|
Скачать 306.49 Kb.
|
Стоматология - Имплантология и реконструктивная хирургия полости рта МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Цель и задачи модуля^ ХИРУРГИЯ ПОЛОСТИ РТА» Цель: освещение теоретических и практических аспектов стоматологической (дентальной) имплантологии, возможностей реконструктивной хирургии полости рта. Задачи: - изучение общих и частных вопросов современного этапа развития стоматологической имплантологии; - освоение алгоритма диагностики, планирования и прогнозирования результатов имплантологического лечения; - изучение хирургических методик имплантологического лечения; - изучение подходов к предупреждению осложнений имплантологического лечения; - изучение показаний к проведению реконструктивных вмешательств при подготовке к дентальной имплантации. ^ Знать: - особенности организации процесса имплантологического лечения пациентов с дефектами зубных рядов; - медикаментозное сопровождение и инструментальное обеспечение имплантологического лечения; - современные методы диагностики состояния челюстных костей; - морфологические аспекты остеоинтеграции; - алгоритм планирования и проведения лечебно-реабилитационных мероприятий с использованием стоматологических имплантатов различных конструкций; - современные костнопластические материалы, используемые в стоматологической имплантологии; - показания и противопоказания для лечения пациентов с использованием стоматологических имплантатов; - хирургические протоколы различных методик имплантаций; - показания, виды и методики проведения реконструктивных операций при имплантологическом лечении; - этапы реабилитации после имплантологического лечения. Уметь: - обосновать целесообразность проведения имплантологического лечения; - формулировать показания и противопоказания к проведению имплантации; - определять последовательность запланированных этапов лечения; - оценивать объем и тип костной ткани в области предстоящей имплантации; - разъяснить пациенту целесообразность проведения реконструктивных операций, направленных на восстановление альвеолярной кости и мягких тканей в области имплантации. ^ - назначить диагностические мероприятия в рамках планирования имплантологического лечения; - определить показания и противопоказания к лечению с использованием стоматологических имплантатов. ^
^ .
Разделы модуля «Имплантология и реконструктивная хирургия полости рта» и виды занятий.
Лекции.
Практические занятия.
Лабораторные работы – не предусмотрены. Семинары – не предусмотрены. ^
Оценочные средства по итогам освоения модуля «Имплантология и реконструктивная хирургия полости рта», учебно – методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. ^
а) Исторические данные и предпосылки развития дентальной имплантологии. б) История открытия феномена остеоинтеграции. в) Нормативно-правовые аспекты стоматологической имплантации. г) Современное состояние отечественной имплантологии.
а) Суть феномена остеоинтеграции. б) Анатомические особенности строения челюстных костей. в) Виды дефектов и деформаций альвеолярной части челюстей. г) Общие и местные противопоказания для дентальной имплантации.
а) Основные и дополнительные методы обследования пациентов при лечении с использованием стоматологических имплантатов. б) Планирование имплантологического лечения. в) Этапы и принципы изготовления хирургических шаблонов. г) Хирургические инструменты используемые при дентальной имплантации. д) Фармакологическое обеспечение имплантации и реконструктивных операций полости рта.
а) Виды имплантатов и особенности различных имплантационных систем. б) Остеопластические материалы и их применение в реконструкции челюстей. в) Возможности различных реконструктивных вмешательств направленных на увеличение объема костной ткани. г) Синуслифтинг. Принципы подхода и этапы операции. д) Винирная пластика и межкортикальная остеотомия. Суть данных операций и техника проведения. е) «Сандвич» - пластика и методики направленной тканевой регенерации. Возможности данных методик и протокол проведения.
а) Особенности и общие принципы протезирования на имплантатах. б) Возможности протезирования на имплантатах с использованием различных имплантационных систем. в) Основные принципы реабилитации пациентов с частичным и полным отсутствием зубов. г) Конструкции различных видов протезов на дентальных имплантатах.
а) Классификация осложнений дентальной имплантации. б) Интраоперационные осложнения стоматологической имплантации. в) Первичные осложнения имплантологического лечения. г) Вторичные осложнения имплантологического лечения. д) Последовательность этапов имплантологического лечения. е) Особенности профессиональной гигиены при использовании дентальных имплантатов и проведении реконструктивных операций полости рта. ^ 1. Остеоинтеграция – это 1. Прямая структурная и функциональная связь между высокодифференцированной живой костью и поверхностью опорного имплантата, выявляемая на уровне световой микроскопии. + 2. Реакция организма на внедрение инородного тела, состоит в формировании фиброзной капсулы вокруг него. 3. Процесс образования соединительной ткани на поверхности имплантата. 4. Реакция кости на инородное тело, которое инкапсулируется посредством костного рубца. 5. Снижение общего объема костной ткани. 2. К биоинертным материалам относятся: 1. Нержавеющая сталь. 2. Хромокобальтовые сплавы. 3. Титан, цирконий. + 4. Гидроксиапатит. 5. Серебряно-палладиевые сплавы. 3. К биотолерантным материалам относятся: 1. Нержавеющая сталь. + 2. Титан и его сплавы. 3. Цирконий. 4. Тантал. 5. Трикальцийфосфат. 4. К местному противопоказанию для проведения дентальной имплантации относится: 1. Локализованный пародонтит. 2. Множественный кариес. 3. Патологическая стираемость твердых тканей зубов со снижением высоты прикуса. + 4. Отсутствие одного зуба. 5. Полная адентия. 5. Контактный остеогенез – это 1. Процесс регенерации костной ткани вокруг имплантата. 2. Процесс регенерации костной ткани непосредственно на поверхности имплантата. + 3. Восстановление участков кости после травмы. 4. Неадекватная минерализация органического костного матрикса при сохраняющейся в норме скелетной массе. 5. Снижение функциональной нагрузки на костную ткань. 6. Препарирование ложа под винтовые или цилиндрические имплантаты следует производить специально предназначенными для этого сверлами со следующей скоростью вращения, об/мин: 1. 200-300. 2. 500-800. 3. 1000-1500. + 4. 3000-5000. 5. 30000- 35000. 7. Чем определяется усилие затягивание винта, фиксирующего супраструктуру к имплантату? 1. Тактильными ощущениями врача. 2. Степенью подвижности супраструктуры. 3. Инструкциями по применению элементов системы имплантатов. + 4. Показаниями динамометрического ключа. 5. Приблизительно 30-40 дин/см. 8.О чем свидетельствует эффект «проваливания» при формировании ложа имплантата на верхней челюсти? 1. О перфорации верхнечелюстной пазухи. 2. О перфорации полости носа. 3. О перфорации поднутрения стенки альвеолярного отростка. 4. О выходе инструмента за пределы костной ткани. + 5. О переломе бора. 9.Что может привести к парестезии нижней губы после имплантации на нижней челюсти? 1. Травма нижнего луночкового нерва при формировании ложа для имплантата. 2. Сдавление нервного ствола установленным имплантатом. 3. Инъекционной травмой нервного ствола. 4. Травмой подбородочного нерва крючком при работе ассистента. 5. Все перечисленные факторы. + 10.Аллогенный материал это – 1. Специально обработанная трупная кость. + 2. Остеопластический материал синтетического происхождения. 3. Материал животного происхождения. 4. Субстрат для изготовления имплантатов. 5. Тонкая прослойка соединительной ткани на границе имплантата и костного ложа. 11. Ксеногенный материал это - 1. Специально обработанная трупная кость. 2. Остеопластический материал синтетического происхождения. 3. Материал животного происхождения. + 4. Субстрат для изготовления имплантатов. 5. Тонкая прослойка соединительной ткани на границе имплантата и костного ложа. 12.Аллопластический материал это -: 1. Специально обработанная трупная кость. 2. Остеопластический материал синтетического происхождения. + 3. Материал животного происхождения. 4. Субстрат для изготовления имплантатов. 5. Тонкая прослойка соединительной ткани на границе имплантата и костного ложа. 13.Основоположником и разработчиком имплантатов пластиночной конструкции считается: 1. Карл Миш. 2 .Чарльз Бабуш. 3. Марсель Миргазизов. 4. Пер-Ингвар Бранемарк. 5. Леонард Линков. + 14.Направленная тканевая регенерация - это: 1. Создание оптимальных условий для роста и созревания (развития) органотипичной костной ткани в области костных дефектов с применением мембранной техники. + 2. Комбинирование остеоиндуктивных и остокондуктивных материалов с целью оптимизации репаративных процессов в области костных дефектов. 3. Использование титановой сетки для избирательного прорастания костной ткани в полость дефекта. 4. Изоляция дефекта от окружающих его структур бедной тромбоцитарной плазмой. 5. Применение свободного соединительнотканного трансплантата в комбинации с костной стружкой. 15.Допустимой скоростью резорбции костной ткани вокруг винтового имплантата в каждый последующий год после первого года функционирования является 1. 3 мм. 2. 1 мм. 3. 0,2 мм. + 4. 0,5 мм. 5. 0,05 мм. 16.Минимальным расстоянием до стенки нижнечелюстного канала при постановке дентальных имплантатов в боковых отделах нижней челюсти является: 1. 2 мм. + 2. 4 мм. 3. 0,5 мм. 4. 1 мм. 5. 3 мм. 17. Что такое абатмент? 1. Супраструктура. + 2. Переходный модуль. 3. Аналог имплантата. 4. Фиксирующий винт. 5. Слепочный колпачок. 18.Для изготовления зубного протеза на имплантатах практикуется снятие оттисков: 1. 2-х этапной техникой базисным и коррегирующим слоем. 2. Гипсом с индивидуальной жесткой ложкой. 3. Альгинатной слепочной массой стандартной жесткой ложкой. 4. Индивидуальной жесткой ложкой силиконовой массой открытым или закрытым способом. + 5. Стандартной жесткой ложкой силиконовой массой закрытым способом. 19.Согласно определению Европейской федерации пародонтологов, периимплантит – это 1. Прогрессирующая резорбция окружающей имплантат костной ткани, вызванная и сопровождающаяся воспалительным процессом в мягких тканях окружающих имплантат. + 2. Воспалительный процесс в мягких тканях окружающих имплантат. 3. Очаговый остеомиелит, развивающийся в окружающей имплантат костной ткани. 4. Образование грануляционной ткани между костью и поверхностью имплантата. 5. Потеря остеоинтеграции и отторжение имплантата. 20. Выбор варианта проведения синус-лифтинга проводится на основании: 1. Количества отсутствующих зубов. 2. Вида имплантатов. 3. Имеющегося уровня костной ткани. + 4. Желания врача и пациента. Ситуационные задачи: № 1. Пациент К., 56 лет, направлен в хирургическое отделение на консультацию по поводу планирования и проведения лечения при помощи дентальных имплантатов. Обратился с жалобами на отсутствие зубов верхней челюсти, затрудненное пережевывание пищи. В анамнезе – ОРВи, ОРЗ, детские болезни, болезнь Боткина в 15-ти летнем возрасте. Повышенный рвотный рефлекс. Зубы на верхней челюсти удалялись в течении жизни по поводу хронических воспалительных процессов. Пациенту был изготовлен полный съемный протез, но удовлетворительной фиксации протеза достигнуто не было, а так же из-за повышенного рвотного рефлекса пациент пользоваться протезом не может. Объективно: при внешнем осмотре выявляется западение верхней губы, нарушение дикции при разговоре. При осмотре полости рта слизистая оболочка бледно-розового цвета, умеренно увлажнена. Отмечается наличие дефекта и деформации боковых отделов альвеолярного гребня верхней челюсти. Отсутствуют: 1.8-1.1,2.1-2.8, 3.5, 4.4, 4.6. Прикус – не фиксирован. На рентгенограмме – отмечаются дефекты альвеолярного гребня верхней челюсти в области отсутствующих 1.7-1.5, 2.4-2.8. В области отсутствующих 1.4-2.3 дефицита костной ткани не выявлено. В области зубов 3.1, 4.1 в проекции верхушек корней отмечается наличие очага деструкции костной ткани размером 1,5/1.0 см, с четкими границами. Вопросы и задания: Поставьте диагноз. Укажите, какую ортопедическую конструкцию необходимо изготовить в данной клинической ситуации и объясните почему? Ответы: 1. Полное отсутствие зубов верхней челюсти. Частичное отсутствие зубов нижней челюсти. Дефект и деформация альвеолярного гребня верхней челюсти в боковых отделах. Радикулярная киста нижней челюсти в области 3.1,4.1. 2. Съемный протез на балке с опорой на дентальные имплантаты установленные в передний отдел верхней челюсти. Это позволит обеспечить полноценную фиксацию протеза и уменьшить его базис т.к. у пациента выраженный рвотный рефлекс. № 2. Пациентка 28 лет обратилась в клинику для лечения последствий автомобильной травмы полугодовой давности. При ДТП пациентка получила полный вывих зубов 12, 11, 21. В последующем в поликлинике по месту жительства пациентке был изготовлен съемный частичный пластиночный протез на верхнюю челюсть, не удовлетворяющий ее по эстетике и фонетике. Пациентка с ее слов соматически здорова. Из перенесенных заболеваний отмечает детские инфекции. При обследовании пациентки выявлено: Состояние удовлетворительное, сознание ясное, ориентирована во времени и пространстве, поведение адекватно ситуации. Конфигурация лица не изменена. Кожа лица и шеи нормального цвета без повреждений. Регионарные лимфатические узлы не пальпируются. Открывание рта в пределах нормы. Слизистая оболочка полости рта и преддверия нормального увлажнения, бледно-розового цвета. Прикус ортогнатический. На верхней челюсти располагается частичный съемный пластиночный протез, замещающий отсутствующие 12, 11, 21 зубы. Протез при нагрузке не стабилен, искусственные зубы сильно отличаются от нативных по цвету. Альвеолярный отросток верхней челюсти в области отсутствующих зубов истончен из-за недостатка костной ткани с вестибулярной стороны. Десна в указанной зоне не изменена. Зубы верхней челюсти, соседствующие с дефектом стабильны, в цвете и подвижности не изменены. При снятии протеза отмечается сильное западение верхней губы. На представленной ортопантомограмме отмечается уменьшение высоты альвеолярного отростка верхней челюсти на 2 мм и увеличение его прозрачности. Вопросы и задания.
Ответы:
2. Методы лечения: а). Восстановление зубного ряда верхней челюсти путем изготовления несъемного мостовидного протеза с опорой на 13, 22, 23 зубы. б). Устранение дефекта верхней челюсти методами костной пластики или направленной тканевой регенерации с последующей или одномоментной дентальной имплантацией 3 имплантатов и последующим несъемным протезированием на имплантатах. 3. Дополнительное обследование в виде рентгеновской компьютерной томографии потребуется при выборе второго варианта лечения. № 3 Пациент 55 лет обратился в клинику с жалобами на подвижность коронки на имплантате. Имплантологическое лечение проводилось 2 года назад в другом лечебном учреждении, прекратившем свое существование. Пациенту в области отсутствующего зуба 4.6. был установлен имплантат фирмы Нобель, а в последующем изготовлена коронка на имплантате. Подвижность коронки появилась за полгода до обращения и постепенно нарастала. Из сопутствующих заболеваний пациент отмечает наличие гипертонической болезни, мочекаменной болезни. При обследовании отмечено: Состояние удовлетворительное. Сознание ясное. Конфигурация лица не изменена. Открывание рта в норме. Кожные покровы в цвете не изменены. Регионарные лимфатические узлы не пальпируются. Слизистая оболочка полости рта без патологии. Прикус прямой. Отсутствуют все третьи моляры и зуб 4.6, в области которого имеется имплантат с коронкой, последняя подвижна относительно имплантата как в вестибуло-оральном направлении, так и в мезио-дистальном. Шейка имплантата выстоит над уровнем десны, покрыта налетом. Вопросы и задания:
Ответы:
^ № 1.
№ 2.
^ а) основная литература: 1. Факторы риска в стоматологической имплантологии. Франк Ренуар Бо Рангерт, под научной редакцией проф. С.Ю. Иванова и проф. М.В. Ломакина. Издательский дом «Азбука», 2004.- 182с.: ил.
б) дополнительная литература: 1. Устранение осложнений имплантологического лечения. Марк Бер, Патрик Миссика, Жан-Луи Джованьоли, под научной редакцией русского издания проф. М.В. Ломакина. Издательский дом «Азбука», 2007.-355с. 2. Зубная имплантация. Проф. А.А. Кулаков, Ф.Ф. Лосев, Р.Ш. Гветадзе. Медицинское информационное агентство Москва, 2006.- 150с. 3. Имплантация зубов (хирургические аспекты). Практическое руководство. Проф. Т.Г. Робустова. М.: Медицина, 2003.-560с.: ил. 4. Практическая дентальная имплантология. Руководство, проф. И.У. Мушев, В.Н. Олесова, О.З. Фромович, 2-е изд., доп.-М.: Локус Станди, 2008.-498с.: ил. 5. Анатомия дентальной имплантации. Атлас по анатомии для имплантологов. Жан-Франсуа Годи, пер. с франц.-М.: МЕДпрессинформ, 2009.-248с.: ил. ^ - лечебные залы; - стоматологические инструменты; - стоматологические расходные материалы; - фотоаппарат; - проекционный аппарат; - ноутбук; - фантомы; ^ Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 10% аудиторных занятий (определяется требованиями ФГОС с учетом специфики ООП). Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 30% аудиторных занятий (определяется соответствующим ФГОС). Изучаемый в пределах семестра раздел дисциплины разбивается на темы. При этом темы построены таким образом, что обеспечивается непрерывная цепочка информации, в которой каждая последующая тема базируется на сведениях, почерпнутых студентами за предшествующий период обучения. В то же время текущая тема создает информационную платформу для последующих разделов. На каждую тему выделяется определенное количество часов, поделенных на занятия. Методически занятие состоит из трех взаимосвязанных структурных единиц: общения со студентом, контроля успеваемости и самостоятельной работы студента. В процессе общения со студентом преподаватель проверяет базовые знания обучаемых - опрос, и с использованием дополнительных средств обучения (фильмы, пособия и т.д.) дает им дополнительную информацию. Затем проводится текущий контроль усвояемости знаний. Он состоит из решения тематических ситуационных задач и тестирования. На занятиях разбирается каждый клинический случай. Каждый студент в течение семестра обследует, ведет пациента и пишет историю болезни. Часть занятий проходит в операционном блоке, где оперирующие хирурги проводят реконструктивные операции на челюстных костях и производят установку дентальных имплантатов. Оставшаяся часть занятия посвящается самостоятельной работе, во время которой, принимая тематических пациентов или работая с фантомами и учебными пособиями, студенты закрепляют полученные теоретические знания и совершенствуют мануальные навыки. По окончании изучения дисциплины проводится итоговый контроль, собеседование, проверка истории болезни, зачетный тестовый контроль. В конце Х семестра студенты сдают зачет. Самостоятельная работа с пациентами способствует формированию понятий деонтологии, аккуратности, дисциплинированности. Самостоятельная работа с литературой, написание рефератов, прием пациентов формируют способность анализировать медицинские и социальные проблемы, умение использовать на практике естественно-научных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности. заведующий учебной частью доцент, к.м.н. И.И. Солощанский заведующий кафедрой реконструктивной хирургической стоматологии и имплантологии ФПДО МГМ т СУ профессор, д.м.н. М.В. Ломакин |