Повреждения зубов. Особенности клинических проявлений и диагностики дифференциальная диагностика. План лечения. Техника выполнения. Осложнения, возникающие после травмы временных зубов. Профилактика. Диспансеризация icon

Повреждения зубов. Особенности клинических проявлений и диагностики дифференциальная диагностика. План лечения. Техника выполнения. Осложнения, возникающие после травмы временных зубов. Профилактика. Диспансеризация





Скачать 210.83 Kb.
Название Повреждения зубов. Особенности клинических проявлений и диагностики дифференциальная диагностика. План лечения. Техника выполнения. Осложнения, возникающие после травмы временных зубов. Профилактика. Диспансеризация
Дата 09.02.2013
Размер 210.83 Kb.
Тип Документы
Тема: Повреждения зубов. Особенности клинических проявлений и диагностики. дифференциальная диагностика. План лечения. Техника выполнения. Осложнения, возникающие после травмы временных зубов. Профилактика. Диспансеризация.

Общее время занятия: 7 часов.

Мотивационная характеристика темы: Острая травма зубов - достаточно широко распространенная патология челюстно-лицевой области, но наиболее часто встречается у детей.

Литературные данные и опыт работы сотрудников нашей клиники свидетельствуют о значительном количестве разнообразных ошибок, допускаемых врачами на этапах диагностики травматических повреждений зубов, выбора методов лечения и их проведения у детей. Следствием этого являются многообразные осложнения, трудно поддающиеся лечению, а иногда и вовсе неустранимые.

Между тем следует отметить, что при точной диагностике, своевременно проведенном и правильно выбранном методе лечения можно значительно снизить количество осложнений, поэтому исключительно важно для практикующего врача знать этиологию, клинические проявления, методы диагностики и лечения травматических повреждений зубов у детей.

Цель: Научиться диагностировать травматические повреждения твердых тканей у детей, правильно выбирать оптимальные методы лечения и осуществлять диспансерное наблюдение.
^

Задачи занятия


В результате освоения теоретической части данной темы студент должен знать:

  1. Особенности обследования ребенка с острой травмой зубов.

  2. Клиническую картину при травмах зубов у детей

  3. Осложнения, возникающие после травмы временных зубов

  4. Профилактика травм зубов и диспансеризация детей с травматическими повреждениями зубов.

  5. Методы лечения травматических повреждений зубов у детей.

После выполнения практической части занятия студент должен уметь:

  1. Собрать жалобы и анамнез у ребенка и его родителей при травматических повреждениях зубов.

  2. Тщательно и полно провести клиническое обследование, используя основные и дополнительные метолы диагностики травматических повреждений зубов

  3. Сформулировать диагноз

  4. Правильно выбрать тактику ведения больного в зависимости от вида травмы, возраста ребенка и определить показания к:

  • реставрации зуба

  • пульпотерапии

  • пульпотомии

  • эндодонтическому лечению

  • ремтерапии

Требования к исходному уровню знаний: Для полного усвоения темы студенту необходимо повторить:

  • Из анатомии - анатомию временных и постоянных зубов;

  • Стоматологии детского возраста - возрастные особенности пульпы и периодонта у детей, сроки формирования и резорбции корней временных зубов, сроки формирования корней постоянных зубов.

  • Хирургической стоматологии - классификацию, клинику, диагностику, методы исследования и лечение острых травм зубов у взрослых;

  • Ортопедической стоматологии - клинические показания к ортопедическим методам лечения при поврежденных зубах и обоснования к выбору конструкции протезов;

  • Из ортодонтии - особенности и методы протезирования зубов в детском возрасте.
^

Контрольные вопросы из смежных дисциплин


  1. Назовите стадии развития постоянных и временных зубов

    • стадия внутриутробного развития

    • стадия внутричелюстного развития

    • стадия раструба

    • стадия параллельных стенок

    • стадия незакрытой верхушки

    • стадия закрытой верхушки

    • стадия минерализации

    • стадия прорезывания

    • стадия резорбции




  2. Назовите типы физиологической резорбции корней временных зубов

    • замедленная

    • ускоренная

    • равномерная

    • неравномерная

    • в области фуркации

    • физиологическая

    • патологическая




  3. Назовите стадию развития зуба соответствующую возрасту ребенка

  • 16, 55, 61 - 6 лет

  • 46, 73, 34 - 8 лет

  • 84, 52, 75 - 4 года

  • 11, 21 - 7 лет

  • 17, 36, 25 - 12 лет

4. Назовите оптимальный метод лечения хронического пульпита 11 зуба, если ребенку:

  • 8 лет

  • 12 лет.

