Задачи занятия Врезультате освоения теоретической части занятия студент должен знать : классификацию травматических повреждений зубов; этиологию травмы зубов у детей icon

Задачи занятия Врезультате освоения теоретической части занятия студент должен знать : классификацию травматических повреждений зубов; этиологию травмы зубов у детей





Скачать 238.97 Kb.
НазваниеЗадачи занятия Врезультате освоения теоретической части занятия студент должен знать : классификацию травматических повреждений зубов; этиологию травмы зубов у детей
Дата конвертации08.02.2013
Размер238.97 Kb.
ТипДокументы
Тема: Травматические повреждения зубов у детей. Клинические проявления, диагностика. Лечение травматических повреждений временных и постоянных зубов у детей. Осложнения, возникающие после травмы зубов, влияние травмы временных зубов на зачатки постоянных зубов. Профилактика травмы зубов.

Общее время занятия:

Мотивационная характеристика темы: Травма зубов случается у детей различного возраста: молочные зубы чаще травмируются в возрасте от 1 до 3 лет, а постоянные в 8 - 9 лет. Причиной острой травмы зубов является удар при случайном падении, занятия игровыми и силовыми видами спорта, дорожная травма, конфликтные ситуации среди подростков. Травмы зубов у детей сложны с точки зрения их диагностики и лечения, поэтому причиной ранней потери зубов является не только непосредственная травма, но и тактические ошибки, допускаемые при оказании помощи детям. Знание общих принципов обследования ребенка с острой травмой зуба позволяет поставить правильный диагноз, выбрать оптимальный метод лечения, избежать осложнений, как в ближайший, так и в отдаленный периоды наблюдения.

^ Цель: Научиться диагностировать травматические повреждения зубов у детей и выбирать оптимальный метод лечения.

Задачи занятия

В результате освоения теоретической части занятия студент должен знать:

  • классификацию травматических повреждений зубов;

  • этиологию травмы зубов у детей;

  • методы диагностики травматических повреждений зубов у детей;

  • клиническую картину острой травмы зубов у детей;

  • методы лечения временных и постоянных зубов, пострадавших в результате травмы;

  • осложнения, возникающие после лечения зубов, пострадавших в результате травмы, влияние травмы временных зубов на зачатки постоянных зубов;

После выполнения практической части занятия студент должен уметь:

  • выяснить жалобы, собрать анамнез полученной травмы зуба;

  • провести клиническое обследование ребенка;

  • провести дополнительные методы обследования (рентгенологический, электроодонтометрия) и анализировать их результаты;

  • оказать неотложную помощь и провести лечение в зависимости от вида травмы зуба.

  • оформить стоматологическую амбулаторную карту;

Требования к исходному уровню знаний: для полного усвоения темы студентам необходимо повторить:

    • Из анатомии - анатомия временных и постоянных зубов;

    • гистологии – строение пульпы и тканей периодонта;

    • стоматологии детского возраста - возрастные особенности пульпы и тканей периодонта у детей, сроки формирования и резорбции корней временных зубов, сроки формирования корней постоянных зубов; методы лечения пульпита и апикального периодонтита у детей;

  • профилактики стоматологических заболеваний – клинические методы обследования в стоматологии, сроки прорезывания временных и постоянных зубов, профилактика травматических повреждений зубов;

  • рентгенологии - рентгенологические особенности челюстных костей и зубов у детей в норме и при патологии;

    • хирургической стоматологии - классификация, клиника, диагностика, лечение острой травмы зубов у взрослых;

    • фармакологии - лекарственные препараты, применяемые при лечении пульпита и апикального периодонтита;

    • из ортодонтии- особенности и методы протезирования зубов в детском возрасте
^

Контрольные вопросы из смежных дисциплин


  1. Стадии формирования корня зуба и их характеристика.

  2. Особенности строения пульпы и периодонта временных зубов и постоянных зубов с несформированными корнями.

  3. Пасты на основе гидроксида кальция для непрямого и прямого покрытия пульпы.

  4. Пасты с гидроксидом кальция для долгосрочной терапии корневых каналов.

  5. Растворы для ирригации корневых каналов.


Контрольные вопросы по теме занятия

  1. Этиология и классификация травматических повреждений зубов у детей (МКБ-10 1997, Н.М. Чупрыниной).

  2. Обследование детей с травмой челюстно-лицевой области.

  3. Перелом коронки зуба: перелом только эмали зуба; перелом коронки зуба без повреждения пульпы; перелом коронки зуба с повреждением пульпы. Диагностика. Методы лечения временных и постоянных зубов с незаконченным формированием корней с переломом коронки.

  4. Перелом корня зуба. Клиническая и рентгенологическая диагностика. Методы лечения зубов с переломом корня.

  5. Травмы зубов с повреждением опорно-удерживающего аппарата зуба: ушиб зуба, неполный вывих (экструзия и интрузия зуба), полный вывих. Клиническая и рентгенологическая диагностика. Методы лечения вывихов временных и постоянных зубов у детей, возможные осложнения.

  6. Профилактика травматических повреждений зубов у детей.
^

Учебный материал


Травмы зубов являются второй по распространенности (после кариеса зубов) патологией тканей зуба. В зависимости от обстоятельств различают бытовую, дорожную и спортивную травмы. Наиболее часто травмируются резцы. На долю центрального резца верхней челюсти приходится примерно 80% травм, после него идут верхние боковые и нижние центральные и боковые резцы.


^ Классификация травматических повреждений зубов

Международная классификация стоматологических болезней

на основе МКБ-10 (1997 г.)


S02.5 Перелом зуба

S02.50 Перелом только эмали зуба (откол эмали)

S02.51 Перелом коронки зуба без повреждения пульпы

S02.52 Перелом коронки зуба с повреждением пульпы

S02.53 Перелом корня зуба

S02.54 Перелом коронки и корня зуба

S02.57 Множественные переломы зубов

S02.59 Перелом зуба неуточненный

S03.2 Вывих зуба

S03.20 Люксация зуба

S03.21 Интрузия или экструзия зуба

S03.22 Вывих зуба (экзартикуляция)


Классификация острой травмы зубов (Н.М. Чупрынина, 1993)

  1. Ушиб зуба:

1.1 с разрывом сосудисто-нервного пучка (СНП);

1.2 без разрыва СНП.

  1. Вывих зуба:

2.1 Неполный вывих:

2.1.1 с разрывом СНП;

2.1.2 без разрыва СНП.

2.2 Полный вывих.

2.3 Вколоченный вывих.

  1. Перелом зуба.

3.1 Перелом коронки зуба:

3.1.1 в пределах эмали (с повреждением СНП, без повреждения СНП);

3.1.2 в пределах дентина (без вскрытия или со вскрытием полости зуба);

3.1.3 отлом коронки зуба.

3.2 Перелом корня зуба (продольный, поперечный, косой, со смещением, без

смещения).

  1. Травма зачатка зуба.

  2. Сочетанная травма зуба (вывих и перелом и др.).


Обследование детей с травмой челюстно-лицевой области

Знание общих принципов обследования ребенка с острой травмой зуба позволяет поставить правильный диагноз и выбрать метод лечения, избежать осложнений, как в ближайший, так и в отдаленный периоды наблюдения. Обследование детей с острой травмой зуба состоит из опроса, клинических и дополнительных методов (рентгенография, термо- и электроодонтодиагностика, трансиллюминация) обследования.

Обследование ребенка начинают с выяснения жалоб, после чего выясняют обстоятельства травмы: как, когда и где она произошла. Необходимо выяснить проводилось ли какое-либо лечение по поводу травмы: кем (родителями, тренером, медсестрой в школе или врачом неотложной помощи) и в каком объеме. Эти данные будут влиять на прогноз лечения.

При опросе определяют общее состояние больного, выявляют признаки черепно-мозговой травмы.

При внешнем осмотре можно обнаружить раны головы и шеи, отек мягких тканей, гематомы, ссадины.

Осмотр полости рта: исследуют состояние мягких тканей полости рта и зубов.

Проводят дополнительные методы обследования: рентгенография, термо- и электроодонтодиагностика, трансиллюминация. Тесты на жизнеспособность пульпы необходимо повторять через 1 неделю, 1, 3, 6 и 12 месяцев после травмы и затем 1 раз в год до полного формирования корня.


^ Травматические повреждения зубов у детей

Переломы коронок

Трещины коронки - это неполный перелом без нарушения целостности зуба. Он происходит в результате удара по эмали и имеет вид беспорядочных линий, идущих параллельно направлению призм эмали и заканчивающихся в области эмалево-дентинного соединения. Трещины эмали могут быть в зубах, находящихся рядом с зубом с более тяжелой травмой.

Повреждения с трещинами коронки не требуют лечения, но для определения поражения пульпы необходимо провести тесты на ее жизнеспособность. Их следует выполнить сразу при обращении по поводу травмы и в дальнейшем контроль жизнеспособности пульпы поврежденных зубов проводят через 1 неделю, 1, 3, 6, 12 месяцев и затем 1 раз в год до окончания формирования корня зуба.

^ Перелом коронки зуба

Перелом только эмали зуба. Жалоб на боль пациент обычно не предъявляет. Иногда могут быть жалобы на боль в губе или языке в результате повреждения их острыми краями эмали или жалобы на косметический дефект коронки.

^ Клиническая картина. Определяется дефект коронки зуба в пределах эмали с шероховатыми и неровными краями. На слизистой оболочке губы или языка возможны эрозии. При рентгенологическом исследовании изменений в костной ткани и корне зуба нет. Электровозбудимость постоянных зубов может быть снижена. Электровозбудимость временных зубов не определяют из-за неадекватной реакции ребенка.

Лечение заключается в сошлифовывании острых краев коронки, выполнении тестов на жизнеспособность пульпы. Восстановление зуба композитом проводят через 6-8 недель (время, необходимое для восстановления пульпы и периодонта). Некоторые авторы предлагают временное пломбирование дефекта модифицированным СИЦ или компомером до окончания постэруптивной минерализации эмали с последующей заменой композитной реставрацией.

Наблюдение. Жизнеспособность пульпы проверяют через 1,3,6 месяцев после повреждения и каждые 6 месяцев до окончания формирования корня. При некрозе пульпы проводят соответствующее эндодонтическое лечение.

Перелом коронки зуба без повреждения пульпы. Жалобы на боль при дотрагивании до зуба и на кратковременную боль от химических, термических и механических раздражителей. Перкуссия зуба может быть болезненной. Объективно отмечают дефект части коронки в пределах дентина и болезненность при зондировании поверхности дентина в области перелома. Выполняют тесты на жизнеспособность пульпы (термодиагностика, ЭОД) и проводят рентгенологическое обследование.

Лечение заключается в наложении защитного материала с гидроксидом кальция для непрямого покрытия на обнаженный дентин. Материалом для удержания защитной повязки является композитный материал, компомер, СИЦ. Следует оставить зуб выведенным из окклюзии.

Постоянную эстетическую реставрацию композиционным материалом/ временное пломбирование проводят через 6-8 недель. Жизнеспособность пульпы проверяют через 1,3,6 месяцев после повреждения и каждые 6 месяцев до окончания формирования корня.

^ Лечение переломов коронок временных зубов без повреждения пульпы проводят так же, как аналогичные переломы постоянных зубов (сошлифовывание острых краев коронки, композитная реставрация, реставрация компомером, модифицированным СИЦ). Однако в силу анатомических особенностей временных зубов, при отломе значительной части коронки временного зуба даже без вскрытия полости зуба рекомендуют витальную ампутацию во временных зубах с несформированным корнем и витальную экстирпацию в зубах со сформированным корнем.

Перелом коронки зуба с повреждением пульпы. Пациентов беспокоят боли от механических и термических раздражителей, боль при дотрагивании до зуба. При осмотре видна пульпа, открытая в одной точке или на большем участке, резко болезненная при прикосновении. Перкуссия зуба несколько дней после травмы может быть болезненная. Проводят рентгенологическое обследование для исключения перелома корня.

^ Лечение постоянных зубов с незаконченным формированием корня направлено на сохранение витальности пульпы, чтобы создать условия для формирования корня (апексогенез).

^ Прямая пульпотерапия показана при небольшом травматическом обнажении пульпы (не более 1мм в диаметре) в течение нескольких часов после повреждения. Оптимальное время для лечения – первые 24 часа после травмы. После прямой терапии пульпы успешность лечения проверяют через 3 недели, через 1,3,6 месяцев после повреждения и в последующем ежегодно до окончания формирования корня. Критериями успешного лечения являются отсутствие клинических и рентгенологических признаков патологии пульпы, рентгенологическое доказательство формирования дентинного «мостика», формирование корня зуба.

^ Витальная пульпотомия (ампутация пульпы). Если с момента травмы прошло более 24 часов или в результате травмы произошло обширное обнажение пульпы или твердых тканей коронки недостаточно для фиксации пломбировочного материала методом выбора является частичная ампутация пульпы по Cvek или цервикальная (полная) пульпотомия.

Наблюдение проводят как при прямом покрытии пульпы через 3 недели, через 1,3,6 месяцев после повреждения и в последующем ежегодно до окончания формирования корня. При частичной пульпотомии проводят тесты, подтверждающие жизнеспособность пульпы (температурные и электрические тесты), и рентгенологический мониторинг формирования корня. При полной ампутации пульпы проведение тестов на чувствительность невозможно, поэтому рентгенологическое исследование является единственным методом для выявления ранних признаков патологии пульпы и наблюдения за развитием корня.

Если в результате травмы произошла гибель пульпы и зоны роста в зубах с незаконченным формированием корня проводят апексификацию.

В постоянных зубах со сформированными корнями при переломе коронки с обнажением пульпы проводят метод витальной или девитальной пульпэктомии (экстирпации) и последующую реставрацию зуба.

Полный перелом коронки зуба. При обследовании определяется отсутствие коронки зуба, боль и кровотечение в области поврежденного зуба. Необходимо рентгенологическое исследование для исключения перелома корня.

^ Лечение временных зубов с полным переломом коронки. Проводят витальную или девитальную экстир­пацию пульпы с последующим пломбированием канала пастой. Если ребенок неконтактный, корень временного зуба удаляют с последующим замещением зуба временным съемным протезом.

^ Лечение постоянных зубов с незаконченным формированием корня с полным переломом коронки. При полном переломе коронки постоянного зуба с несформированным корнем, корневой канал после удаления пульпы временно пломбируют пастой на основе гидроокиси кальция. После окончательного формирования корня проводится постоянное пломбирование корневого канала гуттаперчевыми штифтами и восстановление коронки зуба.

При переломе всей коронки постоянного зуба со сформированным корнем после эндодонтичсекого лечения возможна фиксация естественной коронки зуба на стекловолоконный штифт. Если коронка зуба не сохранилась, корень используют для протезирования.


^ Перелом корня зуба

Переломы корней временных зубов и постоянных зубов с несформированными корнями встречаются нечасто. Эти зубы с короткими корнями чаще подвергаются полным или частичным вывихам, чем переломам корней. Наиболее часто поражают­ся постоянные центральные резцы верхней челюсти после завершения формирования корня с локализацией линии перелома между средней и апикальной третью корня. Во временных зубах перелом корня встречается реже благодаря эластичности челюстной кости и сочетается с вывихом коронкового фрагмента.

В детском возрасте чаще встречается поперечный перелом корня зуба.

^ Клиническая картина. В первые часы после травмы пострадавший может жаловаться на боль при накусывании на зуб и его подвижность. При обследовании определяется болезненная перкуссия зуба, возможно кровотечение из зубо-десневой борозды и изменение цвета коронки в связи с внутрипульпарным кровоизлиянием. Для определения жизнеспособности пульпы проводят температурные и электрические тесты.

Рентгенологическое обследование. В связи с тем, что один прицельный рентгеновский снимок может не выявить перелом корня, рекомендуют выполнить как минимум три рентгенограммы под разными углами (45, 90, 110 градусов). На рентгеновском снимке определяют направление линии перелома: поперечный, косой, оскольчатый.

^ Лечение переломов корней. Механизмы заживления переломов. Знание биологических процессов заживления необходимо для выбора метода лечения, который повысит потенциал заживления при переломе корня. В зависимости от степени расхождения фрагментов описывают четыре классические формы заживления перелома корня (Andreansen and Hjörting-Hansen, 1967): минерализованное заживление, соединительнотканное «сращение», комбинированное костное и соединительнотканное «сращение», заживление без «сращения» и с формированием грануляционной ткани.

^ Целью лечения перелома корня должно быть его восстановление за счет образования минерализованного соединения отломков. Сохранение живой пульпы улучшит прогноз лечения (при некрозе коронковой части пульпы минерализованное соединение отломков маловероятно).

^ Лечение переломов корней временных зубов. При переломе корня временного зуба с воспаленной или некротизированной пульпой, зуб удаляют. Кроме этого показанием к удалению являются значительное смещение коронкового фрагмента и перелом корня временного зуба, сообщающийся с полостью рта. Мелкие фрагменты корня, остающиеся в лунке, можно не извлекать, т.к. они резорбируются.

При переломе корня интактного временного зуба без смещения отломков вмешательства не требуется. Проводят наблюдение за состоянием периапикальных тканей травмированного зуба. Повторные обследования проводят каждую неделю в течение 1-го месяца, затем через 1, 3 и 6 месяцев для определения состояния зуба и периапикальных тканей.

^ Лечение переломов корней постоянных зубов, не сообщающихся с полостью рта. Несообщающиеся переломы локализуются в апикальной или средней трети корня. Если при обследовании установлено, что пульпа поврежденного зуба жизнеспособна (реагирует на температурные и электрические тесты), проводят репозицию и иммобилизацию отломков. Правильность репозиции подтверждают рентгенологически. Иммобилизацию отломков проводят с помощью проволочно-композитной шины. Для шинирования можно использовать интерпроксимальное соединение и стекловолоконную ленту Fiber-Splint, систему Риббонд, Гласспен. Продолжительность шинирования составляет 3 месяца. Стабильность шины проверяют через 30 и 60 дней после травмы.

После удаления шины, если тесты подтверждают жизнеспособность пульпы, цвет коронки зуба не изменился, подвижность коронкового отломка минимальная и наблюдаются рентгенологические признаки консолидации перелома, повторные осмотры проводят через 6 месяцев и 1 год.

При наличии подвижности коронкового отломка повторно устанавливают шину. Если через 4-6 месяцев подвижность сохраняется, необходимо произвести постоянное шинирование поврежденного зуба с соседними зубами (интерпроксимальное соединение).

При некрозе коронковой пульпы считают, что в апикальном отломке она остается жизнеспособной. Поэтому проводят эндодонтическое лечение только коронкового фрагмента корня.

Если на рентгенограмме в области верхушки корня определяется просветление, то это указывает на некроз пульпы апикального отломка. В этом случае показано лечение коронкового и апикального отломков корня, если они хорошо сопоставлены. Если патологический процесс локализуется в апикальном отломке корня и эндодонтическое лечение выполнить невозможно, то апикальный фрагмент корня удаляют.

В 69-86% случаев после шинирования наблюдается облитерация полости зуба. Происходит или частичная облитерация в апикальной части корня и в области перелома с захватом коронкового участка на 1-2 мм, или полная облитерация всей полости зуба.


^ Травмы зубов с повреждением опорно-удерживающего аппарата зуба

Ушиб – повреждение зуба и его фиксирующего аппарата без смещения в альвеоле.

^ Клиническая картина. Клиническим проявлением ушиба является повышенная чувствительность зуба к перкуссии, может иметь место его подвижность. На рентгенограмме изменений нет. Сначала пульпа может не реагировать на температурные и электрические тесты, но через несколько недель или месяцев чувствительность пульпы может восстановиться. Тесты на жизнеспособность пульпы повторяют через 1 неделю, 1,3,6 и 12 месяцев и затем 1 раз в год до полного формирования корня.

^ Лечение ушиба временного и постоянного зуба заключается в создании покоя сроком на 3—4 недели. В случае некроза пульпы проводится эндодонтическое лечение, метод лечения зависит от степени сформированности корня.

^ Неполный вывих. Клиническая картина. Пациенты жалуются на боль при приеме пищи (откусывании, пережевывании пищи), подвижность и смещение зуба, кровоточивость десны. Клинически определяется изменение положения зуба: смещение в оральном или вестибулярном направлениях, выдвижение зуба из лунки. Зуб подвижен и чувствителен при перкуссии. Возможно небольшое кровотечение из зубо-десневой борозды вследствие повреждения периодонтальной связки. Рентгенологически может выявляться расширение периодонтальной щели.

^ Лечение при неполном вывихе постоянных зубов заключается в репозиции поврежденного зуба и шинировании. Необходимо выполнить репозицию в течение 1-2 часов после травмы. Для определения состояния пульпы продолжают клиническое наблюдение.

^ В постоянных зубах со сформированным корнем при больших латеральных и экструзионных смещениях выполняют репозицию и шинируют зубы с помощью проволочно-композитной шины на 7-10 дней. В течение первых 2 недель проводят экстирпацию пульпы, и временное пломбирование корневого канала гидроксидом кальция с заменой препарата через каждые 3 месяца минимум в течение 1 года. Если резорбция корня отсутствует, канал пломбируют гаттаперчей.

^ Неполный вывих постоянного зуба с несформированным корнем. Необходимо тщательное наблюдение за такими зубами, т.к. воспалительная резорбция корня в зубах с формирующимся корнем прогрессирует быстрее. Электровозбудимость пульпы определяют через 2-3 дня после репозиции и шинирования зуба и далее, 1 раз в неделю в течение 3-4 недель. Если при повторных визитах диагностирован некроз пульпы или на рентгенограмме имеется периапикальное просветление или резорбция корня, проводят эндодонтическое лечение. До закрытия верхушки корня и остановки резорбции корня канал пломбируют гидроксидом кальция, после чего выполняют постоянное пломбирование гуттаперчей.

^ Лечение неполного вывиха временных зубов с незначительным смещением ограничивается клиническим наблюдением и рентгенологическим контролем.

Лечение неполного вывиха временных зубов со значительным смещением. Неполный вывих временных интактных зубов со сформированными корнями лечат так же, как и вывих постоянных зубов. Определяющим фактором при проведении репозиции и шинирования временного зуба является поведение ребенка.

^ Интрузионный вывих. При этом виде вывиха происходит полное или частичное погружение зуба в губчатое вещество костной ткани челюсти с частичным или полным разрывом периодонтальных волокон, нарушением кортикальной пластинки лунки зуба.

^ Клиническая картина. Жалобы на укорочение зуба или его отсутствие. Клинически определяется уменьшение высоты видимой части коронки зуба или полное погружение коронки в лунку. Зуб неподвижен, перкуссия его слабо болезненная. На рентгенограмме при небольшом интрузионном смещении можно наблюдать исчезновение периодонтальной щели. При сильном смещении снимок позволяет выявить локализацию зуба и степень интрузии. При интрузионном смещении временных зубов может нарушаться целостность кортикальной пластинки фолликула постоянного зуба.

^ Лечение интрузионного вывиха может быть разное: ранняя репозиция и выжидание самостоятельного повторного прорезывания.

Лечение постоянных зубов со сформированным корнем заключается в ортодонтической репозиции зуба в течение 3-4 недель, (а затем его стабилизация в течение 2-4 недель). Через 2 недели после травмы следует провести экстирпацию пульпы, а каналы временно запломбировать гидроксидом кальция, чтобы предотвратить начало воспалительной резорбции корня. Постоянное пломбирование корневых каналов проводят через 12 месяцев.

^ Лечение постоянных зубов с несформированным корнем. Если интрузия незначительная, лечение не требуется, такие зубы самостоятельно повторно прорезываются. Если смещение значительное, или в ранние сроки (1-2 недели) не наблюдаются признаки самостоятельного прорезывания, показана ортодонтическая репозиция.

^ Лечение временных зубов с интрузионным вывихом. Рекомендуют ждать спонтанного повторного прорезывания в течение 6 месяцев. Если при интрузии временный зуб не выдвигается обратно через 2-3 месяца, то зуб удаляют. Временные зубы с выраженной небной или направленной в сторону дна полости носа интрузией, а также травмирующие зачаток постоянного зуба рекомендуют удалять.

^ Полный вывих зуба. При осмотре зубного ряда зуб отсутствует, лунка кровоточит или заполнена сгустком крови. На рентгенограмме определяется отсутствие зуба в лунке.

^ Лечение полного вывиха зуба заключается в реплантации, шинировании и эндодонтическом лечении.

Прогноз в отношении реплантированного зуба зависит от ряда обстоятельств: времени пребывания вне полости рта, среды для хранения и транспортировки вывихнутых зубов, сохранения периодонтальной связки.

^ Эндодонтическое лечение реплантированных зубов

Зубы с несформированными корнями. При вывихах зубов с несформированными корнями после реплантации может наступить реваскуляризация пульпы. Поэтому при реплантации таких зубов в срок до 2 часов после травмы первичное эндодонтическое лечение не проводят. Если во время повторных осмотров, которые проводят ежемесячно, установлен некроз пульпы (изменение цвета коронки, формирование свищевого хода, чувствительность при перкуссии, наличие подвижности, изменения на рентгенограмме), то корневой канал пломбируют гидроксидом кальция. Если до реплантации зуба с несформированным корнем прошло более 2 часов, то после реплантации выполняют шинирование и в течение первых 2 недель удаляют пульпу и проводят лечение гидроксидом кальция.

^ Зубы с полностью сформированным корнем. При полностью сформированном корне обычно развивается некроз пульпы и сопровождающая его воспалительная резорбция. Поэтому все реплантированные зубы с полностью сформированным корнем нужно лечить эндодонтически. Эндодонтическое лечение проводят после реплантации, поскольку необходимо максимально уменьшить время пребывания зуба вне полости рта. Кюретаж лунки перед реплантацией не выполняют, имеющийся в лунке сгусток крови удаляют промыванием. Реплантацию и репозицию производят путем легкого давления пальцами. Для контроля репозиции делают рентгенографию. Шинирование реплантированного зуба проводят проволочно-композитной шиной. Эндодонтическое лечение постоянных зубов с полностью сформированным корнем выполняют в течение 1-2 недель после реплантации, до удаления шины. Корневой канал временно пломбируют гидроксидом кальция. Полость доступа пломбируют постоянным материалом. Поскольку гидроксид кальция рассасывается, то пломбирование канала проводят каждые 3 месяца. Считают, что минимальное время для сохранения гидроксида кальция в канале составляет 1 год.


^ Профилактика травматических повреждений зубов

Несмотря на разнообразие причин травм зубов, большинство этих причин можно предотвратить. Профилактика травмы зубов предполагает деятельность по трем направлениям:

  1. санитарное просвещение населения;

  2. изменение среды, в которой высока вероятность травмы;

  3. законодательные меры.

Профилактика бытовой травмы у детей 1-3 лет требует продуманной организации интерьера помещения, в котором растет ребенок. Самой эффективной мерой профилактики травмы зубов у детей раннего возраста является постоянный надзор за ними во время бодрствования.

В возрасте 7-10 лет, когда возрастает игровая активность детей, родители обязаны обеспечить ребенка защитной экипировкой для катания на велосипеде, роликовых коньках, найти наименее опасные площадки для катания, помочь ребенку приобрести устойчивые навыки катания.

Одной из профилактических мер, уменьшающей травматические повреждения зубов, является раннее ортодонтическое лечение протрузии центральных резцов.

Подростки, занимающиеся спортом с высоким и средним риском травмы зубов и челюстно-лицевой области (хоккей, футбол, контактные виды спорта, дайвинг, гимнастика, парашютный спорт) должны быть защищены головными шлемами, лицевыми масками и внутриротовыми приспособлениями (индивидуальные каппы).

Профилактика ятрогенной травмы резцов при ларингоскопии, эндоскопии, во время интубации при ингаляционном наркозе, заключается в использовании каппы или акрилового протектора.

Для предупреждения аутотравмы органов полости рта, в том числе и зубов, у детей инвалидов используют индивидуально изготовленные назубные каппы.
^

Задание для самостоятельной работы


  • студент должен принять 1-2 детей с травматическими повреждениями зубов;

  • выяснить жалобы и собрать анамнез;

  • провести обследование челюстно-лицевой области, полости рта и поврежденного зуба;

  • проанализировать данные дополнительных методов обследования (термопробы, ЭОД, рентгенография);

  • на основании полученных данных сформулировать диагноз;

  • составить план лечения;

  • оформить стоматологическую амбулаторную карту.

Самоконтроль усвоения темы: После изучения темы для контроля качества усвоения учебного материала предлагается решить следующие ситуационные задачи.

^ СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Задача 1. Ребенку 4 года. Жалуется на боль при откусывании и пережевывании пищи. Со слов мамы, вчера упал и ударился лицом. Потери сознания не было. Объективно: ребенок активен. В полости рта: имеется удлинение коронки 5.1 относительно зубов 5.2, 6.1, 6.2. Подвижность зуба 5.1 II степени, зуб в цвете не изменен, перкуссия 5.1 болезненная, десна в области зуба 5.1 гиперемирована. На рентгенограмме корни 5.1, 6.1 сформированы. Имеется расширение периодонтальной щели в области верхушки корня 5.1. Сформулируйте диагноз. Составьте план лечения.

Задача 2. Родители привели ребенка 2 лет, который несколько часов назад получил травму зуба 6.1, упав с качелей. Сознание не терял, тошноты, рвоты не было.

Объективно: отек мягких тканей верхней губы. На красной кайме верхней губы ссадина, на слизистой верхней губы геморрагии. Коронка зуба 6.1 отсутствует, в лунке кровяной сгусток.

Какие виды травмы возможны? Какие дополнительные методы исследования необходимы для постановки окончательного диагноза? Составьте план лечения.

Задача 3. Ребенку 1,2 месяца. Со слов мамы ребенок упал и ударился лицом 1 час назад, центральные зубы стали короче рядом стоящих зубов.

Объективно: отек верхней губы, на коже подбородка ссадина. Коронки зубов 5.1, 6.1 короче коронок зубов 5.2, 6.2. Сформулируйте диагноз. Составьте план лечения.

Задача 4. Ребенку 1год 8 месяцев, несколько часов назад упал со стула, сознание не терял, тошноты, рвоты не было.

Объективно: лицо симметричное. В полости рта: в зубах 71, 81 отсутствуют медиальные углы коронок, дефект коронок в пределах эмали. Сформулируйте диагноз. Составьте план лечения.

Задача 5. Отец привел мальчика 8 лет, который сломал зуб 1.1 в школе на уроке физкультуры. Ребенок жалуется на боль при прикосновении к зубу.

Объективно: коронка зуба 1.1 отломана на 1/2, линия перелома проходит горизонтально через полость зуба. Пульпа обнажена, красная, резко болезненная при зондировании. Перкуссия зуба болезненная.

Сформулируйте диагноз. Какие факторы будут влиять на выбор метода лечения зуба 1.1? Критерии эффективности проводимого лечения?

Задача 6. Ребенку 9 лет. Со слов мамы, 2 дня назад во время игры в футбол получил травму передних зубов. Жалобы на косметический дефект, кратковременную боль от температурных и механических раздражителей в зубе 1.1.

Объективно: отек верхней губы, на коже верхней губы ссадина, покрытая геморрагической корочкой, на коже подбородка гематома. В полости рта: имеется скол эмали коронки зуба 2.1; отсутствует 1/4 коронки зуба 1.1. Перкуссия зубов 2.1 и 1.1 слабо болезненная. Отмечается болезненность при зондировании линии перелома в зубе 1.1.

Какие дополнительные методы исследования необходимо провести? Сформулируйте диагноз. Составьте план лечения.

Задача 7. Ребенку 13 лет. Обратился с жалобами на болезненное откусывание пищи и боль при дотрагивании до зубов. Вчера на уроке физкультуры получил травму зубов 1.2,1.1.

Объективно: лицо симметричное. В полости рта: коронки зубов 1.2 и 1.1 без видимых изменений, перкуссия зубов 1.1,1.2 болезненна. Коронка зуба 1.1 подвижна. Слизистая оболочка десны в области зубов 1.1 и 1.2 не изменена. На рентгенограмме: в средней трети корня зуба 1.1 горизонтальная линия просветления. ЭОД зуба 1.1-30 мка, зуба 1.2 – 15 мка.

Сформулируйте диагноз, составьте план лечения и наблюдения.

Задача 8. Ребенку 7 лет. Привела мама. Жалобы на изменение цвета коронки зуба 1.1. Со слов мамы: около 6 месяцев назад во время игры в хоккей ребенок получил травму зуба, произошел отлом коронки. К врачу не обращались, т.к. ребенок боится лечить зубы. В первые дни после травмы беспокоили боли от механических и термических раздражителей, которые вскоре прошли. Мама отмечает потемнение оставшейся части коронки.

Объективно: коронка зуба 1.1 серого цвета. Косой перелом коронки зуба 1.1 на уровне ½ ее длины, полость зуба вскрыта в одной точке, зондирование пульпы безболезненное. Перкуссия зуба 1.1 безболезненная. Слизистая десны в области зуба 1.1 не изменена. Какие дополнительные методы исследования необходимы? Сформулируйте диагноз, составьте план лечения.
^

Литература

Основная


  1. Лекционный материал

  2. Травматические повреждения зубов у детей:учеб.-метод. пособие /Т.Н. Терехова, Е.И. Мельникова, О.В. Минченя, М.Л. Боровая. – Минск: БГМУ, 2011.

Дополнительная


  1. Коэн С., Бернс Р. Эндодонтия / Пер. с анг. Под ред. проф. А.М.Соловьева, 8-е изд. Перераб. и дополненное.- «STBOOK», 2007 - С. 622-652.

  2. Н.М.Чупрынина и соавт. Травма зубов. М.: Медицина. 1993 - с.160

  3. Ebeleseder K. A. Диагностика травмы зубов. Первичное обследование и типы повреждений / K. A. Ebeleseder, K. Glockner // Квинтэссенция. 2000. №3. С. 12-15.

  4. Hülsmann M. Диагностика и лечение поперечных переломов корня // Квинтэссенция. – 2000. - №3. – С.21 – 36.

  5. T. von Arx. Травматология молочных зубов. Клинические, диагностические и терапевтические аспекты // Квинтэссенция. – 2000. - №3. – С.53 – 64.

  6. Ebeleseder K.А. Последствия травмы зубов / K.A. Ebeleseder, K. Glockner. // Квинтэссенция. 2000. №3. С. 66-68.

  7. Weiger R., Kalwitzki M., Löst C. Вывихнутый зуб: Квинтэссенция. ─ 2000. ─ № 3. ─ С.39-51.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Задачи занятия Врезультате освоения теоретической части занятия студент должен знать : классификацию травматических повреждений зубов; этиологию травмы зубов у детей iconЗадачи занятия Врезультате освоения теоретической части данной темы студент должен знать : показания

Задачи занятия Врезультате освоения теоретической части занятия студент должен знать : классификацию травматических повреждений зубов; этиологию травмы зубов у детей iconЗадачи занятия: Врезультате теоретического освоения темы данного занятия студент должен знать : Особенности

Задачи занятия Врезультате освоения теоретической части занятия студент должен знать : классификацию травматических повреждений зубов; этиологию травмы зубов у детей iconЗадачи занятия Врезультате освоения теоретической части данной темы студент должен знать : Особенности
Тема: Кариес временных и постоянных зубов с незавершенным формированием корней. Закономерности клинического...
Задачи занятия Врезультате освоения теоретической части занятия студент должен знать : классификацию травматических повреждений зубов; этиологию травмы зубов у детей iconЗадачи занятия: Врезультате теоретического изучения данной темы студент должен знать
Тема: переломы костей лицевого скелета у детей. Особенности клиники, диагностики и лечения в условиях...
Задачи занятия Врезультате освоения теоретической части занятия студент должен знать : классификацию травматических повреждений зубов; этиологию травмы зубов у детей iconЗадачи занятий: После изучения темы студент должен знать: Цели и задачи при лечении периодонтитов

Задачи занятия Врезультате освоения теоретической части занятия студент должен знать : классификацию травматических повреждений зубов; этиологию травмы зубов у детей iconЗадачи занятий: После изучения темы студент должен знать: Цели и задачи при лечении периодонтитов

Задачи занятия Врезультате освоения теоретической части занятия студент должен знать : классификацию травматических повреждений зубов; этиологию травмы зубов у детей iconЗадачи занятия: дать краткое представление о физиологии зубов, дать краткое представление о самом
Цель занятия – через предоставление родителям информации о факторах, влияющих на состояние зубов...
Задачи занятия Врезультате освоения теоретической части занятия студент должен знать : классификацию травматических повреждений зубов; этиологию травмы зубов у детей iconВесь курс предусматривает 36 занятий, из них 23 занятия помещены в первой части пособия и 13 во второй.

Задачи занятия Врезультате освоения теоретической части занятия студент должен знать : классификацию травматических повреждений зубов; этиологию травмы зубов у детей iconЗадачи задания: для решения поставленной цели практического занятия необходимо усвоить: Классификацию

Задачи занятия Врезультате освоения теоретической части занятия студент должен знать : классификацию травматических повреждений зубов; этиологию травмы зубов у детей iconЗадачи занятия студент должен иметь представление  Очастоте и месте данной патологии в структуре

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина