МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова
Медицинский институт
Кафедра хирургической стоматологии
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По курсу: «Ортопедическая стоматология»
(специальность: 04.04.00 – стоматология)
ДС.Ф.05
Якутск – 2003г.
Составитель: доцент кафедры хирургической стоматологии МИ ЯГУ Варламов Петр Герасимович.
Настоящая программа разработана в соответствии с новым учебным планом и стандартом, утвержденным государственным Комитетом РФ по высшему образованию и Минздравмедпромом России в январе 1996 г., типовой программой по ортопедической стоматологии для студентов стоматологических факультетов высших медицинских учебных заведений, разработанной во Всероссийском учебном научно-методическом Центре по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию.
Рецензент:
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры
«___»_______________2003г. Протокол №__________
Заведующий кафедрой
хирургической стоматологии: /Н.Д. Векслер/
Рабочая программа одобрена научно-методическим Советом Медицинского института ЯГУ
«___»__________2003г. Протокол №__________
Председатель научно-методического
^
Рабочая программа утверждена научно-методическим Советом Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова.
«___»__________2003г. Протокол №__________
Председатель научно-
методического Совета ЯГУ: /А.Н. Яковлева/
СОДЕРЖАНИЕ:
Пояснительная записка.
Выписка из учебного плана.
Требования государственного стандарта высшего медицинского образования.
Принципы построения курса.
Цель изучения курса.
-
Структура и содержание изучаемого материала.
Структура курса.
-
Содержание дисциплины.
Тематический план лекций.
Тематический план практических занятий.
Тематика самостоятельной работы студента.
-
Результаты изучения материала программы.
Структура деятельности студента.
Результаты изучения программы.
-
Контроль усвоения материала.
Текущий контроль.
Промежуточный контроль.
Заключительный контроль.
Зачет или экзамен.
Рейтинговая система контроля знаний.
Проверка остаточных знаний
-
Рекомендуемая литература.
Обязательный.
Дополнительный.
-
Перечень наглядных пособий.
Таблицы (настенные, настольные ).
Слайды.
Видеофильмы, аудиокассеты.
Учебно-методические пособия
Другие виды учебно-методического оснащения.
VII. Приложения.
^
Выписка из учебного плана.
Семестр
|
Учебных недель
|
Часов в неделю
|
Ауд. часов
|
Всего часов
|
В том числе
|
Лекции
|
Пр.зан.
|
СРС
|
5
|
|
|
57
|
102
|
10
|
47
|
45
|
6
|
|
|
80
|
125
|
12
|
68
|
45
|
7
|
|
|
72
|
117
|
12
|
60
|
45
|
8
|
|
|
76
|
122
|
10
|
66
|
46
|
9
|
|
|
108
|
154
|
16
|
92
|
46
|
10
|
|
|
152
|
198
|
10
|
142
|
46
|
Всего
|
|
|
545
|
818
|
68
|
475
|
273
|
Ортопедическая стоматология – раздел клинической медицины, изучающий этиологию и патогенез болезней, повреждений и аномалий развития зубов, челюстей и других органов челюстно-лицевой области, разрабатывающий на основе системного подхода методы диагностики протекающих в функциональных системах физиологических и патологических процессов. Опираясь на достижения различных отраслей медицины, биологии и фундаментальных наук – физики, высокомолекулярной химии, материаловедения, сопротивления материалов, металлургии, ортопедическая стоматология разрабатывает тактику лечения нарушений целости органов и восстановления функции зубочелюстной системы и методы профилактики конкретных заболеваний и патологических состояний, технологию изготовления различных видов лечебных аппаратов и протезов.
^
Врач – выпускник по специальности 040400 – стоматология подготовлен к решению следующих задач:
Проведение профилактики заболеваний населения;
Диагностика заболеваний, прежде всего ранних и типичных проявлений болезни, а также малосимптомных и атипичных их вариантов на основе владения пропедевтическими и лабораторно-инструментальными методами;
Диагностика и оказание первой помощи при неотложных состояниях;
Лечение с использованием терапевтических и хирургических методов в стоматологии;
Экспертиза нетрудоспособности больных;
Гигиеническое воспитание больных и членов их семей;
Организация труда в медицинских учреждениях и ведение медицинской документации;
Самостоятельная работа с информацией (учебной, научной, нормативной справочной литературой и другими источниками).
В результате общеклинической подготовки у выпускника должны быть сформированы врачебное поведение и основы клинического мышления, а также умения, обеспечивающие решение профессиональных задач и оказание медицинской помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях на догоспитальном этапе, предварительную диагностику с последующим направлением к врачу-специалисту при стоматологической симптоматике у больных с соматическими и инфекционными заболеваниями.
В результате стоматологической подготовки у специалиста должны быть сформированы врачебные поведение и мышление, а также навыки, обеспечивающие решение профессиональных задач и применение им алгоритма врачебной деятельности по профилактике, диагностике, лечению и реабилитации больных при заболеваниях зубов, пародонта и слизистой оболочки полости рта, воспалительных заболеваний, травм, врожденных дефектов и деформаций и онкологических заболеваний челюстно-лицевой области, заболеваний височно-нижне-челюстного сустава, слюнных желез и нервов лица, частичной и полной адентии, патологической стираемости и аномалий прикуса.
^
Изучение ортопедической стоматологии осуществляется на 5-10 семестрах.
Принцип
|
Содержание
|
Основание для ведения курса
|
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 040400-Стоматология
Решение Ученого Совета МИ ЯГУ.
|
Адресат курса
|
Стоматологическое отделение педиатрического факультета МИ ЯГУ.
|
Главная цель
|
Подготовить врача-стоматолога общей практики, способного оказывать амбулаторную ортопедическую стоматологическую помощь.
|
Ядро курса
|
Лекции и практические занятия (5-10 семестр)
Переводной экзамен (8 семестр)
Производственная практика (7 семестр).
Зачет (9 семестр)
Курация больных в стационаре с написанием клинической истории болезни (10 семестр)
|
Требования к начальной подготовке
|
Знание морфологии, физиологии и патологии челюстно-лицевой области на основе базовой подготовки на кафедрах медико-биологического и клинического профиля.
|
Уровень требований по сравнению с ГОС
|
Уровень требований должен соответствовать Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования.
|
Объем курса в часах
|
Теоретическая часть – 68 часов
Практическая часть – 477 часов.
|
Области применения полученных знаний
|
В последипломной подготовке и непосредственной в последующем в практической работе врача-стоматолога общего профиля, врача-стоматолога ортопеда, врача-стоматолога ортодонта.
|
Описание основных точек контроля
|
Контроль первоначального уровня знаний – остаточных знаний по топографической анатомии, микробиологии, фармакологии, патофизиологии, пропедевтике ортопедической стоматологии.
Промежуточный контроль – контрольные работы, семинарские занятия, рефераты, различные виды тестирования, контроль остаточных знаний
Итоговый контроль – переводной экзамен, зачет, ИГА.
|
Развитие и закрепление минимума обязательных мануальных навыков (перечень см.ниже) является отличительной особенностью курса.
|
Используемые методические материалы: см. ниже п.VI.
|
Современные информационные технологии
|
На ПК компьютерного отделения МИ установлены программы с тестовыми заданиями государственной итоговой аттестации по программе стоматология. Современные информации получаем из фирм поставщиков оборудовании, аппаратов, материалов, а также из обучающих циклов в частности фирмы «Арком» г. Санк-Петербург.
|
Современное состояние науки и практики
|
Связь науки и практики на курсе осуществляется выполнение:
научной работы преподавателями курса
УИРС
|
Цель изучения предмета.
Конечной целью курса является подготовка врача-стоматолога общей практики, способного оказывать, квалифицированно консультировать пациентам ортопедическую стоматологическую помощь.
Цели обучения предмета ортопедической стоматологии:
Уровень усвоения
|
Цель курса
|
Первый
1.4.1
|
Основная цель – студенты должны быть ознакомлены, и иметь представление:
об анатомии зубочелюстной системы;
о нозологических форм и их дифференциальную диагностику;
о зуботехническом материаловедении;
об основных методах изготовления зубных протезов;
о лабораторных процессах изготовления зубных протезов.
|
Второй
1.4.2
|
Студенты должны знать:
деонтологические принципы в стоматологии;
юридические аспекты в стоматологии;
связь ортопедической стоматологии с другими (смежными специальностями);
пропедевтику ортопедической стоматологии (по программе);
патологию твердых тканей и дефектов зубных рядов и методов ее ортопедического лечения с использованием несъемных конструкций зубных протезов с лабораторными процессами их изготовления и зуботехническое материаловедение.
патологию при полном отсутствии зубов и методы ортопедического лечения пластиночными протезами.
Методы оценки функционального состояния пародонта, ортопедическое лечение в комплексной терапии заболевание шинирующими аппаратами.
|
Третий
1.4.3
|
В результате освоения курса достигается цель, в которой студенты должны уметь:
проводить обследование зубочелюстной системы, нуждающегося в ортопедической стоматологической помощи;
на основе обследования (дополнительного) провести диф. диагностику и правильно сформировать (основной и сопутствующий) диагноз;
определить степени тяжести заболеваний в зависимости от классификаций;
составить план клинического лечения и прогноз;
оценивать общее состояние больных с заболеваниями пародонта, повышенной стираемостью твердых тканей зубов, при болезнях суставов;
выбирать и обосновать конструкцию зубного протеза, исходя из клинической картины, и прогнозировать изменение ситуаций в тех или иных условиях;
|
Четвертый
1.4.4
|
Предусматривает освоение курса ортопедической стоматологии в более высокий уровень теоретической и практической подготовки. Владение профессиональными навыками врача-стоматолога широкого профиля, в результате должны уметь:
выявить характерные признаки в тех или иных заболеваниях на дополнительных методах обследования;
оформлять наглядное пособие (таблицы, стенгазеты, сан бюллетени, рефераты);
обобщать полученные результаты и грамотно интерпретировать результаты других исследователей или полученными данными по Европейскому Северу;
оказывать экстренную медицинскую помощь при анафилактическом шоке и в других шоковых состояниях;
определять онкологических больных при лечении.
|
|