|
Скачать 0.55 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» РОСЗДРАВА КАФЕДРА ЛУЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКИ И ЛУЧЕВОЙ ТЕРАПИИ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ КЛИНИЧЕСКИХ ОРДИНАТОРОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "РАДИОЛОГИЯ" Заведующий кафедрой д.м.н., профессор А.Л. Юдин МОСКВА 2008 г. ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Введение ...................................................................... 3 2. Пояснительная записка .................................................... 5 3. Квалификационная характеристика ..................................... 7 4. Методические рекомендации по преподаванию специальности .. 9 5. Учебный план ................................................................ 12 6. Учебно-тематический план ................................................ 12 7. Учебная программа ......................................................... 14 8. Материалы к проведению итоговой аттестации (остаются на кафедре) 9. Список обязательной и рекомендуемой литературы ................. 38 1. ВВЕДЕНИЕ Обучение в клинической ординатуре по радиологии ставит своей целью подготовку квалифицированного врача-радиолога с хорошей общеклинической базой для практической работы в условиях онкодиспансера и стационара. Обучение на кафедре лучевой диагностики и лучевой терапии с курсом лучевой диагностики предусматривает возможность трудоустройства выпускника в лечебно-профилактическое учреждение, имеющее в своем составе основные профильные терапевтические, хирургические, а также неврологическое, оториноларингологическое, урологическое, эндокринологическое отделения, за исключением узкоспециализированных (хирургия сердца и сосудов, нейрохирургия и пр.). На курс обучения зачисляются врачи в соответствии с требованиями положения о клинической ординатуре (Приказ № 23 от 17.02.1993 г.). Приему в клиническую ординатуру предшествует собеседование (интервью) на кафедре, в процессе которого: 1. Определяется соответствие уровня подготовки претендента необходимому исходному минимуму для освоения специальности; 2. Разъясняется порядок обучения на кафедре с учетом пребывания в сфере ионизирующего излучения; 3. Согласуется соотношение объема общей подготовки по радиологии и подготовки по смежным специальностям, а также выбор курса по разделу "Элективы". Собеседование проводится заведующим кафедрой и ответственным за клинических ординаторов. Продолжительность обучения составляет 2 года. Обучение осуществляется на кафедре лучевой диагностики и лучевой терапии РГМУ и в отделениях лучевой терапии лечебно-профилактических учреждений, являющихся ее базами. В программу подготовки клинического ординатора входят не только теоретическая и практическая части, регламентированные учебным планом, но и участие в клинических, клинико-патологоанатомических конференциях базовой больницы, научных конференциях кафедры, заседаниях Московского объединения медицинских радиологов. Поощряется участие клинических ординаторов в научных исследованиях, выполняемых на кафедре. В целом, обучение в клинической ординатуре представляет собой совокупность профессиональной подготовки, интеллектуального, трудового и нравственного воспитания врача. Общее руководство подготовкой клинических ординаторов осуществляется заведующим кафедрой, непосредственное руководство и повседневный контроль теоретического и практического обучения возложен на ответственного за клинических ординаторов, преподавателя (доцента), являющегося высококвалифицированным специалистом, имеющим большой опыт педагогической и организационной работы в системе постдипломного обучения. Успех обучения обеспечивается высоким уровнем его составляющих. Лекции, семинары знакомят учащихся с современными достижениями и одновременно помогают усвоить базовые принципы лучевой терапии, ее место среди других лечебных методов и клинических дисциплин. Практические навыки ординатор приобретает под руководством преподавателей кафедры, заведующих базовыми отделениями и, в ряде случаев, врачей. Врачи. привлекающиеся к преподаванию, имеют высшую врачебную категорию и являются высококвалифицированными специалистами по узким разделам радиологии. Организована эффективная система контроля. Наряду с повседневным руководством контроль включает промежуточные зачеты теоретических знаний и практических навыков, годовую аттестацию и итоговый экзамен. Врачи, успешно закончившие клиническую ординатуру по радиологии получают сертификат специалиста. Кафедра лучевой диагностики и лучевой терапии РГМУ обеспечивает уровень подготовки, позволяющий рекомендовать любого выпускника на самостоятельную работу в онкодиспансере и стационаре онкологического профиля, а при достаточной активности клинического ординатора в процессе обучения в качестве заведующего радиологическим отделением. ^ Выполнение учебного плана и программы клинической ординатуры позволяет приобрести практические навыки планирования и проведения лучевой терапии больных злокачественными новообразованиями и неопухолевыми заболеваниями. Для достижения поставленных целей предусматривается последовательное освоение общих принципов специальности и отдельных ее разделов. Распределение учебных часов в плане обучения соответствует объему материала по каждому разделу учебной программы с учетом времени, необходимого для приобретения практических навыков. Перечень знаний и практических навыков соответствует квалификационной характеристике и требованиям, предъявляемым к радиологу в условиях онкодиспансера и стационара онкологического профиля. В процессе обучения предусмотрено практическое освоение особенностей работы в условиях радиологического отделения. Объем необходимых знаний и практических навыков включает в себя умение диагностировать злокачественную опухоль, планировать лучевую терапию, а также особенности ведения онкологических больных. В соответствии с приказом № 128 МЗ РФ от 09 апреля 1996 г. радиологическая служба является частью онкологической клиники. В этих условиях радиолог должен правильно оценить необходимость комбинированного и комплексного лечения онкологических больных. Получение данной информации также заложено в учебный план. В процессе обучения уделяется большое внимание вопросам клинической психологии, этики и деонтологии. Подробно обсуждается проблема показаний и противопоказаний к проведению лучевой терапии. Ординатор приобретает практические навыки взаимоотношений с врачами, средним медицинским персоналом, пациентами и их родственниками, учится психологической подготовке пациентов к лучевой терапии. По окончании клинической ординатуры врач-радиолог должен правильно организовывать работу радиологического отделения, оценивать и практически корректировать качество документации. Подготовка по смежным специальностям (онкология, онкогинекология, онкоурология, химиотерапия, туберкулез) является неотъемлемой частью обучения в клинической ординатуре по радиологии. Углубленное изучение фундаментальных дисциплин должно способствовать специальной и интеллектуальной подготовке врача. С учетом особенностей радиологии целесообразно включение в учебный план разделов общей патологии, нормальной, топографической и патологической анатомии, патологической физиологии. Знание этих дисциплин позволяет определить гистологичнскую структуру и топографию опухоли, а также правильно составлять и читать топографоанатомический срез. Важным разделом подготовки клинического ординатора по радиологии является организация и экономика здравоохранения. Радиология - специальность, использующая самые современные достижения науки и техники, поэтому практическое знакомство с основами информатики необходимо врачу в повседневной работе. Умение организовывать работу радиологического отделения предусмотрено общими задачами обучения. По окончании клинической ординатуры врач должен квалифицированно оценивать не только медицинский, но и социально-экономический эффект работы, стоимость лучевых процедур в условиях обязательного медицинского страхования. Кафедра лучевой диагностики и лучевой терапии предлагает ряд курсов по выбору (элективов), которые предоставляют возможность клиническому ординатору получить достаточно глубокие теоретические знания по специальностям, использующим для медицинской визуализации опухолей различные методы. ^ Организация учебного процесса в клинической ординатуре предусматривает подготовку врача-радиолога для самостоятельной работы в радиологическом отделении онкодиспансера или стационара онкологического профиля. Врач, окончивший ординатуру по радиологии, должен иметь определнный уровень теоретических знаний и объем практических навыков, включающий овладение современными методами лучевой терапии. Врач-радиолог должен владеть: ^ - ведением документации в отделении лучевой терапии и радионуклидной диагностики; - управлением аппаратами для дистанционной, внутриполостной γ-терапии и близкофокусной рентгенотерапии; - управлением гамма – камерой; - управлением ОФЭКТ (ПЭТ) - томографом; - оказанием первой помощи при электротравме; - оказанием первой помощи при ранних осложнениях, связанных с лучевой терапией (острое расстройство дыхания, сосудистый коллапс); - укладками при радионуклидном исследовании: костей и суставов, сердца, легких, печени, почек, головного мозга, желез внутренней секреции, желудочно-кишечного тракта, сосудов, мочеполовой системы, поиске отдаленных метастазов; - укладками при лучевой терапии; - составлением топографоанатомического среза; - планированием лучевой терапии с учетом данных объективных, лабораторных и инструментальных методов исследования; - функциональными пробами при радионуклидных исследованиях; - диагностическим анализом сцинтиграмм, ОФЭКТ и ПЭТ томограмм и написанием протокола исследования. ^ - оценка социального, экономического и медицинского эффекта работы радиологического отделения; - учетно-отчетная документация в отделении; - формы отчетности; - определение потребности в источниках ионизирующего излучения; - порядок оформления заявок на оборудование и расходные материалы; - архивирование текстовых и изобразительных данных; - определение рабочей нагрузки на персонал; - нормативная база обязательного медицинского страхования; - медико-экономические стандарты и расчет тарифов на медицинские услуги в радиологическом отделении; - примерные расчеты времени на проведение лучевой терапии; - основные показатели работы и анализ деятельности радиологического отделения. ^ - оценка данных дозиметрии, методы дозиметрии; - учетно-отчетная документация по данным дозиметрии в радиологическом отделении; - определение лучевой нагрузки на пациента и врача; - нормы радиационной безопасности; - средства и меры радиационной защиты пациентов и персонала. Теоретические знания, полученные в процессе обучения, позволят правильно определить дифференциально-диагностическую задачу и выбрать оптимальный алгоритм лучевой терапии или радионуклидного исследования. ^ Учебный план подготовки клинического ординатора состоит из теоретического и практического обучения. Распределение учебного времени между этими видами подготовки различно в зависимости от изучаемого раздела специальности. Продолжительность рабочего дня ординатора составляет 6 часов при 6-ти часовой недели. Оптимальный состав группы для теоретических занятий 5-12 человек. Практическая подготовка должна осуществляться индивидуально, в отдельных случаях возможно пребывание двух клинических ординаторов на рабочем месте. Теоретическая подготовка предусматривает следующие виды: лекции, семинары, самоподготовка. Лекции проводятся в учебных аудиториях и сопровождаются показом слайдов и видеофильмов. На лекциях излагаются основные теоретические положения в современного состояния медицинской науки и практики здравоохранения. На семинарских занятиях закрепляются сведения, полученные на лекциях и в процессе самоподготовки, а также в результате самостоятельного выполнения заданий по изучению историй болезни, планированию лучевой терапии больных злокачественными опухолями, проведению лучевой терапии. Самостоятельная подготовка включает работу с литературой, методическими материалами, рекомендациями по планированию и проведению лучевой терапии, обучающими программами на CD приказами и нормативными актами, документацией радиологического отделения. Задачей практической подготовки является усвоение клиническим ординатором необходимых практических навыков диагностики злокачественных опухолей, планирования и проведения дистанционной, внутриполостной, сочетанной лучевой терапии и близкофокусной рентгенотерапии. Практическая подготовка происходит в радиологических отделениях базовых клиник в три этапа: 1) Присутствие при работе преподавателя (врача). Преподаватель совместно с клиническим ординатором изучает историю болезни, планирует лучевую терапию или план предстоящего радионуклидного исследования. В процессе лучевой терапии преподаватель акцентирует внимание клинического ординатора на особенностях укладки больного для проведения лучевой терапии, на управлении аппаратами для лучевой терапии. В процессе радионуклидного исследования преподаватель акцентирует внимание клинического ординатора на методических приемах и деталях изображения. После исследования происходит совместное обсуждение его результатов, составление протокола. Преподаватель совместно с клиническим ординатором ведет историю болезни (ординатор пишет дневники под диктовку), оформляет выписку. При отсутствии верификации диагноза преподаватель показывает методику взятия цитологического и гистологического анализа. 2) Выполнение лучевой терапии, радионуклидного исследования в присутствии преподавателя (врача). Преподаватель предоставляет ординатору максимальную степень свободы, при необходимости вносится коррекция в процессе обследования больного, проведения лучевой терапии, описания в зависимости от конкретного клинического случая или оформления протокола исследования, истории болезни и выписки. 3) Самостоятельная работа в радиологическом отделении. Преподаватель (врач) только контролирует результат исследования или лечения больного, и ставит свою подпись под протоколом или в истории болезни. Процесс обучения обеспечен необходимыми учебными и методическими материалами. Лекционные наборы слайдов насчитывают многие сотни единиц и постоянно пополняются. Для семинарских занятий используются тематические наборы топографоанотомических срезов, на основе которых предлагается составить план лучевой терапии. В процессе самостоятельной теоретической подготовки клинические ординаторы также пользуются тематическими наборами топографоанатомических срезов, к которым прилагаются выписки из историй болезни и эталоны правильных ответов. В целом наборы насчитывают десятки топографоанатомических срезов при онкологических заболеваниях различных локализаций и стадий процесса. На кафедре имеются методические указания и рекомендации по основным разделам лучевой терапии, полный набор приказов и нормативных актов, регламентирующих работу радиологических отделений. Клинические ординаторы пользуются библиотекой РГМУ и кафедры, последняя соответствует требованиям государственного стандарта и постоянно пополняется. ^
^
|