Питание и пищеварение icon

Питание и пищеварение





Скачать 55.48 Kb.
Название Питание и пищеварение
Дата 25.01.2013
Размер 55.48 Kb.
Тип Документы
Тема: Питание и пищеварение

Цели и задачи урока:

  • Образовательные:

познакомить учащихся с понятиеми «пищевые продукты», «питательные вещества», «пищеварение»;

функции пищеварительной системы, роль питательных веществ;

формировать навыки работы с с текстом, рисунками ,схемами учебника, компьютером и инструктивными карточками.

  • Развивающие:

развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, умение обобщать;

развивать навыки коммуникативного общения.

  • Воспитательные:

воспитывать самостоятельность мышления, бережного отношения к здоровью.

Оборудование: модель торса человека, таблица “Схема строения органов пищеварения”, презентация “Строение и функции пищеварительной системы”, таблица «Калорийность и состав пищевых продуктов », презентация «Строение зубов».

^ Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок с использованием компьютерных технологий.

Методы обучения: поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Ход урока

  1. ^ Организационный момент

-Тело любого живого вещества - от крохотной бактерии до огромного слона- содержит множество органических соединений и веществ. Они должны постоянно и в нужных количествах присутствовать в организме, чтобы поддерживать его нормальное существование.

-Как называется процесс обеспечения организма веществами?

(^ Этот процесс называется питанием).

-Да, ребята, это процесс называется питанием. Питание и пищеварение, тема нашего урока( сообщение целей и задач урока)

^ 2.Изучение новой темы

-Потребность в нормальном существовании удовлетворяется за счет питания- ряда разнообразных процессов, включающих поступление в организм необходимых для поддержания жизнедеятельности веществ, их переваривание, всасывание и усвоение.

Чтобы жить человек должен питаться , так же как и все живые организмы.

Биологи установили, что питание осуществляет три функции, попробуем их назвать.

( ^ 1 функция- это энергетическая).

Для жизнедеятельности живого организма необходима энергия, которая выделяется при расщеплении сложных органических веществ, которые поступают вместе с пищей.

-2 функция заключается в снабжении организма пластическим материалом, необходимым для создания новых клеток и внутриклеточных структур.

-3 функция питания – снабжение организма биологическими активными веществами, необходимыми для жизнедеятельности- витамины, которые присутствуют в пище.

(Запись в тетради) Любой поступающий в организм пищевой продукт состоит из питательных веществ. К питательным веществам относятся определенные группы химических соединений: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины, вода.

Задание 1: рассмотреть на с.171 учебника рисунок « Химический состав тела человека»

Задание 2:( Доска) Найдите на таблице «Калорийность и состав пищевых продуктов» продукты, наиболее богатые а) белками, б) жирами, в) углеводами. Назовите их. Посмотрите слайд №2 «Пищевые продукты и питательные вещества».

Задание 3: На слайдах №3 и 4 прочитайте и запишите в тетради олределения, что такое питательные вещества, пищевые продукты и пищеварение.

^ 3.Постановка проблемы

-Почему вещества, пригодные для пищи, например молоко или куриный бульон, введенные прямо в кровь, вызывает гибель человека?

( Для того чтобы находящиеся во внешней среде пища могла снабдить нуждающийся в ней организм необходимыми в ней веществами и энергией, она должна быть преобразована в доступную для усвоения форму).

-Живые организмы способны химически расщеплять пищу на вещества, которые могут всасываться и участвовать в обмене веществ. Поэтому для переваривания питательных веществ ( белков, жиров, углеводов), составляющих основу любой пищи, эволюция создала универсальный аппарат - пищеварительную систему, практически одинаковую у большинства позвоночных животных.

Слайд№5 «Пищеварительная система» (определение).

-Вспомните, какие отделы присутствуют в пищеварительной системе млекопитающих животных? ( Выполняется схема пищеварительного канала на доске).

^ Рот - глотка-пищевод - желудок- тонкая кишка –толстая кишка –прямая кишка

-В чем сходство строения пищеварительной системы млекопитающих животных и человека?

- Как вы думаете, почему столь большое сходство?

( Доска). Таблица « Схема строения органов пищеварения»

-Назовите органы пищеварительного канала?

Слайд №6 «Органы пищеварительной системы»

-Какие органы не являются частью пищеварительного канала, как они соединяются?

Рот(с зубами)-глотка-пищевод- желудок- (двенадцатиперстная кишка)тонкая кишка –(слепая кишка)толстая кишка –прямая кишка

Слайд №7

Печень-(желчь) –пищеварительные железы( соки)

Задание 4: (запись на доске)

-Используя материал статьи «Функции пищеварительной системы» соотнесите с помощью стрелок функции пищеварительной системы (левый столбик) с сущностью каждого из них (правый столбик).

Секреторная

Движение пищи по пищеварительному каналу, ее перемешивание

Двигательная

Переход питательных веществ в кровь и лимфу

Всасывательная

Образование пищеварительных соков и их выделение в пищеварительный канал

Расщепление сложных органических соединений до более простых



Проверьте правильно ли вы ответили: Слайд №8 «Функции пищеварительной системы»

-Однако, прежде чем переварить пищу, ее надо добыть. Природа позаботилась об организмах, снабдив их органами захвата и измельчения пищи.

-Какие органы человека способны выполнять такую функцию?

-Это органы ротовой полости- губы, язык, зубы. Губы, язык, зубы - это органы речи. Вместе с этим губы и язык - органы чувств.

Зубы и язык выполняют еще и механическую функцию дробления пищевых частиц: язык перелопачивает, перебрасывает пищевой комок, а зубы измельчают. Самыми сильными в нашем организме являются жевательные мышцы, способные развивать усилие до 400 кг.

Просмотр презентации «Строение зубов» (выполнена учащимся) и организация беседы по вопросам:

  1. Какие типы зубов различают у человека?

  2. Что общего в строении резцов, клыков и коренных зубов?

  3. Чем они отличаются друг от друга и чем объясняются эти различия?

  4. Чем покрыта коронка зубов?

  5. Где находится дентин - плотное, похожее на кость вещество?

  6. Как называется мягкая часть в центре зуба?

  7. Почему происходит смена зубов?

-Название «молочные зубы», «зубы мудрости» даны Гиппократом. Зубы мудрости были хорошо развиты у древних ископаемых людей. У современных людей они несколько редуцированы, у 15% людей - отсутствуют на верхней челюсти.

- По твердости эмаль зуба не уступает кварцу.

-На укрепление зубов оказывает влияние витамины, особенно витамин Д.

-Необходимость ухода за зубами впервые была основана А. Левенгуком в 18 веке.

Рассматривая под микроскопом зубной налет, он обнаружил микробы, которые не исчезали даже после тщательного протирания зубов солью.

-Какие правила ухода за зубами необходимо соблюдать всем людям и почему?

Выполните, пожалуйста, опыт. Возьмите расческу и начешите на нее вату так, чтобы часть ее волокон застряла между зубьями расчески. Попробуйте удалить эту вату, двигая зубной щеткой слева направо так, как обычно трут зубы дети. А теперь то же самое сделайте движениями от основания зубьев расчески к их краям. Вата легко удаляется.


Сообщения. « Основные поражения зубов» (кариес и парадантоз). Прослушивание и организация беседы

^ 4. Общие выводы.

5. Итоги урока.


            - Подведем итоги урока. Что нового вы узнали? Что вам понравилось, что показалось интересным? Достигли мы поставленных целей?

             - Если вас заинтересовали какие-то вопросы, вы можете обратиться к следующей литературе: «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека» А.Д.Зверева, «Про тебя самого», Н.Е. Макарова «Раздельное питание», сборник Ридерз Дайджест «15 минут в день для здоровья»


6. Д. з. с. учебника171-173, 175-176

7. Дополнительная работа. Выполнение тестовой работы.


_

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Питание и пищеварение icon «Питание и пищеварение»

Питание и пищеварение icon Консультация для родителей "Витаминная азбука здоровья"
Все самое ценное и полезное для правильного роста и развития наши малыши получают с продуктами питания....
Питание и пищеварение icon Практическое задание. Какое количство белка сохраниться в блюде, при первоначальном количестве 13,5г.

Питание и пищеварение icon «Пищеварение»

Питание и пищеварение icon Пища, потребляемая человеком, необходима для построения и функционирования его организма. Кроме того,
Избыточное питание приводит к ожирению, спутниками которого часто оказываются "болезни цивилизации",...
Питание и пищеварение icon 4 Физиология пищеварения Пищеварение

Питание и пищеварение icon Тема. Пищеварение в полости рта

Питание и пищеварение icon Папка 3 – пищеварение, желудочно -кишечный тракт

Питание и пищеварение icon Курение, аллергия, пищеварение, сон и сок tahitian noni

Питание и пищеварение icon Тест по теме «Пищеварение и обмен веществ» I. Выберите правильный ответ

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы