|
Скачать 313.23 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебной работе ПрофессорМАНДРИКОВ В.Б. _________________________ «____» ____________200__г. рабочая программа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БИОЭТИКА для специальности: медико-биологи кафедра: филосоии, биоэтики и права курс: III семестр: V форма обучения: очная Рабочая программа дисциплины БИОЭТИКА федерального компонента цикла ГЭС ГОС ВПО составлена на основании Программы по биоэтике для студентов высших медицинских учебных заведений (Москва ГОУ ВУНМЦ, 2001) Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры Философии, биоэтики и права ВолГМУ, протокол № _______ «______» ________________ 200___г. заведующий кафедрой ЗДН РФ, проф Н.Н. Седова _______________________ Рабочая программа утверждена межцикловой методической комиссией ВолГМУ по гуманитарным дисциплинам. «______» ________________ 200___г. Председатель ___________________________________ ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ дисциплины БИОЭТИКА ^
1.1. Биомедицинская этика – быстро развивающаяся область междисциплинарных исследований. Проблемам биомедицинской этики посвящена деятельность крупных научных международных конференций и издается ряд специализированных журналов. Специализированные комитеты и комиссии по биомедицинской этике учреждены при национальных врачебных ассоциациях, а также при ряде международных организаций, таких как Совет Европы, ЮНЕСКО, ВОЗ, ВМА и т.д. В 1996 году Советом Европы была принята Конвенция «О правах человека и биомедицине». С вступлением в силу Конвенции принципы и положения биоэтики приобретают силу закона в странах-членах Совета Европы, включая Россию. Биомедицинская этика введена как обязательная медицинская дисциплина в высших и средних медицинских учебных заведениях в большинстве стран не только Северной Америки и Европы, но и Азии, Африки и Латинской Америки. В решениях 4-ой конференции ВОЗ по проблемам обучения биомедицинской этике (Женева, 1994 год) отмечено, что преподавание этой дисциплины должно быть не выборочным, но обязательным. В 1976 году МЗ СССР была утверждена «Межкафедральная программа по медицинской этике и деонтологии» для студентов высших медицинских и фармацевтических учебных заведений, текстуально усовершенствованная в 1983 году. В «Межкафедральной программе» справедливо предполагалось, что формирование морального сознания врачей и представителей других медицинских специальностей должно включать приобщение к нравственной традиции отечественной медицины, которое может быть осуществлено в период обучения на клинических кафедрах через непосредственную передачу морального опыта от учителей к ученикам. Это положение остается верным и по сей день. Существенным недостатком «Межкафедральной программы» являлось практически полное игнорирование ею научно-теоретического содержания современной биомедицинской этики, концептуальный аппарат которой с начала 60-х годов получил развитие в трудах медиков, философов, юристов, богословов и представителей других академических дисциплин. Развитие биомедицинской этики было обусловлено революционными достижениями в сфере высоких биомедицинских технологий, разработкой концепции «смерти мозга» в неврологии и реаниматологии, фундаментальными открытиями в трансплантологии, психофармакологии, в области экстракорпорального оплодотворения и переноса эмбриона, молекулярной биологии и медицинской генетики (генодиагностика и ге-нотерапия) и т.д. Значительное влияние на развитие биоэтики как специализированной теоретической дисциплины оказали идеи экологического и правозащитного движения. Биомедицинская этика представляет собой адекватный современным общественным условиям этически обоснованный ответ на острейшие моральные проблемы, поставленные прогрессом медицинской науки и биомедицинских технологий. Основополагающие положения биоэтики (такие, к примеру, как правило добровольного информированного согласия) составили теоретическое основание для сформировавшегося в последние десятилетия нового международно-признанного этического стандарта медицинской практики, нашедшего свое выражение в многочисленных документах международного права, национальных законодательствах (включая российское законодательство в области здравоохранения), этических кодексах и декларациях международных и национальных медицинских ассоциаций. Отсутствие систематического образования отечественных врачей в области современной биомедицинской этики негативно сказывается на имидже российского врача в глазах международного медицинского сообщества, ставит их в невыгодное положение по отношению к более подготовленным в данной области зарубежным коллегам (например, при разработке совместных программ научного сотрудничества), негативно сказывается на проблеме конвертируемости дипломов, выдаваемых выпускникам российских медицинских вузов, препятствует формированию новых отношений в отечественном здравоохранении, более адекватно отвечающих современным политико-экономическим условиям. Перечисленные выше обстоятельства обусловливают насущную необходимость изучения пропедевтического курса «Общей биомедицинской этики», который позволит отечественным студентам медикам приобщиться к основам современных этических знаний применительно к области своей будущей профессиональной деятельности. Одновременно преподавание биомедицинской этики окажется важнейшим шагом реформы всей системы преподавания общественных дисциплин в медицинских вузах, выступив связующим звеном между современным арсеналом гуманитарных знаний и реальными острейшими проблемами медицинской науки и практики. Необходимо отметить наличие определенного опыта работы в данном направлении. При поддержке руководства ведущих медицинских вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Красноярска, Самары, Волгограда и других городов с середины 90-х годов начато регулярное чтение элективных и обязательных курсов по биомедицинской этике. В чтении этих курсов задействованы представители разных специальностей - врачи, специалисты в области истории медицины, юристы, философы. Данное обстоятельство выражает междисциплинарную специфику биомедицинской этики и полностью соответствует сложившейся международной практике преподавания дисциплины. За последние годы в отечественной литературе появилось большое число публикаций ведущих отечественных медиков, философов, историков медицины, богословов, юристов и преподавателей других специальностей по проблемам современной биомедицинской этики. Настоящая учебная программа «Биомедицинская этика. Общий курс» подготовлена рабочей группой под руководством академика РАМН, профессора Ю.М. Лопухина по инициативе Этического комитета МЗ РФ и Департамента образовательных медицинских учреждений и кадровой политики МЗ РФ. Структура программы отражает традиции преподавания биомедицинской этики, сложившиеся в мировой и отечественной практике, а также соответствуют обычному плану изложения соответствующих отечественных и зарубежных учебников и учебных пособий. Включение некоторых конкретных тем в «Общий курс» оправдано традицией преподавания и тем обстоятельством, что развитие концептуальных основ биоэтики всегда было связано с обсуждением и разработкой морально обоснованных подходов к решению некоторых специфических проблем медицинской науки и практики. Именно моральные проблемы репродукции, генетики, трансплантологии, ухода за умирающими пациентами, эвтаназии, прав психиатрических больных и больных СПИДом в разное время оказывались в центре внимания н стимулировали теоретическое развитие биомедицинской этики. Программа «Биомедицинская этика. Общий курс» включают освещение девяти тем и рассчитана на 36 часов (18 часов – лекционных, 18 – семинарских). 1.2. Перечень знаний и практических умений, которые должен получить студент, пройдя курс биоэтики: Студент должен знать:
Студент должен уметь:
^ 2.1. Объём дисциплины и виды учебной работы.
^ Нравственное измерение человеческого бытия и нравственная мотивация врачебной деятельности. Гуманистическая специфика медицинской науки и практики. Конфликт цели и средства в биомедицинской науке. Профессионализм и профессиональная ответственность. Формы социальной регуляции медицинской деятельности: этика, этикет, право, религия, нравы, обычаи и мораль. Этика Гиппократа (V-IV вв. до н.э.): гуманность (филантропия); заповеди благодеяния и не причинения вреда; врачебная тайна, социальное доверие к профессии; моральные добродетели врача. Медицинская этика в зарубежных странах в Новое время, Корпоративно-сословная медицинская этика Т. Персиваля (конец XVIII века). Развитие медицинской этики в дореволюционной России. Нравственные установки земской медицины. Этические идеи в трудах А.Я. Мудрова, Ф.Й. Гааза, Н.И. Пирогова. Вопросы врачебной этики в газете В.А. Манассеина «Врач». Пироговские съезды. Медицинская этика в СССР. Социальный и морально-этический контекст достижений советской медицины. Проблемы медицинской этики в трудах НА. Семашко и Н.Н. Петрова. Концепция медицинской деонтологии. Присяга врача Советского Союза 1971 года. Клятва врача 1999 года («Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (1993 г.), ст. 60). Современное состояние биоэтики. Концепция фундаментальных прав человека. Всемирная медицинская ассоциация (ВМА ), этический комитет ВМА, международные документы по биоэтике. Конвенция Совета Европы «О правах человека и биомедицине» 1996 года. Основные причины утверждения биоэтики как нормативной науки о нравственном отношении к жизни:
Сущность медикализации, врачи, пациенты и фармацевтические компании как агенты медикализации. «Медицинский империализм» (Р.Стронг). Биомедицинская этика как социальный регулятор развития медицины.. - 2 часа ^ Структура и уровни этического знания: теория, принципы, правила, конкретные моральные суждения. Всеобщность этической нормы и уникальность нравственного выбора. Проблема основания морального выбора: божественное откровение, природная очевидность, социальный договор, этический императив. Личность в ситуации нравственного выбора. Свобода воли, совести и творчества. Характер и основные виды этических конфликтов в современной биомедицине (конфликты на уровне ценностных установок и приоритетов, моральных принципов и правил, уникального нравственного выбора). Потребности, способности и интересы. Моральные ценности и научное знание. Мораль и право. Санкции в праве и санкции в морали. Институционализация биомедицинской этики. Нравственная культура как основа врачебного профессионализма. Основные этапы истории этики в ее отношении к развитию теоретической и практической медицины. Онтоцентризм и антропоцентризм в этике. Идеалистическо-деонтологическое, религиозное моральное сознание. Учение о моральном долге И. Канта, и его связь с моральными проблемами современной медицины. Теория добродетелей Аристотеля и ее современные варианты. Утилитаристские концепции блага, принцип полезности (Юм, Бентам, Миль Дж.С, современный американский утилитаризм). Теория общественного договора и ее развитие в современных теориях медицинской этики. Теория моральных обязательств prima facie У.Д. Росса. Современные этические теории: либеральные и консервативные тенденции в этике. Учение о добре в русской философской традиции (Вл. Соловьев). Специфическая роль литературы в формировании отечественного нравственного сознания (Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.П. Чехов, В.В.Вересаев, М.А. Булгаков, А.И. Солженицын и др.). Факторы, обусловливающие трансформацию традиционной профессиональной медицинской этики в современную биомедицинскую этику. Понятие «биоэтики» в концепции В.Р. Поттера и его эволюция в современной биомедицине. Сущность и междисциплинарный характер современной биомедицинской этики. Этика как наука и этика биомедицинской этики. Основные аспекты биомедицинской этики как междисциплинарной области. Взаимоотношения биомедицинской этики с философией, клиническими и медико-профилактическими дисциплинами, медицинской социологией, психологией, правом, естественными науками и богословием. Этическая теория и биомедицинская этика. Нормативная и дескриптивная этика. Роль этических кодексов и принципов в медицинской практике. Мораль как предмет этики. Моральные действия. Моральные отношения. Моральное сознание. Специфика норм и оценок в морали. Соотношение морали с другими регуляторами поведения человека в обществе. - 2 часа ^ Специфика медицинской трактовки понятия “жизнь”. "Жизнь личности" и "жизнь организма". Жизнь и смерть как соотносимые ценности. Персонализация понятий «жизнь» и «смерть в медицине. КЖ как индивидуальное соотношение своего положения в жизни общества, в контексте его культуры и системы ценностей с целями данного индивида, его планами, возможностями и степенью неустройства. КЖ как единство физической, функциональной, эмоциональной и социальной составляющих. Методы оценки качества жизни. Качество жизни как адекватность психосоматического состояния индивида его социальному статусу. Проблема различного толкования качества жизни врачом и пациентом. Проблема невозможности для пациента оценить то качество жизни, которое он хотел бы иметь. Проблема использования качества жизни как критерия для рационирования медицинского ухода. Уровни качества жизни: 1 уровень. Нормальное качество жизни. 2 уровень. Ограниченное качество жизни. 3 уровень. Минимальное качество жизни. 4 уровень. Качество жизни ниже минимального. Принцип «двойного эффекта» оценки КЖ. Принятие этического решения о дальнейшем поддержании жизни умственно отсталого или неспособного уже к принятию собственных решений пациента. Этика отношения к больным с различным уровнем КЖ. Медико-биологические исследования как доказательная база оценки КЖ, нравственная ответственность врача-диагноста и врача-лаборанта. Смерть и умирание. Медикализация смерти. Эвтаназия как предмет этических дискуссий. – ^ Принцип «делай благо!» - категория блага в контексте различных форм оказания медицинской помощи. Нравственная миссия медицины. Цели врачевания. Содержание блага врачевания с точки зрения врача и пациента. Принцип «не навреди!» - ответственность за бездействие и за неправильные действия. Намеренные и ненамеренные последствия действия. Прямой и косвенный вред. Правило двойного эффекта. Классификация разновидностей «вреда», вызываемого действием врача. Различные формы злоупотребления со стороны врачей в отношении пациента. Проблема ятрогений. Правило пропорциональности цели и средств. Принцип уважения автономии пациента (автономия личности и автономия действия; автономия как свобода выбора и свобода действия, рациональность действия автономия). Уважение автономии пациента: получение согласия на медицинское вмешательство, уважение права отказа от получения медицинской помогли, обеспечение возможности выбора из альтернативных методов лечения и осуществления контроля за их проведением («терапевтическое сотрудничество» врачей и пациентов). Традиционный медицинский патернализм (сильный и слабый). «Терапевтическая привелегия». «Суррогатное» принятие решения и его правила. Автономия врача и способы ее защиты. Принцип справедливости. Аристотелевская формула справедливости. Справедливость создания и справедливость распределения (дистрибутивная справедливость). Проблема справедливости в русской философской традиции (Вл. Соловьев, Ив. Ильин). Современные теории справедливости (Дж. Ролус, Р. Нозик). Правило добровольного информированного согласия в клинической и исследовательской практике. Право пациента на информацию и обязанность врача и исследователей информировать. Элементы информированного согласия: компетентность пациента и испытуемого; понимание им информации; добровольность информирования и ее нарушения (принуждение, манипуляция, убеждение). Добровольность в принятии решения. Понятие компетентного и некомпетентного больного. Право пациента на отказ от медицинского вмешательства. Правомочность оказания медицинской помощи и проведения медицинских исследований в случаях невозможности получить согласие пациентов и испытуемых, отзыв согласия или отказ от медицинской процедуры или участия в испытания. «Суррогатное согласие» для некомпетентного пациента. Информированное согласие ограниченно компетентных пациентов (подростки и т.д.). Врачебная тайна (правило конфиденциальности). Клятва Гиппократа и обещание сохранения врачебной тайны. Этические аспекты проблемы конфиденциальности в современной медицине. «Естественная», «обещанная» и «профессиональная» тайна. Правило конфиденциальности в условиях специализации и компьютеризации современной медицины. Правила работы с историями болезни. Конфиденциальность и общение с родственниками больного. Анонимность медицинской информации в научных демонстрациях и публикациях. Ответственность медиков за нарушение принципа конфиденциальности. Допустимые ограничения конфиденциальности. – 4 часа. ^ Патерналистская, коллегиальная, контрактная и техницистская модели врачевания. Модели отношения врача и пациента по Р. Витчу. Модели врачевания, основанные на специфике клинического состояния больного (модель острого, хронического и терминального состояния). Медико-этические особенности оказания основных видов медицинской помощи (скорая и неотложная, стационарная, реабилитационная, консультативная, профилактическая). Этические особенности деятельности организаторов здравоохранения, фармацевтов, провизоров и вспомогательного медицинского персонала. Проблема врачебной ошибки. История вопроса. Классификация ошибок (диагностические, тактические, организационные, деонтологические и т.д.). Роль врача-лаборанта в предотвращении диагностических ошибок. Врачебная ошибка и несчастный случай. Соотношение этического и юридического аспектов. Причины возрастания в современной медицине претензий пациентов к врачам. Проблема возмещения нанесенного пациенту ущерба. Страхование врачебных ошибок. История понятия ятрогении и его современный смысл. Человек и болезнь. Здоровье: стиль и образ жизни. Границы моральной ответственности личности за свое здоровье. Врач и общество. Медико-этические особенности профессионального общения врачей с пациентами на различных этапах оказания медицинской помощи: обследования, постановки диагноза, назначения лечения, осуществления медицинского вмешательства, контроля эффективности лечения, реабилитационных и профилактических назначений. Слово врача как лечебный фактор. Моральные проблемы взаимоотношения врачей и ученых в процессе врачевания и научного исследования. Моральный климат медицинского коллектива. Этический контекст взаимоотношений клиницистов и врачей-лаборантов. Профессиональная этика и этикет. Правила хорошего тона и принципы деловых отношений. Репутация врачей. Профессиональная автономия. Автономия врача или ученого и административная дисциплина. Проблема коллегиальности и корпоративности. Отношение к ошибке коллега: этический и юридический аспекты. Профессиональная солидарность и наставничество в медицине. Моральные проблемы медицинского обучения у постели больного. Кодекс сословной чести как, обычай и как писаный свод правил. Суды чести (исторический аспект). Консилиум: прошлое и настоящее. Консилиум и врачебная тайна. Консилиум в условиях частной практики. Консилиум и риск ятрогении (полипрагмазия). Этика отношений в медицинском коллективе. Межличностные, внутригрупповые и межгрупповые моральные конфликты. Пути их разрешения и формы предупреждения. Этика ученых. Моральные аспекты взаимоотношения научного руководителя и его учеников. Этические аспекты соавторства. – 2 часа. ^ «Нюрнбергский кодекс» и «Хельсинская декларация» Всемирной медицинской ассоциации как основополагающие источники современных моральных норм проведения экспериментов и клинических испытании на человеке. Научная обоснованность осуществления эксперимента или испытания как фундаментальный моральный принцип. Принципы уважения автономии личности и «не навреди» при проведении биомедицинских экспериментов. Правило добровольного информированного согласия как необходимое условие проведения испытаний и экспериментов на человеке. Суррогатное согласие. Проблема не раскрытия информации по научным основаниям (исследования с использованием плацебо). Терапевтические и нетерапевтические исследования. Оценка риска для испытуемых при проведении исследования. Права испытуемых и ответственность специалистов, проводящих эксперименты. Проблемы проведения испытаний и исследований на пре-эмбрионах, эмбрионах и плодах человека, детях, недееспособных пациентах, заключенных, военнослужащих. Этическая допустимость и размер вознаграждения испытуемым за участие в эксперименте. Этика научных публикаций результатов испытаний и экспериментов. Доклинические исследования. Минимизация страданий лабораторных животных. Гуманное содержание. Моральный смысл обезболивания. Замещение животных молекулярно-биологическими, компьютерными или иными моделями, использование культур клеток. Эвтаназия лабораторных животных. Этика отношения к лабораторным животным в практике преподавания. Этическая экспертиза научных исследований: принципы и документы. Институциональная структура этической экспертизы: типы этических комитетов, модели их создания, регламент, СОПы. Международные руководства по проведению клинических и доклинических испытаний и их этическая составляющая (GCP, GLP, GMP, GPP). Соотношение этических и правовых регуляторов проведения научных исследований в медицине в нормативных документах российского здравоохранения. - 2 часа. ^ Биоэтика как постоянно развивающаяся наука. Донорство органов. Живые доноры. Умершие доноры. Аутотрансплантат. Аллотрансплантат (гомотрансплантат). Гетеротрансплантат/ксенотрансплантат. Законодательные документы: Конвенция по правам человека и биомедицине (известная как Конвенция Овьедо), Совет Европы, апрель, 1997. Дополнительный протокол к Конвенции Овьедо, касающийся трансплантации органов и тканей человеческого фоисхождения, Совет Европы, январь, 2002, Закон РФ «О трансплантации органов и тканей». Условия, имеющие отношение к пересадке органов и тканей. Критерии выбора органов для пересадки. Информирование донора и реципиента. Конфиденциальность. Медицинское наблюдение, как за донором, так и за реципиентом. Специфичность согласия. Генетическое тестирование. Хромосомные заболевания, моногенные или мультигенные заболевания. Диагностический тест. Досимптомный тест. Тест на предрасположенность. Тест на выявление носительства. Стадии генетического тестирования: 1. Информация и обсуждение генетических проблем. Консультация генетика. 2. Согласие. 3. Взятие проб из организма. 4. Генетический анализ: исследование хромосом или ДНК. 5. Интерпретация результатов. 6. Консультация генетика. Конфликтные ситуации в генетическом консультировании и способы их разрешения. Моральная ответственность врача-генетика. Роль этических консультантов. Этические риски организации генетических банков данных. Законодательные документы в области генетического консультирования и их этическая обоснованность. Вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ). Причины использования ВРТ: 1) Бесплодие, 2) Для того, чтобы избежать проявления серьезных генетических нарушений у нерожденного ребенка (преимплантационная генетическая диагностика), 3) Для избежания передачи таких вирусных заболеваний, как СПИД, партнеру или ребенку, 4) Дают возможность иметь ребенка одинокой жещине или гомосексуальной паре Стадии ВРТ: 1. Информирование согласие 2. Стимуляция яичников. 3. Получение ооцитов. 4. Оплодотворение. 5. Перенос эмбриона. 6. Беременность? Основные этические принципы ВРТ: Достоинство и индивидуальность человека должны быть защищены. Каждый человек должен иметь уверенность, что при применении к нему методов медицины и биологии, будет обеспечено уважение его прав и основных свобод (Статья 1 Конвенции Овьедо). Интересы и благополучие отдельного человека должны превалировать над общественными или научными интересами (Статья 2 Конвенции). Этические, правовые и социальные вопросы использования ВРТ: вторжение в фундаментальный естественный процесс; судьба замороженных эмбрионов, новизна и недостаточная апробация некоторых технологий и т. п. – 4 часа. ^
^
^
4. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ Зачет 5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА ^
Авторы: ЗДН РФ, д.ф.н., д.ю.н., проф. Седова Н.Н., к.ф.н., доцент Сергеева Н.В. Рецензент: д.ф.н., проф. Петрова И.А.. |