Здравоохранение Республики Адыгея представлено учреждениями, организациями государственной, муниципальной и частной собственности icon

Здравоохранение Республики Адыгея представлено учреждениями, организациями государственной, муниципальной и частной собственности





НазваниеЗдравоохранение Республики Адыгея представлено учреждениями, организациями государственной, муниципальной и частной собственности
Дата25.02.2013
Размер0.49 Mb.
ТипДоклад
Доклад

о результатах и основных направлениях деятельности Министерства здравоохранения Республики Адыгея за 2011 год и задачах на период 2012 -2014 годы.


Здравоохранение Республики Адыгея представлено учреждениями, организациями государственной, муниципальной и частной собственности. В 2009 году на территории Республики Адыгея оказание медицинской помощи осуществлялось в 209 учреждениях здравоохранения, в том числе 52 медицинских организациях, являющихся юридическими лицами. При этом 33 учреждения (63,5%) работали в системе обязательного медицинского страхования.

В числе 209 учреждений здравоохранения 22 больничных учреждения, в том числе 2 республиканские больницы (взрослая и детская), 1 городская больница, 1 перинатальный центр, 1 специализированная инфекционная больница, 7 центральных районных больниц, 1 центральная городская больница, 3 районных, 6 участковых больниц; 5 специализированных диспансеров; 14 поликлиник; 20 врачебных амбулаторий; 122 фельдшерско-акушерских пункта; 1 центр восстановительной медицины и реабилитации; 1 центр профилактики и борьбы со СПИДом и инфекционными заболеваниями; 1 центр медицинской профилактики; 1 центр медицины катастроф; 1 станция скорой медицинской помощи; 1 станция переливания крови; 1 бюро судебно-медицинской экспертизы; 2 детских санатория; 1 молочная кухня; 1 дом ребенка.

За счет средств республиканского бюджета медицинская помощь в 2010 году оказывалась в 21 учреждении, подведомственным Министерству здравоохранения Республики Адыгея. Из них 2 республиканские больницы (взрослая и детская), 1 перинатальный центр, 5 специализированных диспансеров, 3 поликлиники, 1 центр восстановительной медицины и реабилитации; 1 центр профилактики и борьбы со СПИДом и инфекционными заболеваниями; 1 центр медицинской профилактики; 1 центр медицины катастроф; 1 станция переливания крови, 1 бюро судебно-медицинской экспертизы.

Благодаря реализации Концепции демографической политики в Республике Адыгея, комплекса организационных и лечебно-профилактических мероприятий сохраняется положительная динамика демографических показателей в Республике Адыгея.

В 2010 году общая численность населения Республики Адыгея по сравнению с 2009 годом увеличилась на 393 человека и составила 443168 человек (2009 г. - 4442775 человек). Доля лиц старше 60 лет составила 22,6%, что является признаком демографически «старого» типа населения.

При этом численность детского населения в возрасте от 0 до 17 лет уменьшилась на 897 человека и составила 85851человек (2009 г. - 86748 человека).


Численность детского населения в возрасте от 0 до 17 лет за последние годы по отношению к общей численности населения устойчиво уменьшается (2007 г. - 20,2%, 2008 г. - 19,9%, 2009 г. – 19,6%, 2010 г. -19,4%), что может негативно сказаться на воспроизводстве населения в будущем.

Вместе с тем благодаря реализации всего комплекса организационных и лечебно-профилактических мероприятий отмечается положительная динамика демографических показателей в Республике Адыгея.

Общая смертность населения не изменилась по сравнению с 2010 годом и составила в 2011 году 14,0 на 1000 населения (2010 г. – 14,0 на 1000 населения,).

Показатель естественной убыли населения уменьшился на 27,3% с -1,65 в 2010 году до -1,2 в 2011 году (РФ 2010 г. – минус 1,7).

За последние 5 лет показатель младенческой смертности стабильно остается меньше среднероссийского. Данная тенденция сохранилась и в 2011 году. В 2011 году показатель младенческой смертности уменьшился по сравнению с 2010 годом на 23,0% и составил 5,5 на 1000 родившихся живыми (РА 2010 г. – 7,4, РФ 2010 год – 7,5).

Смертность населения в 2011 году по сравнению с 2010 годом снизилась на 1,4% и составила 13,8 (6065) на 1000 населения (2010 г. – 14,0 (6188), умерло на 123 человека меньше (РФ 2010 г. – 14,2). Показатель естественной убыли населения остается стабильным и составил в 2011 году - 1,3 (2010 г. – (- 1,2)).

При этом в 2011 году по сравнению с 2010 годом отмечается незначительное снижение рождаемости на 2,3%. Показатель рождаемости составил в 2011 году 12,5 на 1000 населения (2010 г. – 12,8 на 1000 населения). В 2011 году родилось по сравнению с 2010 годом на 146 детей меньше (2010 г. – 5665 детей, 2011 г. – 5533 детей, по РФ 2010 г. – 12,5).

При этом численность детского населения в возрасте от 0 до 17 лет увеличилась на 3075 человек и составила 88926 человек (2010 г. - 85851 человек).


Численность детского населения в возрасте от 0 до 17 лет за 2011год по отношению к общей численности населения увеличилась (2010 г. – 19,4%, 2011 г. – 20,2%), что может позитивно сказаться на воспроизводстве населения в будущем.

Показатель материнской смертности является одним из основных, характеризующих деятельность службы охраны здоровья матери и ребенка, а также состояние системы здравоохранения в целом.

Показатель материнской смертности в республике остается нестабильным. Так в 2008 году в республике было зарегистрировано 3 случая материнской смертности, в 2009 году – 2 случая, в 2010 году не было зарегистрировано ни одного случая, а в 2011 году зарегистрировано 3 случая материнской смертности. Соответственно показатель материнской смертности составил в 2011 году 54,2 на 100 000 родившихся живыми.

В целях совершенствования качества оказания медицинской помощи женщинам и детям, снижения заболеваемости женщин и детей, детской инвалидности, материнской и младенческой смертности Минздравом Республики Адыгея, органами и учреждениями здравоохранения Республики Адыгея проводятся мероприятия направленные на улучшения качества медицинской помощи.


^ I. Цели, задачи и показатели деятельности Министерства здравоохранения Республики Адыгея.


В целях решения задач, поставленных Председателем Правительства Российской Федерации В.В Путиным 20 апреля 2010 года в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, необходимостью модернизации здравоохранения и достижения цели и задачи стратегического плана Республики Адыгея до 2025 года по улучшению демографической ситуации и созданию условий для укрепления здоровья населения Министерством здравоохранения Республики Адыгея определены основные цели и задачи, стоящих перед здравоохранением.

Основными целями развития здравоохранения в Республике Адыгея на отчетный период и последующие годы являются:

Цель 1. Улучшение здоровья населения Республики Адыгея.

Задача 1.1. Содействие улучшению показателей здоровья населения республики путем профилактики, в том числе профилактики социально-значимых заболеваний.

- заболеваемость взрослого населения;

- заболеваемость детей 0-17 лет;

- общая численность лиц, впервые признанными инвалидами;

- детская инвалидность;

- заболеваемость с временной утратой трудоспособности.

Анализ деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений показал, что в системе выявления заболеваний населения региона имеются недоработки-при общей заболеваемости ниже среднероссийского уровня, выявляемость в ходе проведения дополнительной диспансеризации работающего населения ниже показателя Российской Федерации. Это в первую очередь свидетельствует о том, что первичное звено не выявляет значительное число заболеваний, требует улучшения качества проведения дополнительной диспансеризации, повышения эффективности профилактической работы.

В 2011-2012 гг. планируется увеличить объем оказываемой медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических условиях до 11,3 посещения на 1–го жителя республики, за счет увеличения посещений населения в организации здравоохранения с профилактической целью до 30,0%:

- рост показателя охвата всеми видами профилактических осмотров (дополнительная диспансеризация работающих граждан, в том числе занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, периодические и предварительные медицинские осмотры, осмотры детей 15-17 лет включительно, углубленные медицинские осмотры ветеранов Великой отечественной войны, целевые профилактические осмотры).

-улучшение работы участковой службы с учетом ведения «Паспорта врачебного участка», утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 22.11.2004 года №255;

-рост патронажных посещений до 30%;

-рост активных посещений до 20%;

-развитие стационарозамещающих организационных форм;

- внедрение новых видов по медицинскому (сестринскому) уходу на дому за маломобильными пациентами, перенесшими инсульт, онкобольными и другими хроническими больными;

- распространение выездных форм работы республиканских учреждений;

-совершенствование организации неотложной помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях.

C целью предупреждения обострения хронических заболеваний в период экстремальных погодных условий будет активизирована работа по диспансерному наблюдения пациентов с хроническими заболеваниями, а также будет осуществляться обучение пациентов навыкам самопомощи и взаимопомощи.

Указанные мероприятия позволят обеспечить выявляемость заболеваний на ранних стадиях, в том числе социально-значимых, что положительно отразится на динамике общей заболеваемости.

Кроме того, своевременное выявление заболеваний на ранних стадиях повлечет за собой снижение инвалидизации населения и снижение преждевременной смертности населения, включая в трудоспособном возрасте (таблица – показатели реализации программы модернизации на 2011-2012 гг.).

Таким образом, при достижении поставленных показателей Республика Адыгея выйдет на индикаторы сохранения человеческой жизни путем снижения общей смертности.


Задача 1.2. Улучшение лекарственного обеспечения лечебно-профилактических учреждений и населения республики.

Измеряется удельным весом обеспеченных рецептов от числа выписанных рецептов.

В целях повышения эффективности имеющихся ресурсов в отрасли, повышения показателя обеспеченности лекарственными средствами учреждения здравоохранения планируется увеличение объема закупок лекарственных средств и изделий медицинского назначения путем проведения торгов. Снижение объема закупок до 100,0 тыс. рублей.

Для достижения удельного веса обеспечения лекарственными средствами льготной категории жителей до планируемого показателя до 99,9% министерством планируется проведение мероприятий для достижения данного показателя.

Цель 2. Улучшение демографической ситуации в Республике Адыгея.

Задача 2.1. Содействие снижению смертности материнской, младенческой и детской.

Показатели:

-материнская смертность;

-младенческая смертность;

-смертность в возрасте 1-4 лет, 5-9 лет, 10-14 лет, 15-17 лет.

В целях снижения материнской и младенческой смертности, инвалидизации детей в лечебно-профилактические учреждения внедряются новые технологии в области диагностики и лечения: УЗИ исследование беременных с допплерометрией фето-плацентарного комплекса, ЭХО-кардиография, нейросонография, кардиотокография в период беременности и в родах, современная методика респираторной поддержки при выхаживании больных и недоношенных детей, скрининг новорожденных детей на врожденные болезни обмена веществ по 5 нозологиям.

Практически все лечебно-профилактические учреждения Республики Адыгея, осуществляющие родовспоможение, обеспечены круглосуточными дежурствами врачей акушеров-гинекологов и анестезиологов-реаниматологов. Оказание экстренной специализированной консультативной медицинской помощи беременным женщинам и гинекологическим больным осуществляется выездной анестезиолого-реанимационной акушерской бригадой специалистов АРКПЦ на базе отделения экстренной и плановой консультативной помощи (санавиация) ГУ «Адыгейская республиканская клиническая больница». В составе АРДКБ функционирует реанимационно-консультативный центр, которым оказывается специализированная и реанимационная помощь детям в лечебно-профилактических учреждениях Республики Адыгея и прилегающих районов Краснодарского края. Всего за 2010 год сделано 54 выезда.


Задача 2.2. Содействие снижению общей смертности населения, в том числе от управляемых причин.

- смертность населения трудоспособного возраста от внешних причин;

-заболеваемость населения туберкулезом;

-смертность населения от туберкулеза;

- смертность населения трудоспособного возраста от новообразований;

- смертность населения в результате дорожно-транспортных происшествий.

В целях дальнейшего совершенствования деятельности лечебно-профилактических учреждений республики по организации медицинской помощи пострадавшим в ДТП на основании приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22.01.2010 г. № 991 и приказа Министерства здравоохранения Республики Адыгея от 06.04.2010 г. № 282 «О порядке оказания медицинской помощи пострадавшим с сочетанными, множественными и изолированными травмами, сопровождающимися шоком, в Республике Адыгея» в МУЗ «Адыгейская ЦГБ им. К.М. Батмена», Энемская МРБ, «Кошехабльская ЦРБ», «ЦРБ Майкопского района», «Красногвардейская ЦРБ», а также в ГУЗ «Адыгейский республиканский центр медицины катастроф» и АРДКБ созданы бригады скорой медицинской помощи анестезиологии-реанимации (травмацентры III уровня на базе реанимобиля класса «С»).

В соответствии с Порядком оказания медицинской помощи больным при травмах и заболеваниях костно-мышечной системы, утвержденным приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2010 года № 201н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным при травмах и заболеваниях костно-мышечной системы» в Республике Адыгея разработан алгоритм оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, в муниципальных учреждениях здравоохранения организованы 7 травмацентров 3 уровня (на базе реанимобилей класса С), один межмуниципальный травмацентр 2 уровня на базе муниципального учреждения здравоохранения «Адыгейская центральная городская больница им. К.М. Батмена».

В республике выстроена структура и обеспечиваются все этапы оказания медицинской помощи при заболевании туберкулезом.

Смертность от новообразований занимает третье место среди причин смертности трудоспособного населения. В 2009 данный показатель составил 170,7 случаев на 100 тыс. трудоспособного населения.

Снижение заболеваемости и смертности от злокачественных новообразований является приоритетной проблемой здравоохранения.

Оказание медицинской помощи населению при онкологических заболеваниях в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 03 декабря 2009 г. № 944н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению при онкологических заболеваниях». На основании указанного документа издан приказ Министерства здравоохранения Республики Адыгея от 14.04.2010 № 31 «О порядке оказания онкологической помощи населению Республики Адыгея».

С целью улучшения качества оказания онкологической помощи, ранней диагностики злокачественных новообразований специалисты государственного учреждения здравоохранения «Адыгейский республиканский клинический онкологический диспансер» осуществляют бригадные выезды в районы.

Специализированная помощь оказывается в плановом порядке в государственного учреждения здравоохранения «Адыгейский республиканский клинический онкологический диспансер». Максимальное время доезда пациента до специализированного медицинского учреждения 60-90 минут.

^ Совершенствование оказания медицинской помощи больным онкологического профиля планируется осуществлять по нескольким направлениям:

  • создание на базе государственного учреждения здравоохранения «Адыгейский республиканский клинический онкологический диспансер» межрайонного онкологического кабинета с укомплектованием штатами в количестве 2 единицы;

  • развитие профилактического направления: обучение медицинских работников по онконастороженности; проведение мероприятий по выявлению групп риска онкозаболеваний, в том числе путем анкетирования, с последующим специализированным обследованием. Большое внимание будет уделяться обучению фельдшеров и акушерок, в сертификационные циклы уже в настоящее время включены вопросы по усилению онконастороженности и проведение практических занятий на базе государственного учреждения здравоохранения «Адыгейский республиканский клинический онкологический диспансер»;

  • создание сети телекоммуникационного консультирования онкологических больных.

В целях повышения качества оказания медицинской помощи планируется финансирование внедрения стандарта медицинской помощи больным со злокачественными новообразованиями молочной железы, желудка, ободочной и прямой кишки, толстого кишечника.

В целях раннего выявления онкологических заболеваний, своевременной и эффективной маршрутизации онкологических больных в 7 муниципальных образованиях республики функционируют онкологические кабинеты, в 2011 году планируется дополнительное открытие 2 первичных онкологических кабинетов в муниципальных учреждениях здравоохранения «Теучежская центральная районная больница» и «Шовгеновская центральная районная больница».

Для обеспечения доступности паллиативной медицинской помощи онкологическим больным в 2011 году будет развернуто 10 коек на базе государственного учреждения здравоохранения «Адыгейский республиканский онкологический диспансер».

^ Задача 2.3. Содействие снижению осложнений беременности у женщин и снижение заболеваемости среди новорожденных детей.

- заболеваемость беременных анемией;

- заболеваемость пренатальной гипотрофией.

В целях обеспечения качественного диспансерного наблюдения беременных женщин в женских консультациях лечебно-профилактических учреждений, четкого соблюдения этапности в оказании медицинской помощи женщинам в период беременности и родов в Республике Адыгея внедрена единая программа мониторинга здоровья беременных женщин. Для этого оснащены женские консультации, акушерско-гинекологические отделения средствами информатизации.

С 01.12.2011 года на основании приказов Министерства здравоохранения Республики Адыгея от 21.07.2011 года № 524 «Об уровнях оказания медицинской помощи беременным, роженицам, родильницам и новорожденным в Республике Адыгея» и ГБУЗ «Адыгейский республиканский клинический перинатальный центр» (далее - АРКПЦ) от 30.11.2011 года № 228 «Об организации акушерского дистанционного консультативного Центра в АРКПЦ» в составе акушерского стационара АРКПЦ организован акушерский дистанционный консультативный центр (АДКЦ АРКПЦ), который оказывает круглосуточную дистанционно-консультативную акушерско-гинекологическую помощь, в том числе неотложную и дистанционный мониторинг за состоянием здоровья женщин с осложненным течением беременности и родов, находящихся в учреждениях здравоохранения Республики Адыгея.

Основополагающим принципом в организации оказания медицинской помощи беременным женщинам и детям является соблюдение этапности в зависимости от степени перинатального риска как для матери, так и для плода, а также тяжесть состояния новорожденного ребенка. В рамках Программы в целях оптимизации использования коечного фонда сокращены койки в лечебно-профилактических учреждениях 1 группы акушерских на 7,0%, гинекологических - на 15,5% с организацией 2-х межрайонных акушерско-гинекологических отделений - на 35 коек в составе многопрофильных лечебно-профилактических учреждений.

При этом в соответствии с Порядком оказания акушерско-гинекологической помощи, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 2 октября 2009 года N 808н "Об утверждении Порядка оказания акушерско-гинекологической помощи", организована 3-х уровневая система оказания медицинской помощи женщинам и детям. К I группе относятся 6 учреждений, где оказывается стационарная акушерско-гинекологическая помощь в рамках первичной медико-санитарной помощи, родоразрешение женщин с низкой степенью перинатального риска, ко II группе отнесены 2 муниципальных учреждения здравоохранения (муниципальное учреждение "Кошехабльская центральная районная больница" и муниципальное учреждение "Адыгейская центральная городская больница им. К.М. Батмена"), в которых организованы межмуниципальные акушерско-гинекологические отделения для оказания специализированной акушерско-гинекологической помощи и родоразрешения женщин со средней степенью риска. Учреждением, оказывающим специализированную акушерско-гинекологическую помощь и родоразрешение женщин с высокой степенью риска, является государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Адыгейский республиканский клинический перинатальный центр".

В межмуниципальное акушерско-гинекологическое отделение муниципального учреждения "Кошехабльская центральная районная больница" направляются женщины Кошехабльского, Шовгеновского и Гиагинского районов, в межмуниципальное акушерско-гинекологическое отделение муниципального учреждения "Адыгейская центральная городская больница им. К.М. Батмена" - женщины города Адыгейска, Теучежского и Тахтамукайского районов.

Укрепление материально-технической базы учреждений детства и родовспоможения, дооснащение современным оборудованием за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Адыгея, а также средств, полученных по родовым сертификатам, позволит обеспечить внедрение современных медицинских технологий, направленных на улучшение и сохранение здоровья женщин и детей и снижение основных показателей.

Задача 3.2. Улучшение качества специализированной медицинской помощи.

- хирургическая активность;

- летальность;

- смертность населения трудоспособного возраста от болезней системы

кровообращения.

Развитие специализированной медицинской помощи в стационарах республики оказывается больным с различными заболеваниями в соответствии с выбранными приоритетами. В программе отражены направления, являющиеся основными причинами, формирующими смертность, больничную летальность, высокую заболеваемость.

В республике реализуется комплекс мероприятий, направленных на снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний: дополнительная диспансеризация работающих граждан; выявление пациентов высокого риска при динамическом наблюдении кардиологических больных, а также мероприятия по повышению квалификации врачей практического здравоохранения по вопросам оценки риска внезапной коронарной смерти и своевременного направления в специализированные центры.

Оказание медицинской помощи населению при кардиологических заболеваниях в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 августа 2009 г. № 599н «Об утверждении порядка оказания плановой и неотложной медицинской помощи населению Российской Федерации при болезнях системы кровообращения кардиологического профиля».

^ Кардиологическая помощь в рамках первичной медико-санитарной помощи оказывается на основе взаимодействия врачей первичного звена здравоохранения на амбулаторно-поликлиническом этапе и терапевтических отделений учреждений здравоохранения районов. В Республике Адыгея на 01.01.2011 года функционируют 16 кардиологических кабинетов.

Специализированная стационарная кардиологическая помощь оказывается в лечебных учреждениях различных форм собственности (государственной, муниципальной). Всего – 375 коек, в том числе 202 койки в муниципальных учреждениях.

С целью увеличения доступности и приближения специализированной медицинской помощи сельскому населению дополнительно будет создан 1 межмуниципальный центр на базе муниципального образования «Адыгейская центральная городская больница им. К.М. Батмена», организовано первичное сосудистое отделение.

В 2012 году планируется организация Регионального сосудистого центра мощностью 60 коек на базе государственного учреждения «Адыгейская республиканская клиническая больница», где будут осуществляться оказание неотложной, специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи пациентам г. Майкопа и Республики Адыгея с острым нарушением мозгового кровообращения, острым коронарным синдромом, этап ранней реабилитации. Расстояние между двумя центрами составляет 100 км.

В региональном сосудистом центре планируется внедрение оперативных видов лечения с использованием эндоваскулярных технологий при ОКС. Для оказания консультативной помощи врачебным (фельдшерским) бригадам службы скорой медицинской помощи и повышения эффективности их работы планируется создание на базе регионального сосудистого центра кардиологического дистанционно-консультационного пункта, оснащенного современной аппаратурой для аудиосвязи и приема регистрируемых у пациента электрокардиограмм.


Задача 3.3. Развитие и совершенствование службы крови и донорского движения в республике.

- количество заготовленной крови;

- количество забракованной крови.


Задача 3.4. Повышение укомплектованности медицинскими кадрами подготовка и переподготовка медицинских кадров.

В целях повышения процента укомплектованности врачебным и средним медицинским персоналом учреждений здравоохранения, проводятся мероприятия по

обучению специалистов с высшим образованием, непосредственно на клинических базах ведущих медицинских ВУЗов Российской Федерации на циклах профессиональной переподготовки по различным специальностям.

Кроме того, проводятся мероприятия по подготовке высококвалифицированных специалистов с высшим медицинским образованием клинических ординатурах на базах

Российской медицинской академии последипломного образования, Кубанского государственного медицинского и Ростовского государственного университетов,

Реализация вышеуказанных целей и задач проводится совместно с органами местного самоуправления.

Обеспечение доступности и качества медицинской помощи населению осуществляется в соответствии Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Республике Адыгея (далее – Программа).


^ II. Государственные услуги, предоставляемые государственными учреждениями Республики Адыгея


В 2010 году в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 16.12.2009 г. №236 «О перечне государственных услуг, предоставляемых государственными учреждениями Республики Адыгея физическим и юридическим лицам за счет республиканского бюджета Республики Адыгея» Министерством здравоохранения Республики Адыгея на 2011 год были утверждены государственным учреждениям здравоохранения государственные задания для подведомственных учреждений здравоохранения. Утвержденные государственные задания предусматривают объемные показатели, показатели качества оказываемых услуг, требования к квалификации и опыту работников и т.д. Кроме того, министерством разработаны и утверждены приказами требования к качеству государственных услуг, оказываемых учреждениями здравоохранения.

Объем оказываемых государственных услуг и объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Адыгея на их оказание указаны в приложении №2 .


^ III. Объем действующих и принимаемых расходных обязательств

Объем бюджетных обязательств по отрасли «Здравоохранения» на 2011 год составляет 1601564,4 тыс. руб. (без учета средств федерального бюджета на осуществление дополнительных выплат медицинским работникам и на укрепление материально-технической базы (средства по программе модернизация здравоохранения на 2011-2012 годы), на 2012 год объем оставляет 1699722,7 тыс. руб., в том числе принимаемые бюджетные обязательства:

- рост оплаты коммунальных услуг на сумму 5472,3 тыс. руб.;


^ IY. Целевые республиканские программы и непрограммная деятельность

В 2010 году по отрасли «Здравоохранение» действовало 7 республиканских целевых программ, в том числе 9 подпрограмм и две ведомственные программы.

На реализацию республиканских целевых программ, принятых по отрасли «Здравоохранение» за счет средств республиканского бюджета было предусмотрено в 2010 году 84757,6 тыс. руб. Фактическое финансирование составило 83861,1 тыс. руб. или 98,9% от запланированных средств и 43,9% от средств предусмотренных в программах.

Республиканская целевая программа «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера» включает в себя 9 подпрограмм. На ее реализацию в 2011году предусмотрено было 21400,0 тыс. руб. Фактическое финансирование составило 21385,4 тыс. руб. или 99,9%.

В целях обеспечения комплексного подхода к решению вопросов борьбы с заболеваниями социального характера и медико-санитарными последствиями чрезвычайных ситуаций, а также для концентрации ресурсов здравоохранения на приоритетных направлениях в Программу включены такие подпрограммы, как "Диабет" "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Республике Адыгея", "Вакцинопрофилактика", "Неотложные меры по предупреждению распространения в Республике Адыгея заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (Анти-ВИЧ/СПИД)" "Совершенствование республиканской службы медицины катастроф" "О мерах по развитию онкологической помощи населению Республики Адыгея", "О мерах по предупреждению дальнейшего распространения заболеваний, передаваемых половым путем", "О мерах по развитию психиатрической помощи населению Республики Адыгея", "Вирусные гепатиты".

1. Целями подпрограммы "Диабет" являются снижение заболеваемости, инвалидизации и смертности населения Республики Адыгея от сахарного диабета и его осложнений, повышение продолжительности и улучшение жизни больных сахарным диабетом. В рамках ее реализации запланировано:

1) развитие и совершенствование диабетологической службы;

2) обеспечение больных сахарным диабетом лекарственными средствами и средствами индивидуального контроля;

3) организация школ по обучению лиц, больных сахарным диабетом, самостоятельному контролю содержания сахара в крови, применению сахароснижающих лекарственных средств и рациональному питанию.

2. Целью подпрограммы "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Республике Адыгея" является стабилизация эпидемиологической ситуации, связанной с распространенностью туберкулеза в Республике Адыгея. В рамках ее реализации предусмотрено:

1) проведение профилактических, диагностических и лечебных мероприятий, направленных на борьбу с распространением туберкулеза, в необходимом объеме;

2) обеспечение лечебных учреждений современными противотуберкулезными препаратами;

3) проведение противотуберкулезных мероприятий в учреждениях уголовно-исполнительной системы Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Адыгея;

4) укрепление материально-технической базы противотуберкулезной службы системы здравоохранения и уголовно-исполнительной системы.

3. Целями подпрограммы "Вакцинопрофилактика" являются достижение и поддержание высокого (не менее 90 - 95%) уровня охвата профилактическими прививками детей, дальнейшее снижение заболеваемости дифтерией, коклюшем, эпидемическим паротитом, краснухой и поддержка статуса территории, свободной от полиомиелита. В рамках ее реализации запланировано:

1) совершенствование государственного контроля за проведением профилактических и противоэпидемических мероприятий;

2) создание эффективной системы транспортировки вакцин;

3) обеспечение лечебно-профилактических учреждений Республики Адыгея медицинскими иммунобиологическими препаратами.

4. Целью подпрограммы "О мерах по развитию онкологической помощи населению Республики Адыгея" является снижение инвалидизации и смертности населения от онкологических заболеваний. В рамках ее реализации планируется:

1) создание государственного регистра больных, страдающих злокачественными новообразованиями;

2) внедрение современных методов профилактических осмотров и лечения онкологических заболеваний;

3) укрепление материально-технической базы Адыгейского республиканского клинического онкологического диспансера.

Однако финансирование данной подпрограммы в 2011 году не предусматривалось.

5. Целью подпрограммы "О мерах по предупреждению дальнейшего распространения заболеваний, передаваемых половым путем" являются стабилизация и последующее улучшение эпидемиологической обстановки, связанной с распространением заболеваний, передаваемых половым путем, уменьшение влияния неблагоприятных последствий инфекций, передаваемых половым путем, на репродуктивное здоровье населения Адыгеи, совершенствование организации дерматовенерологической службы.

При ее реализации планируется:

1) укрепление материально-технической базы дерматовенерологической службы Республики Адыгея и оснащение современным лабораторно-диагностическим оборудованием;

2) расширение первичной профилактики заболеваний, передающихся половым путем, посредством создания информационно-пропагандистской системы;

3) обеспечение проведения в полном объеме противоэпидемических мероприятий в очагах заболеваний, передаваемых половым путем, и среди групп повышенного риска;

4) обеспечение лечебно-профилактических учреждений современными препаратами для диагностики и лечения заболеваний, передаваемых половым путем.

6. Целями подпрограммы "Неотложные меры по предупреждению распространения в Республике Адыгея заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (Анти-ВИЧ/СПИД)" являются стабилизация эпидемиологической ситуации по ВИЧ/СПИДу и предупреждение массового распространения ВИЧ-инфекции, прежде всего среди молодежи. При ее реализации предусматривается:

1) укрепление материально-технической базы Адыгейского республиканского центра по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями;

2) совершенствование эпидемиологического надзора за распространением ВИЧ-инфекции;

3) совершенствование системы информирования населения о мерах личной и общественной профилактики ВИЧ/СПИДа;

4) обеспечение безопасности донорской крови путем проведения карантина донорской крови и ее препаратов;

5) приобретение для персонала лечебно-профилактических учреждений, работающего в условиях высокого риска заражения ВИЧ-инфекцией, защитной одежды и профилактических препаратов;

6) обеспечение современного уровня диагностики и лечения ВИЧ-инфекции, СПИД-ассоциированных заболеваний на основе закупок наиболее эффективных тест-систем;

7) повышение качества диагностики и лечения обвиняемых и осужденных к лишению свободы, прежде всего за счет обеспечения лечебно-профилактических учреждений уголовно-исполнительной системы тест-системами и препаратами для лечения ВИЧ-инфекции и СПИДом ассоциированных заболеваний;

8) социальная защита ВИЧ-инфицированных и членов их семей путем создания кабинета психологической помощи и социальной поддержки в Адыгейском республиканском центре по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями с привлечением к этой работе соответствующих специалистов.

7. Целями подпрограммы "Совершенствование республиканской службы медицины катастроф" являются предупреждение и ликвидация медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций. В рамках подпрограммы предусматривается:

1) совершенствование современных технологий управления, оказания медицинской помощи и проведения мероприятий по санитарно-противоэпидемическому обеспечению населения в условиях чрезвычайных ситуаций;

2) прогнозирование медико-санитарных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

3) укрепление материально-технической базы Республиканской (территориальной) службы медицины катастроф.


8. Целью подпрограммы "О мерах по развитию психиатрической помощи населению Республики Адыгея" является обеспечение в Республике Адыгея соответствующих условий для реализации Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".

В рамках ее реализации предусмотрено:

1) повышение эффективности и доступности психиатрической помощи, оказываемой населению Республики Адыгея;

2) совершенствование форм специализированной психиатрической помощи, в том числе внедрение в практику современных методов диагностики и лечения;

3) укрепление материально-технической базы психиатрической службы системы здравоохранения Республики Адыгея.

9. Целью подпрограммы "Вирусные гепатиты" является снижение уровня заболеваемости гепатита в Республике Адыгея.

В рамках ее реализации предусмотрено:

1) совершенствование методов профилактики и диагностики распространения вирусных гепатитов;

2) совершенствование специализированной медицинской помощи больным вирусными гепатитами.


Мероприятия республиканской целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Республике Адыгея» направлены на работу по реализации плана по профилактике и раннему выявлению склонности к употреблению психоактивных веществ, а также выявлению у детей, вовлекаемых в потребление алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ. На реализацию данной программы в республиканском бюджете Республики Адыгея по отрасли «Здравоохранение» предусмотрено 930,0 тыс. руб. Фактическое финансирование составило – 929,81 тыс. руб.


Республиканская целевая программа «Предотвращение возможных проявлений терроризма на объектах здравоохранения» на 2011 год (далее Программа)

В Законе Республике Адыгея «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2010 год» (с дополнениями и изменениями) финансирование республиканской целевой программы «Предотвращение возможных проявлений терроризма на объектах здравоохранения» на 2011 предусмотрено в сумме 1880,0 тыс. руб. Фактическое финансирование составило – 1872,5 тыс. руб.

Реализация мероприятий данной программы позволит повысить безопасность пребывания больных в государственных учреждениях круглосуточного пребывания.


Постановлением от 30 января 2008 года №690-ГС утверждена республиканская целевая программа «Пожарная безопасность учреждений здравоохранения Республики Адыгея» на 2008 – 2012 годы.

В Законе Республики Адыгея «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2011 год» (с изменениями) были предусмотрены средства на финансирование республиканской целевой программы «Пожарная безопасность учреждений здравоохранения Республики Адыгея» на сумму 8120,0 тыс. руб. Фактическое финансирование составило – 8096,7 тыс. руб.

Мероприятия данной программы направлены на повышение безопасности эксплуатации систем энергоснабжения, приведения в соответствие с требованиями пожарной безопасности путей эвакуации людей из учреждений здравоохранения, систем оповещения, а также систем и установок обеспечения пожарной безопасности.


На реализацию Республиканской целевой программы «Медицинские кадры здравоохранения Республики Адыгея на 2008-2012 годы», утвержденной Постановлением государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея от 29 октября 2008 года № 970 – ГС. В 2011 году утверждено финансовое обеспечение за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея в сумме 3500,0 тыс. рублей, фактическое финансирование составило 3493,0 тыс. руб.

Мероприятия данной программы направлены на обеспечения учреждений здравоохранения республики врачебными кадрами преимущественно специализированных служб, повышения процента укомплектованности штатных должностей физическими лицами. Кроме того, реализация данных мероприятий позволит повысить доступность медицинской помощи в Республике Адыгея.

Республиканская целевая программа «Развитие здравоохранения» на 2008-2012 годы (далее Программа), утвержденной постановлением Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея от 29.11.2008 года № 966-ГС) в 2010 году на ее реализацию в республиканском бюджете предусмотрено 48427,6 тыс. руб. Фактическое финансирование составило – 47584,1 тыс. руб.

Мероприятия данной программы направлены на создание условий для развития здравоохранения Республики Адыгея, повышение качества медицинской и лекарственной помощи, содействию снижения смертности от управляемых причин, улучшению здоровья и матерей, а также повышению эффективности использования имеющихся ресурсов в здравоохранении.


Республиканская целевая программа «Дети Адыгеи » на 2009 -2010 годы утвержденной распоряжением Кабинета Министров республики Адыгея на ее реализацию в республиканском бюджете по отрасли «Здравоохранение» предусмотрено 500,0 тыс. руб.

Мероприятия данной программы направлены на создание условий профилактики инвалидности в детском возрасте


Ведомственные целевые программы «Укрепление материально-технической базы государственных лечебно-профилактических учреждений» и «Оснащение лечебно-диагностическим и другим оборудованием, оргтехникой, санитарным транспортом,мебелью государственных лечебно-профилактических учреждений» на их реализацию в республиканском бюджете по отрасли «Здравоохранение» предусмотрено соответственно 1901,0 тыс. руб. и 11951,4 тыс. руб.

Реализация мероприятий данных программ позволит улучшить условия пребывания пациентов в государственных учреждениях, обеспечить безопасность эксплуатации зданий и сооружений, повысить качество оказания медицинской помощи в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи в Республике Адыгея.

За счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея в рамках реализации республиканских целевых программ в 2010 году было приобретено медицинское оборудование на общую сумму 24 945,8 тысячи руб., в том числе томограф магнитно-резонансный, система ультразвуковая диагностическая, автомобиль санитарный в АРКБ, электрокардиограф, весы, ростомеры, измерители артериального давления для АРДКБ, автомобиль санитарный для Ханской УБ.

Кроме того, в рамках реализации республиканской целевой программы «Развитие здравоохранения» на 2008-2012 годы в 2011 году приобретено дорогостоящее медицинское оборудование с рассрочкой платежа на 2011-2012 годы на сумму 185303,8 тыс. руб., в том числе установка рентгеновская, аппараты наркозные, мониторы пациента, аппараты искусственной вентиляции легких для АРКБ; аппараты наркозные, мониторы пациента, аппараты искусственной вентиляции легких для АРДКБ.

Благодаря принятым мерам и тесному сотрудничеству с Миздравсоцразвития России Республика Адыгея участвует в федеральных целевых программах, в 2010 году в рамках подпрограмм «Туберкулез», «Сахарный диабет», «Артериальная гипертония», «Вакцинопрофилактика» в Республику Адыгея поступили оборудование и медикаменты на общую сумму 39666,1 тысячи рублей.

Развитие современной медицины невозможно без соответствующей материально-технической базы здравоохранения, соответствующей растущему спросу населения на оказание медицинской помощи.

В 2010 г. году принимались меры по улучшению состояния материально-технической базы в государственных учреждениях здравоохранения:

В 2010 году проведен определенный объем работы по укреплению материально-технической базы учреждений здравоохранения Республики Адыгея, оснащению современной лечебно-диагностической аппаратурой, продолжено внедрение в работу ЛПУ современных новых технологий в области диагностики и лечения.

Проведены капитальные и текущие ремонты в республиканских ЛПУ на сумму 79078,1 тыс. рублей, в том числе:

- приемного отделения, хирургического корпуса, травматологического отделении, помещений под МРТ, замена ограды Адыгейской республиканской клинической больницы;

- помещений лечебных отделений Адыгейской республиканской детской клинической больницы;

- помещений Адыгейской республиканской станции переливания крови;

- помещений Адыгейского республиканского клинического перинатального центра.

В рамках Республиканской целевой программы «Предотвращение возможных проявлений терроризма на объектах здравоохранения» проведены мероприятия на общую сумму 2099,5 тыс. рублей.

В результате проведенных мероприятий значительно улучшились условия пребывания пациентов в больницах, а также условия труда медицинских работников.

Вместе с тем острой проблемой остается проведение капитальных ремонтов в отделениях Адыгейского республиканского клинического онкологического диспансера, стационарных отделениях Адыгейского республиканского клинического противотуберкулезного диспансера, в мужском отделении Адыгейского республиканского клинического психоневрологического диспансера.

Развитие современной медицины невозможно без соответствующей материально-технической базы здравоохранения, соответствующей растущему спросу населения на оказание медицинской помощи.

В рамках Республиканской целевой программы «Предотвращение возможных проявлений терроризма на объектах здравоохранения» проведены мероприятия на общую сумму 2099,5 тыс. рублей.

В результате проведенных мероприятий значительно улучшились условия пребывания пациентов в больницах, а также условия труда медицинских работников.

Вместе с тем острой проблемой остается проведение капитальных ремонтов в отделениях Адыгейского республиканского клинического онкологического диспансера, стационарных отделениях Адыгейского республиканского клинического противотуберкулезного диспансера, в мужском отделении Адыгейского республиканского клинического психоневрологического диспансера.

Оснащение лечебно-профилактических учреждений республики современным медицинским оборудованием позволило повысить доступность и качество специализированной медицинской помощи. Получили дальнейшее развитие новые технологии в области диагностики, лечения заболеваний.


Для реализации государственной политики в области охраны здоровья населения, достижения указанных в разделе 1 целей и тактических задач ежегодно формируются расходы республиканского бюджета (непрогаммная деятельность) на здравоохранение в части оказания специализированной медицинской помощи.

В рамках достижения цели «Улучшение здоровья населения Республики Адыгея непрограммная деятельность включает в себя следующие направления:

- оказание высоквалифицированной, специализированной, консультативно-диагностической и лечебной помощи взрослому и детскому населению Республики Адыгея;

- проведение мероприятий по профилактике социально-значимых заболеваний, в том числе больных с ВИЧ-инфекцией и СПИДом;

- внедрение в практику современных медицинских технологий;

- осуществление экспертизы качества лечебно-диагностического процесса в медицинских учреждениях здравоохранения Республики Адыгея;

- осуществление фармацевтической деятельности без права изготовления лекарственных средств;

- осуществление деятельности связанной с оборотом наркотических средств психотропных веществ;

- организация и оказание экстренной и плановой медицинской помощи;

- обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения хронических больных;

- осуществление деятельности по лечению больных с алкогольной и наркотической зависимостью.

В рамках достижения цели « Улучшение демографической ситуации в Республике Адыгея» непрограммная деятельность Министерства здравоохранения Республики Адыгея включает в себя:

- внедрение в практику современных медицинских технологий женщинам в период беременности и родов и новорожденным детям;

- сохранение и укрепления здоровья женщин в период беременности и родов, а также детей первого года жизни, снижения материнской и младенческой смертности;

- осуществление деятельности направленной на снижение смертности от управляемых причин, создания классов по обучению водителей оказания первой доврачебной помощи;

- оказание помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях с сочетанными травмами.

В рамках достижения цели «Повышения качества и доступности медицинской помощи учреждениях здравоохранения» непрограммная деятельность Министерства здравоохранения Республики Адыгея включает в себя:

- осуществление мероприятий по повышению структурной эффективности учреждений здравоохранения, развитие и увеличение объемов услуг в дневных стационарах и амбулаторно-поликлинических учреждениях здравоохранения;

- оказание консультативной и организационно-методической помощи специалистам других лечебно—профилактических учреждениях Республики Адыгея;

- оказание высоквалифицированной, экстренной и плановой консультативной помощи с использованием наземного транспорта

- обеспечение обоснованных заявок лечебно-профилактических учреждений донорской кровью и ее компонентами;

- обеспечение мероприятий по реабилитации, обследованию и лечению в соответствии с планом лечебно-профилактических мероприятий больных прошедших стационарное лечение ;

- выполнение (с учётом индивидуальных особенностей пациента) стандарта оказания медицинской помощи при заболевании в условиях амбулаторно-поликлинического учреждения;

- осуществления мероприятий по лечению и профилактике заболеваний кариесом у детей и взрослых.

- обеспечение проведения судебно-медицинских экспертиз и участия эксперта в следственно - розыскных действиях, а также проведения патологоанатомических исследований;

- проведение мероприятий по медицинской профилактике, а также мероприятий по разработке индивидуальной программы по ведению здорового образа жизни;

- осуществление деятельности по подготовке кадров среднего медицинского звена, а также повышения процента укомплектованности штатных должностей физическими лицами.

- осуществление мероприятий по повышению квалификации и профессиональной переподготовки медицинских кадров.


^ Y. Распределение расходов по целям, задачам и целевым программам

В 2011году расходы республиканского бюджета составили:

-распределено средств по программам (с учетом федеральных средств по ДЛО) тыс. руб. или %;

- непрограммная деятельность–тыс. руб. или %;

-не распределено средств по целям и задачам –тыс. руб. или %.


В 2012 году распределение бюджетных расходов сложилось по следующей структуре расходов:

-распределено средств по программам (с учетом федеральных средств по ДЛО) 320007,4 тыс. руб. или 15,9%;

- непрограммная деятельность– 1251669,9 тыс. руб. или 88,1%;

-не распределено средств по целям и задачам – 29887,1 тыс. руб. или 1,9%.

2012 год

-распределено средств по программам (с учетом федеральных средств по ДЛО) тыс. руб. или %;

- непрограммная деятельность–тыс. руб. или %;

-не распределено средств по целям и задачам –тыс. руб. или %.

2013 год

-распределено средств по программам (с учетом федеральных средств по ДЛО) тыс. руб. или %;

- непрограммная деятельность–тыс. руб. или %;

-не распределено средств по целям и задачам –тыс. руб. или %.


2014 год

-распределено средств по программам (с учетом федеральных средств по ДЛО) тыс. руб. или %;

- непрограммная деятельность–тыс. руб. или %;

-не распределено средств по целям и задачам –тыс. руб. или %.


^ YI Результативность бюджетных расходов


В 2011 году в результате проводимой работы Министерства здравоохранения Республики Адыгея совместно с органами управления здравоохранением городов и районов республики достигнуты следующие результаты:

- снизилась инфекционная и паразитарная заболеваемость;

- в течение последних лет не регистрируется заболеваемость дифтерией, корью, полиомиелитом;

- снизилась в последние годы заболеваемость краснухой;

- получили дальнейшее развитие новые технологии специализированной помощи, в том числе в хирургии, офтальмологии, травматологии, ортопедии, нейрохирургии, лабораторной и функциональной диагностике, педиатрии, онкологии;

- увеличился охват диспансерным наблюдением больных с хроническими заболеваниями, возросли объемы амбулаторно-поликлинической помощи по сравнению с 2009 годом;

- увеличилось количество лиц с онкопатологией выявленных при профилактических осмотрах, что свидетельствует о повышении эффективности работы общей лечебной сети по активному раннему выявлению злокачественных заболеваний и усилении онкологической настороженности у врачей первичного звена;

- усилена профилактическая направленность здравоохранения: увеличился охват населения флюорографическими обследованиями на туберкулез и злокачественные новообразования;

- достигнут высокий уровень иммунизации среди детей по Национальному календарю прививок до 95 %.

Министерством здравоохранения Республики Адыгея продолжена работа по оптимизации имеющейся сети, повышению эффективности системы здравоохранения:

-сокращение затратных видов медицинской помощи (круглосуточные койки в стационарах) и перепрофилирование коечного фонда с развитием стационарозамещающих технологий (дневные стационары, стационары на дому, койки и отделения сестринского ухода);

-увеличение объемов амбулаторно-поликлинической медицинской помощи;

-сокращение необоснованных случаев госпитализации.

В результате оптимизации и реструктуризация коечного фонда лечебно-профилактических учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования за 2005-2009 годы сокращено 488 коек круглосуточного пребывания в муниципальных учреждениях здравоохранения, открыто 50 коек сестринского ухода на базе участковых и районных больниц, что позволило повысить доступность медико-социальной и первичной медико-санитарной помощи больным старших возрастных групп. В 2011 году сокращено еще 367 коек круглосуточного пребывания, в 2012 году – 115 коек.

В структуре коечного фонда в динамике в сравнении с 2005 годом увеличилась доля психиатрических, фтизиатрических, гинекологических коек, коек для беременных и рожениц, коек патологии беременности. Уменьшился удельный вес коек педиатрического, хирургического и терапевтического профилей.

Одним из приоритетных направлений в деятельности здравоохранения является охрана здоровья матери и ребенка, профилактика и снижение младенческой смертности.

Показатели здоровья беременных женщин остаются еще на низком уровне. Из числа закончивших беременность 80% женщин имели заболевания, осложняющие течение беременности и родов.

В целях снижения материнской и младенческой смертности, инвалидизации детей в ЛПУ республики внедрены новые технологии в области диагностики и лечения: маммография, нейросонография, кардиотокография плода, УЗИ беременных женщин; определение альфа-фетопротеина и хорионического гонадотропина; неинвазивные методы обследования в медико-генетическом отделении АРКПЦ; обследование беременных женщин инвазивными методами в Кубанской межрегиональной медико-генетической консультации г. Краснодара; протокол первичной реанимации новорожденных в родзале; совместное пребывание в палате матери и ребенка; аудиологический скрининг новорожденных; скрининг на фенилкетонурию (ФКУ), врожденный гипотиреоз (ВГ), адреногенитальный синдром, галактоземию и муковисцидоз; новые технологии в области грудного вскармливания; эндоскопические методы обследования и лечения в АРКПЦ и АРДКБ; автоматизированные мониторинги состояния здоровья детей, младенческой смертности, перинатальной смертности, врожденных пороков развития, базовая скрининг-программа на доврачебном этапе проведения профилактических медицинских осмотров детей и др.

В целях сохранения и укрепления здоровья женщин в период беременности и родов, а также детей первого года жизни, снижения материнской и младенческой смертности, реализации права выбора женщиной родовспомогательного учреждения, с 2006 года в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» осуществляется реализация программы «Родовой сертификат».

Введение родовых сертификатов направлено на повышение материальной заинтересованности медицинских учреждений в предоставлении качественной медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и послеродовом периоде, а также по диспансерному наблюдению детей первого года жизни.

В соответствии с нормативно-правовой базой Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Министерством здравоохранения РА разработана и издана необходимая нормативная правовая документация реализации программы родовых сертификатов, которая ежегодно обновляется в соответствии с нормативными документами Минздравсоцразвития РФ.

Благодаря реализации программ родовых сертификатов и других программ приоритетного национального проекта «Здоровье» удалось достигнуть определенных положительных результатов. Показатель младенческой смертности в 2011 году по сравнению с 2010 годом снизился на 14,1% и 7,3 на 1000 родившихся живыми (РФ 2010 г. – 8,1).

Реализация программы «Родовой сертификат» позволила улучшить материально-техническую базу АРКПЦ, родильных отделений ЦРБ, ЦГБ и женских консультаций территориальных поликлиник, лекарственное обеспечение беременных женщин, родильниц и новорожденных детей на стационарном этапе, питание беременных женщин и кормящих матерей в родильных отделениях ЛПУ.

Одним из приоритетных направлений работы Министерства здравоохранения Республики Адыгея и учреждений здравоохранения в 2011 году было обеспечение прав граждан на качественную и доступную лекарственную помощь. Однако дефицит финансирования отрасли «Здравоохранение» не позволил решить эту сложную проблему в гарантированном государством объеме.

За 2011 год из всех источников по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» в части расходов на медикаменты и перевязочные средства профинансировано 519964,93 тысячи руб., что составило 99,6 % от плана и 75,2 % от потребности.

В целях эффективного использования финансовых средств закупка лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения осуществлялась в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» путем проведения открытых аукционов и запросов котировок цен. В течение 2011 года по итогам проведенных 207 открытых аукционов и 64 запросов котировок экономический эффект составил 52652,29 тыс. руб. (22,0% от начальной цены). Сэкономленные средства по итогам размещения заказов направлены на дополнительную закупку медикаментов.

В сложившейся ситуации одним из главных направлений в лекарственном обеспечении населения является более полное удовлетворение потребности в лекарственных средствах льготных категорий граждан при амбулаторном лечении, что может позволить снизить нагрузку на дорогостоящее стационарное звено.

В Республике Адыгея по состоянию на 31.12.2011 года проживало 43838 человек, имеющих право на бесплатное и льготное лекарственное обеспечение по рецептам врача (фельдшера) при амбулаторном лечении, в том числе 10871 человек, имеющих право на лекарственное обеспечение за счет средств федерального бюджета (федеральные льготники), 32967 человек, имеющих право на лекарственное обеспечение за счет средств республиканского бюджета (региональные льготники).

Финансовая потребность на обеспечение льготных категорий граждан в 2011 году необходимыми лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения составила 325704,6 тысячи руб.

Бюджетами всех уровней на эти цели были запланированы финансовые ассигнования в размере 225200,7 тысячи руб. или 69,1 % от потребности.

За 2011 год на обеспечение лекарственными препаратами льготных категорий населения Республики Адыгея фактически затрачено 224439,7 тысячи руб. или 99,7 % от плана и 68,9 % от потребности. Уровень удовлетворения потребности в лекарственных средствах льготных категорий граждан по сравнению с 2010 годом понизился на 3,1 %.

Средства федерального бюджета для Республики Адыгея на 2011 год для обеспечения отдельных категорий граждан были выделены в размере 101866,0 тысячи руб., что составило 57,6% от расчетной потребности (176770,0 тысячи руб.). При этом сумма в размере 1320,0 тысячи руб. была выделена в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2011 года № 1118 и поступила в республику 30 декабря 2011 года.

За период с 01.01.2011 г. по 31.12.2011 г. уполномоченными аптечными организациями республики отпущены лекарственные препараты федеральным льготникам по 79716 рецептам на сумму 88374,61 тысячи руб. (за 2010 год по 88671 рецепту на сумму 83262,3 тысячи руб.). Зарегистрировано для отсроченного обслуживания 188 рецептов (0,23%), отказов в обеспечении нет (за 2010 год отказано в обеспечении по 11 рецептам, т.е. 0,01%).

Средняя стоимость рецепта сложилась в размере 1108 рублей 62 копейки (за 2010 год – 939 рублей 00 копеек).

В 2011 году граждане, больные злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей, обеспечивались лекарственными средствами для лечения указанных заболеваний за счет средств федерального бюджета в соответствии с перечнем лекарственных средств, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года № 2053-р.

По состоянию на 31 декабря 2011 года в Федеральный регистр лиц, страдающих высокозатратными нозологиями, было включено 364 человека, проживающих на территории Республики Адыгея (на 31 декабря 2010 года – 336 человек).

Централизованно закупленные Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и поставленные в республику лекарственные препараты для лечения больных высокозатратными нозологиями на основании распоряжений Кабинета Министров Республики Адыгея были приняты в государственную собственность Республики Адыгея и переданы в оперативное управление Министерству здравоохранения Республики Адыгея.

Согласно утвержденным заявкам в 2011 году по высокозатратным нозологиям в республику поставлено 30 наименований лекарственных препаратов на общую сумму 92350,7 тысячи руб. (в 2010 году - 31 наименование на общую сумму 124177,2 тысячи руб.). В течение 2011 года лицам, страдающим высокозатратными нозологиями, выписано и отпущено лекарственных препаратов по 2120 рецептам на сумму 101842,9 тысячи руб. (в 2010 году – по 2049 рецептам на сумму 109518,3 тысячи руб.).

На бесплатное лекарственное обеспечение при амбулаторном лечении региональных льготников в рамках реализации Законов Республики Адыгея от 30 декабря 2004 года № 278 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Республики Адыгея», от 28 сентября 1994 года № 117-1 «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства» и подпрограммы «Диабет» Республиканской целевой программы «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера на 2007-2012 годы» в 2011 году из республиканского бюджета было выделено 30984,0 тысячи руб., отпущены лекарственные препараты на сумму 30223,0 тысячи руб.

Кроме того, Министерству здравоохранения Республики Адыгея в 2011 году из республиканского бюджета было дополнительно выделено и использовано14400,0 тысячи руб. для обеспечения дорогостоящим препаратом «Элапраза» ребенка-инвалида, страдающего редким (орфанным) заболеванием.

В 2011 году в рамках программы родовых сертификатов 2596 женщин в период беременности были обеспечены лекарственными препаратами по 11663 рецептам на сумму 3632,6 тыс. руб. (в 2010 году - 2413 женщин по 13394 рецептам на сумму 3612,6 тыс. руб.).

В 2012 году бесплатное лекарственное обеспечение льготных категорий граждан при амбулаторном лечении по рецептам врачей осуществляется в объеме выделенных на эти цели средств:

- по программе обеспечения необходимыми лекарственными средствами федеральных льготников средства федерального бюджета для Республики Адыгея предусмотрены в размере 93507,9 тыс. руб.;

- на лекарственное обеспечение лиц, страдающих высокозатратными нозологиями, в федеральном бюджете предусмотрено 116569,6 тыс. руб., на данную сумму в 2012 году в республику будет поставлено лекарственных средств;

- на бесплатное лекарственное обеспечение региональных льготников в республиканском бюджете Республики Адыгея утверждена сумма в размере 5890,0 тыс. руб.

Важное значение в обеспечении доступной и качественной лекарственной помощи населению имеют контроль качества лекарственных средств и порядок ценообразования.

Аптечная сеть республики на 31 декабря 2011 года была представлена 207 аптечными организациями, осуществляющими розничную реализацию лекарственных средств. Из общего числа аптек и аптечных пунктов 15,9% составляют аптечные учреждения государственной и муниципальной форм собственности, 84,1% - частной формы собственности. Оптовую торговлю лекарственными средствами на территории республики осуществляют 3 организации оптовой торговли, в том числе одно государственное предприятие - ГУП Республики Адыгея Аптечная база. Кроме того, в целях повышения доступности лекарственного обеспечения для сельских жителей Республики Адыгея, большую часть которых составляют граждане пожилого возраста, в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» в 2011 году розничная реализация лекарственных препаратов организована в 35 фельдшерско-акушерских пунктах.

В целях обеспечения гарантии качества лекарственных средств, реализуемых и используемых в Республике Адыгея, в 2011 году специалистами ГКУЗ РА «Контрольно-аналитическая лаборатория Министерства здравоохранения Республики Адыгея» было проведено 2029 целевых проверок аптечных и медицинских организаций на предмет выявления фальсифицированных и недоброкачественных лекарственных средств (в 2010 году – 1925 проверок), выявлено и изъято из реализации 6 наименований (1628 упаковок) недоброкачественных лекарственных препаратов (в 2010 году – 10 наименований (48 упаковок)). Факты реализации фальсифицированных лекарственных препаратов не установлены.

Формирование оптовых и розничных цен на лекарственные препараты в республике осуществляется в соответствии с приказом Министерства экономического развития и торговли Республики Адыгея от 31 августа 2010 года № 26-п/2010-лек «О предельных оптовых и розничных надбавках к ценам на лекарственные средства». В течение 2011 года проведено 46 проверок аптечных организаций по контролю за обоснованностью установления цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Нарушений не выявлено.


В условиях бюджетирования, ориентированного на результат, ощутимая роль в решении задач, стоящих перед здравоохранением, принадлежит федеральным и республиканским целевым программам. Их реализация позволяет решать сложные межведомственные и финансовые проблемы наиболее приоритетных направлений здравоохранения, стимулирует участие в их реализации органов исполнительной власти. Республиканские целевые программы стали одним из механизмов оснащения ЛПУ современным медицинским оборудованием.

В 2011году по отрасли «Здравоохранение» действовало 9 республиканских целевых программ.

На реализацию республиканских целевых программ, принятых по отрасли «Здравоохранение» за счет всех источников финансирования в 2011 году было предусмотрено 191212,8 тысяч рублей. Утверждено в республиканском бюджете на финансирование программ 84757,6 тысячи рублей.

Фактическое финансирование программ за счет средств республиканского бюджета составило 83861,1 тысяч рублей, или 98,8% от утвержденной суммы и 43,9% от суммы, предусмотренной в программах

Кроме того, за счет средств республиканского бюджета проводятся работы по капитальному ремонту республиканских учреждений. В результате проведенных мероприятий значительно улучшились условия пребывания пациентов в больницах, а также условия труда медицинских работников.

В 2011 году в Адыгейской республиканской клинической больнице выполнен капитальный ремонт здания хирургического корпуса (замена окон), фасада приемного отделения, произведена замена системы вентиляции в помещениях приемного отделения и оперблока 2-го этажа хирургического корпуса, двор и тротуар выложен плиткой, завершен капремонт реанимационного, нейрохирургического,травматологического отделений и отделения сердечно-сосудистой хирургии, произведена замена оконных блоков на пищеблоке и в отделении патанатомии, ремонт помещений под МР, осуществлена замена ограды по ул. Жуковского;

- капремонт в помещениях и замена системы вентиляции в Адыгейской республиканской станции переливания крови;

- капитальный ремонт помещений лечебного корпуса, замена окон и замена ограждения Адыгейской республиканской детской клинической больницы.

В рамках Республиканской целевой программы «Предотвращение возможных проявлений терроризма на объектах здравоохранения» проведены мероприятия на общую сумму 1872.46 тыс. рублей.

В рамках программы «Пожарная безопасность учреждений здравоохранения Республики Адыгея» за 2010 год были выполнены следующие противопожарные мероприятия:

- замена электрических сетей на сумму 6244,25 тыс. рублей в ГУЗ «Адыгейский республиканский клинический кожно-венерологический диспансер», ГУ «Адыгейское республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы», ГОУ СПО «Майкопский медицинский колледж», ГУЗ «Адыгейская республиканская станции переливания крови», ГУЗ «Адыгейский республиканский клинический противотуберкулезный диспансер», ГУ «Адыгейская республиканская клиническая стоматологическая поликлиника, ГУЗ «Адыгейский республиканский наркологический диспансер», и в ГУЗ «Адыгейский республиканский центр медицинской профилактики»;

- огнезащитная обработка сгораемых конструкций на сумму 715,45 тыс. рублей в ГУЗ «Адыгейский республиканский центр медицины катастроф», «Адыгейское республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы», ГУЗ «Адыгейская республиканская детская стоматологическая поликлиника», ГУЗ «Адыгейский республиканский клинический кожно-венерологический диспансер», ГУЗ «Адыгейский республиканский наркологический диспансер», ГУЗ «Адыгейский республиканский клинический онкологический диспансер» и в ГУЗ «Адыгейский республиканский центр восстановительной медицины и реабилитации», ГУЗ «Адыгейский республиканский клинический противотуберкулезный диспансер»;

- оснащение автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре на сумму 1137,0 тыс. рублей в ГУ «Адыгейская республиканская клиническая больница», ГУ «Адыгейский республиканский клинический онкологический диспансер» и в ГУЗ «Адыгейский республиканский наркологический диспансер» на общую сумму 8096.7 тыс. рублей.


По состоянию на 31 декабря 2011 года в здравоохранении республики трудились 9803 человека, в том числе 1433врача, 4170 средних медицинских работника.

В настоящее время в республике сохраняется дефицит врачебных кадров 992 человека, что составляет 38,2% от потребности.

Остается низкой укомплектованность врачами лечебно-профилактических учреждений в сельской местности.

Для решения этой проблемы в рамках республиканской целевой программы «Медицинские кадры здравоохранения Республики Адыгея» на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея от 29.10.2008 года № 970-ГС, на 1-й курс обучения принято 50 человек.

В рамках этой программы в настоящее время обучается 100 студентов, а также 1 врач в ординатуре по специальности «Эндокринология».

Значительные изменения в системе здравоохранения республики произошли в ходе реализации национального проекта «Здоровье»:

- в рамках реализации мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, было организовано обучение 4-х врачей - хирургов и 1 врача-травматолога на цикле «Хирургия сочетанных повреждений» на базе ГУ Санкт-Петербургского НИИ скорой помощи имени И.И. Джанелидзе;

- в рамках реализации мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, на базе Ростовского государственного медицинского университета прошли обучение 8 специалистов Адыгейского республиканского центра медицинской профилактики и 4 специалиста детского центра здоровья на базе Кубанского государственного медицинского университета;

- в целях повышения квалификации специалистов с высшим образованием в 2010 году обучено 445 человек по различным специальностям, в том числе:

а) в городе Майкопе было проведено 8 выездных циклов общего усовершенствования для врачей различных специальностей. На данных циклах повысили квалификацию 272 специалиста;

б) в ведущие ВУЗы России были направлены и прошли обучение 173 специалиста;

– 26 человек прошли обучение на циклах профессиональной переподготовки по различным специальностям;

- в целях подготовки высококвалифицированных специалистов с высшим медицинским образованием Министерством здравоохранения Республики Адыгея в 2010 году направлено в целевую клиническую интернатуру 50 человек и в целевую клиническую ординатуру 29 человек, в том числе:

- 26 – в Кубанский государственный медицинский университет,

- 3 – в Ростовский государственный медицинский университет.

В 2010 году из числа специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием прошли аттестацию 126 человек, в том числе подтвердили имеющиеся квалификационные категории 82 специалиста.

Для средних медицинских и фармацевтических работников проведено 8 циклов профессиональной переподготовки на базе Майкопского медицинского колледжа, на которых обучено 182 человека.

Из числа средних медицинских и фармацевтических работников за 2010 год прошли обучение на циклах повышения квалификации 1112 человек, в том числе – 163 человека на циклах профессиональной переподготовки.

Из числа среднего медицинского и фармацевтического персонала прошли аттестацию в 2010 году 431 специалист, из числа, которых 303 специалиста подтвердили имеющиеся квалификационные категории и 128 специалистам присвоена очередная квалификационная категория.

Средняя заработная плата врачей по сравнению с 2010 годом выросла в 1,1 раза и составила в 2011 году – 17 833,8 рублей (2010 г. – 16 129,9 рублей) и медицинских сестер – 9 830,4 рублей (2010 г. – 9033,7 рублей).

Повышение заработной платы работников участковой службы привело к притоку врачебных и сестринских кадров. Коэффициент совместительства уменьшился до 1,1. Расширились возможности для повышения квалификации врачей - терапевтов участковых и врачей - педиатров участковых.


Для повышения эффективности работы отрасли «Здравоохранение» Министерством здравоохранения Республики Адыгея проводится работа по разработке и внедрению стандартов оказания медицинской помощи в ЛПУ Республики Адыгея. Также в отрасли в последние годы осуществляются структурные преобразования в системе здравоохранения республики, с постепенным перераспределением объемов медицинской: сокращением стационарной медицинской помощи и увеличением объемов в амбулаторно-поликлинической и стационарозамещающей медицинской помощи.

Развитие рыночных отношений в сфере здравоохранения обуславливает необходимость проведения мероприятий, направленных на повышение качества и доступности медицинской помощи жителям республики. Повышения качества медицинской помощи возможно при материальной заинтересованности медицинских работников. В связи с чем, принято постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 22.07.09 г. №127 «О введении новых систем оплаты труда работников государственных учреждений Республики Адыгея, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Адыгея, по видам экономической деятельности». Кроме того, министерством разработаны показатели, предусматривающие персональную ответственность руководителей учреждений здравоохранения за реализацию поставленных перед здравоохранением целей и задач. Результаты достигнутых целей и задач на прямую влияют на оплату руководителей учреждений здравоохранения, а также на работников медицинских учреждений.

В результате реализации Программы модернизации Республики Адыгея на 2011- 2012 годы будет осуществлено:

- приведение сети учреждений здравоохранения в соответствие с потребностью населения Республики Адыгея в медицинской помощи с учетом сбалансированности Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам в Республике Адыгея по видам и условиям оказания медицинской помощи;

- внедрение эффективных способов оплаты медицинской помощи, ориентированных на результаты деятельности;

- введение персонифицированного учета медицинской помощи и ресурсов на ее оказание;

- обеспечение принципа экстерриториальности, т.е. доступности медицинских услуг для всех граждан независимо от места жительства.

Социальная эффективность реализации мероприятий Программы будет выражена в формировании здорового образа жизни населения, потребности быть здоровым и жить в здоровом обществе, улучшении качества и увеличении продолжительности жизни, сохранении трудового потенциала, снижении уровня заболеваемости социально значимыми заболеваниями.

Предполагается, что общий экономический эффект от реализации мероприятий Программы будет достигнут за счет улучшения показателей здоровья и демографических показателей:

- снижение общей смертности на 4,2% (с13,7 в 2010 г. до 13,1 в 2012 г.)

- снижение смертности трудоспособного возраста на 0,04% (с 520,3 в 2010 г. до 520,1 в 2012 г.),

в том числе:

- от болезней кровообращения на 0,7% (с 150,0 в 2010 г. до 149,0 в 2012 г.)

- от новообразований на 1,8% (83,0 – 2010 г. 81,5 – 2012 г.)

- от травм на 0,8%(с 169,0 в 2010 г. до 167,7 в 2012 г.)

- рост доли детей 1 и 2 групп здоровья на 0,6% (с 83,5 в 2010 г. до 84,0

в 2012 г.)



Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Здравоохранение Республики Адыгея представлено учреждениями, организациями государственной, муниципальной и частной собственности iconЗдравоохранение Республики Адыгея представлено учреждениями, организациями государственной, муниципальной

Здравоохранение Республики Адыгея представлено учреждениями, организациями государственной, муниципальной и частной собственности iconПриказ является обязательным для выполнения на территории Кыргызской Республики всеми учреждениями

Здравоохранение Республики Адыгея представлено учреждениями, организациями государственной, муниципальной и частной собственности icon1. Настоящий порядок регулирует вопросы оказания
Российской Федерации, муниципальными учреждениями здравоохранения и учреждениями здравоохранения...
Здравоохранение Республики Адыгея представлено учреждениями, организациями государственной, муниципальной и частной собственности iconОб утверждении Порядка проведения мероприятий неонатального и аудиологического скрининга в учреждениях

Здравоохранение Республики Адыгея представлено учреждениями, организациями государственной, муниципальной и частной собственности iconСтандарт оказания специальных социальных услуг в области социальной защиты населения, устанавливающий
Мсо и порядок предоставления им специальных социальных услуг в условиях стационара субъектами государственной...
Здравоохранение Республики Адыгея представлено учреждениями, организациями государственной, муниципальной и частной собственности iconОб утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность судебно-психиатрических
Постановление министерства здравоохранения республики беларусь, министерства внутренних дел республики...
Здравоохранение Республики Адыгея представлено учреждениями, организациями государственной, муниципальной и частной собственности iconПриказ от 14 января 2011 г. N сэд-34-01-06-10 об утверждении перечня стоматологических материалов

Здравоохранение Республики Адыгея представлено учреждениями, организациями государственной, муниципальной и частной собственности iconДоклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства здравоохранения Республики

Здравоохранение Республики Адыгея представлено учреждениями, организациями государственной, муниципальной и частной собственности iconПостановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 291
Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями,...
Здравоохранение Республики Адыгея представлено учреждениями, организациями государственной, муниципальной и частной собственности iconОб утверждении единых норм и нормативов материальных и трудовых затрат (времени, расхода основных
Я о Министерстве здравоохранения Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы