Учебно-методический комплекс для субординаторов-хирургов Гродно 2008 icon

Учебно-методический комплекс для субординаторов-хирургов Гродно 2008





НазваниеУчебно-методический комплекс для субординаторов-хирургов Гродно 2008
страница1/11
м. н. Спас
Дата22.02.2013
Размер2.4 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
В.В. Спас

К. М. Бушма


АНЕСТЕЗИОЛОГИЯ, РЕАНИМАЦИЯ И


ИНТЕНСИВНАЯ ТЕРАПИЯ


Министерство здравоохранения Республики Беларусь


УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра анестезиологии и реанимации

с курсом клинической биохимии


В.В. Спас, К.М. Бушма

АНЕСТЕЗИОЛОГИЯ, РЕАНИМАЦИЯ И


ИНТЕНСИВНАЯ ТЕРАПИЯ


Учебно-методический комплекс


для субординаторов-хирургов


Гродно 2008

УДК 616-036.882-089.5-031.81 (075.5)

ББК 54.5+52.5 я 73

С 71


Рекомендовано Центральным научно-методическим советом УО «ГрГМУ» (протокол № 1 от 9 октября 2007 г.).


Авторы: зав. каф. анестезиологии и реаниматологии

с курсом клинической биохимии, д. м. н. Спас В. В.

аспирант кафедры анестезиологии и реаниматологии с курсом клинической биохимии Бушма К. М.


Рецензент: проф. каф. хирургических болезней,

д-р мед. наук Н.Н. Иоскевич


Спас, В.В.

АНЕСТЕЗИОЛОГИЯ, РЕАНИМАЦИЯ И ИНТЕСИВНАЯ ТЕРАПИЯ: пособие для для субординаторов-хирургов / В.В. Спас, К. М. Бушма - Гродно: ГрГМУ, 2007.-244 с.


Данное пособие отражает основные направления и современные взгляды по основным разделам анестезиологии и реаниматологии.

В пособие включены данные отечественной и зарубежной литературы. Материалы содержат полную информацию по предложенным темам.

Предназначено для субординаторов-хирургов, а также студентов других факультетов, врачей-стажеров и клиническиих ординаторов.


Ответственный за выпуск: первый проректор, д.м.н., профессор И.Г. Жук

Содержание:

Отделение анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии (ОАРИТ), его структура и задачи. Мониторинг физикальных, клинических и биологических показателей в ОАРИТ._________________________________ стр. 5-21


Подготовка больных к операции и анестезии. Методы проводниковой анестезии. Выбор метода обезболивания._______________________ стр. 22-35


Ранний послеоперационный период. Осложнения. Проблема парентерального питания и нутритивной поддержки___________________________ стр. 36-59


Шок. Патофизиология. Классификация. Клиника. Интенсивная терапия._____________________________________________________ стр. 60-112


Острая дыхательная недостаточность у больных хирургического профиля. _________________________________________________________ стр.113-145


Тяжёлая травма черепа. Интенсивная терапия, значение ИВЛ в регуляции внутричерепного давления. Дегитратационная терапия отёка мозга _________________________________________________________ стр.146-163


Сердечно-легочная реанимация______________________________стр.164-203


Сепсис__________________________________________________ стр. 204-244


Отделение анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии (ОАРИТ), его структура и задачи. Мониторинг физикальных, клинических и биологических показателей в ОАРИТ.

^ I. Тема занятия

Отделение анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии (ОАРИТ), его структура и задачи. Мониторинг физикальных, клинических и биологических показателей в ОАРИТ.


II. Общее время занятий

  1. Введение. Обоснование важности и актуальности темы – 15 мин.

  2. Оценка исходного уровня знаний (письменный контроль) – 15 мин.

  3. Разбор основных вопросов – 115 мин.

  4. Отработка практических навыков в операционной и палатах ОАРИТ – 115 мин.

  5. Разбор протоколов наблюдения больных, чтение рефератов, решение ситуационных задач – 60 мин.

  6. Заключительный контроль знаний и навыков –30 мин.

  7. Подведение итогов, задание на следующее занятие – 10 мин.


^ III. Мотивационная характеристика темы

ОАРИТ – структурное подразделение любого стационара, начиная с районного уровня. В нём проходят лечение наиболее тяжёлые больные разных профилей – как хирургического, так и терапевтического, нуждающиеся в интенсивной терапии и наблюдении, а также послеоперационные больные в постнаркозном периоде. Специалисты этого отделения обеспечивают также предоперационную подготовку больных и проведение анестезии во время хирургических вмешательств. Таким образом, реанимационное отделение – широкопрофильная структура, с которой тесно сотрудничают врачи любой специальности, а представители хирургических специальностей – особенно.


^ IV. Цель занятия

Ознакомить студентов с принципами организации и работы ОАРИТ, его целями и задачами, методами интенсивного мониторинга показателей.


V. Задачи занятия

^ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

  1. Организационную структуру реанимационного отделения.

  2. Задачи ОАРИТ.

  3. Показания к госпитализации в ОАРИТ.

  4. Основные методы интенсивного мониторинга больных, их роль в оценке состояния больного и выборе тактики дальнейшего лечения.

^ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

  1. Правильно оценить состояние больного и определить, нуждается ли он в лечении и наблюдении в ОАРИТ.

  2. Трактовать основные показатели мониторного и лабораторного наблюдения больного, принять на их основании то или иное решение в отношении тактики дальнейшего лечения.

  3. Иметь навыки работы с наркозной, дыхательной, контрольно-диагностической и лечебной аппаратурой.


^ VI. Требования к исходному уровню знаний

  • Патологическая физиология

  • Клиническая биохимия

  • Клиническая фармакология

  • Общественное здоровье и организация здравоохранения

  • Терапия, хирургия, акушерство и гинекология


VII. Контрольные вопросы из смежных дисциплин

  1. Организация хирургических отделений стационара.

  2. Лабораторная диагностика заболеваний внутренних органов.

  3. Основные физиологические константы гомеостаза.

  4. Неотложные состояния в хирургической практике.


VIII. Контрольные вопросы по теме занятия

  1. Организация и структура отделения реанимации и интенсивной терапии.

  2. Задачи ОАРИТ.

  3. Показания к госпитализации пациентов хирургического профиля.

  4. Противопоказания к госпитализации в ОАРИТ.

  5. Мониторинг. Виды.

  6. Лабораторные показатели в интенсивной терапии.

  7. Методы объективного обследования пациентов.

  8. Критерии перевода пациентов в другие отделения.


^ IX. Учебный комплекс

За последние годы анестезиология-реаниматология в Республике Беларусь получила дальнейшее развитие и в настоящее время выделилась в самостоятельный раздел теоретической и практической медицины. Проведение обезболивания является теперь только одной из функций современной анестезиологии-реаниматологии. Сущность же ее работы заключается в проведении обширного комплекса мероприятий по восстановлению и поддержанию нарушенных жизненно важных функций организма, остро возникших вследствие заболевания у больных хирургического, кардиологического, пульмонологического, неврологического, инфекционного, акушерско-гинекологического и других профилей, травмы, оперативного вмешательства, острых отравлений и других причин.

Наиболее эффективно использовать кадры, оборудование и аппаратуру возможно при организации в крупных клиниках и больницах в составе отделений анестезиологии-реанимации палат для интенсивной терапии и реанимации больных, поступающих из отделений стационара и доставляемых скорой медицинской помощью.

Расширение объема оперативных вмешательств и улучшение результатов хирургического лечения больных стало возможным благодаря применению современных методов анестезии и использованию методов ИТ.

Жизнь больных в значительной степени зависит от правильного про-ведения операционного и послеоперационного этапов. Для оказания квали-фицированной помощи и проведения ИТ больным имеются отделения анестези-

ологии и реанимации, оснащенные соответствующей аппаратурой и подго-товленными специалистами.

Целесообразность открытия таких отделений связана с тем, что концентрация тяжелых больных в одном отделении позволяет более квалифицированно и своевременно проводить необходимые диагностические, профилактические и лечебные мероприятия, с большей эффективностью использовать специально подготовленные кадры, оборудование и аппаратуру.

Обратите внимание на то, что существует два вида отделений: анес-тезиологии-реаниматологии, реанимации и ИТ, причем отделения реанимации могут быть многопрофильные и специализированные, создаваемые с разрешения МЗ РБ с учетом производственной необходимости и профильности больницы.


В и д ы о т д е л е н и й

___________________________

_______________________________________________________

анестезиологии и реанимации и интенсивной

реаниматологии терапии

________________________

специализированные многопрофильные

__________________

- токсикологическое

- нейрохирургическое

- кардиологическое

- ожоговое

- почечное и др.

Обратите внимание на характеристики, необходимые для открытия в лечебно-профилактических учреждениях отделений анестезиологии-реанима-

ции:

- в областных (республиканских) больницах, ЦРБ, являющихся цент-

рами по оказанию экстренной помощи;

- в городских больницах;

- в ЦРБ;

- в многопрофильных больницах мощностью 1000 и более коек.


Перед отделениями анестезиологии-реанимации стоят определенные

ЗАДАЧИ:

- подготовка больных к операции и наркозу;

- выбор метода анестезии;

- проведение анестезии;

- проведение методов ИТ и реанимации;

- проведение методов интенсивного наблюдения и ухода;

- профилактика и лечение острых нарушений жизненно важных функций

организма;

- проведение консультаций тяжелых больных;

- подготовка персонала.

В соответствии с этим формируются обязанности персонала отделения

анестезиологии и реанимации.


Штатные нормативы анестезиологов.

1 (один) анестезиолог:


  • на 25 коек кардиохирургии, торакальной, сосудистой, фтизиатрической, микрохирургии;

  • на 50 коек ожоговых, детской хирургии, нейрохирургии;

  • на 75 прочих хирургических коек;

  • на 10 должностей врачей-стоматологов поликлиники.


В травмопункте 1 должность на 150 обезболиваний в месяц. Дополни-

тельно 1 круглосуточный пост врача анестезиолога-реаниматолога уста-

навливается в многопрофильных больницах на каждые 200 хирургических

коек, работающих на скорую помощь при многокорпусном расположении.

Должности медсестер-анестезистов устанавливают из расчета 2 долж-

ности на каждую врачебную должность.

Анестезиолог-реаниматолог - смежные специальности. Анестезиолог

должен хорошо знать и владеть методами ИТ и реанимации, так как реани-

матолог должен хорошо знать основы анестезиологии.

Для удобства усвоения данного раздела темы предлагаем схему ос-

новных структурных частей отделения. Усвойте основные цели каждой

структурной единицы, обратите внимание на их оснащение и оборудование.


Основные структурные части отделения реанимации

_______________________________________________

  • реанимационный зал

  • палаты интенсивной терапии и ухода

  • экспресс-лаборатория

  • вспомогательные помещения


Обратите внимание, что потребность в реанимационных кроватях в

среднем составляет 3-5% от общей коечной сети, причем для нейрохирур-

гических и торакальных больных - 10-20%, для ортопедических и ЛОР -

0,5%, для педиатрических (детская хирургия) - 4%.

Важно соблюдать нормативы площади, рекомендованные ВОЗ от 14 до

22 м2. По приказу МЗ РБ N 26 от 1993 г. полезная площадь на каждого

больного должна быть не менее 13 м2, площадь реанимационного зала -

36-38 м2. Оптимальное количество коек в отделении должно быть от 6 до

20. Менее 6 коек – нерентабельно, а более 20 – трудно управляемо.

^ 1 круглосуточный пост (4,5 ставки) врача-реаниматолога на 6 реанимационных коек.

1 круглосуточный пост палатной медсестры на 3 реанимационные

койки.


Большое внимание необходимо уделять оборудованию и оснащению от-

деления анестезиологии-реанимации. Различают 3 типа оборудования.

Оборудование ОАРИТ

__________________________________________________________

! ! !

контрольно- лечебное вспомогательное

диагностическое


Контрольно-диагностическое оборудование включает в себя аппарату-

ру, позволяющую своевременно диагностировать угрожающие жизни рас-стройства, в первую очередь, со стороны гемодинамики, дыхания, метабо-

лических процессов. Лечебное и вспомогательное оборудование включает в

себя большой арсенал аппаратов и наборов, необходимых для проведения

лечебной работы.

Персонал отделения должен твёрдо знать места хранения любого из

аппаратов или наборов, а также уметь с ними обращаться. Все аппараты и

наборы должны находиться в полной исправности и готовности к их немед-

ленному применению.


Основные группы аппаратов и наборов, необходимых для работы в от-

делении реанимации:

- оборудование для кардиомониторинга;

- наркозные и дыхательные аппараты;

- ЭКГ;

- ЭЭГ;

- дефибриллятор;

- электронасосы;

- R-аппараты;

- наборы для венесекций и катетеризаций, интубации трахеи, трахеостомии и других анестезиологических манипуляций;

- оборудование для экспресс-лаборатории.


Следует дополнительно отметить, что в современных условиях особую роль в работе ОАРИТ играют компьютерное оборудование, локальные сети и Интернет. Всё это облегчает работу врача и сестры, упрощая мониторинг (проводить его можно из ординаторской), доступ к медицинской информации и ведение документации.


^ ПОКАЗАНИЯ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ ДЛЯ ГОСПИТАЛИЗАЦИИ В ОТДЕЛЕНИЕ РЕАНИМАЦИИ.


Палаты реанимации и ИТ предназначены для тяжелых больных, которых

можно вывести из критического состояния благодаря применению

современных методов ИТ и реанимации. Недопустимо использовать эти па-

латы в качестве места для безнадежных больных во имя освобождения от

них других отделений, а также содержать в этих палатах больных со ста-

бильной функцией жизненно важных органов или больных, которым выполнены небольшие оперативные вмешательства под наркозом.


Для удобства усвоения ниже приводятся основные показания для пе-

ревода или госпитализации больных в отделение реанимации:

1. Шок любой этиологии.

2. Состояние после обширных осложненных и неосложненных хирурги-

ческих операций под наркозом.

3. Больные, нуждающиеся в коррекции нарушенных жизненно важных

функций организма в процессе подготовки к операции и в послеоперацион-

ном периоде.

4. Острая сердечно-сосудистая и дыхательная недостаточность, раз-

вившаяся в предоперационном и послеоперационном периодах.

5. Нарушение свертывающей и антисвертывающей систем крови.

6. Острые нарушения метаболизма (белкового, углеводного, электро-

литного, водного и др.)

7. Острая почечная и печеночная недостаточность.


Учтите, что в госпитализации нуждаются и те больные, у которых в

данный момент нет нарушений жизненно важных функций организма, но по характеру операции или травмы они могут возникнуть в ближайшее время.


Отказ от госпитализации может быть обусловлен:

1. Некурабельным онкологическим заболеванием.

2. Тяжелыми необратимыми поражениями ЦНС (кровоизлияние в мозг с

прорывом в желудочки, установленная смерть мозга и др.).

3. Терминальная стадия хронических заболеваний сердечно-сосудистой

системы и паренхиматозных органов.


^ МОНИТОРИНГ ФИЗИКАЛЬНЫХ, КЛИНИЧЕСКИХ И БИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В ОАРИТ


Основные функциональные исследования, необходимые для обследования больных:

- показатели гемодинамики

- показатели внешнего дыхания

- показатели свертывающей и антисвертывающей систем крови

- клинические и биохимические анализы крови, мочи, ликвора

- газовый состав крови , КЩС

- электролиты крови и мочи

- электрофизиологические исследования мышечной, сердечно-сосудис-

той систем, ЦНС.


В настоящее время различают 4 вида интенсивного наблюдения:

- мониторное

- визуальное

- лабораторное

- комбинированное.


Необходимо усвоить, что мониторное наблюдение является только хо-

рошим помощником и своевременным информатором, но не может заменить

работу медицинского персонала. Дефицитность, высокая стоимость обору-

дования, отсутствие квалифицированного технического персонала затруд-

няют широкое использование мониторного наблюдения в отделениях реани-

мации многопрофильных больниц.

Под визуальным наблюдением необходимо понимать и измерение общепринятых основных показателей: АД, частоты пульса, дыхания, температуры тела, ЭКГ, ЦВД, измерение диуреза и др.

Интенсивное наблюдение влечет за собой проведение ИТ. ИТ – это

качественно новая форма терапии, так как применяется у крайне тяжелой

группы больных. ИТ – временное замещение и поддержание остро утра-

ченных витальных функций организма. Основные формы ИТ представлены ни-

же:

- ИВЛ

- создание свободной проходимости дыхательных путей

- нормализации КЩС

- нормализация водно-электролитного баланса

- коррекция нарушений сердечно-сосудистой системы

- реанимация дыхания и кровообращения.

Для обеспечения всего объема ИТ в отделении реанимации предусмотрено необходимое количество медикаментов, инфузионных средств, крови и кровезаменителей.

Для контроля знаний и удобства восприятия ниже представлены некоторые лабораторные показатели, используемые в отделении реанимации.


^ Клинический и биохимический анализ крови и мочи :

Нв 120-160 г/л

Нt 0,36 - 0,48

Эритроциты 3,8-5,0*1012 шт/л

Общий белок 60-80 г/л

Мочевина 2,50-8,33 ммоль/л

Калий плазмы 3,6-5,4 ммоль/л

Натрий плазмы 130-140 ммоль/л

Кальций крови 96-108 ммоль/л

Магний крови 0,70-1,07 ммоль/л

ОЦК 60-75 мл/кг

ОЦП 40-45 мл/кг

ОЦ эр 20-30 мл/кг


Суточное количество мочи 1,5 - 2 л

Удельный вес мочи 1016-1022

рН мочи 6,2

Калий мочи 2-3 г

Натрий мочи 4-6 г

Хлор 5-8 г


^ Газовый состав крови и КЩС

рН 7,34 -7,45 ед

РО2 арт 80-120 мм рт ст

PCO2 арт 35-45 мм рт ст

рСО2 4,52-5,99 кПа

ВВ 4,66-5,99 кПа

HCO3 - 22-25 мэкв/л

SE 21-24 мэкв/л

АВ 18-22 мэкв/л

ВЕ +\- 2,3 мэкв/л

SpO2 94-100%

НвО2 арт 92-98 %

НвО2 вен 50-75 %

Сумма орг.кислот 9-12 мэкв/л

Лактат 0,06-0,12 г/л

Пируват 0,004-0,006 г

Shunte 2 – 8%


^ Показатели свертывающей и антисвертывающей систем крови

АЧТВ 28 – 43"

МНО 0,7 – 1,3

Этаноловый тест отрицательный

D-димеры отрицательный


Время свертывания по Ли-Уайту 7-11 мин

Время рекальцификации 90-250"

Протромбиновый индекс 0,8-1,1

Толерантность к гепарину 6-11 мин

Тромбиновое время 30-40"

Свободный гепарин 7-8"

Фибриноген 2,0-4,0 г/л

Фибринолитическая активность 210-220 мин

Ретракция кровяного сгустка 40-50%


^ Х. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. В реанимационный зал из приемного отделения доставлен больной в преагональном состоянии. На чем лучше расположить его для проведения экстренных реанимационных мероприятий ?

  • на кушетке

  • на кровати

  • на любой твёрдой поверхности (перевязочный стол, пол)

  • в любом месте



2. В приемное отделение доставлен больной в агональном состоянии с терминальной фазой онкозаболевания. Тяжесть состояния обусловлена основным процессом. Подлежит ли больной госпитализации в отделение реанимации ?

  • да

  • нет



3. У больного с некурабельным онкозаболеванием (общее состояние было удовлетворительным) после электротравмы развилось терминальное состояние (клиническая смерть). Будут ли осуществляться реанимационные мероприятия, и в каком объеме?

  • да, в полном объёме

  • да, по сокращённой схеме

  • нет



4. У больной с некурабельным онкозаболеванием развился инфаркт миокарда с явлениями острой сердечной недостаточности. Подлежит ли больная госпитализации и лечению в ОАРИТ ?

  • да

  • нет



5. Пациент, 60 лет, во время празднования юбилея поскользнулся и упал. Доставлен в приемный покой в сознании, возбужден, агрессивен. Изо рта запах алкоголя, кратковременно терял сознание. В крови 2 промили этанола. В настоящее время жалоб не предъявляет. ЧСС - 68, АД 140/90 мм рт. ст. Видимых повреждений нет. Ваша тактика?

  • отпустить домой

  • кровь на алкоголь, спинальная пункция, консультация невролога, нейрохирурга, офтальмолога (глазное дно)

  • госпитализировать в ОАРИТ и наблюдать



^ 6. Кто определяет необходимость перевода больного в палаты ОАРИТ?

  • ответственный врач приёмного отделения

  • дежурный реаниматолог

  • главврач

  • заведующий ОАРИТ



^ 7. В чем заключаются преимущества нахождения больного в ОАРИТ?

  • интенсивное наблюдение

  • интенсивный уход

  • интенсивная терапия

  • всё вышеуказанное верно



^ 8. Кто осуществляет перевод из палат реанимации в профильное отделение ?

  • ответственный врач приёмного отделения

  • дежурный реаниматолог

  • главврач

  • заведующий ОАРИТ


^ 9. Перечислить показания для госпитализации в ОАРИТ?

  • острая сердечно-сосудистая недостаточность

  • острая дыхательная недостаточность

  • нарушения свёртывания крови

  • пневмония



^ 10. Является ли лаборатория неотложного анализа структурным подразделением ОАРИТ?

  • да

  • нет

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бунятян А. А. Рябов Г.А. и др. // Организация, структура и оснащение ОРИТ, -1984.

  2. Марино П. // Интенсивная терапия: пер. с английского, дополненный. – М: ГОЭТАР МЕДИЦИНА, 1999г.

  3. Под ред. О. А. Долиной. // Анестезиология и реаниматология.- М.: Медицина, 1998.

  4. Приказ МЗ БССР № 26 от 09.02.1993г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию анестезиологии-реаниматологии и интенсивной терапии в Республике Беларусь».

^ ПОДГОТОВКА БОЛЬНЫХ К ОПЕРАЦИИ И АНЕСТЕЗИИ. ВИДЫ ОБЕЗБОЛИВАНИЯ.


I. Тема занятия

Подготовка больных к операции и анестезии. Методы проводниковой анестезии. Выбор метода обезболивания.


^ II. Общее время занятий

  1. Введение. Обоснование важности и актуальности темы – 15 мин.

  2. Оценка исходного уровня знаний (письменный контроль) – 15 мин.

  3. Разбор основных вопросов – 115 мин.

  4. Отработка практических навыков в операционной и палатах ОАРИТ – 115 мин.

  5. Разбор протоколов наблюдения больных, чтение рефератов, решение ситуационных задач – 60 мин.

  6. Заключительный контроль знаний и навыков – 30 мин.

  7. Подведение итогов, задание на следующее занятие – 10 мин.


^ III. Мотивационная характеристика темы

Современная анестезиология владеет широким арсеналом средств, с помощью которых при должном подходе можно максимально снизить риск операции как стресс-фактора. В зависимости от уровня блокады боли анестезия может быть местной (блокируется работа рецепторов – сегодня её выполняют хирурги), проводниковой (уровень периферических нервных магистралей до уровня спинного мозга включительно) и общей (блокада модуляции и собственно восприятия боли на разных уровнях головного мозга от таламуса до коры). В зависимости от ситуации анестезиолог выбирает ту или иную методику. Поскольку анестезия вместе с операцией являются достаточно серьёзным медицинским вмешательством в гомеостаз, организм больного должен быть максимально подготовлен к воздействию этих двух факторов. С этой целью больной проходит так называемую предоперационную подготовку, которая начинается с обследования и заканчивается премедикацией. Таким образом, подготовка больного к оперативному вмешательству и анестезия как таковая сегодня представляют собой целый комплекс лечебно-диагностических процессов, без понимания которых невозможно качественное выполнение хирургической составляющей.


^ IV. Цель занятия

Научить студентов: правильно оценивать состояние больного и степень анестезиологического риска, понимать алгоритм подготовки больного к операции, выбора метода анестезии и назначение каждого из её компонентов.


V. Задачи занятия

^ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

  1. Что такое предоперационная подготовка?

  2. Что такое премедикация, для чего нужна и как должна выполняться?

  3. Для чего нужен осмотр анестезиолога перед операцией?

  4. Какие методы обьективизации состояния больного и риска операции и анестезии используются в анестезиологической практике?

  5. Что такое многокомпонентная сбалансированная анестезия?

  6. Какие существуют методы регионарной анестезии?


^ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

  1. Выполнить осмотр больного с оформлением соответствующей записи в истории болезни.

  2. Определить функциональное состояние по ASA и степень анестезиологического риска по AAA.

  3. Назначить схему премедикации.

  4. Определить предпочтительную методику анестезии в зависимости от основной и сопутствующей патологии, возраста и других факторов.

^ VI. Требования к исходному уровню знаний

  • патологическая физиология;

  • фармакология;

  • внутренние болезни;

  • хирургические болезни;

  • топографическая анатомия;

  • акушерство и гинекология.


VII. Контрольные вопросы из смежных дисциплин

  1. Что такое анамнез и какие его виды существуют?

  2. Какова методика общего осмотра больного?

  3. Для чего в схемы премедикации включают холиноблокаторы и антигистаминные препараты?

  4. Каков механизм действия миорелаксантов, в чём отличия деполяризующих от недеполяризующих, какое это может иметь значение в клинике, для чего они применяются?

  5. Каков механизм действия местных анестетиков?


VIII. Контрольные вопросы по теме занятия

  1. Какие группы препаратов включаются в схемы премедикации?

  2. Для чего нужна премедикация?

  3. Что такое предоперационная подготовка?

  4. Для чего нужны шкалы ASA и ААА?

  5. Что такое сбалансированная многокомпонентная анестезия и каковы её составляющие?

  6. Чем отличается тотальная внутривенная анестезия с ИВЛ от сбалансированной многокомпонентной?

  7. Что включается в понятие регионарной анестезии?

  8. В чём отличие эпидуральной анестезии от спинальной?


^ IX. Учебный комплекс

Важность подготовки больного к операции и наркозу не вызывает сомнений. Перед оперативным вмешательством под общим обезболиванием врач должен хорошо знать функциональные возможности всех систем организма больного, особое внимание уделив тем органам и системам, функция которых нарушена или резервные возможности снижены.

Подробно собранный анамнез, хорошо проведенное предоперационное обследование больного позволяют избежать так называемых "непредвиденных" осложнений во время наркоза и операции. Хорошо известно, что наибольшее количество осложнений развивается именно тогда, когда о возможности их появления забывают.

Необычная обстановка, в которой оказывается больной, страх перед предстоящей операцией и болью сопровождаются эмоциональным стрессом и выраженными нарушениями функций внутренних органов. Все это требует от врачей серьезного осмысления и оценки исходного состояния больного, коррекции и поддержания нарушенных функций организма, проведения специально разработанных методик подготовки к наркозу и операции, выбора оптимального метода премедикации и наркоза.

Подходя к постели больного, анестезиолог ставит перед собой и решает следующие задачи:

  • оценка состояния больного

  • определение степени риска операции и анестезии

  • предоперационная подготовка (чего не хватает?)

  • выбор и назначение премедикации

  • выбор метода (планирование) анестезии



ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ БОЛЬНОГО проводится по общеклиническим принципам с учётом специфики работы анестезиолога и включает в себя этапы:

  • сбор анамнеза (аллергологический, фармакологический, профессиональный и т.п.);

  • оценка состояния ЦНС больного (степень лабильности психики, уровень вегетативных реакций и т.п.);

  • осмотр лица и шеи на предмет перспективы трудной интубации (короткая или длинная шея, ригидность шейного отдела позвоночника, врождённые особенности строения лицевого скелета, деформации, плохое открывание рта, большой язык, отёчность слизистых и т.п.);

  • посистемное обследование на предмет готовности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем к повышенным нагрузкам с учётом возрастных особенностей, наличие хронических заболеваний.


Результатом вышеперечисленных шагов является заполнение листа осмотра анестезиолога с оценкой физического состояния больного по классам ASA (American Society of Anesthesiologists):

  1. Нормальные, здоровые пациенты без хронических заболеваний.

  2. Пациенты с умеренно выраженной патологией, не ограничивающей активности.

  3. Пациенты с выраженной системной патологией, ограничением активности, но без потери трудоспособности.

  4. Пациенты с выраженной системной патологией, с потерей трудоспособности, требующие постоянного лечения.

  5. Умирающие в течение ближайших суток больные

Если операционное вмешательство выполняется по экстренным показаниям, после номера класса ставится индекс Э (экстренность).


На основании оценки состояния больного с учётом характера хирургической патологии и планируемого вмешательства оценивается анестезиологический риск по шкале AAA (также предложена Американской ассоциацией анестезиологов):

  1. Пациенты, не имеющие органических заболеваний или имеющие лёгкое заболевание, не дающее нарушения общего состояния.

  2. Лёгкие или умеренные нарушения общего состояния, связанные с хирургическим заболеванием, умеренно нарушающие физиологическое равновесие организма.

  3. Тяжёлые нарушения общего состояния, связанные с хирургическим заболеванием и могущие значительно нарушить физиологическое равновесие организма.

  4. Особо тяжёлые нарушения общего состояния, связанные или не связанные с хирургическим заболеванием, наносящие ущерб витальным функциям организма.

  5. Больные 1 и 2 групп, опрерирующиеся по экстренным показаниям.

  6. Больные 3 и 4 групп, опрерирующиеся по экстренным показаниям.

  7. Крайне тяжёлые больные, которые умрут в течение ближайших суток, независимо от того, будет выполнено хирургическое вмешательство или нет.


^ ПРЕДОПЕРАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА


Виды подготовки больного к наркозу и операции

общая

(лечебно-предупредительная)

психопрофилактическая

медикаментозная


Цель общей подготовки – повысить устойчивость организма путем улучшения функций отдельных органов и систем.

После оценки функциональных и органических нарушений, выявленных у больного после обследования, наступает вторая фаза подготовки – коррекция выявленных нарушений и предупреждение возможных осложнений. Особое внимание при этом обратите на подготовку желудочно-кишечного тракта, функции дыхания и сердечно-сосудистой системы.

Цель психопрофилактической подготовки – снять психоэмоциональную напряженность, страх перед операцией и наркозом.

Схема психопрофилактической подготовки

  • беседа врача с больным

  • общение больного с выздоравливающими пациентами

  • гипнотерапия

  • применение седативных препаратов

  • при проведении медикаментозной седативной терапии обязательно учитывайте тип нервной деятельности больного


Медикаментозные седативные средства

  • барбитураты (фенобарбитал и др.) – сейчас применяются редко

  • нейролептики (дроперидол, галоперидол и др.)

  • атарактики (элениум, седуксен, мидазолам и др.)

  • аналгетики (морфин, промедол, НПВС и др.)


Цель непосредственной медикаментозной подготовки (премедикации) – ослабление психоэмоциональной напряженности больного перед операцией, профилактика аллергии, торможение нежелательных рефлекторных реакций и улучшение течения наркоза.


Группа препаратов, применяемых для премедикации

  • атарактики

  • антигистаминные

  • холинолитики

  • нейроплегики

  • анальгетики




Методы введения лекарственных веществ для премедикации

через рот

через прямую кишку

подкожно

в/мышечно

в/венно
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Учебно-методический комплекс для субординаторов-хирургов Гродно 2008 iconУчебно-методический комплекс для субординаторов-терапевтов Гродно 2007

Учебно-методический комплекс для субординаторов-хирургов Гродно 2008 iconКраткий курс интенсивной терапии учебно-методический комплекс для медико-психологического факультета

Учебно-методический комплекс для субординаторов-хирургов Гродно 2008 iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа Методические указания и индивидуальные задания
О. М. Чикова. Психология акцентуированных личностей: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная...
Учебно-методический комплекс для субординаторов-хирургов Гродно 2008 iconУчебно-методический комплекс уфа 2008 удк 8 ббк 81+83. 7

Учебно-методический комплекс для субординаторов-хирургов Гродно 2008 iconУчебно-методический комплекс умк учебно-методический комплекс коррекционная педагогика с основами

Учебно-методический комплекс для субординаторов-хирургов Гродно 2008 iconУчебно-методический комплекс для студентов заочной и дистанционной форм обучения Минск 2007
Логика : учебно-метод комплекс для студ заочн и дист форм обуч. / Г. И. Малыхина, В. А. Иноземцев,...
Учебно-методический комплекс для субординаторов-хирургов Гродно 2008 iconУчебно-методический комплекс Для студентов специальности 060101

Учебно-методический комплекс для субординаторов-хирургов Гродно 2008 iconУчебно-методический комплекс Для студентов специальности 060105

Учебно-методический комплекс для субординаторов-хирургов Гродно 2008 iconНаучно-образовательный комплекс По специальности 050701 «Биотехнология» учебно-методический комплекс

Учебно-методический комплекс для субординаторов-хирургов Гродно 2008 iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальная психология Для специальностей

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы