Рабочая программа по неврологии Для специальности №040200 педиатрия Квалификация врач-педиатр icon

Рабочая программа по неврологии Для специальности №040200 педиатрия Квалификация врач-педиатр





НазваниеРабочая программа по неврологии Для специальности №040200 педиатрия Квалификация врач-педиатр
страница1/6
Дата27.03.2013
Размер0.55 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5   6
«УТВЕРЖДАЮ»

Волгоградский государственный медицинский университет


Проректор по учебной работе


______________профессор В.Б. Мандриков


« » апреля 2005 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по неврологии


Для специальности № 040200 - педиатрия

Квалификация – врач-педиатр

Факультет – педиатрический

Кафедра детских болезней педиатрического факультета

Курс – четвертый

Семестр – VII-VIII

Лекции – 36 часов (VII семестр – 20 часов, VIII семестр – 16 часов)

Экзамен – VIII семестр

Практические занятия – 89 часов (VII семестр – 37 часов, VIII семестр – 52 часа)

Всего часов - 125

Самостоятельная работа – 62 часа (VII семестр – 26 часов, VIII семестр – 36 часов).


Рабочая программа составлена на основании типовой программы по неврологии для студентов медицинских ВУЗов.


Типовая программа утверждена –

И н д е к с


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры детских болезней педиатрического факультета “ 6 “ апреля 2005 г. Протокол № 4.


Заведующий кафедрой профессор Е.И. Волчанский


Одобрено Учебно-методической комиссией педиатрического факультета.


27 апреля 2005 г. протокол № 8


Председатель профессор М.Ю. Соломин


Утверждено ЦМС Волгоградского государственного медицинского университета


27 апреля 2005 г. протокол № 3

^ 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НЕВРОЛОГИИ, ЕЁ МЕСТО В УЧЕБНОМ

ПРОЦЕССЕ НА ПЕДИАТРИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ.


ЦЕЛИ преподавания неврологии на педиатрическом факультете:


- углубленное изучение раздела заболеваний нервной системы, влияний на нервную систему неблагоприятных экологических факторов, интоксикаций, заболеваний связанных с нарушением обмена веществ и методов их диагностики;


- ознакомление с историей и современным состоянием мировой и отечественной клинической неврологии, организацией неврологической помощи в России;


^ Место неврологии в учебном процессе.


Неврология изучается студентами четвертого курса педиатрического факультета (VII – VIII семестр) после освоения программ по общей биологии, нормальной анатомии, нормальной физиологии, топографической анатомии, фармакологии, гигиены, пропедевтике детских болезней.

Неврология является одной из фундаментальных наук в системе медицинского образования и основывается на морфологических и клинических дисциплинах (биология, нормальная анатомия, нормальная и патологическая физиология).


^ Задачи изучения неврологии.


Согласно поставленным целям, и исходя из требований к подготовке кадров, целевыми задачами обучения являются:


1. Освоение студентами методики обследования нервной системы здоровых и больных людей, изучение важнейших аспектов клиники, методов диагностики и профилактики заболеваний нервной системы.


2. На лекциях и занятиях основным объектом изучения должен стать больной человек.


3. Знать важнейшие функциональные образования и проводящие пути нервной системы, основы нейрохимии.


4. Уметь обследовать нервную систему и выявить основные симптомы ее поражения.


5. Выработать навыки правильной диагностики, последовательной постановки синдромального, топического, патогенетического, этиологического и клинического диагнозов.


6. Освоить основные методы диагностики заболеваний, связанными с нарушением обмена веществ и проявляющихся неврологическими нарушениями.


7. Приобретение студентами пропедевтических навыков для правильного анамнеза и осмотра больного.


8. Овладение знаниями о природе наследственных заболеваний человека – этиологии, механизмов патогенеза, причин клинического полиморфизма в использовании этих знаний для дифференциальной диагностики.


^ Перечень практических навыков:


1. Знать основные клинические проявления, уметь диагностировать и знать принципы оказания экстренной помощи при:

а) поражении периферической нервной системы;

б) внутриутробных инфекционных поражениях нервной системы;

в) гидроцефалии;

г) неврозах;

д) эпилептических пароксизмах;

е) неэпилептических пароксизмах;

ж) невралгиях;

з) полиневропатиях;

и) пучковой (кластерной) цефалгии;

к) вегето-сосудистой дистонии;

л) церебральном гипертоническом кризе;

м) бульбарном синдроме;

н) отеке мозга;

2. Исследовать функции нервной системы - произвольные движения, чувствительность, координация движений, равновесие:

а) выявить степень пареза мышц;

б) исследовать мышечный тонус (спастический, пластический);

в) исследовать сухожильные и периостальные рефлексы;

г) исследовать кожные рефлексы;

д) исследовать рефлексы со слизистых (корнеальные, глоточные);

е) выявить патологические рефлексы (со стоп, с лицевой области);

ж) исследовать координацию движения (выявить атаксию, определить нистагм);

з) исследовать поверхностную, глубокую и сложные виды чувствительности.

и) определять наличие гемиплегии у больного в коматозном состоянии.

к) проводить пробы на гиперкинезы

3. Исследовать функции черепных нервов:

а) исследовать обоняние.

б) определить поля зрения.

в) исследовать функции глазодвигательнык нервов и зрачков.

г) исследовать функции тройничного нерва (чувстви­тельной и двигательной порции).

д) выявить различия между невралгией и невритом тройничного нерва.

е) исследовать функции лицевого нерва.

ж) выявить различия между центральным и перифериче­ским параличом лицевого нерва.

з) исследовать функции IX—Х нервов.

и) исследовать функции XII нерва.

к) исследовать точки выхода черепных и других нервов в области головы и шеи.

4. Выделить симптомы и сгруппировать их в синдромы расстройства функции нервной системы, понять принципы топической диагностики.

5. Исследовать менингиальные симптомы (Кернига, Брудзинского, ригидность мышц затылка).

6. Исследовать функции вегетативной нервной системы (рефлекс Ашнера, клиноортостатическая проба и др.).

7. Оценивать неврологический статус и выявлять неврологические нарушения у больных разного возраста.

8. Оценивать данные ликвора.

9. Оценивать данные краниографии и спондилографии.

10. Организовывать уход за больными в коматозном со­стоянии.

11. Организовывать диспансерное наблюдение за неврологическими больными, давать советы по профориентации детей с неврологической патологией, по рациональному трудоустройству инвалидов.


^

Перечень дисциплин



С указанием разделов (тем), усвоение которых студентами необходимо для изучения неврологии и психиатрии (на основе рабочих программ по указанным дисциплинам):



^ Учебная дисциплина

Разделы (темы), необходимые для изучения

неврологии и психиатрии

1. Биология

Биология клетки. Генотип и фенотип. Индивидуальное развитие: типы, периоды. Основы генетики: типы наследования, наследственные заболевания, методы исследования в генетике (генеалогический, популяционно-статистический, близнецовый, дерматоглифический, цитогенетический, биохимический).


^ 2. Нормальная анатомия

Строение и функции нервной системы. Анатомия головного и спинного мозга, черепно-мозговых нервов. Вегетативная нервная система: симпатический и парасимпатический отделы. Строение сенсорных систем.


^ 3. Нормальная физиология

Физиология вегетативных и соматических рефлексов. Функции головного и спинного мозга. Функции сенсорных систем. Клиническая анатомия и физиология мозгового кровообращения.

^ 4. Топографическая анатомия.

Строение нервной системы. Топографическая анатомия головного и спинного мозга, черепно-мозговых нервов. Особенности строения нервной системы у детей. Техника проведения люмбальной пункции.



^ 5. Латинский язык

Терминология


6. Фармакология

Классификация, механизмы действия и побочные эффекты лекарственных средств, применяемых в неврологии (ноотропы, сосудистые, седативные, гемодериваты, нейрометаболиты, и др.). Группы лекарственных средств, обладающие эмбриотоксическим и тератогенным действием.


7. Патологическая

физиология

Патологические механизмы возникновения гипертермии, воспаления, нарушения кровообращения (геморрагии, плазматическое пропитывание, тромбоэмболии и др.) нарушения тонуса вегетативной нервной системы (симпатикотония и ваготония). Принципы этиотропного, патогенетического и симптоматического лечения.


8. Гигиена

Гигиена детей и подростков. Формирование здорового образа жизни. Факторы, формирующие и деформирующие здоровье детей. Группы и критерии здоровья.


9. Педиатрия

Осмотр больного ребенка, оценка соматического статуса. Осмотр детей грудного возраста. Физиологические рефлексы новорожденных.




^ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.


Настоящая программа курса неврологии составлена для студентов медицинских институтов и учитывает реальные практические задачи работы врача различного профиля, так как в своей деятельности им непременно придется в том или ином объёме сталкиваться с диагностическими и организационными вопросами ведения неврологических больных.

Для студентов педиатрического факультета предусматривается изучение этиологии, патогенеза, клиники, диагностики, лечения, реабилитации и профилактики сосудистых, инфекционных заболеваний центральной нервной системы, поражение периферической нервной системы, наследственных заболеваний нервной и нервно-мышечной систем. Преподавание строится с учетом сравнительно-возрастного принципа изучения общей и частной невропатологии.

На лекциях и практических занятиях основным объектов изучения должен стать больной человек. Особое внимание на практических занятиях должно уделяться освоению студентами навыков обследования, постановке топического и клинического диагноза и выбора методики наиболее адекватного обследования.

При клинических разборах необходимо уделять внимание вопросам экспертизы временной и стойкой утраты трудоспособности, а также трудоустройства больных с заболеваниями нервной системы.

Приобретение знаний по проблеме аспектов клинической неврологии является крайне необходимым при подготовке врачей педиатров. Без понимания роли генетических факторов в природе заболеваний нервной системы нельзя эффективно проводить диагностику не только редких наследственных форм патологии нервной системы, но и широкого круга заболеваний с наследственной предрасположенностью, таких как сахарный диабет, язвенная и гипертоническая болезни, шизофрения, эпилепсия и другие.

В этой связи необходимо учитывать, что объектом наблюдения врача любой специальности должен стать не только больной, но и его семья.

Современный врач должен уметь на основании методов клинико-генетического обследования больного и его родственников выявить группы повышенного риска, которые в первую очередь должны стать объектом соответствующих профилактических мероприятий.

Подробно должны быть изучены, тесно связанные с общей медицинской практикой, экзогенные, экзогенно-органические и эндогенно-органические заболевания (инфекционные, интоксикационные, травматические и сосудистые поражения головного мозга и эпилепсия).

В конце практического курса рекомендуется проведение итогового занятия и диспансерного приема больных группой студентов под руководством преподавателя. Заключительное занятие цикла целесообразно провести под руководством профессора или доцента с разбором больных при активном участии студентов.

Такие занятия будут способствовать закреплению знаний основных разделов неврологии, необходимых будущим врачам любой специальности, лучшей ориентации в вопросах организационной помощи и врачебной тактики больным с обнаруженными нарушениями нервной системы.

^ В течение VIII семестра студенты выполняют учебно-исследовательскую работу (УИРС). УИРС выполняется индивидуально каждым студентом, носит теоретически-исследовательский характер. Темы УИРС отражают аспекты работы врача-педиатра. Отчет о проведенной УИРС представляется доценту или профессору.

Проведение УИРС позволит простимулировать исследовательскую работу, выработать навыки поиска необходимого материала по интернету и навыки самостоятельной работы, что необходимо в работе врача-педиатра.


^ 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ НЕВРОЛОГИИ


для студентов 4-го курса педиатрического факультета в VII семестре


ЛЕКЦИЯ 1


^ ВВЕДЕНИЕ В ДЕТСКУЮ НЕВРОЛОГИЮ. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОРФОЛОГИЯ

НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.


Понятие о детской неврологии. Задачи детской неврологии. Морфогенез нервной системы.

Анатомия нервной системы: ЦНС и ПНС. Принципы строения и функции нервной системы. Особенности развития головного и спинного мозга во внутриутробном периоде.

Главные этапы развития головного мозга человека и сроки формирования основных структур.

  1   2   3   4   5   6

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая программа по неврологии Для специальности №040200 педиатрия Квалификация врач-педиатр iconРабочая программа по медицинской генетике Для специальности n- 040200 «Педиатрия» Квалификация врач
Рабочая программа составлена на основании типовой программы по медицинской генетике для студентов...
Рабочая программа по неврологии Для специальности №040200 педиатрия Квалификация врач-педиатр iconРабочая программа хирургические болезни специальность 060103 «Педиатрия» Квалификация Врач-педиатр

Рабочая программа по неврологии Для специальности №040200 педиатрия Квалификация врач-педиатр iconРабочая программа по неврологии, нейрохирургии, детской неврологии для специальности Педиатрия (060103)

Рабочая программа по неврологии Для специальности №040200 педиатрия Квалификация врач-педиатр iconРабочая учебная программа по детским инфекционным болезням для специальности 060103 (040200) Педиатрия

Рабочая программа по неврологии Для специальности №040200 педиатрия Квалификация врач-педиатр iconПрограмма по неврологии и нейрохирургии для специальности 040200- педиатрия опд. Ф 10
В соответствии с действующими учебными планами преподавание нервных болезней и нейрохирургии осуществляется...
Рабочая программа по неврологии Для специальности №040200 педиатрия Квалификация врач-педиатр iconРабочая программа по гигиене с основами экологии человека, гигиене детей и подростков для специальности

Рабочая программа по неврологии Для специальности №040200 педиатрия Квалификация врач-педиатр iconПрограмма по дисциплине хирургические болезни детского возраста для специальности 040200 педиатрия

Рабочая программа по неврологии Для специальности №040200 педиатрия Квалификация врач-педиатр iconРабочая программа по гигиене с основами экологии человека для специальности 040400 Стоматология Факультет:
«Гигиена с основами экологии человека. Вг.» для специальности 040400 Стоматология, подготовленной...
Рабочая программа по неврологии Для специальности №040200 педиатрия Квалификация врач-педиатр iconРабочая программа общая хирургия специальность 060105 «Стоматология» Квалификация Врач-стоматолог

Рабочая программа по неврологии Для специальности №040200 педиатрия Квалификация врач-педиатр iconРабочая программа (для клинических интернов) по психиатрии для специальности 040115 врач-психиатр
Рабочая программа подготовки специалистов в интернатуре по специальности «Психиатрия» составлена...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы