Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060105 «Стоматология» icon

Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060105 «Стоматология»





Скачать 2.25 Mb.
Название Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060105 «Стоматология»
страница 1/8
Дата 13.02.2013
Размер 2.25 Mb.
Тип Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8
Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

«Кабардино-Балкарский государственный

университет им.Х.М. Бербекова»


Кафедра « Общей врачебной практики, геронтологии,

общественного здоровья и здравоохранения»


К.м.н., доцент Кимова Л.Ф., к.м.н. Карданова Л.Д.


ГИГИЕНА С ОСНОВАМИ ЭКОЛОГИИ

ЧЕЛОВЕКА. ВГ


Учебно-методический комплекс


Для студентов специальности

060105 «Стоматология»


Нальчик 2009

УДК 613

ББК 512


^ Рецензенты: Кусова А.Р., зав. кафедрой общей гигиены ГОУ ВПО «СОГМА» Росздрава, д.м.н., профессор;

Каранашева В.А., зав. кафедрой нормальной и патологической анатомии, к.м.н., доцент.


^ К.м.н., доцент Кимова Л.Ф., к.м.н. Карданова Л.Д.

Гигиена с основами экологии, ВГ для студентов, обучающихся по специальности 060105 «Стоматология». Нальчик.: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2009. – 173 с.


Дисциплина «Гигиена с основами экологии, ВГ» преподается студентам 3-го курса специальности «Стоматология». В учебно-методическом комплексе представлен тематический план изучения дисциплины, рабочая программа, задания для самостоятельной работы, ситуационные задачи, тестовые задания, учебно-методические указания, программные вопросы для подготовки к зачету и экзамену.


«Согласовано» __________________декан медицинского факультета КБГУ

Захохов Р.М.


«Согласовано» __________________председатель УМК факультета КБГУ

Уметов М.А.


СОДЕРЖАНИЕ

1. Организационно-методический раздел 4

1.1. Цель, задачи и место дисциплины в образовательной программе 4

1.2. Объем дисциплины и виды учебной работы ..7

1.3. Учебно-тематический план ..7

^ 2. Программа дисциплины .13

2.1. Темы лекций .13

2.2. Темы лабораторных занятий .19

3. Тематика рефератов и методические рекомендации по

их выполнению .31

^ 4. Используемые инновационные методы в процессе преподавания .35

5. Методические рекомендации по изучению дисциплины .35


6. Формы промежуточного и итогового контроля (экзамен, зачет) и требования при их проведении ..38

6.1. Структура рейтинга (текущий и рубежный контроль) 38

6.2. Формы итоговой аттестации 40

6.3. Перечень контрольных вопросов 40

^ 7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины ..50

7
.1. Рекомендуемая основная литература 50

7.2. Рекомендуемая дополнительная литература 51

7.3. Рекомендуемые сайты 54

8. Приложения 55

^ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ


1.1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

Цель дисциплины «Гигиена с основами экологии человека. ВГ» - выработка у студентов-стоматологов осознанного понимания связи здоровья человека с окружающей средой, факторами и условиями жизни, трудовой деятельностью является необходимой предпосылкой для их активного участия в проведении научно-обоснованных и эффективных лечебных мероприятий, профилактики стоматологических заболеваний, пропаганды здорового образа жизни.

Задачи:

  • изучение студентами-стоматологами гигиенических вопросов эпидемиологии и профилактики заболеваний инфекционной и неинфекционной этиологии;

  • приобретение умений по использованию факторов окружающей среды и достижений научно-технического прогресса в оздоровительных целях;

  • выработка экологического мышления у студентов-стоматологов с учетом существующей сложной экологической обстановки;

  • формирование у будущих врачей-стоматологов навыков правильного планирования и проведения в жизнь профилактических мероприятий среди обслуживаемых ими контингентов населения.

^ Место дисциплины в образовательной программе

Преподавание дисциплины «Гигиена с основами экологии человека. ВГ» базируется на знаниях, полученных по предшествующим основным фундаментальным и клиническим дисциплинам.

При изучении курса гигиены студенты получают теоретические и практические знания по всем основным разделам гигиенической науки (гигиена питания, труда, коммунальная, возрастная, военная гигиена) из курса лекций, учебников и учебно-методических пособий.

При изложении курса гигиены обращается внимание на соответствующие статьи Конституции, новые законодательные акты об охране природы и другие государственные решения, оказывающие прямое и косвенное влияние на состояние окружающей среды и здоровье населения.

Чтение лекций и проведение лабораторных занятий на специальности «Стоматология» осуществляется в соответствии с планом; методика их проведения соответствует роли и содержанию дисциплины. В процессе прохождения практического курса осуществляется текущий, промежуточный и заключительный контроль знаний студентов, решаются задачи по утвержденной программе в рамках рейтинговой системы.

Некоторые практические занятия проводятся на объектах (ЛПУ, оказывающие амбулаторно-поликлиническую и стационарную стоматологическую помощь населению).

По завершении курса гигиены

^ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

  • Основы взаимодействия организма и окружающей среды.

  • Особенности влияния различных факторов окружающей среды на здоровье человека, пути их воздействия и формы их проявления.

  • Принципы организации мероприятий по предупреждению неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды на человеческий организм.

  • Принципы гигиенического нормирования и прогнозирования факторов окружающей среды.

  • Современные гигиенические проблемы профилактики стоматологических заболеваний.

  • Роль гигиены в научной разработке проблем укрепления здоровья, повышения работоспособности, продления активной жизни человека.

  • Гигиенические основы здорового образа жизни.

  • Гигиенические аспекты работы врача-стоматолога в различных медицинских, детских учреждениях, на промышленных предприятиях.

^ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ ОЦЕНИВАТЬ:

  • Статус питания и индивидуальное питание с использованием расчетных и лабораторно-клинических методов исследования.

  • Рационы питания организованных коллективов и давать рекомендации по их коррекции.

  • Доброкачественность основных пищевых продуктов и консервов.

  • Санитарное состояние, режим работы пищеблока (соблюдение гигиенических требований при приготовлении, хранении, транспортировке и реализации пищи).

  • Качество питьевой воды по данным лабораторного анализа.

  • Условия пребывания больных в отделении челюстно-лицевой хирургии.

  • Санацию воздуха лечебных учреждений с использованием УФ ламп.

  • Систему радиационной защиты при работе с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений.

  • Особенности условий труда врача-стоматолога (микроклимат, шум, вибрация, запыленность, загрязнение химическими веществами) по данным санитарно-гигиенического обследования и лабораторным исследованиям.

^ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ВЛАДЕТЬ:

  • Методикой организации питания в лечебных, детских и других учреждениях.

  • Методикой улучшения качества воды в полевых условиях.

  • Технологией отбора проб пищевых продуктов, биологических материалов на бактериологические исследования при подозрении на пищевые отравления и оформления соответствующей сопроводительной документации.

  • Способами организации гигиенических мероприятий по профилактике внутрибольничных инфекций.

  • Методикой расследования случаев профессиональных заболеваний.

  • Методами проведения санитарно-просветительной работы по гигиеническим вопросам среди различных контингентов населения.


^ 1.2. ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


виды работы

осенний

семестр - 5

весенний семестр - 6

Кредиты за год

Лекции

14

14

1,0

Лабораторные занятия

26

26

1,5

Самостоятельная работа

20

20

1,0

Итоговый контроль

–––

Зачет

­­­0,5

всего часов

60

60

4,0


^ 1.3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



п/п


Наименование тем

Всего

(часов)

Аудиторные занятия, в т.ч.


СРС

Л

ЛЗ



Предмет гигиены

6

2

__

4



Гигиена питания

26

6

14

6



Гигиена воды и водоснабжения

16

4

12

__



Гигиена воздушной среды

8

__

4

4



Гигиена труда

45

12

16

17



Возрастная гигиена

12

2

6

4



Гигиенические основы ЗОЖ

7

2

__

5



^ 1.3.1. СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И ФОРМА КОНТРОЛЯ ПО ТЕМАМ ДИСЦИПЛИНЫ





п/п


Наименование тем

Содержание самостоятель-ной работы, часы


^ Форма контроля


Методическое обеспечение

1.

История развития гигиены

Работа с учебной литературой, подготовка выступлений, 4 ч.

Устный опрос, оценка выступлений

  • Румянцев Г.И. Гигиена. – М., 2008. – гл. 2. – С. 12-30.

  • Рубан Э.Д., Крымская И.Г. Гигиена и основы экологии человека. Учебное пособие, 2007, 351 с.

2.


Профессиональ-ные яды: ртуть, мышьяк, окись

углерода, сернистый газ, марганец.

Работа с учебной литературой. Подготовка докладов, 4 ч

Устный опрос, оценка выступлений

  • Румянцев Г.И. Гигиена. – М., 2008. – гл. 13. – С. 462-499.

  • Пивоваров Ю.П., Королик В.В,, Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека. Под ред. Ю.П.Пивоварова. М., 2007.

3.


Канцерогенные вещества



Работа с учебной литературой, подготовка выступлений, 4 ч.

Устный опрос, оценка выступлений, тестирование

  • Румянцев Г.И. Гигиена. – М., 2008. – гл. 13. – С. 525-526.

  • Новиков С.М. , Прохоров Н.И. , Румянцев Г.И. Гигиена. Учебник - 2 изд. М., ГОЭТАР-МЕДИА, 2008.

4.

Микроэлементы и здоровье:

фтор, йод.


Работа с учебной литературой, просмотр демонстрацион-ных слайдов, 4 ч.

Устный опрос, тестирование

  • Румянцев Г.И. Гигиена. – М., 2008. – гл. 13. – С. 505-514.

  • Пивоваров Ю.П., Королик В.В,, Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека. Под ред. Ю.П.Пивоварова. М., 2007.

  • Тутельян В.А., Суханов Б.П., Керимова М.Н, Елизарова Е.В, Батурин А.К., Хотимченко С.А., Бессонов В.В. Методы анализа пищевых и биологически активных веществ (метод определения макро- и микроэлементов). Изд. – «ГЭОТАР-МЕД», 2004 г.

5.

Гигиенические проблемы акклиматизации человека.

Работа с учебной литературой, решение ситуационных задач, 4 ч.

Устный опрос, разбор и оценка задач

  • Румянцев Г.И. Гигиена. – М., 2008. – гл. 7. – С. 197-221.

  • Пивоваров Ю.П., Королик В.В,, Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека. Под ред. Ю.П.Пивоварова. М., 2007.

6.

Здоровый образ жизни и вопросы личной гигиены.

Подготовка выступлений, 5 ч.

Устный опрос

  • Румянцев Г.И. Гигиена. – М., 2008. – гл. 14. – С. 554-576.

  • Алексеев С.В., Пивоваров Ю.П. Экология человека - Учебник. Москва, 2001.

7.

Пищевые добавки, гигиеническая характеристика.

Работа с учебной литературой, 4 ч.

Устный опрос, оценка выступлений

  • Нечаев А.П., Смирнов Е.В. Пищевые ароматизаторы //Пищевые ингредиенты (сырье и добавки). – 2000. - №2. – С. 8-14.

  • Нечаев А.П., Болотов В.М. Пищевые красители //Пищевые ингредиенты (сырье и добавки). – М., 2001. – 214с.

  • Патрушев М.В., Возняк М.В. Партнеры и конкуренты //Лабораториум. – 2004. - №6. – С. 19-28.



^ 1.3.2. СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛИРУЕМОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ



п/п

Наименование тем

Контроли-руемая СРС, часы

Форма контроля

Методическое обеспечение

1.


Пищевой статус как показатель здоровья.

Работа с учебной литературой, 2 часа.

Устный опрос /разбор и оценка ситуационных задач

  • Румянцев Г.И. Гигиена. – М., 2008. – гл. 8. – С. 244-250.

  • Пятковский В.М. Гигиенические основы питания и экспертизы продовольственных товаров. – Новосибирск, 1999. – 431с.

2.

Урбанизация и здоровье.


Работа с учебной литературой, просмотр демонстрационных слайдов, 2 часа

Устный опрос, разбор и оценка ситуационных задач

  • Румянцев Г.И. Гигиена. Учебник. М., ГЭОТАР-МЕД, 2008

  • Пивоваров Ю.П., Королик В.В,, Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека. Под ред. Ю.П.Пивоварова. М., 2007.




3.

Научные основы гигиенического нормирования факторов окружающей среды.

Подготовка выступлений, 4 ч.

Устный опрос

  • Румянцев Г.И. Гигиена. – М., 2008. – гл. 10. – С. 309-360.

  • Агаджанян Н.А., Торшин В.И.- Экология человека (избранные лекции). Под ред.акад.РАМН Н.А. Агаджаняна. Москва, 1994.

  • Захаренко М.П., Гончарук Е.И., Кошелев Н.Ф., Сидоренко Г.И. Современные проблемы экологии. - Киев, 1993.

4.

Гигиеническая характеристика основных вредных производствен-ных факторов. Производствен-ный травматизм и охрана труда.

Работа с учебной литературой, 3 ч.

Устный опрос, разбор и оценка ситуационных задач

  • Румянцев Г.И. Гигиена. – М., 2008. – гл. 13. – С. 526-527.

  • Кириллов В.Ф. Гигиена труда. М., ГОЭТАР-МЕДИА, 2008.




^ 2. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ В 5-м СЕМЕСТРЕ

п/п


тема лекции


рассматриваемые вопросы, количество часов

исполь-зуемые

иллюстрации

1.

Введение в гигиену.

  • Современное содержание и задачи гигиены как научной дисциплины.

  • История развития гигиены.

  • Основные разделы гигиенической науки.

  • Методы гигиенических исследований.

  • Организация государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

  • Основные понятия и терминологии.

  • Основные факторы, определяющие здоровье.

Количество часов -2.

power point презентация

21 слайд

2.

Гигиена питания - раздел гигиенической науки.

  • Питание и здоровье населения.

  • Гигиенические основы рационального питания.

  • Биологические и экологические проблемы питания.

Количество часов -2.

power point презентация

18 слайдов



3.

Пищевые продукты, их санитарно-гигиеническая характеристика.

  • Пищевые продукты, их санитарно-гигиеническая характеристика.

  • Методы кулинарной обработки пищи.

  • Методы санитарной экспертизы пищевых продуктов.

  • Порча и фальсификация пищевых продуктов. ГОСТ и ВТУ.

  • Методы гигиенической оценки питания.

Количество часов -2.

power point презентация

14 слайдов

4.

Алиментарные заболевания.

  • Алиментарные заболевания.

  • Пищевые отравления, их

классификация.

  • Вопросы профилактики.

  • Принципы организации лечебного питания.

  • Санитарно-пищевой надзор, задачи.

Количество часов -2.

power point презентация

12 слайдов

5.

Вода и здоровье населения.

  • Физиологическое, санитарно-гигиеническое и народно-хозяйственное значение воды.

  • Водоснабжение населенных мест – одна из важнейших сторон их благоустройства.

  • Водный фактор заболеваемости населения инфекционной этиологии.

  • Органолептические свойства воды как фактор здоровья.

Количество часов -2.

power point презентация

19

слайдов

6.

Вода как фактор заболеваемости населения неинфекционной этиологии.

  • Химический состав воды, основные показатели.

  • Гигиеническая оценка солевого состава воды.

  • Эндемический флюороз и кариес, этиология и профилактика.

  • Уровская болезнь, или болезнь Кашина-Бека.

  • Эндемический зоб.

  • Значение токсических примесей в воде.

Количество часов -2.

power point презентация

15

слайдов

7.

Коммунальная гигиена.

  • Гигиеническая характеристика условий жизни в современных крупных городах и их влияние на здоровье населения.

  • Оздоровление условий жизни в городах как социально-гигиеническая и экологическая проблема.

  • Основные гигиенические требования к жилищам.

Количество часов -2.

power point презентация

16 слайдов


^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ В 6-м СЕМЕСТРЕ

п/п


тема лекции


рассматриваемые вопросы, количество часов

исполь-зуемые

иллюс-трации

1.

Значение гигиены в охране и укреплении здоровья детей.

  • Основные вопросы профилактической работы врачей детских учреждений.

  • Своевременная санация полости рта - одна из основ профилактики заболеваемости среди детей.

Количество часов – 2.

power point презентация

18 слайдов

2.

Гигиена труда - отрасль гигиенической науки

  • Труд и здоровье населения.

  • Основные профессиональные вредности в стоматологии.

  • Особенности гигиены труда врачей-стоматологов.

  • Гигиенические мероприятия и гигиенический режим в стоматологических поликлиниках.

Количество часов – 2.

power point презентация

19 слайдов

3.

Физические факторы на производстве.

  • Гигиеническая характеристика воздушной среды.

  • Загрязнение атмосферного воздуха как экологическая проблема, основные источники загрязнения.

  • Охрана атмосферного воздуха.

  • Атмосферное давление как производственно-санитарный фактор.

  • Повышенное атмосферное давление, влияние на организм, профилактика.

  • Пониженное атмосферное давление, влияние на организм, профилактика.

  • Классификация шума.

  • Влияние шума на организм. Профилактика.

  • Гигиеническая характеристика шума

  • Гигиеническая характеристика вибрации.

  • Биологическое действие вибрации.

  • Профилактика влияния вибрации на организм.

Количество часов -2.

power point презентация

16 слайдов

4.

Гигиена производственного микроклимата.

  • Классификация производственного микроклимата.

  • Теплообмен организма с внешней средой.

  • Термический фактор на производстве.

  • Влияние термического фактора на здоровье работающих.

  • Питьевой режим в горячих цехах.

Количество часов -2.

power point презентация

23 слайда

5.

Гигиена труда при работах с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений.

  • Радиационная гигиена – отрасль гигиенической науки.

  • Гигиеническая характеристика радиоактивных частиц.

  • Источники радиоактивных излучений как производственно-санитарный фактор.

  • Естественный радиоактивный фон. Основные источники.

  • Методы защиты от ионизирующей радиации и радиоактивных веществ при внутреннем облучении.

  • Методы защиты от ионизирующей радиации и радиоактивных веществ при внешнем облучении.

  • Гигиеническая характеристика лазерного излучения.

Количество часов -2.

power point презентация

28 слайдов

6.

Производственная пыль, классификация. Основные профессиональные болезни. Промышленно-токсикологическая характеристика основных химических факторов на производстве.

  • Промышленная токсикология – раздел гигиенической науки.

  • Пути поступления ядов в организм и пути их выведения.

  • Распределение ядов в организме.

  • Характер действия ядов.

  • Комбинированное действие производственных ядов.

  • Классификация промышленных ядов.

  • Методы установления ПДК основных токсических химических веществ.

  • Профилактика в промышленной токсикологии.

Количество часов -2.

power point презентация

30 слайдов

7.

Гигиенические основы здорового образа жизни.

  • ЗОЖ – путь к долголетию.

  • Качество питания.

  • Качество жилищно-бытовых условий.

  • Производственная среда. НОТ.

  • Преодоление стрессовых ситуаций.

  • Факторы риска и способы их преодоления.

Количество часов -2.

power point презентация

17 слайдов


^ 2.2. ТЕМЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

Тематический план лабораторных занятий в 5-м семестре

п/п

Тема лабораторного занятия,

количество часов

Лабора-торный практикум


Компетенции

1

Медицинский контроль за адекватностью питания. Расчетный метод оценки адекватности питания. Решение ситуационных задач.

Количество часов - 4

Методические разработки для студентов, таблицы, ситуационные задачи по составле-нию меню-раскладки

Знать:

теоретические предпосылки разбираемой темы:

  • адекватность питания;

  • рациональное питание, основные требования;

  • физиологические основы питания;

  • значение основных пищевых веществ в рационе питания (белки, жиры, углеводы, мин. вещества, витамины);

Уметь:

  • составлять меню-раскладку по предлагаемой преподавателем ситуационной задаче с учетом требований (пол, возраст, проф. принадлежность, кратность приема пищи и т.д.).

Владеть:

  • навыками составления и использования в практической деятельности диетического питания и рекомендаций основных диетических столов больным разного профиля.

2

Пищевая ценность и санитарная экспертиза основных продуктов питания (молоко, хлеб, мука, мясо).

Усвоение методов гигиенической оценки питания.

Количество часов - 6

Методичес-кие разработки по санитарной экспертизе пищевых продуктов, таблицы, ситуацион-ные задачи.

Знать:

теоретические предпосылки разбираемой темы:

  • пищевая ценность отдельных продуктов питания;

  • методы кулинарной обработки пищи. ГОСТ, ВТУ;

  • методы санитарной экспертизы пищевых продуктов;

  • методы гигиенической оценки питания.

Уметь:

  • осуществлять санитарную экспертизу основных пищевых продуктов, используя разные методы, и сравнивать полученные результаты с существующими гигиеническими нормативами.

Владеть:

  • методикой применения в практической деятельности результатов санитарной экспертизы, зная гигиенические нормативы.

3

Пищевые отравления, их профилактика и расследование. Решение ситуационных задач. Оформление формы № 058/ У.

Количество часов - 4

Методические разработки для студентов, таблицы, ситуационные задачи, учетные формы № 058/у.

Знать:

теоретические предпосылки разбираемой темы:

  • классификация пищевых отравлений;

  • клиника пищевых отравлений микробной природы;

  • клиника пищевых отравлений немикробной природы;

  • пищевые отравления невыясненной этиологии.

Уметь:

  • проводить диагностику пищевых отравлений и определять меры по их профилактике в соответствии с условиями ситуационной задачи.

Владеть:

  • методикой заполнения учетной формы № 058/у.

4.

Гигиеническая оценка качественного состава питьевой воды. Решение ситуационных задач.

Количество часов - 4

Методичес-кие разработки для студентов, таблицы, ситуацион-ные задачи

Знать:

теоретические предпосылки разбираемой темы:

  • физиологическое, гигиеническое, народно-хозяйственное значение воды;

  • основные гигиенические требования к качеству питьевой воды;

  • физические, химические, бактериологические показатели качества воды;

  • водный фактор заболеваемости населения инфекционной природы;

  • водный фактор заболеваемости населения неинфекционной природы;

Уметь:

  • давать развернутое гигиеническое заключение по данным ситуационной задачи.

Владеть:

  • методикой оценки качества воды по готовым анализам.

5.

Усвоение лабораторных методов улучшения качественного состава питьевой воды. Значение содержания фтора в питьевой воде в стоматологической практике.

Количество часов - 4

Методичес-кие разработки для студентов, таблицы, ситуацион-ные задачи

Знать:

теоретические предпосылки разбираемой темы:

  • основные источники водоснабжения;

  • основные методы улучшения качества питьевой воды:

- очистка;

- обеззараживание;

  • специальные методы улучшения качества питьевой воды (фторирование, обесфторивание, дезодорация и т.д.);

Уметь:

  • определять качество воды по заданным в ситуационной задаче параметрам;

Владеть:

  • методикой использования параметров качества воды в практической работе врача-стоматолога.

6.

Коагулирование и хлорирование как методы улучшения качества воды.

Количество часов – 4.

Методичес-кие разработки для студентов, таблицы, ситуацион-ные задачи

Знать:

теоретические предпосылки разбираемой темы:

  • методы очистки воды;

  • коагулирование – один из методов химической очистки воды;

  • гигиеническая характеристика основных коагулянтов (сульфат алюминия, сульфат железа, хлористое железо);

  • методы обеззараживания воды;

  • хлорирование – один из методов обеззараживания воды;

  • гигиеническая характеристика хлорной извести, используемой для цели обеззараживания воды.

Уметь:

  • определять количество сухого коагулянта, необходимого для осветления воды;

  • определять количество активного хлора в хлорной извести, предназначенной для хлорирования воды;

Владеть:

  • методиками определения качества питьевой воды;

  • методикой использования параметров качества коагулянта и хлорной извести в практической работе врача-стоматолога.



^ Тематический план лабораторных занятий в 6-м семестре

п/п

Тема лабораторного занятия,

количество часов

лабораторный практикум

Компетенции

1

Усвоение методов оценки физического развития детей. Антропометрический профиль, антропометрические индексы.

Количество часов – 6.

Методические разработки для студентов, таблицы.

Знать:

теоретические предпосылки разбираемой темы:

  • возрастная гигиена – раздел гигиенической науки, задачи;

  • группы здоровья детей;

  • анатомо-физиологические особенности растущего организма;

  • классификации возрастных периодов жизни человека;

  • критические возрастные периоды;

  • основные теории старения;

  • профилактика преждевременного старения.

Уметь:

  • определять уровень физического развития по антропометрическому профилю;

  • определять уровень физического развития по антропометрическим индексам.

Владеть:

  • техникой вычерчивания антропометрического профиля;

  • методикой использования антропометрических индексов.

2.

Гигиеническая оценка размещения, планировки отдельных структурных подразделений и специализированных отделений стоматологических поликлиник. (Работа на объекте, составление акта санитарного обследования).

Количество часов – 4.

Методические разработки для студентов, схемы обследования ЛПУ.

Знать:

теоретические предпосылки разбираемой темы:

  • этапы больничного строительства;

  • внутрибольничные инфекции, профилактика;

  • основные структурные подразделения больницы;

  • особенности деятельности специализированных отделений стоматологических поликлиник;

  • особенности деятельности отделения ЧЛХ;

  • гигиеническая оценка микроклимата, отопления, освещения стоматологических ЛПУ.

Уметь:

  • исследовать основные светотехнические параметры помещений в ЛПУ;

  • оформлять акты обследования.

Владеть:

методикой определения и оценки основных показателей отопления, освещения, микроклимата в ЛПУ.

3.

Гигиена воздуха. Усвоение инструментально-лабораторных методов исследования воздушной среды.

Количество часов – 4.


Методические разработки для студентов, таблицы, ситуационные задачи, лабораторный инструментарий, приборы.

Знать:

теоретические предпосылки разбираемой темы:

  • климат и здоровье;

  • экологические проблемы, связанные с климатическими особенностями местности;

  • физические показатели состояния воздушной среды;

  • химический состав атмосферного воздуха;

  • основные источники загрязнения воздуха;

  • метеопатические реакции и болезни;

  • УФ-излучение, значение;

  • классификация климатических зон РФ.

Уметь:

  • определять основные физические и химические параметры воздушной среды с помощью лабораторного инструментария и приборов.

Владеть:

  • методологией использования результатов исследования воздушной среды в практической деятельности врача.

4.

Функциональные сдвиги в организме при работе.

Количество часов – 6.


Методические разработки для студентов, таблицы, инструментарий, приборы.

Знать:

теоретические предпосылки разбираемой темы:

  • физиология труда;

  • функциональные сдвиги в органах и системах при физической нагрузке и восстановлении.

Уметь:

  • определять функциональные сдвиги в ЦНС, сердечно-сосудистой, дыхательной системах при физической нагрузке;

  • определять период восстановления изменившихся после физической нагрузки параметров сердечно-сосудистой, дыхательной систем.

Владеть:

  • методикой определения функциональных сдвигов и использования полученных результатов в практической деятельности.

5.

Гигиенические аспекты работы врача-стоматолога. Знакомство с наиболее распространенными формами профессиональной патологии.

Количество часов – 6.

Методические разработки для студентов, таблицы, ситуационные задачи

Знать:

теоретические предпосылки разбираемой темы:

  • гигиенические аспекты работы врача-стоматолога-терапевта, хирурга, ортопеда, ортодонта;

  • специфические и неспецифические профессиональные заболевания в стоматологии;

  • методы профилактики в стоматологии.

Уметь:

  • решать конкретные ситуационные задачи по условиям труда с учетом специфики производственного процесса;

  • наметить меры по оздоровлению условий труда.

Владеть:

  • основными методами определения основных показателей заболеваемости среди различных контингентов работающих в стоматологии.



^ 3. ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

  1. Гигиена и ее основные задачи.

  2. Стресс и адаптационный синдром.

  3. XXI век без табака.

  4. Табакокурение, никотинизм и здоровье.

  5. Алкоголь, алкоголизм и здоровье.

  6. Наркомания и здоровье.

  7. Токсикомания и здоровье.

  8. Эффективность профилактики экологически обусловленных изменений здоровья.

  1. Экология и здоровье.

  2. Урбанизация и здоровье человека.

  3. НТР и экологические проблемы, связанные с ней.

  4. Вода- фактор здоровья.

  5. Пища, питание- фактор здоровья.

  6. Пищевые добавки, их гигиеническая характеристика.

  7. Труд, двигательная активность - факторы здоровья.

  8. Здоровая сексуальность.

  9. СПИД. Профилактика.

  10. Факторы риска и здоровье женщины.

  11. Факторы риска как социально-гигиеническая проблема.

  12. Туберкулез как социально-гигиеническая проблема.

  13. Экологическое образование и экологическое воспитание как насущная задача человечества в целях выживания.

  14. Актуальные вопросы современной глобальной экологии, теории и практики охраны природы.

  15. Проблемы охраны Космоса и сохранения озонового экрана.

  16. Проблемы охраны мирового океана.

  17. Проблемы охраны атмосферы и климата планеты.

  18. Основные источники загрязнения окружающей природной среды.

  19. Прогрессивные технологии, обеспечивающие сохранение окружающей природной Среды.

  20. Задачи широкого внедрения в производство малоотходных и безотходных технологий.

  21. Возможности и пути оптимизации взаимодействия человека, общества и природы.

  22. Многообразие проблем экологии и охраны природы.

  23. Развитие мер по защите окружающей природной среды в истории человечества.

  24. Задачи современной глобальной экологии.

  25. Основные этапы исторического развития экологии.

  26. Проблемы экологического кризиса и пути его преодоления.

  27. Акселерация развития.

  28. Гигиена умственного труда.

  29. Профессиональные вредности в системе здравоохранения и их профилактика.

  30. Специфические и неспецифические пневмокониозы и их профилактика.

  31. Почва как фактор внешней среды.

  32. Солнечная радиация. Её экологическое и гигиеническое значение.

  33. Проблемы охраны окружающей среды в условиях НТР.

  34. Гигиена - основная профилактическая медицинская наука.

  35. Проблемы охраны недр Земли.

  36. Почва как источник жизни и продуцирования растительных объектов питания человека и животных.

  37. Основные закономерности физического развития. Акселерация.

  38. Физиологическая сущность закаливания детей. Методы закаливания.

  39. Производственный травматизм, его предупреждение.

  40. Гигиена труда в животноводстве.

  41. Гигиена труда в полеводстве.

  42. Заболеваемость и травматизм работников сельского хозяйства.

  43. Производственное освещение и его гигиеническое значение.

  44. Защита от внешнего излучения при работе с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений в лечебно-профилактических учреждениях.

  45. Защита от внутреннего облучения при работе с радиоактивными веществами в лечебно-профилактических учреждениях.

  46. Гигиена воздуха.

  47. Загрязнение воздуха.

  48. Загрязнение воздуха.

  49. ЗОЖ.

  50. Взаимодействие человека, общества и природы.

  51. Полимеры в медицине.

  52. Власть пищи.

60.Женское здоровье.

  1. Охрана океана.

  2. Почва и недра.

  3. Социальная экология.

  4. Экология и НТР.

  5. Экологическая ситуация РФ.

  6. Экологическая политика.



^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА И ТРЕБОВАНИЯ К ЕГО ОФОРМЛЕНИЮ

Реферат состоит из:

  • введения;

  • основной части – обобщенное и систематизированное изложение темы на основе литературных источников;

  • заключения или выводов;

  • перечня использованных литературных источников (отечественных и иностранных).

Объем реферата – 8-10 страниц машинописного текста или 18-20 страниц рукописи. Текст должен быть напечатан или написан только на одной стороне листа с полями: слева – 3 см, справа – 1 см, сверху и снизу – 2,5 см. Каждый лист, таблица и рисунок должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами. Работа должна быть сброшюрована.

Указатель литературы должен содержать не менее 5-6 источников: пособия, справочники, монографии, периодические издания, страницы в Интернете и т.д. Использованные источники располагаются в алфавитном порядке. Описание каждого источника имеет следующую последовательность:

  • Фамилия и инициалы авторов книг и статей;

  • название статьи;

  • название книги или журнала;

  • место издания, издательство, год издания, том, выпуск (для журналов - № журнала), страницы от … до …

На титульном листе (см. ниже) следует указать полное название ВУЗа, кафедры, специальность, тему реферата, фамилию, имя, отчество преподавателя и студента, номер подгруппы, год.

^ Пример титульного листа

Кабардино-Балкарский госуниверситет им. Х.М. Бербекова

Медицинский факультет

Кафедра общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения


РЕФЕРАТ

ТЕМА: « __________________________________________________»


Руководитель – Кимова Л.Ф.

Исполнитель – студент 3 курса 1 п/гр. специальности «Лечебное дело»

Ф.И.О.

^ 4. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ

  • Мультимедийное сопровождение лекций.

  • Деловые игры по социальной медицине, экономике, маркетингу и управлению здравоохранением.

  • Творческие задания (составление ситуационных задач).


^ 5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ


5.1 РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Краткое описание структуры занятия

Учебное время: 4 часа - 180 минут

Метод и место: лабораторное занятие с подгруппой в учебной аудитории.

Учебные цели: 1. Разобрать следующие теоретические вопросы:

1. 2. 3. 4. и т.д.

2. Приобрести практические навыки:

1. 2. 3. 4. и т.д.

3. Решение ситуационных задач или лабораторная работа.

План проведения занятия

п/п

Учебные цели

Действия студентов

^ Время,

минуты


1.

Организационная часть занятия.

Преподаватель проверяет по журналу присутствие студентов, объявляет тему и порядок проведения занятия.

Слушают, готовятся к устным ответам

3

2.

Устный опрос по учебно-целевым вопросам темы

Отвечают на вопросы, дополняют и уточняют ответы студентов

57

3.

Приобретение практических навыков при проведении лабораторной работы, решение ситуационных задач.

Преподаватель показывает необходимые для данного занятия практические навыки, раздает методические разработки с типовыми заданиями, ситуационные задачи.

Изучают методические разработки, выполняют практические навыки, решают ситуационные задачи.

100

4.

Заключительная часть занятия.

Заключительное слово преподавателя.

Подведение итогов занятия. Прием протоколов лабораторного занятия. Ориентация на очередное занятие. Домашнее задание.

Сдают протоколы лабораторного занятия

20



^ 5.2. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ:

  1. Кимова Л.Ф., Нагаплова Ф.В. Лабораторный практикум по разделу “Гигиена воды и водоснабжения”.- Нальчик.- 2001.- 36 с.

  2. Кимова Л.Ф., Шомахов А.О. Контрольные тестовые задания по гигиене с основами экологии, военной гигиене. Нальчик.- 2002.- 49 с.

  3. Кимова Л.Ф., Нагаплова Ф.В. Методы определения содержания фтора в питьевой воде и профилактика кариеса и флюороза. Методическая разработка. – Нальчик, 2002. – 18с.

  4. Кимова Л.Ф., Нагаплова Ф.В. Методика санитарного обследования стоматологической поликлиники и оценка условий труда медицинского персонала. Методические разработки. – Нальчик, 2002. – 27с.

  5. Кимова Л.Ф. Лабораторный практикум по гигиене питания. Нальчик.-2005. - 35 стр.

  6. Хачетлова Р.К., Кимова Л.Ф. и соавт. Противоэпидемический и дезинфекционный режим в инфекционных отделениях. Методические указания. – Нальчик, 2008. – 15с.

^ 6. ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ (ЭКЗАМЕН, ЗАЧЕТ) И ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ИХ ПРОВЕДЕНИИ


6.1. СТРУКТУРА РЕЙТИНГА (ТЕКУЩИЙ И РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ)


Структура рейтинговой системы и периодичность контроля разделов

на занятиях в 5-м семестре по гигиене 3 «СТ»

точки контроля



название разделов

Оцен




КА










3




5










бал-



лы




1


Гигиена питания. Расчетный метод оценки адекватности питания.Приобретение практических навыков и умений для составления меню-раскладки. Решение ситуационных задач.

3




5




2

Пищевые отравления.Усвоение практических навыков по решению ситуационных задач и оформлению формы № 058/У.

2




5




3

Тест-контроль

4




7




4

Текущий опрос.

2




3




5

Посещение занятий.

3




3







^ Итого баллов по 1-й контрольной точке

14




23




1

Приобретение практических навыков, умений и владений методами санитарной экспертизы пищевых продуктов (молоко,хлеб,мука,мясо,консервная продукция).

2




4




2

Итоговое контрольное мероприятие по гигиене питания.

5




7




3

Тест-контроль

4




7




4

Текущий опрос.

1




2




5

Посещение занятий.

3




3







^ Итого баллов по 2-й контрольной точке

15




23




1

Гигиена воды и водоснабжения.Решение ситуационных задач по усвоению практических навыков,умению и владению методами анализа качественного состава воды.

2




3




2

Приобретение практических навыков проведения лабораторных работ по очистке и обеззараживанию воды.

1




2




3

Итоговое контрольное мероприятие по гигиене воды и водоснабжения.

3




5




4

Тест-контроль

4




7




5

Текущий опрос.

2




3




6

Посещение занятий.

4




4







^ Итого баллов по 3-й контрольной точке

16




24







ВСЕГО:

45




70



Зав.кафедрой,

профессор А.М.Инарокова


СТРУКТУРА

рейтинговой системы и периодичность контроля разделов на занятиях

по гигиене с основами экологии в 6-м семестре для студентов 3 курса «СТ»

2010-2011 уч.год

Точки контр



название разделов

оценка
















3



5










баллы









1


Возрастная гигиена. Приобретение практических навыков по усвоению методов оценки физического развития. УИРС: «Вычерчивание антропометрического профиля».

3




5




2


Климат и здоровье. Гигиена воздуха. Приобретение практических навыков по усвоению инструментальных методов исследования воз душной среды. Решение ситуационных задач.

2




5




3

Тест-контроль

5




7




4

Текущий опрос.

1




3




5

Посещение занятий.

3




3





^ Итого по 1-й контрольной точке:

14




23




1


Приобретение знаний, умений и владения методами изучения функциональных сдвигов в

организме при физической нагрузке. УИРС: «Усвоение лабораторных методов изучения функциональных сдвигов в организме при работе».

1




3




2


Приобретение теоретических знаний и практических навыков по изучению показателей заболеваемости на производстве. Решение ситуационных задач. Заполнение учетной формы № 058/У.

1




2




3

Гигиена труда, итоговое контрольное мероприятие

4




6




4

Текущий опрос.

1




2




5

Тест-контроль

4




7




6

Посещение занятий.

3




3







^ Итого по 2-й контрольной точке:

14




23




1


Приобретение практических навыков по самостоятельному санитарному обследованию стоматологического учреждения (работа на объекте с составлением протокола обследования).

2




3




2


Гигиена жилищ и общественных зданий. Определение основных светотехнических показателей. Решение ситуационных задач по усвоению практических навыков.

1




2




3

4

Тест - контроль.

Посещение занятий.

5

4




7

4




5

Собеседование по лекционному курсу.

4




8






^ Итого по 3-й контрольной точке:

16




24






ВСЕГО:

44




70



Зав.кафедрой, профессор А.М.Инарокова


^ 6.2. ФОРМА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ


СТРУКТУРА ЗАЧЕТА

по дисциплине «Гигиена с основами экологии, ВГ»

на 3 курсе специальности “Стоматология”

Этап

Форма проведения

Критерии оценки

1 этап

Тестирование

61-70% - 3 балла;

71-80% - 4 балла;

81-90% - 5 баллов;

91-100% - 6 баллов

2 этап

Практические навыки (решение ситуационной задачи)

1 задача – 5 баллов

3 этап

Теоретическая подготовка

10 баллов




^ 6.3. ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ.


Контрольные вопросы к коллоквиуму по теме: «Гигиена питания»

1. Дать определение понятиям: гигиена, санитария, профилактика,

санитарная культура, санитарные условия, гигиенические условия,

гигиенический норматив, экология, экология человека, экосистема.

2. Классификация санитарных факторов, методы их исследования,

описательные методы в гигиене.

3. Здоровье, дать определение, показатели индивидуального и массового здоровья.

4. Гигиена питания - раздел гигиенической науки, задачи.

5. Физиолого-гигиеническое значение питания.

6. Рациональное питание. Основные гигиенические требования к питанию, пище.

7. Меню-раскладка,ее гигиеническая характеристика.

8. Значение белков в питании человека.

9. Значение жиров в питании человека.

10.Значение углеводов в питании человека.

11.Минеральные вещества в питании человека.

12.Витамины в питании человека . Виды нарушений витаминного обмена.

13. Методы санитарной экспертизы пищевых продуктов.

14. Порча и фальсификация пищевых продуктов и методы их определения.

ГОСТ, ВТУ, их характеристика.

15. Методы гигиенической оценки питания.

16. Мясо и рыба как продукты питания.

17. Молоко, яйца как продукты питания.

18. Мука, крупы, хлеб как продукты питания.

19. Овощи и фрукты как продукты питания.

20. Болезни недостаточного и избыточного питания.

21. Пищевые отравления, классификация пищевых отравлений по К.С.Петровскому.

22. Пищевые отравления немикробной природы, профилактика.

23. Отравление ядовитыми грибами, профилактика.

24. Ботулизм, меры профилактики.

25. Пищевые отравления микробной природы, профилактика.

26. Требования к организации пищеблока больниц. Личная гигиена персонала

пищевого блока.

27.Принципы организации лечебного питания.

28.Санитарно-пищевой надзор, виды, задачи.

29.Задачи врача войсковой части по вопросам питания.

30.Разновидность рационов питания, используемых в войсках.

31.Режим питания военнослужащих.

32. Состав суточного рациона питания солдатского пайка.

33. Загрязнение пищевых продуктов радиоактивными в-вами. Методы дезактивации.

34. Загрязнение пищевых продуктов отравляющими веществами. Методы дегазации.

35. Загрязнение пищевых продуктов бактериальными средствами. Методы обеззараживания.

36. Походные кухни, их гигиеническая характеристика, ПХД.


Контрольные вопросы к коллоквиуму по теме: «Гигиена воды и водоснабжения»

  1. Физиологическая роль воды.

  2. Гигиеническое и народнохозяйственное значение воды.

  3. Органолептические свойства воды.

  4. Источники водоснабжения, их гигиеническая характеристика.

  5. Атмосферные воды как источники водоснабжения.

  6. Подземные воды как источники водоснабжения, их гигиеническая характеристика.

  7. Открытые источники водоснабжения, их гигиеническая характеристика.

  8. Методы улучшения качества воды.

  9. Методы очистки воды.

  10. Методы обеззараживания воды.

  11. Коагулирование воды как один из методов очистки воды.

  12. Хлорирование воды как один из методов обеззараживания воды .

  13. Химические показатели загрязнения воды.

  14. Бактериологические показатели загрязнения воды.

  15. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения.

  16. Водный фактор заболеваемости населения инфекционной этиологии.

  17. Водный фактор заболеваемости населения неинфекционной этиологии.

  18. Задачи военно-медицинской службы по обеспечению войск доброка- чественной водой.

  19. Санитарно-эпидемиологическая разведка источников водоснабжения.

  20. Пункты водоснабжения.

  21. Нормы потребления воды в военно-полевых условиях.

  22. Требования, предъявляемые к качеству воды в военно-полевых условиях.

  23. Загрязнения воды РВ, ОВ, БС в военно-полевых условиях.

  24. Методы очистки и обеззараживания воды в военно-полевых условиях.

  25. Методы консервирования воды в военно-полевых условиях.

  26. Защита источников водоснабжения. Хранение и перевозка воды в военно-полевых условиях.

  27. Коли-титр. Допустимые показатели при централизованном, местном и военном видах водоснабжения.

  28. Коли-индекс. Допустимые показатели при централизованном, местном и военном видах водоснабжения.

  29. Микробное число ( счет колоний ). Допустимые показатели при централизованном, местном и военном видах водоснабжения.

  30. Жесткость воды , виды жесткости, гигиеническое значение, единицы измерения.


Контрольные вопросы к коллоквиуму по теме: «Гигиена жилых и общественных зданий. Больничная гигиена»

1. Гигиена жилых и общественных зданий - отрасль коммунальной гигиены, задачи.

2. Градообразующие факторы и градообразующие элементы.

3. Урбанизация и здоровье человека.

4. Основные гигиенические требования, предъявляемые к жилищам.

5. Микроклимат жилищ.

6. Отопление, освещение, вентиляция, звукоизоляция жилых и

общественных зданий.

7. Связь между жилищными условиями и заболеваемостью.

8. Основные гигиенические требования, предъявляемые к строительным материалам.

9. Санитарно-гигиеническая характеристика полимерных строительных материалов (ПСМ).

10. Больничная гигиена, задачи.

11. Основные этапы больничного строительства.

12. Требования к размещению и застройке больничного комплекса.

13. Особенности внутренней планировки больничных учреждений.

14. Основные структурные подразделения больницы.

15. Организация внутренней среды больниц (отопление, воздушная среда, освещение, вентиляция, водоснабжение и канализация).

16. Внутрибольничные инфекции, профилактика.

17. Планировка и режим работы инфекционного отделения.

18. Планировка и режим работы хирургического отделения.

19. Планировка и режим работы акушерского отделения.

20. Планировка и режим работы детских отделений.

21. Планировка и режим работы поликлинических отделений.

22. Планировка и режим работы рентгенологических и

радиологических отделений.

23. Трудовая деятельность врача, особенности гигиены труда

врачей.


Контрольные вопросы к коллоквиуму по теме: «Гигиена труда»

1. Гигиена труда, задачи на современном этапе.

2. Классификация производственно-санитарных факторов.

3. Физические факторы на производстве.

4. Влажность воздуха, ее гигиеническое значение.

5. Термический фактор на производстве.

6. Движение воздуха, его гигиеническое значение.

7. Атмосферное давление, как производственно-санитарный фактор.

8. Повышенное атмосферное давление, влияние на организм.

9. Пониженное атмосферное давление, влияние на организм.

10. Питьевой режим в горячих цехах.

11.Погода. Климат. Основные климатические районы нашей страны.

Метеопатические реакции, метеопатические болезни.

12. Микроклимат. Классификация производственного микроклимата.

13. УФ-лучи, классификация, влияние на организм.

14. Производственный шум, влияние на организм. Профилактика.

15. Производственная вибрация, влияние на организм, профилактика.

16 .Фоновая радиация. Источники естественного радиоактивного фона.

17. Производственная пыль, влияние на организм. Классификация

производственной пыли.

18. Химические факторы на производстве.

19. Пути поступления, выведения промышленных ядов из организма.

20. Судьба ядов в организме.

21. Классификация промышленных ядов. ПДК-определение.

22. Свинец, как промышленный яд, влияние на организм, проф-ка.

23. Ртуть как промышленный яд, влияние на организм, проф-ка.

24. Методы профилактики в гигиене труда.

25. Работа цехового врача.

26. Профессиональные заболевания, их профилактика.

27. Медицинское обслуживание промышленных рабочих.

Заболеваемость на производстве.

28. Оздоровительные мероприятия на промышленных предприятиях.

29. Утомление, переутомление, профилактика.

30. Средства индивидуальной защиты на производстве.

31. Медико-биологические меры профилактики на производстве.

32. Организационные и общие санитарно-технические меры

профилактики на производстве.

33. Медико-санитарное обслуживание сельскохозяйственных рабочих.


Программные вопросы к зачету по гигиене с основами экологии, ВГ

для студентов 3 курса специальности “Стоматология”

  1. Предмет и задачи гигиены.

  2. Основные сведения из истории развития санитарной культуры и гигиенической науки.

  3. Значение и применение гигиенических правил во врачебной практике.

  4. Определение понятий: гигиена, санитария, санитарная культура,профилактика, санитарные условия, гигиенические условия, гигиенический норматив, экология, экология человека, экосистема.

  5. Классификация санитарных факторов и методы их исследования.

  6. Научно-техническая революция. Экологические и гигиенические проблемы, связанные с ней. Значение охраны внешней среды в эпоху НТР.

  7. Урбанизация и здоровье человека.

  8. Основы личной гигиены. Гигиена полости рта.

  9. Физические свойства атмосферного воздуха и их гигиеническое значение.

  10. Погода, климат, микроклимат. Основные климатические районы нашей страны. Метеопатические реакции и метеопатические болезни.

  11. УФ-лучи, классификация, гигиеническая характеристика, биологическое действие.

  12. Химический состав атмосферного воздуха, источники загрязнения, гигиеническое значение.

  13. Гигиена питания - раздел гигиенической науки, задачи.

  14. Значение рационального питания для здоровья и физического развития населения. Основные гигиенические требования к пище.

  15. Значение белков в рационе питания человека. Сравнительная гигиеническая характеристика белков животного и растительного происхождения.

  16. Значение жиров в рационе питания человека. Сравнительная гигиеническая характеристика жиров животного и растительного происхождения.

  17. Значение углеводов в рационе питания человека.

  18. Витамины в рационе питания человека. Классификация витаминов. Виды нарушений витаминного обмена.

  19. Минеральные вещества в питании человека.

  20. Способы кулинарной обработки пищи. Порча и фальсификация пищевых продуктов. Витаминизация, консервирование.

  21. Методы санитарной экспертизы пищевых продуктов. ГОСТ, ВТУ.

  22. Лабораторные методы санитарной экспертизы молока, хлеба, муки.

  23. Методы гигиенической оценки питания.

  24. Мясо и рыба как продукты питания.

  25. Яйца, молоко и хлеб как продукты питания.

  26. Овощи и фрукты в рационе питания.

  27. Пищевые отравления. Классификация. Профилактика.

  28. Санитарно-пищевой надзор, его виды, задачи.

  29. Коммунальная гигиена - раздел гигиенической науки, задачи.

  30. Гигиена жилых и общественных зданий - отрасль коммунальной гигиены, задачи.

  31. Градообразующие факторы и градообразующие элементы, благоустройство городов.

  32. Урбанизация и здоровье человека.

  33. Основные гигиенические требования, предъявляемые к жилищам.

  34. Микроклимат жилищ.

  35. Отопление, освещение, вентиляция, звукоизоляция жилых и общественных зданий.

  36. Связь между жилищными условиями и заболеваемостью.

  37. Гигиенические требования к строительным материалам, их санитарно-гигиеническая характеристика. Полимерные материалы в стоматологии.

  38. Больничная гигиена. Этапы больничного строительства.

  39. Требования к размещению и застройке больничного комплекса.

  40. Основные структурные подразделения больниц.

  41. Гигиенические основы освещения, отопления и вентиляции лечебно-профилактических учреждений.

  42. Внутрибольничные инфекции. Профилактика.

  43. Ионизирующая радиация, влияние на организм. Естественный фон радиации, его источники.

  44. Принципы защиты при работе с закрытыми и открытыми радиоактивными веществами и источниками ионизирующей радиации.

  45. Особенности гигиены труда врачей стоматологических учреждений.

  46. Гигиеническое, физиологическое и народнохозяйственное значение воды.

  47. Гигиеническое нормирование качества основных параметров питьевой воды.

  48. Гигиеническая характеристика разных источников водоснабжения.

  49. Эпидемиологическое значение воды. Бактериологические показатели загрязнения воды.

  50. Химические показатели загрязнения воды.

  51. Методы улучшения качества воды.

  52. Методы очистки воды. Коагулирование как один из методов очистки воды. Лабораторная работа по определению оптимальной дозы сухого коагулянта.

  53. Хлорирование как один из методов обеззараживания воды. Лабораторный метод определения процента активного хлора в хлорной извести.

  54. Профилактика эндемических заболеваний, связанных с особенностями микроэлементного и солевого состава воды (флюороз,кариес, пр.)

  55. Источники загрязнения воды. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения.

  56. Возрастная гигиена - раздел гигиенической науки, задачи, классификация возрастных периодов.

  57. Содержание и методы профилактической работы детского врача.

  58. Анатомо-физиологические особенности растущего организма.

  59. Акселерация развития. Методы оценки состояния здоровья и физического развития детского населения.

  60. Антропометрический профиль. Антропометрические индексы, значение, применение.

  61. Гигиена труда - раздел гигиенической науки. Задачи. Классификация производственно-санитарных факторов.

  62. Классификация производственного микроклимата. Термический фактор на производстве. Профилактика. Питьевой режим в горячих цехах.

  63. Повышенное атмосферное давление как производственно-санитарный фактор, влияние на организм. Профилактика.

  64. Пониженное атмосферное давление как производственно-санитарный фактор, влияние на организм. Профилактика.

  65. Производственный шум, влияние на организм. Профилактика.

  66. Производственная вибрация, влияние на организм, профилактика.

  67. Производственная пыль, влияние на организм. Пылевые профессиональные болезни. Профилактика.

  68. Токсико-гигиеническая характеристика промышленных ядов.

  69. Классификация промышленных ядов. ПДК.

  70. Судьба ядов в организме. Пути поступления в организм и выведения ядов из организма.

  71. Утомление, переутомление, профилактика.

  72. Мышьяк как промышленный яд. Профилактика.

  73. Окись углерода как промышленный яд. Профилактика.

  74. Свинец как промышленный яд. Профилактика.

  75. Ртуть и ее соединения как промышленные яды. Профилактика.

  76. Канцерогены в промышленности.

  77. Производственный травматизм и охрана труда.

  78. Профилактика и ее значение в гигиене труда. Оздоровительные мероприятия на промышленных предприятиях.

  79. Медицинское обслуживание промышленных рабочих. Заболеваемость на производстве.

  80. Работа цехового врача.

^ 7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1.РЕКОМЕНДУЕМАЯ ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Алексеев С.В., Пивоваров Ю.П. Экология человека - Учебник. Москва, 2001.
  1   2   3   4   5   6   7   8

отлично
  1
Ваша оценка:

Похожие:

Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060105 «Стоматология» icon Учебно-методический комплекс Для студентов обучающихся по специальности 060105- «Стоматология»

Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060105 «Стоматология» icon Учебно-методический комплекс Для студентов обучающихся по специальности 060105- «Стоматология»

Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060105 «Стоматология» icon Учебно-методический комплекс для студентов специальности 060105 стоматология Нальчик 2009

Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060105 «Стоматология» icon Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060105

Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060105 «Стоматология» icon Учебно-методический комплекс Для студентов обучающихся по специальности 060105- «Стоматология»
В. Н. Олесова заведующий кафедрой клинической стоматологии и им­плантологии фум цсп, доктор медицинских...
Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060105 «Стоматология» icon Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа Методические указания и индивидуальные задания
О. М. Чикова. Психология акцентуированных личностей: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная...
Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060105 «Стоматология» icon Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060101

Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060105 «Стоматология» icon Учебно-методический комплекс для студентов заочного обучения специальности юриспруденция

Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060105 «Стоматология» icon Учебно-методический комплекс дисциплины «Антропология» для студентов, обучающихся по специальности

Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060105 «Стоматология» icon Учебно-методический комплекс для студентов специальности 071401. 65 «Социально-культурная деятельность»

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы