|
Скачать 1.56 Mb.
|
Ханты-Мансийский государственный медицинский институт Кафедра пропедевтики внутренних болезней и факультетской терапии Методическая разработка для студентов ТЕМА №1 Тема: «Острые и хронические бронхиты». Продолжительность занятия – 4 часа. ЦЕЛЬ: изучение этиологии, патогенеза, классификации, клинических проявлений, принципов диагностики, лечения и профилактики бронхитов. ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
Студент должен: Знать:- анатомо-физиологические особенности органов дыхания; - определение сущности заболевания; - распространенность острого, хронического бронхита и эмфиземы легких; современные теории этиологии патогенеза заболевания - предрасполагающие факторы, факторы риска; - классификацию болезней; - алгоритм обследования больных при изученном заболевании; - особенности современной манифестации клиники и течения данной патологии; - дифференциальную диагностику; - осложнения заболевания и меры профилактики осложнений лабораторные и инструментальные методы исследования и их диагностическое значение при изучаемом заболевании; - критерии эффективности лечения острого и хронического бронхита, эмфизему легких; - показания к плановой и неотложной госпитализации; - тактику ведения пациента при изучаемом заболевании; - экспертизу трудоспособности при изучаемом заболевании; - международную классификацию болезней - 10; - основные принципы и методы реабилитации; - принципы диспансеризации и динамического соблюдения; - принципы организации первичной медико-санитарной и стационарной специализированной медицинской помощи населению Уметь: - пользоваться медицинской терминологией; - применять основы этики и врачебной деонтологии. - оценить данные расспроса и выявить проблемы пациента; - выявить факторы риска, возможные осложнения; - выделить приоритетные проблемы. - провести общий осмотр пациента и осмотр по функциональности системам, интерпретировать получения данных обследования; - провести пальпацию, перкуссию и аускультацию в соответствии с общепринятыми алгоритмами и интерпретировать получения данных обследования; - обосновать предварительный диагноз. - назначить дополнительные методы исследования; - подготовить пациента к рентгенологическому, бронхоскопическому исследованию, ФВД; - собрать мокроту на анализ и посев; - подготовить к лабораторным исследованиям (ОАК, ОАМ, мокроты на МБТ); - интерпретировать полученные данные параклинического обследования; - поставить диагноз; - провести оксигенотерапию, простейшую физиотерапию; - научиться пользоваться ингалятором; - оказать доврачебную помощь при приступе удушья, острой дыхательной недостаточности и других ургентных состояниях; - назначить лечение в пределах компетенции фельдшера; - организовать профилактику; - провести диспансеризацию. ^ Опрос студентов проводится в соответствии с целью занятия «студент должен знать». Уточняется определение, основные причины, механизм возникновения; бронхитического синдрома. Обращается внимание на особенности клинической картины в зависимости от уровня поражения бронхов (одышки, кашля, дистанционные хрипы), данные осмотра, пальпации грудной клетки, перкуссии и аускультации легких. Оценивается диагностическое исследования общего анализа крови, мокроты, данных исследования функции дыхания. При разборе больных с бронхитами обращается внимание на этиологию и острого и хронического бронхита, данные физического исследования (жесткое дыхание, сухие и влажные неконсонирующие хрипы); обращается внимание на особенности изменений в анализе крови, мокроте, данных исследования функции внешнего дыхания. Для самостоятельной работы с больными студенты делятся на 3-4 группы. Раздаются больные с острым и хроническим бронхитом. Ассистент осуществляет постоянный контроль за правильностью технического выполнения методик. При разборе больных выявляют симптомы дыхательной и легочно-сердечной недостаточности; дается заключение по результатам дополнительных методов исследования. Для закрепления полученных знаний предполагается решение типовых задач. В заключении подводятся итоги занятия и дается домашнее задание. Вопросы для подготовки к занятию:
ЛИТЕРАТУРА: 1. Василенко В. X. Пропедевтика внутренних болезней.М.: Медицина, 1982 - С. 169- 172. 2. Гребнев А. Л. Пропедевтика внутренних болезней.М.: Медицина, 2001 - 592 с. 3. Методические указания для самостоятельной работы студентов по пропедевтике внутренних болезней. Омск, 1992 – 24 с. 4. Шелагуров А.Л. Пропедевтика внутренних болезней, 1975 - с. 101-103 ^ Кафедра пропедевтики внутренних болезней и факультетской терапии Методическая разработка для студентов ТЕМА №2 Тема: «Бронхиальная астма». Время: 4 академических часа. Цель: изучить этиологию, патогенез, принципы классификации, современные представления о диагностике и лечении бронхиальной астмы. Для достижения поставленных целей решаются следующие задачи:
План занятия:
Студент должен: Знать: - определение сущности заболевания; - распространенность заболевания; - современные теории этиологии и патогенеза заболевания; - предрасполагающие факторы, факторы риска; - классификацию болезней; - алгоритм обследования больных при изучаемом заболевании; - особенности современной манифестации клиники и течения данной патологии; - дифференциальную диагностику; - осложнения заболевания и меры ее профилактики; - лабораторные и инструментальные методы исследования и их диагностическое значение; - критерии эффективности лечения; - показания к плановой и неотложной госпитализации; - тактику ведения пациента при изучаемом заболевании; - экспертизу трудоспособности; - международную классификацию болезней – 10; - принципы диспансеризации, организации первичной медико-санитарной и стационарной специализированной медицинской помощи.. Уметь: - пользоваться медицинской терминологией; - оценить данные расспроса и выявить проблемы пациента; - выявить факторы риска заболевания; - провести общий осмотр и осмотр по функциональным системам, интерпретировать полученные данные обследования; - провести пальпацию, перкуссию и аускультацию в соответствии с общепринятыми алгоритмами и интерпретировать полученные данные обследования; - обосновать предварительный диагноз; - назначить дополнительные методы исследования; - подготовить больного к рентгенологическому, бронхоскопическому исследованию, спирографию, к плевральной пункции и др.; - собрать мокроту на анализ и посев; - подготовить к лабораторным исследованиям (ОАК, ОАМ, мокроты на ВК); - интерпретировать полученные данные физикального и параклинического обследования; - поставить диагноз; - оказать доврачебную помощь при острой дыхательной недостаточности, пневмотороксе и др.; - назначить лечение в пределах компетенции фельдшера; - организовать профилактику и провести диспансеризацию; -оформить медицинскую документацию. ^
^ 1. Преподаватель знакомит студентов с целями занятия, обращает внимание на актуальность темы, новые акценты в диагностике и лечении бронхиальной астмы.
Вопросы для самоподготовки:
10. Прогноз, профилактика бронхиальной астмы. Литература:
3. Е.Браунвальд, Т. Харрисон. Внутренние болезни. Москва. Медицина. 1995 г. Т. 6. Ханты-Мансийский государственный медицинский институт Кафедра пропедевтики внутренних болезней и факультетской терапии ^ ТЕМА №3 Тема: «Пневмонии» Продолжительность занятия – 4 часа. Цель: изучить этиологию, факторы риска, патогенез, классификации, основные клинические проявления, лабораторно-инструментальные методы диагностики, принципы лечения и профилактики различных клинико-морфологических видов пневмоний. План занятия:
Студент должен: Знать: - анатомо-физиологические особенности органов дыхания; - определение сущности заболевания; -распространенность заболевания; - современные теории этиологии и патогенеза заболевания; - предрасполагающие факторы, факторы риска; - классификацию болезней; - алгоритм обследования больных при изучаемом заболевании; - особенности современной манифестации клиники и течения данной патологии; - дифференциальную диагностику; - осложнения заболевания и меры профилактики осложнений. - лабораторные и инструментальные методы исследования и их диагностическое значение при изучаемом заболевании; - критерии эффективности лечения очаговой и крупозной пневмонии; - показания к плановой и неотложной госпитализации; - тактику ведения пациента при изучаемом заболевании; - экспертизу трудоспособности при изучаемом заболевании; - международную классификацию болезней – 10; - основные принципы и методы реабилитации; - принципы диспансеризации и динамического наблюдения; - принципы организации первичной медико-санитарной и стационарной специализированной медицинской помощи населению Уметь: - пользоваться медицинской терминологией; - применять основы этики и деонтологии. - оценить данные расспроса и выявить проблемы пациента; - выявить факторы риска, возможные осложнения; - провести общий осмотр пациента и осмотр по функциональным системам, интерпретировать полученные данные обследования; - провести пальпацию, перкуссию и аускультацию в соответствии с общепринятыми алгоритмами и интерпретировать полученные данные обследования; - обосновать предварительный диагноз; - назначить дополнительные методы исследования; - подготовить пациента к рентгенологическому, бронхоскопическому исследованию; - собрать мокроту на анализ и посев; - подготовить к лабораторным исследованиям (ОАК, ОАМ, мокроты на МБТ); - интерпретировать полученные данные обследования; - поставить диагноз; - провести оксигенотерапию, простейшую физиотерапию; - научиться пользоваться ингалятором; - оказать доврачебную помощь при приступе удушья, острой дыхательной недостаточности, инфекционно-токсическом шоке, отеке легких, легочном кровотечении, спонтанном пневмотораксе и других ургентных состояниях; - назначить лечение в пределах компетенции фельдшера; - организовать профилактику; - провести диспансеризацию; -оформить медицинскую документацию. ^ Опрос студентов проводится в соответствии с целью занятия «студент должен знать». Уточняется определение, основные причины, механизм возникновения пневмонии. Обращается внимание на особенности клинической картины, данные осмотра, пальпации грудной клетки, перкуссии и аускультации легких. Оценивается диагностическое исследования общего анализа крови, мокроты, данных исследования функции дыхания. При разборе больных с пневмонией обращается внимание на стадии крупозной пневмонии и особенности её лечения. Дифференцированный диагноз, рентгенологические отличия. Для самостоятельной работы с больными студенты делятся на 3-4 группы. Раздаются больные спневмонией. Ассистент осуществляет постоянный контроль за правильностью технического выполнения методик. При разборе больных выявляют симптомы дыхательной и легочно-сердечной недостаточности; дается заключение по результатам дополнительных методов исследования. Для закрепления полученных знаний предполагается решение типовых задач. В заключении подводятся итоги занятия и дается задание на дом. Вопросы для самоподготовки:
Литература: 1. Н.Р.Палеев. Болезни органов дыхания (руков.для врачей). Москва. Медицина. 1989 г. Т. 2. 2. Л.И.Дворецкий, Ю.Б.Белоусов. Ступенчатая терапия внебольничных пневмоний. Консилиум медикум (экстра-выпуск). МесНа тесНса. 2002 . 3. А.И.Мартынов, Н.А.Мухин. Внутренние болезни. Москва. ГЭОТАР-Мед. 2001 г. Т. 1. 4. Маколкин В.И., Овчаренко С.И. Внутренние болезни. Москва. Медицина. 1999г. 432 с. 5. Смолева Э.В, Шутов Э.Ю. и др. Терапия для фельдшеров. Ростов-на-Дону, 2001г. 704 с. 6. В.М.Боголюбов. Внутренние болезни. М.: Медицина, 1983 г. 496 с. 7. Мухин Н.А., Моисеев В.С. Основы клинической диагностики внутренних болезней.- М.: Медицина, 1997.- 464 с. Ханты-Мансийский государственный медицинский институт Кафедра пропедевтики внутренних болезней и факультетской терапии ^ ТЕМА №4 Тема: «Нагноительные заболевания легких: Абсцесс легкого. Бронхоэктатическая болезнь» ^ Цель: изучить этиологию, патогенез, классификации, клинические проявления, дифференциальную диагностику и лечение нагноительных заболеваний легких (абсцесс, бронхоэктатическая болезнь). План занятия:
Студент должен: Знать: - анатомо-физиологические особенности органов дыхания; - определение сущности заболевания (абсцесс легких, бронхоэктатическая болезнь); -распространенность заболевания; - современные теории этиологии и патогенеза заболевания; - предрасполагающие факторы, факторы риска; - классификацию болезней; - алгоритм обследования при изучаемом заболевании; - алгоритм обследования больных при изучаемом заболевании; - особенности современной манифестации клиники и течения данной патологии; - дифференциальную диагностику; - осложнения заболевания и меры профилактики осложнений; - лабораторные и инструментальные методы исследования и их диагностическое значение при изучаемом заболевании; - критерии эффективности лечения очаговой и крупозной пневмонии; - показания к плановой и неотложной госпитализации; - тактику ведения пациента при изучаемом заболевании; - экспертизу трудоспособности; - международную классификацию болезней – 10; - основные принципы и методы реабилитации; - принципы диспансеризации и динамического наблюдения; - принципы организации первичной медико-санитарной и стационарной специализированной медицинской помощи населению Уметь: - пользоваться медицинской терминологией; - применять основы этики и врачебной деонтологии. - оценить данные расспроса и выявить проблемы пациента; - выявить факторы риска, возможные осложнения; - выделить приоритетные проблемы пациента; - провести общий осмотр пациента и осмотр по функциональным системам, интерпретировать полученные данные обследования; - провести пальпацию, перкуссию и аускультацию в соответствии с общепринятыми алгоритмами и интерпретировать полученные данные обследования; - обосновать предварительный диагноз; - назначить дополнительные методы исследования; - подготовить пациента к рентгенологическому, бронхоскопическому исследованию, спирографию; - собрать мокроту на анализ и посев; - подготовить к лабораторным исследованиям (ОАК, ОАМ, мокроты на МБТ); - интерпретировать полученные данные обследования; - поставить диагноз; - провести оксигенотерапию, простейшую физиотерапию; - научиться пользоваться ингалятором; - назначить лечение в пределах компетенции фельдшера; - оформить медицинскую документацию. ^ 1. Преподаватель знакомить студентов с целями занятия, оценивает актуальность темы, социальные аспекты и роль иммунитета в развитии деструктивных заболеваний легочной ткани. 2. По тестам программированного контроля проверяет готовность студентов к занятию. 3. Рассматриваются современные аспекты этиологии, факторов риска, патогенеза, классификации, основные клинические синдромы нагноительных заболеваний легких. 4. Проводится курация студентами 3-4 пациентов с заболеваниями легких (пневмония, абсцесс легкого, плеврит, деструктивный пневмонит). Куратора назначаются преподавателем предварительно. Проводится первичный опрос осмотр, объективное обследования пациентов с вышеуказанными нозеологиями (под контролем преподавателя). В учебной комнате анализируются результаты лабораторно-инструментальных исследований. Студентами кураторами предварительно формулируются диагнозы. Преподаватель сообщает о проводимом лечении. 5. По результатам обсуждения конкретных случаев заболеваний легких формируется алгоритм диагностического поиска и тактики лечебных мероприятий у пациентов с нагноительными заболеваниями легких. Окончательно формулируются диагнозы и определяется тактика ведения рассмотренных предварительно пациентов. Вопросы для самоподготовки: 1.Абсцесс легкого, бронхоэктатическая болезнь. Определение понятий Терминологические отличия. 2. Этиология абсцесса легкого. 3. Этиология бронхоэктатической болезни. 4. Патогенез нагноительных и деструктивных заболеваний легких. 5. Классификация нагноительных заболеваний легких. 6. Основные клинические проявления абсцесса легких. 7. Основные клинические проявления бронхоэктатическая болезнь. 8. Лабораторно-интсрументальная диагностика абсцесса легких. 9. Лабораторно-инструментальная диагностика бронхоэктатической болезни. 10. Этиологическое лечение нагноительных заболеваний легких. 11. Основные принципы патогенетической, симптоматической терапии абсцесса и бронхоэктатической болезни. 12. Профилактика (первичная и вторичная) нагноительных заболеваний легких. 15. Осложнения абсцесса легких и бронхоэктатической болезни. 16. Прогноз и диспансеризация пациентов с нагноительными заболеваниями легких. Литература: 1. Мартынов А.И., Мухин Н.А. Внутренние болезни. Москва. ГЭОТАР-Мед. 2001 г Т. 1. 2. Палеев Н.Р. Болезни органов дыхания (руководство для врачей). Москва. Медицина. 1989 г. Т. 2. 3.Маколкин В.И., Овчаренко С.И. Внутренние болезни. Москва. Медицина. 1999г. 432 с. 4. Смолева Э.В, Шутов Э.Ю. и др. Терапия для фельдшеров. Ростов-на-Дону, 2001г. 704 с. 5. В.М.Боголюбов. Внутренние болезни. М.: Медицина, 1983 г. 496 с. 6. Мухин Н.А., Моисеев В.С. Основы клинической диагностики внутренних болезней.- М.: Медицина, 1997.- 464 с. Ханты-Мансийский государственный медицинский институт Кафедра пропедевтики внутренних болезней и факультетской терапии ^ ТЕМА №5 Тема: «Плевриты. Эмфизема легкого» Продолжительность занятия – 4 часа. Цель: изучить этиологию, патогенез, классификации, клинические проявления, дифференциальную диагностику и лечение плевритов, эмфиземы легкого. План занятия:
Студент должен: Знать: - анатомо-физиологические особенности расположения плевральных листков, строение ацинуса; - определение сущности заболевания (плевриты, эмфизема легких) - распространенность заболевания; - современные теории этиологии и патогенеза заболевания; - предрасполагающие факторы, факторы риска; - классификацию болезней; - алгоритм обследования больных при изучаемом заболевании; - особенности современной манифестации клиники и течения данной патологии; - дифференциальную диагностику; - осложнения заболевания и меры профилактики осложнений; - лабораторные и инструментальные методы исследования и их диагностическое значение при изучаемом заболевании; - показания к плановой и неотложной госпитализации; - тактику ведения пациента при изучаемом заболевании; - принципы лечения плевритов, эмфиземы легкого, - экспертизу трудоспособности; - международную классификацию болезней – 10; - принципы организации первичной медико-санитарной и стационарной специализированной медицинской помощи населению Уметь: - пользоваться медицинской терминологией; - применять основы этики и врачебной деонтологии. - оценить данные расспроса и выявить проблемы пациента; - выявить факторы риска, возможные осложнения; - выделить приоритетные проблемы пациента; - провести общий осмотр пациента и осмотр по функциональным системам, интерпретировать полученные данные обследования; - провести пальпацию, перкуссию и аускультацию в соответствии с общепринятыми алгоритмами и интерпретировать полученные данные обследования; - обосновать предварительный диагноз; - назначить дополнительные методы исследования; - подготовить пациента к рентгенологическому исследованию, плевральной пункции - собрать мокроту на анализ и посев; - подготовить к лабораторным исследованиям (ОАК, ОАМ, мокроты на МБТ); - интерпретировать полученные данные обследования; - поставить диагноз; - провести оксигенотерапию, простейшую физиотерапию; - назначить лечение в пределах компетенции фельдшера; - оформить медицинскую документацию. ^ 1. Преподаватель знакомить студентов с целями занятия, оценивает актуальность темы, социальные аспекты и роль иммунитета в развитии деструктивных заболеваний легочной ткани. 2. По тестам программированного контроля проверяет готовность студентов к занятию. 3. Рассматриваются современные аспекты этиологии, факторов риска, патогенеза, классификации, основные клинические синдромы нагноительных заболеваний легких. 4. Проводится курация студентами 3-4 пациентов с заболеваниями легких (пневмония, абсцесс легкого, плеврит, деструктивный пневмонит). Куратора назначаются преподавателем предварительно. Проводится первичный опрос осмотр, объективное обследования пациентов с вышеуказанными нозеологиями (под контролем преподавателя). В учебной комнате анализируются результаты лабораторно-инструментальных исследований. Студентами кураторами предварительно формулируются диагнозы. Преподаватель сообщает о проводимом лечении. 5. По результатам обсуждения конкретных случаев заболеваний легких формируется алгоритм диагностического поиска и тактики лечебных мероприятий. Окончательно формулируются диагнозы и определяется тактика ведения рассмотренных предварительно пациентов. Вопросы для самоподготовки:
Литература: 1. Мартынов А.И., Мухин Н.А. Внутренние болезни. Москва. ГЭОТАР-Мед. 2001 г Т. 1. 2. Палеев Н.Р. Болезни органов дыхания (руководство для врачей). Москва. Медицина. 1989 г. Т. 2. 3.Маколкин В.И., Овчаренко С.И. Внутренние болезни. Москва. Медицина. 1999г. 432 с. 4. Смолева Э.В, Шутов Э.Ю. и др. Терапия для фельдшеров. Ростов-на-Дону, 2001г. 704 с. 5. В.М.Боголюбов. Внутренние болезни. М.: Медицина, 1983 г. 496 с. 6. Мухин Н.А., Моисеев В.С. Основы клинической диагностики внутренних болезней.- М.: Медицина, 1997.- 464 с. Ханты-Мансийский государственный медицинский институт Кафедра пропедевтики внутренних болезней и факультетской терапии ^ |