|
Скачать 0.55 Mb.
|
«УТВЕРЖДАЮ» Волгоградский государственный медицинский университет Проректор по учебной работе ______________профессор В.Б. Мандриков « » апреля 2005 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо неврологии Для специальности № 040200 - педиатрия Квалификация – врач-педиатр Факультет – педиатрический Кафедра детских болезней педиатрического факультета Курс – четвертый Семестр – VII-VIII Лекции – 36 часов (VII семестр – 20 часов, VIII семестр – 16 часов) Экзамен – VIII семестр Практические занятия – 89 часов (VII семестр – 37 часов, VIII семестр – 52 часа) Всего часов - 125 Самостоятельная работа – 62 часа (VII семестр – 26 часов, VIII семестр – 36 часов). Рабочая программа составлена на основании типовой программы по неврологии для студентов медицинских ВУЗов. Типовая программа утверждена – И н д е к с Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры детских болезней педиатрического факультета “ 6 “ апреля 2005 г. Протокол № 4. Заведующий кафедрой профессор Е.И. Волчанский Одобрено Учебно-методической комиссией педиатрического факультета. 27 апреля 2005 г. протокол № 8 Председатель профессор М.Ю. Соломин Утверждено ЦМС Волгоградского государственного медицинского университета 27 апреля 2005 г. протокол № 3 ^ ПРОЦЕССЕ НА ПЕДИАТРИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ. ЦЕЛИ преподавания неврологии на педиатрическом факультете: - углубленное изучение раздела заболеваний нервной системы, влияний на нервную систему неблагоприятных экологических факторов, интоксикаций, заболеваний связанных с нарушением обмена веществ и методов их диагностики; - ознакомление с историей и современным состоянием мировой и отечественной клинической неврологии, организацией неврологической помощи в России; ^ Неврология изучается студентами четвертого курса педиатрического факультета (VII – VIII семестр) после освоения программ по общей биологии, нормальной анатомии, нормальной физиологии, топографической анатомии, фармакологии, гигиены, пропедевтике детских болезней. Неврология является одной из фундаментальных наук в системе медицинского образования и основывается на морфологических и клинических дисциплинах (биология, нормальная анатомия, нормальная и патологическая физиология). ^ Согласно поставленным целям, и исходя из требований к подготовке кадров, целевыми задачами обучения являются: 1. Освоение студентами методики обследования нервной системы здоровых и больных людей, изучение важнейших аспектов клиники, методов диагностики и профилактики заболеваний нервной системы. 2. На лекциях и занятиях основным объектом изучения должен стать больной человек. 3. Знать важнейшие функциональные образования и проводящие пути нервной системы, основы нейрохимии. 4. Уметь обследовать нервную систему и выявить основные симптомы ее поражения. 5. Выработать навыки правильной диагностики, последовательной постановки синдромального, топического, патогенетического, этиологического и клинического диагнозов. 6. Освоить основные методы диагностики заболеваний, связанными с нарушением обмена веществ и проявляющихся неврологическими нарушениями. 7. Приобретение студентами пропедевтических навыков для правильного анамнеза и осмотра больного. 8. Овладение знаниями о природе наследственных заболеваний человека – этиологии, механизмов патогенеза, причин клинического полиморфизма в использовании этих знаний для дифференциальной диагностики. ^ 1. Знать основные клинические проявления, уметь диагностировать и знать принципы оказания экстренной помощи при: а) поражении периферической нервной системы; б) внутриутробных инфекционных поражениях нервной системы; в) гидроцефалии; г) неврозах; д) эпилептических пароксизмах; е) неэпилептических пароксизмах; ж) невралгиях; з) полиневропатиях; и) пучковой (кластерной) цефалгии; к) вегето-сосудистой дистонии; л) церебральном гипертоническом кризе; м) бульбарном синдроме; н) отеке мозга; 2. Исследовать функции нервной системы - произвольные движения, чувствительность, координация движений, равновесие: а) выявить степень пареза мышц; б) исследовать мышечный тонус (спастический, пластический); в) исследовать сухожильные и периостальные рефлексы; г) исследовать кожные рефлексы; д) исследовать рефлексы со слизистых (корнеальные, глоточные); е) выявить патологические рефлексы (со стоп, с лицевой области); ж) исследовать координацию движения (выявить атаксию, определить нистагм); з) исследовать поверхностную, глубокую и сложные виды чувствительности. и) определять наличие гемиплегии у больного в коматозном состоянии. к) проводить пробы на гиперкинезы 3. Исследовать функции черепных нервов: а) исследовать обоняние. б) определить поля зрения. в) исследовать функции глазодвигательнык нервов и зрачков. г) исследовать функции тройничного нерва (чувствительной и двигательной порции). д) выявить различия между невралгией и невритом тройничного нерва. е) исследовать функции лицевого нерва. ж) выявить различия между центральным и периферическим параличом лицевого нерва. з) исследовать функции IX—Х нервов. и) исследовать функции XII нерва. к) исследовать точки выхода черепных и других нервов в области головы и шеи. 4. Выделить симптомы и сгруппировать их в синдромы расстройства функции нервной системы, понять принципы топической диагностики. 5. Исследовать менингиальные симптомы (Кернига, Брудзинского, ригидность мышц затылка). 6. Исследовать функции вегетативной нервной системы (рефлекс Ашнера, клиноортостатическая проба и др.). 7. Оценивать неврологический статус и выявлять неврологические нарушения у больных разного возраста. 8. Оценивать данные ликвора. 9. Оценивать данные краниографии и спондилографии. 10. Организовывать уход за больными в коматозном состоянии. 11. Организовывать диспансерное наблюдение за неврологическими больными, давать советы по профориентации детей с неврологической патологией, по рациональному трудоустройству инвалидов. ^ С указанием разделов (тем), усвоение которых студентами необходимо для изучения неврологии и психиатрии (на основе рабочих программ по указанным дисциплинам):
^ Настоящая программа курса неврологии составлена для студентов медицинских институтов и учитывает реальные практические задачи работы врача различного профиля, так как в своей деятельности им непременно придется в том или ином объёме сталкиваться с диагностическими и организационными вопросами ведения неврологических больных. Для студентов педиатрического факультета предусматривается изучение этиологии, патогенеза, клиники, диагностики, лечения, реабилитации и профилактики сосудистых, инфекционных заболеваний центральной нервной системы, поражение периферической нервной системы, наследственных заболеваний нервной и нервно-мышечной систем. Преподавание строится с учетом сравнительно-возрастного принципа изучения общей и частной невропатологии. На лекциях и практических занятиях основным объектов изучения должен стать больной человек. Особое внимание на практических занятиях должно уделяться освоению студентами навыков обследования, постановке топического и клинического диагноза и выбора методики наиболее адекватного обследования. При клинических разборах необходимо уделять внимание вопросам экспертизы временной и стойкой утраты трудоспособности, а также трудоустройства больных с заболеваниями нервной системы. Приобретение знаний по проблеме аспектов клинической неврологии является крайне необходимым при подготовке врачей педиатров. Без понимания роли генетических факторов в природе заболеваний нервной системы нельзя эффективно проводить диагностику не только редких наследственных форм патологии нервной системы, но и широкого круга заболеваний с наследственной предрасположенностью, таких как сахарный диабет, язвенная и гипертоническая болезни, шизофрения, эпилепсия и другие. В этой связи необходимо учитывать, что объектом наблюдения врача любой специальности должен стать не только больной, но и его семья. Современный врач должен уметь на основании методов клинико-генетического обследования больного и его родственников выявить группы повышенного риска, которые в первую очередь должны стать объектом соответствующих профилактических мероприятий. Подробно должны быть изучены, тесно связанные с общей медицинской практикой, экзогенные, экзогенно-органические и эндогенно-органические заболевания (инфекционные, интоксикационные, травматические и сосудистые поражения головного мозга и эпилепсия). В конце практического курса рекомендуется проведение итогового занятия и диспансерного приема больных группой студентов под руководством преподавателя. Заключительное занятие цикла целесообразно провести под руководством профессора или доцента с разбором больных при активном участии студентов. Такие занятия будут способствовать закреплению знаний основных разделов неврологии, необходимых будущим врачам любой специальности, лучшей ориентации в вопросах организационной помощи и врачебной тактики больным с обнаруженными нарушениями нервной системы. ^ УИРС выполняется индивидуально каждым студентом, носит теоретически-исследовательский характер. Темы УИРС отражают аспекты работы врача-педиатра. Отчет о проведенной УИРС представляется доценту или профессору. Проведение УИРС позволит простимулировать исследовательскую работу, выработать навыки поиска необходимого материала по интернету и навыки самостоятельной работы, что необходимо в работе врача-педиатра. ^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ НЕВРОЛОГИИ для студентов 4-го курса педиатрического факультета в VII семестре ЛЕКЦИЯ 1 ^ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. Понятие о детской неврологии. Задачи детской неврологии. Морфогенез нервной системы. Анатомия нервной системы: ЦНС и ПНС. Принципы строения и функции нервной системы. Особенности развития головного и спинного мозга во внутриутробном периоде. Главные этапы развития головного мозга человека и сроки формирования основных структур. |