
|
АО «Медицинский университет Астана»
|
Форма № РП-#: I CN07.1.8.
|
Дата издания:
|
Кафедра неврологии, общей и медицинской психологии
|
Дата ревизии:
|
Ревизия #:
|
Стр из
|
СИЛЛАБУС
По дисциплине неврология PNN 4306
Для 051301 специальности «общая медицина»
Лекции 12 (часов)
Практические
(семинарские) 90 (часов)
СРС 50 (часов)
Всего часов 152
Курс 5
Семестр: 9-10
Астана 2011
1.7 Сведения о преподавателях
№
|
Ф.И.О.
|
Должность
|
Приоритетные научные интересы
|
Контактные данные преподавателей
|
1.
|
Бокебаев Толепкали Темирович
|
Зав.кафедры, д.м.н., профессор
|
Проблемы в неврологии сахарного диабета
|
87017881507
|
2.
|
Есжанова Лаура Еркеновна
|
доцент
|
Проблемы рассеянного склероза
|
87012280691
|
3
|
Елубаева А.М.
|
доцент
|
Проблемы эпилепсии
|
87017207495
|
4.
|
Ахметова Жанар Багдатовна
|
Ассистент
|
Совершенствование неврологической помощи город-скому населению
|
87015392081
|
5.
|
Наширова Майра Сапаровна
|
Ассистент
|
Поражение нервной системы при ХОБЛ
|
87014701349
|
^
Место нахождения кафедры – г.Астана, ул. Бейбитшилик 47А., ГБ №1
В соответствии с расписанием занятия проводятся по клинической базе ГБ № 1 автобусы № 9, 23, 33, 10, 102, 27 остановка «Медицинская академия», Дорожная больница автобусы № 25, 111, 21, 31, 5, 39 остановка «9 мая».
^
Обязанности студента:
1) Своевременно посещать лекции, практические занятия, СРС.
2) Запрещаются опоздания и пропуски лекций, практических занятий, СРС без уважительной причины. Обязательно документальное подтверждение опоздания и пропуска (медицинская справка, разрешение к отработке занятий из деканата по уважительной причине). За опоздание на лекцию, практическое занятие, более 5 минут, студент не допускается в учебную аудиторию.
3) Студент должен быть подготовлен к практическому занятию, СРС в соответствие с тематическим планом.
4) Своевременно сдавать рубежный контроль, задания СРС.
5) На лекции, практических занятиях, СРС студент должен быть в колпаке, маске, халате, сменной обуви. При себе студент должен иметь тетрадь для конспектов, ручку, фонендоскоп.
6) На территории больницы категорически запрещается шуметь, бегать, курить, распивать спиртные напитки. Запрещено выходить за территорию больницы в колпаке, маске, халате.
7) Запрещено сорить на территории больницы и в учебных аудиториях.
В соответствие с решением кафедры из рейтинговой оценки студента вычитаются по 1 баллу, за следующие нарушения учебной дисциплины:
- опоздание на лекцию, практическое занятие и СРС;
- отсутствие у студента колпака;
- отсутствие у студента маски;
- отсутствие у студента халата;
- отсутствие у студента сменной обуви.
К рейтинговой оценке студента дополнительно начисляются по 1 баллу, за участие студента:
- в научно-исследовательской работе
- общественной работе кафедры
Изучая дисциплину «неврологии», студент приобретает представление об основных неврологических синдромах, и навыки основных неврологических обследований, учится ставить диагнозы наиболее часто встречающихся неврологических заболеваний, составляет план наблюдения, оказывает необходимый уход больному, учится оказывать доврачебную помощь, при неотложных неврологических состояниях и проводить профилактику заболеваний нервной системы.
Преподаватели кафедры предоставляют возможность студентам познакомиться и овладеть некоторыми простыми наиболее известными клинико-экспериментальными методами исследования неврологических расстройств, необходимыми в практической деятельности врача.
Кафедра неврологии в изучении дисциплины неврологии придаёт особое значение соблюдению учебной дисциплины ВУЗа, этико-деонтологических норм поведения, культуры общения в медицинской среде. Студенты, обучающиеся на курсе, обязаны строго соблюдать вышеуказанные нормы в общении с коллегами, педагогами и пациентами клиники. При не соблюдении вышеуказанных норм к студентам будут применяться штрафные санкции.
2. Программа:
2.1 Введение
Неврология является специальностью, объектом исследования которой являются центральная и периферическая нервная система. Без понимания роли неврологии в природе заболеваний нельзя эффективно проводить диагностику и лечение наиболее актуальных заболеваний нервной системы. В этой связи необходимо учитывать, что объектом наблюдения врача любой специальности должен стать не только больной, но и его семья.
Современный врач общей медицины должен уметь на основании методов клинических и дополнительных методов обследования больного и его родственников выявить группы повышенного риска, которые в первую очередь становятся объектом соответствующих профилактических мероприятий на уровне первичной медико-санитарной помощи.
^ формирование знаний и умений по общим принципам диагностики, и лечения основных неврологических заболеваний, оказанию неотложной помощи при ургентных состояниях, а также вопросов профилактики и реабилитации.
^
познакомить с основами организаций неврологической помощи населению;
познакомить студентов с основами клинической диагностики неврологических заболеваний.
научить студентов методике обследования нервной системы здоровых и больных людей с последующей оценкой статуса;
познакомить с основами нейрофункциональной, лабораторной и экспериментальной психологической диагностики нервных болезней.
познакомить с современными принципами лечения и реабилитации неврологических болезней зависимости с позиций доказательной медицины.
сформировать основы профилактики неврологических заболеваний
^
основные принципы организации неврологической помощи населению;
основные современные методы исследования, применяемые в неврологии;
основные симптомы и синдромы неврологических расстройств;
основные принципы лечения и профилактики в неврологии;
уметь:
собрать анамнез больного;
выявлять симптомы неврологических расстройств;
оценить неврологический статус и выявлять неврологические нарушения у больных разного возраста;
выбрать основные современные клинико-лабораторные и инструментальные методы исследования больного;
установить максимально доверительные отношения с пациентом, его родственниками, коллегами и другими медицинскими работниками;
работать в команде.
владеть навыками:
диагностики основных неврологических симптомокомплексов;
диагностики состояний, угрожающих жизни и оказания первой помощи при неврологических расстройствах;
проведения мероприятий, направленных на формирование принципов здорового образа жизни.
2.5. Пререквизиты: анатомия-2, коммуникативные навыки-2, патологическая анатомия, фармакология, введение в клинику-2, основы доказательной медицины, внутренние болезни, детские болезни.
2.5 Постреквизиты: скорая неотложная медицинская помощь, общая врачебная практика, интернатура по общей врачебной практике
^
Чувствительность и ее расстройства. Произвольные движения и их расстройства. Экстрапирамидная система, мозжечок; методы исследования, синдромы поражения. Черепно-мозговые нервы. Исследования функций черепно-мозговых нервов и симптомы их поражения. Высшие мозговые функции. Методы исследования и симптомы поражения. Вегетативная нервная система. Исследование вегетативной нервной системы и синдромы ее расстройств.
^
Дополнительные методы обследования неврологических больных. Опрос больного и разбор схемы истории. Воспалительные болезни ЦНС. Цереброваскулярные болезни. Преходящие нарушения мозгового кровообращения: транзиторные ишемические атаки и гипертонический церебральный криз.
Инфаркт мозга. Внутримозговое кровоизлияние. Субарахноидальное кровоизлияние. Заболевания периферической нервной системы. Поражения отдельных нервов, нервных корешков и сплетений. Полиневропатии. Вертеброгенные заболевания нервной системы. Эпизодические и пароксизмальные расстройства сознания. Эпилепсия. Эпилептический статус. Расстройства вегетативной нервной системы. Мигрень.
^
Демиелинизирующие заболевания нервной системы. Рассеянный склероз. Острая рассеянный энцефаломиелит. Боковой амиотрофический склероз. Болезни нервно-мышечного синапса и мышц: невральные амиотрофии, миопатии, миастения. Детский церебральный паралич.
^
№
|
Наименование темы
|
Форма проведения
|
Продолжительность
|
1
|
История развития клинической неврологии. Актуальные проблемы современной неврологии с позиций доказательной медицины
|
обзорная
|
2 ч.
|
2
|
Цереброваскулярные болезни
|
тематический
|
2 ч.
|
3
|
Воспалительные болезни ЦНС. Клещевой вирусный энцефалит. Комариный вирусный энцефалит. Вирусный менингит. Туберкулез.
|
тематический
|
2 ч.
|
4
|
Поражения отдельных нервов, нервных корешков и сплетений. Полиневропатии. Вертеброгенные поражения нервной системы.
Эпизодические и пароксизмальные расстройства. Демиелинизирующие болезни центральной нервной системы.
|
тематический
|
2 ч.
|
5
|
Системные атрофии, поражающие преимущественно ЦНС. Болезнь Гентингтона. Наследственная атаксия. Экстрапирамидные и другие двигательные нарушения функций движения
|
тематический
|
2 ч.
|
6
|
Невральные амиотрофии и миопатии, миастения. Детский церебральный паралич. Гемиплегия, параплегия и тетраплегия.
|
тематический
|
2 ч.
|
Всего
|
12 ч.
|
^
№
|
Наименование темы
|
Форма проведения
|
Продолжительность
|
1
|
Чувствительность и ее расстройства. Исследования поверхностей и глубокой чувствительности. Симптомы и синдромы нарушения
|
устный опрос, презентация, освоение методов обследования, курация тематических больных
|
6 ч.
|
2
|
Произвольные движения и их расстройства. Методика исследования пирамидной системы.
|
устный опрос,
освоение методов обследования курация тематических больных
|
6 ч.
|
3
|
Экстрапирамидная система, методы исследования, синдромы и симптомы расстройства ЭПС. Мозжечок, методы исследования, синдромы нарушения.
|
устный опрос, обратная связь, освоение методов обследования курация тематических больных
|
6ч.
|
4
|
Черепно-мозговые нервы. Исследование функций черепно-мозговых нервов, симптомы их поражения.
|
устный опрос, тестирование, освоение методов обследования курация тематических больных
|
6 ч.
|
5
|
Высшие мозговые функции, методы исследования, симптомы поражения. Вегетативная нервная система,методы исследования, синдромы нарушения.
|
устный опрос, тестирование, освоение методов обследования курация тематических больных
|
5 ч.
|
|
Рубежный контроль
|
тестирование
|
1 ч
|
|
Всего
|
|
30 ч.
|
1
|
Дополнительные методы обследования неврологических больных. Методология постановки неврологического диагноза и разбор схемы истории болезни.
|
устный опрос
|
6 ч.
|
2
|
Воспалительные болезни ЦНС. Менингиты: бактериальные, вирусные. Туберкулезный менингит. Клещевой энцефалит.
|
устный опрос, работа в малых группах, освоение методов обследования
|
6 ч.
|
3
|
Цереброваскулярные болезни. Классификация. Факторы риска. Начальные проявления недостаточности кровоснабжения мозга. Преходящие нарушения мозгового кровообращения.
|
устный опрос, участие в обходах, освоение методов обследования курация тематических больных
|
6 ч.
|
4
|
Ишемический инсульт. Геморрагический инсульт. Субарахноидальное кровоизлияние. Хроническая цереброваскулярная патология.
|
устный опрос, освоение методов обследования курация тематических больных
|
6 ч.
|
5
|
Заболевания периферической нервной системы. Поражения отдельных нервов: невралгия тройничного нерва, нейропатия лицевого нерва. Полиневропатии. Вертеброгенные заболевания нервной системы.
|
устный опрос, освоение методов обследования курация тематических больных
|
5 ч.
|
|
Рубежный контроль
|
тестирование
|
1 ч.
|
|
Всего
|
|
30 ч.
|
1
|
Демиелинизирующие заболевания нервной системы. Рассеянный склероз. Острый рассеянный энцефаломиелит.
|
устный опрос, обратная связь, освоение методов обследования, курация тематических больных
|
6 ч.
|
2
|
Наследственные дегенеративные заболевания нервной системы. Сирингомиелия, боковой амиотрофический склероз.
|
презентация, тестирование, решение ситуационных задач.
|
6 ч.
|
3
|
Нервно-мышечные заболевания: мышечные дистрофии, спинальные и невральные амиотрофии.
|
устный опрос, обратная связь, решение ситуационных задач
|
6 ч.
|
4
|
Детский церебральный паралич. Миастения.
|
устный опрос, обратная связь
|
6 ч.
|
5
|
Эпилепсия. Эпилептические припадки. Классификация, клиническая картина. Эпилептический статус.
Мигрень. Головные боли.
|
презентация, работа в малых группах
|
5 ч.
|
|
Рубежный конторь
|
тестирование
|
1 ч.
|
Всего
|
30 ч.
|
2   .8 Задания для самостоятельной работы студентов
№
|
Наименование темы
|
Форма проведения
|
Продолжительность
|
Срок сдачи
|
1
|
Методика исследования неврологического статуса по системам.
|
Работа в отделениях клиники
|
5 ч.
|
1-2 неде
ля
|
2
|
Микрокурация больного с описанием неврологическогостатуса у тематических больных.
|
Работа в отделениях клиники
|
5 ч.
|
1-2 неде
ля
|
3
|
Основы реабилитации неврологических больных.
|
Подготовка и защита рефератов
|
4 ч.
|
1-2 неде
ля
|
4
|
Нейровизуализационные методы диагностики заболеваний нервной системы.
|
презентации
|
5 ч.
|
1-2 неде
ля
|
5
|
Неэпилептические пароксизмальные расстройства сознания
|
Подготовка и защита рефератов
|
5 ч
|
1-2 неде
ля
|
6
|
Вторичные нейроинфекции
|
Составление тестовых заданий и ситуационных задач
|
5 ч
|
1-2 неде
ля
|
7
|
Профилактические мероприятия неврологических заболеваний в клинике нервных болезней
|
Подготовка и защита рефератов
|
4 ч.
|
1-2 неде
ля
|
8
|
Эпилептические синдромы раннего возраста
|
презентации
|
4 ч.
|
1-2 неде
ля
|
9
|
Дорсопатии
|
презентации
|
4 ч.
|
1-2 неде
ля
|
10
|
Сосудистые заболевания спинного мозга.
|
Подготовка и защита рефератов
|
4 ч.
|
1-2 неде
Ля
|
11
|
Курация больного с написанием учебной истории болезни
|
Работа в отделениях клиники
|
5 ч.
|
1-2 неде
ля
|
Всего
|
|
|
50 ч.
|
|
^
Гусев Е.И., Коновалов А.Н., Скворцова В.И. Неврология и нейрохирургия: учебник +СД. - М., ГЭОТАР-Медиа, 2007.
Петрухин А. С. Неврология детского возраста. М., Медицина, 2008
дополнительная:
Скоромец А.А., Скоромец А.П., Скоромец Т.А. Нервные болезни. М.: Медпрессинформ, 2007.
Баркер Р.И др. Наглядная неврология: учебное пособие /пер. с англ. Под ред.В.И.Скворцовой. – 2-е изд. – М., ГЭОТАР-Медиа, 2006.
Неврологические симптомы, синдромы и болезни. Энциклопедический справочник. – М., ГЭОТАР-Медиа, 2006.
Кайшибаев С.К. Неврология. Учебник. I, II часть, Алматы, 2009г
Кайшибаев С. Словарь-справочник неврологических терминов. Алматы, 2005.
Методы обучения и преподавания
Лекции: обзорные, проблемные.
Практические занятия: устный опрос, тестирование, участие в обходах, разбор тематических больных, работа в малых группах, дискуссии, презентации, обратная связь.
^ курация больных, работа студентов с учебной и дополнительной литературой, с литературой на электронных носителях и в Интернете; решение и подготовка тестовых заданий, написание истории болезни, подготовка презентаций, подготовка дифференциально-диагностических карт.
^
- решение тестовых заданий, собеседование, решение ситуационных задач, участие в клиническом разборе тематических больных.
Рубежный контроль: тестирование.
Итоговый контроль: устный экзамен, тестирование и прием практических навыков.
^ для проверки учебных достижений обучающихся оценка знаний осуществляется по бально-рейтинговой буквенной системе предусмотренной согласно Государственному общеобразовательному стандарту образования РК «Система образования РК – Контроль и оценка знаний в высших учебных заведениях (ГОСО РК 5.03.006-2006). Все формы оцениваются по традиционной шкале оценок (2 – неудовлетворительно, 3 – удовлетворительно, 4 – хорошо, 5 – отлично).
№
|
буква
|
цифра
|
рейтинг %
|
оценка
|
1
|
А
|
4,0
|
95-100
|
отлично
|
2
|
А-
|
3,67
|
90-94
|
3
|
В+
|
3,33
|
85-89
|
хорошо
|
4
|
В
|
3,0
|
80-84
|
5
|
В-
|
2,67
|
75-79
|
6
|
С+
|
2,33
|
70-74
|
удовл.
|
7
|
С
|
2,0
|
65-69
|
8
|
С-
|
1,67
|
60-64
|
9
|
D+
|
1,33
|
55-59
|
10
|
D
|
1,0
|
50-54
|
11
|
F
|
0
|
0-49
|
неудов.
|
Уровень учебных достижений обучающихся определяется:
ИО = ОРД х 0,6 + ОИК х 0,4, где:
ИО – итоговая оценка;
^ знаний по дисциплине;
ОИК – оценка итогового контроля (экзамен), составляет 40% итоговой оценки (ИО) знаний по дисциплине.
Оценка рейтинга допуска определяется следующим образом:
ОРД = (ОТК х 0,3 + ОРК х 0,5 + СРС х 0,2) где:
ОТК – средняя оценка за практические занятия и СРСП;
ОРК – средняя оценка рубежного контроля;
СРС – средняя оценка СРС.
Процент (%) рейтинга допуска определяется следующим образом:
ОРД х 100%, где –
5
5 – максимальная оценка контроля знания обучающегося.
При рейтинге допуска ниже 50% итоговая оценка не подсчитывается.
|