  1. Назовите оптимальный метод лечения 21 зуба при случайном вскрытии полости зуба

  • витальная экстирпация

  • девитальная экстирпация

  • непрямая пульпотерапия

  • прямая пульпотерапия

  • витальная ампутация

  • девитальная ампутация

Контрольные вопросы по теме занятия

  1. Особенности обследования детей с повреждениями зубов.

  2. Ушиб зуба. Клиника. Диагностика, дифференциальная диагностика. Методы лечения в зависимости от возраста. Возможные осложнения, исход лечения

  3. Перелом коронки зуба. Клинические проявления в зависимости и соотношения линии перелома и полости зуба. Диагностика. Методы лечения переломов коронки в зависимости от возраста ребенка. Возможные осложнения, исход лечения.

  4. Вывих зуба. Клинические проявления. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Методы лечения в зависимости от возраста. Возможные осложнения.

  5. Перелом корня. Клиника. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Методы лечения. Осложнения.

  6. Этапы реабилитации детей с травмой зубов
^

Учебный материал


По данным литературы каждый 3-4-й ребенок в той или иной степени подвержен острой травме зубов. Травма зубов у детей - 2- я после кариеса причина их потери. В связи с этим диагностика, лечение и профилактика осложнений травм зубов у детей является актуальной проблемой. Качество оказания квалифицированной медицинской помощи данному контингенту больных зависит от знаний врачом особенностей диагностики и лечения многообразных форм травмы зубов.

Во временном прикусе острая травма зубов чаще всего встречается у детей в 2,5-3 лет, что объясняется любознательностью малыша в сочетании с отсутствием охранительных и неустойчивостью нервно-мышечных рефлексов. В смешанном и постоянном прикусе пик травматизма приходится на 8-9 лет. Связано это, вероятно, с началом занятий активными видами спорта, отсутствием должного контроля за поведением детей со стороны взрослых, становлением ребенка в коллективе. Наиболее распространенная причина травмы зубов - падение.

60% травмы происходит в осенне-зимний период. Мальчики подвержены острой травме зубов в 2 раза чаще, чем девочки. В 67% случаев острая травма зубов происходит у детей с нарушениями прикуса. Следовательно, лечение аномалий прикуса ребенка в свою очередь является профилактикой травмы зубов. Превалирует травма передней группы зубов, где соотношение числа травмированных верхних резцов к нижним составляет 3:1. Травма моляров и премоляров редка и, как правило, сочетается с переломами челюстных костей. Около 3% от всех видов острой травмы зубов составляют комбинированные травмы, чаще всего сочетаются неполный вывих зуба и перелом коронки.

Классификация травм постоянных зубов (воз).

  • Класс 1. Ушиб зуба с незначительными структурными изменениями.

  • Класс 2. Неосложненный перелом коронки зуба.

  • Класс 3. Осложненный перелом коронки зуба.

  • Класс 4. Полный перелом коронки зуба.

  • Класс 5 . Коронко-корневой продольный перелом.

  • Класс 6. Перелом корня зуба.

  • Класс 7. Вывих зуба (неполный).

  • Класс 8. Полный вывих зуба.

Классификация острой травмы зубов у детей, разработанная на кафедре стоматологии детского возраста ММСИ. им Семашко:

  1. Ушиб зуба (без повреждения или с повреждением сосудисто-нервного пучка).

  2. Вывих зуба:

  • неполный (без повреждения или с повреждением сосудисто-нервного пучка).

  • внедренный (без повреждения и с повреждением сосудисто-нервного пучка).

  • полный.

  1. Перелом:

  • коронки зуба: а) в зоне эмали, б) в зоне эмали и дентина без вскрытия или со вскрытием полости зуба;

  • шейки зуба: а) выше дна зубодесневой бороздки, б) ниже дна зубодесневой бороздки, корня;

  • корня зуба с разрывом или без разрыва пульпы, без смещения или со смещением отломков (поперечный, косой, продольный, оскольчатый в: а) пришеечной части, б) средней части, в) в верхушечной части).

  1. Комбинированный вид травмы.

  2. Травма зачатка зуба.
^

Методы обследования при травматических повреждениях зубов


Метод

Цель использования

анамнез

  • выяснение жалоб пациента, получение сведений о том, когда произошла травма и при каких обстоятельствах, была ли резкая боль, обращался ли пациент за помощью, куда, когда (самостоятельно или в сопровождении), и какая именно помощь была оказана;

  • в случае нанесения удара выяснить кто, в какое время, чем и как именно нанес удар (для заполнения страховых документов и, в некоторых случаях, для следственных органов);

  • выяснить была ли потеря сознания, головокружение, рвота, была ли загрязнена рана почвой, не попал ли отломок зуба в дыхательные пути.

осмотр

  • визуальная оценка челюстно-лицевой области, и состояния повреждения зуба, уровня и направления линии перелома, смещения зубов в зубном ряду, изменения цвета коронки зубов, наличие или отсутствие зуба в лунке, нарушения окклюзии и повреждения окружающих мягких тканей

пальпа-ция

  • определение подвижности зуба или его части, наличие болезненности, припухлости, выбухания и любых изменений конфигурации или податливости тканей.

вертикаль-ная и гори-зонтальная перкуссии

  • определение повреждения тканей периодонта;

  • определение исхода лечения в положительную или отрицательную сторону;

  • определения начинают с заведомо здорового зуба, затем рядом стоящих зубов и в заключение травмированного зуба

звуковая перкуссия

  • при отеке периодонта, разрыве сосудисто-нервного пучка, кровоизлиянии за верхушкой корня зуба, звук при перкуссии может переходить от ясного к тупому.

термоме-трия (разогретая гуттаперча, сухой лед и т.д.)

  • определение жизнеспособности пульпы реакцией на температурные раздражители и их смену поврежденных и соседних зубов

Рентгено-графия (дентальная в различных проекциях)


(челюстных костей)


(грудной клетки)

  • определение стадии формирования корней, расположения и состояния зачатков зубов и ростковой зоны;

  • при вывихе и смещении зуба ─ расширение периодонтальной щели у верхушки, деформация периодонтальной щели, наличие вколоченного зуба и его положение (при вколоченном вывихе), отсутствие зуба (при полном вывихе); наличие или отсутствие перелома корня.

  • при переломе ─ наличие и направление линии перелома, отношение линии перелома к полости зуба (при переломе коронки зуба);

  • при вывихе и переломе корня зуба ─ наличие или отсутствие перелома кортикальной пластинки альвеолы и альвеолярного отростка;

  • наличие инородных тел;

  • состояние периапикальных и периодонтальных тканей в динамике;

  • определение сохранения жизнеспособности пульпы: удлинение корня, утолщение его стенок, уменьшение ширины канала и апикального отверстия.

  • беспокойное поведение ребенка во время обследования затрудняет выполнение качественных рентгеновских снимков, особенно если для этого требуется специальная укладка больного. Значительные трудности возникают и при трактовке данных рентгенологического обследования детей младшего возраста. Это связано с тем, что тонкие и не до конца обызвествленные кости лицевого скелета дают слабую тень, на которую наслаивается интенсивная тень зубов и зубных зачатков;

  • при подозрении на попадание зуба или его части в дыхательные пути.

ЭОД

  • определение чувствительности и жизнеспособности пульпы в динамике;

  • диагностическую ценность имеет не абсолютные показатели ЭОД, а их изменения в процессе наблюдения;

  • у детей до 3-х лет, а нередко и более старших, проведение ЭОД затруднительно или невозможно;

  • из-за ушиба, сдавления, разрыва сосудистого пучка сразу после травмы чувствительность пульпы поврежденного и соседних зубов может быть снижена;




  • если сосудисто-нервный пучок сохраняет свою целостность и жизнеспособность, то чувствительность пульпы восстанавливается;

  • иногда сразу после травмы чувствительность зубов может быть в пределах нормы, а в дальнейшем снижаться из-за гибели сосудисто-нервного пучка;

  • при трактовке данных ЭОД у детей необходимо, чтобы тестируемый зуб и зуб, с которым сравниваются результаты, были на одной стадии развития или инволюции корней.

Трансил-люмина-ционный метод

  • регистрация визуально неопределяемых незначительных нарушений в структуре твердых тканей зуба ─ трещины, изменение цвета зуба.


Ушиб зуба (во временном прикусе встречается в 2,5%, в постоянном ─ 1,5% случаев). Пациент жалуется на болезненность при надавливании на зуб, откусывании и пережевывании пищи. Из-за посттравматического отека ткани периодонта иногда травмированный зуб кажется выше других. При визуальном осмотре коронки и окружающих тканей изменений не выявляется. При гибели пульпы визуально может наблюдаться изменения цвета коронки.

При перкуссии и пальпации определяется незначительная болезненность и подвижность зуба (1-ой степени). Показатели ЭОД могут быть снижены, рентгенологическая картина - в пределах возрастной нормы.

Лечение ушибов временных и постоянных зубов предполагает создание покоя сроком на 3-4 недели, путем исключения из рациона питания твердой пищи, сошлифовывания режущего края временного зуба-антагониста или временного разобщения прикуса (каппа, разобщающая пластинка и др.). Диспансерное наблюдение осуществляют в течение 1 и 1,5 месяца каждые 7-10 дней и затем в течение года 3-4 раза, а при травме постоянных зубов с несформированными корнями – каждые 6 месяцев до окончания формирования корней.

В случае гибели пульпы необходимо провести эндодонтическое лечение в соответствии с возрастом ребенка и степенью сформированности корней зуба. В постоянных зубах с несформированными корнями при некрозе пульпы и сохранения зоны роста проводят мероприятия обеспечивающие апексогенез, а при гибели зоны роста ─ апексификацию.

Вывих зуба (в 58% подвержены временные и в 18,3% постоянные зубы).

Неполный вывих зуба. Пациенты жалуются на боль при откусывании и пережевывании пищи, подвижность и смещение зуба, кровоточивость окружающей зуб слизистой оболочки. Клинически определяется смещение зуба в оральном, вестибулярном и др. направлениях, иногда подвижность зуба и болезненность при перкуссии. Рентгенологически чаще всего определяется расширение периодонтальной щели и некоторое «укорочение» корня зуба, если он смещен орально или вестибулярно. Лечение при неполном вывихе постоянных зубов с несформированными корнями заключается в репозиции поврежденного зуба под анестезией, шинировании и последующем наблюдении. Для шинирования используется лигатурное связывание зубов, шина-скоба, шина-каппа, назубно-десневые шины, а в последнее время проволочно-композиционные шины (с помощью композита производят фиксацию к зубам проволочных дуг или др. шинирующих конструкций). Иммобилизация вывихнутых зубов осуществляется обычно в течение 4 недель, а иногда, при наличии показаний, и дольше ─ до 6 недель.

Электровозбудимость пульпы (ЭОД) определяют через 2-3 дня после репозиции и фиксации зуба и далее, в динамике (1 раз в неделю), в течение 3-4 недель, а при наличии показаний ─ в течение нескольких месяцев. Если при повторных визитах подтверждается некроз пульпы, проводят эндодонтическое лечение.

Во временном прикусе вывихнутые зубы с резорбирующимися корнями или осложненным кариесом подлежат удалению. С учетом больших трудностей, возникающих при репозиции и фиксации временных зубов с несформированными корнями (у детей до 2,5 лет), на практике они так же часто подлежат удалению, особенно при развитии воспалительного процесса. Неполные вывихи временных интактных зубов со сформированными корнями лечат так же, как и вывихи постоянных зубов.

Полный вывих зуба (травматическая экстракция) происходит в результате сильного удара, который приводит к полной потере связи зуба с лункой. Зуб выпадает из лунки или удерживается в ней только тканями десны. Чаще страдают фронтальные зубы верхней челюсти, в 10,6% ─ временные и в 6,9% ─ постоянные. При осмотре в зубном ряду зуб отсутствует, лунка зуба кровоточит или заполнена сгустком крови.

Лечение полных вывихов зубов осуществляют одномоментной или отсроченной реплантацией и последующим шинированием. Временные зубы и постоянные зубы со сломанными корнями реплантации не подлежат. Реплантация противопоказана при разрушении лунки зуба или развитии в ней острого воспалительного процесса. Отсроченная реплантация затруднена и малоперспективна через 3-4 недели после травмы.

^ Подготовка зуба к реплантации.

До прибытия в поликлинику, зуб, возможно, держать за щекой (если зуб грязный, то, удерживая за коронку промыть водой, не скоблить), а если существует угроза заглатывания ─ в молоке, воде, физиологическом растворе или обернуть влажной салфеткой.

Если с момента травмы постоянного зуба с несформированными корнем прошло не более 2 часов, пульпу зуба не удаляют, если более 2 часов, то после реплантации в течение недели проводят эндодонтическое лечение.

Постоянные зубы со сформированными корнями трепанируют и пломбируют. Постоянные зубы с несформированными корнями при необходимости могут быть запломбированы через широкое апикальное отверстие без трепанации коронки зуба. Если по каким-либо причинам одномоментная реплантация зуба невозможна, то подготовленный зуб хранится в холодильнике в физрастворе или же в морозильной камере до операции отсроченной реплантации зуба (до 2 недель).

^ Внедренный вывих составляет 21,9% травмы временных зубов и 3,5% травмы постоянных зубов. При этом виде вывиха происходит полное или частичное погружение зуба в губчатое вещество костной ткани челюсти с частичным или полным разрывом периодонтальных волокон, нарушением кортикальной пластинки лунки зуба.

Жалобы предъявляются на то, что после травмы зуб стал короче или вообще не виден. Клинически определяется уменьшение высоты видимой части коронки зуба. Зуб устойчив, перкуссия его слабо болезненна. Иногда коронка полностью погружена в лунку зуба и клинически не видна, наблюдается луночковое кровотечение и разрывы слизистой десны. На рентгенограмме при вколоченном вывихе определяется зуб, внедренный в костную ткань; периодонтальная щель не просматривается. При травме временных зубов может нарушаться целостность кортикальной пластинки фолликулов постоянных зубов. Подлежат удалению:

  1. временные зубы с резорбирующимися или сформированными корнями, с осложненным кариесом;

  2. при вывихе зуба из лунки в толщу челюсти или мягкие ткани;

  3. при травме зачатка постоянного зуба;

  4. при нарастании местного воспалительного процесса после травмы.

По отношению к временным и постоянным зубам с несформированными корнями необходимо применить выжидательную тактику, т.к. возможно самостоятельное прорезывание травмированного зуба, которое в большинстве случаев происходит в течение 9-12 месяцев. Ряд авторов при вколоченном вывихе постоянного зуба с несформированными корнями предлагают провести одномоментную репозицию зуба с последующим шинированием и проведением лечения, как при неполном вывихе.

Постоянные зубы с сформированными корнями подлежат репозиции, шинированию, при необходимости эндодонтическому лечению и обязательному диспансерному наблюдению под контролем ЭОД.

Перелом коронки зуба является частым видом травмы зубов и встречается в постоянных зубах у 67,8%, а во временных ─ в 6,5% случаев от общего числа травматических повреждений твердых тканей зубов.

^ При переломе коронки зуба в зоне эмали больные в основном жалуются на косметический дефект. В некоторых случаях острые края эмали травмируют слизистую оболочку полости рта. Подвижность зуба и рентгенологические изменения отсутствуют. Лечение заключается в сошлифовывании острых краев дефекта коронки как временных, так и постоянных зубов. Сошлифовывание проводят щадяще, с охлаждением, в несколько посещений с последующим полированием и покрытием зубов фторсодержащими препаратами. Методом выбора является восстановление анатомической формы коронки постоянного зуба композиционным материалом. Диспансерное наблюдение предполагает контроль жизнеспособности пульпы через 1-2 недели─1-3 месяца и до окончательного формирования корней несформированного постоянного зуба.

^ При переломе коронки зуба в зоне эмали и дентина без вскрытия полости зуба пациенты жалуются на кратковременную боль от термических и механических раздражителей. Объективно отмечается дефект части коронки, а также болезненность при зондировании области линии перелома. ЭОД проводится в динамике, начиная с 2-3 суток после травмы 1 раз в неделю в течение 4 недель, а иногда и нескольких месяцев после травмы. Если появляются признаки гибели пульпы, зуб трепанируют и проводят эндодонтическое лечение по показаниям. Рентгенограмма позволяет исключить перелом корня, альвеолярного отростка, определить взаимное расположение линии перелома коронки и полости зуба, степень сформированности корней.

Лечение заключается в закрытии линии перелома кальцийсодержащей пастой для непрямого покрытия пульпы и ортодонтической коронкой или колпачком. Постоянное восстановление формы коронки постоянного сформированного зуба проводят не ранее, чем через 6-8 недель. За жизнеспособностью пульпы следят в динамике до полного формирования корней. Если пульпа погибает, то зуб трепанируют и пломбируют.

^ При переломе коронки зуба в пределах эмали и дентина со вскрытием полости зуба пациентов беспокоят боли от механических и термических раздражителей. При осмотре видна пульпа, открытая в одной точке или на большем участке; резко болезненная при прикосновении.

Если с момента травмы прошло не более 3-4 часов и вскрытие пульпы минимально (до 1 мм в диаметре), то проводят метод прямой пульпотерапии с использованием кальцийсодержащих препаратов для прямого покрытия с последующим покрытием зуба ортодонтической коронкой или композитом. Если с момента травмы прошел большой промежуток времени или вскрытие пульпы значительны, то используют метод пульпотомии в постоянных зубах с несформированными корнями или метод пульпэктомии в постоянных зубах со сформированными корнями. При некрозе пульпы проводят метод апексификации (подробно показания, техника и т.д. указанных методов во временных и постоянных зубах с несформированными корнями см. лекции и метод. рекомендации 7-8 семестров).

^ Полный перелом коронки зуба чаще встречается в постоянном прикусе в зубах с полностью сформированной верхушкой корня. Диагностируется клинико-рентгенологически. Рентгенография позволяет оценить состояние корня зуба и исключить его перелом. Если возможно использование корня для ортодонтического лечения, то проводят эндодонтическое лечение, если же нет, то корень удаляют.

Перелом корня зуба является довольно редкой формой переломов и встречается в 0,5% случаев во временных и в 21% случаев постоянных зубов. Перелом корня может быть в верхушечной, средней или коронковой третях корня, что определяется рентгенологически. Наиболее часто страдают постоянные зубы верхней челюсти особенно у детей старшего возраста. Чаще всего переломы корней резцов локализуются на границе средней и верхушечной частей корня. Пациенты жалуются на боль в зубе при накусывании. Перкуссия зуба болезненна, подвижность зуба зависит от локализации перелома ─ чем ближе перелом корня к шейки зуба, тем больше степень подвижности коронки зуба. Рентгенологическое обследование позволяет выявить нарушение целостности корня зуба, локализацию и направление линии перелома, наличие смещения и т.д. При подозрении на перелом корня следует повторить рентгенографию в нескольких проекциях через неделю после травмы, т.к. линия перелома определяется более четко. В ближайшие после травмы дни (особенно при поперечных переломах) из-за воспаленно-отечных окружающих зуб тканей фрагменты переломанного корня могут удерживаться и скрывать линию перелома.

Пульпа при переломах корня погибает не всегда. Тактика лечения переломов корней у детей зависит от принадлежности зуба к временному или постоянному прикусу, вида и локализации перелома, групповой принадлежности зуба, наличия или отсутствия смещения отломков, состояния пульпы зуба. Временные зубы при переломе корня подлежат удалению. При невозможности извлечения апикальной части зуба, ее оставляют в челюсти, т.к. в дальнейшем он либо резорбируется, либо выталкивается из альвеолы. При переломе корня постоянного зуба тактику лечения во многом определяет локализация линии перелома и жизнеспособность пульпы. Если пульпа зуба жизнеспособна, то необходимо шинирование зубов на 4-6-8 недель с последующим диспансерным наблюдением за ребенком в течение нескольких лет. Такая тактика чаще используется при переломах постоянных однокорневых зубов со сформированными или несформированными корнями и поперечной линией перелома без смещения. Если корень зуба несформирован и сохранена жизнеспособность пульпы зуба со временем возможно сращение отломков корня за счет репаративных процессов в пульпе. Иногда может наблюдаться кальцификация пульпы в зоне перелома и облитерация канала корня зуба. При поперечном переломе корня постоянного сформированного зуба ближе к его шейке, зуб трепанируют и пломбируют с использованием металлического штифта и 3-4-х недельного шинирования. Постоянные однокорневые зубы с продольными, косыми, оскольчатыми переломами корня, а также с поперечными переломами корня в средней и нижней трети со смещением, как правило, подлежат удалению (пульпа зуб обычно погибает, сопоставить смещенные отломки корня в правильном положении и фиксировать штифтом, обычно, не удается).

При поперечном переломе корня постоянного зуба в верхней трети если пульпа жизнеспособна, то создают покой зубу на 3-4 недели и наблюдают ребенка. Если пульпа зуба погибает, зуб трепанируют и пломбируют канал корня до линии перелома, а верхушку корня удаляют хирургическим путем в плановом порядке.

По данным литературы при травме челюстно-лицевой области осложнения встречаются в 7,9-20,5% случаев.

Развитие посттравматического воспаления может привести к потере зуба и развитию зубочелюстных аномалий. При отсутствии большого количества временных зубов на верхней челюсти возможно перемещение зачатков постоянных зубов даже при наличии съемных протезов. Чем моложе ребенок, тем значительнее перемещение.

Вследствие травмы могут быть нарушения прорезывания и смены зубов, которое выражается как в раннем, так и в позднем рассасывании корней временных зубов, а также в задержке или в раннем прорезывании постоянных. Возможно так же срастание корня зуба со стенкой альвеолы и последующее нарушение физиологического перемещения зубов. Травма зачатков постоянных зубов может привести к его гибели или развитию местной гипоплазии. Достаточно часто результатом травмы является образование одонтогенной кисты.
^

Задание для самостоятельной работы


  • студент должен принять 1-2 детей с травматическим повреждением зубов

  • собрать тщательно жалобы и анамнез

  • провести клиническое обследование полости рта (осмотр, пальпация, перкуссия, зондирование поврежденного зуба).

  • дополнительные методы обследования (термодиагностику ЭОД, R-графию, трансиллюминационный метод).

  • провести дифференциальную диагностику

На основании полученных данных студент должен:

  • сформулировать диагноз

  • составить план лечения ребенка в зависимости от вида травмы, степени сформированности корня зуба и состояния сосудисто-нервного пучка.

Под контролем преподавателя студент выполняет этапы лечения ребенка с ОТЗ:

  • оформляет амбулаторную карту
  • ^

    составляет план диспансерного наблюдения.


Самоконтроль усвоения темы: После изучения темы для контроля качества усвоения учебного материала предлагается решить следующие ситуационные задачи:

Задача 1. Ребенку 7 лет. Привела мама. Жалобы на изменение цвета коронки 11. Со слов мамы: около месяца назад во время игры в хоккей ребенок получил травму зуба, произошел отлом коронки. К врачу не обращались, т.к. ребенок боится лечить зубы. В первые дни после травмы беспокоили боли от механических и термических раздражителей, которые вскоре прошли. Последние дни мама отмечает потемнение оставшейся части коронки. Объективно: коронка 11 сероватого цвета. Имеется косой перелом коронки 11 на уровне 1/2. Пальпация и перкуссия 11безболезненны. Слизистая в области 11 не изменена. При зондировании - полость зуба 11 вскрыта в одной точке, вход в полость зуба безболезнен. Какие дополнительные методы исследования необходимы?

^ Сформулируйте диагноз, составьте план лечения.

Задача 2. Ребенку 4 года. Жалуется на боль при откусывании и пережевывании пищи. Со слов мамы, вчера упал и ударился лицом. Сознание не потерял. Объективно: ребенок активен. В полости рта: имеется удлинение коронки 51 относительно 52, 61, 62. 51 подвижен II степени, в цвете не изменен, перкуссия 51 болезненна, десна в области 51 гиперемирована. На рентгенограмме корни 51, 61 сформированы. Имеется расширение периодонтальной щели в области верхушки корня 51.

^ Сформулируйте диагноз. Составьте план лечения. Ваша тактика, если ребенку 6 лет.

Задача 3. Ребенку 9 лет. Со слов мамы, 2 дня назад во время игры на улице получил травму передних зубов. Сейчас беспокоит наличие косметического дефекта, кратковременная боль от температурных и механических раздражителей 11.

Объективно: внешний осмотр без особенностей. В полости рта: имеется скол эмали коронки 21 и отсутствие 1/4 коронки 11. Перкуссия 21 и 11 слабоболезненна. Отмечается болезненность при зондировании поверхности 11 в области перелома.

^ Какие дополнительные методы исследования Вы бы провели? Сформулируйте диагноз. Составьте план лечения.

Задача 4. Отец привел мальчика 8 лет, который сломал 11 зуб в школе на уроке физкультуры. Ребенок жалуется на боль при прикосновении к зубу.

Объективно: коронка 11 отломана на 1/2, линия перелома проходит горизонтально через полость зуба. Пульпа обнажена, красная, резко болезненная при зондировании. Перкуссия болезненна.

^ Сформулируйте диагноз. Какую тактику лечения предложите? По каким критериям можно оценить эффективность проведенного лечения?

Задача 5. Родители привели ребенка 2 лет, который несколько часов назад получил травму 61, упав с качелей. Сознание не терял.

Объективно: имеется отек мягких тканей верхней губы. На красной кайме верхней губы ссадина, на слизистой верхней губы геморрагии. Коронка 61 отсутствует. В лунке кровяной сгусток.

^ Какие виды травмы вы можете предположить? Какие дополнительные методы исследования Вам понадобятся для окончательного диагноза?

Задача 6. Ребенку 13 лет. Обратился с жалобой на болезненность при откусывании и пережевывании пищи, дотрагивании до зубов. Вчера на уроке физкультуры получил травму 12,11.

Объективно: внешний осмотр без особенностей. В полости рта: коронки 12,11 без видимых изменений, перкуссия 11,12 болезненна. 11 - подвижность 1 степени. Слизистая в области 11,12 не изменена. На рентгенограмме в обл. 12 патологических изменений не обнаружено, в срединной 1/3 корня 11 имеется линия просветления, пересекающая корень. ЭОД 11-30 МКА, 12-15МКА.

^ Сформулируйте диагноз, составьте план лечения и наблюдения.

Задача 7. Ребенку 1,2 месяца. Со слов мамы упал дома лицом вниз 1 час назад и зубы «скривились».

Объективно: на коже подбородка ссадина. Коронки 51, 61 короче коронок 52, 62. Адекватный ответ на перкуссию получить не удалось.

^ Сформулируйте диагноз. Составьте план лечения.

Задача 8. Ребенку 1год 8 мес, несколько часов назад упал со стула, сознание не терял.

Объективно: внешний осмотр без особенностей. В полости рта: коронки 71, 81 без видимых изменений, медиальные углы коронок 71, 81 отсутствуют, дентин не обнажен.

^ Сформулируйте диагноз. Составьте план лечения.

Литература


основная

  1. Лекционный материал

  2. Колесов А.А. Стоматология детского возраста. М., 1991 - с. 314-320

дополнительная


  1. Виноградов Т.Ф. Стоматология детского возраста. М., 1987 - с. 440-465

  2. Терехова Т.Н., Горбачева К.А. Травматические повреждения твердых тканей зубов у детей. Современная стоматология. 2006. ─ № 1. ─ С. 22-28.

  3. Н.М.Чупрынина и соавт. Травма зубов. М.: Медицина. 1993 - с.160

  4. Острая травма зубов у детей. Метод. рекомендации М., 1987

  5. Thomas von Arx, Or. Травматология молочных зубов. Клинические, диагностические и терапевтические аспекты. Квинтэссенция. ─ 2000. ─ № 3. ─ С.53-64.

  6. Michaer Hiilsmann, PD. Диагностика и лечение поперечных переломов корня. Квинтэссенция. ─ 2000. ─ № 3. ─ С.21-38.

  7. Ronald Weiger, OA PD Dr., Matthias Kalwitzki, Dr., Claus LÖst, Prof. Dr. Вывихнутый зуб: Квинтэссенция. ─ 2000. ─ № 3. ─ С.39-51.

  8. Kurt Alois Ebeleseder, Univ.- Doz. Dr., Kare Glockner, Univ. Doz. Dr., Kare Glocknev, Univ. – Doz. Dr. Диагностика травмы зубов. Первичное обследование и типы повреждений. Квинтэссенция. ─ 2000. ─ № 3. ─ С.11-19.



Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Повреждения зубов. Особенности клинических проявлений и диагностики дифференциальная диагностика. План лечения. Техника выполнения. Осложнения, возникающие после травмы временных зубов. Профилактика. Диспансеризация icon Задачи занятия Врезультате освоения теоретической части занятия студент должен знать : классификацию
Тема: Травматические повреждения зубов у детей. Клинические проявления, диагностика. Лечение травматических...
Повреждения зубов. Особенности клинических проявлений и диагностики дифференциальная диагностика. План лечения. Техника выполнения. Осложнения, возникающие после травмы временных зубов. Профилактика. Диспансеризация icon Лечение пульпита временных зубов. Показания к выбору метода. Планирование лечения, техника выполнения,

Повреждения зубов. Особенности клинических проявлений и диагностики дифференциальная диагностика. План лечения. Техника выполнения. Осложнения, возникающие после травмы временных зубов. Профилактика. Диспансеризация icon Лечение пульпита постоянных зубов с незаконченным формированием корней. Показания к выбору метода

Повреждения зубов. Особенности клинических проявлений и диагностики дифференциальная диагностика. План лечения. Техника выполнения. Осложнения, возникающие после травмы временных зубов. Профилактика. Диспансеризация icon Задачи занятий: После изучения темы студент должен знать: Цели и задачи при лечении периодонтитов

Повреждения зубов. Особенности клинических проявлений и диагностики дифференциальная диагностика. План лечения. Техника выполнения. Осложнения, возникающие после травмы временных зубов. Профилактика. Диспансеризация icon Задачи занятий: После изучения темы студент должен знать: Цели и задачи при лечении периодонтитов

Повреждения зубов. Особенности клинических проявлений и диагностики дифференциальная диагностика. План лечения. Техника выполнения. Осложнения, возникающие после травмы временных зубов. Профилактика. Диспансеризация icon Пульпит временных и постоянных зубов у детей. Закономерности клинического проявления и течения. Методы
Тема: Пульпит временных и постоянных зубов у детей. Закономерности клинического проявления и течения....
Повреждения зубов. Особенности клинических проявлений и диагностики дифференциальная диагностика. План лечения. Техника выполнения. Осложнения, возникающие после травмы временных зубов. Профилактика. Диспансеризация icon Лечение кариеса временных зубов. Особенности препарирования, медикаментозной обработки и выбора пломбировочного

Повреждения зубов. Особенности клинических проявлений и диагностики дифференциальная диагностика. План лечения. Техника выполнения. Осложнения, возникающие после травмы временных зубов. Профилактика. Диспансеризация icon Пульпит временных и постоянных зубов c несформированными корнями. Закономерности клинического проявления

Повреждения зубов. Особенности клинических проявлений и диагностики дифференциальная диагностика. План лечения. Техника выполнения. Осложнения, возникающие после травмы временных зубов. Профилактика. Диспансеризация icon Задачи занятия Врезультате освоения теоретической части данной темы студент должен знать : показания

Повреждения зубов. Особенности клинических проявлений и диагностики дифференциальная диагностика. План лечения. Техника выполнения. Осложнения, возникающие после травмы временных зубов. Профилактика. Диспансеризация icon Лечение апикального периодонтита постоянных зубов с незаконченным формированием корней. Показания

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы