Рабочая программа учебной дисциплины биоэтика для специальности: медико-биологи кафедра: филосоии, биоэтики и права icon

Рабочая программа учебной дисциплины биоэтика для специальности: медико-биологи кафедра: филосоии, биоэтики и права





Скачать 313.23 Kb.
Название Рабочая программа учебной дисциплины биоэтика для специальности: медико-биологи кафедра: филосоии, биоэтики и права
Дата 12.02.2013
Размер 313.23 Kb.
Тип Рабочая программа
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ

И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе
Профессор

МАНДРИКОВ В.Б.

_________________________

«____» ____________200__г.


рабочая программа

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БИОЭТИКА


для специальности: медико-биологи

кафедра: филосоии, биоэтики и права

курс: III

семестр: V

форма обучения: очная


Рабочая программа дисциплины БИОЭТИКА федерального компонента цикла ГЭС ГОС ВПО составлена на основании Программы по биоэтике для студентов высших медицинских учебных заведений (Москва ГОУ ВУНМЦ, 2001)


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры Философии, биоэтики и права ВолГМУ, протокол № _______


«______» ________________ 200___г.

заведующий кафедрой ЗДН РФ, проф Н.Н. Седова _______________________


Рабочая программа утверждена межцикловой методической комиссией

ВолГМУ по гуманитарным дисциплинам.


«______» ________________ 200___г.


Председатель ___________________________________

ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

дисциплины БИОЭТИКА
^

С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ





Наименование дисциплин

Кафедра

^ Предложения об изменениях в материале

Заведующий кафедрой

Общая психология

Общей и клинической психологии




к.соц.н., доцент М.Е. Волчанский




Клиническая психология

Общей и клинической психологии




к.соц.н., доцент М.Е. Волчанский




Социология

Социальной работы




д.ф.н., профессор

В.М. Чижова




Политология

Социальной работы




д.ф.н., профессор

В.М. Чижова




Религиоведение

Социальной работы




д.ф.н., профессор

В.М. Чижова




История

Истории и культурологии




д.ф.н., профессор

И.А. Петрова




Культурология

Истории и культурологии




д.ф.н., профессор

И.А. Петрова




Этика

Социальной работы




д.ф.н., профессор

В.М. Чижова




Эстетика

Социальной работы




д.ф.н., профессор

В.М. Чижова




Философия

Философии, биоэтики и права




д.ф.н., д.ю.н., профессор Седова Н.Н.




Логика

Общей и клинической психологии




к.соц.н., доцент М.Е. Волчанский




Концепции современного естествознания

Социальной работы




д.ф.н., профессор

В.М. Чижова




Биоорганическая химия







д.х.н., профессор

Брель А.К.




Биология человека







д.м.н., профессор

Никитин С.А.




Генетика







д.м.н., профессор

Никитин С.А.




Физиология человека







д.м.н., профессор

Клаучек С.В.




Микробиология







д.м.н., профессор

Крамарь О.В.




Анатомия человека







д.м.н., профессор

Краюшкин А.А.




Биохимия







д.м.н., профессор

Островский О.А.




Физическая культура







д.пед.н., профессор

Мандриков В.Б.




^

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.



1.1. Биомедицинская этика – быстро развивающаяся область междисци­плинарных исследований. Проблемам биомедицинской этики посвящена деятельность крупных научных международных конференций и издается ряд специализированных журналов. Специализированные комитеты и комиссии по биомедицинской этике учреждены при национальных вра­чебных ассоциациях, а также при ряде международных организаций, та­ких как Совет Европы, ЮНЕСКО, ВОЗ, ВМА и т.д. В 1996 году Сове­том Европы была принята Конвенция «О правах человека и биомедици­не». С вступлением в силу Конвенции принципы и положения биоэтики приобретают силу закона в странах-членах Совета Европы, включая Рос­сию. Биомедицинская этика введена как обязательная медицинская дис­циплина в высших и средних медицинских учебных заведениях в боль­шинстве стран не только Северной Америки и Европы, но и Азии, Аф­рики и Латинской Америки. В решениях 4-ой конференции ВОЗ по про­блемам обучения биомедицинской этике (Женева, 1994 год) отмечено, что преподавание этой дисциплины должно быть не выборочным, но обя­зательным.

В 1976 году МЗ СССР была утверждена «Межкафедральная про­грамма по медицинской этике и деонтологии» для студентов высших ме­дицинских и фармацевтических учебных заведений, текстуально усовер­шенствованная в 1983 году. В «Межкафедральной программе» справедли­во предполагалось, что формирование морального сознания врачей и представителей других медицинских специальностей должно включать приобщение к нравственной традиции отечественной медицины, которое может быть осуществлено в период обучения на клинических кафедрах через непосредственную передачу морального опыта от учителей к уче­никам. Это положение остается верным и по сей день.

Существенным недостатком «Межкафедральной программы» явля­лось практически полное игнорирование ею научно-теоретического со­держания современной биомедицинской этики, концептуальный аппарат которой с начала 60-х годов получил развитие в трудах медиков, фило­софов, юристов, богословов и представителей других академических дис­циплин. Развитие биомедицинской этики было обусловлено революцион­ными достижениями в сфере высоких биомедицинских технологий, разработкой концепции «смерти мозга» в неврологии и реаниматологии, фундаментальными открытиями в трансплантологии, психофармакологии, в области экстракорпорального оплодотворения и переноса эмбриона, молекулярной биологии и медицинской генетики (генодиагностика и ге-нотерапия) и т.д. Значительное влияние на развитие биоэтики как спе­циализированной теоретической дисциплины оказали идеи экологичес­кого и правозащитного движения.

Биомедицинская этика представляет собой адекватный современным общественным условиям этически обоснованный ответ на острейшие моральные проблемы, поставленные прогрессом медицинской науки и биомедицинских технологий. Основополагающие положения биоэтики (такие, к примеру, как правило добровольного информированного согла­сия) составили теоретическое основание для сформировавшегося в по­следние десятилетия нового международно-признанного этического стан­дарта медицинской практики, нашедшего свое выражение в многочис­ленных документах международного права, национальных законода­тельствах (включая российское законодательство в области здравоохра­нения), этических кодексах и декларациях международных и националь­ных медицинских ассоциаций.

Отсутствие систематического образования отечественных врачей в области современной биомедицинской этики негативно сказывается на имидже российского врача в глазах международного медицинского сооб­щества, ставит их в невыгодное положение по отношению к более подго­товленным в данной области зарубежным коллегам (например, при раз­работке совместных программ научного сотрудничества), негативно ска­зывается на проблеме конвертируемости дипломов, выдаваемых выпуск­никам российских медицинских вузов, препятствует формированию но­вых отношений в отечественном здравоохранении, более адекватно отве­чающих современным политико-экономическим условиям.

Перечисленные выше обстоятельства обусловливают насущную не­обходимость изучения пропедевтического курса «Общей биомедицинской этики», который позволит отечественным студентам медикам приобщить­ся к основам современных этических знаний применительно к области своей будущей профессиональной деятельности. Одновременно препода­вание биомедицинской этики окажется важнейшим шагом реформы всей системы преподавания общественных дисциплин в медицинских вузах, выступив связующим звеном между современным арсеналом гуманитар­ных знаний и реальными острейшими проблемами медицинской науки и практики.

Необходимо отметить наличие определенного опыта работы в дан­ном направлении. При поддержке руководства ведущих медицинских ву­зов Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Красноярска, Самары, Волго­града и других городов с середины 90-х годов начато регулярное чтение элективных и обязательных курсов по биомедицинской этике. В чтении этих курсов задействованы представители разных специальностей - вра­чи, специалисты в области истории медицины, юристы, философы. Дан­ное обстоятельство выражает междисциплинарную специфику биомеди­цинской этики и полностью соответствует сложившейся международной практике преподавания дисциплины.

За последние годы в отечественной литературе появилось большое число публикаций ведущих отечественных медиков, философов, истори­ков медицины, богословов, юристов и преподавателей других специаль­ностей по проблемам современной биомедицинской этики.

Настоящая учебная программа «Биомедицинская этика. Общий курс» подготовлена рабочей группой под руководством академика РАМН, профессора Ю.М. Лопухина по инициативе Этического комитета МЗ РФ и Департамента образовательных медицинских учреждений и кадровой политики МЗ РФ.

Структура программы отражает традиции преподавания биомедицинской этики, сложившиеся в мировой и отечественной практике, а также соответствуют обычному плану изложения соответствующих оте­чественных и зарубежных учебников и учебных пособий. Включение некоторых конкретных тем в «Общий курс» оправдано традицией препо­давания и тем обстоятельством, что развитие концептуальных основ био­этики всегда было связано с обсуждением и разработкой морально обос­нованных подходов к решению некоторых специфических проблем ме­дицинской науки и практики. Именно моральные проблемы репродукции, генетики, трансплантологии, ухода за умирающими пациентами, эвтана­зии, прав психиатрических больных и больных СПИДом в разное время оказывались в центре внимания н стимулировали теоретическое развитие биомедицинской этики.

Программа «Биомедицинская этика. Общий курс» включают осве­щение девяти тем и рассчитана на 36 часов (18 часов – лекционных, 18 – семинарских).


1.2. Перечень знаний и практических умений, которые должен получить студент, пройдя курс биоэтики:

Студент должен знать:

  1. Историю биомедицинской этики.

  2. Теоретические основы биомедицинской этики.

  3. Основные правила биомедицинской этики.

  4. Основные этические документы профессиональных медицинских ассоциаций.

  5. «Конвенцию о правах человека и биомедицине» (Совет Европы, 1997).

  6. Клятву врача («Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», ст. 60).

  7. Права и моральные обязательства врача.

  8. Права пациентов.

  9. Моральные нормы внутрипрофессиональных взаимоотношений.

  10. Этические принципы проведения эксперимента на животных.

  11. Существо моральных проблем медицинской генетики.

  12. Существо моральных проблем трансплантации органов и тка­ней человека.

  13. Суть морально-этических проблем, связанных с инфекционны­ми заболеваниями и со СПИДом.

  14. Особенности морально-этических отношений в психиатрии.

  15. Моральные основы предпринимательской деятельности в меди­цине.


Студент должен уметь:

  1. При разрешении моральных конфликтов руководствоваться интересами пациентов.

  2. Защищать права пациентов на информацию, на свободу выбора и свободу действий.

  3. Защищать неприкосновенность частной жизни, как основу человеческого достоинства пациентов.

  4. Сохранять конфиденциальность (врачебную тайну).

  5. Проявлять гуманность по отношению к лабораторным животным.

  6. Проявлять такт и деликатность при общении с больными и родственниками больных людей.

  7. Оценивать степень риска для испытуемых при проведении эксперимента или исследований и предупреждать недопустимый риск.

  8. Отстаивать моральное достоинство и чистоту медицинской профессии.



^ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объём дисциплины и виды учебной работы.



Факультет

Семестр

Количество часов

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа

Зачет

лечебный


5

54

18

18

18

-

Всего















^ 2.1. Наименование тем, их содержание, объём в часах

ТЕМА 1. От медицинской этики – к биоэтике


Нравственное измерение человеческого бытия и нравственная мотивация врачебной деятельности. Гуманистическая специфика меди­цинской науки и практики. Конфликт цели и средства в биомедицинской науке. Профессионализм и профессиональная ответственность.

Формы социальной регуляции медицинской деятельности: этика, этикет, право, религия, нравы, обычаи и мораль. Этика Гиппократа (V-IV вв. до н.э.): гуманность (филантропия); заповеди благодеяния и не причинения вреда; врачебная тайна, социаль­ное доверие к профессии; моральные добродетели врача. Медицинская этика в зарубежных странах в Новое время, Корпо­ративно-сословная медицинская этика Т. Персиваля (конец XVIII века).

Развитие медицинской этики в дореволюционной России. Нравст­венные установки земской медицины. Этические идеи в трудах А.Я. Мудрова, Ф.Й. Гааза, Н.И. Пирогова. Вопросы врачебной этики в газете В.А. Манассеина «Врач». Пироговские съезды.

Медицинская этика в СССР. Социальный и морально-этический контекст достижений советской медицины. Проблемы медицинской эти­ки в трудах НА. Семашко и Н.Н. Петрова. Концепция медицинской де­онтологии. Присяга врача Советского Союза 1971 года. Клятва врача 1999 года («Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (1993 г.), ст. 60).

Современное состояние биоэтики. Концепция фундаментальных прав человека. Всемирная медицинская ассоциация (ВМА ), этический комитет ВМА, международные документы по биоэтике. Конвенция Совета Европы «О правах человека и биомедицине» 1996 года.

Основные причины утверждения биоэтики как нормативной науки о нравственном отношении к жизни:

  1. Либерализация, демократизация и глобализация общественной жизни.

  2. Современные биомедицинские технологии и новые ситуации мо­рального выбора.

  3. Расширение медикализации.

Сущность медикализации, врачи, пациенты и фармацевтические компании как агенты медикализации. «Медицинский империализм» (Р.Стронг). Биомедицинская этика как социальный регулятор развития медицины.. - 2 часа


^ ТЕМА 2. Теоретические основы биомедицинской этики. Структура морали.

Структура и уровни этического знания: теория, принципы, прави­ла, конкретные моральные суждения. Всеобщность этической нормы и уникальность нравственного выбора. Проблема основания морального выбора: божественное откровение, природная очевидность, социальный договор, этический императив. Личность в ситуации нравственного выбо­ра. Свобода воли, совести и творчества.

Характер и основные виды этических конфликтов в современной биомедицине (конфликты на уровне ценностных установок и приорите­тов, моральных принципов и правил, уникального нравственного выбора). Потребности, способности и интересы. Моральные ценности и научное знание. Мораль и право. Санкции в праве и санкции в морали. Институционализация биомедицинской этики. Нравственная культура как основа врачебного профессионализма.

Основные этапы истории этики в ее отношении к развитию теоре­тической и практической медицины. Онтоцентризм и антропоцентризм в этике.

Идеалистическо-деонтологическое, религиозное моральное созна­ние. Учение о моральном долге И. Канта, и его связь с моральными про­блемами современной медицины.

Теория добродетелей Аристотеля и ее современные варианты. Утилитаристские концепции блага, принцип полезности (Юм, Бентам, Миль Дж.С, современный американский утилитаризм). Теория обще­ственного договора и ее развитие в современных теориях медицинской этики. Теория моральных обязательств prima facie У.Д. Росса. Современ­ные этические теории: либеральные и консервативные тенденции в эти­ке.

Учение о добре в русской философской традиции (Вл. Соловьев). Специфическая роль литературы в формировании отечественного нрав­ственного сознания (Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.П. Чехов, В.В.Ве­ресаев, М.А. Булгаков, А.И. Солженицын и др.).

Факторы, обусловливающие трансформацию традиционной про­фессиональной медицинской этики в современную биомедицинскую этику. Понятие «биоэтики» в концепции В.Р. Поттера и его эволюция в современной биомедицине. Сущность и междисциплинарный характер современной биомедицинской этики. Этика как наука и этика биомеди­цинской этики. Основные аспекты биомедицинской этики как междис­циплинарной области. Взаимоотношения биомедицинской этики с фило­софией, клиническими и медико-профилактическими дисциплинами, ме­дицинской социологией, психологией, правом, естественными науками и богословием.

Этическая теория и биомедицинская этика. Нормативная и де­скриптивная этика. Роль этических кодексов и принципов в медицинской практике.

Мораль как предмет этики. Моральные действия. Моральные отношения. Моральное сознание. Специфика норм и оценок в морали. Соотношение морали с другими регуляторами поведения человека в обществе. - 2 часа


^ ТЕМА 3. Жизнь как ценность: проблема качества жизни в биоэтике

Специфика медицинской трактовки понятия “жизнь”. "Жизнь лич­ности" и "жизнь организма". Жизнь и смерть как соотносимые ценности. Персонализация понятий «жизнь» и «смерть в медицине.

КЖ как индивидуальное соотношение своего положения в жизни общества, в контексте его культуры и системы ценностей с целями данного индивида, его планами, возможностями и степенью неустройства. КЖ как единство физической, функциональной, эмоциональной и социальной составляющих. Методы оценки качества жизни.

Качество жизни как адекватность психосоматического состояния индивида его социальному статусу. Проблема различного толкования качества жизни врачом и пациентом. Проблема невозможности для пациента оценить то качество жизни, которое он хотел бы иметь. Проблема использования качества жизни как критерия для рационирования медицинского ухода.

Уровни качества жизни:

1 уровень. Нормальное качество жизни.

2 уровень. Ограниченное качество жизни.

3 уровень. Минимальное качество жизни.

4 уровень. Качество жизни ниже минимального.

Принцип «двойного эффекта» оценки КЖ. Принятие этического решения о дальнейшем поддержании жизни умственно отсталого или неспособного уже к принятию собственных решений пациента. Этика отношения к больным с различным уровнем КЖ. Медико-биологические исследования как доказательная база оценки КЖ, нравственная ответственность врача-диагноста и врача-лаборанта.

Смерть и умирание. Медикализация смерти. Эвтаназия как предмет этических дискуссий. – ^ 2 часа.


ТЕМА 4. Основные принципы и правила биомедицинской этики. Права и моральные обязательства врачей. Права пациентов


Принцип «делай благо!» - категория блага в контексте различных форм оказания медицинской помощи. Нравственная миссия медицины. Цели врачевания. Содержание блага врачевания с точки зрения врача и пациента.

Принцип «не навреди!» - ответственность за бездействие и за не­правильные действия. Намеренные и ненамеренные последствия дей­ствия. Прямой и косвенный вред. Правило двойного эффекта. Классифи­кация разновидностей «вреда», вызываемого действием врача. Различные формы злоупотребления со стороны врачей в отношении пациента. Про­блема ятрогений. Правило пропорциональности цели и средств.

Принцип уважения автономии пациента (автономия личности и автономия действия; автономия как свобода выбора и свобода действия, рациональность действия автономия). Уважение автономии пациента: по­лучение согласия на медицинское вмешательство, уважение права отказа от получения медицинской помогли, обеспечение возможности выбора из альтернативных методов лечения и осуществления контроля за их прове­дением («терапевтическое сотрудничество» врачей и пациентов). Тради­ционный медицинский патернализм (сильный и слабый). «Терапевтическая привелегия». «Суррогатное» принятие решения и его правила. Автономия врача и способы ее защиты.

Принцип справедливости. Аристотелевская формула справедливо­сти. Справедливость создания и справедливость распределения (дистрибу­тивная справедливость). Проблема справедливости в русской философс­кой традиции (Вл. Соловьев, Ив. Ильин). Современные теории справед­ливости (Дж. Ролус, Р. Нозик).

Правило добровольного информированного согласия в клинической и исследовательской практике. Право пациента на информацию и обязанность врача и исследо­вателей информировать. Элементы информированного согласия: компе­тентность пациента и испытуемого; понимание им информации; добро­вольность информирования и ее нарушения (принуждение, манипуляция, убеждение). Добровольность в принятии решения. Понятие компетент­ного и некомпетентного больного.

Право пациента на отказ от медицинского вмешательства. Пра­вомочность оказания медицинской помощи и проведения медицинских исследований в случаях невозможности получить согласие пациентов и испытуемых, отзыв согласия или отказ от медицинской процедуры или участия в испытания. «Суррогатное согласие» для некомпетентного па­циента. Информированное согласие ограниченно компетентных пациен­тов (подростки и т.д.).

Врачебная тайна (правило конфиденциальности).

Клятва Гиппократа и обещание сохранения врачебной тайны. Эти­ческие аспекты проблемы конфиденциальности в современной медицине. «Естественная», «обещанная» и «профессиональная» тайна. Правило кон­фиденциальности в условиях специализации и компьютеризации совре­менной медицины. Правила работы с историями болезни. Конфиденци­альность и общение с родственниками больного. Анонимность медицин­ской информации в научных демонстрациях и публикациях. Ответствен­ность медиков за нарушение принципа конфиденциальности. Допустимые ограничения конфиденциальности. – 4 часа.


^ ТЕМА 5. Основные модели взаимоотношения врачей и пациентов.

Патерналистская, коллегиальная, контрактная и техницистская модели врачевания. Модели отношения врача и пациента по Р. Витчу. Модели врачевания, основанные на специфике клинического состояния больного (модель ост­рого, хронического и терминального состояния).

Медико-этические особенности оказания основных видов меди­цинской помощи (скорая и неотложная, стационарная, реабилитацион­ная, консультативная, профилактическая). Этические особенности дея­тельности организаторов здравоохранения, фармацевтов, провизоров и вспомогательного медицинского персонала.

Проблема врачебной ошибки. История вопроса. Классификация ошибок (диагностические, тактические, организационные, деонтологические и т.д.). Роль врача-лаборанта в предотвращении диагностических ошибок. Врачебная ошибка и несчастный случай. Соотношение этиче­ского и юридического аспектов. Причины возрастания в современной медицине претензий пациентов к врачам. Проблема возмещения нанесен­ного пациенту ущерба. Страхование врачебных ошибок. История понятия ятрогении и его современный смысл.

Человек и болезнь. Здоровье: стиль и образ жизни. Границы моральной ответственности личности за свое здоровье. Врач и общество. Медико-этические особенности профессионального общения врачей с пациентами на различных этапах оказания медицинской помощи: обсле­дования, постановки диагноза, назначения лечения, осуществления меди­цинского вмешательства, контроля эффективности лечения, реабилита­ционных и профилактических назначений. Слово врача как лечебный фактор.

Моральные проблемы взаимоотношения врачей и ученых в про­цессе врачевания и научного исследования. Моральный климат меди­цинского коллектива. Этический контекст взаимоотношений клиницистов и врачей-лаборантов.

Профессиональная этика и этикет. Правила хорошего тона и прин­ципы деловых отношений. Репутация врачей. Профессиональная автоно­мия. Автономия врача или ученого и административная дисциплина. Про­блема коллегиальности и корпоративности. Отношение к ошибке колле­га: этический и юридический аспекты. Профессиональная солидарность и наставничество в медицине. Моральные проблемы медицинского обуче­ния у постели больного.

Кодекс сословной чести как, обычай и как писаный свод правил. Суды чести (исторический аспект). Консилиум: прошлое и настоящее. Консилиум и врачебная тайна. Консилиум в условиях частной практики. Консилиум и риск ятрогении (полипрагмазия).

Этика отношений в медицинском коллективе. Межличностные, внутригрупповые и межгрупповые моральные конфликты. Пути их разрешения и формы предупреждения.

Этика ученых. Моральные аспекты взаимоотношения научного ру­ководителя и его учеников. Этические аспекты соавторства. – 2 часа.


^ ТЕМА 6. Этико-правовые проблемы проведения клинических испытаний с участием человека и доклинических исследований

«Нюрнбергский кодекс» и «Хельсинская декларация» Всемирной медицинской ассоциации как основополагающие источники современных моральных норм проведения экспериментов и клинических испытании на человеке. Научная обоснованность осуществления эксперимента или ис­пытания как фундаментальный моральный принцип. Принципы уважения автономии личности и «не навреди» при проведении биомедицинских экспериментов. Правило добровольного информированного согласия как необходимое условие проведения испытаний и экспериментов на челове­ке. Суррогатное согласие. Проблема не раскрытия информации по науч­ным основаниям (исследования с использованием плацебо). Терапевтиче­ские и нетерапевтические исследования. Оценка риска для испытуемых при проведении исследования. Права испытуемых и ответственность специалистов, проводящих эксперименты.

Проблемы проведения испытаний и исследований на пре-эмбрио­нах, эмбрионах и плодах человека, детях, недееспособных пациентах, заключенных, военнослужащих. Этическая допустимость и размер возна­граждения испытуемым за участие в эксперименте. Этика научных пуб­ликаций результатов испытаний и экспериментов.

Доклинические исследования. Минимизация страданий лабораторных животных. Гуманное со­держание. Моральный смысл обезболивания. Замещение животных молекулярно-биологическими, компьютерными или иными моделями, исполь­зование культур клеток. Эвтаназия лабораторных животных. Этика от­ношения к лабораторным животным в практике преподавания.

Этическая экспертиза научных исследований: принципы и документы. Институциональная структура этической экспертизы: типы этических комитетов, модели их создания, регламент, СОПы.

Международные руководства по проведению клинических и доклинических испытаний и их этическая составляющая (GCP, GLP, GMP, GPP). Соотношение этических и правовых регуляторов проведения научных исследований в медицине в нормативных документах российского здравоохранения. - 2 часа.


^ ТЕМА 7. Новые биотехнологии в медицине – новые проблемы для биоэтики

Биоэтика как постоянно развивающаяся наука. Донорство органов. Живые доноры. Умершие доноры. Аутотрансплантат. Аллотрансплантат (гомотрансплантат). Гетеротрансплантат/ксенотрансплантат. Законода­тельные документы: Конвенция по правам человека и биомедицине (известная как Конвенция Овьедо), Совет Европы, апрель, 1997. Дополнитель­ный протокол к Конвенции Овьедо, касающийся трансплан­тации органов и тканей человеческого фоисхождения, Совет Европы, январь, 2002, Закон РФ «О трансплантации органов и тканей». Условия, имеющие отношение к пересадке органов и тканей. Критерии выбора органов для пересадки. Информирование донора и реципиента. Конфиденциальность. Медицинское наблюдение, как за донором, так и за реципиентом. Специфичность согласия.

Генетическое тестирование. Хромосомные заболевания, моногенные или мультигенные заболевания. Диагностический тест. Досимптомный тест. Тест на предрасположенность. Тест на выявление носительства.

Стадии генетического тестирования:

1. Информация и обсуждение генетических проблем. Консультация генетика. 2. Согласие. 3. Взятие проб из организма. 4. Генетический анализ: исследование хромосом или ДНК. 5. Интерпретация результатов. 6. Консультация генетика.

Конфликтные ситуации в генетическом консультировании и способы их разрешения. Моральная ответственность врача-генетика. Роль этических консультантов. Этические риски организации генетических банков данных. Законодательные документы в области генетического консультирования и их этическая обоснованность.

Вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ). Причины использования ВРТ: 1) Бесплодие, 2) Для того, чтобы избежать проявления серьезных генетических нарушений у нерожденного ребенка (преимплантационная генетическая диагностика), 3) Для избежания передачи таких вирусных заболеваний, как СПИД, партнеру или ребенку, 4) Дают возможность иметь ребенка одинокой жещине или гомосексуальной паре

Стадии ВРТ: 1. Информирование согласие 2. Стимуляция яичников. 3. Получение ооцитов. 4. Оплодотворение. 5. Перенос эмбриона. 6. Беременность?

Основные этические принципы ВРТ: Достоинство и индивидуальность человека должны быть защищены. Каждый человек должен иметь уверенность, что при применении к нему методов медицины и биологии, будет обеспечено уважение его прав и основных свобод (Статья 1 Конвенции Овьедо). Интересы и благополучие отдельного человека должны превалировать над общественными или научными интересами (Статья 2 Конвенции).

Этические, правовые и социальные вопросы использования ВРТ: вторжение в фундаментальный естественный процесс; судьба замороженных эмбрионов, новизна и недостаточная апробация некоторых технологий и т. п. – 4 часа.


^ 2. 3. Семинарские занятия, их содержание и объём в часах




Тема

Лекция

Семинар

СРС

1

Этика как наука о морали.

01.09 – 13.09

01.09 – 13.09

01.09 – 13.09

2

Биоэтика и ее роль в современном мире.

15.09 – 27.09

15.09 – 27.09

15.09 – 27.09

3

Качество жизни как предмет нравственных

отношений врача и пациента

29.10 – 11.10

29.10 – 11.10

29.10 – 11.10

4



Этические принципы медицинской деятельности

13.10 – 25.10

13.10 – 25.10

13.10 – 25.10

5

Модели врачевания

27.10 – 08.11

27.10 – 08.11

27.10 – 08.11

6

Этика научных исследований в медицине

10.11 – 22.11

10.11 – 22.11

10.11 – 22.11

7

Этические комитеты и этическое консультирование

24.11 – 06.12

24.11 – 06.12

24.11 – 06.12

8

Актуальные проблемы биомедицинской этики (социально опасные болезни, проблемы репродукции, иммунопрофилактика и др.)

08.12 – 20.12

08.12 – 20.12

08.12 – 20.12

9

Этический анализ применения новых биомедицинских технологий.

22.12 – 31.12

22.12 – 31.12

22.12 – 31.12


^ 2.4. Самостоятельная работа



тема

сроки выпол.

сроки отчёт.

формы отчётности

приме

чания

1

Трансплантация. Донорство крови.

06.09

12.09

Кейс-стадис




2

Констатация смерти. Кома.

13.09

25.09

Кейс-стадис




3

Эвтаназия. Пассивная эвтаназия, ее легальность

27.09

03.10

Кейс-стадис




4

ВИЧ-инфицированные в лечебных учреждениях.

04.10

17.10

Кейс-стадис




5

Этико-правовые нормы проведения лабораторных исследований

18.10

22.10

Кейс-стадис




6

Экстренная медицинская помощь.

01.11

04.11

Кейс-стадис




7

Виды вреда в медицинской практике

15.11

19.11

Кейс-стадис




8

Взаимоотношения в медицинском коллективе

29.11

03.12

Реферат




9

Положения биоэтики, ставшие основой законодательных актов

13.12

17.12

тестирование





^ 3. РАСПРЕДЕЛНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ



п/п

Тема

Всего

Аудиторные занятия

СРС

Лекции

Семинар.

1.

От медицинской этики – к биоэтике




2

2

2

2.

Теоретические основы биомедицинской этики. Структура морали.




2

2

2

3.

Жизнь как ценность: проблема качества жизни в биоэтике




2

2

2

4.

Основные принципы и правила биомедицинской этики. Права и моральные обязательства врачей. Права пациентов




4

4

4

5.

Основные модели взаимоотношения врачей и пациентов.




2

2

2

6.

Этико-правовые проблемы проведения клинических испытаний с участием человека и доклинических исследований




2

2

2

7.

Новые биотехнологии в медицине – новые проблемы для биоэтики




4

4

4




ИТОГО:




18

18

18






4. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Зачет


5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
^

Рекомендуемая литература


  1. Аналитические материалы по проекту «Анализ нормативно-правовой базы в области прав человека в контексте биомедицинских исследований и выработка рекомендаций по ее усовершенствованию». – ЮНЭСКО. М., 2007.

  2. Аристотель. Никомахова этика. Соч. Т.4. - М., 1983.

  3. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти /Пер. с франц. - М., 1992.

  4. Биомедицинская этика /Под ред. В.И. Покровского и Ю.М. Лопухина. Вып. 2. - М.: Медицина, 1999.

  5. Биоэтика: принципы, правила, проблемы /Под ред. Б.Г. Юдина. - М., 1998.

  6. Биоэтика: проблемы и перспективы /Под ред. А.П. Огурцова. - М., 1992.

  7. Введение в биоэтику /Под ред. Б.Г. Юдина. - М.: Прогресс-Традиция, 1999.

  8. Вересаев В.В. Записки врача. - М., 1994,

  9. Врачебные ассоциации, медицинская этика и общемедицинские проблемы. Сб. Официальных документов. - М., 1996.

  10. Врачи, пациенты, общество. Права человека и профессиональ­ная ответственность врача в документах международных организаций. -Киев, 1996.

  11. «Гавайская декларация» Всемирной психиатрической ассоциа­ции 1977 года.

  12. Гиппократ. Избранные книги. - М., 1994.

  13. Гусейнов А.А. Введение в этику. - М., 1995.

  14. Давыдовский И.В. Врачебные ошибки. // Сов. медицина, 1941. - №3. - С.3-12.

  15. Дебаты об абортах // Америка, июнь 1993. - №439. - С.18-23, 41.

  16. «Декларация об участии психиатров в исполнении смертного приговора» Всемирной психиатрической ассоциации 1989 года.

  17. Деонтология в медицине. В 2-х томах /Под ред. Б.В. Петров­ского. - М.: Медицина, 1988.

  18. Деятельность комитетов по биоэтике. – ЮНЭСКО. Париж, 2005.

  19. Зорза Р., Зорза В. Путь к смерти. Жить до конца / Пер. с англ. - М., 1990.

  20. Иванюшкин А.Я. Профессиональная этика в медицине. - М., 1990.

  21. Кассирский И.А. О врачевании. -- М., 1970.

  22. Малеина М.Н. Человек и медицина в современном праве. - М., 1995.

  23. Медицина и права человека: Нормы и правила международного права, этики, католической, протестантской, иудейской, мусульманской и буддистской религиозной морали /Пер. с франц. - М.: АО И/Г «Прогресс», «Прогресс-Интер», 1992.

  24. Митрополит Антоний Сурожский. Жизнь. Болезнь. Смерть. - М., 1995.

  25. Михайлова Е.П., Бартко А.Н. Биомедицинская этика: теория, принципы и проблемы. - М.: Изд-во ММСИ, 1996.

  26. Молль А. Врачебная этика. - М., 1994.

  27. Мудров М.Я. Избранные произведения. - М., 1949.

  28. На грани жизни и смерти: краткий очерк современной биоэти­ки в США. /Под ред. Д. Уиклера и др., пер. с англ. - М.: Знание, 1989.

  29. Неговский В.А. Смерть, умирание и оживление – этические аспекты. //Врач, 1992, №8-9.

  30. Основы биоэтики /Под ред. А.Н. Орлова. - Красноярск: Изд-во ПИК «Офсет», 1997.

  31. Основы социальной концепции Русской православной церкви. - Информационный бюллетень отдела Внешних церковных отношений Московского Патриархата, №8, 2000.

  32. Петров А.В., Седова Н.Н. Концепция прав человека в медицине. Часть 1.- Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2004.

  33. Петров А.В., Седова Н.Н. Концепция прав человека в медицине. Часть 2.- Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2007.

  34. Петров В.И., Седова Н.Н. Практическая биоэтика. – М., «Триумф», 2002.

  35. Петров В.И., Седова Н.Н. Проблема качества жизни в биоэтике. – Волгоград, «Издатель», 2001.

  36. Петров Н.Н. Вопросы хирургической деонтологии. - Л., 1956.

  37. Православие и проблемы биоэтики. - М.: Жизнь, 2000.

  38. Рабочие тетради по биоэтике. Вып. 2, 3. – М., МГГУ, 2006.

  39. Рабочие тетради по биоэтике. Вып. 4, 5. – М., МГГУ, 2007.

  40. Рейчелс Дж. Активная и пассивная эвтаназия. //Этическая мысль. - М., 1990.

  41. Ригельман Р.К. Как избежать врачебных ошибок /Пер. с англ. - М., 1994.

  42. Рокицкий М.Р. Этика и деонтология в хирургии. - М., 1998.

  43. Ролз Дж. Теория справедливости /Пер. с англ. — Новосибирск, 1995.

  44. Руководство по созданию комитетов по этике ЮНЭСКО. – Париж, 2005

  45. Сборник нормативных актов по охране здоровья граждан Российской Федерации / Под ред. Ю.Д. Сергеева. - М., 1995.

  46. Седова Н.Н. Биоэтика. Курс лекций для студентов и аспирантов медицинских вузов. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2007.

  47. Седова Н.Н. Практическая биоэтика. – М., «Триумф», 2004.

  48. Седова Н.Н., Дмитриенко С.В. Ваш бизнес- стоматология: нормативная регуляция в стоматологии. – М., «Медицинская книга», 2001.

  49. Семья и биоэтика. Материалы международного симпозиума. - СПб., 1998.

  50. Силуянова И.В. Современная медицина и православие. - М., 1998.

  51. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. - М., 1997.

  52. Силуянова И.В. Этика врачевания. - М., 2000.

  53. Социальная справедливость в здравоохранении: биоэтика и права человека. – М., ЮНЭСКО-МГГУ, 2006.

  54. Уолкер А.Э. Смерть мозга. - М.: Медицина, 1988.

  55. Федеральный закон РФ «Об иммунопрофилактике инфекцион­ных болезней» 1998 года.

  56. Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки: проблемы и дискуссии. – М„ 1986.

  57. Фут Ф. Эвтаназия /Филос. науки, 1990, №6.

  58. Харди И. Врач, сестра, больной. - Будапешт, 1972.

  59. Шрейдер Ю.А. Этика. Введение в предмет. - М., 1998.

  60. Этика практической психиатрии. Руководство для врачей / Под ред. В.А. Тихоненко. - М., РИО ГНЦС и СП им. В.П. Сербского, 1996.

  61. Этико-правовые аспекты проекта «Геном человека». Международные документы и аналитические материалы / Под ред. Б.Г. Юдина. - М., 1994.

  62. Этические и правовые проблемы клинических испытаний и научных экспериментов на человеке и животных. Сборник материалов конференции. - М.: Российский Национальный Комитет по биоэтике, 1994.

  63. Этические проблемы оказания медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях. – М., 2007.

  64. Beauchamp T.L., Childless J.F. Principle of biomedical ethics / 4th ed. N.Y., 1994/

  65. Encyclopedia of Bioethics/V 1-5 Reich W.Th. (Editor-in-chief) N.Y., 1995.



Авторы: ЗДН РФ, д.ф.н., д.ю.н., проф. Седова Н.Н.,

к.ф.н., доцент Сергеева Н.В.


Рецензент: д.ф.н., проф. Петрова И.А..

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины биоэтика для специальности: медико-биологи кафедра: филосоии, биоэтики и права icon Рабочая программа учебной дисциплины терапевтическая стоматология для специальности: 060105. 65 “
Рабочая программа составлена на основании Основной образовательной программы подготовки врача-стоматолога,...
Рабочая программа учебной дисциплины биоэтика для специальности: медико-биологи кафедра: филосоии, биоэтики и права icon Рабочая программа учебной дисциплины «Терапия с курсом первичной медико-санитарной помощи» для специальности

Рабочая программа учебной дисциплины биоэтика для специальности: медико-биологи кафедра: филосоии, биоэтики и права icon Рабочая программа учебной дисциплины педиатрия Для специальности
Рабочая программа согласована с учебно-методической комиссией педиатрических дисциплин протокол №5...
Рабочая программа учебной дисциплины биоэтика для специальности: медико-биологи кафедра: филосоии, биоэтики и права icon Рабочая программа учебной дисциплины педиатрия Для специальности
Рабочая программа согласована с учебно-методической комиссией педиатрических дисциплин протокол №5...
Рабочая программа учебной дисциплины биоэтика для специальности: медико-биологи кафедра: филосоии, биоэтики и права icon Рабочая программа учебной дисциплины педиатрия Для специальности

Рабочая программа учебной дисциплины биоэтика для специальности: медико-биологи кафедра: филосоии, биоэтики и права icon Рабочая программа по учебной практике: уход за больными хирургического профиля для специальности:

Рабочая программа учебной дисциплины биоэтика для специальности: медико-биологи кафедра: филосоии, биоэтики и права icon Рабочая программа учебной дисциплины судебная психиатрия Специальность 030501. 65 «Юриспруденция»
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании методической комиссии факультета
Рабочая программа учебной дисциплины биоэтика для специальности: медико-биологи кафедра: филосоии, биоэтики и права icon Рабочая программа учебной дисциплины общая иммунология Для специальности: “

Рабочая программа учебной дисциплины биоэтика для специальности: медико-биологи кафедра: филосоии, биоэтики и права icon Рабочая программа учебной дисциплины терапевтическая стоматология для специальности

Рабочая программа учебной дисциплины биоэтика для специальности: медико-биологи кафедра: филосоии, биоэтики и права icon Рабочая программа учебной дисциплины общая иммунология для специальности

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы