Курс: III семестр: 7 Лекции: 18 часов Практические Занятия: 64 часа icon

Курс: III семестр: 7 Лекции: 18 часов Практические Занятия: 64 часа





Скачать 218.42 Kb.
НазваниеКурс: III семестр: 7 Лекции: 18 часов Практические Занятия: 64 часа
Дата25.02.2013
Размер218.42 Kb.
ТипДокументы
АО «МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ АСТАНА»


Кафедра оториноларингологии


силлабус


по оториноларингологии


код дисциплины: Oto 3223


для специальности: 051302 – «Стоматология»

Курс: III

Семестр: 7


Лекции: 18 часов

Практические

Занятия: 64 часа

Самостоятельная

работа: 26 часов



Всего часов: 108 часов


Экзамен _5 (семестр)


2009г.


Силлабус составлен на основе рабочей программы по дисциплине оториноларингология для специальности 051302 стоматология


Составители: к.м.н., доц. Жусупов Б.З.

к.м.н., доц. Папулова Н.М.

к.м.н., доц. Аженов Т.М.


Силлабус предназначен для студентов АО «Медицинский университет Астана», обучающихся по специальности стоматология


^ 1.7. Сведения о преподавателях

ФИО

Степень

Должность

Приоритетные научные интересы

Достижения

Тулебаев Р.К.

Д.м.н., профессор

Зав. кафедрой

Профпатология ВДП

Защита диссертации

Джандаев С.Ж.

Д.м.н.

Профессор

Травматическая болезнь носа

Защита диссертации

Жусупов Б.З.

К.м.н.

Доц.

Грибковые синуситы

Защита диссертации

Мухамадиева Г.А.

Д.м.н.

Доц.

Хирургическое лечение отитов

Защита диссертации

Кудасов Т.Р.

К.м.н.

Доц.

Эндоназальная хирургия

Защита диссертации

Папулова Н.М.

К.м.н.

Асс.

Лечение хронических синуситов

Защита диссертации

Аженов Т.М.

К.м.н.

Доц.

Лучевая диагностика ЛОР органов

Защита диссертации

Имангалиев Е.Е.

К.м.н.

Асс.

Хроническая патология лимфоглоточного кольца

Защита диссертации

Мустафин А.А.




Асс.

Аэродинамика полости носа




Жолдыбаева З.Т.




Асс.

Ринобронхиальный рефлекс




Касенова Д.С.




Асс.

Хронический тонзиллит у подростков




Кожибаева Б.Д.




Асс.

Детская оториноларингология





^ 1.8. Место нахождения кафедры

Адрес: ул. Бейбитшилик, 47А, ГККП «1-ая городская больница», ЛОР-отделение, учебные комнаты в цокольным этаже.

Телефон: 314859, 314865(тел+факс)

E-mail: zulfi-lor@yandex.ru, rais007@yandex.ru


^ 1.9. Политика дисциплины

Политика учебной дисциплины отражает современную методологию преподавания, которая ориентирует студента на самостоятельную аудиторную и внеаудиторную работу в приобретении знаний, при консультативной и направляющей деятельности преподавателя. При изучении каждой темы по оториноларингологии студент последовательно осваивает материал, начиная с мотивационной характеристики темы, целевых установок до достижения конечного результата. Занятия проводятся строго по расписанию, в зависимости от темы в специализированных учебных комнатах, оснащенных различным инструментарием, оборудованием и посещением операционной и перевязочного кабинета.


^ Требования кафедры, предъявляемые к студентам

в процессе изучения оториноларингологии.


Студент обязан:

  • регулярно и своевременно посещать лекционные, практические занятия и другие виды занятий, проводимые сотрудниками ЛОР кафедры, на лекции, практические занятия студенты не допускаются без халатов.

  • Освоить материал дисциплины в соответствии с рабочей программой специальности. На практические занятия необходимо заранее законспектировать материал по теме текущего занятия, ответить на контрольные вопросы по методическим рекомендациям к самостоятельной работе.

  • При отсутствии конспектов или методичек практических занятий студент не допускается к их выполнению, следовательно не допускается к занятию и фиксируется пропуск по неуважительной причине, который должен отработать до следующего занятия.

  • Опоздание студента на лекцию, занятие (от 5 мин.) фиксируется как пропуск по неуважительной причине, который должен также отработать до следующего занятия при условии наличия лекционного материала.

  • Бережно относится к учебной литературе и наглядным пособиям, имеющимся на кафедре и в университете, при порче наглядных пособий и учебной литературы студент теряет 1 балл от общей оценки знаний и умений.

  • Соблюдать и поддерживать порядок и чистоту в учебных комнатах, в учебную комнату студент имеет право войти с разрешения дежурного по группе, который заранее принимает комнату от лаборанта кафедры под документ.

  • По завершению лекций или занятия дежурный обязан сдать аудитории лаборанту кафедры.

  • Дежурный по группе, как и все студенты отвечают за сохранность мебели, инвентаря и пр., т.е. несут материальную ответственность во время нахождения в аудиториях. В случае повреждения, поломок и т.д. возмещают нанесенный ущерб.

  • При несвоевременной защите рефератов или заданий СРС студент теряет 1 балл от общего оценивания работы.

  • К экзамену и итоговому тестированию допускаются студенты, усвоившие 4 кредита (с минимальным ОРД 50 % ) и не имеющие задолженностей по практическим занятиям в виде пропусков, несданных коллоквиумов и т.д..

  • В случае невыполнения разделов работы применяются штрафные меры в виде своевременных отработок или направляются на повторный курс обучения.

  • Принимать участие в научно-исследовательской работе кафедры

  • Соблюдать этические нормы общения с пациентами и медперсоналом клиники.

  • Соблюдать правила внутреннего распорядка клинической базы кафедры, предупреждать преподавательский состав кафедры о причинах пропущенных занятий и своевременно отработать имеющиеся задолженности.


2. Программа

    1. Введение

Оториноларингология – клиническая дисциплина, изучающая морфофизиологические особенности и патологию уха, верхних дыхательных путей и смежных с ними областей. Одной из особенностей ЛОР-органов является их срединное расположение в голове и шее. Они имеют тесный контакт с черепными ямками, глазницами, зубочелюстным аппаратом, позвоночникам, шейным и грудным средостениями, магистральными сосудами, важнейшими нервными стволами и сплетениями. Патологические процессы, развивающиеся в том или ином сегменте этой области, могут иметь общие механизмы, осложнять течение друг друга, часто протекают со схожей клинической симптоматикой.

Врач-стоматолог, занимаясь заболеваниями зубов и ротовой полости должен хорошо знать клинические проявления, принципы диагностики и лечения ЛОР-органов для своевременной дифференциальной диагностики и последующей тактики.


    1. ^ Цель преподавания дисциплины

Оториноларингология изучает морфофизиологические особенности и патологию уха, верхних дыхательных путей и смежных с нею областей, а за последнее десятилетие в предмет оториноларингологии вошли так же диагностика и лечение ряда заболеваний пищевода, трахеи, бронхов. Наша специальность рассматривает большую часть анализаторов (слуховой, вестибулярный, обонятельный, вкусовой).

Оториноларингология имеет профилактический характер, занимает важное место в системе здравоохранения, поскольку обеспечивает диагностическую и лечебную помощь 12-15% общего числа больных.

Объектом изучения оториноларингологии является изучение морфологических особенностей и патологии уха и ВДП.

Основными методами изучения оториноларингологии является лекции, практические занятия и самостоятельная работа студентов.

Целью формирование у студентов понимания взаимосвязи поражений ЛОР-органов и стоматологических заболеваний, знаний и умений по основам обследования ЛОР-органов, общим принципам диагностики и лечения неотложных состояний в оториноларингологии.


2.3. Задачами преподавания являются:

  • обучить эндоскопическим методам исследования и распознавания типичных заболеваний уха, горла, носа

  • оказания первой медицинской помощи при поражениях ЛОР-органов

  • овладение практическими навыками и умениями по уходу за больными с ЛОР-патологией

  • ознакомить студентов с удельным весом специальности в общей патологии, со значением своевременного выявления и устранения заболеваний горла, носа в профилактике заболеваний и оздоровлении населения, с принципами и методами диспансеризационной работы

  • ознакомить студентов с этиологией, патогенезом, клиникой ЛОР-заболеваний

  • ознакомить студентов с функциональными и дополнительными методами исследования ЛОР-органов

  • научить диагностике и лечению заболеваний ЛОР-органов


^ 2.4 Конечные результаты обучения

Студент должен:

Знать:

  • анатомо-физиологические особенности ЛОР-органов;

  • общие вопросы патологии заболеваний ЛОР-органов;

  • клинические проявления ЛОР-заболеваний;

  • основы диагностики заболеваний ЛОР-органов;

  • оказания первой медицинской помощи при поражениях ЛОР-органов;

  • этиологию, патогенез, клинику, диагностику, лечение и профилактику ЛОР-заболеваний;

  • структуру и работу поликлинического ЛОР-кабинета и ЛОР-стационара;

уметь:

  • пользоваться лобным рефлектором;

  • провести наружный осмотр ЛОР-органов;

  • провести риноскопию (переднюю, среднюю, заднюю);

  • взять мазок со слизистой оболочки носа;

  • ввести турунду в нос;

  • произвести вдувание лекарственных порошков в нос;

  • удалить инородное тело из носа;

  • произвести переднюю тампонаду носа;

  • провести оромезофарингоскопию;

  • удалить инородное тело из глотки;

  • смазать небные миндалины и слизистую задней стенки глотки лекарственными средствами;

  • пропальпировать регионарные лимфоузлы;

  • провести непрямую ларингоскопию;

  • провести различные виды ингаляций;

  • проводить туалет и смену внутренней трахеостомической трубки;

  • проводить отоскопию;

  • промыть ухо;

  • проводить санитарно-просветительную работу по профилактике ЛОР-заболеваний;

  • производить обследование носоглотки;

  • оценить рентгенограммы уха и придаточных пазух носа;

  • исследовать функциональные способности полости носа и оценить их состояние.

  • Обследовать курируемого больного и написать историю болезни.


Пререквизиты: анатомия, клиническая анатомия головы и шеи, нормальная физиология, патофизиология, коммуникативные навыки, визуальная диагностика, введение в клинику;

Постреквизиты: пропедевтика терапевтической стоматологии, пропедевтика хирургической стоматологии, пропедевтика ортопедической стоматологии, пропедевтика стоматологии детского возраста, терапевтическая стоматология, хирургическая стоматология, стоматология детского возраста.


^ 2.6 Содержание дисциплины:

Оториноларингология – клиническая дисциплина, изучающая морфофизиологические особенности и патологию уха, верхних дыхательных путей и смежных с ними областей. Одной из особенностей ЛОР-органов является их срединное расположение в голове и шее. Они имеют тесный контакт с черепными ямками, глазницами, зубочелюстным аппаратом, позвоночникам, шейным и грудным средостениями, магистральными сосудами, важнейшими нервными стволами и сплетениями. Патологические процессы, развивающиеся в том или ином сегменте этой области, могут иметь общие механизмы, осложнять течение друг друга, часто протекают со схожей клинической симптоматикой.

Врач-стоматолог, занимаясь заболеваниями зубов и ротовой полости должен хорошо знать клинические проявления, принципы диагностики и лечения ЛОР-органов для своевременной дифференциальной диагностики и последующей тактики.


^ Тематический план лекций, практических занятий и тем для самостоятельного изучения по специальности 051302 – «Стоматология»

Распределение часов

^ Всего часов

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа

семестр

Форма контроля, семестр

108

18

54

36


7

Экзамен
^
Тематический план лекций



п/п

Наименования тем

Форма проведения

^ Кол-во часов

1.

Введение в оториноларингологию.

обзорная

1 час

2.

Морфо-физиологические особенности носа и околоносовых пазух. Дефекты и деформации наружного носа, неба, губы. Искривление перегородки носа, носовое кровотечение, фурункул, острый ринит.

Тематическая

1 час

3.

Хронический ринит. Хронические воспалительные заболевания околоносовых пазух, одонтогенный гайморит.

Тематическая

1 час

4.

Риносинусогенные орбитальные и внутричерепные осложнения.

Тематическая

1 час

5.

Морфо-физиологическая характеристика лимфаденоидного глоточного кольца. Классификация тонзиллитов. Ангина.

Тематическая

1 час

6.

Хронический тонзиллит, классификация, клиника, диагностика, лечение. Гипертрофия небных и глоточной миндалин (аденоиды).

Тематическая

1 час

7.

Структурные особенности и функции гортани. Отек и стеноз гортани, неотложная помощь.

Тематическая

1 час

8.

Слуховой анализатор.

Тематическая

1 час

9.

Вестибулярный анализатор.

Тематическая

1 час

10.

Острое гнойное воспаление среднего уха. Мастоидит.

Тематическая

1 час

11.

Хроническое гнойное воспаление среднего уха. Радикальная операция уха. Тимпанопластика.

Тематическая

1 час

12.

Отогенные внутричерепные осложнения: абсцесс мозга, менингит, этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение.

Тематическая

1 час

13.

Отогенные внутричерепные осложнения: тромбоз сигмовидного синуса, сепсис, этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение.

Тематическая

1 час

14.

Негнойные заболевания уха: нейросенсорная тугоухость. Ототоксические лекарственные препараты.

Тематическая

1 час

15.

Доброкачественные новообразования дыхательных путей и уха: эпидемиология и классификация,

тематическая

1 час

16.

Злокачественные опухоли верхних дыхательных путей и уха.

Тематическая

1 час

17.

Инфекционные гранулемы верхних дыхательных путей и уха.

Тематическая

1 час

18.

Профессиональный отбор и экспертиза в оториноларингологии.

Тематическая

1 час




^ Всего часов: 18.




1 час


Тематический план практических занятий



п/п

Наименования тем

Форма проведения

Кол-во часов

1.

Методика и техника эндоскопического исследования ЛОР-органов. Физиология носа, околоносовых пазух, влияние носового дыхания на развитие зубочелюстной системы.


Практическое занятие

8 ч

2.

Острые заболевания носа и околоносовых пазух: фурункул носа, ринит, одонтогенный гайморит, фронтит, этмоидиты, сфеноидит, гематома и абсцесс перегородки носа. Связь с заболеваниями зубов.

Хронические заболевания носа и околоносовых пазух, риносинусогенные орбитальные и внутричерепные осложнения. Связь с заболеваниям зубов.

Практическое занятие

8 ч

3.

Морфо-физиологическая характеристика лимфаденоидного глоточного кольца. Классификация тонзиллитов. Ангины, паратонзиллярный абсцесс, парафарингеальный абсцесс, заглоточный абсцесс, флегмона шеи. Связь с заболеваниями зубов.

Хронический тонзиллит, классификация, клиника, диагностика, лечение. Гипертрофия небных и глоточной миндалин (аденоиды).

Практическое занятие

8 ч

4.

Физиология и методы исследования гортани, трахеи. Заболевания гортани: острый и хронический ларингит, дифтерия.

Отек гортани. Стенозы гортани, диагностика, неотложная помощь.

Практическое занятие

8 ч

5.

Клиническая анатомия, физиология и методы исследования уха. Слуховой и вестибулярный анализаторы.

Практическое занятие

8 ч

6.

Воспалительные заболевания уха: наружный отит, артрит височно-нижнечелюстного сустава, паротит. Острое гнойное воспаление среднего уха. Мастоидит, заушной лимфаденит (дифференциальная диагностика). Связь с заболеваниями зубов.

Хронические воспалительные заболевания уха (мезотимпанит, эпитимпанит), лабиринтит. Негнойные заболевания уха. Нейросенсорная тугоухость, болезнь Меньера, отосклероз. Отогенные внутричерепные осложнения: менингит, абсцессы мозга, тромбоз сигмовидного синуса, сепсис.

Практическое занятие

8 ч

7

Опухоли верхних дыхательных путей и уха.

Инфекционные заболевания лор-органов.

Практическое занятие

8 ч

8

Неотложные состояния в оториноларингологии. Инородные тела, травмы, кровотечения из лор-органов. Профессиональный отбор и экспертиза в оториноларингологии.

Практическое занятие

8 ч




^ Всего часов: 64.









Тематический план самостоятельной работы

п/п

Наименования тем

Форма проведения

^ Кол-во часов

1.

Врожденные аномалии развития носа и околоносовых пазух, мягкого и твердого неба.

Презентации, тестовый контроль

4 ч

2.

Топографическая анатомия глотки, окологлоточного, заглоточного, паратонзиллярного пространств. Осложнения воспалительных заболеваний глотки, гортани и их связь с челюстно-лицевой областью. Медиастинит, клиника, диагностика, лечение, исход.

Реферат, тестовый контроль

6 ч

3.

Рожистое воспаление ЛОР-органов, клиника, диагностика, лечение.

Презентации, рефераты

4 ч

4.

Атипичные формы мастоидитов, дифференциальная диагностика с заушным лимфаденитом. Ход лицевого нерва, его заболевания и повреждения. Клиника, диагностика, принципы лечения.

тестовый контроль

4 ч

5.

Рак гайморовой пазухи, клиника, диагностика, лечение. Роль стоматолога в ранней диагностике рака гайморовой пазухи.

Презентации, тестовый контроль

4 ч

6

Деонтология и врачебная этика.

рефераты

4 ч




^ Всего часов: 26.









Время консультаций преподавателя.

Консультации студентов проводятся на кафедре ответственными преподавателями по дисциплине еженедельно согласно расписанию:



Преподаватель

День принятия отработки

Время

Касенова Д.С.

Понедельник

14 – 16 часов

Аженов Т.М.

Понедельник

16 – 18 часов

Папулова Н.М.

Вторник

14 – 16 часов

Кожибаева Б.Д.

Вторник

16 - 18 часов

Кудасов Т.Р.

Среда

14 – 16 часов

Мустафин А.А.

Четверг

14 – 16 часов

Жолдыбаева З.Т.

Пятница

14 – 16 часов


На кафедре проводятся заседания студенческого научного кружка ежемесячно.


^ Время проведения текущего и итогового контроля


Контроль

Время проведения ( неделя)

Рубежный контроль I

VIII

Рубежный контроль II

XVIII


^ 2.8. Задания для самостоятельной работы студентов (СРС)

п/п

Наименования тем самостоятельной работы

Задания

1.

Врожденные аномалии развития носа и околоносовых пазух, мягкого и твердого неба.

Изучить строение носа, анатомию околоносовых пазух, врожденные аномалии их развития

2.

Топографическая анатомия глотки, окологлоточного, заглоточного, паратонзиллярного пространств.

Осложнения воспалительных заболеваний глотки, гортани и их связь с челюстно-лицевой областью. Медиастинит, клиника, диагностика, лечение, исход.

Изучить топографическую анатомию глотки, окологлоточного, заглоточного и паратонзиллярного пространств. Проводить эндоскопическое исследование глотки.

Изучить топографическую анатомию клетчаточных пространств шеи. Знать этиологию, патогенез, клинику, диагностику медиастенита.

3.

Рожистое воспаление ЛОР-органов, клиника, диагностика, лечение.

Этиология, патогенез клиника рожистого воспаления ЛОР-органов, дифференциальная диагностика с воспалительными заболеваниями ЛОР-органов.

4.

Атипичные формы мастоидитов, дифференциальная диагностика с заушным лимфаденитом.

Ход лицевого нерва, его заболевания и повреждения. Клиника, диагностика, принципы лечения.

Знать локализацию воспалительного процесса в зависимости от формы атипичного мастоидита, тактику ведения таких больных.

Знать топографическую анатомию лицевого нерва, причины поражения и принципы лечения.

5.

Рак гайморовой пазухи, клиника, диагностика, лечение. Роль стоматолога в ранней диагностике рака гайморовой пазухи.

Знать классификацию злокачественных образований носа и ОНП, а также полости рта.

6.

Деонтология и врачебная этика.

Изучить основные принципы поведения врача с пациентами и коллегами.




Всего часов: 24.






^ 2.9. Список рекомендуемой литературы*


На русском языке

основная:

  1. Шеврыгин Б.В., Керчев Б.И. Болезни уха, горла и носа: учебник. – М., ГЭОТАР- Медиа, 2002.

  2. Козорез Е.С.. ЛОР заболевания: конспекты лекций для медвузов. – М., Владос пресс, 2005.

  3. Богомольский М.Р., Чистяков В.Р. Детская оториноларингология. – М., ГЭОТАР-Медиа, 2001.

  4. Пальчун В.Т., А.И. Крюков А.И. Оториноларингология. – М., Медицина, 2002.


дополнительная:

  1. Солдатов И.Б., Гофман В.Р. Оториноларингология. – СПб., 2001.

  2. Дискаленко В.В., Лавренова Г.В., Глухова., Е.Ю. соавт. /под ред. М.С. Плужникова. Справочник по оториноларингологии. СПб., 2002.

  3. Плужников М.С.. Консервативные и хирургические методы в ринологии. СПб., 2005.


На казахском языке

основная:

Тойбағаров С.Е., Овчиников Ю.М.. Құлақ, тамақ және мұрын аурулары. - Алматы, 1994.


Примечание:* - список литературы может обновляться и дополняться ежегодно.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Курс: III семестр: 7 Лекции: 18 часов Практические Занятия: 64 часа iconКурс 4, семестр VII лекции 10 (час) Практические занятия 24 (час) Всего 34 часа цели и задачи дисциплины

Курс: III семестр: 7 Лекции: 18 часов Практические Занятия: 64 часа iconКурс 4, семестр VII лекции 10 (час) Практические занятия 24 (час) Всего 34 часа цели и задачи дисциплины

Курс: III семестр: 7 Лекции: 18 часов Практические Занятия: 64 часа iconКурс 1 Семестр 2 Объем в часах всего 72 в т ч.: лекции 12 практические занятия 22

Курс: III семестр: 7 Лекции: 18 часов Практические Занятия: 64 часа iconКурс Обязательные элективы «Фантомный курс терапевтической стоматологии» (обязательный электив).
Понятие о кариесе зубов. Классификация кариозных полостей по Блэку. Принципы, этапы и техника препарирования...
Курс: III семестр: 7 Лекции: 18 часов Практические Занятия: 64 часа iconКурс Семестр Лекции Лаб занятия Всего часов Зачет

Курс: III семестр: 7 Лекции: 18 часов Практические Занятия: 64 часа iconКурс -III семестр … Факультет: лечебный Продолжительность занятия : 2 академических часов Место проведения:

Курс: III семестр: 7 Лекции: 18 часов Практические Занятия: 64 часа iconРабочая программа по неврологии Для специальности №040200 педиатрия Квалификация врач-педиатр
Самостоятельная работа – 62 часа (VII семестр – 26 часов, VIII семестр – 36 часов)
Курс: III семестр: 7 Лекции: 18 часов Практические Занятия: 64 часа iconТематический план практических занятий в осеннем семестре 2010 2011 учебного года. 2 курс, 3 семестр,

Курс: III семестр: 7 Лекции: 18 часов Практические Занятия: 64 часа iconКалендарно-тематический план лекций по ортопедической стоматологии III курс, VI семестр, 10 лекций

Курс: III семестр: 7 Лекции: 18 часов Практические Занятия: 64 часа iconТематический план занятий по медицинской подготовке (первая помощь в экстремальных ситуациях) Теоретические

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы