходя из показаний, характеристик, материалов, которые представляются эксперту).

    • Эксперт должен определить, хватает ли ему материалов для определения особенностей. Иногда эксперты отказываются или запрашивают доп материалы

  • Диагностика особенностей самопознания (на когнитивном, эмоциональном уровне, отношение к себе, окружающим)

  • Квалификация типа суицида – как

  • Выявление мотивов (или психологического смыслы) самоубийства – зачем, почему

  • Клиническая и психологическая диагностика собственно психического состояния, его возникновения, динамики и развития

Тип суицида

  1. Рациональные самоубийства – обдуманные суициды с длительным и постепенным формированием решения покончить с собой, обдумыванием способов самоубийства, места и времени осуществления своего намерения. (наличие предсмертной записки)

  2. ^ Аффективные самоубийства – решение о суициде принимается непосредственно под воздействием интенсивных и значимых эмоций, является не обдуманным, а импульсивным.

Выявление мотивов (или психологического смысла) самоубийства

  • Протест

  • Призыв

  • Избежание (наказания или страдания)

  • Самонаказание



Алгоритм составления заключений при посмертной экспертизе по делам о самоубийстве

  1. Уяснение фабулы дела

  2. Психологический анализ индивидуально – психологических особенностей подэкспертного (по материалам, делам и другим приобщенным материалам)

  3. Психологический ретроспективный анализ динамики психического состояния суицидента по материалам дела (степень выраженности псих состояния, преобладающие эмоции и т.д.)

  4. Анализ взаимодействия личности подэкспертного и юридически значимой ситуации

  5. Составление заключения с формулировкой экспертных выводов



КСППЭ в гражданском процессе

В гражданском процессе – взаимоотношения в жизненных сферах.

Уголовная экспертиза – разработанная вещь. Гражданский процесс только начинает свое становление, разрабатываются подходы к проведению экспертизы с 90-х – 00 гг.


КСППЭ по делам о признании сделок недействительными

Совершение сделок – особая деятельность. Эта экспертиза касается взрослых, иногда чел не совсем понимает смысл происходящего.

Эта Э может проходить со здравствующим челом, так и посмертно.

Сделка признается недействительной, если:

  • Нахождение в таком состоянии, когда подэкспертный не способен был понимать значение своих действий или руководить ими (ст. 177 ГК РФ) – формулировка похожа на формулу вменяемости – понимание и способность руководить своими действиями – волевая регуляция

  • Нахождение в состоянии заблуждения относительно сделки (ст. 178 ГК РФ) - здесь не введение в заблуждения другим лицом (ст. 179), а сам чел был в заблуждении, его состояние не позволяло понять, что происходило



Отличие от КСППЭ в уголовном процессе

Отсутствие медицинского критерия (в уголовном процессе – «психическое расстройство», в гражданском – «такое состояние»). Наличие или отсутствие психического расстройства устанавливается психиатром, психолог помогает. Расплывчатость юридической нормы – «такое состояние» - без псих расстройства.


Психологическое исследование в экспертизе сделкоспособности

  1. Патопсихологическое исследование – определение психологического симптомокомплекса, степени выраженности расстройства, структуры сохранных и нарушенных звеньев.

  2. ^ Анализ ситуации проведения сделки – оценка способности понимания смысла своих действий, регуляции своих действий, правильности или ошибочности понимания сущности сделки.



КСППЭ в гражданских процессах, связанных с семейными спорами

Если это семья с детьми –

  • Определяется порядок проживания и встреч родителей с ребенком.

  • Родитель препятствует встречам другого родителя с ребенком

  • Один родитель считает, что другой негативно влияет на ребенка или вообще не осуществляет своих прав

  • Лишение родительских прав одного из родителей по требованию другого родителя.

Семейный кодекс

  • Осуществление прав, связанных с воспитанием детей

  • Ограничение родительских прав

Основная проблема у экспертов – родители находятся в ситуации тяжелого, запущенного конфликта. Сложность в том, что экспертиза касается несовершеннолетних – основное внимание должно уделяться интересам ребенка. Необходимо искать альтернативные формы разрешения сложившейся ситуации (это противоречит самому факту экспертизы как судебному заказу, эксперт не разрешает конфликт), однако, есть посредники – медиаторы между враждующими сторонами.

Варианты обследования ребенка широкие. Часто проходит в рамках психолого – педагогических учреждений. Но не более 15% детей получают психиатрические диагнозы, т.е. роль психиатра в этом виде экспертизы меняется, основная роль – у психолога.


Вопросы суда к психологу

  1. Отношение ребенка к родителям – как ребенок относится к отцу, матери, наличие привязанности, характер взаимоотношений и взаимодействия ребенка с каждым из родителей.

  2. Индивидуально – психологические особенности каждого члена, как могут они повлиять на развитие ребенка, конкретные особенности ребенка при наличии воздействия на ребенка.

  3. ^ Отношение ребенка к другим членам семьи, кто может участвовать в этой ситуации – сиблинги, бабушки, дедушки и т.д.



Что делает психолог?

Это амбулаторная экспертиза. Проходит быстро, за 1 день. Бывают организационные сложности – не ставят достаточно необходимых для разрешения вопросов, назначают только ребенку. Идеально – вся семья целиком.

  1. Индивидуальная психодиагностика членов семьи (в русле патопсихологических подходов).

  2. Ситуационная диагностика семейных отношений. Как правило, это представляет собой моделирование совместной деятельности ребенка и родителей – посмотреть взаимодействие.

  3. ^ Прогностическая психологическая оценка психического развития ребенка. Это диагностика не актуального состояния, а как будет развиваться ребенок, в зависимости от будущей ситуации (с кем из родителей останется и т.д.).



^ Индивидуальная психодиагностика членов семьи

  • Клиническая и психологическая диагностика родителей. Каждый из родителей – в отдельности.

    • Оценка их личности (индивидуально – психологических особенностей)

    • Оценка воспитательных стратегий (есть специальные опросники, проективные методики, написание сочинения о своем ребенке)

  • Клиническая и психологическая диагностика ребенка с учетом возрастных особенностей, особенностей развития ребенка и с учетом актуальной ситуации

    • Переживание актуальной ситуации ребенком и ее видение

    • Отношение ребенка к родителям (при помощи проективных и полупроективных методов – тест Розенцвейга, незаконченные предложения, методика Рене – Жиля с картинками, моделирующие разные ситуации (стулья за столом, комнаты в доме, кинотеатр – с ем пойдешь и т.д., проективные вопросы – с кем пойдешь к зубному врачу, получил оценку, кому расскажешь), ЦТО) – оценка значимости членов семьи для ребенка. С маленькими детьми – игровые ситуации.



^ Ситуативная диагностика семейных отношений

Отношения взаимодействия в варианте совместных действий

  • Диагностика взаимоотношений ребенка с отцом и матерью (отдельно) –

    • Как ребенок взаимодействует, к кому расположен, как регулирует свое поведение в зависимости от поведения родителя, как расположен, насколько поведение зависит от родителя, как его поведение может быть скорректировано родителем

    • Пробы на совместную деятельность – игровые методы - что-то построить из кубиков, собрать паззл, совместный рисунок; обращаем внимание – кто проявил инициативу, коммуникативные методы, виды взаимодействия, воздействия – доминирование, взаимопомощь.

  • Диагностика отношения ребенка к каждому из родителей

    • Как ребенок по-разному реагирует на ситуацию конфликта в семье. Иногда дети не готовы воспринимать такую ситуацию. Иногда есть одинаковое отношение к обоим родителям или отрицательного, амбивалентного, дистанцированного отношения к одному из родителей (чаще всего, он проживает с другим родителем). Важен, какой образ сохраняется у ребенка после расставания.

  • Диагностика отношений родителей между собой



^ Прогностическая психологическая оценка психического развития ребенка

  • Прогностическая диагностика особенностей развития ребенка с учетом индивидуально – психологических особенностей каждого из родителей (делается на основе диагностики каждого из родителей)

  • Диагностика способности ребенка к выработке и принятию самостоятельного решения

Суд учитывает мнение ребенка по достижению его 10 лет (по ГК РФ), если его мнение не противоречит его интересам.


Психодиагностические методики

  • Методы диагностики индивидуально – психологических особенностей всех членов семьи

  • Методы, направленные на исследование взаимодействия членов семьи

Все методики должны быть подобраны в соответствии с возрастом, индивидуально – психологическими особенностями, особенностями развития ребенка и актуальной ситуации.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Ксения Валерьевна Сыроквашина icon Лапшина Ксения Валерьевна защитные эффекты белка теплового шока 70 кДа при депривации сна и эндотоксемии

Ксения Валерьевна Сыроквашина icon Химия Химический состав жевательной резинки, ее влияние на организм человека Автор: Волкова Ксения

Ксения Валерьевна Сыроквашина icon Дубова любовь валерьевна

Ксения Валерьевна Сыроквашина icon 27. 09. 10 года. Дубова Любовь Валерьевна

Ксения Валерьевна Сыроквашина icon Левшакова Антонина Валерьевна лучевая диагностика анкилозирующего спондилита

Ксения Валерьевна Сыроквашина icon Валерьевна иммунотропная терапия в комплексном лечении генитального герпеса 14. 01. 10 кожные и венерические

Ксения Валерьевна Сыроквашина icon Шлёмина ирина валерьевна клиника шизотипического расстройства (малопрогредиентной шизофрении), сочетающегося

Ксения Валерьевна Сыроквашина icon Перцевая ирина Валерьевна организационно-методическая работа как механизм совершенствования управления

Ксения Валерьевна Сыроквашина icon Мужичкова Анна Валерьевна Клинико-морфологические особенности хронизации воспалительного процесса

Ксения Валерьевна Сыроквашина icon Дьячук елена Валерьевна клинико-лабораторная характеристика цитомегаловирусной инфекции у беременных

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина