|
Скачать 0.88 Mb.
|
ПРОГРАММАПОДГОТОВКИ КЛИНИЧЕСКИХ ОРДИНАТОРОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «РЕНТГЕНОЛОГИЯ» (040118) Заведующий кафедрой д.м.н., профессор ____________________ А.Л. Юдин ^
1. ВВЕДЕНИЕ Обучение в клинической ординатуре по рентгенологии ставит своей целью подготовку квалифицированного врача-рентгенолога с хорошей общеклинической базой для практической работы в условиях стационара и поликлиники. Обучение на кафедре лучевой диагностики и лучевой терапии с курсом лучевой диагностики ФУВ РГМУ предусматривает возможность трудоустройства выпускника в лечебно-профилактическое учреждение, имеющее в своем составе основные профильные терапевтические, хирургические, а также неврологическое, оториноларингологическое, урологическое, эндокринологическое отделения, за исключением узкоспециализированных (хирургия сердца и сосудов, нейрохирургия и пр.). Рентгеновская компьютерная томография является одним из методов современной рентгенологии. На курс обучения зачисляются врачи в соответствии с требованиями положения о клинической ординатуре (Приказ №23 от 17.02.93 г.) Приему в клиническую ординатуру предшествует собеседование (интервью) на кафедре, в процессе которого:
Собеседование проводится заведующим кафедры и ответственным за клинических ординаторов. Продолжительность обучения составляет 2 года. Обучение осуществляется на кафедре лучевой диагностики и лучевой терапии с курсом лучевой диагностики ФУВ РГМУ и в отделениях лучевой диагностики лечебно-профилактических учреждений, являющихся ее базами. В программу подготовки клинического ординатора входят не только теоретическая и практическая части, регламентированные учебным планом, но и участие в клинических, клинико-патологоанатомических конференциях базовой больницы, научных конференциях кафедры, заседаниях Московского объединения медицинских радиологов. Поощряется участие клинических ординаторов в научных исследованиях, выполняемых на кафедре. В целом, обучение в клинической ординатуре представляет собой совокупность профессиональной подготовки, интеллектуального, трудового и нравственного воспитания врача. Общее руководство подготовкой клинических ординаторов осуществляется заведующим кафедрой, непосредственное руководство и повседневный контроль теоретического и практического обучения возложен на ответственного за клинических ординаторов преподавателя (доцента) являющегося высококвалифицированным специалистом, имеющим большой опыт педагогической и организационной работы в системе постдипломного обучения. Успех обучения обеспечивается высоким уровнем его составляющих. Лекции, семинары знакомят учащихся с современными достижениями и одновременно помогают усвоить базовые принципы рентгенодиагностики, ее место среди других диагностических методов и клинических дисциплин. Практические навыки ординатор приобретает под руководством преподавателей кафедры, заведующих базовыми отделениями и, в ряде случаев, врачей. Врачи, привлекающиеся к преподаванию, имеют высшую врачебную категорию и являются высококвалифицированными специалистами по узким разделам рентгенологии. Организована эффективная система контроля. Наряду с повседневным руководством контроль включает промежуточные зачеты теоретических знаний и практических навыков, годовую аттестацию и итоговый экзамен. Врачи, успешно закончившие клиническую ординатуру по рентгенологии, получают сертификат специалиста. Кафедра лучевой диагностики и лучевой терапии с курсом лучевой диагностики ФУВ РГМУ обеспечивает уровень подготовки, позволяющий рекомендовать любого выпускника на самостоятельную работу в стационаре общего профиля, а при достаточной активности клинического ординатора в процессе обучения в качестве заведующего рентгенодиагностическим отделением. ^ Выполнение учебного плана и программы клинической ординатуры позволяет приобрести практические навыки проведения и трактовки результатов традиционных рентгенологических и компьютерно-томографических исследований. Для достижения поставленных целей предусматривается последовательное освоение общих принципов специальности и отдельных ее разделов. Распределение учебных часов в плане обучения соответствует объему материала по каждому разделу учебной программы с учетом времени необходимого для приобретения практических навыков. Перечень знаний и практических навыков соответствует квалификационной характеристике и требованиям, предъявляемым к рентгенологу в условиях поликлиники и стационара общего профиля. В процессе обучения предусмотрено практическое освоение особенностей работы в условиях поликлиники (консультативно-диагностического отделения). Объем необходимых знаний и практических навыков включает в себя умение диагностировать основные острые (неотложные) состояния, встречающиеся у больных поликлиники и стационара, а также развивающихся в после операционном периоде. В соответствии с приказом № 128 МЗ РФ от 09 апреля 1996 г. рентгенодиагностическая служба является частью отделения лучевой диагностики. В этих условиях рентгенолог должен знать возможности и пределы других методов лучевой диагностики и уметь правильно построить алгоритм исследования. Получение данной информации также заложено в учебный план. В процессе обучения уделяется большое внимание вопросам клинической психологии, этики и деонтологии. Подробно обсуждается проблема показаний и противопоказаний к лучевым диагностическим и интервенционным процедурам. Ординатор приобретает практические навыки взаимоотношений с врачами, средним медицинским персоналом, пациентами и их родственниками, учиться психологической подготовке пациентов к лучевым исследованиям. Во время работы в кабинетах рентгенодиагностики и компьютерной томографии рентгенолог учится своевременно распознавать остро возникшее осложнение (травму), оказывать экстренную медицинскую помощь. По окончанию клинической ординатуры врач-рентгенолог должен уметь правильно организовать работу рентгенодиагностического кабинета. Оценивать и практически корректировать качество рентгенологической документации. Подготовка по смежным специальностям (онкология, туберкулез, инфекционные болезни) является неотъемлемой частью обучения в клинической ординатуре по рентгенологии. Классическая рентгенология и компьютерная томография являются одними из основных методов диагностики туберкулеза и онкологических заболеваний, позволяют уточнить тяжесть состояния, выявить осложнения при целом ряде инфекционных болезней (грипп, дизентерия, сальмонеллез, сифилис, СПИД и др.). Углубленное изучение фундаментальных дисциплин должно способствовать специальной и интеллектуальной подготовке врача. С учетом особенностей рентгенологии целесообразно включение в учебный план разделов общей патологии, нормальной, топографической и патологической анатомии, патологической физиологии. Знание этих дисциплин позволяет легче ориентироваться в изображениях, получаемых с помощью лучевых методов исследования, и облегчает их трактовку. Важным разделом подготовки клинического ординатора по рентгенологии является организация и экономика здравоохранения. Рентгенология специальность, использующая самые современные достижения науки и техники, поэтому практическое знакомство с основами информатики необходимо врачу в повседневной работе. Умение организовать работу рентгеновского кабинета (отделения) предусмотрено общими задачами обучения. По окончанию клинической ординатуры врач должен квалифицированно оценивать не только медицинский, но и социально-экономический эффект работы, стоимость лучевых процедур в условиях обязательного медицинского страхования. Кафедра лучевой диагностики и лучевой терапии с курсом лучевой диагностики ФУВ РГМУ предлагает ряд курсов по выбору (элективов), которые предоставляют возможность клиническому ординатору получить достаточно глубокие теоретические знания по специальностям, использующим для медицинской визуализации другие виды излучения. ^ Организация учебного процесса в клинической ординатуре предусматривает подготовку врача-рентгенолога для самостоятельной работы в рентгеновском кабинете поликлиники или больницы общего профиля. Врач, окончивший ординатуру по рентгенологии, должен иметь определенный уровень теоретических знаний и объем практических навыков, включающий овладение современными методами рентгенологического исследования. В процессе обучения клинический ординатор овладевает профессиональными знаниями и навыками, а также происходит дальнейшее формирование личности врача. Врач-рентгенолог должен владеть: 1). Практическими навыками:
Теоретические знания, полученные в процессе обучения, позволят правильно определить дифференциально-диагностическую задачу и выбрать оптимальный алгоритм лучевого исследования. Врач-рентгенолог должен владеть составлением алгоритмов лучевого исследования при следующих клинических ситуациях: - Алгоритмы диагностики заболеваний органов брюшной полости и забрюшинного пространства:
- Алгоритмы диагностики заболеваний органов малого таза:
- Алгоритмы диагностики заболеваний органов грудной клетки:
- Алгоритмы диагностики зоболеваний опорно-двигательной системы:
2) Диагностикой заболеваний и повреждений различных органов и систем (в пределах использования рентгеновского и компьютерно-томографического исследований):
3) Основами организации службы лучевой диагностики. Оценка социального, экономического и медицинского эффекта работы отделения (кабинета). Учетно-отчетная документация в отделении. Формы отчетности. Определение потребности в контрастных средствах, пленке, радиофармпрепаратах и других расходных материалах. Порядок оформления заявок на оборудование и расходные материалы. Архивирование текстовых и изобразительных данных. Определение рабочей нагрузки на персонал. Нормативная база обязательного медицинского страхования. Медико-экономические стандарты и расчет тарифов на медицинские услуги, в отделении лучевой диагностики. Примерные расчеты времени на проведение лучевых исследований. Основные показатели работы и анализ деятельности рентгенодиагностического кабинета, флюорографического кабинета, кабинета компьютерной томографии. Организация проверочных флюорографических обследований (учетно-отчетная документация, планирование, периодичность контингента, организация работы флюорографического кабинета). Значение ретроспективного анализа флюорограмм. ^ Оценка данных дозиметрии, методы дозиметрии. Учетно-отчетная документация по данным дозиметрии в рентгеновском кабинете. Определение лучевой нагрузки на пациента и врача. Нормы радиационной безопасности. Средства и меры радиационной защиты пациентов и персонала. ^ Учебный план подготовки клинического ординатора состоит из теоретического и практического обучения. Распределение учебного времени между этими видами подготовки различно в зависимости от изучаемого раздела специальности. Продолжительность рабочего дня ординатора составляет 6 часов при 6-ти часовой неделе. Оптимальный состав группы для теоретических занятий 512 человек. Практическая подготовка должна осуществляться индивидуально, в отдельных случаях (кабинет компьютерной томографии, самостоятельная работа в рентгенодиагностических кабинетах) возможно пребывание 2-х клинических ординаторов на рабочем месте. Теоретическая подготовка предусматривает следующие виды: лекции, семинары, самоподготовка. Лекции проводятся в учебных аудиториях и сопровождаются показом слайдов и видеофильмов. На лекциях излагаются основные теоретические положения в свете современного состояния медицинской науки и практики здравоохранения. На семинарских занятиях закрепляются сведения, полученные на лекциях и в процессе самоподготовки, а также в результате самостоятельного выполнения заданий по планированию лучевых обследований больных, изучению историй болезни, проведению клинико-лучевых исследований. Самостоятельная подготовка включает работу с: - литературой; - методическими материалами; - рекомендациями по проведению и трактовке отдельных видов исследования; - тематическим учебным архивом лучевых изображений; - обучающими программами на компакт-дисках; -приказами и нормативными актами; - документацией рентгенологических подразделений. Задачей практической подготовки является усвоение клиническим ординатором необходимых практических навыков исследования больных, трактовки полученных результатов, их описания, составления диагностических алгоритмов. Практическая подготовка происходит в рентгенодиагностических кабинетах базовых отделений в три этапа: 1) Присутствие при работе преподавателя (врача). Преподаватель совместно с клиническим ординатором изучает историю болезни, намечает план предстоящего исследования. В процессе исследования преподаватель акцентирует внимание клинического ординатора на методических приемах и деталях изображения. После исследования происходит совместное обсуждение его результатов, составление протокола (если протокол вписывается в историю болезни или печатается, то это делает ординатор под диктовку). 2) Выполнение исследования в присутствии преподавателя (врача). Преподаватель предоставляет ординатору максимальную степень свободы, при необходимости вносится коррекция в процессе исследования или во время описания в зависимости от конкретного клинического случая. 3) Самостоятельная работа в кабинете. Преподаватель (врач) только контролирует результат исследования и ставит свою подпись под протоколом. Процесс обучения обеспечен необходимыми учебными и методическими материалами. Лекционные наборы слайдов насчитывают многие сотни единиц и постоянно пополняются. Для семинарских занятий используются обновляющиеся тематические наборы лучевых изображений, на основе которых предлагается составление алгоритмов исследования. В процессе самостоятельной теоретической подготовки клинические ординаторы также пользуются тематическими наборами лучевых изображений, к которым прилагаются выписки из историй болезни и эталоны правильных ответов. В целом наборы насчитывают тысячи лучевых изображений различных патологических состояний органов и систем. На кафедре имеются методические указания и рекомендации по основным разделам рентгенодиагностики, полный набор приказов и нормативных актов регламентирующих работу рентгенодиагностических подразделений. Клинические ординаторы пользуются библиотекой РГМУ и кафедры, последняя соответствует требованиям государственного стандарта и постоянно пополняется. ^
|