АО «МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ АСТАНА»
Кафедра оториноларингологии
силлабус
по оториноларингологии
код дисциплины: Oto 3223
для специальности: 051302 – «Стоматология»
Курс: III
Семестр: 7
Лекции: 18 часов
Практические
Занятия: 64 часа
Самостоятельная
работа: 26 часов
Всего часов: 108 часов
Экзамен _5 (семестр)
2009г.
Силлабус составлен на основе рабочей программы по дисциплине оториноларингология для специальности 051302 стоматология
Составители: к.м.н., доц. Жусупов Б.З.
к.м.н., доц. Папулова Н.М.
к.м.н., доц. Аженов Т.М.
Силлабус предназначен для студентов АО «Медицинский университет Астана», обучающихся по специальности стоматология
^
ФИО
|
Степень
|
Должность
|
Приоритетные научные интересы
|
Достижения
|
Тулебаев Р.К.
|
Д.м.н., профессор
|
Зав. кафедрой
|
Профпатология ВДП
|
Защита диссертации
|
Джандаев С.Ж.
|
Д.м.н.
|
Профессор
|
Травматическая болезнь носа
|
Защита диссертации
|
Жусупов Б.З.
|
К.м.н.
|
Доц.
|
Грибковые синуситы
|
Защита диссертации
|
Мухамадиева Г.А.
|
Д.м.н.
|
Доц.
|
Хирургическое лечение отитов
|
Защита диссертации
|
Кудасов Т.Р.
|
К.м.н.
|
Доц.
|
Эндоназальная хирургия
|
Защита диссертации
|
Папулова Н.М.
|
К.м.н.
|
Асс.
|
Лечение хронических синуситов
|
Защита диссертации
|
Аженов Т.М.
|
К.м.н.
|
Доц.
|
Лучевая диагностика ЛОР органов
|
Защита диссертации
|
Имангалиев Е.Е.
|
К.м.н.
|
Асс.
|
Хроническая патология лимфоглоточного кольца
|
Защита диссертации
|
Мустафин А.А.
|
|
Асс.
|
Аэродинамика полости носа
|
|
Жолдыбаева З.Т.
|
|
Асс.
|
Ринобронхиальный рефлекс
|
|
Касенова Д.С.
|
|
Асс.
|
Хронический тонзиллит у подростков
|
|
Кожибаева Б.Д.
|
|
Асс.
|
Детская оториноларингология
|
|
^ Адрес: ул. Бейбитшилик, 47А, ГККП «1-ая городская больница», ЛОР-отделение, учебные комнаты в цокольным этаже.
Телефон: 314859, 314865(тел+факс)
E-mail: [email protected], [email protected]
^
Политика учебной дисциплины отражает современную методологию преподавания, которая ориентирует студента на самостоятельную аудиторную и внеаудиторную работу в приобретении знаний, при консультативной и направляющей деятельности преподавателя. При изучении каждой темы по оториноларингологии студент последовательно осваивает материал, начиная с мотивационной характеристики темы, целевых установок до достижения конечного результата. Занятия проводятся строго по расписанию, в зависимости от темы в специализированных учебных комнатах, оснащенных различным инструментарием, оборудованием и посещением операционной и перевязочного кабинета.
^
в процессе изучения оториноларингологии.
Студент обязан:
регулярно и своевременно посещать лекционные, практические занятия и другие виды занятий, проводимые сотрудниками ЛОР кафедры, на лекции, практические занятия студенты не допускаются без халатов.
Освоить материал дисциплины в соответствии с рабочей программой специальности. На практические занятия необходимо заранее законспектировать материал по теме текущего занятия, ответить на контрольные вопросы по методическим рекомендациям к самостоятельной работе.
При отсутствии конспектов или методичек практических занятий студент не допускается к их выполнению, следовательно не допускается к занятию и фиксируется пропуск по неуважительной причине, который должен отработать до следующего занятия.
Опоздание студента на лекцию, занятие (от 5 мин.) фиксируется как пропуск по неуважительной причине, который должен также отработать до следующего занятия при условии наличия лекционного материала.
Бережно относится к учебной литературе и наглядным пособиям, имеющимся на кафедре и в университете, при порче наглядных пособий и учебной литературы студент теряет 1 балл от общей оценки знаний и умений.
Соблюдать и поддерживать порядок и чистоту в учебных комнатах, в учебную комнату студент имеет право войти с разрешения дежурного по группе, который заранее принимает комнату от лаборанта кафедры под документ.
По завершению лекций или занятия дежурный обязан сдать аудитории лаборанту кафедры.
Дежурный по группе, как и все студенты отвечают за сохранность мебели, инвентаря и пр., т.е. несут материальную ответственность во время нахождения в аудиториях. В случае повреждения, поломок и т.д. возмещают нанесенный ущерб.
При несвоевременной защите рефератов или заданий СРС студент теряет 1 балл от общего оценивания работы.
К экзамену и итоговому тестированию допускаются студенты, усвоившие 4 кредита (с минимальным ОРД 50 % ) и не имеющие задолженностей по практическим занятиям в виде пропусков, несданных коллоквиумов и т.д..
В случае невыполнения разделов работы применяются штрафные меры в виде своевременных отработок или направляются на повторный курс обучения.
Принимать участие в научно-исследовательской работе кафедры
Соблюдать этические нормы общения с пациентами и медперсоналом клиники.
Соблюдать правила внутреннего распорядка клинической базы кафедры, предупреждать преподавательский состав кафедры о причинах пропущенных занятий и своевременно отработать имеющиеся задолженности.
2. Программа
Введение
Оториноларингология – клиническая дисциплина, изучающая морфофизиологические особенности и патологию уха, верхних дыхательных путей и смежных с ними областей. Одной из особенностей ЛОР-органов является их срединное расположение в голове и шее. Они имеют тесный контакт с черепными ямками, глазницами, зубочелюстным аппаратом, позвоночникам, шейным и грудным средостениями, магистральными сосудами, важнейшими нервными стволами и сплетениями. Патологические процессы, развивающиеся в том или ином сегменте этой области, могут иметь общие механизмы, осложнять течение друг друга, часто протекают со схожей клинической симптоматикой.
Врач-стоматолог, занимаясь заболеваниями зубов и ротовой полости должен хорошо знать клинические проявления, принципы диагностики и лечения ЛОР-органов для своевременной дифференциальной диагностики и последующей тактики.
^
Оториноларингология изучает морфофизиологические особенности и патологию уха, верхних дыхательных путей и смежных с нею областей, а за последнее десятилетие в предмет оториноларингологии вошли так же диагностика и лечение ряда заболеваний пищевода, трахеи, бронхов. Наша специальность рассматривает большую часть анализаторов (слуховой, вестибулярный, обонятельный, вкусовой).
Оториноларингология имеет профилактический характер, занимает важное место в системе здравоохранения, поскольку обеспечивает диагностическую и лечебную помощь 12-15% общего числа больных.
Объектом изучения оториноларингологии является изучение морфологических особенностей и патологии уха и ВДП.
Основными методами изучения оториноларингологии является лекции, практические занятия и самостоятельная работа студентов.
Целью формирование у студентов понимания взаимосвязи поражений ЛОР-органов и стоматологических заболеваний, знаний и умений по основам обследования ЛОР-органов, общим принципам диагностики и лечения неотложных состояний в оториноларингологии.
2.3. Задачами преподавания являются:
обучить эндоскопическим методам исследования и распознавания типичных заболеваний уха, горла, носа
оказания первой медицинской помощи при поражениях ЛОР-органов
овладение практическими навыками и умениями по уходу за больными с ЛОР-патологией
ознакомить студентов с удельным весом специальности в общей патологии, со значением своевременного выявления и устранения заболеваний горла, носа в профилактике заболеваний и оздоровлении населения, с принципами и методами диспансеризационной работы
ознакомить студентов с этиологией, патогенезом, клиникой ЛОР-заболеваний
ознакомить студентов с функциональными и дополнительными методами исследования ЛОР-органов
научить диагностике и лечению заболеваний ЛОР-органов
^
анатомо-физиологические особенности ЛОР-органов;
общие вопросы патологии заболеваний ЛОР-органов;
клинические проявления ЛОР-заболеваний;
основы диагностики заболеваний ЛОР-органов;
оказания первой медицинской помощи при поражениях ЛОР-органов;
этиологию, патогенез, клинику, диагностику, лечение и профилактику ЛОР-заболеваний;
структуру и работу поликлинического ЛОР-кабинета и ЛОР-стационара;
уметь:
пользоваться лобным рефлектором;
провести наружный осмотр ЛОР-органов;
провести риноскопию (переднюю, среднюю, заднюю);
взять мазок со слизистой оболочки носа;
ввести турунду в нос;
произвести вдувание лекарственных порошков в нос;
удалить инородное тело из носа;
произвести переднюю тампонаду носа;
провести оромезофарингоскопию;
удалить инородное тело из глотки;
смазать небные миндалины и слизистую задней стенки глотки лекарственными средствами;
пропальпировать регионарные лимфоузлы;
провести непрямую ларингоскопию;
провести различные виды ингаляций;
проводить туалет и смену внутренней трахеостомической трубки;
проводить отоскопию;
промыть ухо;
проводить санитарно-просветительную работу по профилактике ЛОР-заболеваний;
производить обследование носоглотки;
оценить рентгенограммы уха и придаточных пазух носа;
исследовать функциональные способности полости носа и оценить их состояние.
Обследовать курируемого больного и написать историю болезни.
Пререквизиты: анатомия, клиническая анатомия головы и шеи, нормальная физиология, патофизиология, коммуникативные навыки, визуальная диагностика, введение в клинику;
Постреквизиты: пропедевтика терапевтической стоматологии, пропедевтика хирургической стоматологии, пропедевтика ортопедической стоматологии, пропедевтика стоматологии детского возраста, терапевтическая стоматология, хирургическая стоматология, стоматология детского возраста.
^
Оториноларингология – клиническая дисциплина, изучающая морфофизиологические особенности и патологию уха, верхних дыхательных путей и смежных с ними областей. Одной из особенностей ЛОР-органов является их срединное расположение в голове и шее. Они имеют тесный контакт с черепными ямками, глазницами, зубочелюстным аппаратом, позвоночникам, шейным и грудным средостениями, магистральными сосудами, важнейшими нервными стволами и сплетениями. Патологические процессы, развивающиеся в том или ином сегменте этой области, могут иметь общие механизмы, осложнять течение друг друга, часто протекают со схожей клинической симптоматикой.
Врач-стоматолог, занимаясь заболеваниями зубов и ротовой полости должен хорошо знать клинические проявления, принципы диагностики и лечения ЛОР-органов для своевременной дифференциальной диагностики и последующей тактики.
^
Распределение часов
^
|
Лекции
|
Практические занятия
|
Самостоятельная работа
|
семестр
|
Форма контроля, семестр
|
108
|
18
|
54
|
36
|
7
|
Экзамен
|
^
№
п/п
|
Наименования тем
|
Форма проведения
|
^
|
1.
|
Введение в оториноларингологию.
|
обзорная
|
1 час
|
2.
|
Морфо-физиологические особенности носа и околоносовых пазух. Дефекты и деформации наружного носа, неба, губы. Искривление перегородки носа, носовое кровотечение, фурункул, острый ринит.
|
Тематическая
|
1 час
|
3.
|
Хронический ринит. Хронические воспалительные заболевания околоносовых пазух, одонтогенный гайморит.
|
Тематическая
|
1 час
|
4.
|
Риносинусогенные орбитальные и внутричерепные осложнения.
|
Тематическая
|
1 час
|
5.
|
Морфо-физиологическая характеристика лимфаденоидного глоточного кольца. Классификация тонзиллитов. Ангина.
|
Тематическая
|
1 час
|
6.
|
Хронический тонзиллит, классификация, клиника, диагностика, лечение. Гипертрофия небных и глоточной миндалин (аденоиды).
|
Тематическая
|
1 час
|
7.
|
Структурные особенности и функции гортани. Отек и стеноз гортани, неотложная помощь.
|
Тематическая
|
1 час
|
8.
|
Слуховой анализатор.
|
Тематическая
|
1 час
|
9.
|
Вестибулярный анализатор.
|
Тематическая
|
1 час
|
10.
|
Острое гнойное воспаление среднего уха. Мастоидит.
|
Тематическая
|
1 час
|
11.
|
Хроническое гнойное воспаление среднего уха. Радикальная операция уха. Тимпанопластика.
|
Тематическая
|
1 час
|
12.
|
Отогенные внутричерепные осложнения: абсцесс мозга, менингит, этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение.
|
Тематическая
|
1 час
|
13.
|
Отогенные внутричерепные осложнения: тромбоз сигмовидного синуса, сепсис, этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение.
|
Тематическая
|
1 час
|
14.
|
Негнойные заболевания уха: нейросенсорная тугоухость. Ототоксические лекарственные препараты.
|
Тематическая
|
1 час
|
15.
|
Доброкачественные новообразования дыхательных путей и уха: эпидемиология и классификация,
|
тематическая
|
1 час
|
16.
|
Злокачественные опухоли верхних дыхательных путей и уха.
|
Тематическая
|
1 час
|
17.
|
Инфекционные гранулемы верхних дыхательных путей и уха.
|
Тематическая
|
1 час
|
18.
|
Профессиональный отбор и экспертиза в оториноларингологии.
|
Тематическая
|
1 час
|
|
^
|
|
1 час
|
Тематический план практических занятий
№
п/п
|
Наименования тем
|
Форма проведения
|
Кол-во часов
|
1.
|
Методика и техника эндоскопического исследования ЛОР-органов. Физиология носа, околоносовых пазух, влияние носового дыхания на развитие зубочелюстной системы.
|
Практическое занятие
|
8 ч
|
2.
|
Острые заболевания носа и околоносовых пазух: фурункул носа, ринит, одонтогенный гайморит, фронтит, этмоидиты, сфеноидит, гематома и абсцесс перегородки носа. Связь с заболеваниями зубов.
Хронические заболевания носа и околоносовых пазух, риносинусогенные орбитальные и внутричерепные осложнения. Связь с заболеваниям зубов.
|
Практическое занятие
|
8 ч
|
3.
|
Морфо-физиологическая характеристика лимфаденоидного глоточного кольца. Классификация тонзиллитов. Ангины, паратонзиллярный абсцесс, парафарингеальный абсцесс, заглоточный абсцесс, флегмона шеи. Связь с заболеваниями зубов.
Хронический тонзиллит, классификация, клиника, диагностика, лечение. Гипертрофия небных и глоточной миндалин (аденоиды).
|
Практическое занятие
|
8 ч
|
4.
|
Физиология и методы исследования гортани, трахеи. Заболевания гортани: острый и хронический ларингит, дифтерия.
Отек гортани. Стенозы гортани, диагностика, неотложная помощь.
|
Практическое занятие
|
8 ч
|
5.
|
Клиническая анатомия, физиология и методы исследования уха. Слуховой и вестибулярный анализаторы.
|
Практическое занятие
|
8 ч
|
6.
|
Воспалительные заболевания уха: наружный отит, артрит височно-нижнечелюстного сустава, паротит. Острое гнойное воспаление среднего уха. Мастоидит, заушной лимфаденит (дифференциальная диагностика). Связь с заболеваниями зубов.
Хронические воспалительные заболевания уха (мезотимпанит, эпитимпанит), лабиринтит. Негнойные заболевания уха. Нейросенсорная тугоухость, болезнь Меньера, отосклероз. Отогенные внутричерепные осложнения: менингит, абсцессы мозга, тромбоз сигмовидного синуса, сепсис.
|
Практическое занятие
|
8 ч
|
7
|
Опухоли верхних дыхательных путей и уха.
Инфекционные заболевания лор-органов.
|
Практическое занятие
|
8 ч
|
8
|
Неотложные состояния в оториноларингологии. Инородные тела, травмы, кровотечения из лор-органов. Профессиональный отбор и экспертиза в оториноларингологии.
|
Практическое занятие
|
8 ч
|
|
^
|
|
|
Тематический план самостоятельной работы
№ п/п
|
Наименования тем
|
Форма проведения
|
^
|
1.
|
Врожденные аномалии развития носа и околоносовых пазух, мягкого и твердого неба.
|
Презентации, тестовый контроль
|
4 ч
|
2.
|
Топографическая анатомия глотки, окологлоточного, заглоточного, паратонзиллярного пространств. Осложнения воспалительных заболеваний глотки, гортани и их связь с челюстно-лицевой областью. Медиастинит, клиника, диагностика, лечение, исход.
|
Реферат, тестовый контроль
|
6 ч
|
3.
|
Рожистое воспаление ЛОР-органов, клиника, диагностика, лечение.
|
Презентации, рефераты
|
4 ч
|
4.
|
Атипичные формы мастоидитов, дифференциальная диагностика с заушным лимфаденитом. Ход лицевого нерва, его заболевания и повреждения. Клиника, диагностика, принципы лечения.
|
тестовый контроль
|
4 ч
|
5.
|
Рак гайморовой пазухи, клиника, диагностика, лечение. Роль стоматолога в ранней диагностике рака гайморовой пазухи.
|
Презентации, тестовый контроль
|
4 ч
|
6
|
Деонтология и врачебная этика.
|
рефераты
|
4 ч
|
|
^ : 26.
|
|
|
Время консультаций преподавателя.
Консультации студентов проводятся на кафедре ответственными преподавателями по дисциплине еженедельно согласно расписанию:
Преподаватель
|
День принятия отработки
|
Время
|
Касенова Д.С.
|
Понедельник
|
14 – 16 часов
|
Аженов Т.М.
|
Понедельник
|
16 – 18 часов
|
Папулова Н.М.
|
Вторник
|
14 – 16 часов
|
Кожибаева Б.Д.
|
Вторник
|
16 - 18 часов
|
Кудасов Т.Р.
|
Среда
|
14 – 16 часов
|
Мустафин А.А.
|
Четверг
|
14 – 16 часов
|
Жолдыбаева З.Т.
|
Пятница
|
14 – 16 часов
|
На кафедре проводятся заседания студенческого научного кружка ежемесячно.
^
Контроль
|
Время проведения ( неделя)
|
Рубежный контроль I
|
VIII
|
Рубежный контроль II
|
XVIII
|
^
№ п/п
|
Наименования тем самостоятельной работы
|
Задания
|
1.
|
Врожденные аномалии развития носа и околоносовых пазух, мягкого и твердого неба.
|
Изучить строение носа, анатомию околоносовых пазух, врожденные аномалии их развития
|
2.
|
Топографическая анатомия глотки, окологлоточного, заглоточного, паратонзиллярного пространств.
Осложнения воспалительных заболеваний глотки, гортани и их связь с челюстно-лицевой областью. Медиастинит, клиника, диагностика, лечение, исход.
|
Изучить топографическую анатомию глотки, окологлоточного, заглоточного и паратонзиллярного пространств. Проводить эндоскопическое исследование глотки.
Изучить топографическую анатомию клетчаточных пространств шеи. Знать этиологию, патогенез, клинику, диагностику медиастенита.
|
3.
|
Рожистое воспаление ЛОР-органов, клиника, диагностика, лечение.
|
Этиология, патогенез клиника рожистого воспаления ЛОР-органов, дифференциальная диагностика с воспалительными заболеваниями ЛОР-органов.
|
4.
|
Атипичные формы мастоидитов, дифференциальная диагностика с заушным лимфаденитом.
Ход лицевого нерва, его заболевания и повреждения. Клиника, диагностика, принципы лечения.
|
Знать локализацию воспалительного процесса в зависимости от формы атипичного мастоидита, тактику ведения таких больных.
Знать топографическую анатомию лицевого нерва, причины поражения и принципы лечения.
|
5.
|
Рак гайморовой пазухи, клиника, диагностика, лечение. Роль стоматолога в ранней диагностике рака гайморовой пазухи.
|
Знать классификацию злокачественных образований носа и ОНП, а также полости рта.
|
6.
|
Деонтология и врачебная этика.
|
Изучить основные принципы поведения врача с пациентами и коллегами.
|
|
Всего часов: 24.
|
|
^
Шеврыгин Б.В., Керчев Б.И. Болезни уха, горла и носа: учебник. – М., ГЭОТАР- Медиа, 2002.
Козорез Е.С.. ЛОР заболевания: конспекты лекций для медвузов. – М., Владос пресс, 2005.
Богомольский М.Р., Чистяков В.Р. Детская оториноларингология. – М., ГЭОТАР-Медиа, 2001.
Пальчун В.Т., А.И. Крюков А.И. Оториноларингология. – М., Медицина, 2002.
дополнительная:
Солдатов И.Б., Гофман В.Р. Оториноларингология. – СПб., 2001.
Дискаленко В.В., Лавренова Г.В., Глухова., Е.Ю. соавт. /под ред. М.С. Плужникова. Справочник по оториноларингологии. СПб., 2002.
Плужников М.С.. Консервативные и хирургические методы в ринологии. СПб., 2005.
На казахском языке
основная:
Тойбағаров С.Е., Овчиников Ю.М.. Құлақ, тамақ және мұрын аурулары. - Алматы, 1994.
Примечание:* - список литературы может обновляться и дополняться ежегодно.
|