|
Скачать 1.36 Mb.
|
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Арзамасский государственный педагогический институт им.А.П.Гайдара» кафедра мед.подготовки и БЖД АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА учебное пособие для студентов педагогического института издание второе (дополненное) ![]() г.Арзамас 2005 год УДК 612,6 (075,8) ББК 57,3 я73 А64 Печатается по решению редакционно-издательского совета Арзамасского государственного педагогического института им.А.П.Гайдара Рецензент Ю.И.ГОРШКОВ, профессор кафедры мед.подготовки и БЖД, доктор медицинских наук, заслуженный врач РФ. Рыбаков А.И. Пищаева М.В. Денисова С.В. Маслова В.Ю. Иванченко Ю.Н. ^ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА. Учебное пособие. – Арзамас: АГПИ, 2005 – 96 с. Данное учебное пособие предназначено для студентов очного и заочного обучения педагогического института. В учебном пособии представлены основные сведения по отдельным разделам анатомии и физиологии, учитывая возрастные особенности развивающегося детского организма. ВВЕДЕНИЕ Анатомия и физиология относятся к биологическим наукам, они являются основными дисциплинами при теоретической и практической подготовке биологов и медицинских работников. В то же время каждый грамотный человек хотя бы в общих чертах должен знать о строении и основных функциях своего тела, своего организма, отдельных его органов. Такого рода знания могут оказаться весьма полезными, если в непредвиденных обстоятельствах потребуется оказать экстренную помощь пострадавшему. Поэтому уже в школьные годы, наряду с биологией — наукой обо всем живом, изучаются анатомия и физиология человека как представителя животного мира, занимающего в нем особое место. Человек отличается от животных не только своим более совершенным строением, но и развитием мышления, наличием членораздельной речи, интеллектом, которые определяются комплексом социальных условий жизни, общественными взаимоотношениями, общественно-историческим опытом. Труд и социальная среда изменили биологические особенности человека. Таким образом, анатомия и физиология являются частью биологии, как и человек — частью животного мира. Анатомия — наука о строении и закономерностях развития строения организма. Физиология — наука о функциях всего организма и отдельных органов и систем органов и законах их развития. Так как строение организма и его функции взаимно обусловливают друг друга, физиология взаимосвязана с анатомией. При этом следует учесть, что решающее значение для формирования строения организма принадлежит его функциям. Изменения строения и функций организма, возникающие в процессе его развития, изучает возрастная анатомия и физиология. Педагогика органически связана с психологией. «Между ними существует несколько узлов связи. Главный из них - предмет этих наук, - утверждает П.И. Пидкасистый. - Психология изучает законы развития психики человека. Педагогика разрабатывает законы управления развитием личности. Воспитание, образование детей и взрослых есть не что иное, как целенаправленное изменение этой психики (мышления, деятельности)... Второй узел связи двух наук - показатели и критерии обученности и воспитанности личности. Степень продвинутости, знаний школьников регистрируется по изменениям памяти, запасов знаний, оперативными способностями использовать знания в практических целях, владению приемами примитивной деятельности, скорости воспроизведения знаний, владению терминологией, навыками переноса знаний в нестандартные ситуации, приемами предметной эвристики и многими другими показателями. Воспитанность же фиксируется в мотивированных поступках, навыках деятельности и суждений. Все это означает, что симптомами достижений в образовательно-воспитательной работе взрослых с детьми выступают сдвиги в психике, мышлении и поведении учащихся». Педагогика органически связана и с физиологией, которая «раскрывает картину материально-энергетического развития ребенка. Особенно важными для понимания механизмов управления физическим и психическим развитием школьника являются закономерности функционирования высшей нервной деятельности». Главные вопросы, которые должны возникать у родителей, педагогов и психологов в процессе воспитания и обучения ребенка дома, в детском саду или в школе, на консультативном приеме или индивидуальных занятиях, — это какой он, каковы его особенности, какой вариант занятий с ним будет наиболее эффективным. Ответить на эти вопросы совсем не просто, ибо для этого требуются глубокие знания о ребенке, закономерностях его развития, возрастных и индивидуальных особенностях. Эти знания чрезвычайно важны и для разработки психофизиологических основ организации учебной работы, выработки у ребенка механизмов адаптации, определения влияния на него инновационных технологий и т.п. Школьники должны иметь представление об основных возрастных особенностях своего организма, адекватно реагировать на определенные анатомо-физиологические изменения, наступающие в период полового созревания. Подросткам должны быть свойственны понимание и сознательное отношение к специфическим особенностям сверстников противоположного пола, способность учитывать и уважать эти особенности, организовывать свою совместную деятельность на основе взаимопонимания и взаимного уважения, оценивать свое душевное и физическое состояние, природу и характер происходящих в нем изменений, правильно к ним относиться. Целью данного учебного пособия является оказание помощи студентам очных и заочных отделений педагогического института в подготовке к экзаменам в межсессионный период в связи с недостаточным количеством необходимой литературы по данной дисциплине. В учебном пособии представлены основные сведения по отдельным разделам анатомии и физиологии, учитывая возрастные особенности развивающегося детского организма. В основу учебного пособия положен опыт учебно-методической работы преподавателей кафедры медицинской подготовки и БЖД Арзамасского педагогического института. Тема 1. ^ Учебные вопросы: 1. Строение клетки. 2. Виды тканей. 3. Физиологические и функциональные системы. 1.1. Строение клетки Среди живых организмов встречаются два типа организации клеток: - прокариотические (доядерные) клетки – бактерии, водоросли; - эукариотические (ядерные) клетки, присущие большинству растений и животным. Несмотря на четкие морфологические отличия, и прокариотические и эукариотические клетки имеют много общего, что позволяет отнести их к одной, клеточной, системе организации живого. Исходя из вышесказанного, клетке можно дать следующее общее определение. Клетка представляет собой упорядоченную систему биополимеров (белков, нуклеиновых кислот), составляющих ядро, цитоплазму, заключенных в клеточную оболочку (рис.1.1). Клетки в организме человека чрезвычайно разнообразны по форме. Они могут быть круглыми, овальными, веретеновидными, призматическими, звездчатыми. Своеобразная форма многих клеток обусловливается их функцией. Размеры клеток могут варьировать от нескольких микрометров, например малый лимфоцит, до 200 мкм – яйцеклетка. Несмотря на большое многообразие все эукариотические клетки имеют ряд общих структурных признаков и состоят из трех основных компонентов: ядра, цитоплазмы, клеточной оболочки. Цитоплазма образует внутреннюю среду клетки, снаружи она ограничена клеточной мембраной, в ней располагаются ядро и органеллы. Важнейшая роль цитоплазмы заключается в объединении всех внутриклеточных структур и в обеспечении химического взаимодействия их друг с другом. В цитоплазме осуществляется синтез белков, необходимых для жизнедеятельности и функций клетки. Она является основным вместилищем молекул АТФ и местом отложения запасных продуктов: гликогена, жировых капель. Клеточная оболочка построена из двух слоев молекул фосфолипидов, в которые погружены белковые молекулы. Клеточная оболочка покрывает клетку снаружи, отграничивает ее от внешней среды, обеспечивает транспорт различных веществ как внутрь клетки, так и из нее, функции рецепции и образования межклеточных контактов. Снаружи ее покрывает надмембранный слой – гликокаликс, образованный различными углеводами в виде длинных ветвящихся цепочек полисахаридов. Органеллами называют дифференцированные структуры цитоплазмы постоянно встречающиеся в клетках и выполняющие определенные жизненно важные функции. ^ подразделяется на две разновидности: гранулярную и гладкую. Обе они образованы цистернами и каналами. Эндоплазматическую сеть, к наружной поверхности которой прикреплены рибосомы, называют гранулярной эндоплазматической сетью, а лишенную рибосом – гладкой эндоплазматической сетью. Одной из основных функций эндоплазматической сети является транспорт веществ. Кроме того, для гранулярной характерен синтез белков, для гладкой - синтез и расщепление гликогена, липидов. ^ представлен в виде плотно лежащих плоских цистерн и расположенных по их периферии многочисленных мелких пузырьков. Аппарат Гольджи выполняет функцию накопления и химической перестройки продуктов, которые синтезирует эндоплазматическая сеть, участвует в процессах выведения готовых секретов за пределы клетки и является источником формирования клеточных лизосом. Лизосомы представляют собой шаровидные структуры. Наличие в лизосомах ферментов, расщепляющих различные сложные вещества, свидетельствует об участии их в процессах внутриклеточного переваривания. Митохондрии являются органеллами, имеющими 1) гладкую внешнюю мембрану и 2) внутреннюю мембрану с выростами в виде гребней (кристами). Полость митохондрии между кристами заполняет матрикс, имеющий тонкозернистое строение. В его состав входят молекулы ДНК и рибосомы. Основная функция митохондрий – окисление органических соединений и использование освобождающейся при этом энергии для синтеза молекул АТФ. Рибосомы – это элементарные аппараты синтеза белковых, полипептидных молекул. Они представляют собой гранулы, в состав которых входят белки и молекулы РНК. Работающая рибосома состоит из двух неравных субъединиц – большой и малой. Помимо одиночных рибосом имеются группы рибосом (полисомы). Рис.1.1. Ультрамикроскопическое строение клетки: 1 — плазматическая мембрана; 2 — пиноцитозные пузырьки; ^ 5,7 — эндоплазматическая сеть (а — мембраны эндоплазматической сети, б — рибосомы); 6 — ядро; 8 — ядерные поры; 9 — ядрышко; 10 — аппарат Гольджи; ^ 14 — три последовательные стадии фагоцитоза. ![]() Микротрубочки представляют собой длинные, прямые, неветвящиеся цилиндры, имеют сходный состав и состоят из белков тубулинов. Микротрубочки выполняют скелетную и двигательную функции. Располагаясь в цитоплазме, они стабилизируют форму клетки и создают систему упорядоченного движения клеточных компонентов. ^ состоит из центросомы и центросферы. По форме центросома является полым цилиндром, стенка которого построена из девяти триплетов (9х3) микротрубочек и соединяющих их структур. Лежащие под прямым углом друг к другу две центросомы (в интерфазной клетке) образуют диплосому. Диплосома окружена зоной более светлой цитоплазмы, так называемую центросферу. При подготовке к митотическому делению число центросом в клетке удваивается. Центросомы служат центрами формирования и роста микротрубочек веретена деления и микротрубочек аппаратов движения клетки – ресничек и жгутиков. Включения цитоплазмы – временные образования, являющиеся продуктом деятельности клетки, они появляются и исчезают в зависимости от функционального состояния клетки. Различают включения трофические, секреторные и пигментные. Трофические включения бывают белковыми, жировыми и углеводными. Они являются запасами питательных веществ, ассимилируемых клеткой. Секреторные включения являются продуктами деятельности железистых клеток, содержат биологически активные вещества, необходимые организму. Пигментные включения – это окрашенные вещества, которые, скапливаясь в клетке, обусловливают ее цвет. Они могут быть экзогенные (каротин, красители и др.) и эндогенные (гемоглобин, билирубин, меланин, липофусцин). Ядро является обязательным компонентом клетки, содержащим генетическую информацию и регулирующим белковый синтез. Генетическая информация заложена в молекулах ДНК. При делении клетки эта информация в равном количестве передается дочерним клеткам. Ядро неделящейся клетки чаще имеет сферическую или овоидную форму и состоит из хроматина, ядрышка, кариоплазмы и ядерной оболочки. В состав хроматина входит ДНК в комплексе с белком. В начальных фазах митотического деления весь хроматин конденсируется, образуя видимые хромосомы. У человека соматические клетки содержат 46 хромосом: 22 пары гомологичных хромосом и две половые хромосомы. У женщин они парные (ХХ – хромосомы), у мужчин – непарные (ХY– хромосомы). Ядрышко – это производное хромосомы. В настоящее время, известно, что ядрышко является местом образования рибосомальных РНК и рибосом, на которых происходит синтез белка. ^ состоит из внешней и внутренней ядерных мембран. В ядерной оболочке имеются поры с поровыми определенными химическими комплексами, обеспечивающие прохождение макромолекул в цитоплазму. ^ |