Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации
«УТВЕРЖДАЮ»
Проректор по учебной работе,
профессор _______________ В.Б. Мандриков
«____»____________2012 г.
|
Рабочая программа
Для специальности: 040110 «Общая врачебная практика»
(код и название специальности)
Предшествующий уровень образования: высшее медицинское образование по специальности «лечебное дело» - квалификация «врач» или по специальности «педиатрия» - квалификация «врач».
Факультет:__усовершенствования врачей
(название факультета)
Кафедра:_профессиональных болезней с курсом общей врачебной практики (семейная медицина) ФУВ
Курс: общей врачебной практики (семейная медицина)
Продолжительность обучения: 6 мес
Форма обучения: очная
(очная, заочная)
Лекции: 225 часов
Практические занятия: 621 час
Формы контроля: 18 часов
Всего аудиторных часов: 864 часа
Волгоград
2012
^ : заведующий кафедрой профессиональных болезней с курсом общей врачебной практики (семейная медицина) ФУВ д.м.н., профессор Бакумов П.А., (наименование кафедры, ФИО)
ассистент кафедры профессиональных болезней с курсом общей врачебной практики (семейная медицина) ФУВ к.м.н. Зернюкова Е.А.
(наименование кафедры, ФИО)
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры профессиональных болезней с курсом общей врачебной практики (семейная медицина) ФУВ
(наименование кафедры)
протокол №_______ от «_____»______________________ 2012_ года
Зав. кафедрой профессиональных болезней с курсом общей врачебной практики (семейная медицина) ФУВ Бакумов П.А.
(наименование кафедры)
Рабочая программа согласована с учебно-методической комиссией ФУВ (по специальностям и факультетам)
протокол №_______ от «_____»______________________ 2012_ года
Председатель УМК,
декан ФУВ Девятченко Т.Ф.
(название факультета)
Рецензия дана _зав._кафедрой терапии и эндокринологии ФУВ д.м.н., профессором Недогодой С.В._____________________(должность, место работы, учёная степень, учёное звание, фамилия, инициалы) «__» __________ 2012 г. (прилагается)
^ с научной фундаментальной библиотекой
Заведующая библиотекой Долгова В.В.
Рабочая программа утверждена на заседании Центрального методического совета
протокол №_______ от «_____»______________________ 2012_ года
Председатель ЦМС
профессор Мандриков В.Б.
^
Общая врачебная практика/семейная медицина - это академическая, клиническая и научная дисциплина, имеющая собственный предмет изучения, преподавания, научных исследований и клинической деятельности; это клиническая специальность, ориентированная на оказание первичной медико-санитарной помощи.
Клиническая специальность «общая врачебная практика/семейная медицина» имеет 11 ключевых характеристик, не зависящих от организации системы здравоохранения, в которой «общая врачебная практика/семейная медицина» является системообразующим элементом:
1) в рамках общей врачебной практики (семейной медицины) (ОВП/СМ) обычно происходит первый контакт пациента с системой здравоохранения; доступ пациентов к ОВП/СМ открытый и неограниченный; медицинская помощь оказывается по всему спектру заболеваний независимо от возраста, пола, других особенностей и потребностей пациента;
2) обеспечивает эффективность использования ресурсов системы здравоохранения; их координацию; взаимодействие с другими специалистами, работающими в первичном звене здравоохранения; руководство взаимодействием с другими специалистами, при необходимости защищая интересы пациента;
3) ориентирована на пациента, его семью и общество, в котором он проживает;
4) предусматривает особый процесс проведения консультирования, включающий установление долговременных взаимоотношений врача с пациентом путем обеспечения эффективного взаимодействия между ними;
5) обеспечивает длительное и непрерывное оказание медицинской помощи на основании потребностей каждого пациента;
6) процесс принятия решений по профилактике и лечению заболеваний основан на знании распространенности данной патологии в данной популяции;
7) предусматривает одновременное лечение острых и хронических заболеваний у пациента;
8) обеспечивает лечение заболеваний на самых ранних, недифференцированных стадиях их развития, включая, при необходимости, неотложную медицинскую помощь;
9) обеспечивает профилактику заболеваний и улучшение состояния здоровья путем проведения вмешательств с доказанной эффективностью;
10) несет ответственность за показатели состояния здоровья обслуживаемого населения;
11) рассматривает проблемы здоровья пациента с учетом физических, психологических, социальных, культурных, экзистенциальных аспектов.
В Российской Федерации специальность 040110 – «общая врачебная практика (семейная медицина)» и квалификация специалиста – «врач общей практики (семейный врач)» утверждены приказами Министерства Здравоохранения РФ 26.08.92 г. № 237, Минздрава России 27.08.99 г. № 337.
Нормативные документы, регламентирующие порядок поэтапного перехода к организации первичной медико-санитарной помощи по принципу врача общей практики (семейного врача) и подготовку врачей общей практики (семейных врачей) в Российской Федерации:
Федеральный закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Принят Государственной Думой 19 июля 1996 года. Одобрен Советом Федерации 7 августа 1996 года.
Приказ МЗ РФ № 237 от 26.08.92 г. “О поэтапном переходе к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача)”.
“Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан”, введенные в действие постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 22.07.93 г.
Федеральный закон РФ № 122 от 22.08.04 «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон» об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной сласти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», стр. 72-82.
Приказ МЗ РФ № 222 от 20 сентября 1993 г. “О мерах по реализации Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан”.
“Концепция развития здравоохранения и медицинской науки Российской Федерации”, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 г. № 1387.
Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 610 “Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.
Постановление Госкомвуза РФ № 13 от 27.12.95. “Об утверждении форм документов государственного образца о повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов и требования к документам”.
Требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ. Утверждены приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 18.06.97 № 1221.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 040100 — Лечебное дело. Квалификация Врач. Утверждены Министерством образования РФ 10.03. 2000 г. Номер государственной регистрации № 130 мед/сп.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 040200 - Педиатрия. Квалификация Врач. Утверждены Министерством образования РФ 10.03. 2000 г. Номер государственной регистрации № 131 мед/сп.
Отраслевая программа “Общая врачебная (семейная) практика”. Утверждена приказом Минздрава России от 30.12.99 г. № 463.
Квалификационная характеристика врача общей практики (семейного врача). Приложение № 3 к приказу Минздрава России от 26.08.92 г. № 237.
Положение о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов. Утверждено постановлением Госкомвуза 27.12.95 г. № 12.
Приказ МЗ РФ № 402 от 12.08.03 «Об утверждении и введении в действие первичной медицинской документации ВОП/СВ».
ПЗ МЗ РФ № 229 от 03.06.03 «О единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения».
Приказ МЗ РФ № 112 от 21.03.03 «О штатных нормативах центра, отделения общей врачебной (семейной) практики».
Постановление Правительства РФ № 321 от 30.06.04 «Об утверждении положения и Министерстве здравоохранения и социального развития РФ».
Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ № 1221 от 18.06.97 «Об утверждении требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ».
Приказ МЗ РФ № 350 от 20.11.2002 г. «О совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи населению Российской Федерации».
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ №84 от 17.01.05 «О порядке осуществления деятельности врача общей практики (семейного врача)».
^
Врач общей практики/семейный врач – это врач-специалист, прошедший подготовку в соответствии с принципами дисциплины. Он работает в системе оказания первичной медико-санитарной помощи и несет основную ответственность за обеспечение непрерывной медицинской помощи каждому обратившемуся за ней пациенту, независимо от его возраста и пола, а также характера его заболевания. Он осуществляет медицинскую помощь пациенту с учетом особенностей его семьи, общества, в котором он проживает, его культуры, обеспечивая соблюдение принципа индивидуальности личности пациента.
^
Основные компетенции:
Управление процессом оказания первичной медицинской помощи
Использование в работе с пациентом личностно-ориентированного подхода
Умение решать конкретные проблемы пациента
Осуществление комплексного подхода при оказании первичной медицинской помощи
Использование территориального принципа при обеспечении населения первичной медико-санитарной помощью
Целостное представление о пациенте и его состоянии с учетом био-психо-социальной модели, культурных и экзистенциальных аспектов жизни людей.
^
управление процессом первого контакта пациента с системой здравоохранения, умение определять и классифицировать проблемы пациента;
оказание первичной медицинской помощи по всему спектру заболеваний, независимо от тяжести состояния, возраста и пола пациента, других его особенностей;
управление оказанием эффективной и адекватной медицинской помощи с наиболее рациональным использованием ресурсов системы здравоохранения;
координирование медицинской помощи с другими специалистами, работающими в первичном звене здравоохранения, а также – со специалистами стационаров;
обеспечение доступности необходимых медицинских услуг, предусмотренных системой здравоохранения;
защита интересов пациента.
Использование в работе с пациентом личностно-ориентированного подхода включает следующие умения:
уделять особое внимание при работе предпочтениям пациента;
консультировать пациента, устанавливая эффективные взаимоотношения, не ущемляя его право на независимость и самостоятельность;
уметь расставлять приоритеты, сотрудничая с пациентом;
обеспечивать длительное и непрерывное наблюдение на основании потребностей каждого пациента, согласно принципам непрерывности и координированного оказания медицинской помощи.
^
умение установить связь в процессе принятия решений с распространенностью и частотой новых случаев заболевания или состояния в данной группе населения;
умение отбирать и оценивать информацию, полученную в ходе сбора анамнеза, клинического и лабораторно-инструментального обследования пациента; использовать ее при составлении плана лечения при участии пациента;
действовать с учетом следующих принципов: последовательный характер исследований и назначений, рациональное распределение времени в соответствии с задачами обследования и лечения, сохранение терпения в случае неуточненного диагноза;
умение принимать решения при неотложных состояниях;
умение проводить диагностику на начальных недифференцированных стадиях проявления болезни;
проводить рационально и эффективно диагностические и лечебные вмешательства.
Осуществление комплексного подхода при оказании первичной медицинской помощи включает умения и практические навыки:
умение работать с пациентами, предъявляющими большое количество жалоб и имеющих несколько заболеваний (острых и хронических);
умение побуждать пациента к здоровому образу жизни и проводить профилактические мероприятия, позволяющие обеспечить удовлетворительное состояние здоровья и самочувствия пациента;
умение координировать мероприятия по оздоровлению, профилактике, лечению (включая паллиативное) заболеваний и реабилитации.
^
согласовывать потребности отдельных пациентов в медицинской помощи с потребностями всей обслуживаемой группы населения и с имеющимися ресурсами.
^
применять био-психо-социальную модель, с учетом культурных и экзистенциальных аспектов жизни людей.
^
а) в повседневной клинической практике:
уметь выявлять и анализировать широкий спектр жалоб, проблем и заболеваний по мере их появления;
проводить лечение и длительное наблюдение пациента;
умение эффективно сочетать данные научных исследований и собственный клинический опыт;
б) при общении с пациентом:
умение проводить консультирование;
умение представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть предлагаемых вмешательств и результатов исследований;
умение адекватно реагировать на различные эмоции пациента;
в) при руководстве деятельностью общей врачебной практики:
обеспечить доступность медицинской помощи для пациентов;
организовать эффективную работу, оснастить оборудованием, руководить деятельностью и взаимодействовать с сотрудниками общей врачебной практики;
уметь взаимодействовать с другими сотрудниками и специалистами, в том числе работающими в системе первичной медицинской помощи.
^
а) Контекста:
проводя диагностику заболеваний, принимая клинические решения и планируя лечение, принимать во внимание и проявлять интерес к особенностям личности пациента, его семьи, общества в целом, их культуры. Оценивать возможные последствия заболевания для членов семьи и других членов общества.
б) Отношения:
опираться на собственные знания, способности, систему жизненных ценностей;
осознавать этические особенности клинической деятельности (профилактика, диагностика, терапия – факторы, влияющие на стиль жизни);
выявлять и решать личные этические проблемы;
разграничивать области профессиональных интересов и работы с частной жизнью врача; уметь достигать желаемого равновесия между ними
в) Научные особенности:
иметь знания по общим принципам, методам, теоретическим основам проведения научных исследований; базовым понятиям статистики (частота новых случаев, распространенность, прогностичность и т.д.);
иметь исчерпывающие знания научных основ патологии, клинических проявлений заболеваний и их диагностики, терапии и прогнозу, эпидемиологии, теории принятия решений, теории формулирования гипотез и принятия решений, профилактической медицины;
уметь найти, проанализировать и критически оценить медицинскую литературу;
совершенствовать непрерывное профессиональное развитие и улучшать его качество.
^
отделения общей врачебной практики амбулаторно-поликлинических учреждений, офис семейного врача, центр общей врачебной практики (семейной медицины), клиника семейной медицины, врачебная амбулатория, отделения общего профиля участковых, городских, районных больниц и другие учреждения, оказывающие ПМСП.
Предшествующий уровень образования специалиста, дающий ему право для продолжения послевузовского профессионального образования по специальности 040110 - общая врачебная практика (семейная медицина)
Предшествующим уровнем образования специалиста, дающим ему право для продолжения послевузовского профессионального образования по специальности 040110 - общая врачебная практика (семейная медицина) является высшее медицинское образование по специальности “лечебное дело” - квалификация “врач” или по специальности “педиатрия” - квалификация “врач”.
Выпускник должен иметь диплом об окончании медицинского высшего учебного заведения, выданный образовательным учреждением высшего профессионального медицинского образования, имеющего лицензию на право ведения образовательной деятельности в Российской Федерации. В дипломе должна быть запись о получении высшего медицинского образования по специальности “лечебное дело” с присвоением квалификации “врач” или по специальности “педиатрия” с присвоением квалификации “врач”.
^
прошедших обучение по программе послевузовского профессионального образования на цикле специализации «общая врачебная практика (семейная медицина)»
^
Врач общей практики (семейный врач) обязан уметь оказывать медицинскую помощь взрослым и детям при распространенных заболеваниях, проводить основные врачебные лечебно-диагностические мероприятия при этих заболеваниях, а также владеть методами формирования здорового образа жизни семьи, соблюдая личностный подход, требования врачебной этики и медицинской деонтологии при проведении среди населения оздоровительных, профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий в амбулаторно-поликлинических условиях и на дому.
Требования к уровню подготовки, содержанию знаний, умений и практических навыков врача общей практики (семейного врача) для проведения профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий.
Знать и уметь:
осуществлять профилактические, диагностические, лечебные и реабилитационные мероприятия;
составлять план лабораторного, функционального, инструментального методов обследования;
формулировать в своих заключениях диагностическое решение (клинический или предварительный диагноз) в соответствии с требованиями МКБ 10;
владеть принципами и методами профилактики и лечения наиболее распространенных заболеваний, а также реабилитации пациентов.
^
Знать и уметь:
организовать руководство ОВП;
организовать распределение рабочего времени; составление плана работы, ведение учетно-отчетной медицинский документации;
организовать работу команды ОВП (ВОП/СВ, помощника ВОП/СВ, медицинских сестер общей практики (семейных медицинских сестер), младшего медицинского и технического персонала, социального работника);
взаимодействовать с другими специалистами ПМСП, стационаров и специализированных центров;
проводить оздоровительные, профилактические и противоэпидемические мероприятия;
организовывать и проводить занятия в Школах здоровья.
Требования к уровню подготовки врача общей практики (семейного врача) по фундаментальной медицине.
Знать:
закономерности функционирования здорового организма и механизмы обеспечения здоровья с позиции теории функциональных систем;
общие закономерности патогенеза и морфогенеза, а также основные аспекты учения о болезни;
этиологию, патогенез и патоморфологию, ведущие проявления и исходы наиболее важных деструктивных, воспалительных, иммунопатологических, опухолевых и других болезней;
возрастные особенности организма человека и его функциональных систем;
теоретические основы лекарственных и нелекарственных методов профилактики и лечения распространенных заболеваний человека.
Уметь:
оценивать и объяснять основные закономерности формирования и регуляции физиологических функций человека в процессе его жизнедеятельности;
оценивать и объяснять этиологию, патогенез и патоморфологию, ведущие проявления и исходы наиболее важных деструктивных, воспалительных, иммунопатологических, опухолевых и других болезней человека;
использовать теоретические основы лекарственных и нелекарственных методов профилактики и лечения распространенных заболеваний у человека.
^
Знать:
основные положения законодательных актов, регламентирующих реформы управления и финансирования здравоохранения, введение медицинского страхования граждан и реформы организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача);
квалификационные требования к врачу общей практики (семейному врачу), его права и обязанности, принципы организации работы в лечебно-профилактических учреждениях, принципы организации обязательного и добровольного медицинского страхования;
финансовое управление ОВП/СМ;
перечень документов для составления трудового договора (контракта) с государственными и негосударственными медицинскими учреждениями, муниципальными органами управления, страховыми медицинскими организациями, заявки для получения лицензии на осуществление вида медицинской деятельности "общая врачебная практика (семейная медицина)»;
основы доказательной медицины и ее применения в повседневной деятельности ВОП/СВ.
Уметь:
организовать лечебно-диагностический процесс и проведение профилактических мероприятий в амбулаторно-поликлинических условиях и на дому при оказании ПМСП в объеме, предусмотренном квалификационной характеристикой ВОП/СВ;
подготовить необходимую документацию для представления в аттестационную комиссию на получение квалификационной категории по специальности "врач общей практики (семейный врач)";
применить технологию доказательной медицины в клинической практике.
^
Знать:
принципы организации и задачи службы медицины катастроф и медицинской службы гражданской обороны;
медико-тактическую характеристику очагов поражения при катастрофах различных видов;
принципы организации лечебно-эвакуационного обеспечения пораженного населения в чрезвычайных ситуациях (этапность и требования к оказанию медицинской помощи на этапах медицинской эвакуации);
организацию и объем первой врачебной помощи на медицинском этапе общей врачебной (семейной) практики пострадавшим, поступающим из очага катастрофы;
основные принципы и способы защиты населения при катастрофах.
Уметь:
оказывать первую врачебную помощь в условиях экстремальной обстановки при массовом поступлении раненых и больных из очага катастрофы;
проводить основные санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия в общей врачебной (семейной) практике, работающей в условиях чрезвычайных ситуаций;
пользоваться коллективными и индивидуальными средствами защиты.
Требования к уровню подготовки, содержанию знаний, умений и практических навыков врача общей практики (семейного врача) по психологии.
Знать:
основы медицинской психологии;
определения понятий "психология", "медицинская психология", “психология больного человека”, “психология стареющего человека”, “психология человека, прекращающего профессиональную деятельность”, “психология одинокого человека”, “психология подростка”;
основы семейной психологии;
типы взаимоотношений членов семьи; насилие в семье;
воспитание ребенка в семье;
жизненный цикл семьи (фазы, цели, проблемы);
психологию влияния родителей на жизнь семьи детей;
эмоции в межличностных отношениях в семье;
основы психогигиены, психодиагностики, психопрофилактики и психотерапии;
особенности психологии врача.
Уметь:
применять общие принципы и методы медицинской и семейной психологии при оказании ПМСП взрослым и детям в условиях профессиональной деятельности врача общей практики (семейного врача);
использовать вербальные и невербальные средства общения в психотерапевтических целях;
^
Знать:
определение понятий "этика" и "деонтология";
элементы медицинской деонтологии;
морально-этические нормы поведения медицинского работника;
определение понятия "ятрогенные заболевания";
риск возникновения ятрогенных заболеваний у лиц различного возраста и пола;
факторы, способствующие возникновению и развитию ятрогенных заболеваний;
характер клинического проявления ятрогенных заболеваний;
прогноз ятрогенных заболеваний.
Уметь:
применять правила врачебной этики и нормы медицинской деонтологии, информированного согласия при проведении оздоровительных, профилактических и лечебно-диагностических, реабилитационных, паллиативных мероприятий при оказании ПМСП взрослым, детям, лицам пожилого и старческого возраста.
Требования к уровню подготовки, содержанию знаний, умений и практических навыков врача общей практики (семейного врача) по информационному обеспечению общей врачебной практики (семейной медицины) с использованием информационных технологий.
Знать:
основы медицинской информатики и вычислительную технику;
автоматизированное рабочее место врача общей практики;
Интернет-технологии в общей врачебной практике.
Уметь:
пользоваться средствами электронной связи;
использовать интернет-ресурсы.
Требования к уровню подготовки, и содержанию знаний, умений и практических навыков врача общей практики (семейного врача) по основам медицинской профилактики
Знать:
определение понятия "здоровье", закономерности формирования здорового образа жизни семьи;
социально-гигиенические и медицинские аспекты профилактики наркоманий, токсикоманий, злоупотребления лекарственными препаратами, злоупотребления алкоголем, табакокурения;
определения понятий “профилактика”, “медицинская профилактика”, "предболезнь", "болезнь";
группы здоровья населения, виды профилактики, факторы риска возникновения распространенных заболеваний;
принципы консультирования пациентов;
программы физической активности детей, подростков, взрослых и пожилых людей;
основы рационального питания.
Требования к уровню подготовки, содержанию знаний, умений и практических навыков врача общей практики (семейного врача) по профилактике, диагностике и лечению внутренних болезней.
Знать:
этиологию и патогенез распространенных заболеваний внутренних органов;
особенности проявления клиники и течения распространенных заболеваний внутренних органов у взрослых, детей, подростков, лиц пожилого и старческого возраста;
показания к направлению на консультацию специалиста.
Уметь:
проводить профилактику часто встречающих заболеваний внутренних органов;
своевременно осуществлять раннюю диагностику заболеваний по клиническим симптомам и синдромам, проводить дифференциальную диагностику;
осуществлять лечение распространенных заболеваний внутренних органов с учетом личностно-ориентированного подхода;
проводить диспансеризацию, реабилитацию, экспертизу трудоспособности больных с распространенными заболеваниями внутренних органов.
^
Знать:
организацию оказания акушерской и гинекологической помощи женщинам врачом общей практики в системе первичной медико-санитарной помощи населению;
медико-биологические и социально-психологические факторы, влияющие на планирование семьи;
физиологию беременности;
этиологию, патогенез и клинику гестозов,
биомеханизм родов;
особенности современной клиники и течения часто встречающихся гинекологических заболеваний у женщин в разных возрастных периодах;
общие принципы диагностики и лечения гинекологических заболеваний в общей врачебной практике;
показания к направлению на консультацию специалиста.
Уметь:
осуществлять диагностику и ведение нормально протекающей беременности;
проводить раннюю и дифференциальную диагностику, профилактику, индивидуализированное лечение часто встречающейся патологии беременности и гинекологических заболеваний; своевременно направлять на консультацию к специалисту;
выполнять мероприятия по диспансеризации, реабилитации и экспертизе трудоспособности беременных и больных гинекологическими заболеваниями;
оказать экстренную медицинскую помощь при неотложных состояниях в акушерстве и гинекологии;
проводить консультации по вопросам планирования семьи, психологии семейных отношений, социальных, медико-генетических и медико-сексуальных проблем семейной жизни, контрацепции.
Требования к уровню подготовки, содержанию знаний, умений и практических навыков врача общей практики (семейного врача) по профилактике, диагностике и лечению хирургических болезней и травм.
Знать:
организацию первичной медико-санитарной помощи населению при хирургических болезнях и травмах;
клинические особенности часто встречающихся хирургических болезней и травм у взрослых, детей, подростков, лиц пожилого и старческого возраста;
общие принципы диагностики и амбулаторного лечения хирургических болезней и травм;
показания к направлению на консультацию специалиста.
Уметь:
проводить профилактику часто встречающих хирургических заболеваний и травм;
осуществлять профилактику, раннюю и дифференциальную диагностику, индивидуализированное лечение часто встречающихся хирургических заболеваний и травм, своевременно направлять на консультацию к специалисту;
диспансеризацию, реабилитацию, экспертизу трудоспособности больных хирургическими болезнями и травмами;
оказывать неотложную медицинскую помощь больным с хирургическими заболеваниями и травмами;
оказывать экстренную медицинскую помощь в экстремальных условиях при массовом поступлении больных хирургического профиля и пораженных при катастрофах.
^
Знать:
медико-социальные основы охраны материнства и детства;
принципы организации работы врача общей практики (семейного врача) по оказанию лечебной и профилактической помощи детям и подросткам, включая профилактические осмотры;
показания и противопоказания к проведению мероприятий иммунопрофилактики у детей;
физиологию и патологию новорожденных;
принципы рационального вскармливания детей первого года жизни;
физиологические особенности развития ребенка в разных возрастных периодах;
гигиенические и физиологические основы воспитания и обучения детей раннего возраста;
физиологические особенности подросткового возраста;
систему физического воспитания детей и подростков;
методы контроля за развитием и состоянием здоровья ребенка;
современную клинику распространенных соматических заболеваний у детей;
особенности течения соматических заболеваний в подростковом возрасте;
принципы фармакотерапии наиболее часто встречающихся соматических заболеваний у детей и подростков;
принципы диспансеризации подростков;
порядок экспертизы трудоспособности по уходу за здоровым и больным ребенком.
Уметь:
оформлять медицинскую документацию по учету и отчету о проведенных оздоровительных, диагностических и лечебно-профилактических мероприятиях у закрепленного контингента детей и подростков.
Требования к уровню подготовки, содержанию знаний, умений и практических навыков врача общей практики (семейного врача) по профилактике, диагностике и лечению инфекционных болезней и туберкулеза.
Знать:
этиологию, эпидемиологию, ранние признаки клинических проявлений, принципы профилактики и лечения распространенных инфекционных заболеваний, включая ВИЧ-инфекцию, у взрослых и детей;
клинику туберкулеза органов дыхания и наиболее часто встречающихся внелегочных форм туберкулеза;
сроки вакцинации и ревакцинации;
особенности организации работы врача общей практики (семейного врача) при обследовании больных карантинными и особо опасными инфекциями и проведении лечебно-эвакуационных мероприятий при оказании первичной медицинской помощи этому контингенту больных.
Уметь:
перечень практических навыков/манипуляций/процедур смотри в пункте 3.3;
проводить диагностику, медицинскую сортировку, лечение и госпитализацию больных инфекционными заболеваниями;
провести противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции;
выполнять мероприятия по реабилитации, диспансерному наблюдению реконвалесцентов и бактерионосителей;
проводить диагностику по клиническим синдромам начальных проявлений клиники туберкулеза легких и часто встречающейся внелегочной локализации туберкулеза;
организовать вакцинацию и ревакцинации;
осуществлять мероприятия экстренной медицинской помощи больным при неотложных состояниях, осложняющих течение инфекционных заболеваний;
провести карантинные мероприятия в очаге.
Требования к уровню подготовки, содержанию знаний, умений и практических навыков врача общей практики (семейного врача) по профилактике, диагностике и лечению заболеваний нервной системы.
Знать:
семиотику заболеваний нервной системы;
клиническое проявление распространенных заболеваний периферической нервной системы и головного мозга у детей и взрослых;
клиническую картину заболеваний вегетативной нервной системы;
клинические синдромы неотложных состояний в невропатологии;
принципы фармакотерапии часто встречающихся заболеваний нервной системы.
Уметь:
осуществить организационные мероприятия по госпитализации больных с заболеваниями периферической нервной системы, вегетативной нервной системы и головного мозга;
выполнить мероприятия медицинской реабилитации на постгоспитальном этапе ведения неврологического больного;
провести экспертизу временной нетрудоспособности больных с часто встречающимися заболеваниями нервной системы.
^
Знать:
клинику основных психопатологических синдромов и пограничных состояний;
основы методики клинико-психологического исследования пациента;
основы современной методики лечения психических заболеваний, алкоголизма, наркоманий и токсикоманий;
принципы оказания экстренной помощи при неотложных состояниях, осложняющих течение психических заболеваний, алкоголизма, наркомании и токсикоманий; - современные возможности первичной и вторичной профилактики психических заболеваний у взрослых и детей;
Уметь:
определить медицинские показания к госпитализации больных психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией;
провести поликлиническую реабилитацию и экспертизу трудоспособности больных психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями.
Требования к уровню подготовки, содержанию знаний, умений и практических навыков врача общей практики (семейного врача) по профилактике, диагностике и лечению профессиональных заболеваний.
Знать:
общие сведения о гигиене труда в различных отраслях промышленности и принципы профилактики профессиональных заболеваний;
правила медицинского осмотра лиц, подвергающихся воздействию неблагоприятных факторов труда;
основные клинические синдромы профессиональных заболеваний, принципы ранней диагностики, принципы терапии;
Уметь:
провести мероприятия первичной профилактики и планового лечения часто встречающихся профессиональных заболеваний;
взаимодействовать со специалистами при оказании медицинской помощи больным с профессиональной патологией.
Требования к уровню подготовки, содержанию знаний, умений и практических навыков врача общей практики (семейного врача) по профилактике, диагностике и лечению болезней уха, горла и носа.
Знать:
ведущие клинические синдромы распространенных у взрослых и детей заболеваний уха, горла и носа;
клинические синдромы наиболее часто встречающихся травматических повреждений ЛОР-органов;
клинические синдромы неотложных состояний при патологии ЛОР-органов.
Требования к уровню подготовки, содержанию знаний, умений и практических навыков врача общей практики (семейного врача) по профилактике, диагностике и лечению болезней глаз.
Знать:
основы физиологии зрения, зрительные функции и клинические проявления их нарушений;
клинику воспалительных заболеваний органов глаза, распространенных у взрослых и детей;
ранние клинические признаки доброкачественных и злокачественных опухолей глаз;
клинические синдромы неотложных состояний в офтальмологии (острый приступ глаукомы, травмы, раны, ожоги, инородные тела и др.).
Требования к уровню подготовки, содержанию знаний, умений и практических навыков врача общей практики (семейного врача) по профилактике, диагностике и лечению заболеваний кожи и инфекций, передающихся половым путем.
Знать:
принципы клинической (посиндромной) диагностики заболеваний кожи и слизистых оболочек;
общие принципы лечения заболеваний кожи;
принципы построения диагностической и лечебно-профилактической тактики врача общей практики (семейного врача) при выявлении больного с инфекциями, передающимися половым путем.
Уметь:
организовать и провести профилактику дерматовенерологических заболеваний;
провести медицинскую реабилитацию и экспертизу трудоспособности больных кожными и венерическими заболеваниями;
оказать экстренную первую врачебную помощь при неотложных состояниях, осложняющих течение болезней кожи и инфекций, передающихся половым путем, у взрослых и детей.
Требования к уровню подготовки и минимуму содержания знаний, умений и практических навыков врача общей практики (семейного врача) по профилактике, диагностике и лечению заболеваний зубов, слизистой полости рта и языка.
Знать:
общие сведения об этиологии и патогенезе кариеса зубов, заболеваниях пародонта и слизистой оболочки полости рта;
принципы профилактики распространенных заболеваний зубов, пародонта и слизистой оболочки полости рта;
основные клинические синдромы кариеса зубов, заболеваний пародонта, слизистой оболочки полости рта.
Уметь:
провести врачебный осмотр полости рта;
провести мероприятия по профилактике кариеса зубов, заболеваний пародонта и слизистой оболочки полости рта, часто встречающихся у детей и взрослых.
^
Основная литература:
Клинические рекомендации для практических врачей, основанные на доказательной медицине. Пер. с англ. / Гл. ред. И.Н. Денисов, Ю.Л. Шевченко, В.И. Кулаков, Р.М. Хаитов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2003. - 1242 с.
Общая врачебная практика (семейная медицина): Практическое руководство / И.Н. Денисов, Б.Л. Мовшович. – М..: ГОУ ВУНМЦ, 2005. – 1000 с.
Общая врачебная практика по Джону Нобелю // Под ред. Дж. Нобеля при участии
Г. Грина и др; Пер.с англ. Под ред. Е.Р. Тимофеевой, Н.А.Федоровой. – М., Практика, 2005. – 1760 с.
Дополнительная литература:
Дедов И.И., Мельниченко Г.А., Фадеев В.В. Эндокринология. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 432 с.
Кардиология. Клинические рекомендации / Под ред. Ю.Н. Беленкова, Р.Г. Оганова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 640 с.
Неотложная кардиология // Под ред. А.Л. Сыркина. – М., МИА, 2004. – 520 с.
Остеопороз: диагностика, профилактика и лечение. / Под. ред. Л.И. Беневоленской, О.М. Лесняк. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 171 с.
Паразитозы в практике врача-педиатра и аллерголога-иммунолога: Учебное пособие. /Под ред. академика РАМН, проф. В.И. Петрова. – Волгоградское научное издательство, 2006. - 80 с.
Педиатрия. Клинические рекомендации. / Под ред. А.А. Баранова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 258 с.
Пульмонология / Под ред. А.Г. Чучалина. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. - 226 с.
Рациональная фармакотерапия сердечно-сосудистых заболеваний / Под общ. ред. Е.И. Чазова, Ю.Н. Беленкова. – М.: Литтерра, 2005. – 972 с.
Ревматология / Под. ред. Е.Л. Насонова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 267 с.
Родионов А.Н. Справочник по кожным и венерическим заболеваниям. – СПб.: Питер, 2005. – 464 с.
Ройтберг Г.Е., Струтынский А.В. Внутренние болезни. Система органов пищеварения. – М., МЕДпресс-информ, 2007. – 560 с.
Романцов М.Г., Малый В.П. Грипп: Пособие для врачей. – СПб-Харьков, 2007. – 108 с.
Российский терапевтический справочник. / Под. ред. А.Г. Чучалина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 266 с.
Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии: Учебное пособие для врачей-педиатров, оказывающих первичную медико-социальную помощь. / Под ред. А.А. Баранова. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 592 с.
Руководство по первичной медико-санитарной помощи. / Гл. ред. А.А. Баранов, И.Н. Денисов, А.Г. Чучалин. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 1541 с.
Руководство по рациональному использованию лекарственных средств: Учебное пособие для врачей, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. / Гл. ред. А.Г. Чучалин, Ю.Б. Белоусов, Р.У. Хабринов, Л.Е. Зиганьшина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 330 с.
Учайкин В.Ф. Неотложные состояния в педиатрии: практическое руководство. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 256 с.
Штрибель Х.В. Терапия хронической боли: практическое руководство. Пер. с нем. Н.А. Осиповой и др. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 304 с.
Эндокринология. Клинические рекомендации / Под ред. И.И. Дедова, Г.А. Мельниченко. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 209 с.
Юридические основы деятельности врача. Медицинское право: Учебное пособие в схемах и определениях. / Под ред. Ю.Д.Сергеева. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 248 с.
|