|
Скачать 55.48 Kb.
|
Тема: Питание и пищеварение Цели и задачи урока:
познакомить учащихся с понятиеми «пищевые продукты», «питательные вещества», «пищеварение»; функции пищеварительной системы, роль питательных веществ; формировать навыки работы с с текстом, рисунками ,схемами учебника, компьютером и инструктивными карточками.
развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, умение обобщать; развивать навыки коммуникативного общения.
воспитывать самостоятельность мышления, бережного отношения к здоровью. Оборудование: модель торса человека, таблица “Схема строения органов пищеварения”, презентация “Строение и функции пищеварительной системы”, таблица «Калорийность и состав пищевых продуктов », презентация «Строение зубов». ^ изучение нового материала. Вид урока: урок с использованием компьютерных технологий. Методы обучения: поисковый, объяснительно-иллюстративный. Ход урока
-Тело любого живого вещества - от крохотной бактерии до огромного слона- содержит множество органических соединений и веществ. Они должны постоянно и в нужных количествах присутствовать в организме, чтобы поддерживать его нормальное существование. -Как называется процесс обеспечения организма веществами? (^ ). -Да, ребята, это процесс называется питанием. Питание и пищеварение, тема нашего урока( сообщение целей и задач урока) ^ -Потребность в нормальном существовании удовлетворяется за счет питания- ряда разнообразных процессов, включающих поступление в организм необходимых для поддержания жизнедеятельности веществ, их переваривание, всасывание и усвоение. Чтобы жить человек должен питаться , так же как и все живые организмы. Биологи установили, что питание осуществляет три функции, попробуем их назвать. ( ^ ). Для жизнедеятельности живого организма необходима энергия, которая выделяется при расщеплении сложных органических веществ, которые поступают вместе с пищей. -2 функция заключается в снабжении организма пластическим материалом, необходимым для создания новых клеток и внутриклеточных структур. -3 функция питания – снабжение организма биологическими активными веществами, необходимыми для жизнедеятельности- витамины, которые присутствуют в пище. (Запись в тетради) Любой поступающий в организм пищевой продукт состоит из питательных веществ. К питательным веществам относятся определенные группы химических соединений: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины, вода. Задание 1: рассмотреть на с.171 учебника рисунок « Химический состав тела человека» Задание 2:( Доска) Найдите на таблице «Калорийность и состав пищевых продуктов» продукты, наиболее богатые а) белками, б) жирами, в) углеводами. Назовите их. Посмотрите слайд №2 «Пищевые продукты и питательные вещества». Задание 3: На слайдах №3 и 4 прочитайте и запишите в тетради олределения, что такое питательные вещества, пищевые продукты и пищеварение. ^ -Почему вещества, пригодные для пищи, например молоко или куриный бульон, введенные прямо в кровь, вызывает гибель человека? ( Для того чтобы находящиеся во внешней среде пища могла снабдить нуждающийся в ней организм необходимыми в ней веществами и энергией, она должна быть преобразована в доступную для усвоения форму). -Живые организмы способны химически расщеплять пищу на вещества, которые могут всасываться и участвовать в обмене веществ. Поэтому для переваривания питательных веществ ( белков, жиров, углеводов), составляющих основу любой пищи, эволюция создала универсальный аппарат - пищеварительную систему, практически одинаковую у большинства позвоночных животных. Слайд№5 «Пищеварительная система» (определение). -Вспомните, какие отделы присутствуют в пищеварительной системе млекопитающих животных? ( Выполняется схема пищеварительного канала на доске). ^ -В чем сходство строения пищеварительной системы млекопитающих животных и человека? - Как вы думаете, почему столь большое сходство? ( Доска). Таблица « Схема строения органов пищеварения» -Назовите органы пищеварительного канала? Слайд №6 «Органы пищеварительной системы» -Какие органы не являются частью пищеварительного канала, как они соединяются? Рот(с зубами)-глотка-пищевод- желудок- (двенадцатиперстная кишка)тонкая кишка –(слепая кишка)толстая кишка –прямая кишка Слайд №7 Печень-(желчь) –пищеварительные железы( соки) Задание 4: (запись на доске) -Используя материал статьи «Функции пищеварительной системы» соотнесите с помощью стрелок функции пищеварительной системы (левый столбик) с сущностью каждого из них (правый столбик).
Проверьте правильно ли вы ответили: Слайд №8 «Функции пищеварительной системы» -Однако, прежде чем переварить пищу, ее надо добыть. Природа позаботилась об организмах, снабдив их органами захвата и измельчения пищи. -Какие органы человека способны выполнять такую функцию? -Это органы ротовой полости- губы, язык, зубы. Губы, язык, зубы - это органы речи. Вместе с этим губы и язык - органы чувств. Зубы и язык выполняют еще и механическую функцию дробления пищевых частиц: язык перелопачивает, перебрасывает пищевой комок, а зубы измельчают. Самыми сильными в нашем организме являются жевательные мышцы, способные развивать усилие до 400 кг. Просмотр презентации «Строение зубов» (выполнена учащимся) и организация беседы по вопросам:
-Название «молочные зубы», «зубы мудрости» даны Гиппократом. Зубы мудрости были хорошо развиты у древних ископаемых людей. У современных людей они несколько редуцированы, у 15% людей - отсутствуют на верхней челюсти. - По твердости эмаль зуба не уступает кварцу. -На укрепление зубов оказывает влияние витамины, особенно витамин Д. -Необходимость ухода за зубами впервые была основана А. Левенгуком в 18 веке. Рассматривая под микроскопом зубной налет, он обнаружил микробы, которые не исчезали даже после тщательного протирания зубов солью. -Какие правила ухода за зубами необходимо соблюдать всем людям и почему? Выполните, пожалуйста, опыт. Возьмите расческу и начешите на нее вату так, чтобы часть ее волокон застряла между зубьями расчески. Попробуйте удалить эту вату, двигая зубной щеткой слева направо так, как обычно трут зубы дети. А теперь то же самое сделайте движениями от основания зубьев расчески к их краям. Вата легко удаляется. Сообщения. « Основные поражения зубов» (кариес и парадантоз). Прослушивание и организация беседы ^ - Подведем итоги урока. Что нового вы узнали? Что вам понравилось, что показалось интересным? Достигли мы поставленных целей? - Если вас заинтересовали какие-то вопросы, вы можете обратиться к следующей литературе: «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека» А.Д.Зверева, «Про тебя самого», Н.Е. Макарова «Раздельное питание», сборник Ридерз Дайджест «15 минут в день для здоровья» 6. Д. з. с. учебника171-173, 175-176 7. Дополнительная работа. Выполнение тестовой работы. _ |
![]() |
«Питание и пищеварение» |
![]() |
Консультация для родителей "Витаминная азбука здоровья" Все самое ценное и полезное для правильного роста и развития наши малыши получают с продуктами питания.... |
![]() |
Практическое задание. Какое количство белка сохраниться в блюде, при первоначальном количестве 13,5г. |
![]() |
«Пищеварение» |
![]() |
Пища, потребляемая человеком, необходима для построения и функционирования его организма. Кроме того, Избыточное питание приводит к ожирению, спутниками которого часто оказываются "болезни цивилизации",... |
![]() |
4 Физиология пищеварения Пищеварение |
![]() |
Тема. Пищеварение в полости рта |
![]() |
Папка 3 – пищеварение, желудочно -кишечный тракт |
![]() |
Курение, аллергия, пищеварение, сон и сок tahitian noni |
![]() |
Тест по теме «Пищеварение и обмен веществ» I. Выберите правильный ответ |