Практическое занятие №1
ТЕМА: Тестовый контроль исходного уровня знаний. Обсуждение студенческих санпросветпроектов.
Общее время занятия: 4 часа.
Мотивационная характеристика занятия. В обязанности врача-стоматолога входит проведение санитарно-просветительной работы. Одной из важнейших составляющих этой работы является мотивация и обучение населения гигиене полости рта.
Цель: оценить уровень базовой подготовки студентов по вопросам, смежным с тематикой занятий в VI-VII семестрах по разделу «Профилактика стоматологических заболеваний». Завершить подготовку к уроку гигиены.
^
В результате освоения теоретической части данной темы студент должен:
актуализировать базовые знания по вопросам, смежным с тематикой занятий в VI-VII семестрах по разделу «Профилактика стоматологических заболеваний»;
рецензировать санитарные проекты;
вспомнить методы обучения гигиеническому уходу за полостью рта и санитарного просвещения;
принципы построения урока гигиены.
В ходе практической части занятия студент должен быть готов к проведению урока гигиены в детском коллективе по сценарию, утвержденному на предыдущем занятии.
^ Студент должен иметь достаточный уровень базовых знаний из смежных дисциплин. Для лучшего усвоения темы студенту необходимо повторить из профилактики стоматологических заболеваний:
факторы риска развития кариеса зубов, средства ухода за полостью рта, их состав и свойства;
предметы и средства гигиены полости рта для детей и взрослых;
методы чистки зубов.
Контрольные вопросы из смежных дисциплин:
Назовите индексы, применяемые для оценки гигиены полости рта.
Назовите красители, использующиеся при определении гигиены полости рта.
Контрольные вопросы по теме занятия:
Основные правила организации и проведения урока гигиены.
Методы и формы санитарного обучения.
^
Предметом обсуждения является сценарий урока гигиены. Проводится генеральная репетиция, обсуждаются достоинства и недостатки всех составляющих проекта по следующим пунктам (критериям оценки на конкурсе):
красочность исполнения;
наглядность и доступность освещаемой информации;
степень раскрытия темы;
правильность изложения материала.
Задания для самостоятельной работы студента:
Необходимо подготовить и принести на занятие:
а) сценарий урока гигиены (текст, распределение ролей);
б) иллюстрации к уроку (рисунки, предметы и/или их муляжи, маски и т.д.)
Литература
Основная
Лекция на тему «Санитарное просвещение в профилактике стоматологических заболеваний».
Терехова, Т.Н, Профилактика стоматологических заболеваний: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений по специальности «Стоматология» / Т.Н.Терехова, Т.В.Попруженко. Минск: Беларусь, 2004. С. 252-260, 439-454.
Попруженко, Т.В. Профилактика основных стоматологических заболеваний / Т.В.Попруженко, Т.Н.Терехова. М.: МЕДпресс-информ, 2009. С. 16-45, 391-403.
Дополнительная
Купец, Т.В. Учебные программы по профилактике кариеса для детей начальной школы / Т.В.Купец, С.К.Мателло // Детская стоматология. 2000. №1-2. С.32-38.
Мельниченко, Э.М. Профилактика стоматологических заболеваний / Э.М.Мельниченко. Минск: Вышэйшая школа, 1990. С.29-40, 112-115.
Организация гигиенического обучения и воспитания детей и подростков в программах комплексной профилактики стоматологических заболеваний: методические рекомендации / МЗ СССР, Гос.ком. СССР по нар. образованию; Сост.: Н.М. Букреева [и др.]; М., 1991. 58 с.
Dentistry for the child and adolescent. Toronto. 1988. P.275-85.
^
ТЕМА: Кариес в ямках и фиссурах эмали: особенности этиологии и патогенеза, факторы риска, возможности профилактики
^ 4 часа.
Мотивационная характеристика занятия. Анатомические углубления эмали страдают от кариеса чаще других участков эмали. Ситуация в ямках и фиссурах заметно отличается от таковой на гладких поверхностях как в отношении факторов риска кариеса, так и в отношении возможной защиты, что требует дополнения (но не замены!) обычных мер первичной профилактики кариеса специфическими.
^
В результате освоения теоретической части данной темы студент должен знать:
анатомию естественных складок эмали; варианты морфологии ямок и фиссур;
особенности пре- и постэруптивной минерализации эмали ямок и фиссур;
способы повышения уровней пре- и постэруптивной минерализации эмали в области ямок и фиссур;
особенности формирования микробной бляшки в естественных складках эмали;
меры контроля активности кариесогенной микрофлоры зубного налета в области ямок и фиссур на этапах заражения, первичной и вторичной колонизации.
В ходе практической части занятия студент должен уметь:
составить план профилактики кариеса в ямках и фиссурах зубов на период до полного прорезывания зубов с фиссурами и ямками;
сделать обоснованный выбор домашних и офисных мероприятий по профилактике кариеса в фиссурах и ямках зубов после их полного прорезывания; организовать выполнение мероприятий.
^ Студент должен иметь достаточный уровень базовых знаний из смежных дисциплин. Для лучшего усвоения темы студенту необходимо повторить:
Из анатомии – сроки прорезывания временных и постоянных зубов.
Морфологии – строение эмали.
Микробиологии – биоценоз зубного налета.
Физики - лазеры, принципы устройства и применения в медицине.
Химии - свойства озона.
Профилактики стоматологических заболеваний – средства и методы для (ре)минерализации эмали; средства и методы контроля активности кариесогенной микрофлоры.
Из общей стоматологии – свойства и показания к применению СИЦ, композитов, компомеров.
Контрольные вопросы из смежных дисциплин:
Анатомия коронок моляров, премоляров и резцов.
Сроки закладки, гистогенеза и минерализации зачатков временных моляров, постоянных моляров, премоляров
Сроки и длительность прорезывания временных моляров, постоянных моляров и премоляров.
Принципы устройства и применения в медицине лазеров.
Биологические эффекты озона
Контрольные вопросы по теме занятия:
Локализация естественных углублений эмали на зубах человека. Особенности одонтоглифики окклюзионной поверхности временных и постоянных моляров.
Морфология ямок и фиссур зубов.
Особенности преэруптивной минерализации эмали ямок и фиссур зубов. Меры оптимизации.
Особенности постэруптивной минерализации эмали ямок и фиссур зубов. Методы повышения кариесрезистентности эмали в области ямок и фиссур.
Особенности формирования и ретенции зубной бляшки в области ямок и фиссур зубов; меры контроля (предупреждение первичной и вторичной колонизации кариесогенной микрофлорой, механическое очищение и химический контроль; модификация морфологии для самоочищения, силинг).
|