|
Скачать 264.13 Kb.
|
Санкт-Петербургский Государственный Институт Психологии и Социальной Работы Факультет прикладной психологии Кафедра психологии развития МАТЕРИАЛЫДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВПО ДИСЦИПЛИНЕ«Клиническая психология» по специальности 030301.65 (020400) «Психология»г.Санкт-Петербург 2007 Рассмотрены и утверждены на заседании кафедры психологии развития Протокол заседания кафедры №____ от «____»________________ 2007 г. Заведующий кафедрой к.пс.н., доцент Кокоренко В.Л. _____________________ Разработчики – к.пс.н., доцент Кокоренко В.Л. _______________________ 1. Требования к уровню освоения знаний После изучения данной учебной дисциплины студент должен: Знать
Уметь
^ 1. 1. Предмет и цели клинической психологии. Клиническая психология как медицинская и психологическая наука. Дефиниции клинической психологии. Предмет клинической психологии – особенности психической деятельности больного в их значении для патогенетической и дифференциальной диагностики болезни, оптимизации лечения, укрепления и сохранения здоровья. Цели клинической психологии: изучение психических факторов, влияющих на развитие болезней, их профилактику и лечение; изучение влияния тех или иных болезней на психику; изучение психических проявлений различных болезней в их динамике; изучение характера отношений больного человека с медицинским персоналом и окружающей его микросредой; разработка принципов и методов психологического исследования в клинике; создание и изучение психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях. Методы клинической психологии. ^ Роль клинической психологии в решении общих проблем психологии. Взаимосвязь клинической психологии с другими науками. Основные разделы: нейропсихология, патопсихология, медицинская психология соматического больного, возрастная медицинская психология. Психологические основы психотерапии и реабилитации, психогигиены и психопрофилактики. Медико-психологические проблемы наркологии и других частных разделов клинической практики. История зарождения и становление клинической (медицинской) психологии. Место и основные задачи психолога в медицинском учреждении. ^ Реабилитация как комплексная система мероприятий, направленных на улучшение здоровья больного, повышение его личностного и социального статуса. Виды реабилитации: медицинская, психологическая, трудовая, социальная. Соотношение психотерапевтических и реабилитационных мероприятий. «Психология здоровья», двоякий смысл этого понятия. Медико-психологический подход к проблеме психического здоровья. Психогигиена как наука о сохранении и укреплении психического здоровья. Задачи психогигиены. Отрасли психогигиены: возрастная, труда и обучения, быта, семьи и половой жизни. Специальная психогигиена. Методы психопрофилактики. Пропаганда психологических знаний и повышение психологической грамотности. Скрининговые психологические исследования широких масс населения с целью выявления групп риска. Психокоррекция и психотерапия как оказание психологической помощи здоровым людям в ситуациях различного рода затруднений и в случае потребности улучшить качество собственной жизни. Самостоятельная работа
3. Составьте глоссарий новых терминов по курсу «Клиническая психология». Литература:
Вопросы для самопроверки по модулю 1. 1. Клиническая психология – это… 2. Клиническая психология изучает… 3. Психолог, внесший наибольший вклад в развитие отечественной патопсихологии… 4. Разделами клинической психологии являются… 5. Общая клиническая психология разрабатывает проблемы… 6. Частная клиническая психология разрабатывает проблемы… 7. Основателем отечественной нейропсихологической школы является… 8. Какая этическая модель в клинической психологии получила развитие в конце ХХ века? 9. Биомедицинская этическая модель поднимает следующие актуальные проблемы… 10. Психологическая интерпретация феномена болезни как ситуации, в которой больной человек должен что-то понять, чему-то научиться, вырасти духовно, характерна для… 11. Клинический психолог выполняет следующие виды деятельности… 12. Психопрофилактика изучает… 13. Вторичная психопрофилактика направлена на… 14. Реабилитация – это… 15. Психогигиена изучает… Модуль 2. Патопсихология и ее проблемы. ^ Патопсихология как раздел клинической психологии, сложившийся на стыке психологии, психиатрии и неврологии. Разграничение психиатрии, психопатологии, и патопсихологии. История становления патопсихологии в России. Цель патопсихологии – изучение закономерностей распада психической деятельности и свойств личности у больных психическими заболеваниями в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме. Основные задачи патопсихологического исследования: установление дифференциального диагноза, оценка динамики лечения, решение вопросов экспертизы (психиатрической, трудовой, воинской).^ - Ощущение, восприятие, и их нарушения. Ощущение и восприятие как первичные психические познавательные процессы. Нарушения чувствительности. Иллюзии. Галлюцинации. Псевдогаллюцинации. - Память, внимание и их нарушения. Память как базисная функция мозга. Виды и процессы памяти. Основные нарушения запоминания, сохранения и воспроизведения. Внимание и изменение его основных свойств. - Мышление и его нарушения. Мышление как процесс обобщенного и опосредованного познания действительности. Навязчивые мысли. Сверхценные идеи. Бредовые идеи. Систематика нарушений мышления по Б. В. Зейгарник (нарушения операций, динамики мышления, мотивационного компонента и критичности мышления). - Эмоции, воля их нарушения. Психические процессы регуляции поведения и деятельности человека. Эмоции и их болезненные изменения (аффект, патологический аффект, снижение и притупление эмоциональности, изменения эмоционального состояния, фрустрация, нарушения эмоциональных отношений, аутизм). Понятие волевого акта. Нарушения воли и сознательной направленности действий: абулия, гипербулия, импульсивные действия, импульсивные влечения. - Нарушения сознания. Критерии нарушенного сознания по К. Ясперсу. Оглушенное состояние сознания. Сумеречное состояние сознания. Делириозное и онейроидное состояние сознания. Самостоятельная работа 1. Подготовьте конспект на одну из следующих тем:
3. Методы исследования нарушений восприятия, памяти, внимания, мышления и личностной сферы у душевнобольных. 4. Специфика патопсихологии детей и подростков. 2. Изучите иллюстративный материал к книге Рубинштейн С. Я. «Экспериментальные методики патопсихологии» (стимульный материал экспериментально-психологических методик). 3. Изучите специфику написания патопсихологического заключения по книге Рубинштейн С. Я. «Экспериментальные методики патопсихологии». 4. Дополните глоссарий терминами па теме «Патопсихология». Литература:
Вопросы для самопроверки по модулю 2. 1. Патопсихология изучает… 2. У больных нарушения мышления проявляются в виде… 3. Типичными нарушениями мышления при эпилепсии являются… 4. Типичными нарушениями мышления при шизофрении являются… 5. Для исследования мышления в патопсихологии используются методики… 6. Аффективно окрашенные, доминирующие суждения, возникшие в связи с переоценкой реальных обстоятельств, называются… 7. Расстройства процесса восприятия у больных проявляются в виде… 8. Ошибочное восприятие реально существующего объекта называется… 9. Мнимое восприятие, возникающее в отсутствии реального объекта и носящее характер объективной реальности, называется… 10. К нарушениям памяти у больных относятся… 11. Замещение в памяти реальных событий фантастическими, называется… 12. Нарушения внимания у больных проявляется в виде… 13. Эмоционально-волевые нарушения у больных проявляются в виде… 14. Выраженное снижение настроения, сочетающееся со злобно-агрессивным аффектом, называется… 15. Патологически сниженная волевая активность называется… 16. Немотивированное сопротивление или противодействие любому внешнему воздействию называется… 17. Критериями нарушенного сознания (по К. Ясперсу) являются… 18. Критериями измененной личности больного являются… 19. Патологическое чувство голода называется… 20. Ослабление или отсутствие чувства голода называется… Модуль 3. Личность и болезнь. ^ Личность как центральная проблема клинической психологии. Основные концепции личности в отечественной и зарубежной клинической психологии в их значении для медицины. Концепция личности В. Н. Мясищева. Личность и болезнь. Нарушения личностной сферы. Личность, ее изменения и аномалии. ^ Аутопластическая картина болезни Гольдшейдера. Внутренняя и внешняя картины болезни. Сенситивный, интеллектуальный, эмоциональный и мотивационный уровни внутренней картины болезни. Типы психосоциальных реакций на болезнь по Липовски. Классификация типов отношения к болезни. Различные подходы к описанию типов отношения к болезни. Классификация типов отношения к болезни А. Е. Личко и Н. Я. Иванова. Опросник для диагностики типов отношения к болезни. Тип отношения к болезни как «мишень» для психологической коррекции. Самостоятельная работа
Литература:
Вопросы для самопроверки по модулю 3. 1. В клинической психологии «ВКБ» - это… 2. Понятие «ВКБ» ввел в клиническую психологию… 3. Выделяют следующие уровни отражения болезни в психике больного… 4. Среди типов отношения к болезни выделяют… 5. Понятие «аутопластическая картина болезни» ввел в клиническую психологию… 6. Методологической основой методики для психологической диагностики типов отношения к болезни является… 7. По методике для психологической диагностики типов отношения к болезни гармоничный тип может диагностироваться в том случае, если… 8. При каком типе отношения к болезни у больного проявляется сверхценное отношение к своей работе? 9. При каком типе отношения к болезни больные жалуются окружающим на свое здоровье и часто преувеличивают тяжесть своего заболевания? 10. При каком типе отношения к болезни у больного проявляется стратегия «поиск новой информации»? 11. При каком типе отношения к болезни у больного проявляется тревожность и ожидание ухудшения отношений с окружающими людьми из-за его болезни? 12. В ВКБ отражаются… 13. Основными составляющими ВКБ у детей являются… Модуль 4. Психология больного ребенка. ^ Понятие дизонтогенеза. Типы нарушений психического развития. Проблема соотношения биологического и социального в природе аномалий развития. Теория Л. С. Выготского о системном строении дефекта. ^ Болезнь в представлении здоровых детей. Методы выявление отношения к болезни у детей: с помощью рисунков и рассказов детей; методика «Незаконченные предложения». Методика диагностики отношения родителей к болезни ребенка (ДОБР). Эмоциональное состояние детей, находящихся в стационаре (на примере хирургического стационара). Реакция детей на отрыв от семьи (госпитализм). Воспоминания взрослых о своих детских болезнях. Единицы анализа воспоминаний. ^ Понятие о смерти в детском и подростковом возрасте. Страх смерти у детей. Умирающий ребенок и его семья. Реакция семьи на смерть ребенка. Реакции ребенка на смерть. Отношение детей и подростков к смерти родителей и родственников. Нервно-психическое здоровье детей и подростков после смерти родителей и в отдаленном периоде. Суицидальное поведение детей и подростков. Группы повышенного риска. Мотивы, причины, поводы суицидального поведения. Концепции формирования суицидального поведения. Особенности суицидального поведения детей и подростков. Самостоятельная работа
Литература:
Контроль по модулю 4. Осуществляется проверкой выполнения апробации одной из методик (задание № 3 в самостоятельной работе) и практической работы с описанием элементов внутренней картины болезни (задание № 2 в самостоятельной работе). Модуль 5. Нейропсихология и ее проблемы. ^ Нейропсихология как раздел клинической психологии, сложившийся на стыке психологии, нейрохирургии, неврологии, физиологии. Цель нейропсихологии – изучение мозговых механизмов психической деятельности человека с привлечением специальных психологических методов для топической диагностики локальных поражений мозга. Основатель нейропсихологии А. Р. Лурия. Основные области клинической медицины, в которых применяется нейропсихология. Направления современной психологии: клиническая, экспериментальная, реабилитационная, психофизиологическая, нейропсихология здорового человека, нейропсихология детского возраста. ^ Психика, сознание и мозг. Проблема локализации психических функций (история вопроса). Открытия П. Брока и К. Вернике. «Локализационизм» и «антилокализационизм». Пересмотр понятий «функция» и «локализация». Теория системной динамической организации психических процессов. Понятия нейропсихологических симптома и синдрома. ^ Три основных функциональных блока мозга. Синдромный анализ и системная мозговая организация психических процессов: затылочные отделы мозга и организация зрительного восприятия; височные отделы мозга и организация слухового восприятия; третичные зоны коры и организация симультанных синтезов; сенсомоторные и премоторные отделы мозга и организация движений; лобные доли мозга и регуляция психической деятельности; медиобазальные отделы мозга, срединные неспецифические образования и их роль в регуляции психических состояний и организации памяти. Самостоятельная работа
Литература:
Вопросы для самопроверки по модулю 5. 1. Нейропсихология изучает… 2. А. Р. Лурия выделял… 3. Функциональный блок мозга состоит из… 4. Поражение первичных зон зрительной коры 1 полушария приводит… 5. Поражение вторичных зон затылочной области левого полушария (доминантного у правшей) приводит… 6. При локальных поражениях вторичных отделов левой височной доли у правшей… 7. При «височном синдроме» выявляются вторичные расстройства сложных психических процессов… 8. При поражении нижнетеменных и теменно-затылочных (третичных) отделов коры левого полушария у правшей возникают… 9. Поражение первичных зон постцентральных (кожнокинестетических) отделов коры приводит… 10. Поражение вторичных зон постцентральной области приводит… 11. При поражении премоторных зон коры у больных возникает… 12. При массивных поражениях лобных долей у больных… 13. Поражения медиобазальных отделов лобной коры приводит… 14. Какие функциональные блоки мозга (по Лурия) изображены на рисунках 1, 2, 3? Модуль 6. Медицинская психология соматического больного. ^ Роль психологических факторов в возникновении и течении функциональных и органических расстройств организма человека. Душа и тело. Психологические аспекты проблемы телесности и интрацепции. Психогении и соматогении. Неврозы и другие пограничные психические расстройства. Теории и концепции психосоматических расстройств. Основные психосоматические заболевания. Соматогенные психотические заболевания. Изменение психики у больных с различными соматическими заболеваниями. Самостоятельная работа 1. Изучив литературу, проведите сравнительный анализ (в письменной форме) определений невроза разных авторов: З. Фрейда, А. Адлера, К. Хорни, В. Н. Мясищева, В. И. Гарбузова и др. 2. Изучив литературу, законспектируйте не менее пяти теорий (концепций) развития психосоматической патологии разных авторов. Аргументируйте, почему Вы выбрали именно эти теории и концепции. 3. Апробируйте 2 методики для исследования болевых переживаний: рисуночную «Моя боль, как я ее вижу» и одну (шкалы или «Незаконченные предложения») по своему выбору. Проанализируйте результаты. Литература:
Вопросы для самопроверки по модулю 6. 1. К основным видам неврозов принято относить… 2. К возникновению неврозов приводят… 3. Психосоматические расстройства могут проявляться в виде… 4. Конфликт между возможностями человека и требованиями реальности приводит… 5. Конфликт между потребностями человека и морально-нравственными нормами приводит… 6. К психосоматическим заболеваниям относятся… Модуль 7. Психологические основы психотерапии. ^ Психотерапия – лечение пациентов с помощью психологических средств воздействия. Ведущая роль психотерапии при лечении неврозов – психогенных, конфликтогенных заболеваний личности. Концепция патогенетической психотерапии неврозов В. Н. Мясищева. Взаимодействие личности врача и личности пациента в процессе психотерапии. Психологические качества идеального психотерапевта. ^ Виды патогенетической психотерапии. Этапы индивидуальной патогенетической психотерапии: отбор больных, психотерапевтическое взаимодействие, завершение процесса психотерапии. Основные психологические образования психотерапевтического процесса – сопротивление, перенос, контрперенос. Психологическая защита личности: подсознательные автоматизмы и механизмы совладания. Групповая патогенетическая психотерапия: цели, показания к применению, требования к подбору групп. Основные формы групповых занятий (групповая дискуссия, разыгрывание ролевых ситуаций, психогимнастика, проективный рисунок, музыкотерапия, элементы тренинга и т. д.). Формы групповых отношений, обладающие наиболее выраженным психотерапевтическим потенциалом, - оказание психологической поддержки, направленная коррекция на основе обратной связи. ^ Симптоматическая психотерапия, область ее применения и эффективность. Основные направления симптоматической психотерапии (рациональная психотерапия, внушение и самовнушение, аутогенная тренировка, поведенческая психотерапия). Самостоятельная работа
- опросник копинг-стратегий для детей школьного возраста Н. А. Сироты и В. М. Ялтонского - опросник «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчика, Г. Келлермана и Х.Конта Литература:
Вопросы для самопроверки по модулю 7. 1. Психотерапия - это… 2. Психотерапия является ведущим методом лечения… 3. Ведущим механизмом лечебного действия в психотерапии является… 4. Основной задачей личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии является… 5. Симптоматическая психотерапия использует следующие направления работы… 6. Если невроз понимается как следствие конфликта между бессознательным и сознанием, то психотерапия будет направлена на… 7. Поведенческая психотерапия представляет собой практическое применение… 8. Согласно К. Роджерсу, в основные характеристики поведения психотерапевта входит… 9. Когнитивная психотерапия возникла как одно из направлений… 10. Психологической основой психодинамического направления является… 11. Термин «перенос» обозначает… 12. Термин «научение» имеет наибольшее значение для… ^
4. ЛИТЕРАТУРА Основная:
Дополнительная:
5. Материалы для самостоятельной работы студентов ^
Примечание. Тема может быть сформулирована с учетом интересов и практической направленности профессиональной деятельности студента. 6. ГЛОССАРИЙ Абулия (гипобулия) – отсутствие (снижение) волевых побуждений. Агнозия – нарушение зрительных, слуховых и кинестезических восприятий при локальных поражениях головного мозга, вызванных сосудистыми поражениями, травмами, опухолями и другими патологическими процессами. ^ – ослабление или отсутствие чувства голода. Аутизм – погруженность в мир собственных переживаний, снижение или отсутствие потребности в общении. Афазия – утрата способности к произвольной речи и (или) к ее пониманию. ^ – психическое состояние, возникающее в результате сверхсильных или разрушительных воздействий на организм. ^ – патологическое чувство голода. Галлюцинации – ложное восприятие, возникающее в отсутствии объекта и носящее характер объективной реальности. ^ – обманы восприятия, характеризующиеся проекцией патологических образов в окружающее пространство, чувственной яркостью, отсутствием способности различать галлюцинаторные и реальные объекты. ^ – обманы восприятия, проекцией патологических образов внутрь тела, отсутствием чувственной яркости, способностью различать реальные и галлюцинаторные объекты. Гипербулия – патологически повышенная волевая активность. Деменция – оскудение психической деятельности, характеризующееся снижением познавательных процессов, обеднением эмоций и поведенческими нарушениями. Деперсонализация – расстройство самосознания, проявляющееся переживанием измененности собственных психических процессов или собственного тела. ^ – триада симптомов: патологически сниженное настроение, замедленный темп мышления и речедвигательная заторможенность. Дереализация – расстройство самосознания, проявляющееся переживанием измененности восприятия окружающего мира. Дисморфофобия – чрезвычайное опасение физического недостатка, неприятного окружающим. Дисфория – выраженное снижение настроения, сочетающееся со злобно-агрессивным аффектом. Иллюзия – искаженное восприятие реально существующего объекта. Кома – крайняя степень выключения сознания, сопровождающаяся отсутствием рефлекторной деятельности за исключением сердечного, сосудистого и дыхательного рефлексов, заканчивающаяся полной амнезией. Конфабуляции – замещение в памяти реальных событий фантастическими. ^ – триада симптомов: патологически повышенное настроение, ускоренное мышление и речедвигательное возбуждение. Мутизм – утрата речевого контакта с окружающими при сохранности речевого аппарата. Навязчивые идеи (обсессии) – непроизвольно возникающие, чуждые личности переживания, доминирующие в сознании больного с сохранением критического отношения и попытками борьбы с ними. Невроз – нервно-психическое расстройство, вызванное нарушением значимых жизненно важных отношений человека; подразделяется на неврастению, истерию и невроз навязчивых состояний. Негативизм – немотивированное сопротивление или противодействие любому внешнему воздействию. Оглушение – легкая степень выключения сознания, сопровождающаяся повышением порога раздражителей, неполнотой ориентировки в окружающем и снижением активности психических процессов. Плацебо-эффект – изменения в физиологическом или психологическом состоянии, вызывные нейтральным веществом, данным под видом лекарственного средства. ^ – одновременная оценка событий с двух или более взаимоисключающих позиций. Разорванность мышления – утрата смысловой направленности при сохранении грамматического строя речи. ^ – нецеленаправленное мышление с пространными малосодержательными рассуждениями. Ритуалы – навязчивые бесплодные и символические действия, сочетающиеся с фобиями и направленные на защиту от них. Сверхценные идеи – аффективно окрашенные, доминирующие суждения, возникшие в связи с переоценкой реальных обстоятельств. ^ – мышление, при котором обыденным предметам и явлениям придается особый смысл. Ступор – состояние двигательной заторможенности с утратой речевого контакта с окружающими. Тугоподвижность (вязкость) мышления – инертность ассоциативного процесса. ^ – психическое состояние, возникающее вследствие препятствий к достижению цели, разрушенных ожиданий, упреков окружающих. Эйфория – патологически повышенное настроение, сопровождающееся чувством удовольствия, комфорта, проявляющееся беспечной радостью, благодушием. Эксплозивность – патологическая раздражительность с легким возникновением ярости и агрессии. ^ – патологически неустойчивое настроение, легко меняющееся на противоположное. ^ – проявление эмоций с выраженной слезливостью. Эмоциональная холодность (тупость) – утрата эмоционального контакта с окружающими и способности к сопереживанию. Эмоциональное оскудение – утрата способности к тонким и адекватным происходящему эмоциональным реакциям. Эхолалия – автоматическое повторение услышанных слов. Ятрогения – изменение психического состояния вследствие непреднамеренного внушающего воздействия врача (медицинского работника) на пациента. |