Методические рекомендации для студентов к практическим занятиям по патологической анатомии на кафедре патологической анатомии с секционным курсом и курсом патологии icon

Методические рекомендации для студентов к практическим занятиям по патологической анатомии на кафедре патологической анатомии с секционным курсом и курсом патологии





Скачать 1.18 Mb.
Название Методические рекомендации для студентов к практическим занятиям по патологической анатомии на кафедре патологической анатомии с секционным курсом и курсом патологии
страница 1/5
Дата 24.02.2013
Размер 1.18 Mb.
Тип Методические рекомендации
  1   2   3   4   5
Методические рекомендации

для студентов к практическим занятиям по патологической анатомии

на кафедре патологической анатомии с секционным курсом и

курсом патологии

II курс стоматологический факультет


Тема: «Структура и задачи патологоанатомической службы. Диагноз: требования к формулировке. Ятрогении. Методы биопсийного и цитологического исследований. Клинико-анатомический разбор диагностических и операционных биопсий (биопсийная конференция).»


Цель занятия: ознакомить будущего врача-стоматолога любой специализации с структурой и задачами патологоанатомической службы, с требованиями к формулировке диагноза, методами биопсийного и цитологического исследований - важными видами клинической диагностики.


Студент должен:

  1. знать структуру и задачи патологоанатомической службы,

  2. знать требования к формулировке диагноза,

  3. знать отличия морфологических методов исследования (цитологического и биопсийного),

  4. понимать значение их в прижизненной диагностике различных заболеваний (прежде всего опухолевых);

  5. уметь оценивать возможности этих методов и правильно использовать их данные в клинике, определяя на основании патоморфологиского диагноза тактику лечения больного, возможные исходы, осложнения и прогноз;

  6. уметь правильно оформить форму « 014/У - направления на биопсию с анализом типичных ошибок.


^ Краткая характеристика темы и основные понятия


В современных социально-экономических условиях в Рос­сии стало неизбежным реформирование прежней системы ох­раны здоровья населения, введение страховой медицины при сохранении и развитии лучших традиций отечественного здра­воохранения. В связи с этим возросла роль патологоанатоми­ческой службы, деятельность которой направлена на обеспе­чение качества диагностики, а также на улучшение лечебно­-диагностической работы. Патологоанатомическая служба вы­полняет ряд важных функций.

^ Диагностическая и экспертная роль патолого-анатомичес­кой службы состоит в:

- прижизненной диагностике заболеваний и патологичес­ких процессов с помощью морфологических исследований биоптатов, операционного материала и последов;

- динамическом контроле за эффективностью лечения путем производства повторных прижизненных морфоло­гических исследований;

- учете результатов окончательной (посмертной) диагности­ки заболеваний и патологических процессов по материа­лам патологоанатомических вскрытий с установлением причин и механизмов смерти;

- экспертизе качества диагностики и лечения на основе клинико-морфологических сопоставлений.

^ Информационно-статистическая функция патологоанато­мической службы включает:

- анализ структуры заболеваемости и причин смерти насе­ления по материалам патологоанатомических исследова­ний;

- обеспечение достоверной информацией органов управле­ния здравоохранением о структуре заболеваемости и при­чинах смерти населения по материалам патологоанатоми­ческих исследований.

^ Учебно-педагогические и научно-исследовательские задачи решаются путем:

- представления материалов патологоанатомических иссле­дований для обучения врачей и средних медицинских ра­ ботников;

- совершенствования профессионального мастерства и раз­вития клинического мышления врачей различных специ­альностей на основе клинико-анатомических сопоставле­ний (в том числе на клинико-анатомических конферен­циях, комиссиях по изучению летальных исходов и др.);

- научной разработки материалов патологоанатомических исследований.

^ Лицензионно-аккредитационная деятельность патолого­анатомической службы включает:

- разработку и коррекцию медицинских стандартов патоло­гоанатомических исследований;

- участие в работе лицензионно-аккредитационных комис­сий.


Основой деятельности патологоанатомической службы яв­ляется определение морфологического субстрата конкретных болезней человека, т. е. нозологических форм (единиц). Бла­годаря сочетанию традиционных и современных (гистохими­ческих, иммуноморфологических, электронно-микроскопи­ческих и т.д.) методов в ходе морфологических исследований познаются структурные основы патологического процесса на всех его уровнях (организменном, системном, органном, тка­невом, клеточном, ультраструктурном, молекулярном) и на различных стадиях болезни.

Для современного этапа развития клинической медицины характерен все возрастающий объем прижизненных морфоло­гических исследований. До 75 % рабочего времени патолого­анатома занимает в настоящее время прижизненная диагнос­тика заболеваний и патологических процессов по биоптатам, операционному материалу и путем изучения последов. В то же время сохраняется важное значение аутопсии как единствен­ного достоверного источника информации о причинах смерт­ности населения, о качестве диагностики и лечения в лечеб­но-профилактических учреждениях. Не снижается роль пато­логоанатомических вскрытий трупов и в медицинском образо­вании.

В США, Великобритании и других промышленно развитых странах процент вскрытий трупов (больничная и внебольнич­ная летальность) колеблется от 15 до 45. Еще в 1987 г. Амери­канской медицинской ассоциацией было принято решение о необходимости использовать все возможные меры для увели­чения количества госпитальных аутопсий. Перед правительст­вом и парламентом США были поставлены задачи по правово­му и финансовому обеспечению патологоанатомических вскрытий. Сходные проблемы требуют решения и в системе российского здравоохранения. Так, в Москве, где процент ау­топсий традиционно выше, чем в большинстве регионов Рос­сийской Федерации, за 5 лет (1995-1999) процент патолого­анатомических вскрытий снизился с 29 до 26. При этом, если удельный вес госпитальных аутопсий варьировал в эти годы в пределах 67-74 %, то процент вскрытий умерших вне стацио­наров снизился с 4 до 3. Между тем клинико-морфологичес­кие сопоставления показали, что ошибочный диагноз по ос­новному заболеванию был установлен при жизни у каждого шестого умершего в стационаре и у каждого второго - в амбу­латорных условиях.

Анализ результатов патологоанатомических вскрытий тру­пов показывает, что среди причин смерти в настоящее время превалируют болезни системы кровообращения (IX классМКБ-10) и новообразования (II класс МКБ-10). Так, по дан­ным патологоанатомической службы Москвы, у 68 % умерших в 2000 г. основным заболеванием являлись болезни системы кровообращения, особенно часто инфаркты и гематомы го­ловного мозга, а также инфаркты миокарда. Новообразования как причина смерти выявлены в 11 % проведенных аутопсий: опухоли легких и желудка - по 14 % от общего числа новооб­разований, опухоли толстой кишки - около 10 %. В послед­ние годы зафиксирован рост смертности от рака молочной же­лезы, кожи и др. Алкогольные органные поражения (алкоголь­ные энцефалопатии, цирроз печени и гепатоз, панкреонекрозы, панкреатиты, алкогольная кардиомиопатия), оцененные как причина смерти, составили 9 % от общего числа вскрытий.

Среди биоптатов и операционных материалов, исследуемых в учреждениях и подразделениях патологоанатомической службы, преобладают объекты женской мочеполовой сферы. В структуре неопухолевых заболеваний по результатам при­жизненной морфологической диагностики у пациентов многопрофильных больниц ведущее место занимают болезни матки (29 %), затем червеобразного отростка (20%), желудка (8%). Злокачественные опухоли определяются почти в 60 % биоптатов от пациентов онкологических диспансеров, в то же время они верифицируются в 32-42 % объектов из многопро­фильных больниц. Среди злокачественных опухолей, выявляе­мых в биоптатах и операционных материалах из онкологичес­ких учреждений, превалируют новообразования кожи, мягких тканей, желудка, прямой кишки, лимфатических узлов и почек, а в соответствующих материалах больниц общего про­филя - новообразования матки и тела матки, яичника, мо­лочной железы.


^ Основой патологоанатомической службы в Российской Феде­рации являются следующие учреждения (подразделения) вне за­висимости от их подчиненности и характера финансирования.

1. Подразделения патологоанатомической службы в составе лечебно- профилактических и научно-исследовательских уч­peждeний:

- патологоанатомические отделения лечебно-профилакти­ческих учреждений (ЛПУ);

- патоморфологические отделы (отделения, лаборатории, группы) диагностических центров и других медицинских учреждений;

- патоморфологические отделы (отделения, лаборатории, группы) научно-исследовательских учреждений.

2. Патологоанатомические учреждения с правами юридичес­кого лица, финансируемые и подотчетные соответствующему территориальному органу управления здравоохранением:

- республиканские, краевые, областные, городские, муни­ципальные патологоанатомические бюро;

- региональные институты патологии.

Организационно-методическое руководство патологоанато­мической службой Российской Федерации осуществляет глав­ный внештатный патологоанатом Минздрава РФ, а в субъек­тах Российской федерации - главные патологоанатомы уп­равлений (министерств, департаментов, комитетов) здраво­охранения республик, краев, областей. В перечне видов меди­цинской деятельности, подлежащих лицензированию, значат­ся клинико-морфологические (гистологические) исследова­ния, патологоанатомические диагностика и экспертиза.

Лицензионно-аккредитационные комиссии органов управ­ления здравоохранением субъектов федерации при выдаче ли­цензии на перечисленные виды деятельности устанавливают три категории учреждений (подразделений) патологоанатоми­ческой службы. При разработке критериев (стандартов) аккре­дитации принимали во внимание оценку не только структуры (материально-техническая база, кадры), но и объема диагнос­тической работы и ее характер (диагностическая база), а также объемные и качественные показатели деятельности; оценку контроля качества диагностики и экспертизы в учреждении (подразделении).

К учреждениям (подразделениям) патологоанатомической службы первой категории относят учреждения (подразде­ления), удовлетворяющие следующим критериям:

1. Статус: региональные институты патологии, региональ­ные патологоанатомические бюро, централизованные патолого­анатомические отделения (отделы) научно-исследовательских учреждений, ЛПУ, диагностических центров категорий А, в том числе являющихся базами медицинских, училищ (колледжей) и кафедр патологической анатомии медицинских вузов.

2. Кадры: врачи (с сертификатом врача-патологоанатома и врача-специалиста), фельдшера-лаборанты и лаборанты (с сер­тификатом лаборанта-специалиста по гистологическим/цитоло­гическим методам исследования), наличие квалификационных категорий и/или ученых степеней не менее чем у 75% специа­листов.

^ З. Задачи: диагностика заболеваний и патологических про­цессов на основе морфологических исследований биопсийных и операционных материалов; динамический контроль за эффек­тивностью лечения и прогностическая оценка заболеваний и па­тологических процессов на основе морфологических исследова­ний биопсийных и операционных материалов; диагностика за­болеваний и патологических процессов на материалах патолого­анатомических вскрытий с установлением причин и механизмов смерти; экспертиза качества диагностики и лечения на основе клинико-анатомических сопоставлений; межрегиональная па­тологоанатомическая экспертиза; разработка и внедрение новых технологий патологоанатомических исследований; консульта­тивно-диагностическая работа; обеспечение информации о структуре заболеваний и причинах смерти населения по матери­алам патологоанатомических исследований; анализ структуры заболеваний и причин смерти населения по материалам патоло­гоанатомических исследований; научная и учебно-методическая работа; подготовка и усовершенствование врачей и лаборантов по специальности; разработка и корректировка медицинских, технологических и экономических стандартов патологоанато­мических исследований; участие в работе аттестационных, ли­цензионно-аккредитационных и других комиссий, медицинских(ученых) советов;

4. ^ Материально-техническое оснащение и методический уро­вень: комплекс оборудования и методических приемов, соот­ветствующий современным требованиям (гистоцитологичес­кие, гистоцитохимические, иммуноморфологические, элек­тронно-микроскопические исследования, микрофотография идр.).

К учреждениям (подразделениям) патологоанатомической службы второй категории относят централизованные па­тологоанатомические отделения лечебно-профилактичес­ких учреждений, городские и межрайонные патологоана­томические бюро, профильные патологоанатомические отделения (фтизиопульмонологические, детские, инфек­ционные и др.) лечебно-профилактических учреждений, патоморфологические отделы (отделения, лаборатории) научно-исследовательских институтов, диагностических центров категорий Б и В.

К учреждениям (подразделениям) патологоанатомической службы третьей категории относят структурные подраз­деления не профилированных лечебно-профилактических учреждений.

Штат патологоанатомических (прозекторских) отделений представлен коллективом врачей-патологоанатомов во главе с заведующим прозектурой, а также лаборантами-гистологами и санитарами или служителями морга. Количество врачей-пато­логоанатомов, лаборантов-гистологов и санитаров определяет­ся объемом выполняемой ими работы по прижизненной мор­фологической диагностике и аутопсиям. Так, одна ставка врача-патологоанатома выделяется для проведения 200 пато­логоанатомических вскрытий трупов взрослых лиц (или 160 детей) или для исследования 4000 объектов биопсийного и операционного материала в течение года (приказ Минздрава СССР от 2З.10.81г. № 095). В штатное расписание патолого­анатомического отделения вводятся на 1,0 ставку патолого­анатома 1,5 ставки лаборанта-гистолога и 0,7 ставки санитара. В настоящее время необходим пересмотр указанных нормати­вов с учетом не только количества, но и сложности объектов прижизненной морфологической диагностики и патологоана­томических вскрытий трупов. В учреждениях патологоанато­мической службы (институты патологии, патологоанатомичес­кие бюро), как правило, штатное расписание расширяется за счет сотрудников организационно-методического отдела и ла­бораторий специальных методов исследования (иммуномор­фологическая, электронно-микроскопическая и т.д.).

В перечень обязательных форм медицинской документации в патологоанатомическом учреждении (подразделении) вклю­чены:

1) книга поступления и выдачи трупов;

2) книга регистрации патологоанатомических вскрытий;

3) протокол патологоанатомического исследования трупа;

4) журнал регистрации исследований операционного, био­псийного и цитологического материала, последов;

5) журнал по регистрации срочных/интраоперационных биопсий;

6) результаты исследований биоптатов, операционных ма­териалов, последов, отраженные в «направлениях на гистоло­гическое исследование» (заполненная форма № 014/у), сбро­шюрованных в книгу;

7) журнал регистрации исследований консультативного ма­териала;

8) журнал регистрации протоколов клинико-анатомических конференций;

9) журнал по охране труда и технике безопасности;

10-12) журналы учета спиртов, других реактивов и краси­телей, а также драгоценных металлов;

13) журнал контроля качества выполненной патологоанато­мической работы;

14) акты про верки выполнения стандартов качества патоло­гоанатомических исследований.

Ключевой фигурой в патологоанатомической службе явля­ется врач-патологоанатом. Эффективность работы патолого­анатома (клинического патолога, врача-прозектора) зависит от его профессиональных и личных качеств: высокого профес­сионализма, исполнительской дисциплины, инициативы, ор­ганизаторских способностей и умения общаться с людьми, от­ветственности за порученное дело и соблюдения врачебной этики, гуманности, воспитания, уровня культуры и др.

Общие врачебные действия и профессиональное умение патологоана­тома могут быть сведены к следующему (Автандилов Г.Г., 1994).

1. ^ Оценка предварительной информации - получить и оце­нить информацию в полном объеме (данные истории болезни, устное сообщение лечащего врача, направление на исследова­ние материала биопсии и т.д.); оценить полученную информа­цию и запросить (получить) дополнительные данные, необхо­димые для целенаправленного исследования.

2. Подготовка к проведению морфологического исследова­ния - проконтролировать готовность помещения и оборудова­ния; подготовить к проведению исследований необходимые инструменты, аппараты, приборы и т.д.; составить план целе­направленного морфологического исследования и определить порядок его осуществления.

3. ^ Проведение вскрытия - осмотреть труп; провести вскрытие трупа, соблюдая порядок процедуры и выполняя общепринятые технические приемы (вскрытие по Шору, Аб­рикосову, специальные методы вскрытия сердца и других ор­ганов, вскрытие спинного мозга, околоносовых пазух и т.д.); произвести измерение и взвешивание органов; визуально оценить изменения в органах и тканях трупа, определив ло­кализацию наиболее выраженных изменений; проанализиро­вать результаты вскрытия (соотнести выявленную патологию с симптомокомплексом сходных заболеваний); вскрывая но­ворожденных, мертворожденных и плоды с учетом особен­ностей процесса их исследования, выявить связь пре- и пе­ринатальной патологии с течением беременности и родов у матерей; умерших от карантинных и особо опасных инфек­ций вскрывать с учетом особенностей этой процедуры и пра­вил взятия материала; применять специальные методы иссле­дования для диагностики у секционного стола (проба на воз­душную эмболию, пробы на наличие воздуха в плевральных полостях, особенности вскрытия при подозрении на амилои­доз, пробы на ишемию миокарда, раздельное взвешивание отделов сердца и т.д.); выбрать и вырезать нужные для гисто­логического исследования участки органов и тканей; взять секционный материал для проведения бактериологических, цитологических, вирусологических, биохимических и других видов исследований.

4. ^ Исследование гистологических препаратов биопсийного, операционного и секционного материала - составить макроско­пическое описание органов и тканей, при необходимости сфо­тографировать и зарисовать; вырезать из присланного мате­риала кусочки (участки) для последующего микроскопическо­го исследования; выбрать оптимальные методы фиксации, об­работки, окраски материала, определить число гистологичес­ких препаратов; дать указания лаборанту по правильной ук­ладке кусочков, применению методов их фиксации и необхо­димой окраски срезов; выполнить микроскопическое исследо­вание препаратов, отобрать участки для фотографирования; проанализировать результаты исследований; использовать об­щепринятые методы морфометрии и системы единиц измере­ния, а также методы статистической обработки полученных данных.

5. ^ Установление предварительного диагноза - соотнести вы­явленный комплекс морфологических изменений с группой заболеваний, имеющих сходные морфологические признаки; на основании клинических данных, результатов морфологи­ческого исследования установить предварительный диагноз заболевания, оценить ход лечебного процесса.

6. ^ Привлечение консультантов - определить необходимость консультации по материалам вскрытия, гистологическим пре­паратам, методам исследования и т.д.; организовать консуль­тацию (заведующего отделением, специалиста иного профиля и т.д.); оценить результаты консультации и использовать их при установлении диагноза.

7. ^ Установление патологоанатомического (патогистологи­ческого) диагноза - провести дифференциальную диагности­ку с рядом заболеваний, имеющих сходные клинико-морфо­логические проявления; поставить диагноз основного заболе­вания (первоначальной причины смерти) с учетом результа­тов дополнительных исследований и мнения консультанта, в соответствии с Международной классификацией болезней и причин смерти; выявить наличие осложнений основного за­болевания; установить диагнозы сопутствующих заболева­ний; выявить непосредственную причину смерти; при иссле­довании биоптатов и операционного материала установить нозологическую единицу, диагностировать патологическое состояние, процесс; оформить патологоанатомический диа­гноз с выделением: а) основного заболевания; б) комбиниро­ванного основного заболевания, двух конкурирующих, соче­танных, основного с фоновым; в) осложнений основного за­болевания; г) сопутствующих заболеваний.

8. ^ Составление развернутого клинико-анатомического эпи­криза с обоснованием патологоанатомического диагноза - отме­тить совпадение или расхождение с клиническим диагнозом, оценить качество диагностики и лечения; сделать запись в протоколе (карте) патологоанатомического исследования, если ткани или органы изъяты для фотографирования, демон­страции или приготовления музейных препаратов; внести в протокол (карту) патологоанатомического исследования опи­сание картины патологического процесса, анализ гистологи­ческих препаратов и результатов дополнительных исследова­ний (бактериологического, вирусологического и др.); запол­нить свидетельство о смерти с учетом требований Междуна­родной классификации болезней и причин смерти; про­извести дополнительную запись в протоколе патологоанато­мического исследования и медицинской карте стационарного больного, указав окончательный патологоанатомический диагноз, направить в органы статистического учета новое свиде­тельство о смерти с отметкой «взамен предварительного» или «взамен окончательного»; составить аннотацию, вести карто­теку макро- и микропрепаратов для музея; вести документа­цию по вопросам техники безопасности.

9. Взаимодействие с другими специалистами и учреждения­ми - осуществлять взаимосвязь с администрацией больницы, заведующими отделениями, лечащими врачами; использовать контакты с другими специалистами и учреждениями для кон­сультаций, освоения новых методов исследования, проведе­ния бактериологических, вирусологических, иммунофлюоре­сцентных и других видов исследования.

10. ^ Планирование nрофессиональной деятельности - плани­ровать свою работу на день; рационально распределять рабо­чее время для проведения различных видов исследований; со­ставить план самоподготовки по важнейшим разделам патоло­гической анатомии; определить сроки заочно-очного усовер­шенствования и стажировок; готовиться и выступать на кли­нико-анатомических и научно-практических конференциях, заседаниях лечебно-контрольных комиссий (ЛКК); рефериро­вать важнейшие статьи и монографии по специальности; пла­нировать участие в организационно-методических мероприя­тиях отделения, работе научного общества и т.д.

11. ^ Руководство деятельностью медицинского персонала ­распределять нагрузку среди персонала; научить лаборантов рациональным приемам труда, новым методам; контролиро­вать своевременность и качество выполнения работ лаборан­тами; осуществлять контроль санитарного, противоэпидеми­ческого режима (правильность и своевременность уборки тру­пов, операционного и биопсийного материала, обеззаражива­ние инструментов и т.д.); обучать персонал правилам техники безопасности и контролировать их выполнение.

12. ^ Использование в работе nринциnов этики и деонтологии: ­постоянно совершенствовать свой культурный уровень, расши­рять медицинский кругозор, совершенствовать себя как лич­ность и как специалиста; соблюдать врачебный и гражданский долг; знать и соблюдать российское законодательство и хранить врачебную тайну; соблюдать этические нормы медицинского учреждения, уважительно относиться к коллегам и медицинско­му персоналу, больным и родственникам умерших.


^ УЧЕНИЕ О ДИАГНОЗЕ. ПОСТРОЕНИЕ ДИАГНОЗА

Знание основных положений теории диагноза, их прак­тическое применение в повседневной диагностической дея­тельности врача любой специальности особенно важны в ус­ловиях страховой медицины, при которой внутриведомствен­ный контроль качества диагностики и лечения в лечебно­-профилактических учреждениях, как известно, дополняет­ся независимой экспертизой страховых медицинских компа­ний.

Успех диагностической деятельности врача любой специ­альности невозможен без высокого профессионализма и спо­собности к логическому и аналитическому мышлению. Пере­численные качества врача - необходимая основа его работы в клинической (поликлинической) медицине и в патологии. Это особенно важно иметь в виду, если учесть, что в настоя­щее время в нозологическую номенклатуру входит примерно 20 тыс. болезней и около 100 тыс. симптомов. К тому же трудности диагностического процесса усугубляются в связи с изменчивостью болезней (их естественным и индуцирован­ным патоморфозом), возрастанием частоты ятрогений (пато­логии, связанной с лечением) и множественностью заболева­ний (полипатиями) у индивидуума. В этих условиях форму­лирование диагноза является зачастую сложнейшей задачей даже при раскрытии у конкретного больного (умершего) при­чин и механизмов развития заболевания, его предметно-со­держательной характеристики, танатогенеза. Усложняет си­туацию и отсутствие единых представлений даже у предста­вителей одной специальности по ряду узловых вопросов тео­рии диагноза, в том числе и по принципам формулирования диагноза.

Наиболее сложным разделом в работе клинициста любой специальности является диагностика - раздел клинической медицины, касающийся распознавания болезней и оценки со­стояния больного для принятия соответствующих лечебных и профилактических мер.

Диагноз в клинической медицине - это краткое заключе­ние о сущности заболевания и состоянии больного. Диагноз должен быть правильным, развернутым и ранним. В основу диагноза положен нозологический принцип, требующий дать название болезни, выявленной у обследуемого в соответствии с существующей номенклатурой (перечнем нозологических форм).

Вопрос о своевременности установления клинического диа­гноза не прост. При плановой госпитализации и проведении первоначального комплекса обследования клинический диа­гноз устанавливают, как правило, через 2-3 сут после поступ­ления больного; при срочной (ургентной) госпитализации, обусловленной кровотечением, состоянием «острого живота» и др., - незамедлительно. В обеих ситуациях он может быть предварительным и может быть изменен после комплекса ле­чебно-диагностических мероприятий.

В работе патологоанатома время установления диагноза имеет особое значение при исследовании биоптатов, получен­ных при срочных интраоперационных биопсиях. Обычно на из­готовление гистологических срезов, их окраску, изучение пре­паратов уходит 20-25 мин, и диагноз часто сообщается прямо в операционную по телефону (через врача). Нередко патогис­тологическое заключение определяет клинический диагноз и лечебную тактику. Наряду с этим, конечно, нельзя задержи­вать морфологическую диагностику операционного материала (на которую затрачивается около 5 дней) и посмертную диа­гностику по результатам аутопсий. Следует помнить, что за­держка с аутопсией может затормозить спланированный род­ственниками умершего похоронный процесс.

Необходимо стремиться к максимальной информативности любого диагноза. Упущения в этой части особенно наглядны в онкологии или онкоморфологии. Например, вместо двух слов «рак желудка» следует отражать подробно макроскопическую форму и диаметр опухоли, степень и направление ее гистоло­гической дифференцировки, стадию инвазии и распростране­ния (по системе TNM).

По способу построения и обоснования выделяют два вида диагноза - прямой и дифференциальный. Суть прямого диа­гноза состоит в том, что врач, собрав все типичные, характер­ные признаки, рассматривает их с точки зрения лишь одного предполагаемого заболевания. Сущность же дифференциаль­ного диагноза заключается в том, что из ряда различных забо­леваний, имеющих много общих признаков, после установ­ления различий исключают то или иное заболевание. Диффе­ренциальная диагностика состоит в сравнении данной кон­кретной клинической картины с рядом других клинических картин с целью идентификации одной из них и исключения остальных.

Признаками в диагностике болезней могут быть «симп­том», «синдром», «симптомокомплекс», «клиническая карти­на». Эти признаки различаются по своей специфичности и степени общности.

^ Диагноз в медицине, его виды, функции,

принципы формулирования диагноза

Приступая к составлению диагноза, каждый врач должен помнить, что это не формальный акт, а заключенные в четкую словесную формулу результаты анализа наблюдавшихся у больного клинических симптомов, морфологических измене­ний в органах и тканях в динамике и взаимосвязи. Диагноз формируется в результате сложного процесса сопоставления и осмысливания многочисленных факторов, собираемых врачом в ходе обследования больного (трупа), и процесса, в основе которого лежат законы логики. В связи с этим следует под­черкнуть близость медицинской диагностики к научному по­знанию, однако их нельзя отождествлять. Хотя медицинская диагностика постоянно раскрывает элементы нового, она обычно не нацелена на поиск закономерного. Ее сущность за­ключается в выявлении признаков уже известных нозологиче­ских форм, установлении особенностей их проявления у кон­кретного больного или социальных групп различной степени общности, основанных на сложившемся теоретическом зна­нии, специальных навыках и опыте.

Диагностику в самом общем виде можно понимать как рас­познавание: особый вид познания, в ходе которого врач идет от явного к «неизвестному». Однако это «неизвестное» - по­знанное в человеческом организме, но еще не выявленное именно в данном объекте. Явления богаче и разнообразнее сущности. Сходные проявления могут быть детерминированы различными сущностями подобно тому, как следствия могут быть обусловлены разными причинами. Как указывалось, в клинической медицине в ходе диагностирования необходимо установить нозологическую единицу с учетом ее особенностей у данного больного. Однако известно, что методы диагности­ки широко используются не только в разделах медицины, имеющих дело с выраженными формами патологии, но и в тех областях, которые связаны с профилактикой болезней, укреп­лением здоровья человека, - социальной гигиене, организа­ции здравоохранения и др.

^ Наиболее полным и приемлемым можно считать следующее определение диагноза в медицине: «Диагноз - медицинское за­ключение о патологическом состоянии здоровья обследуемого, об имеющемся заболевании (травме) или о причине смерти, выраженное в терминах, предусмотренных принятыми клас­сификациями и номенклатурой болезней. Содержанием диа­гноза могут быть также особые физиологические состояния организма, например беременность, климакс, а также заклю­чение об эпидемическом очаге».

Д.С. Саркисов (1990) считал, что «... понятие "диагноз" может быть определено как краткая формулировка врача о бо­лезни пациента, ее осложнениях и исходах, в основу которой положен принцип причинно-следственных отношений». При­чем подчеркивается, что именно применение этого принципа позволяет «диагнозу» (в идеале) быть нозологическим, этиоло­гическим, патогенетическим и «историческим».

Принято выделять 4 основных вида диагноза в медицине: клинический, патологоанатомический, судебно-медицинский, эпидемиологический.

Вряд ли целесообразно расширять пред­ставления об основных видах диагноза в связи с углубленной разработкой тех или иных разделов медицинской науки. В частности, так называемый иммунологический диагноз (термин, используемый в некоторых руководствах) представ­ляет собой лишь вариант расширенного клинического диагно­за, в котором наряду с общепринятыми разделами предлагает­ся осветить тип, степень функциональных и органических из­менений в иммунной системе, провести интегральную оценку болезни (тенденцию компенсации и декомпенсации).

Полноценными клинический и патологоанатомический диагнозы могут быть только в тех случаях, когда при их фор­мулировании учитывается вся многогранность их функцио­нальной нагрузки.


В связи с этим полноценный клинический диагноз должен способствовать:

- преемственному комплексному лечению и вторичной профилактике;

- своевременному проведению противоэпидемических ме­роприятий;

- медицинской реабилитации;

- медицинскому прогнозированию;

- экспертизе трудоспособности, профессиональному отбору и врачебному контролю в спорте;

- экспертизе годности к военной службе, юридической дее­способности;

- статистическому учету заболеваемости и смертности; . обучению клиническому мышлению и его совершенство­ванию;

- научному анализу вопросов клиники, диагностики, тера­пии и патоморфоза болезней.


Не менее сложны и многогранны функции патологоанато­мического диагноза, так как полноценное заключение патоло­гоанатома способствует:

- объективному установлению характера, сущности и про­исхождения патологических процессов, состояний и за­болеваний, определению давности и последовательности их возникновения и формы, а также степени развития и связи между ними;

- определению причины и механизма смерти больного;

- уточнению статистики смертности населения в соответст­вии с Международной классификацией болезней;

- контролю за качеством клинической диагностики и ле­чебного процесса;

- своевременному проведению противоэпидемических ме­роприятий;

- обучению и совершенствованию врачебного мышления;

- научному анализу вопросов этиологии, патогенеза, пато­логической анатомии, патоморфоза заболеваний.

Клинический и патологоанатомический диагнозы, будучи целостной системой, представляют ее на различных этапах и с несколько различных позиций. Если клинический (прижиз­ненный) диагноз динамичен и по ходу наблюдения больного может меняться, то заключительный (посмертный) клиничес­кий и патологоанатомический диагнозы статичны, поддаются большему логическому осмысливанию, а, следовательно, и требования к ним иные. В этом плане важно понять, что под­ход к определению основного заболевания в прижизненном и посмертном диагнозах разный. Например, больной может длительно лечиться от цирроза печени, а умереть от инфаркта миокарда. В таком случае в посмертном клиническом диагно­зе основным заболеванием будет инфаркт миокарда. Вторым отличием клинического диагноза от патологоанатомического является то, что первый отражает в основном «функциональ­ные изменения», хотя может использовать и морфологические сведения (заключение по биопсии), второй же базируется, в основном, на морфологических аспектах и использует клини­ческие только в случае необходимости (когда морфологичес­кие изменения недостаточно четкие или не успели развиться, или ликвидированы при лечении). При этом в скобках указы­вается, что эти данные поставлены в патологоанатомический диагноз по материалам истории болезни. Например, больному с почечной недостаточностью, с зафиксированными в анали­зах повышенными цифрами остаточного азота мочевины про­водят гемодиализ на аппарате «искусственная почка», вводят гормоны и т.д. При такой ситуации на вскрытии морфологи­ческие признаки уремии могут отсутствовать, и уремия в диа­гнозе устанавливается по лабораторным данным. Третьим от­личием является то, что, будучи клинико-морфологическими, обладая несравненно большей разрешающей способностью, патологоанатомический диагноз должен быть полным, т.е. от­ражать все обнаруженные изменения.

Следовательно, при наличии некоторых специфических различий, не имеющих принципиального значения, клиничес­кий, заключительный клинический и патологоанатомический диагнозы в интересах полноценного клинико-анатомического сопоставления должны быть основаны на идентичных прин­ципах и схемах.

В отечественной медицине принципы формулировки диагноза сформулированы следующим образом:

- нозологический;

- соответствие Международной классификации болезней;

- интранозологическая дополнительная характеристика клинико-анатомической формы (синдромы), тип течения, степень активности, стадия, функциональные нарушения;

- патогенетический;

- структурность с унифицированными рубриками;

- фактическая, логическая обоснованность и достоверность;

- своевременность и динамизм.

При этом важно подчеркнуть, что несоблюдение при со­ставлении диагноза любого из вышеперечисленных принци­пов порождает характерные ошибки и дефекты, не позволяю­щие в функциональном плане медицинскому заключению вы­полнить свои задачи.

В заключительном клиническом и патологоанатомическом диагнозах при их формулировании особое внимание должно быть акцентировано на применении первых шести принци­пов. При этом, на наш взгляд, многогранные функции патоло­гоанатомического диагноза, а также содержание приведенных выше определений понятия «диагноз» не позволяют согла­ситься с наметившимися тенденциями выделения в нем тана­тологического аспекта - «танатологический диагноз» или причинно-следственных отношений - патогенетический, «исторический» диагноз. Гносеологические корни этих тен­денций, ведущих к нарушению важнейшего принципа постро­ения диагноза - нозологического, обусловлены недоучетом значимости социального фактора в диагностике и нозологии, тех огромных изменений, которым подверглись человек и ок­ружающий его мир, медицина, в частности учение о нозологи­ческих единицах.

^ Нозологическая единица и нозологический принцип

в формулировании диагноза

Повседневное клиническое мышление организуется и структурируется нозологическим принципом. Он является ве­дущим в формировании клинического и патологоанатомичес­кого диагнозов, так как позволяет учесть этиологию и патоге­нез заболеваний, понять и логически обосновать все разнооб­разие наблюдаемых у больного явлений. Выделяют нозологи­ческие единицы или формы, т. е. ту или иную конкретную бо­лезнь с типичным для нее сочетанием симптомов и лежащими в их основе функционально-морфологическими изменения­ми, а также определенной этиологией и патогенезом [Смо­льянников А. В., 1981].

^ Нозологическая форма - это не только вид (или форма) болезни, но и его мыслительный эквивалент, воспроизведе­ние объективного в форме субъективной деятельности созна­ния. Нозологическая форма, имеющая известное сходство с законами природы, как и любой закон, представляет собой результат довольно сильных абстракций. Ясно, что каждое страдание больного имеет некоторые особенности, остав­шиеся за пределами соответствующей нозологической фор­мы, но ведь только через общее, абстрактное пролегает путь к мысленному воспроизведению конкретного, целостного. В этом плане формально-абстрактный нозологический диа­гноз выступает лишь в качестве регуляторного принципа, требующего уже на стадии дифференциального диагноза многопланового обследования больного для углубленной ин­транозологической характеристики процесса (для установле­ния «диагноза больного»).

Логика, методология клинической и патологоанатомичес­кой диагностики на ее определенных этапах направлены на распознавание типовой модели стандартизованного обобще­ния (нозологическое наименование болезни). Однако следует отметить, что нозологическая единица есть не просто типовое описание «картины» заболевания, это понятие отражает пос­ледовательно развертывающуюся и закономерную (патогене­тическую) связь симптомов и симптомокомплексов, представ­ляющую собой отнюдь не формально-логическую, а диалекти­чески содержательную общность.

Представление о нозологических формах не является ста­бильным, так как оно отражает уровень развития медицин­ской науки, в первую очередь - знаний о причинах и меха­низмах развития болезней. По мере накопления этих знаний происходит объединение симптомов и синдромов в нозологи­ческие формы, а также выделение синдромов и симптомов, которые затем могут быть включены в другие нозологические единицы. В связи с этим в последние десятилетия появились «новые» болезни как неинфекционной (кардиомиопатии, пневмониты, апудомы и др.), так и инфекционной (болезнь легионеров, ВИЧ-инфекция и др.) природы. В современных условиях среди критериев выделения нозологии все большее значение приобретает социальный фактор. Именно социаль­ные запросы обусловили во второй половине ХХ в. необходи­мость оценки ряда патологических состояний, традиционно считавшихся осложнениями (инфаркт миокарда при атеро­склерозе венечных артерий, кровоизлияние в головной мозг при гипертонической болезни и т.д.), отдаленных последствий ряда болезней, например туберкулеза, как самостоятельных статистических единиц. В условиях постоянного «распада и синтеза нозологических единиц» [Авцын АЛ., 1972], приводя­щих к закономерному пере смотру номенклатуры и их класси­фикаций, в диагностическом процессе врачу следует исполь­зовать лишь современные классификационные схемы и пре­жде всего Международную классификацию болезней. Терми­нологическое единство при формулировании диагноза в на­стоящее время обеспечивает МКБ-I0.

В отраслевом стандарте «Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении» (ОСТ ТО № 91500.01.0005­2001), введенном в действие приказом Минздрава РФ от22.01.01 г. № 12, нозологическая форма определяется как «со­вокупность клинических, лабораторных и инструментальных диагностических признаков, позволяющих идентифицировать заболевание (отравление, травму, физиологическое состояние) и отнести его к группе состояний с общей этиологией и патоге­незом, клиническими проявлениями, общими подходами к ле­чению и коррекции состояния». В этом же нормативном доку­менте синдром трактуется как «состояние, развивающееся как следствие заболевания и определяющееся совокупностью кли­нических, лабораторных, инструментальных диагностических признаков, позволяющих идентифицировать его и отнести к группе состояний с различной этиологией, но общим патогене­зом, клиническими проявлениями, общими подходами к лече­нию, зависящих вместе с тем и от заболеваний, лежащих в ос­нове синдрома».

Из представленных выше сведений вытекает ряд важных положений, которые необходимо учитывать при оформлении диагноза с позиций нозологического принципа.

Во-первых, во главу клинического и патологоанатомическо­го диагнозов должна быть поставлена нозологическая форма с ее номенклатурным терминологическим обозначением. Это обеспечивает важное требование медицинской информации ­однозначность языка. Несоблюдение этого положения, осо­бенно применение эпонимических обозначений болезней и синдромов, не приведенных в МКБ, не позволяют обеспечить единообразие оформления диагноза и адекватную шифровку. Однако МКБ должна с большей осторожностью применяться в качестве руководства при написании диагноза, так как в своих классах она содержит не только перечень нозологичес­ких единиц, но и состояний, синдромов и даже отдельных бо­лезненных проявлений.

Во-вторых, при формулировании диагноза следует отказать­ся от терминов, отражающих родовую (групповую) принад­лежность выявленной патологии - ревматические, аллерги­ческие болезни, лекарственная болезнь, побочное действие лекарственных средств, ятрогения, а также ишемическая бо­лезнь сердца, цереброваскулярная болезнь и т.д.

В-третьих, клинические, клинико-анатомические классифи­кaции болезней должны иметь соподчиненный к МКБ характер и применяться для внутринозологической характеристики, для перевода формально-абстрактного диагноза в «диагноз больно­го». Причем при оформлении последнего должны четко соблю­даться причинно-следственные отношения при отражении симптомов и синдромов, характеризующих особенности болез­ни в каждом конкретном случае (патогенетический принцип).

В-четвертых, прогрессирующее старение населения ведет к появлению разнообразных комбинаций заболеваний, которые могут включать в себя ятрогенную (особенно лекарственную) патологию. Это позволяет трактовать многие заболевания, в том числе некоторые ятрогенные, с позиций основных поло­жений учения о «вторых болезнях».

  1   2   3   4   5

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Методические рекомендации для студентов к практическим занятиям по патологической анатомии на кафедре патологической анатомии с секционным курсом и курсом патологии icon Методические рекомендации для студентов к практическим занятиям по патологической анатомии на кафедре

Методические рекомендации для студентов к практическим занятиям по патологической анатомии на кафедре патологической анатомии с секционным курсом и курсом патологии icon Методические рекомендации для студентов к практическим занятиям по патологической анатомии на кафедре

Методические рекомендации для студентов к практическим занятиям по патологической анатомии на кафедре патологической анатомии с секционным курсом и курсом патологии icon Методические рекомендации для студентов к практическим занятиям по патологической анатомии на кафедре

Методические рекомендации для студентов к практическим занятиям по патологической анатомии на кафедре патологической анатомии с секционным курсом и курсом патологии icon Методические рекомендации для студентов к практическим занятиям по патологической анатомии на кафедре

Методические рекомендации для студентов к практическим занятиям по патологической анатомии на кафедре патологической анатомии с секционным курсом и курсом патологии icon Методические рекомендации для студентов к практическим занятиям по патологической анатомии на кафедре

Методические рекомендации для студентов к практическим занятиям по патологической анатомии на кафедре патологической анатомии с секционным курсом и курсом патологии icon Методические рекомендации для студентов к практическим занятиям по патологической анатомии на кафедре

Методические рекомендации для студентов к практическим занятиям по патологической анатомии на кафедре патологической анатомии с секционным курсом и курсом патологии icon Методические рекомендации для студентов к практическим занятиям по патологической анатомии на кафедре

Методические рекомендации для студентов к практическим занятиям по патологической анатомии на кафедре патологической анатомии с секционным курсом и курсом патологии icon Методические рекомендации для студентов к практическим занятиям по патологической анатомии на кафедре

Методические рекомендации для студентов к практическим занятиям по патологической анатомии на кафедре патологической анатомии с секционным курсом и курсом патологии icon Методические рекомендации для студентов к практическим занятиям по патологической анатомии на кафедре

Методические рекомендации для студентов к практическим занятиям по патологической анатомии на кафедре патологической анатомии с секционным курсом и курсом патологии icon Методические рекомендации для студентов к практическим занятиям по патологической анатомии на кафедре

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы