Курс 1 Семестр 2 Объем в часах всего 72 в т ч.: лекции 12 практические занятия 22 icon

Курс 1 Семестр 2 Объем в часах всего 72 в т ч.: лекции 12 практические занятия 22





Скачать 252.05 Kb.
НазваниеКурс 1 Семестр 2 Объем в часах всего 72 в т ч.: лекции 12 практические занятия 22
Шардина Любовь Андреевна
Дата28.03.2013
Размер252.05 Kb.
ТипРабочая учебная программа
Министерство образования и науки

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Кафедра анатомии, физиологии и валеологии


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


по дисциплине «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»


для направления «050100 – Педагогическое образование.

Профиль: Математика»

по циклу Б.3.В.02 – профессиональный цикл (вариативная часть)



^ Очная форма обучения

Курс – 1

Семестр – 2

Объем в часах всего – 72

в т.ч.: лекции – 12

практические занятия – 22

самостоятельная работа – 38

Зачет – 2 семестр

^

Заочная форма обучения


Курс – 1, 2

Семестр – 2, 3

Объем в часах всего – 72

в т.ч.: лекции – 2

практические занятия – 4

самостоятельная работа – 66

Зачет – 3 семестр




Екатеринбург 2011


Рабочая учебная программа по дисциплине «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»


ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Екатеринбург, 2011. – 22 с.


Составитель: Шардина Любовь Андреевна, доктор медицинских наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и валеологии УрГПУ


Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры анатомии, физиологии и валеологии УрГПУ


Протокол № 2 от 27. 10.2011г Зав. кафедрой _________ С.Н. Малафеева


^ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» предназначена для обучения студентов факультетов и институтов педагогического Университета, подготовлена с учетом требований ФГОС ВПО

Анализ заболеваемости учащихся свидетельствует о том, что растет процент больных детей, к моменту окончания школы только 10% выпускников могут считаться здоровыми.

В процессе обучения у многих школьников появляются нарушения зрения, осанки, нервно-психические проблемы, участились случаи отравлений, травмы. Здравоохранение обеспокоено ростом среди детских контингентов инфекционных заболеваний: гепатитов, кишечных инфекций, инфекций передающихся половым путем, остро стоит проблема наркомании и СПИДа.

Для решения этих проблем необходимы усилия не только медицины, но всего общества, системы образования и семьи. На данном этапе развития общества важным является профилактическое направление в отношении здоровья населения и в первую очередь детей и подростков, в связи с этим приоритетным является формирование принципов здорового образа жизни, начиная с детского возраста.

Другой важной предпосылкой для разработки данной программы следует считать необходимость овладения определенным объемом медицинских знаний и умений будущими педагогами и другими специалистами, связанными с организованными коллективами людей.

^ 1.1. Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины: формирование у студентов сознательного и ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья на основе принципов здорового образа жизни, а также приобретения навыков распознавания признаков неотложных состояний и умения оказывать первую доврачебную помощь, умений адекватно реагировать в случае развития эпидемического процесса.

^ Реализация цели предусматривает решение следующих задач:

  1. Ознакомить студентов с основными положениями современной концепции здорового образа жизни

  2. Ознакомить студентов с определением понятия «здоровый образ жизни», как биологическая и социальная проблема. Познакомить с принципами и методами формирования здорового образа жизни, факторами сберегающими и нарушающими здоровье

  3. Обучить будущих учителей методам профилактики, преодоления вредных привычек

  4. Дать определения понятиям здоровье и болезнь, индивидуальное и общественное здоровье

  5. Ознакомит с основами микробиологии и эпидемиологии, иммунологии

  6. Познакомить с клинической картиной неотложных состояний

  7. Познакомить с клинической картиной наиболее часто встречающихся инфекций

  8. Познакомить с клинической картиной травматических повреждений

  9. Обучить методам оказания помощи при неотложных состояниях, легочно-сердечной реанимации

  10. Обучить методам оказания помощи при травматических повреждениях

  11. Обучить студентов правильной тактике поведения в случаях появления инфекционных заболеваний в школе



^ 1.2. Место дисциплины в структуре ООП


Рабочая учебная программа дисциплины «Основы медицинских знаний» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) к минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра направления ООП «Б 3.13.02 – профессиональный цикл, вариативная часть»

Для усвоение дисциплины «Основы медицинских знаний» необходимы знания, умения, компетенции, полученные студентами в средней общеобразовательной школе. Студенты должны иметь представление о строении и функциях человеческого тела; уметь работать с литературой, использовать знания о современной естественнонаучной картине мира при освоении новых знаний. Студент должен владеть культурой мышления, навыками восприятия, анализа и фиксации информации, устной и письменной речью. Владение математическим аппаратом решения задач имеет значение успешности усвоения материала при изучении таких вопросов здоровья, здорового образа жизни, негативных факторов, влияющих на здоровье , неотложных состояний и оказания помощи при них.

Пререквизитом дисциплины «Основы медицинских знаний» является курс школьных предметов «Биология», «Анатомия человека», «Основы безопасности жизнедеятельности».

Дисциплина предназначена для студентов 1 курса, изучается в 2-ом семестре.

^ 1.3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины «Основы медицинских знаний» направлен на формирование следующих компетенций:

^ Общекультурные компетенции (ОК)

ОК-4 – Способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования;

ОК-5 – Готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья;

^ Профессиональные компетенции (ПК)

ПК-7 – Готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности;


Образовательные методики (формы проведения занятий)


  • Лекции с опорой на самостоятельно проработанные источники информации по проблеме

  • Семинары с применением активных форм обучения

  • Самоподготовка

  • Индивидуальные и групповые консультации

  • Круглый стол

  • Работа в малых группах, групповые обсуждения



Форма проверки развития (степени овладения) компетенции


Устный опрос (УО)

  • УО-1 – собеседование,

  • УО-2 – коллоквиум,

  • УО-3 – зачет.


Письменные работы (ПР)


  • ПР-1 – тесты,

  • ПР-2 – контрольные работы,

  • ПР-3 – эссе,

  • ПР-4 – рефераты,

  • ПР-7 – отчеты по научно-исследовательской работе студентов (НИРС).


Технические формы контроля.


  • ТС-1 – программы компьютерного тестирования,

  • ТС-2 – учебные задачи,

  • ТС-3 – комплексные ситуационные задания и т.д.


В результате изучения дисциплины «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» студент должен

Знать:

- о принципах и методах формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек

- о роли учителя в формировании здоровья учащихся и профилактике заболеваний

- о неотложных состояниях и их диагностике

- о характере детского травматизма

- о симптоматологии инфекционных заболеваний и мерах их профилактики.

Студент должен иметь представление:

- о нормативно-правовой базе охраны здоровья населения и других документах, направленных на охрану санитарно-эпидемиологического состояния окружающей среды и в области экологии;

- об иммунной системе и иммунитете и календаре прививок;

- об инфекционном и эпидемическом процессе;

- о роли государственных и негосударственных учреждений в сохранении здоровья детей.

Уметь:

-организовывать оздоровительно-просветительскую работу с учащимися, родителями с целью формирования сохранения и укрепления здоровья;

- уметь оказать помощь при неотложных состояниях;

- владеть приемами сердечно-легочной реанимации;

- уметь оказать помощь при травматических повреждениях (остановить кровотечение, наложить шину, повязку на рану, ожоговую поверхность)


Владеть:

основными навыками оказания первой неотложной помощи;

способами ориентации в профессиональных источниках информации;

способами совершенствования профессиональных знаний и умений

1.4. Объем дисциплины:

Курс «Основы медицинских знаний» общим объёмом 72 часов изучается в течение 2 семестра.


^ 2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»






Наименование темы

Всего часов

Аудиторная работа

Самостоятельная работа

лекции

практ. занятия

1

Введение. Основные понятия и определения дисциплины ОМЗ и ЗОЖ. Цель и задачи предмета. Определение понятий здоровье и болезнь. Индивидуальное и общественное здоровье.

4

2



4

2

Проблемы здоровья учащихся различных возрастных групп, факторы здоровья,

характеристика групп здоровья.

4

2




4

3

Основные группы инфекционных заболеваний. Меры профилактики. Клинические признаки отдельных инфекций.

4

2

4


6

4

Понятие о неотложных состояниях. Причины и факторы их вызывающие. Приемы оказания первой помощи при сердечно-сосудистой патологии.

6

2

4


4

5

Понятие о смерти и ее этапах. Основные предметы сердечно-легочной реанимации.

4

2

4


4

6

Характеристика детского травматизма. Раны и кровотечения. Оказание помощи. Переломы. Травматический шок. Оказание помощи.

6

2

6


4

7

Вредные привычки – фактор риска для здоровья. Профилактика вредных привычек.

6





4

8

Роль школы и семьи в сохранении здоровья детей

4



4


4

9

Роль государственных и негосударственных учреждений и организаций в сохранении здоровья детей

2






4




ИТОГО:

72

12

22

38



^ 3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Введение. Основные понятия и определения дисциплины ОМЗ и ЗОЖ.

Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема. Оп­ределение понятия «образ жизни». Системный подход к оценке образа жизни. Структура образа жизни. Показатели образа жизни: уклад, стиль, уровень, качество жизни. Основные пути формирования здоровья. Приоритеты здоро­вого образа жизни. Социально-психологические аспекты здорового образа жизни. Место образа жизни в структуре причин, обуславливающих современную патологию человека, влияние об­раза жизни на здоровье. Здоровый образ жизни как основа профилактики, решающее звено в сохранении и укреплении здоровья. Здоровье человека как предмет исследования. Определения понятия здоровье. Состояние здоровья отдельного человека (индивидуальное здоровье): сущность, особенности, показатели. Основные, виды подходов к категории здоровье. Мотивация и здоровье. Биосоциальная основа здоровья: поведение, наследственность, отношение, самооценка, об­раз жизни. Определение понятия общественное здоровье, показатели общественного здоровья. Предболезнь.

Тема 2. Проблемы здоровья учащихся различных возрастных групп, факторы здоровья, характеристика групп здоровья

Здоровье и болезнь как основные формы жизни. Учение о болезни. Структура болезни, ее лечение и возможные исходы. Нозологическая сущность болезни. Значение профилактических осмотров в ранней диагностике заболеваний. Первичная и вторичная профилактика заболеваний. Роль учите­ля и его место в первичной, вторичной и третичной профилактике заболева­ний.

Тема 3. Основные группы инфекционных заболеваний

Инфекционные болезни. Общие принципы: Этиология. Патогенез. Классификация инфекционных болезней. Инфекционные болезни в совре­менном обществе. Детские инфекции: скарлатина, корь, дифтерия, коклюш, краснуха, ветряная оспа, инфекционный паротит, гепатиты. Начальные сим­птомы, течение, пути распространения. Инкубационный период. Осложне­ния. Профилактика. Социальнозначимые инфекционные заболевания: СПИД, туберкулез. Формирование правильного отношения к больным и носителям возбудителей болезни. Особоопасные и карантинные инфекционные болезни. Эндемические территории. Международные правила по предупреждению инфекционных заболеваний. Заболевания, передаваемые половым путем. Венерические болезни как инфекционные заболевания: принципы диагно­стики, профилактики, обязательность лечения. Основы паразитологии. Гли­стные ивазии: принципы диагностики, профилактики.

Тема 4. Понятие о неотложных состояниях

Первая медицинская (доврачебная) помощь как возможность спасения чело­века при угрожающих его жизни состояниях. Краткая характеристика угро­жающих жизни состояний: кровотечение, кома, шок, асфиксия, остановка сердца, отравления, ожоги, отморожения и др. Первая медицинская помощь в порядке само- и взаимопомощи. Понятие об асептике и антисептике. Перевязочные материалы. Представления об иммобилизации. Медицинская аптечка: укомплектованность и назначение. Подручные перевязочные и иммобилизационные средства. Отравления. Отравления алкогольными сур­рогатами, лекарственными препаратами. Принципы оказания первой помо­щи. Отравления ядохимикатами, применяемыми в сельском хозяйстве, боту­лизм. Принципы оказания первой медицинской помощи при отравлениях. Укусы змей, первая помощь при укусах змей. Организация первой медицин­ской помощи при стихийных бедствиях, основой принцип этапности. Первый этап: максимально быстрое устранение действия повреждающих факторов. Второй этап: оказание первой медицинской помощи в соответствии с харак­тером повреждения. Третий этап: транспортировка с места бедствия и госпи­тализация в лечебное учреждение.

Тема 5. Понятие о смерти и ее этапах.

Смерть и ее этапы. Острая дыхательная недостаточность. Возможные причины. Основные при­знаки. Первая медицинская помощь: определение проходимости дыхатель­ных путей, техника проведения искусственной вентиляции легких (ИВЛ) способом изо рта в рот, изо рта в нос, изо рта в рот и нос. Положение больно­го при ИВЛ. Острая сердечная недостаточность. Остановка сердца. Возмож­ные причины и основные признаки. Техника непрямого массажа сердца. Признаки эффективности массажа сердца. Диабетическая кома. Гипер- и гопогликемическая кома. Основные симптомы. Первая медицинская помощь. Эпилептический припадок. Стадии эпилептического припадка и оказание медицинской помощи на каждый из них. Острые хирургические заболевания и повреждения органов брюшной полости (острый аппендицит, холецистит, перитонит). Объем доврачебной помощи. Основные клинические проявления желудочно-кишечных кровотечений и объем неотложной доврачебной по­мощи. Понятие об аллергенах, антителах и аллергической реакции. Схема развития аллергического шока. Первая помощь. Понятие о гипертонии. По­нятие о гипертоническом кризе, первая помощь. Факторы риска возникнове­ния гипертонической болезни.

Тема 6. Характеристика детского травматизма. Раны и кровотечения.

Причины кровотечений: заболевания, механические повреждения (пе­реломы, ушибы, разрывы, вывихи, растяжения, сдавления). Виды кровотече­ний: наружное и внутреннее, артериальное, венозное, смешанное, капилляр­ное, паренхиматозное. Основные признаки кровотечения в зависимости от места локализации: в полость груди, брюшную полость, в просвет полых органов. Первая медицинская помощь при внутреннем кровотечении различ­ной локализации. Первая медицинская помощь при наружном кровотечении. Основные виды остановки кровотечений: пальцевое прижатие, наложение давящей повязки, форсированное сгибание конечности, наложение жгута. Первичная обработка раневой поверхности, различные виды повязок. Откры­тые и закрытые переломы. Признаки переломов, вывихов, растяжений, уши­бов и их отличительные особенности. Иммобилизация поврежденной по­верхности: наложение шины, фиксирующей повязки. Понятие о травматиче­ском шоке. Показания и противопоказания к использованию обезболиваю­щих средств. Подготовка пострадавших к транспортировке и доставка в ле­чебное учреждение.

Виды черепно-мозговых травм. Три типа повреждения мозга: сотрясе­ние, ушиб, сдавление. Сотрясение головного мозга. Понятие о функциональ­ных нарушениях мозговой деятельности. Признаки сотрясения головного мозга и возможные последствия для пострадавшего. Тактика доврачебной помощи пострадавшему в посттравматическом периоде. Ушиб головного мозга. Основные клинические проявления при различных степенях ушиба головного мозга. Первая медицинская помощь при открытой и закрытой черепно-мозговой травме. Возможные стойкие последствия: парезы, парали­чи, расстройства речи, эпилептические припадки. Сдавление головного моз­га. Причины и последствия сдавления головного мозга. Первые клинические признаки. Первая медицинская помощь при подозрении на сдавление голов­ного мозга. Травмы позвоночника с повреждением головы и позвоночника. Правила транспортировки на щите и носилках.

Тема 7. Вредные привычки – фактор риска для здоровья.

Табакокурение, алкоголизм, наркомания, токсикомания. Негативное воздействие на организм ребенка. Клинические проявления наркомании. Степени алкогольного опьянения. Профилактика вредных привычек и методы борьбы с ними.

Тема 8. Роль школы и семьи в сохранении здоровья детей

Роль учителя в формировании здоровья учащихся и профилактике заболеваний. Организация оздоровительно-просветительской работы с учащимися и их родителями с целью формирования, сохранения и укрепления здоровья.


Тема 9. Роль государственных и негосударственных учреждений и организаций в сохранении здоровья

Дошкольные учреждения (государственные и частные), школы и гимназии, лечебно-профилактические и санаторно-курортные учреждения, общественные фонды и организации. Их вклад в сохранение здоровья детей. Нормативно-правовая база охраны здоровья населения.

^ Перечень тем лекционных занятий

  1. Введение. Основные понятия и определения дисциплины ОМЗ.

  2. Проблемы здоровья учащихся различных возрастных групп, факторы здоровья, характеристики групп здоровья.

  3. Основные группы инфекционных заболеваний.

  4. Понятия о неотложных состояниях.

  5. Понятие о смерти и ее этапах.

  6. Характеристика детского травматизма.

Перечень тем практических занятий

1. Основные группы инфекционных заболеваний. Клинические признаки отдельных инфекций. Меры профилактики

2. Понятия о неотложных состояниях.

3. Понятие о смерти и её этапах. Основные приёмы лёгочно-сердечной реанимации.

4. Характеристика детского травматизма. Раны и кровотечения. Оказание помощи.

5. Роль школы и семьи в сохранении здоровья детей

Примерные вопросы для контроля и самоконтроля

1. Понятие о дисциплине «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».

2. Понятие «здоровье» и «болезнь», факторы здоровья.

3. Группы здоровья и их значение в комплексном наблюдении детей дошкольного и школьного возраста.

4. Понятие об инфекционном процессе, его периоды.

5. Понятие об эпидемическом процессе, его звенья.

6. Понятие об эпидемическом очаге, карантине и обсервации.

7. Роль учителя в профилактике инфекционных заболеваний.

8. Понятие об иммунитете, виды иммунитета.

9. Календарь прививок.

10. Понятие об дезинфекции, дератизации, дезинсекции.

11. Гипертонический криз: проявления, неотложная помощь.

12. Боли в сердце (стенокардия, инфаркт миокарда): проявления, неотложная помощь.

13. Обморок и коллапс: причины, проявления, неотложная помощь.

14. Отек легких: проявления, неотложная помощь.

15. Бронхиальная астма: проявления, неотложная помощь.

16. Попадание инородных тел в дыхательные пути: проявления, неотложная помощь.

17. Лихорадки, острые респираторные инфекции, пневмония: проявления, неотложная помощь.

18. Ложный круп: проявления, неотложная помощь.

19. Анафилактический шок: причины, проявления, неотложная помощь.

20. Острая боль в животе: причины, неотложная помощь.

21. Желудочно-кишечное кровотечение: причины, проявления, неотложная помощь.

22. Острые отравления: причины, проявления, неотложная помощь.

23.Признаки и оказание неотложной помощи при гипер- и гипогликемических комах при сахарном диабете.

24. Признаки терминальных состояний, клинической и биологической смерти.

25. Легочно-сердечная реанимация: техника искусственного дыхания и наружного массажа сердца. Особенности реанимационных мероприятий у детей.

26. Оказание первой помощи при утоплении (истинном и вызванном внезапной остановкой сердца и дыхания).

27. Оказание первой помощи при поражении электрическим током.

28. Синдром сдавления: признаки, оказание неотложной помощи.

29. Первая помощь при солнечном и тепловом ударе.

30. Оказание первой помощи при отморожениях и общем замерзании.

31. Оказание первой помощи при термических ожогах.

32. Понятие о травмах. Травматический шок: стадии, первая помощь.

33. Понятие об асептике и антисептике. Их роль в профилактике инфекционных осложнений при травмах.

34. Понятие об открытых повреждениях. Раны: виды и правила оказания первой медицинской помощи.

35. Кровотечения: виды, способы временной остановки.

36. Ушибы, вывихи, растяжения: признаки и оказание первой помощи.

37. Переломы костей: определение, виды. Особенности переломов у детей. Оказание первой помощи.

38. Иммобилизация: понятие, правила наложения шины при переломах конечностей.

39. Ранения грудной клетки: признаки, правила оказания первой помощи.

40. Ранения живота: признаки, правила оказания первой помощи.

41. Травмы черепа, позвоночника и костей таза: признаки, правила оказания первой помощи, особенности транспортировки.

42. Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема. Медико-гигиенические аспекты ЗОЖ..

43. Формирование мотивации к ЗОЖ. Принципы и методы формирования ЗОЖ учащихся. Здоровьесберегающие функции учебно-воспитательного процесса.

44. Табакокурение: негативное воздействие на организм ребенка, профилактика и методы борьбы.

45. Алкоголизм: негативное воздействие на организм ребенка, профилактика и методы борьбы.

46. Наркомания: клинические проявления, негативное воздействие на организм ребенка, профилактика и методы борьбы.

47. Совместная деятельность школы и семьи в сохранении здоровья детей. Роль учителя в формировании здоровья учащихся и профилактике заболеваний.

48. Роль государственных и негосударственных учреждений в сохранении здоровья детей. Их вклад в сохранение здоровья детей. Нормативно-правовая база охраны здоровья населения.

49. Воздушно-капельные инфекции: клинические признаки, меры профилактики.

50. Кишечные инфекции: клинические признаки, меры профилактики.

51. Социальнозначимые инфекционные заболевания: СПИД, туберкулез. Признаки, меры профилактики.

52. Заболевания, передаваемые половым путем: признаки, меры профилактики.

53. Глистные инвазии: принципы диагностики, профилактики.

54. Правила наложения повязок.

^ 4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНО - ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема.

2. Структура образа жизни, показатели образа жизни: уклад, стиль, уровень качества жизни. Формирование мотивации к здоровому образу жизни.

3. Здоровье человека и окружающая среда. Оценка вредных факторов окружающей среды.

4. Санитарное законодательство. Роль государственных и негосударственных организаций и учреждений в сохранении здоровья детей.

5. Гигиеническое воспитание, санитарное просвещение.

6. Понятие «репродуктивное здоровье». Ранние половые связи и болезни, передаваемые половым путем, их распространение и меры профилактики. Сексуальная культура – фактор психического и физического благополучия молодежи.

7. Туберкулез и СПИД – социально значимые заболевания.

8. Венерические заболевания.

9. Особо опасные и карантинные инфекционные болезни.

10. Глистные инвазии.

11. Календарь прививок.

12. Понятие об асептике и антисептике.

13. Отравление алкогольными суррогатами, лекарственными препаратами, ядохимикатами. Оказание доврачебной помощи.

14. Здоровьесберегающая функция учебно-воспитательного процесса. Роль учителя в формировании здоровья и профилактике заболеваний.

15. Совместная деятельность школы и семьи в формировании здоровья и здорового образа жизни учащихся.

16. Факторы, благоприятно влияющие на здоровье учащихся: рациональное питание, оптимальный двигательный режим, закаливание, отсутствие вредных привычек, личная и школьная гигиена, благоприятный психологический климат.
^

Темы рефератов





  1. Пути или механизмы передачи инфекционных заболеваний. Классификация заболеваний в зависимости от механизма передачи возбудителя.

  2. Корь. Механизмы заражения, инкубационный период, клинические проявления, профилактика.

  3. Краснуха. Механизмы заражения, инкубационный период, клинические проявления, профилактика, осложнения.

  4. Скарлатина. Механизмы заражения, инкубационный период, клинические проявления, профилактика.

  5. Ветряная оспа. Механизмы заражения, инкубационный период, клинические проявления, профилактика.

  6. Дифтерия. Механизмы заражения, инкубационный период, клинические проявления, профилактика.

  7. Коклюш. Механизмы заражения, инкубационный период, клинические проявления, профилактика.

  8. Эпидемический паротит. Механизмы заражения, инкубационный период, клинические проявления, профилактика.

  9. Полиомиелит. Механизмы заражения, инкубационный период, клинические проявления, профилактика.

  10. Грипп. Механизмы заражения, инкубационный период, клинические проявления, профилактика.

  11. Острые респираторные заболевания. Механизмы заражения, инкубационный период, клинические проявления, профилактика.

  12. Туберкулёз. Механизмы заражения, инкубационный период, клинические проявления, профилактика.

  13. Дизентерия. Механизмы заражения, инкубационный период, клинические проявления, профилактика.

  14. Сальмонеллёз. Механизмы заражения, инкубационный период, клинические проявления, профилактика.

  15. Пищевые токсикоинфекции. Механизмы заражения, инкубационный период, клинические проявления, меры профилактики.

  16. Ботулизм. Механизмы заражения, инкубационный период, клинические проявления, профилактика.

  17. Столбняк. Механизмы заражения, инкубационный период, клинические проявления, профилактика.

  18. Гепатит А. Механизмы заражения, инкубационный период, клинические проявления, профилактика.

  19. Клещевой энцефалит. Механизмы заражения, инкубационный период, клинические проявления, профилактика.

  20. Роль учителя и воспитателя в предупреждении распространения инфекции в организованном коллективе.

  21. Классификация вредных привычек.

  22. Клинические признаки воздействия морфия.

  23. Клинические признаки воздействия опия.

  24. Клинические признаки воздействия амфетамина.

  25. Клинические признаки воздействия кокаина.

  26. Клинические признаки воздействия алкоголя.

  27. Клинические признаки воздействия никотина.


^ 5. УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


5.1. Рекомендуемая литература


Основная


1. Артюнина Г.П., Игнатькова С.А. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни: Учебное пособие для высшей школы .- 2-е изд., перераб.- М.: Академический проект, 2004 .- 560 с.

2. Голубев В.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов дошкольных факультетов высших пед. учебных заведений .- М.: Издательский центр «Академия», 2003 .- 146 с.

3. Дыхан Л.Б., Кукушкин В.С., Трушкин А.Г. Педагогическая валеология. Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. В.С. Кукушкина .- М.: ИКЦ «Март»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «Март», 2005 .- 528 с.

4. Жилов Ю.Д. Основы медико-биологических знаний. Учебник для студентов пед. вузов / Под ред. Ю.Д. Жилова .- Минск: Высш. шк., 2001 .- 256 с.

5. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактики болезней. Учебное пособие для студентов пед. Вузов .- М.: Академия, 2001 .- 320 с.

6. Мохнач Н.Н. Валеология. Конспект лекций .- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004 .- 256 с.

7. Соковня-Семенова И.И. Основы физиологии и гигиены детей и подростков с методикой преподавания медицинских знаний. Учебное пособие – М.: Академия, 1999 .- 138 с. (Педагогическое образование)

8. Соковня-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений .- М.: Академия, 2000 .- 208 с.

9. Чумаков Н.Н. Валеология. Избранные лекции. Учебник для вузов .- М.: Педагогическое общество России, 1999 .- 406 с.

Дополнительная



1. Баль Л.В., Барионов С.В., Горбатенко С.А. Педагогу о здоровом образе жизни детей. Книга для учит. – М.: Просвещение, 2005 .- 192 с.

2. Богоявленский И.Ф. Оказание первой медицинской, первой реанимационной помощи на месте происшествия и в очагах чрезвычайных ситуаций .- СПб.: «ОАО Медиус», 2005 .- 312 с., 3-е изд., дополненное и переработанное.

3. Елисеев Ю.Ю. Общая гигиена: Конспект лекций / Ю.Ю. Елисеев, И.Н. Луцкевич, А.В. Жуков и др.- М.: Эксмо, 2006 .- 192 с.

4. Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: введение в общую и прикладную валеологию. Учебное пособие для студентов вузов .- М.: ВЛАДОС, 2000 .- 192 с.

5. Колесников Д.В. Болезни поведения: воспитание здорового образа жизни .- М.: Дрофа, 2002 .- 192 с.

6. Майфат С.П., Малафеева С.Н. Контроль за физической подготовленностью в юношеском возрасте: Монография .- Екатеринбург, УГПУ, 2003 .- 132 с.

7. Маньков В.Д., Заграничный С.Ф. Опасность поражения человека электрическим током и порядок оказания первой помощи при несчастных случаях на производстве: Практическое руководство. 5-е издание, испр. и дополн.- СПб: НОУ ДПО УНИТЦ «Электросервис», 2006 .- 80 с., ил.

8. Маюров А.Н., Маюров Я.А. Уроки культуры здоровья. Алкоголь – шаг в пропасть. Учебное пособие для ученика и учителя 7-11 кл. Кн. 3 .- М.: Педагогическое общество России, 2004 .- 208 с.

9. Маюров А.Н., Маюров Я.А. Уроки культуры здоровья.Наркотики: выход из наркотического круга. Учебное пособие для ученика и учителя 7-11 кл. Кн. 4 .- М.: Педагогическое общество России, 2004 .- 192 с.

10. Маюров А.Н., Маюров Я.А. Уроки культуры здоровья. Табачный туман обмана. Учебное пособие для ученика и учителя 7-11 кл. Кн. 2 .- М.: Педагогическое общество России, 2004 .- 160 с.

11. Основы здорового образа жизни и профилактики болезней. Практикум по курсу. Автор-составитель – А.С. Яценко .- Екатеринбург, 2001 .- 34 с.

12. Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков .- М.: ТЦ «Сфера», 2005 .- 64 с.

13. Савельева Н.Ю. Организация оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях .- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005 .- 464 с.


^ 5.2. Информационное обеспечение дисциплины


  1. Сайт Интернет-экзамен

http\\fepo informica.ru index php menu=structs_demo


2. http://www.vimpel-v.com/shkola_gizni/med/pov.shtml


^ 6. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


При изучении данной дисциплины рекомендуется использовать:

  • учебно-наглядные пособия (таблицы, фантомы),

  • учебно-методические пособия,

  • раздаточный материал, ситуационные задачи,

  • тонометры, кровоостанавливающие жгуты, бинты, шины.



7. Сведения об авторах программы


1. Шардина Любовь Андреевна

доктор медицинских наук

профессор кафедры анатомии, физиологии и валеологии УрГПУ

рабочий телефон 336-13-47


2. Шардин Станислав Андреевич

доктор медицинских наук

профессор кафедры анатомии, физиологии и валеологии УрГПУ

рабочий телефон 336-13-47


Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Курс 1 Семестр 2 Объем в часах всего 72 в т ч.: лекции 12 практические занятия 22 iconКурс 4, семестр VII лекции 10 (час) Практические занятия 24 (час) Всего 34 часа цели и задачи дисциплины

Курс 1 Семестр 2 Объем в часах всего 72 в т ч.: лекции 12 практические занятия 22 iconКурс 4, семестр VII лекции 10 (час) Практические занятия 24 (час) Всего 34 часа цели и задачи дисциплины

Курс 1 Семестр 2 Объем в часах всего 72 в т ч.: лекции 12 практические занятия 22 iconКурс: III семестр: 7 Лекции: 18 часов Практические Занятия: 64 часа

Курс 1 Семестр 2 Объем в часах всего 72 в т ч.: лекции 12 практические занятия 22 iconКурс Семестр Лекции Лаб занятия Всего часов Зачет

Курс 1 Семестр 2 Объем в часах всего 72 в т ч.: лекции 12 практические занятия 22 iconТема Объем в часах

Курс 1 Семестр 2 Объем в часах всего 72 в т ч.: лекции 12 практические занятия 22 iconГраевская Н. Д., Долматова Т. И. Спортивная медицина. Курс лекций и практические занятия. В 2-х частях.

Курс 1 Семестр 2 Объем в часах всего 72 в т ч.: лекции 12 практические занятия 22 iconКурс лечебный факультет (второй семестр) План проведения практического занятия №12 Место проведения

Курс 1 Семестр 2 Объем в часах всего 72 в т ч.: лекции 12 практические занятия 22 iconКурс лечебный факультет (второй семестр) План проведения практического занятия №8 Место проведения

Курс 1 Семестр 2 Объем в часах всего 72 в т ч.: лекции 12 практические занятия 22 iconКурс лечебный факультет (второй семестр) План проведения практического занятия №11 Место проведения

Курс 1 Семестр 2 Объем в часах всего 72 в т ч.: лекции 12 практические занятия 22 iconКурс лечебный факультет (второй семестр) План проведения практического занятия №7 Место проведения

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы