Методическое пособие для обучающихся на отделении «Сестринское дело» для подготовки к занятиям по пм. 02. «Участие в лечебно диагностическом и реабилитационном процессах» icon

Методическое пособие для обучающихся на отделении «Сестринское дело» для подготовки к занятиям по пм. 02. «Участие в лечебно диагностическом и реабилитационном процессах»





Скачать 0.53 Mb.
Название Методическое пособие для обучающихся на отделении «Сестринское дело» для подготовки к занятиям по пм. 02. «Участие в лечебно диагностическом и реабилитационном процессах»
страница 1/2
Дата 22.02.2013
Размер 0.53 Mb.
Тип Методическое пособие
  1   2
Министерство здравоохранения и социального развития

Архангельской области

__________________________________________________________________


Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Архангельской области

«Архангельский медицинский колледж»


Барачевская И.В.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

для обучающихся на отделении «Сестринское дело»

для подготовки к занятиям по ПМ.02.

«Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах»,

Раздел ПМ 6. «Осуществление лечебно – диагностических вмешательств и сестринского ухода в хирургии»


Методическое пособие


Архангельск 2012


Рецензенты:

Васильчук Л.И. – преподаватель АМК первой квалификационной категории.


Барачевская И.В.: «МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

для обучающихся на отделении «Сестринское дело» для подготовки к семинарско – практическим занятиям по ПМ.02. «Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах», Раздел ПМ.6. «Осуществление лечебно – диагностических вмешательств и сестринского ухода в хирургии»,

методическое пособие. - Архангельск: ГАОУ СПО «Архангельский медицинский колледж», 2012.


Методическое пособие предназначено для самостоятельной подготовки к семинарско – практическим занятиям обучающихся по ПМ.02. «Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах», Раздел ПМ.6. «Осуществление лечебно – диагностических вмешательств и сестринского ухода в хирургии». Содержат информационный материал о требованиях к знаниям и умениям обучающихся при изучении каждой темы, профессиональных компетенциях, контрольные вопросы к семинарам и дифференцированному зачёту, домашнее задание. Методическое соответствует требованиям ФГОС по специальности 060501 «Сестринское дело, базовая и углублённая подготовка» при изучении ПМ. 02 «Лечебно-диагностическая деятельность».


Рассмотрено и одобрено на заседании ЦМК хирургии и узких клинических дисциплин.

©Барачевская И.В., 2012.

©Государственное автономное образовательное учреждение среднего

Профессионального образования «Архангельский медицинский колледж»

Усл. Печ.л. 3,56


Содержание:

Введение…………………………………………………………………………..5

Тематический план семинарско-практических занятий……………………….6

Термины и определения………………………………………………………….7

Асептика и антисептика………………………………………………………….8

Асептика и антисептика. СК……………………………………………………10

Кровотечение. Способы временной остановки кровотечения………………..11

Кровотечение. Способы окончательной остановки кровотечения…………...13

Десмургия. Виды мягких повязок………………………………………………14

Основные типы бинтовых повязок……………………………………………..15

Наложение бинтовых повязок на различные части тела. СК по мягким повязкам………………………………………………………………………….16

Транспортная иммобилизация………………………………………………….17

Гипсовая техника………………………………………………………………..17

Переливание крови и её компонентов и препаратов, кровезаменителей……18

Хирургический инструментарий……………………………………………….20

Устройство и организация работы хирургического стационара……………..21

Устройство организация работы операционного отделения. Хирургическая операция, гемостаз, обезболивание…………………………………………….23

Сестринский уход за пациентом в предоперационном, послеоперационном периоде..………………………………………………………………………….25

Раны, дренирование ран, полостей и полых органов…………………………28

Сестринский уход при закрытых механических травмах опорно-двигательного аппарата………………………………………………………....30

Сестринский уход при термических поражениях……………………….……32

Сестринский уход при гнойной хирургической инфекции местной…….…..33

Сестринский уход при общей хирургической инфекции. Специфическая и анаэробная хирургическая инфекция………………………………………..…35

Омертвения: язвы, некрозы, свищи…………………………………………….37

Сестринский уход при нарушениях кровоснабжения нижних конечностей..38

Сестринский уход при повреждениях и заболеваниях головы, шеи, трахеи, пищевода…………………………………………………………………………40

Сестринский уход за пациентами с травмами грудной клетки, заболеваниями молочной железы и органов грудной полости……………………………...…41

Сестринский уход за пациентами с травмами живота, перитонитом……..…44

Сестринский уход при грыжах живота, ОКН……………………………….…45

Сестринский уход при острых воспалительных заболеваниях органов брюшной полости, осложнениях язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки. СК ………………………………………………………………….….…46

Сестринский уход за проктологическими больными ………………………...48

Сестринский уход за урологическими больными…………………………..…50

Сестринский уход за больными с повреждениями позвоночника и спинного мозга, таза. Дифференцированный зачёт. ……………………………………..51

Заключение………………………………………………………………………55

Список сокращений…………………………………………………………..…56

Список использованных источников……………………………………….…..57


Введение.


Методическое пособие составлено в соответствии с требованиям ФГОС для обучающихся на отделении «Сестринское дело» для подготовки к занятиям по ПМ.02.«Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах», Раздел ПМ 6. «Осуществление лечебно – диагностических вмешательств и сестринского ухода в хирургии».

Методическое пособие предназначено для самостоятельной подготовки обучающихся к семинарско-практическим занятиям. Содержат тематический план семинарско-практических занятий, информационный материал о требованиях к знаниям и умениям обучающихся при изучении каждой темы, контрольные вопросы к семинарам, домашнее задание.

Использование данного методического пособия должно мотивировать обучающихся к осознанной и целенаправленной работе с учебным материалом при самостоятельной подготовке к семинарско – практическим занятиям. Качественная подготовка обучающихся позволит улучшить эффективность семинарско – практических занятий в направлении формирования профессиональных компетенций по базовой подготовке:

П.К.2.1.Ппредставлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

П.К.2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

П.К.2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

П.К.2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

П.К.2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

П.К.2.6. Вести утверждённую медицинскую документацию.

П.К.2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.

П.К.2.8. Оказывать паллиативную помощь.

Тематический план семинарско-практических занятий.

I семестр.

Семинарско-практические занятия в кабинете доклинической практики:

  1. Асептика и антисептика

  2. Асептика и антисептика, СК

  3. Кровотечение. Способы временной остановки кровотечения.

  4. Кровотечение. Способы окончательной остановки кровотечения

  5. Десмургия. Виды мягких повязок

  6. Основные типы бинтовых повязок

  7. Наложение бинтовых повязок на различные части тела. СК по мягким повязкам

  8. Транспортная иммобилизация

  9. Гипсовая техника

  10. Переливание крови и её компонентов и препаратов, кровезаменителей

  11. Хирургический инструментарий

Семинарско-практические занятия в стационаре:

  1. Устройство и организация работы хирургического стационара.

  2. Устройство и организация работы операционного отделения. Хирургическая операция, гемостаз, обезболивание.

  3. Сестринский уход за пациентом в предоперационном, послеоперационном периоде

  4. Раны. Дренирование ран, полостей и полых органов.

II семестр.

1 Сестринский уход при закрытых механических травмах опорно-двигательного аппарата

2. Сестринский уход при термических поражениях

3. Сестринский уход при гнойной хирургической инфекции местной

4. Сестринский уход при общей хирургической инфекции. Специфическая и анаэробная хирургическая инфекция

5. Омертвения: язвы, некрозы, свищи.

6. Сестринский уход при нарушениях кровоснабжения нижних конечностей

7. Сестринский уход при повреждениях и заболеваниях головы, шеи, трахеи, пищевода

8. Сестринский уход за пациентами с травмами грудной клетки, заболеваниями молочной железы и органов грудной полости

9. Сестринский уход за пациентами с травмами живота, перитонитом.

10. Сестринский уход при грыжах живота, ОКН.

11. Сестринский уход при острых воспалительных заболеваниях органов брюшной полости, осложнениях язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки. СК

12.Сестринский уход за проктологическими больными.

13.Сестринский уход за урологическими больными.

14.Сестринский уход за больными с повреждениями позвоночника и спинного мозга, таза.

Дифференцированный зачёт.


^ Термины и определения.

Иметь представление, понимать – способность идентифицировать объект изучения, дать его качественное описание, сформулировать характерные свойства.

^ Знать – способность воспроизводить изученный материал с требуемой степенью научной точности.

Уметь
– способность использовать полученные знания в сфере профессиональной деятельности с возможным использованием справочной литературы.

^ Владеть навыками – способность самостоятельно выполнять действия в изученной последовательности, в том числе в новых условиях, в новом содержании.

Компетенция - (англ: competence) Способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности.

^ Общая компетенция - Способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности.

^ Профессиональная компетенция - Способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении задания, решении задачи профессиональной деятельности

Компетентность - (англ: competency, competence) Наличие у человека компетенций для успешного осуществления трудовой деятельности.


Тема: Асептика и антисептика.

^ ОБУЧАЮЩИЙСЯ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

- роль микробной флоры в развитии гнойной инфекции

- ворота, их роль и значение в развитии гнойной инфекции

- пути проникновения инфекции в рану

- методы профилактики экзогенной и эндогенной инфекции

- современные приказы и ОСТы МЗ РФ по профилактике внутрибольничной инфекции

- виды антисептики (механический, физический, химический, биологический)

- дренирование (цели и способы дренирования, виды дренажей)

- основные группы химических антисептических средств и способы их применения

- возможные осложнения при использовании различных видов антисептических средств и способы их профилактики

- современное понимание асептики

- виды стерилизации (автоклавирование, сухим жаром, химическими антисептиками)

^ ОБУЧАЮЩИЙСЯ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

- осуществлять профилактику воздушной, капельной, имплантационной инфекции

- осуществлять дезинфекцию металлического инструментария кипячением и холодным способом

- осуществлять хирургическую дезинфекцию рук различными способами

- осуществлять предстерилизационную обработку инструментов, стеклянной, эмалированной посуды и резиновых изделий

- готовить и укладывать белье в бикс

- надевать стерильных халат на себя и хирурга

- надевать стерильные перчатки на врача после хирургической обработки рук

- накрывать стерильный стол в перевязочной

- подавать стерильный материал и инструменты врачу

- надевать стерильные перчатки на врача после гигиенической обработки рук

Семинарско – практическое занятию №1.

Асептика и антисептика.

Контрольные вопросы к семинарско – практическому занятию №1.

1. Понятие о хирургической инфекции, классификация хирургической инфекции.

2. Понятие о гноеродных микробах, условия развития хирургической инфекции.

3. Понятие о воспалении.

4. Роль Листера в хирургии.

5. Понятие об антисептиках.

6. Виды антисептики:

- механические

- физические

- химические

- биологические

7. Основные группы антисептических веществ.

8. Понятие об асептике, ее виды.

9. Операционное белье:

- подготовка белья к стерилизации

- способы стерилизации

- контроль правильности стерилизации

10. Виды укладки бикса.

11. Устройство и порядок работы автоклава.

Домашнее задание:

1. Подготовить реферат о выдающемся хирурге.

2. Проработать текст учебника Н.В.Барыкина, В.Г.Зарянская «Сестринское дело в хирургии» Ростов – на- Дону, «Феникс» 2008,

стр. 9 - 12 .

3. Проработать текст лекции.

4. Ознакомиться с приказом №720.

5. Законспектировать методы предстеризационной обработки и дезинфекции инструментов, контроль качества предстирилизационной обработки инструментов.

6. Выписать рецепты антисептических препаратов.

7. Устно ответить на контрольные вопросы.

8. Законспектировать алгоритмы обжигания таза и укладки бикса.

Семинарско – практическое занятию №2.

Асептика и антисептика.

Основные способы стерилизации отдельных объектов, СК.

Контрольные вопросы к семинарско – практическому занятию №2.

1. Методы обработки рук перед операцией:

- первомуром

- хлоргексидина биглюконатом

2. Методы обработки резиновых перчаток.

3. Операционное белье:

- подготовка белья к стерилизации

- способы стерилизации

- контроль правильности стерилизации

4. Виды укладки бикса.

5. Устройство и порядок работы автоклава.

6. Стерилизация шовного материала:

7. Обработка операционного поля.

Домашнее задание:

1. Изучить текст учебника Н.В.Барыкина, В.Г.Зарянская «Сестринское дело в хирургии» Ростов – на - Дону, «Феникс» 2008, стр. 13 - 26.

2. Изучить конспект лекции.

3. Ознакомиться с приказом № 720.

4. Выписать в дневнике рецепт антисептических препаратов (по группам)

5. Ответить на контрольные вопросы (устно).

6. Переписать в дневник и выучить алгоритмы практических манипуляций:

- обжигание таза

- надевание стельного халата

- укладка бикса

- накрытие стерильного стола

- правила работы со стерильным столом в перевязочной

Тема: Гемостаз.

^ ОБУЧАЮЩИЙСЯ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

- причины кровотечения:

а) нарушение целостности сосудистой стенки

б) нарушение проницаемости сосудистой стенки

- классификацию кровотечений по:

а) источнику

б) интенсивности

в) характеру проявления

г) отношению к внешней среде

д) времени возникновения

- общие симптомы при значительной кровопотере

- местные симптомы кровотечений (легочной, желудочное, кишечное, в различные полости)

- осложнения кровотечений (геморрагический шок, воздушная эмболия, сдавление органов и тканей, коагулопатия)

- методы временной и окончательной остановки кровотечения


^ ОБУЧАЮЩИЙСЯ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

- определить вид кровотечения и подобрать оптимальный метод временной остановки

- определить по местным признакам источник кровотечения

- оценить лабораторные показатели клинического анализа крови при острой кровопотере

- выявлять проблемы пациента и осуществлять сестринский процесс

Семинарско – практическое занятие №3.

Кровотечение. Способы временной остановки кровотечения.

Контрольные вопросы к семинарско – практическому занятию №3.

1. Причины и виды кровотечений.

2. Клиническая картина кровотечений.

3. Клиническая картина желудочно-кишечного кровотечения

4. Способы временной остановки кровотечения.

5. Точки пальцевого прижатия сосуда на протяжении.

6. Правила наложения жгута, осложнения жгута.

7. Наложение жгута-закрутки.

8. Наложение давящей повязки.

9. Применение холода с гемостатической целью

10. Применение возвышенного положения с гемостатической целью.

Домашнее задание.

1. Проработать текст учебника Н.В.Барыкина, В.Г.Зарянская «Сестринское дело в хирургии» Ростов –на- Дону, «Феникс» 2008, стр. 47-66.

2. Проработать текст лекции.

3. Законспектировать алгоритмы выполнения практических манипуляций по наложению давящей повязки и кровоостанавливающего жгута.

4. Устно ответить на контрольные вопросы

5. Переписать в дневник и выучить алгоритмы практических манипуляций:

- наложение давящей повязки

- пальцевое прижатие сосуда на протяжении

- максимальное сгибание конечности в суставе

- наложение кровоостанавливающего жгута

^ Семинарско – практическое занятие №4

Кровотечение. Способы окончательной остановки кровотечения.

Контрольные вопросы к семинарско – практическому занятию №4.

1. Способы окончательной остановки кровотечения.

2. Основные механические способы окончательной остановки кровотечения.

3. Понятие о диатермокоагуляции кровоточащего сосуда.

4. Основные биологические способы окончательной остановки кровотечения

5. Основные химические способы окончательной остановки кровотечения

6. Выписать рецепт на гемостатические препараты.

7. Механизм свертывания крови.

8. Острое малокровие – клиника, ПМП, принципы лечения.

9.Понятие о гемофилии.

Домашнее задание.

1. Проработать текст учебника Н.В.Барыкина, В.Г.Зарянская «Сестринское дело в хирургии» Ростов –на- Дону, «Феникс» 2008, стр. 47-66.

2. Проработать текст лекции.

3. Выписать рецепты гемостатических препаратов

4. Устно ответить на контрольные вопросы

Тема: Десмургия.

^ ОБУЧАЮЩИЙСЯ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

- понятие о десмургии и ее задачи

- понятие о повязке и перевязке

- основные виды повязок по:

а) назначению

б) способу закрепления перевязочного материала

в) типу бинтования

г) цели иммобилизации

- основные виды транспортных и лечебных шин

- понятие о гипсовых повязках

- строение бинта и правила бинтования

- общие правила наложения мягких повязок и показания для их наложения

- критерии правильного наложения повязки

- техника наложения мягких повязок на различные части тела

- правила наложения эластичных повязок и чулок на конечности

- основные принципы транспортировки пострадавших с переломами

- проблемы пациента, возникающие при наложении различных повязок

^ ОБУЧАЮЩИЙСЯ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

- оценить правильность наложения мягких повязок и состояние пациента после их наложения

- наложить мягкие повязки на любой участок тела

- подготовить транспортные шины Крамера к работе

Семинарско – практическое занятие №5

Десмургия. Виды мягких повязок

Контрольные вопросы к семинарско – практическому занятию №5.

1. Понятие о десмургии.

2. Понятие о повязке и перевязке. Требования к повязке.

3. Основные виды перевязочного материала.

4. Наложение лейкопластырной повязки.

5. Наложение клеоловой повязки.

6. Наложение коллоидной повязки.

7. Косынка, косыночные повязки.

8. Наложение пращевидной повязки.

9. Правила наложения бинтовых повязок.

10. Основные типы бинтовых повязок.

Домашнее задание

1. Проработать текст учебника Н.В.Барыкина, В.Г.Зарянская «Сестринское дело в хирургии» Ростов – на- Дону, «Феникс» 2008,стр. 26 -30, 37-38.

2. Законспектировать алгоритмы выполнения практических манипуляций по наложению клеоловой и колллодийной повязки, лейкопластырной повязки.

3. Законспектировать в дневнике методическое пособие И.В. Барачевской «Примерные специфические стандарты деятельности медицинской сестры при работе с хирургическими больными», раздел «Работа с пациентом, имеющим повязку».

4. Устно ответить на контрольные вопросы

Семинарско – практическое занятие №6

Десмургия. Основные типы бинтовых повязок.

Контрольные вопросы к семинарско – практическому занятию № 6.

1. Правила наложения бинтовых повязок.

2. Перечислить основные виды бинтовых повязок.

3. Наложить повязки:

- циркулярную

- спиралевидную

- восьмиобразную

- черепашью сходящуюся

- черепашью расходящуюся

- колосовидную

- возвращающуюся

4. Наложить косыночную повязку «перевязь».

5. Наложить клеоловую повязку.

Домашнее задание.

  1. Проработать текст учебника Н.В.Барыкина, В.Г.Зарянская «Сестринское дело в хирургии» Ростов – на- Дону, «Феникс» 2008,стр. 30 – 32..

  2. Законспектировать в дневнике методическое пособие И.В. Барачевской «Примерные специфические стандарты деятельности медицинской сестры при работе с хирургическими больными», разделы «Основные проблемы пациента с бинтовыми повязками».

  3. Устно ответить на контрольные вопросы

  4. Зарисовать в дневнике основные типы наложения бинтовых повязок

^ Семинарско – практическое занятие №7

Десмургия. Наложение бинтовых повязок на различные части тела.

СК по мягким повязкам

Контрольные вопросы к семинарско – практическому занятию № 7.

Особенности наложения бинтовых повязок:

- на голову

- на грудную клетку

- на молочную железу

- на конечности

Домашнее задание

  1. Проработать текст учебника Н.В.Барыкина, В.Г.Зарянская «Сестринское дело в хирургии» Ростов – на- Дону, «Феникс» 2008,стр.32 -37.

  2. Устно ответить на контрольные вопросы

  3. Отработать технику наложения основных типов бинтовых повязок на различные части тела.

Семинарско – практическое занятие № 8

Десмургия. Транспортная иммобилизация.

Контрольные вопросы к семинарско – практическому занятию № 8.

1. Транспортная иммобилизация – понятие, виды.

2. Показания к транспортной иммобилизации.

3. Виды стандартных транспортных шин.

4. Подготовка к работе шины Крамера.

5. Подготовка к работе шины Дитерихса.

6. Правила наложения шин

7. Наложение шины Крамера при переломе костей голени.

8. Наложение шины Крамера при переломе плеча.

9. Наложение шины Крамера при переломе костей предплечья

10. Наложение шины Дитерихса.

Домашнее задание

1.Проработать текст учебника Н.В.Барыкина, В.Г.Зарянская «Сестринское дело в хирургии» Ростов – на- Дону, «Феникс» 2008,стр. 43 - 46.

2..Устно ответить на контрольные вопросы

3.Переписать в дневник алгоритмы практических манипуляций и выучить их:

- подготовка к работе шины Крамера

- наложение шины Крамера

- подготовка к работе шины Дитерихса

- наложение шины Дитерихса

- приготовление гипсового бинта

- наложение гипсовой повязки


Семинарско – практическое занятие № 9

Десмургия. Гипсовая техника.

Контрольные вопросы к семинарско – практическому занятию №9.

1. Пробы на качество гипса.

2. Улучшение качества гипса.

3. Свойства гипсовой повязки.

4. Виды гипсовых повязок.

5. Правила наложения гипсовых повязок

Домашнее задание

1.Проработать текст учебника Н.В.Барыкина, В.Г.Зарянская «Сестринское дело в хирургии» Ростов – на - Дону, «Феникс» 2008,стр. 39 -43.

2.Законспектировать алгоритмы выполнения практических манипуляций по приготовлению гипсового бинта, наложение гипсовой повязки

3. Законспектировать в дневнике методическое пособие И.В. Барачевской «Примерные специфические стандарты деятельности медицинской сестры при работе с хирургическими больными», разделы «Основные проблемы пациента в гипсовой повязке», «Основные проблемы пациента на скелетном вытяжении».

4.Устно ответить на контрольные вопросы

Семинарско-практическое занятие №10.

Инфузии и трансфузии.

^ ОБУЧАЮЩИЙСЯ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

- понятие о группах крови и резус-факторе как основной системе антиген - антител человека

- критерии годности инфузионных средств и сывороток

- способы и методы введения гемотрансфузионных средств

- технику проведения проб на совместимость крови донора и сыворотки реципиента и условия их проведения

- обязанности м/с при проведении инфузионной терапии и переливания крови и кровезаменителей

- препараты крови

- кровезаменители (противошоковые, дезинтоксикационные, для парентерального питания, регуляторы водно-солевого обмена, комплексного действия)

- реакция (аллергическая, цитратный шок), осложнения (гемотрансфузионный шок, переливание инфицированной крови) при переливании крови

- профилактику осложнений при переливании крови

- ведение документации при переливании крови и кровезаменителей

^ ОБУЧАЮЩИЙСЯ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

- составить набор для определения группы крови и резус-фактора

- выявить признаки непригодной для переливания крови

- осуществлять уход за пациентом после переливания крови

- оценить состояние больного и осуществлять грамотное наблюдение после переливания крови

- осуществлять уход за подключичным катетером.


Контрольные вопросы к семинарско-практическому занятию № 10.

1. Понятие о группах крови.

2. Понятие о резус-факторе и резус-конфликте.

3. Определение группы крови по стандартным гемагглютинирующим сывороткам.

4. Определение группы крови по цоликлонам.

5. Хранение и транспортирование крови.

6. Действие перелитой крови на организм больного.

7. Показания и противопоказания к гемотрансфузии.

8. Пробы на совместимость крови.

9. Последовательность действий при проведении гемотрансфузии.

10. Возможные реакции и осложнения при гемотрансфузии.

11. Наблюдение за больным после гемотрансфузии.

12. Препараты крови.

13. Кровезаменители.

14. Монтаж и заполнение систем для капельного переливания жидкостей.

15. Уход за подключичным катетером.

Домашнее задание.

1.Проработать текст учебника Н.В.Барыкина, В.Г.Зарянская «Сестринское дело в хирургии» Ростов – на - Дону, «Феникс» 2008, стр. 78-101..

2.Проработать текст лекции.

3.Законспектировать алгоритмы выполнения практических манипуляций по определению группы крови по стандартным гамагглютинирующим сывороткам и цоликлонам.

4.Повторить алгоритм заполнения и постановки капельницы.

5.Законспектировать особенности ухода за подключичным катетером.

6.Устно ответить на контрольные вопросы


Семинарско-практическое занятие № 11.

Хирургический инструментарий.

^ ОБУЧАЮЩИЙСЯ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

Общий хирургический инструментарий

- инструменты, разъединяющие ткани (скальпели, ножницы, пилы, ампутационные пилы)

- вспомогательный инструментарий (пинцеты, ранорасширители, зонды, корнцанги, зажимы для операционного белья)

- инструменты для остановки кровотечения (кровоостанавливающие зажимы Бильрота, Кохера, иглы Дешана)

- инструменты, соединяющие ткани (иглодержатели Гегара, иглы трехгранные, режущие, круглые колющие, атравматические, скобки Мишеля)

^ ОБУЧАЮЩИЙСЯ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

- хранить хирургический инструментарий

- стерилизовать сухим паром, химическими веществами (стерлянтами)

- составлять наборы инструментов для:

 ПХО

 наложения и снятия швов

 трахеостомии

 пункции плевральной и брюшной полости

Контрольные вопросы к семинарско-практическому занятию № 11.

1. Основные виды хирургических инструментов:

- в зависимости от материала

- по назначению

2. Инструменты для разъединения ткани.

3. Инструменты кровоостанавливающие.

4. Инструменты для разведения краев раны и защиты органов и тканей.

5. Инструменты для сшивания тканей.

6. Вспомогательные инструменты.

7. Инструменты для трахеостомии.

8. Инструменты для операций на органах брюшной полости.

9. Инструменты для операций на костях.

10. Техника подачи инструментов хирургу.

11. Предстерилизационная обработка инструментов и методы стерилизации.

12. Техника снятия кожных швов.

Домашнее задание.

1. Проработать текст учебника Н.В.Барыкина, В.Г.Зарянская «Сестринское дело в хирургии» Ростов – на - Дону, «Феникс» 2008, стр.117 – 125.

2.Законспектировать алгоритмы выполнения практических манипуляций по наложению и снятию узловых кожных швов

3.Устно ответить на контрольные вопросы


Семинарско-практическое занятие № 12.

Устройство и организация работы хирургического стационара.

^ ОБУЧАЮЩИЙСЯ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

- понятие о хирургии и хирургических болезнях

- хирургическую деятельность м/с:

 работа в поликлинике

 работа в хирургическом стационаре

 работа в операционном блоке

 работа в перевязочной

 оказание доврачебной помощи при несчастных случаях

- методы профилактики экзогенной и эндогенной инфекции

- современные приказы и ОСТы МЗ РФ по профилактике внутрибольничной инфекции

- виды антисептики (механический, физический, химический, биологический)

- современное понимание асептики

- виды стерилизации

^ ОБУЧАЮЩИЙСЯ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

- осуществлять профилактику воздушной, капельной, контактно, имплантационной инфекции

- осуществлять дезинфекцию кипячением и холодным способом металлического инструментария

- осуществлять хирургическую дезинфекцию рук различными способами - осуществлять предстерилизационную обработку инструментов, щеток, стеклянной, эмалированной посуды и резиновых изделий

- готовить и укладывать белье в бикс

- надевать стерильные халаты на себя и хирурга

- надевать стерильные перчатки на врача после хирургической обработки рук

- надевать стерильный стол для перевязочной

- подавать стерильные перчатки на врача после гигиенической обработки рук

Контрольные вопросы к семинарско-практическому занятию № 12.

1. Структура хирургического стационара.

2. Устройство хирургического отделения.

3. Устройство перевязочной.

4. Режим работы перевязочной.

5. Специализированные кабинеты в составе хирургического отделения.

6. Документация хирургического отделения.

7. Особенности работы в отделении хирургической инфекции.

8. Приказ № 720 «О мерах борьбы с анаэробной инфекцией».

9. Предстерилизационная обработка инструментов.

10. Стерилизация:

- инструментов

- белья

- шовного материала

- рук хирурга

- операционного поля

11. контроль качества предстерилизационной очистки инструментов.

12. Контроль качества автоклавирования.

Домашнее задание.

  1. Проработать текст учебника Н.В.Барыкина, В.Г.Зарянская «Сестринское дело в хирургии» Ростов –на- Дону, «Феникс» 2008, 7 - 9

  2. Проработать текст лекции

  3. Устно ответить на контрольные вопросы


Семинарско-практическое занятие № 13.

Устройство и организация работы операционного отделения, операция, гемостаз, обезболивание.

^ ОБУЧАЮЩИЙСЯ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

- причины кровотечения

- классификацию кровотечений

- общие симптомы при значительной кровопотере

- местные симптомы кровотечений

- осложнения кровотечений

- методы временной и окончательной остановки кровотечения

- понятие о местной анестезии и участие м/с в ее проведении

- возможные осложнения, их распознавания при проведении местного обезболивания

- подготовку пациента к общему обезболиванию

- возможные осложнения, связанные с общим обезболиванием, их распознавание и профилактику

- проблемы пациента при подготовке к м/а, наркозу и при выходе пациента из состояния анестезии

- препараты, используемые для местного обезболивания (новокаин, лидокаин, тримекаин, совкаин и т.д.)

Контрольные вопросы к семинарско-практическому занятию № 13.

1. Понятие о показаниях к операции – плановой, экстренной.

2. Понятие об операции и оперативной хирургии.

3. Оперативная хирургия в работе операционной сестры.

4. Виды хирургических операций.

5. Устройство операционного отделения, состав помещений, изоляция, вентиляция.

6. Оснащение и назначение предоперационной, материальной, инструментальной, стерилизационной, кабинета хирурга.

7. Оборудование операционного зала.

8. Оборудование рабочего места м/с.

9. Устройство операционного стола.

10. Положение больного на операционном столе.

11. Виды уборки операционной.

12. Бактериологический контроль в операционном отделении.

13. Подготовка операционной бригады.

14. Размещение операционной бригады вокруг больного.

15. Техника безопасности в операционной.

16. Транспортировка пострадавшего в операционную.

17. Премедикация.

18. Основные этапы ЭТН.

19. Анестезия охлаждением, инфильтрацией.

20. Перидуральная и спинномозговая анестезия.

21. Проводниковая, в/в, футлярная анестезии.

22. Основные этапы операции, роль м/с.

23. Стадии эфирного наркоза.

24. Способы окончательной остановки кровотечения.

Домашнее задание.

  1. Проработать текст учебника Н.В.Барыкина, В.Г.Зарянская «Сестринское дело в хирургии» Ростов – на - Дону, «Феникс» 2008,стр. 101-125.

  2. Проработать текст лекции

  3. Устно ответить на контрольные вопросы

Семинарско –практическое занятие № 14.

Сестринский уход за пациентом в предоперационном, послеоперационном периоде.


^ ОБУЧАЮЩИЙСЯ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

- определение предоперационного периода, его цели и задачи.

- подготовка пациента к различным видам обследования по системам

- основные показатели нормальных функций и систем организма

- правила выполнения основных лечебных процедур (уход за полостью рта, кожными покровами, промывание желудка, постановка очистительной клизмы и газоотводной трубки, подкожные и внутримышечные инъекции)

- режим больного после премедикации

- послеоперационный период, его цели и задачи

- признаки плавного течения послеоперационного течения

- основные фазы послеоперационного периода и возможные осложнения в каждой из них

- особенности сестринского ухода за пациентом после операции

- методы определения состояния систем организма

- методы профилактик застойных пневмоний

- понятие о группе крови и резус-факторе

- критерии годности трансфузионных средств и сывороток

- технику проведения проб на совместимость крови донора и сыворотки реципиента и условия их проведения

- препараты крови

- кровезаменители

- реакции, осложнения при переливании крови

- ведение документации при переливании крови и заменителей

^ ОБУЧАЮЩИЙСЯ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

- выполнять основные лечебные процедуры в зависимости от характера операции и вида анестезии по назначению врача

- выявлять отклонения от нормы в состоянии больного

- выявлять и разрешать проблемы пациента, связанные с предстоящей операцией

- оценить общее состояние пациента по клиническим признакам

- выявить состояние, угрожающие жизни пациента (обтурацию, отек гортани, отек легких, остановку дыхания, сердца, кровотечение) и принять соответствующие меры

- выполнять соответствующие лечебные процедуры (обработка полости рта, обработка кожных покровов, определение частоты пульса и дыхания, измерение АД и температуры, учет водного баланса, введение газоотводной трубки, постановка лечебных и очистительных клизм)

- выявлять проблемы пациента в разных фазах послеоперационного периода и осуществлять сестринский процесс

- составить набор для определения группы крови и резус-фактора

- выявить признаки непригодной для переливания крови

- осуществлять уход за пациентом после переливания крови

- оценить состояние и осуществлять грамотное наблюдение после переливания крови

- осуществлять уход за подключичным катетером

^ Контрольные вопросы к семинарско –практическому занятию № 14.

1. Значение поликлинического этапа подготовки больного к плановой операции.

2. Понятие о предоперационном периоде, его цели, назначения.

3. Подготовка больных к операции:

- деонтологическая

- полость рта и носоглотка

- ЖКТ

- кожные покровы, волосы, ногти

4. Подготовка операционного поля.

5. Подготовка о премедикации, подготовка больного к наркозу.

6. Подготовка больных к экстренным операциям.

7. Понятие о послеоперационном периоде.

8. Подготовка палаты и постели послеоперационного больного, перекладывание больного.

9. Положение больного в постели.

10. Наблюдение и уход за больным непосредственно после операции.

11. Местное лечение послеоперационной раны, уход за дренажами.

12. Наиболее частые осложнения п/о периода, время их проявления.

13. Определение группы крови.

14. Хранение крови и сывороток, транспортировка.

15. Определение годности крови к переливанию.

16. Пробы на совместимость крови.

17. Последовательность мероприятий при переливании крови.

18. Наблюдение за больным во время проведения гемотрансфузии и после нее.

19. Осложнения при переливании крови.

20. Кровезаменители.

21. Препараты крови.

22. Документация по переливанию крови.

Домашнее задание.

  1. Проработать текст учебника Н.В.Барыкина, В.Г.Зарянская «Сестринское дело в хирургии» Ростов – на - Дону, «Феникс» 2008, 125-126.

  2. Проработать текст лекции

  3. Устно ответить на контрольные вопросы

  4. Законспектировать в дневнике методическое пособие И.В. Барачевской «Примерные специфические стандарты деятельности медицинской сестры при работе с хирургическими больными», разделы «Основные проблемы пациента при гладкопротекающем послеоперационном периоде», «Дневник наблюдения за послеоперационным больным».

  5. Устно ответить на контрольные вопросы

Семинарско-практическое занятие № 15.

Раны, дренирование ран, полостей и полых органов.

^ ОБУЧАЮЩИЙСЯ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

- принципы оказания ПМП при ранениях

- принципы ПХО

- фазы лечения раневого процесса и «классическое» лечение инфицированной раны

- меры профилактики раневых осложнений

- правила введения противостолбнячной сыворотки по методу Безредки и введение столбнячного анатоксина

^ ОБУЧАЮЩИЙСЯ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

- отличать «чистую» рану от «гнойной»

- составлять набор инструментов для ПХО раны

- подавать инструменты и перевязочный материал врачу

- осуществлять сестринский процесс при уходе за больными с различными ранами

Контрольные вопросы к семинарско-практическому занятию № 15.

1. Понятие о ране, признаки раны.

2. Классификация ран.

3. ПМП раненому.

4. ПХО раны.

5. Лечение чистой раны.

6. Стадии раневого процесса.

7. Виды заживления ран.

8. Лечение гнойной раны.

9. Виды швов.

10. Виды дренажей.

11. Уход за дренажами в гнойной ране.

12. Дренирование брюшной полости.

13. Дренирование плевральной полости.

14. Дренирования желудка.

15. Дренирование кишечника.

16. Дренирование мочевого пузыря.

Домашнее задание .

  1. Проработать текст учебника Н.В.Барыкина, В.Г.Зарянская «Сестринское дело в хирургии» Ростов – на- Дону, «Феникс» 2008, стр. 206 - 217.

  2. Проработать текст лекции

  3. Законспектировать в дневнике методическое пособие И.В. Барачевской «Примерные специфические стандарты деятельности медицинской сестры при работе с хирургическими больными», раздел «Работа с пациентом, имеющим рану».

  4. Устно ответить на контрольные вопросы

  5. Повторить набор инструментов для ПХО

  1   2

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Методическое пособие для обучающихся на отделении «Сестринское дело» для подготовки к занятиям по пм. 02. «Участие в лечебно диагностическом и реабилитационном процессах» icon «Архангельский медицинский колледж» экзаменационные вопросы по пм. 02. «Участие в лечебно диагностическом

Методическое пособие для обучающихся на отделении «Сестринское дело» для подготовки к занятиям по пм. 02. «Участие в лечебно диагностическом и реабилитационном процессах» icon Примерная программа профессионального модуля пм 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном

Методическое пособие для обучающихся на отделении «Сестринское дело» для подготовки к занятиям по пм. 02. «Участие в лечебно диагностическом и реабилитационном процессах» icon Приказ № рабочая программа профессионального модуля пм 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном

Методическое пособие для обучающихся на отделении «Сестринское дело» для подготовки к занятиям по пм. 02. «Участие в лечебно диагностическом и реабилитационном процессах» icon Учебно-методическое пособие для специальностей 060101 «Лечебное дело», 060102 «Акушерское дело»,

Методическое пособие для обучающихся на отделении «Сестринское дело» для подготовки к занятиям по пм. 02. «Участие в лечебно диагностическом и реабилитационном процессах» icon Учебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией биологического факультета для студентов
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очной формы обучения для проведения теоретических...
Методическое пособие для обучающихся на отделении «Сестринское дело» для подготовки к занятиям по пм. 02. «Участие в лечебно диагностическом и реабилитационном процессах» icon Учебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией биологического факультета для студентов
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очной формы обучения для проведения теоретических...
Методическое пособие для обучающихся на отделении «Сестринское дело» для подготовки к занятиям по пм. 02. «Участие в лечебно диагностическом и реабилитационном процессах» icon Учебно-методическое пособие для студентов отделений 0401 "лечебное дело", 0406 "сестринское дело"
Методическое пособие является изданием, в котором даны определения различным неотложным состояниям...
Методическое пособие для обучающихся на отделении «Сестринское дело» для подготовки к занятиям по пм. 02. «Участие в лечебно диагностическом и реабилитационном процессах» icon Курс отделения «сестринское дело» медицинского колледжа. Учебная литература для подготовки к занятиям

Методическое пособие для обучающихся на отделении «Сестринское дело» для подготовки к занятиям по пм. 02. «Участие в лечебно диагностическом и реабилитационном процессах» icon Учебно-методическое пособие для студентов 4, 5, 6 курсов всех факультетов, обучающихся по специальностям

Методическое пособие для обучающихся на отделении «Сестринское дело» для подготовки к занятиям по пм. 02. «Участие в лечебно диагностическом и реабилитационном процессах» icon Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы и подготовки студентов к практическим занятиям

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы