РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По курсу: «Стоматология» на лечебном факультете
Специальность 04.01.00 – лечебное дело
Составитель: старший преподаватель кафедры хирургической стоматологии МИ ЯГУ Татьяна Александровна Амирокова
ВЫПИСКА ИЗ УЧЕБНОГО ПЛАНА В ЧАСАХ
Семестр
|
Всего часов
|
Часов в неделю
|
Всего часов
|
В том числе
|
Лекционный курс
|
Практические занятия
|
СРС
|
8
|
52
|
|
34
|
12
|
22
|
18
|
ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА
^
Врач по специальности 040100 Лечебное дело подготовлен к решению следующих задач:
Проведение первичной, вторичной, третичной профилактики заболеваний населения (здоровых, больных, членов их семьи и коллектовов );
Диагностика заболеваний, прежде свего ранних и типичных проявлений болезни, а также малосимптомных и атипичных их вариантов течения заболевания на основе владения пропедевтическими и лабораторно-инструментальными методами исследования;
Диагностика и оказания первой помощи при неотдожных состояниях;
Лечение с использованием терапевтических и хирургических методов;
Экспертиза трудоспособности больных;
Организация труда в медицинских учреждениях и ведение медицинской документации;
Самостоятельная с информацией (учебной, научной, нормативной справочной литературой и другими источниками).
Врач обязан уметь ориентироваться в случае развития острых гнойных заболеваний челюстей, лица и шеи и травмах челюстно-лицевой области, когда правильная тактика в срочной ситуации определяет исход.
Необходимо также приобретение знаний основ онкологии лица и шеи с концентрированием внимания на особенностях раннего проявления и профилактики онкологических заболеваний.
Разнообразие клинических проявлений различных стоматологических заболеваний на слизистой оболочке полости рта и языка обусловливает необходимость обучения их диагностике.
Современный врач должен ориентироваться в проявлении стоматологических заболеваний и уметь правильно оценить влияние одонтогенных очагов на организм.
В преподавании стоматологии важно ознакомление студентов с принципами системы профилактических мероприятий, особенно при диспансеризации, а так же с той ролью, которая отводится участковому врачу, врачу-гигиенисту.
Преподавание должно вестись с применением современных технических средств обеспечения учебного процесса.
^
По новому учебному плану преподавание стоматологии предусматривается на лечебном факультете – 4 курс. Исходя из местных условий, по решению Совета вуза при полном выполнении учебной программы по стоматологии допускается перераспределение времени по семестрам, а также лекционных часов.
Учитывая предстоящую работу на врачебном участке, при распределении практических часов 40% учебного времени должно уделяться разбору и приему больных в условиях поликлиники. На этих занятиях – демонстрационного приема больных ассистентом – студенты проводят обезболивание и несложные хирургические вмешательства у пациентов при участии педагога, знакомятся с принципами лечения. Остальные, 60% учебного времени практических занятий, распределяется в стационаре: в операционной, перевязочной, обходе отделения с обязательной курацией больных и написанием клинической истории болезни, где должна быть отражена особенность стоматологических заболеваний. Одно из основных требований по оптимизации подготовки врачей – необходимость научно-обоснованной организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов с использованием активного подхода в приобретении знаний, умений и навыков студентов.
Лекции и практические занятия должны отражать современные достижения медико-биологических клинических дисциплин, стоматологии и организации стоматологической помощи населению.
Дальнейшее совершенствование лекционного курса должно идти по пути чтения проблемных лекций. Методом выбора могут быть как одночасовые, так и двухчасовые лекции.
Принцип
|
Содержание
|
Основание для ведения курса
|
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 040100 - лечебное дело
- Решение учёного Совета МИ ЯГУ
|
Адресат курса
|
Лечебный факультет МИ ЯГУ
|
Главная цель
|
Подготовить врача общей практики, способного оказывать амбулаторную стоматологическую помощь.
|
Ядро курса
|
- Лекции и практические занятия (8 семестр)
- Зачет (8 семестр)
|
Требования к начальной подготовке
|
Знание морфологии, физиологии и патологии челюстно-лицевой области на основе базовой подготовки на кафедрах медико-биологического и клинического профиля.
|
Уровень требований по сравнению с ГОС
|
Уровень требований должен соответствовать Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования
|
Объём курса в часах
|
Теоретическая часть - 12 часов (35%)
Практическая часть – 22 часа (65%)
|
Области применения полученных знаний
|
В последипломной подготовке и непосредственной в последующем в практической работе врача общего профиля.
|
Описание основных точек контроля
|
- Контроль первоначального уровня знаний - остаточных знаний по топографической анатомии, микробиологии, фармакологии, патофизиологии, пропедевтике хирургической стоматологии (6 семестр)
- Промежуточный контроль – контрольные работы, семинарские занятия, рефераты, различные виды тестирования, контроль остаточных знаний в начале каждого семестра (6-10 семестр).
- Итоговый контроль -зачёт (8 семестр).
|
Развитие и закрепление минимума обязательных мануальных навыков (перечень см. ниже) является отличительной особенностью курса.
|
Используемые методические материалы: см ниже п. VI.
|
Современные информационные технологии
|
На ПК компьютерного отделения МИ и челюстно-лицевого отделения РЦЭМП (являющегося базой СТО) установлены программы с тестовыми заданиями государственной итоговой аттестации по программе стоматология.
|
Современное состояние науки и практики
|
Связь науки и практики на курсе осуществляется выполнение:
научной работы преподавателями курса
УИРС
|
^
Подготовить врача общей практики, способного обследовать больного с патологией челюстно-лицевой области, поставить правильный диагноз, назначить предварительное лечение и в случае экстренной необходимости оказать первую помощь при острых состояниях и травмах.
Цели обучения по курсу:
Уровень усвоения
|
Цель курса
|
Первый
1.4.1
|
Иметь представление:
Что включает в себя специальность “СТОМАТОЛОГИЯ”
История развития стоматологии как научной дисциплины
|
Второй
1.4.2
|
Знать:
Клинику основных стоматологических заболеваний
Основы мер профилактики
Принципы лечения стоматологических заболеваний
Связь одонтогенных заболеваний с заболеваниями внутренних органов
|
Третий
1.4.3
|
Уметь:
Обследовать челюстно-лицевую область
Осуществить инфильтрационную и проводниковую анестезию
Удалить зуб
Оказать первую помощь при травме челюстно-лицевой области
Осуществить вскрытие флегмоны, абсцесса челюстно-лицевой области
Провести дифферинциальную диагностику при опухолевом заболевании
Определить направление больных для последующего лечения
Участвовать в организации мер профилактики стоматологических заболеваний
|
Четвертый
1.4.4
|
Владеть:
Объемом знаний по пройденному курсу “СТОМАТОЛОГИЯ”
Иметь опыт:
В проведении простейших стоматологических манипуляций и оказании первой помощи стоматологическому больному
|
ЗАЧЕТ
При отсутствии у студента пропуска лекций, практических и контрольных занятий и наличии положительного результата сдачи всех тестов ( текущего, промежуточного, заключительного ) – ЗАЧЕТ ставится автоматически.
^
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ.
Учебник “СТОМАТОЛОГИЯ” Н.Н. Бажанов, 1990 г.
“ВОЕННАЯ СТОМАТОЛОГИЯ” – под редакцией Н.М. Александрова,
“ХИРУРГИЧЕСКАЯ СТОМАТОЛОГИЯ” – В.А. Дунаевский, 1979 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ
«Атлас практической хирургии лица и шеи» Ф.М. Хитрова, 1984г.
«Воспалительные заболевания ЧЛО и шеи» А.Г. Шаргородский, 1985г.
«Острая одонтогенная инфекция» Н.А. Груздев, 1978г.
«Предопухолевые заболевания и злокачественные опухоли слизистых оболочек полости рта» В.А. Дунаевский, Ю.А. Шеломенцов, 1986г.
«Переломы челюстей» Б.Дю Кабаков, В.А. Малышев, 1996г.
«Хирургическая стоматологическая помощь в поликлинике»
В.А. Козлов, 1985г.
«Дифференциальная диагностика заболеваний ЧЛО» И.Н. Муковозов, 1982г.
«Воспаление пульпы зуба» В.С. Иванов, Л.И. Урбанович, В.П. Бережной, 1990г.
|