Программа подготовки клинических ординаторов по специальности «рентгенология» (040118) icon

Программа подготовки клинических ординаторов по специальности «рентгенология» (040118)





Скачать 0.88 Mb.
Название Программа подготовки клинических ординаторов по специальности «рентгенология» (040118)
страница 1/4
Дата 31.01.2013
Размер 0.88 Mb.
Тип Программа
  1   2   3   4


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

КАФЕДРА ЛУЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКИ И ТЕРАПИИ


С КУРСОМ ЛУЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКИ

ФАКУЛЬТЕТА УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВРАЧЕЙ




ПРОГРАММА



ПОДГОТОВКИ КЛИНИЧЕСКИХ ОРДИНАТОРОВ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «РЕНТГЕНОЛОГИЯ»

(040118)


Заведующий кафедрой

д.м.н., профессор


____________________

А.Л. Юдин


^

МОСКВА


2006 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ





1.

Введение ………………………………………………………………..

3

2.

Пояснительная записка ………………………………………………..

4

3.

Квалификационная характеристика ………………………………….

5

4.

Методические рекомендации по преподаванию специальности …...

7

5.

Учебный план ………………………………………………………….

9

6.

Учебно-тематический план …………………………………………...

9

7.

Учебная программа ……………………………………………………

11

8.

Материалы к проведению итоговой аттестации (остаются на кафедре)




9.

Список обязательной и рекомендуемой литературы ………………..


40


1. ВВЕДЕНИЕ


Обучение в клинической ординатуре по рентгенологии ставит своей целью подготовку квалифицированного врача-рентгенолога с хорошей общеклинической базой для практической работы в условиях стационара и поликлиники. Обучение на кафедре лучевой диагностики и лучевой терапии с курсом лучевой диагностики ФУВ РГМУ предусматривает возможность трудоустройства выпускника в лечебно-профилактическое учреждение, имеющее в своем составе основные профильные терапевтические, хирургические, а также неврологическое, оториноларингологическое, урологическое, эндокринологическое отделения, за исключением узкоспециализированных (хирургия сердца и сосудов, нейрохирургия и пр.).

Рентгеновская компьютерная томография является одним из методов современной рентгенологии.

На курс обучения зачисляются врачи в соответствии с требованиями положения о клинической ординатуре (Приказ №23 от 17.02.93 г.) Приему в клиническую ординатуру предшествует собеседование (интервью) на кафедре, в процессе которого:

  1. Определяется соответствие уровня подготовки претендента необходимому исходному минимуму для освоения специальности;

  2. Разъясняется порядок обучения на кафедре с учетом пребывания в сфере ионизирующего обучения;

  3. Согласуется соотношение объема общей подготовки по рентгенологии и подготовки по смежным специальностям, а также выбор курса по разделу «Элективы».

Собеседование проводится заведующим кафедры и ответственным за клинических ординаторов.

Продолжительность обучения составляет 2 года.

Обучение осуществляется на кафедре лучевой диагностики и лучевой терапии с курсом лучевой диагностики ФУВ РГМУ и в отделениях лучевой диагностики лечебно-профилактических учреждений, являющихся ее базами. В программу подготовки клинического ординатора входят не только теоретическая и практическая части, регламентированные учебным планом, но и участие в клинических, клинико-патологоанатомических конференциях базовой больницы, научных конференциях кафедры, заседаниях Московского объединения медицинских радиологов. Поощряется участие клинических ординаторов в научных исследованиях, выполняемых на кафедре. В целом, обучение в клинической ординатуре представляет собой совокупность профессиональной подготовки, интеллектуального, трудового и нравственного воспитания врача.

