|
Скачать 1.03 Mb.
|
ГОУ ВПО «БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН» Кафедра профессиональной коммуникации и документационного обеспечения управления Р. А. Валеева КУЛЬТУРА РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Уфа 2008 УДК 8 ББК 81+83.7 В 15 Рецензент: Т. А. Кильдибекова, д-р филол. наук, профессор кафедры русской филологии БашГУ. Валеева, Р. А.
УДК 8 ББК 81+83.7 Валеева Р. А., 2008 ОГЛАВЛЕНИЕ ^ Объемы учебной нагрузки и виды учебной работы по дисциплине 7 Содержание дисциплины 9 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 16 Публичное выступление используется на практических занятиях как специфическая учебная форма, направленная на формирование прочных навыков официальной монологической речи. Публичное выступление предполагает предварительный выбор темы и подготовку с использованием литературы. 45 Требования к публичному выступлению 45 1.Воспроизведение подготовленного текста без опоры на записи (свободное продуцирование книжного текста). 45 Тематика публичных выступлений 46 Тематика публичных выступлений 51 Тематика публичных выступлений 59 ^ Список рекомендуемой литературы 72 Основная литература 72 Дополнительная литература 72 1.Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика. – М., 2004. 72 4.Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. – М., 2004. 72 Учебно-методический комплекс 75 ^ Для чего нужна коммуникативная культура? Почему мы не учим специалистов различного профиля сознательно выстраивать общение? Подобные вопросы приходят всякий раз в голову, когда приходится соприкасаться с российской сферой обслуживания. Оказавшись в магазине, поликлинике, на почте, в любой приемной, мы оказываемся в зависимости от умения и желания работающих там людей. Почему не они, а мы, покупатели, пациенты, клиенты, потребители услуг, ищем их расположения, благодарны, если нас удостоили взглядом, не оборвали на полуслове, не отказали резко, и уж тем более благодарны, если нам приветливо улыбнулись, поздоровались, выслушали и дали исчерпывающий ответ? Иными словами, почему в подготовке специалистов, а позднее и в оценке работы специалистов, включая и руководителей-управленцев, очень урезанно представлена или не представлена вовсе коммуникативная компонента - умение работать с людьми, умение эффективно строить коммуникативный процесс и управлять им? Ответы на эти вопросы, безусловно, можно было найти в разных плоскостях наших социально-экономических отношений. Кроме того, отвечая на эти вопросы сегодня, мы можем согласиться, что социальная ситуация изменилась - или же меняется - и спрос на такого рода профессионализм, коммуникативную компетентность, растет как в социально-экономическом плане (плохо обслуживать может быть весьма невыгодно), так и в социально-психологическом (сегодняшние потребители более осознанно и настойчиво могут заявлять о своих правах и требованиях). Курс «Культура речевой коммуникации» направлен на формирование основных знаний, умений и навыков межличностного общения. Сюда относятся умения быть эффективным слушателем, распознавать в коммуникации различие восприятия партнерами друг друга, выбирать соответствующий коммуникативной ситуации "язык" общения, узнавать, анализировать и использовать невербальные аспекты общения, создавать благоприятный коммуникативный климат и преодолевать неблагоприятный климат (например, в случае общения с агрессивным партнером), анализировать и управлять межличностным конфликтом и т.д. В ходе этого же курса рассматриваются роль языка и культуры в коммуникации и их взаимосвязи; социальная природа коммуникации как процесса взаимодействия посредством символов; вопросы самовыражения себя в коммуникации. Курс «Культура речевой коммуникации» предназначен для студентов, обучающихся по специальности 032001 – «Документоведение и документационное обеспечение управления» в Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан. Курс входит в блок гуманитарных и социально-экономических дисциплин в составе регионального (или вузовского) компонента. Он имеет одновременно общеобразовательный и прикладной характер. Курс «Культура речевой коммуникации» составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, предполагающего целый ряд профессиональных качеств документоведа: способность работать с информацией различного характера для решения профессиональных и социальных задач; готовность к письменной и устной коммуникации; владение методами межличностного общения; умение работать в коллективе. Курс направлен на формирование профессиональной компетентности, необходимой для эффективной речевой деятельности в условиях информационного общества. Дисциплина построена на основе глубокого изучения принципов общения, с этой целью предполагается рассмотрение ряда аспектов - лингвистического, психологического, социологического, когнитивного. Курс использует деятельностный подход и ориентируется на активные формы обучения - публичное выступление, деловая игра. «Культура речевой коммуникации» продолжает формирование языковой личности студента академии с целью обеспечения высокой квалификации будущего специалиста, а также воспитания вкуса к хорошей речи, нетерпимости к порче языка. Изучение дисциплины «Культура речевой коммуникации» связано и пересекается с изучением ряда общеобразовательных лингвокультурологических дисциплин, таких как «Административная риторика», «Речевой этикет», «Стилистика письменной речи». В силу универсальности языка как средства общения, познания, хранения и передачи информации курс ««Культура речевой коммуникации»» позволяет установить междисциплинарные связи с предметами социально-гуманитарного блока, такими как «Культурология», «Психология и педагогика», «Социология»; с циклом общепрофессиональных дисциплин - «Менеджмент», «Социология управления», «Управление служебной карьерой», а также со специальными дисциплинами – «Психология делового общения», «Организация и документирование работы с обращениями граждан». Для успешного усвоения курса ««Культура речевой коммуникации»» студентам необходимо на предшествующем этапе изучить дисциплину «Русский язык и культура речи». Учебно-методический комплекс содержит рабочую программу курса, учебно-методические материалы лекционных и практических занятий, методические рекомендации для организации самостоятельной работы студентов академии, примерный перечень вопросов к зачету, список рекомендуемой учебной литературы. ^ Целью учебной дисциплины является формирование комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления эффективной межличностной коммуникации в профессиональной области, а также в управленческой деятельности. Курс предусматривает развитие навыков речевой коммуникации в различных сферах государственной и муниципальной деятельности: административно-правовой, учебно-научной, профессионально-трудовой, общественно-политической, социально-культурной. ^ - ознакомить с теорией современной речевой коммуникации как наиболее общей дисциплины, изучающей речевое поведение; - определить место управленческой коммуникации среди современных коммуникативных дисциплин; - дать представление о психологических, социологических, этических, когнитивных особенностях межличностной коммуникации; ознакомить с содержанием аспекта коммуникативной деятельности управленца; - дать представление о речемыслительной деятельности; - продолжить развитие и совершенствование лингвистической компетенции; - обеспечить формирование комплекса практических навыков в области управленческой коммуникации. ^ - иметь представление о сущности и содержании современной теории коммуникации; - владеть знаниями, обеспечивающими необходимую подготовку и успешное осуществление различных видов делового общения; - знать требования, предъявляемые к речевому поведению руководителя; - знать особенности восприятия текстовой информации, речевого поведения личности собеседника, условий общения, а также понимать механизм речепорождения; - иметь представление о проблемах межличностной коммуникации (стрессовая ситуация, конфликт, человеческий фактор и т.п.) и о способах их разрешения. ^ - уметь продуцировать языковые тексты, отвечающие современным требованиям делового общения; - иметь навыки психологического «чтения» языковой личности собеседника; - уметь ориентироваться в ситуации общения; - овладеть техникой ведения эффективного диалога (коммуникативные навыки); - уметь выступать публично (риторические навыки). |