|
Скачать 2.04 Mb.
|
Практическое занятие №1 Тема: Тестовый контроль исходного уровня знаний. Организация рабочего места. Общее время занятия: 4 часа. Мотивационная характеристика темы. Профилактика стоматологических заболеваний - одна из важнейших задач здравоохранения в связи с высокой распространенностью болезней органов полости рта у населения страны. Базовые знания, полученные на теоретических смежных кафедрах, необходимы студентам для полноценного понимания и усвоения материала курса профилактики стоматологических заболеваний. Для того, чтобы профессиональная деятельность стоматолога была максимально эффективной при оптимальном физическом напряжении и при этом не наносила ущерба ни пациентам, ни персоналу, повседневная практика должна соответствовать принципам рациональной организации рабочего места, технической и санитарно-эпидемиологической безопасности. Цель: Оценить уровень подготовки студентов по смежным дисциплинам, познакомить с требованиями к учебному процессу на клинической кафедре; научиться организовывать рабочее место, обеспечивать санитарно-эпидемиологическую и техническую безопасность пациента и медперсонала на стоматологическом приеме. ^ В результате освоения теоретической части данной темы студент должен знать:
После выполнения практической части занятия студент должен уметь:
^ Для лучшего усвоения темы студенту необходимо повторить:
Контрольные вопросы из смежных дисциплин
Контрольные вопросы по теме занятия
^ Занятие проводится на клинической базе кафедры стоматологии детского возраста БГМУ. Так как занятие открывает курс профилактики стоматологических заболеваний, в начале занятия студенты отвечают на вопросы входного тестового контроля знаний для определения уровня подготовки по другим дисциплинам. Медицинская профилактика — комплекс мероприятий, направленных на охрану, укрепление и предотвращение ухудшения здоровья человека. В зависимости от исходного уровня здоровья человека выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику. Профилактическая помощь является первым и наиболее доступным звеном стоматологической службы. Максимальная приближенность мероприятий первичной профилактики к населению обеспечивается рациональным ограничением технического оснащения рабочего места специалиста и может осуществляться в условиях как оптимального, так и минимального оборудования, с обязательным выполнением требований эргономики (в т.ч. в части размещения оборудования, взаиморасположения пациента и персонала, техники выполнения манипуляций), технической и инфекционной безопасности. Техника безопасности предполагает требовательное отношение персонала к инженерному обеспечению приема пациентов и высокого самоконтроля при работе с оборудованием. Высокий риск передачи инфекции в стоматологии всеми известными путями требует от медперсонала знания возможных источников инфекции (пациент, персонал), наиболее патогенных инфекционных агентах (вирусы, бактерии), средах их существования и способах передачи, а также строгого выполнения соответствующих требований санитарного режима. Индивидуальная защита медицинского персонала осуществляется с помощью стандартных средств защиты (халат, шапочка, маска, очки, перчатки), в случае аварийного контакта биологических жидкостей пациента с кожей и слизистыми оболочками медработника необходимо, неукоснительное выполнение мер, предусмотренных приказом МЗ Республики Беларусь № 351 от 16.12.98г. для профилактики инфицирования ВИЧ или другими агентами инфекционных заболеваний. Инфекционная защита пациентов и рабочей зоны осуществляется посредством мероприятий по дезинфекции и стерилизации использованного инструментария, материалов и т. д. Медицинский инструментарий, соприкасающийся со слизистой оболочкой обследуемых лиц и загрязняемый биологическими жидкостями, а также перчатки, лабораторная посуда сразу после использования подвергаются дезинфекции, затем проходят предстерилизационную подготовку и стерилизацию. В настоящее время эффективными признаны несколько способов стерилизации: автоклавирование, холодная химическая стерилизация, стерилизация химическим паром, токсическими газами, с помощью γ-облучения, сухим паром и с помощью стальных или стеклянных шариков. Лечение пациентов, об инфекционных заболеваниях которых известно заранее (ВИЧ-инфекция, гепатит В), не требует проведения большого количества дополнительных гигиенических процедур, необходимо правильно организовать прием. ^ Прежде, чем приступить к освоению темы занятия рекомендуется повторить пройденный материал из смежных дисциплин: принципы асептики и антисептики, методы стерилизации и дезинфекции, санитарно-гигиенические требования к организации стоматологического кабинета. Затем следует обратить внимание на вопросы по теме занятия и приступить к изучению материала, изложенного в лекциях и рекомендуемой литературе. При подготовке для лучшего усвоения материала в учебной тетради необходимо в рабочей тетради:
^ После изучения темы для контроля качества усвоения и выявления неясных моментов предлагается ответить на вопросы тестового контроля и решить задачи.
Ситуационные задачи № 1 После включения стоматологической установки в сеть врач обратил внимание на появление слабого запаха гари, возникновение легкого покалывания в пальцах при прикосновении к корпусу машины. При попытке включить микромотор был отмечен нехарактерный звук в работе электромеханических узлов установки. Каковы должны быть дальнейшие действия врача? Какие действия противопоказаны в данной ситуации? № 2 Вам необходимо провести стоматологическое обследование группы шестилетних детей детского сада, в котором отсутствует стационарный стоматологический кабинет, но имеется кабинет медсестры. Предложите вариант организации вашего рабочего места с учетом фактических условий для работы. № 3 Для консультации по поводу длительно незаживающей язвы слизистой оболочки полости рта в стоматологическую поликлинику обратился молодой человек 16 лет. Постоянно проживает в г. Светлогорске, в настоящий момент обучается в г. Минске. В ходе общения и внешнего осмотра пациента врач заподозрил в пациенте наркомана. Какую информацию несет это предположение? Есть ли необходимость предпринимать меры предосторожности при оказании помощи пациенту? Какие? ЛИТЕРАТУРА Основная
Дополнительная
Практическое занятие №2 Тема: Стоматологическое обследование. Общее время занятия: 4 часа. Мотивационная характеристика темы. Обследование является первым приемом объективного исследования. Основная цель сбора диагностических данных направлена на сохранение здоровья людей. На протяжении всего приема — от начала до завершения лечебных и профилактических процедур — врач собирает диагностическую информацию о пациенте и его стоматологическом статусе; полученные сведения служат для планирования и оценки эффективности профилактической помощи. Цель: научиться проводить расспрос внешний осмотр пациента, оценивать общее состояние и функции ЧЛО, осуществлять осмотр полости рта и регистрировать полученные данные в принятых формах учета. |