Общее руководство подготовкой клинических ординаторов осуществляется заведующим кафедрой, непосредственное руководство и повседневный контроль теоретического и практического обучения возложен на ответственного за клинических ординаторов преподавателя (доцента) являющегося высококвалифицированным специалистом, имеющим большой опыт педагогической и организационной работы в системе постдипломного обучения. Успех обучения обеспечивается высоким уровнем его составляющих. Лекции, семинары знакомят учащихся с современными достижениями и одновременно помогают усвоить базовые принципы рентгенодиагностики, ее место среди других диагностических методов и клинических дисциплин. Практические навыки ординатор приобретает под руководством преподавателей кафедры, заведующих базовыми отделениями и, в ряде случаев, врачей. Врачи, привлекающиеся к преподаванию, имеют высшую врачебную категорию и являются высококвалифицированными специалистами по узким разделам рентгенологии. Организована эффективная система контроля. Наряду с повседневным руководством контроль включает промежуточные зачеты теоретических знаний и практических навыков, годовую аттестацию и итоговый экзамен.

Врачи, успешно закончившие клиническую ординатуру по рентгенологии, получают сертификат специалиста. Кафедра лучевой диагностики и лучевой терапии с курсом лучевой диагностики ФУВ РГМУ обеспечивает уровень подготовки, позволяющий рекомендовать любого выпускника на самостоятельную работу в стационаре общего профиля, а при достаточной активности клинического ординатора в процессе обучения в качестве заведующего рентгенодиагностическим отделением.


^ 2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Выполнение учебного плана и программы клинической ординатуры позволяет приобрести практические навыки проведения и трактовки результатов традиционных рентгенологических и компьютерно-томографических исследований. Для достижения поставленных целей предусматривается последовательное освоение общих принципов специальности и отдельных ее разделов. Распределение учебных часов в плане обучения соответствует объему материала по каждому разделу учебной программы с учетом времени необходимого для приобретения практических навыков. Перечень знаний и практических навыков соответствует квалификационной характеристике и требованиям, предъявляемым к рентгенологу в условиях поликлиники и стационара общего профиля.

В процессе обучения предусмотрено практическое освоение особенностей работы в условиях поликлиники (консультативно-диагностического отделения). Объем необходимых знаний и практических навыков включает в себя умение диагностировать основные острые (неотложные) состояния, встречающиеся у больных поликлиники и стационара, а также развивающихся в после операционном периоде.

В соответствии с приказом № 128 МЗ РФ от 09 апреля 1996 г. рентгенодиагностическая служба является частью отделения лучевой диагностики. В этих условиях рентгенолог должен знать возможности и пределы других методов лучевой диагностики и уметь правильно построить алгоритм исследования. Получение данной информации также заложено в учебный план.

В процессе обучения уделяется большое внимание вопросам клинической психологии, этики и деонтологии. Подробно обсуждается проблема показаний и противопоказаний к лучевым диагностическим и интервенционным процедурам. Ординатор приобретает практические навыки взаимоотношений с врачами, средним медицинским персоналом, пациентами и их родственниками, учиться психологической подготовке пациентов к лучевым исследованиям.

Во время работы в кабинетах рентгенодиагностики и компьютерной томографии рентгенолог учится своевременно распознавать остро возникшее осложнение (травму), оказывать экстренную медицинскую помощь.

По окончанию клинической ординатуры врач-рентгенолог должен уметь правильно организовать работу рентгенодиагностического кабинета. Оценивать и практически корректировать качество рентгенологической документации.

Подготовка по смежным специальностям (онкология, туберкулез, инфекционные болезни) является неотъемлемой частью обучения в клинической ординатуре по рентгенологии. Классическая рентгенология и компьютерная томография являются одними из основных методов диагностики туберкулеза и онкологических заболеваний, позволяют уточнить тяжесть состояния, выявить осложнения при целом ряде инфекционных болезней (грипп, дизентерия, сальмонеллез, сифилис, СПИД и др.).

Углубленное изучение фундаментальных дисциплин должно способствовать специальной и интеллектуальной подготовке врача.

С учетом особенностей рентгенологии целесообразно включение в учебный план разделов общей патологии, нормальной, топографической и патологической анатомии, патологической физиологии. Знание этих дисциплин позволяет легче ориентироваться в изображениях, получаемых с помощью лучевых методов исследования, и облегчает их трактовку.

Важным разделом подготовки клинического ординатора по рентгенологии является организация и экономика здравоохранения. Рентгенология  специальность, использующая самые современные достижения науки и техники, поэтому практическое знакомство с основами информатики необходимо врачу в повседневной работе. Умение организовать работу рентгеновского кабинета (отделения) предусмотрено общими задачами обучения. По окончанию клинической ординатуры врач должен квалифицированно оценивать не только медицинский, но и социально-экономический эффект работы, стоимость лучевых процедур в условиях обязательного медицинского страхования.

Кафедра лучевой диагностики и лучевой терапии с курсом лучевой диагностики ФУВ РГМУ предлагает ряд курсов по выбору (элективов), которые предоставляют возможность клиническому ординатору получить достаточно глубокие теоретические знания по специальностям, использующим для медицинской визуализации другие виды излучения.


^ 3. КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА


Организация учебного процесса в клинической ординатуре предусматривает подготовку врача-рентгенолога для самостоятельной работы в рентгеновском кабинете поликлиники или больницы общего профиля. Врач, окончивший ординатуру по рентгенологии, должен иметь определенный уровень теоретических знаний и объем практических навыков, включающий овладение современными методами рентгенологического исследования.

В процессе обучения клинический ординатор овладевает профессиональными знаниями и навыками, а также происходит дальнейшее формирование личности врача.

Врач-рентгенолог должен владеть:

1). Практическими навыками:

  • ведением документации в рентгенодиагностическом кабинете;

  • управлением рентгенодиагностическим аппаратом;

  • управление рентгеновским компьютерным томографом;

  • оказанием первой помощи при электротравме;

  • оказанием первой помощи при ранних осложнениях, связанных с рентгенологическими исследованиями (острое расстройство дыхания, сосудистый коллапс, отравления и т.д.);

  • фотообработкой рентгенограмм;

  • укладками при рентгенографии костей и суставов;

  • рентгеноскопией и рентгенографией органов грудной полости;

  • томографией легких;

  • латероскопией и латерографией органов грудной полости;

  • функциональными пробами при исследовании органов грудной полости;

  • флюорографией легких;

  • рентгеноскопией и рентгенографией сердца;

  • обзорной рентгеноскопией и рентгенографией органов брюшной полости;

  • исследованием пищевода, желудка и двенадцатиперстной кишки с бариевой взвесью, использование фармакологических препаратов;

  • релаксационной дуоденографией;

  • исследованием тощей и подвздошной кишки;

  • первичным двойным контрастированием пищевода и желудка;

  • первичным двойным контрастированием толстой кишки;

  • холеграфией;

  • внутривенной и инфузионной урографией, нефротомографией, цистографией;

  • локализацией инородных тел (глаза, бронхов, легких, глотки, пищевода. органов брюшной полости, опорно-двигательной системы);

  • диагностическим анализом рентгенограмм, компьютерных томограмм и написанием протокола исследования.

Теоретические знания, полученные в процессе обучения, позволят правильно определить дифференциально-диагностическую задачу и выбрать оптимальный алгоритм лучевого исследования.

Врач-рентгенолог должен владеть составлением алгоритмов лучевого исследования при следующих клинических ситуациях:

- Алгоритмы диагностики заболеваний органов брюшной полости и забрюшинного пространства:

  • Дисфагия

  • Острый живот

  • Пальпируемое объемное образование

  • Гематурия

  • Кишечное кровотечение

  • Нарушение гормонального статуса

  • Асцит

  • Травмы

- Алгоритмы диагностики заболеваний органов малого таза:

  • Маточное кровотечение

  • Пальпируемое образование

  • Нарушение мочеиспускания

  • Болевой синдром

- Алгоритмы диагностики заболеваний органов грудной клетки:

  • Изменения в легких, выявленные при рентгенологическом исследовании

  • Расширение средостения, выявленное при рентгенологическом исследовании

  • Изменение гормонального статуса

  • Синдром сдавления верхней полой вены

  • Нарушение дыхания

  • Дисфагия

  • Миастения

  • Болевой синдром

- Алгоритмы диагностики зоболеваний опорно-двигательной системы:

  • Пальпируемые образования конечностей

  • Болевой синдром

  • Изменения опорно-двигательного аппарата, выявленные при рентгенологическом исследовании

2) Диагностикой заболеваний и повреждений различных органов и систем (в пределах использования рентгеновского и компьютерно-томографического исследований):

  • костей и суставов;

  • сердечно-сосудистой системы;

  • органов дыхания, диафрагмы, средостения;

  • системы пищеварения;

  • мочеполовой системы;

  • грудных желез;

  • нервной системы;

  • органа зрения;

  • ЛОР-органов;

  • челюстно-лицевой области;

  • органов эндокринной системы.

3) Основами организации службы лучевой диагностики.

Оценка социального, экономического и медицинского эффекта работы отделения (кабинета). Учетно-отчетная документация в отделении. Формы отчетности. Определение потребности в контрастных средствах, пленке, радиофармпрепаратах и других расходных материалах. Порядок оформления заявок на оборудование и расходные материалы. Архивирование текстовых и изобразительных данных.

Определение рабочей нагрузки на персонал. Нормативная база обязательного медицинского страхования. Медико-экономические стандарты и расчет тарифов на медицинские услуги, в отделении лучевой диагностики. Примерные расчеты времени на проведение лучевых исследований.

Основные показатели работы и анализ деятельности рентгенодиагностического кабинета, флюорографического кабинета, кабинета компьютерной томографии. Организация проверочных флюорографических обследований (учетно-отчетная документация, планирование, периодичность контингента, организация работы флюорографического кабинета). Значение ретроспективного анализа флюорограмм.

^ 4) Вопросами защиты пациентов и персонала рентгенодиагностических кабинетов.

Оценка данных дозиметрии, методы дозиметрии. Учетно-отчетная документация по данным дозиметрии в рентгеновском кабинете.

Определение лучевой нагрузки на пациента и врача. Нормы радиационной безопасности. Средства и меры радиационной защиты пациентов и персонала.


^ 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ


Учебный план подготовки клинического ординатора состоит из теоретического и практического обучения. Распределение учебного времени между этими видами подготовки различно в зависимости от изучаемого раздела специальности. Продолжительность рабочего дня ординатора составляет 6 часов при 6-ти часовой неделе.

Оптимальный состав группы для теоретических занятий 512 человек. Практическая подготовка должна осуществляться индивидуально, в отдельных случаях (кабинет компьютерной томографии, самостоятельная работа в рентгенодиагностических кабинетах) возможно пребывание 2-х клинических ординаторов на рабочем месте.

Теоретическая подготовка предусматривает следующие виды: лекции, семинары, самоподготовка.

Лекции проводятся в учебных аудиториях и сопровождаются показом слайдов и видеофильмов. На лекциях излагаются основные теоретические положения в свете современного состояния медицинской науки и практики здравоохранения.

На семинарских занятиях закрепляются сведения, полученные на лекциях и в процессе самоподготовки, а также в результате самостоятельного выполнения заданий по планированию лучевых обследований больных, изучению историй болезни, проведению клинико-лучевых исследований.

Самостоятельная подготовка включает работу с:

- литературой;

- методическими материалами;

- рекомендациями по проведению и трактовке отдельных видов исследования;

- тематическим учебным архивом лучевых изображений;

- обучающими программами на компакт-дисках;

-приказами и нормативными актами;

- документацией рентгенологических подразделений.

Задачей практической подготовки является усвоение клиническим ординатором необходимых практических навыков исследования больных, трактовки полученных результатов, их описания, составления диагностических алгоритмов.

Практическая подготовка происходит в рентгенодиагностических кабинетах базовых отделений в три этапа:

1) Присутствие при работе преподавателя (врача). Преподаватель совместно с клиническим ординатором изучает историю болезни, намечает план предстоящего исследования. В процессе исследования преподаватель акцентирует внимание клинического ординатора на методических приемах и деталях изображения. После исследования происходит совместное обсуждение его результатов, составление протокола (если протокол вписывается в историю болезни или печатается, то это делает ординатор под диктовку).

2) Выполнение исследования в присутствии преподавателя (врача). Преподаватель предоставляет ординатору максимальную степень свободы, при необходимости вносится коррекция в процессе исследования или во время описания в зависимости от конкретного клинического случая.

3) Самостоятельная работа в кабинете. Преподаватель (врач) только контролирует результат исследования и ставит свою подпись под протоколом.

Процесс обучения обеспечен необходимыми учебными и методическими материалами.

Лекционные наборы слайдов насчитывают многие сотни единиц и постоянно пополняются.

Для семинарских занятий используются обновляющиеся тематические наборы лучевых изображений, на основе которых предлагается составление алгоритмов исследования.

В процессе самостоятельной теоретической подготовки клинические ординаторы также пользуются тематическими наборами лучевых изображений, к которым прилагаются выписки из историй болезни и эталоны правильных ответов.

В целом наборы насчитывают тысячи лучевых изображений различных патологических состояний органов и систем.

На кафедре имеются методические указания и рекомендации по основным разделам рентгенодиагностики, полный набор приказов и нормативных актов регламентирующих работу рентгенодиагностических подразделений.

Клинические ординаторы пользуются библиотекой РГМУ и кафедры, последняя соответствует требованиям государственного стандарта и постоянно пополняется.


^ 5. УЧЕБНЫЙ ПЛАН




п\п

Наименование разделов

Всего учебных часов

1.

Клиническая подготовка

2844

2.

Смежные специальности (по плану кафедр)

216

3.

Фундаментальные дисциплины (по плану деканата)

72

4.

Организация и экономика здравоохранения (по плану деканата)

36

5.

Элективы

288




ИТОГО:

3456
  1   2   3   4

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Программа подготовки клинических ординаторов по специальности «рентгенология» (040118) icon Программа подготовки клинических ординаторов по специальности «оториноларингология» (очная и очно-заочная
Учебный план и программа подготовки клинических ординаторов по специальности «Оториноларингология»...
Программа подготовки клинических ординаторов по специальности «рентгенология» (040118) icon Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов Специальность: №040118
«рентгенология», образовательные программы и тестовые задания разработаны сотрудниками курса лучевой...
Программа подготовки клинических ординаторов по специальности «рентгенология» (040118) icon Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов Специальность: №040118

Программа подготовки клинических ординаторов по специальности «рентгенология» (040118) icon Программа подготовки клинических ординаторов по специальности "радиология" Заведующий кафедрой д

Программа подготовки клинических ординаторов по специальности «рентгенология» (040118) icon Типовой учебный план и программа подготовки иностранных клинических ординаторов по специальности

Программа подготовки клинических ординаторов по специальности «рентгенология» (040118) icon Программа подготовки клинических ординаторов по специальности «офтальмология» (очная и очно-заочная
Государственное учреждение «республиканский методический центр по высшему и среднему медицинскому...
Программа подготовки клинических ординаторов по специальности «рентгенология» (040118) icon Программа подготовки клинических ординаторов по специальности «фтизиатрия» (очная и очно-заочная
Государственное учреждение «Республиканский методический центр по высшему и среднему медицинскому...
Программа подготовки клинических ординаторов по специальности «рентгенология» (040118) icon Программа подготовки клинических ординаторов по специальности «фтизиатрия» (очная и очно-заочная
Государственное учреждение «Республиканский методический центр по высшему и среднему медицинскому...
Программа подготовки клинических ординаторов по специальности «рентгенология» (040118) icon Рабочая программа подготовки клинических ординаторов на кафедре акушерства и гинекологии №2 лечебного

Программа подготовки клинических ординаторов по специальности «рентгенология» (040118) icon Рабочая программа (для клинических интернов) по психиатрии для специальности 040115 врач-психиатр
Рабочая программа подготовки специалистов в интернатуре по специальности «Психиатрия» составлена...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы