Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060105 icon

Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060105





Скачать 3.14 Mb.
Название Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060105
страница 1/16
Дата 14.02.2013
Размер 3.14 Mb.
Тип Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

«Кабардино-Балкарский государственный

университет им. Х.М. Бербекова»


Кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии,

общественного здоровья и здравоохранения»


К.м.н. Тхабисимова И.К.


ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ

И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ


Учебно-методический комплекс


Для студентов специальности

060105

«Стоматология»


Нальчик 2009

УДК 61

ББК 5


Рецензенты: Гурциев О.Н., заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ГОУ ВПО «СОГМА» Росздрава, д.м.н., профессор;

^ Бейтуганов Б.А., заведующий кафедрой факультетской терапии медицинского факультета КБГУ, к.м.н., доцент.


К.м.н. Тхабисимова И.К.

Общественное здоровье и здравоохранение: Учебно-методический комплекс (для студентов специальности 060105 «Стоматология»). – Нальчик: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2009.- 242 с.


Дисциплина «Общественное здоровье и здравоохранение» преподается на 4-5 курсах для студентов специальности «Стоматология». В учебно-методическом комплексе представлена рабочая программа, задания для СРС, тестовые задания, ситуационные задачи, презентации лекций, учебно-методические указания, программные вопросы для подготовки к экзамену.


«Согласовано» _____________ декан медицинского факультета КБГУ

Захохов Р.М.


«Согласовано» _____________ председатель УМК факультета КБГУ

Уметов М.А.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Организационно-методический раздел 4

1.1. Цель, задачи и место дисциплины в образовательной программе 4

1.2. Объем дисциплины и виды учебной работы . 9

1.3. Учебно-тематический план ..9

^ 2. Программа дисциплины 21

2.1. Темы лекций 21

2.2. Темы лабораторных занятий 28

3. Используемые инновационные методы в процессе преподавания 38

4. Методические рекомендации по изучению дисциплины 38

^ 5. Формы промежуточного и итогового контроля (экзамен) и требования при их проведении………………………………………………….............40

5.1. Структура рейтинга (текущий и рубежный контроль) 40

5.2. Формы итоговой аттестации 44

5.3. Перечень контрольных вопросов 44

^ 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………………..57

6
.1. Рекомендуемая основная литература 57

6.2. Рекомендуемая дополнительная литература 58

6.3. Рекомендуемые сайты 59

7. Приложения 60

^ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1.1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

Цель дисциплины “Общественное здоровье и здравоохранение”- дать знания, умения и навыки, необходимые будущему врачу-стоматологу для работы в сфере общественного здоровья по основополагающим вопросам:

  • общественное здоровье и факторы его определяющие;

  • системы, обеспечивающие сохранение, укрепление и восстановление здоровья населения;

  • организационно-медицинские технологии в сфере стоматологии;

  • управление здравоохранением;

  • тенденции развития здравоохранения в мире.


Задачи дисциплины - научить студентов:

    • исследованию состояния здоровья населения с целью его сохранения, укрепления и реабилитации;

    • организации медицинской и медико-профилактической стоматологической помощи населению;

    • основам экономики, маркетинга, планирования и финансирования, менеджмента, инновационных процессов в стоматологии, правовых и этических аспектов медицинской деятельности;

    • повышение роли врачей муниципального уровня.



^ Место дисциплины в образовательной программе

Преподавание дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» базируется на знаниях, полученных на предшествующих теоретических и клинических кафедрах, предусматривает преемственность преподавания этой дисциплины с гигиеническими, медико-биологическими и последующими клиническими дисциплинами. В связи с этим реализация задачи по интеграции преподавания общественного здоровья и здравоохранения с другими медико-профилактическими и с клиническими дисциплинами студентам 4-5 курсов специальности “Стоматология” приобретает особую актуальность в настоящее время в связи с изменением подходов, оценочных критериев и критического осмысления системы здравоохранения в стране.

Общественное здоровье и здравоохранение как самостоятельная медицинская наука изучает воздействие социальных факторов и условий внешней среды (как оздоравливающее, так и неблагоприятное) на здоровье населения с целью разработки профилактических мер по его оздоровлению и совершенствованию медицинского обслуживания.

В отличие от различных клинических дисциплин, общественное здоровье изучает состояние здоровья не отдельно взятых индивидуумов, а коллективов, социальных групп и общества в целом в связи с условиями и образом жизни.

При прохождении курса общественного здоровья и здравоохранения, студенты познают всю систему государственных, общественных и других мероприятий, направленных на обеспечение населения высококвалифицированной медицинской, в частности стоматологической помощью, предупреждение общей и стоматологической заболеваемости населения, сохранение работоспособности и долголетия человека.

Одной из главных задач дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» является воспитание у будущих врачей-стоматологов организационных навыков. Изучение общественного здоровья и здравоохранения преследует и еще одну чрезвычайно важную для будущего врача-стоматолога цель – дать возможность найти себя в новых социально-экономических условиях. Медицина, а особенно стоматология, все активнее выходит за рамки чисто лечебной деятельности и становится отраслью бизнеса, в котором врач не может преуспеть без знания социально-экономических законов, даже если он “лекарь от бога”.

Чтение лекций и проведение лабораторного практикума осуществляется в соответствии с планом; методика их проведения соответствует роли и содержанию дисциплины. В процессе прохождения практического курса осуществляется текущий, промежуточный и заключительный контроль знаний студентов, решаются задачи по утвержденной программе в рамках рейтинговой системы.

По завершении курса “Общественное здоровье и здравоохранение” студенты должны:

ЗНАТЬ:

  • основные системы здравоохранения, существующие в мире (государственную, страховую, частную);

  • основы медицинской статистики;

  • основные разделы медицинской демографии и современную демографическую ситуацию в регионе, стране и мире;

  • методику исследования здоровья населения с целью его сохранения, укрепления и восстановления;

  • методики, позволяющие выявлять влияние факторов окружающей среды на здоровье населения или отдельных его групп;

  • вопросы организации стоматологической помощи городскому и сельскому, взрослому и детскому населению

  • основные учетно-оперативные и отчетные формы документации амбулаторно-поликлинических стоматологических и стационарных учреждений;

  • вопросы организации экспертизы временной и стойкой нетрудоспособности;

  • основные принципы отечественного и зарубежного здравоохранения;

  • основные законы экономики и методы управления в ЛПУ любой формы собственности;

  • основы маркетинга и его применение в стоматологии;

  • вопросы планирования и финансирования здравоохранения в современных условиях;

  • основные инновационные процессы в стоматологии

  • системы ОМС и ДМС;

  • правовые и этические аспекты медицинской деятельности.

УМЕТЬ:

  • анализировать здоровье населения и состояние здравоохранения;

  • проводить экспертизу временной нетрудоспособности и стойкой нетрудоспособности, определять сроки выдачи больничного листа в различных ситуациях, определять группу инвалидности;

  • применять современные методы управления в условиях государственной, муниципальной или частной стоматологической клиники, т.е. организовать работу отдельного ЛПУ.

  • использовать гигиеническое обучение и воспитание населения в интересах формирования здорового образа жизни, сохранения, укрепления здоровья и профилактики заболеваний;

  • использовать информацию о здоровье населения и деятельности лечебно-профилактических учреждений для предложения мероприятий по повышению качества и эффективности стоматологической помощи населению.


ВЛАДЕТЬ:

  • методикой проведения выборочного медико-социального исследования: сбора, статистической обработки и анализа информации о здоровье населения или отдельных его групп;

  • методикой вычисления и анализа общих и специальных санитарно-демографических показателей;

  • методикой анализа деятельности стоматологической поликлиники и стационара на основе расчета показателей их деятельности;

  • методикой анализа эффективности использования коечного фонда;

  • методикой оценки качества амбулаторно-поликлинической и стационарной стоматологической помощи.

  • методикой расчета цены на стоматологическую услугу;

  • современными методами обработки медицинской документации с применением компьютерных программ.


^ 1.2. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Виды занятий

8-й семестр

^ 9-й семестр

Кредиты за год

Лекции

12

12

1,0

лабораторные занятия

26

26

1,5

самостоятельная работа

19

19

1

форма итогового контроля

­­­­–––

экзамен

1,0

всего часов

57

57

4,5



^ 1.3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Наименование темы (раздела)

Всего часов

^ Аудиторные занятия, в т.ч.


СРС

Л

ЛЗ




Основы медицинской статистики, ее применение в стоматологии

27

4

16

7

Здоровье населения и методы его изучения. Медико-социальные аспекты демографии

16

4

4

8

Заболеваемость населения. Методы изучения стоматологической заболеваемости населения

8

2

4

2

Организация

амбулаторно-поликлинической и стационарной стоматологической помощи населению

22

4

10

8

Экспертиза временной и стойкой нетрудоспособности в здравоохранении

11

4

5

2

Основы управления, финансирования и экономики здравоохранения.

15

4

5

6

Медицинское страхование. Системы ОМС и ДМС

12

2

5

5


^ 1.3.1. СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ПО ТЕМАМ

п/п

Наименова-ние тем

Содержание самостоятель-ной работы, часы

^ Форма контро-ля

Методическое обеспечение

1.

Правовые основы и принципы охраны здоровья граждан РФ

работа с учебной литературой,

2 ч.

устный опрос, тестирование

  • Федеральный закон РФ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан».- М., 1993.

  • Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в РФ (Постановление Правительства РФ № 1387 от 5 ноября 1997г.).

  • Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в КБР (декабрь 1997г.).

2.

Состояние здравоохранения на современном этапе и его тенденции. Национальный проект «Здоровье». Сравнительная характеристика различных систем здравоохранения в мире

работа с учебной литературой, подготовка выступлений,

2 ч.

устный опрос, оценка выступлений, тестирование

  • Решетников А.В. Экономика здравоохранения. – М., «ГЭОТАР-МЕД», 2004.

  • Саркисян А.Г., Пиддэ А.Л., Злодеева Е.Б. Приоритетный национальный проект «Здоровье»: мнения и оценки врачебного сообщества. – М., «Веретея», 2006.




3.

ВОЗ. Структура и задачи, основные направления деятельности

работа с учебной литературой, просмотр демонстрационных слайдов,

2 ч.

устный опрос, тестирование

  • Задачи по достижению здоровья для всех. – ВОЗ, Европейское бюро, Копенгаген, 2001.

  • Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. – М., «ГЭОТАР-МЕД», 2002.

  • Решетников А.В. Экономика здравоохранения. – М., «ГЭОТАР-МЕД», 2004.

4.

Показатели физического развития населения, их значение при оценке общественного здоровья. ЗОЖ.

работа с учебной литературой, подготовка выступлений,

2 ч.

устный опрос, оценка выступлений, тестирование

  • Медик В.А. Заболеваемость населения: история, современной состояние и методология изучения. – М, «Медицина», 2003.

  • Шкарин В.В., Величковский Б.Т., Позднякова М.А. Социальный стресс и медико-демографический кризис в России. – Нижний Новгород, «НГМА», 2006.

5.

Организация и основные этапы статистического исследования в стоматологии.

работа с учебной литературой, решение ситуационных задач, 2 ч.

устный опрос, разбор и оценка задач, тестирование

  • Зайцев В.М., Лифляндский В.Г. Прикладная медицинская статистика. – СПб., 2000.

  • Косаговская И.И., Сырцова Л.Е., Бекина Г.В. Основы медицинской статистики (методическое пособие для студентов).- М., 1995.

6.

Оценка достоверности результатов выборочного статистического исследования в стоматологии

работа с учебной литературой, решение ситуационных задач, 2 ч.

устный опрос, разбор и оценка задач, тестирование

  • Зайцев В.М., Лифляндский В.Г. Прикладная медицинская статистика. – СПб., 2000.

  • Косаговская И.И., Сырцова Л.Е., Бекина Г.В. Основы медицинской статистики (методическое пособие для студентов).- М., 1995.

  • Жугова Т.Ч., Бадзиева А.Ю. “Учебные задания по медицинской статистике”, Нальчик, 1997., 27с.

7.

Единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения

работа с учебной литературой, просмотр демонстрационных слайдов,

2 ч.

устный опрос, тестирование

  • Приказ МЗиСР РФ от 7.10.2005 №627 «Об утверждении единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения

8.

Основные направления государственной политики в сфере здравоохранения

работа с учебной литературой, подготовка выступлений,

2 ч.

устный опрос, оценка выступлений, тестирование

  • Программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощью (Постановление Правительства РФ от 24.07.2001 №550).

  • Стародубов В.И., Михайлова Ю.В., Коротков Ю.А. Врач первичного звена в условиях реформирования системы здравоохранения. – М., 2002.

9.

Диспансеризация стоматологических больных: контингенты, Д-группы, показатели качества и эффективности диспансеризации.

работа с учебной литературой, учетно-отчетной документацией ЛПУ, 2 ч.

устный опрос, оценка правильности заполнения форм учета и отчетности ЛПУ, тестирование

  • Саркисян А.Г., Пиддэ А.Л., Злодеева Е.Б. Приоритетный национальный проект «Здоровье»: мнения и оценки врачебного сообщества. – М., «Веретея», 2006.

  • Шабров А.В., Маймулов В.Г. Руководство по профилактической деятельности врача общей практики (семейного врача).- С.-Пб., 1997.

10.

Современные методы управления персоналом медицинского учреждения

работа с учебной литературой, деловые игры, 2 ч.

устный опрос, разбор и оценка ролевых тестов

  • Решетников А.В. Экономика здравоохранения. – М., «ГЭОТАР-МЕД», 2004.

  • Учебное пособие для проведения деловых игр по социальной медицине, экономике и управлению здравоохранением. Под ред. В.О. Флека, И.Н.Денисова.- М., ВУНМЦ, 2000.

  • Тесты по современному управлению персоналом ЛПУ

11.

Особенности организации стоматологической помощи сельскому населению

работа с учебной литературой, заполнение основных форм учета и отчетности ЦРБ, 2 ч.

устный опрос, оценка правильности заполнения учетно-отчетных форм ЦРБ

  • Основы организации стоматологической помощи населению. Под ред. Г.М. Пахомова, М., 1983

  • Трешутин В.А., Щепин В.О. Региональная система мониторинга здоровья населения и эффективность здравоохранения. – М., 2001.

12.

Эффективность в здравоохранении, методы оценки

работа с учебной литературой, решение ситуационных задач, 2 ч.

устный опрос, разбор и оценка задач, тестирование

  • Миняев В.А., Вишняков Н.И. Общественное здоровье и здравоохранение. – М., «МЕДпресс-информ», 2003.

  • Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. – М., «ГЭОТАР-МЕД», 2002.

  • Трешутин В.А., Щепин В.О. Региональная система мониторинга здоровья населения и эффективность здравоохранения. – М., 2001.

13.

Оценка качества медицинской помощи

работа с учебной литературой, решение ситуационных задач, 2 ч.

устный опрос, разбор и оценка задач, тестирование

  • Кучеренко В.З., Гришин В.В., Сырцова Л.Е. и др. Качество медицинской помощи (анализ и контроль).- М., 1997.

  • Учебное пособие для проведения деловых игр по социальной медицине, экономике и управлению здравоохранением. Под ред. В.О. Флека, И.Н.Денисова.- М., ВУНМЦ, 2000.

14.

Система ДМС в РФ.

работа с учебной литературой, подготовка выступлений, 2 ч.

устный опрос, оценка выступлений, тестирование

  • Кучеренко В.З., Алексеева В.М. и др. Медицинское страхование (учебно-методическая разработка для студентов).- М., 1996.

  • Кучеренко В.З., Гришин В.В., Сесенов В.Ю. и соавт. Финансирование здравоохранения в условиях медицинского страхования (учебное пособие).- М., 1998.

  • Шомахов А.О., Жугова Т.Ч., Бадзиева А.Ю. Медицинское страхование. Методические рекомендации.- Нальчик.- 2001, 42 с.


^ 1.3.2. СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛИРУЕМОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ


п/п

Наимено-вание тем

Контроли-руемая СРС, часы

Форма контроля

Методическое обеспечение

1.

Международная классификация болезней и причин смерти X пересмотра (МКБ-X - заболевания ЧЛО).

работа с учебной литературой, решение ситуационных задач, 2 часа

устный опрос /разбор и оценка задач

  • Международная статисти-ческая класссификация болезней и проблем, связанных со здоровьем: Десятый пересмотр. – Т. 1-3. – Женева, 1995.

  • Руководство по переходу системы здравоохранения к работе с международной классификациией болезней 10-го пересмотра. – М., 1999.

2.

Стандартизация и оценка достоверности в стоматологических исследованиях.

работа с учебной литературой, решение ситуационных задач, 3 часа

устный опрос /разбор и оценка задач

  • Жугова Т.Ч., Бадзиева А.Ю. “Учебные задания по медицинской статистике”, Нальчик, 1997., 27с.

  • Косаговская И.И., Сырцова Л.Е., Бекина Г.В. Основы медицинской статистики (методическое пособие для студентов).- М., 1995.

  • Хальфин Р.А., Какорина Е.П., Михайлова Л.А. Статистический учет и отчетность учреждений здравоохранения. – М, «МЦФЭР», 2005.

  • Кучеренко В.З., Вялков А.И., Таранов А.М. и др. Основы стандартизации в здравоохранении в условиях обязательного медицинского страхования.- М., 2000.

3.

Медико-социальная экспертиза стоматологической патологии. Новые критерии установления инвалидности.

работа с учебной литературой, документацией МСЭ, решение ситуационных задач, просмотр демонстрационных слайдов, 2 часа

устный опрос/ проверка правильности заполнения документации /разбор и оценка задач

  • Методические разработки для студентов

  • Мелешко В.П., Мхитаров О.Г., Петухов О.Г и др. Экспертиза временной и стойкой нетрудоспособности (учебно-методическая разработка для студентов).- М., 1996.




4.

Медицинское страхование на современном этапе.

работа с учебной литературой, решение ситуационных задач, просмотр демонстрационных слайдов, 3 часа

устный опрос/ разбор и оценка задач

  • Кучеренко В.З., Гришин В.В., Сесенов В.Ю. и соавт. Финансирование здравоохранения в условиях медицинского страхования (учеб. пособие).- М., 1998.

  • Кучеренко В.З., Вялков А.И., Денисов И.Н. и др. Организация и анализ деятельности лечебно-профилактических учреждений в условиях обязательного медицинского страхования.-М., 1999.

  • Программа государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью (Постановление Правительства РФ № 1096 от 11.09.1998).

  • Федеральный закон РФ “ О медицинском страховании граждан в РФ” (с дополнениями).- 1991, 1993.

  • Шомахов А.О., Жугова Т.Ч., Бадзиева А.Ю. Медицинское страхование. Методические рекомендации.- Нальчик.- 2001, 42 с.

^ 2. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ



2.1. ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ

№ п/п

Тема лекции

Рассматриваемые вопросы, количество часов

^ Исполь-зуемые иллюс-трации

1.

Здоровье населения и методы его изучения. Медико-социальные аспекты демографии (часть 1)

  • Общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет преподавания.

  • Показатели здоровья населения. Факторы, влияющие на здоровье населения.

  • Демография, понятие, основные разделы.

  • Статика населения.

  • Переписи населения.

Количество часов -2.

power point презентация

16 слайдов


2.

Здоровье населения и методы его изучения. Медико-социальные аспекты демографии (часть 2)

  • Динамика населения: общие и специальные показатели.

  • Естественное движение населения.

  • Механическое движение населения

  • СППЖ как показатель состояния здоровья населения.

  • Младенческая смертность.

  • Перинатальная смертность

Количество часов -2.

power point презентация

24 слайда


3.

Заболеваемость населения. Методы изучения. Стоматологическая заболеваемость

  • Показатели заболеваемости населения.

  • Методы изучения заболеваемости населения, их сравнительная оценка.

  • Изучение заболеваемости населения по данным обращаемости.

  • Изучение стоматологической заболеваемости

  • Изучение заболеваемости населения по данным медицинских осмотров.

  • Изучение заболеваемости населения по данным анализа причин смерти.

  • Международная классификация болезней 10-го пересмотра.

  • Показатели физического развития населения.

Количество часов -2.

power point презентация

22 слайда


4.

Медицинская статистика. Статистические методы исследования в стоматологической практике (часть 1)

  • Медицинская статистика, основные разделы и задачи.

  • Абсолютные и относительные величины, их значение.

  • Графический метод в статистическом исследовании.

  • Средние величины, вариационные ряды.

  • Критерии разнообразия признака в совокупности.

Количество часов -2.

power point презентация

15 слайдов


5.

Медицинская статистика. Статистические методы исследования в стоматологической практике (часть 2)

  • Статистическая совокупность.

  • Основные компоненты выборочного метода исследования.

  • Организация и основные этапы статистического исследования.

  • Методы стандартизации.

Количество часов -2.

power point презентация

21 слайд

6.

Экспертиза временной нетрудоспособности в здравоохранении.

  • Организация экспертизы временной нетрудоспособности (ЭВН), уровни ЭВН.

  • Функции лечащего врача и клинико-экспертной комиссии (КЭК) ЛПУ.

  • Порядок оформления и учета документов, удостоверяющих ВН.

  • Порядок выдачи ЛН при заболеваниях и травмах.

  • Порядок выдачи ЛН по беременности и родам, при усыновлении.

  • Порядок выдачи ЛН на период сан.-кур. лечения и медицинской реабилитации.

  • Порядок выдачи ЛН по уходу за больным членом семьи, здоровым ребенком и ребенком-инвалидом.

  • Порядок выдачи ЛН в связи с карантином

  • Порядок выдачи ЛН при протезировании.

  • Порядок начисления пособий по ВН.

Количество часов - 2

power point презентация

32 слайда

7.

Медико-социальная помощь населению. Основные принципы реабилитации.

  • Медико-социальная экспертиза (МСЭ) как один из видов социальной защиты граждан. Основные понятия, используемые при проведении МСЭ.

  • Медико-социальные экспертные комиссии (МСЭК): уровни, состав, функции.

  • Порядок направления граждан на МСЭ, порядок проведения МСЭ, порядок обжалования решений бюро МСЭ.

  • Инвалидность. Причины инвалидности. Группы инвалидности, критерии их определения, сроки переосвидетельствования.

  • Реабилитация инвалидов: определение, виды.

Количество часов - 2

power point презентация

19 слайдов

8.

Маркетинг в стоматологии.

Ценообразование стоматологических услуг.

  • Маркетинг в стоматологии: основные элементы рыночного механизма, особенности, виды маркетинга.

  • Маркетинговая дельность медицинского учреждения.

  • Формирование цены на медицинскую услугу, ее структура, виды цен в здравоохранении.

  • Клинико-статистические группы, медико-экономические стандарты.

Количество часов -2.

power point презентация

28 слайдов

9.

Управление в системе здравоохранения. Менеджмент в стоматологии.

  • Менеджмент в стоматологии. Основные стили управления на современном этапе.

  • Бизнес-планирование деятельности ЛПУ.

  • Эффективность в системе здравоохранения: понятие, виды эффективности.

Количество часов -2.

power point презентация

25 слайдов

10.

Система организации стоматологической помощи

городскому и сельскому населению.

  • Организация стоматологической помощи городскому населению.

  • Особенности организации стоматологической помощи сельскому населению.

  • Организация стационарной помощи больным с заболеваниями ЧЛО. Показатели деятельности стационара.

  • Стоматологическая помощь в родовспомогательных и детских учреждениях.

  • Нормы нагрузки врача-стоматолога. Учетно-отчетная документация.

Количество часов -2.

power point презентация

18 слайдов

11.

Состояние здравоохранения на современном этапе и его тенденции. Национальный проект «Здоровье».

  • Сравнительная характеристика различных систем здравоохранения в мире.

  • Бюджетно-страховая система здравоохранения в РФ.

  • Основные направления нацпроекта «Здоровье».

Количество часов -2.

power point презентация

30 слайдов

12.

Медицинское страхование. Системы ОМС и ДМС.

  • Страхование, понятие, основные виды.

  • Основные цели введения и принципы ОМС в РФ. Правовые основы медицинского страхования.

  • Программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи

  • Субъекты ОМС, их обязанности и права.

  • Механизм взаимодействия субъектов медицинского страхования.

  • Оплата амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи.

  • Финансирование здравоохранения в условиях бюджетно-страховой медицины.

Количество часов -2.

power point презентация

31 слайд



^ 2.2. ТЕМЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ


п/п

Тема лабораторного занятия, количество часов

Лабора-торный практикум


Компетенции

1.

Медицинская статистика в стоматологической практике. Абсолютные и относительные величины. Расчет относительных величин, их графическое изображение и оценка.

Количество часов - 4

Методичес-кие разработки для студентов, таблицы, ситуацион-ные задачи

Знать:

  • определение, основные разделы и задачи медицинской статистики;

  • классификацию учетных признаков;

  • групповые свойства статистической совокупности;

  • требования, предъявляемые к выборочной совокупности;

  • виды статистических величин, используемых в стоматологии;

  • виды графических изображений, применяемых в медицинской статистике;

  • правила построения графиков.

Уметь:

  • определять объект и единицу статисследования;

  • выделять учетные признаки статистической совокупности;

  • выбирать из генеральной совокупности выборочную;

Владеть:

  • методикой расчета и интерпретации интенсивных и экстенсивных показателей;

  • методикой расчета и анализа показателей наглядности и соотношения;

  • графическим методом изображения относительных показателей.

2.

Средние величины, вариационные ряды, критерии разнообразия. Практическое использование в стоматологии. Расчет средних величин и оценка достоверности результатов исследования.

Количество часов - 4

Методичес-кие разработки для студентов, таблицы, ситуацион-ные задачи

Знать:

  • определение и виды вариационных рядов;

  • виды средних величин и их значение в стоматологии;

  • основные свойства средней арифметической;

  • критерии разнообразия признака в совокупности;

  • способы расчета и значение среднего квадратического отклонения;

  • правило трех сигм;

  • методы оценки достоверности результатов выборочного статисследования;


Уметь:

  • рассчитывать среднюю арифметическую по способу моментов;

  • определять репрезентативность выборочной совокупности;

  • определять вероятность безошибочного прогноза при выборочном статисследовании;

  • определять достоверность разницы сравниваемых групп по критерию хи-квадрат.

Владеть:

  • методикой построения простого и сгруппированного вариационного ряда;

  • среднеарифметическим способом расчета средней арифметической величины;

  • методикой расчета и интерпретации среднего квадратического отклонения по среднеарифметическому способу;

  • методикой расчета и анализа коэффициента вариации;

  • методикой расчета средних ошибок средних и относительных величин;

  • методикой определения доверительных границ средних и относительных величин;

  • методикой определения достоверности разницы относительных и средних величин по критерию Стьюдента.

3.

Корреляционая связь. Измерение корреляционной связи в стоматологических исследованиях. Коэффициент корреляции, методы расчета, оценка достоверности. Стандартизация, сущность, методы. Вычисление и оценка стандартизованных показателей прямым методом стандартизации. Значение и применение этого метода в стоматологии. Количество часов– 4

Методичес-кие разработки для студентов, таблицы, ситуацион-ные задачи

Знать:

  • виды связи между явлениями и признаками в медицине;

  • методы расчета и оценки достоверности коэффициента корреляции;

  • сущность и методы стандартизации показателей;

  • этапы прямого метода стандартизации.

Уметь:

  • рассчитывать коэффициент ранговой корреляции и оценивать его достоверность;

  • рассчитывать стандартизованные показатели обратным и косвенным методами.

Владеть:

  • методикой расчета и оценки достоверности коэффициента корреляции по методу Спирмена;

  • прямым методом стандартизации показателей

4.

Динамические ряды, виды, показатели, методы выравнивания. Организация статистического исследования, этапы.

Количество часов – 4

Методичес-кие разработки для студентов, таблицы, ситуацион-ные задачи

Знать:

  • определение и виды динамического ряда;

  • методы выравнивания динамического ряда;

  • основные этапы статистического исследования;

  • методы выборки;

  • методы сбора материала;

  • виды группировок признака;

  • виды статистических таблиц и правила их построения;

Уметь:

  • строить и выравнивать динамические ряды;

  • рассчитывать объем выборочной совокупности;

  • составлять план и программу медико-социального исследования;

Владеть:

  • методикой расчета, анализа и графического изображения показателей динамического ряда;

  • методикой построения простых, сложных и комбинационных таблиц.

5.

Показатели здоровья населения. Демография, основные разделы. Расчет и анализ основных санитарно-демографических показателей. Их значение для планирования деятельности ЛПУ и врача-стоматолога.

Количество часов – 4

Методичес-кие разработки для студентов, таблицы, ситуацион-ные задачи

Знать:

  • показатели здоровья населения;

  • факторы, влияющие на здоровье населения;

  • понятие и основные разделы демографии;

  • методику и основные требования к проведению переписей населения;

  • основные элементы статики населения;

  • виды динамики населения;

  • механическое движение населения и виды миграции;

  • общие и специальные показатели естественного движения населения, их оценочные уровни;

  • динамику показателей ЕДН в РФ и КБР;

  • структуру причин младенческой и перинатальной смертности, их динамику в РФ и КБР

Уметь:

  • определять возрастной тип населения;

  • рассчитывать показатели механического движения населения;

  • определять СППЖ.

Владеть:

  • методикой расчета и интерпретации основных санитарно-демографических показателей.

6.

Заболеваемость населения. Расчет показателей стоматологической заболеваемости, оценка, значение в планировании деятельности стоматологического учреждения. Количество часов– 4

Методичес-кие разработки для студентов, таблицы,

учетно-отчетная документа-ция ЛПУ, ситуацион-ные задачи

Знать:

  • методы и источники изучения общей и стоматологической заболеваемости;

  • определение понятий «первичная заболеваемость», «общая заболеваемость», «патологическая пораженность»;

  • основные формы учета и отчетности, используемые для изучения общей и стоматологической заболеваемости.

Уметь:

  • дать сравнительную оценку методам изучения заболеваемости и выбрать наиболее подходящей для соответствующей цели исследования.

Владеть:

  • методикой расчета и оценки в динамике показателей первичной и общей заболеваемости;

  • методикой определения и анализа структуры первичной и общей заболеваемости.




7.

Экспертиза временной и стойкой нетрудоспособности в здравоохранении. Правила выдачи и оформления больничного листа.

Количество часов– 5

Методичес-кие разработки для студентов, таблицы,

листки нетрудоспособности, ситуацион-ные задачи

Знать:

  • организацию и проведение экспертизы временной нетрудоспособности (ЭВН) в соответствии с приказом МЗ МП РФ №5 от 13.01.1995г.;

  • уровни ЭВН;

  • организацию работы КЭК ЛПУ.

  • порядок выдачи ЛН при амбулаторно-поликлиническом и стационарном лечении;

  • основные понятия, используемые при проведении МСЭ;

  • медико-социальные экспертные комиссии (МСЭК): уровни, состав, функции.

  • порядок направления граждан на МСЭ.

  • определение и причины инвалидности;

  • критерии определения групп инвалидности и сроков их переосвидетельствования;

  • определение и виды реабилитации.

Уметь:

  • проводить экспертизу временной нетрудоспособности в конкретных ситуациях в соответствии с основными положениями инструкции о порядке выдачи листков нетрудоспособности (приказ МЗ МП РФ и фонда социального страхования РФ от 19.10.1994г. № 206/21)

  • определять группу инвалидности и срок ее переосвидетельствования.

Владеть:

  • методикой оформления листка нетрудоспособности при заболеваниях и травмах, амбулаторно-поликлиническом и стационарном лечении, уходе за больным членом семьи, карантине, протезировании, санаторно-курортном лечении.

8.

Организация амбулаторно-поликлинической стоматологической помощи городскому населению. Стоматологическая поликлиника для взрослых и детей, организация работы. Учетно-отчетная документация стоматологической поликлиники. Вычисление и анализ показателей деятельности стоматологического отделения (кабинета) ЦРБ КБР.

Количество часов– 5

Методичес-кие разработки для студентов, таблицы,

учетно-отчетная документа-ция ЦРБ КБР

Знать:

  • принципы организации амбулаторно-поликлинической стоматологической помощи городскому населению.

  • особенности организации лечебно-профилактической, стоматологической помощи сельскому населению (на примере СВА, ФАП).

  • типы и категории стоматологических поликлиники;

  • структуру, основные задачи и принципы организации работы стоматологической поликлиники;

  • нормы нагрузки врача-стоматолога-терапевта, хирурга, ортопеда и ортодонта

  • учетно-отчетную документацию и основные показатели деятельности стоматологической поликлиники.

Уметь:

  • рассчитывать штатные нормативы стоматологической поликлиники;

  • разработать конкретные профилактические мероприятия по улучшению стоматологической помощи населению;

Владеть:

  • методикой заполнения медицинской документации стоматологической поликлиники;

  • методикой вычисления и анализа основных показателей деятельности стоматологического кабинета (отделения) ЦРБ по данным годового отчета.

  • методикой оценки качества работы стоматологической поликлиники, кабинета отделения;

9.

Организация стационарной стоматологической помощи населению. Вычисление и анализ показателей деятельности стационара ЦРБ. Анализ работы стоматологического кабинета в женской консультации, дошкольных учреждениях и школах.

Количество часов– 5

Методичес-кие разработки для студентов, таблицы,

учетно-отчетная документа-ция ЦРБ КБР

Знать:

  • принципы организации стационарной стоматологической помощи населению.

  • структуру и основные задачи городской, центральной районной, республиканской больницы;

  • учетно-отчетную документацию и основные показатели деятельности стационара.

Уметь:

  • оценивать качество и эффективность стационарной помощи;

  • оценивать эффективность использования коечного фонда.

Владеть:

  • методикой вычисления и анализа основных показателей деятельности стационара по данным годового отчета ЦРБ;

  • методикой заполнения медицинской документации стационара

10.

Финансирование и экономика здравоохранения в условиях бюджетно-страховой медицины. Системы ОМС и ДМС.

Количество часов– 5

Методичес-кие разработки для студентов, таблицы,

ситуацион-ные задачи

Знать:

  • основные системы здравоохранения, существующие в мире (государственную, страховую, частную);

  • Основные источники финансирования ЛПУ в условиях бюджетно-страховой медицины;

  • Основные принципы и правовые основы медицинского страхования в РФ.

  • Программу госгарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи

  • Субъекты ОМС и механизм их взаимодействия.

  • Современные методы оплаты амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи.

  • порядок расходования средств по основным статьям сметы ЛПУ.

  • Понятие эффективности в системе здравоохранения, ее виды.

Уметь:

  • рассчитывать экономический ущерб;

  • рассчитывать коэффициент экономической эффективности;

Владеть:

  • методикой составления сметы ЛПУ.

11.

Менеджмент и маркетинг в стоматологии. Ценообразование стоматологических услуг.

Количество часов - 5

Методичес-кие разработки для студентов, таблицы,

ситуацион-ные задачи


Знать:

  • основные элементы рыночного механизма, особенности и виды маркетинга в стоматологии.

  • Основные элементы маркетинговой деятельности стоматологического учреждения.

  • Структуру и виды цен в стоматологии.

  • Клинико-статистические группы, медико-экономические стандарты.

  • Основные стили управления на современном этапе.

  • Основы бизнес-планирования деятельности ЛПУ.

  • основные инновационные процессы в управлении здравоохранением в связи с переходом на медицинское страхование и экономические методы управления.

Уметь:

  • применять современные методы управления в условиях государственного, муниципального или частного ЛПУ, т.е. организовать работу отдельного ЛПУ.

  • Составлять бизнес-план ЛПУ.

Владеть:

  • методикой расчета цены на стоматологическую услугу.



^ 3. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ


  • Мультимедийное сопровождение лекций.

  • Деловые игры по социальной медицине, экономике, маркетингу и управлению здравоохранением.

  • Творческие задания (составление ситуационных задач).


^ 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ


Краткое описание структуры занятия

Учебное время: 4 часа - 180 минут

Метод и место: лабораторное занятие с подгруппой в учебной аудитории.

Учебные цели: 1. Разобрать следующие теоретические вопросы:

1. 2. 3. 4. и т.д.

2. Приобрести практические навыки:

1. 2. 3. 4. и т.д.

3. Решение ситуационных задач.

План проведения занятия

п/п

Учебные цели

Действия студентов

^ Время,

минуты


1.

Организационная часть занятия.

Преподаватель проверяет по журналу присутствие студентов, объявляет тему и порядок проведения занятия.

Слушают, готовятся к устным ответам

3

2.

Устный опрос по учебно-целевым вопросам темы

Отвечают на вопросы, дополняют и уточняют ответы студентов

57

3.

Приобретение практических навыков и решение ситуационных задач.

Преподаватель показывает необходимые для данного занятия практические навыки, раздает методические разработки с типовыми заданиями, ситуационные задачи.

Изучают методические разработки, выполняют практические навыки, решают ситуационные задачи.

100

4.

Заключительная часть занятия.

Заключительное слово преподавателя.

Подведение итогов занятия. Прием протоколов лабораторного занятия. Ориентация на очередное занятие. Домашнее задание.

Сдают протоколы лабораторного занятия

20


^ 5. ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ (ЭКЗАМЕН, ЗАЧЕТ) И ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ИХ ПРОВЕДЕНИИ

5.1. ТЕКУЩИЙ И РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

отлично
  2
Ваша оценка:

Похожие:

Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060105 icon Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060105 «Стоматология»

Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060105 icon Учебно-методический комплекс Для студентов обучающихся по специальности 060105- «Стоматология»

Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060105 icon Учебно-методический комплекс Для студентов обучающихся по специальности 060105- «Стоматология»

Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060105 icon Учебно-методический комплекс для студентов специальности 060105 стоматология Нальчик 2009

Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060105 icon Учебно-методический комплекс Для студентов обучающихся по специальности 060105- «Стоматология»
В. Н. Олесова заведующий кафедрой клинической стоматологии и им­плантологии фум цсп, доктор медицинских...
Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060105 icon Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа Методические указания и индивидуальные задания
О. М. Чикова. Психология акцентуированных личностей: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная...
Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060105 icon Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060101

Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060105 icon Учебно-методический комплекс для студентов заочного обучения специальности юриспруденция

Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060105 icon Учебно-методический комплекс дисциплины «Антропология» для студентов, обучающихся по специальности

Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060105 icon Учебно-методический комплекс для студентов специальности 071401. 65 «Социально-культурная деятельность»

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы